Уровни формирования мировоззрения. Мировоззрение: определение, уровни и формы

Важно ли для человека его мировоззрение

Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:

Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.

Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.

Функции мировоззрения

В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.

Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.

Исторические типы мировоззрения

На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.

В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.

Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.

Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.

Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.

Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.

Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.

Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.

Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.

Уровни мировоззрения

Понятие мировоззрения содержит три уровня:

  1. Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
  2. Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
  3. Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.

Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.

Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.

Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.

Читать еще:  Сонник вылупление. К чему снятся Птенцы? Ассирийский сонник К чему снится Гнездо по соннику

Структура мировоззрения

Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.

Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).

Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.

Мировоззрение в философии

Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.

Философия (в переводе с др. греч. — любомудрие; любовь к мудрости) — это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.

Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.

В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.

Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.

Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

— всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

— в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

— человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Читать еще:  К чему снится отрезанная человеческая голова. К чему снится отрезанная голова человека

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

Обществознание. Теория. Мировоззрение.

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

Структура мировоззрения:

Формы мировоззрения.

  • Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
  • Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.
  • Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

Пути формирования мировоззрения:

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:

  • окружение человека, социальная среда;
  • социальные условия и государственное устройство.

Формы мировоззрения.

  • Обыденное мировоззрение. Формируется в повседневной жизни, основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на по­вседневные вопросы.
  • Религиозное мировоззрение. В его основе – вера в сверхъестественное, в Бога. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. Оно целостно, от­вечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.
  • Мифологическое мировоззрение. Основано на вере в мифы, в которых неосознанно подменяется реальность вымышленным содержанием. Основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира.
  • Научное мировоззрение. В его основе – научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой. Основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы чело­века.
  • Философское мировоззрение. Основано на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
  • Атеистическое мировоззрение. Основано на полном отрицании возможности существование бога, любых мистических и потусторонних сил.

В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.

Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:

Гуманистическое мировоззрение признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.

Человеконенавистническое мировоззрение основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.

Революционное в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.

Консервативное основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.

Уровни мировоззрения:

  • обыденно — практическое (или повседневное) мировоззрение – складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира; источники – чувства и эмоции;
  • рациональное (или теоретическое) возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата; источники – разум и рассудок.

Роль мировоззрения в жизни человека.

  • даёт ориентиры и цели в жизни,
  • показывает методы познания и деятельности,
  • формирует истинные ценности жизни и культуры.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение – 1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру; 3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества. Мировоззрение включает также переживания, эмоции, чувствования и представления человека, носит систематизированный характер.

Читать еще:  Преподаватель зельеварения в гарри поттере. Зельеварение — фанфик по фэндому «Роулинг Джоан «Гарри Поттер»», «Гарри Поттер

Мировоззрение включает компоненты:

1. Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;

2. Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;

3. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;

4. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

5. Менталитет – 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.

Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, установки. Субъекты (носители) мировоззрения: отдельный человек; группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); общество в целом.

Пути формирования: стихийный, осознанный.

Классификация типов мировоззрения:

А) определяется эпохой и временем, в которых живет человек. Можно выделить несколько исторических типов мировоззрения:

* мифологическое – свойственно для первобытного сознания и древних культур; в его основе – комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека.

* космоцентризм – свойственно для древних культур и связано с натурфилософией (Дао в Древнем Китае, фюсис (природа) и логос в Древней Греции);

* теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага;

* антропоцентризм – мировоззрение, которое возникло в эпоху Возрождения: «человек есть мера всех вещей» (Протагор);

* социоцентризм – свойственно для современности, определяется пониманием значимости для человека общественных отношений, формируется философией и обществознанием;

* знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм) – свойственное для современности мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о главном факторе общественного прогресса и основном средстве решения экологических и социальных проблем.

Б) по методологическим признакам (опираясь на различные познавательные способности человека):

* чувственно-образное – основывается на обыденных представлениях, формируется стихийно, в повседневном обиходе;

* эстетическое – связано с восприятием окружающего мира с точки зрения красоты;

* рационалистическое, или рационализированное (абстрактно-логическое, философское и научное) – может строиться на основе обобщения научных знаний, которые в нем синтезируются.

В) по видовым различиям:

* философское – теоретически обобщает опыт духовного и практического освоения мира человеком; философия выполняет важнейшую функцию, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе;

* религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни;

* научное – стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания; основывается на современных достижениях научного познания мира;

* обыденное – относительно или условно-объективно, является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

* суеверное – является необъективным и дезориентирует человека; искаженно воспринимает окружающий мир.

Г) по эмоциональной окраске:

В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.

Д) по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное и т. д.

В мировоззрении выделяют два уровня: 1) рационально-теоретический, 2) жизненно-практический.

Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим (человеколюбивым) или негуманистическим (человеконенавистническим); выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские.

Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. к. отражает потребности как общественного, так и личностно-духовного развития. В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным (например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования).

Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источники:

http://onona.online/samorazvitie/mirovozzrenie
http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8/
http://info.wikireading.ru/35280

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: