Урок обществознания 6 кл человек познает мир. “человек познает мир”

Презентация к уроку обществознания «Человек познает мир»

Презентация к уроку обществознание по теме «Человек познает мир» позволяет учителю сопровождать материал, который он преподает на уроке.

Интерактивное приложение к уроку позволяет обучающимся воспринимать информацию одновременно зрением и слухом, что повышает шансы усвоения материала.

Предлагаемая презентации подталкивает к диалогу, активному поведению, что стимулирует учащихся обучаться, развиваться и стремиться к более глубоким знаниям.

Целевая аудитория: для 6 класса

Автор: Семкова Наталья Владимировна
Место работы: МБОУ “СОШ №10” г. Нижняя Салда, Свердловской области
Добавил: аналитик

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 – 2018 Сообщество учителей-предметников “Учительский портал”
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Урок обществознания 6 класс.”Как человек познаёт мир”
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

1. Тема урока: Как человек познаёт мир. Глава 2. Познавая мир и самого себя.

2. Учебник: Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад РАО Бордовского, – М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.

3. Цель урока: Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.

4. Результативность обучения: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Богапова Маргарита Александровна
  2. МОУ «СОШ №1 р. п. Татищево»
  3. Учитель истории и обществознания
  4. Обществознание
  5. 6 класс
  6. Тема урока: Как человек познаёт мир. Глава 2. Познавая мир и самого себя.
  7. Учебник: Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад РАО Бордовского, – М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
  8. Цель урока: Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.
  9. Результативность обучения: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
  10. Тип урока: урок усвоения новых знаний
  11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая самостоятельная.
  12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Структура и ход урока

Проверка наличия на столах у учащихся учебников, тетрадей, дневников.

Читать еще:  Белый петух по соннику. Сонник: к чему снится Петух

Настраиваются на работу

-Что является главным органом, с помощью которого человек познаёт мир?

-Почему человеческий мозг учёные называют биологическим компьютером?

Головной мозг существует у большинства животных, и по своему объёму человеческий мозг даже уступает мозгу некоторых из них. И тем не менее только человек способен размышлять, думать о событиях, которые произошли в разное время, накапливать информацию и при необходимости передавать её другим.

Человек с древнейших времён пытается познать окружающий его мир, приобретая для этого новые знания и используя опыт предшествующих поколений.

– Как называется этот процесс?

– Как же человек познаёт мир?

– Хватит ли сегодня наших знаний чтобы ответить на этот вопрос?

Задача нашего урока сегодня суметь найти правильный ответ.

Запишите тему урока.

Записывают в тетрадь

Познание – это процесс приобретения новых знаний.

Записывают тему урока в тетради. Как человек познаёт мир. Слайд 2

Важнейшими инструментами, с помощью которых человек познаёт мир, являются его органы чувств.

– Какие органы чувств из курса окружающий мир в начальной школе вам известны?

Схема: чувственное познание

Органы чувств образно называют окнами в мир. Благодаря им мы ощущаем отдельные свойства предметов.

Опыт с мячом: даю в руки

Опишите, какой он.

. Когда вы играете в футбол. То не думаете о том, что мяч круглый, упругий, гладкий. Вы воспринимаете мяч как целостный предмет.

Подумайте, как мы можем сформулировать понятие восприятие ?

Ощущение и восприятие называются формами чувственного познания мира. Но есть еще одна форма чувственного познания мира представление.

Опыт с мячом: прячу за спину.

– Вы видите сейчас мяч?

– Каким он был? Опишите пожалуйста.

Послушайте звуки. Что вы представляете.

Комфортно ли играть в мяч под дождём?

Подумайте, как мы можем сформулировать понятие представление?

Давайте обратимся к схеме, о каких формах чувственного познания мы сегодня узнали?

Подумайте, это свойственно животным и человеку, или только человеку?

Французский философ Рене Декар сказал: «Я мыслю, следовательно, существую». Объясните значение этих слов.

Правильно, так что не стоит пренебрегать этим великим даром природы.

Мышление – высшая форма деятельности мозга человека, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями.

Ещё одна форма познания – рациональное познание (схема) :

Мы замечаем, что многие предметы и явления, несмотря на свои особенности имеют общие черты, Мы объединяем их в группы и даём общие названия. Эти общие названия принято именовать понятиями. (Схема)

Практическое задание : Попробуйте на своих представлениях о ромашках, одуванчиках, колокольчиках и розах сформировать понятие цветок.

О чём бы вы ни думали, всегда обнаруживаете, что мышление связано со словами. Мы говорим для того, чтобы выразить свои мысли. Передать ощущения и чувства.

Откроим учебник на стр.179 и прочитаем памятку 5. Как доказывать сои суждения.

Она нам пригодится при работе в группах.

К какому выводу вы придете, основываясь на следующих суждениях?

– Все мальчики 6 Б класса школы №1 хорошо играют в футбол.

– Рома учится в 6Б классе школы №1.

– Ребята, посмотрите на схему. Что является формами рационального познания. Подумайте, они свойственны только человеку или человеку и животным?

Читать еще:  Платье наизнанку по соннику. Одевать платье по соннику

Ответ: Глаза, уши, язык, кожа, нос.

Ответ: Круглый, упругий, жёлтый, гладкий

Формулируют и записывают в рабочую тетрадь:

Ощущение – отражение свойств предметов, возникающее в результате воздействия их на органы чувств.

Формулируют и записывают в рабочую тетрадь: Восприятие – это соединение ощущений, из которых в мозгу человека формируется целостный образ какого-либо предмета.

Отвечают на вопросы.

Слушают звуки природы. Отвечают на вопрос.

Формулируют и записывают в рабочую тетрадь:

Представление – это образ предмета или явления, который в данный момент сохранён в сознании и воспроизводится в памяти.

Ответ: ощущение, восприятие, представление.

Свойственно и животным и человеку, потому что у них есть органы чувств.

Ответ: При решении каких-то вопросов, задач, необходимо прежде подумать, потом принимать решение. Человек отличается от животных тем, что умеет думать.

Записывают в рабочую тетрадь под диктовку учителя.

Цветы – прекрасное создание природы. В цветке происходит опыление (обычно насекомым), здесь развивается плод. Цветок заканчивает собой стебель. (Детская энциклопедия)

Записывают в тетрадь

Понятие – единство главных свойств предметов и явлений.

Читают и разбирают памятку.

Записывают в тетрадь

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете и его свойствах.

Рома хорошо играет в футбол.

Записывают в тетрадь

Умозаключение – это вывод, результат наших суждений.

Формулируют вывод Вывод: Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания. Только человеку. (от лат ratio – «разум», «рассудок».)

Урок по обществознанию для 6 класса «Как человек познает мир»

Обществознание. 6 класс.

Тема: Как человек познаёт мир.

Тип урока: урок лекция.

Цели: образовательные: определить сущность понятия познание, его виды, формы.

Обучающие: совершенствование УУД:

Коммуникативных: умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владения монологической и диалогической формами речь.

Познавательных: умения находить и выделить необходимую информацию, умения выдвигать и обосновать гипотезу, умения структурировать информацию.

Личностных: умения дать нравственно – этическую оценку.

Регулятивных: умения ставить учебную задачу, оценить качество и уровень усвоения материала.

Воспитательные: формирование представления об ответственности за свое проведение.

1. Введение в тему урока

2. Определение сущности понятия познание, его виды и формы.

3. формирование представления об ответственности человека за своё поведение.

4. Закрепление пройденного материала

5. Подведение итогов.

Оборудование: компьютер, доска, учебник, тетрадь.

1. Введение в тему урока: зачитать изречение: Есть два вида сознания: одно посредством чувств. Другое – мысли. Учитель задаёт нваводящие вопросы для формулирования темы урока: Какие органы чувств вам известны?

Свойственны ли ощущения животным? Что такое восприятие и представление?

Ученики высказывают мнение: урок будет о чувствах, познание.

2. Определение сущности понятия познание, его виды и формы.

Запись в тетради: Познание – это процесс приобретения человеком новых знаний. Ученики демонстрируют перед одноклассниками различные формы ощущения человека и задает учитель вопрос:

1. С помощью каких органов чувств человек получает информацию об окружающем мире? Ученики записывают в тетради органы чувств.

2. Какую информацию человек может получить с помощью зрения? слуха? языка? обоняния? осязания?

Учитель: ребята, обратите внимание, что каждый орган чувств воспринимает какое – либо свойство предмета.

Читать еще:  Храм песчанской божьей матери. Песчанская икона Божией Матери в чем помогает и когда молиться? Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Песчанская»

Далее перед учениками на столе лежит муляж какого либо фрукта. Учитель предлагает ученикам вопрос: с помощью каких органов чувств они могут получить информацию об этом фрукте?

На основе высказанных учениками мнений составляется на доске схема из правильных ответов

Схема выглядит примерно так:

Формы , вкус, запах, и т.д.

Учитель обращает внимание на то, что соединение ощущений всех органов чувств формирует в мозгу человека целостное представление о предмете, т.е. его восприятие. Для доказательства высказанного мнения учитель предлагает устно описать до этого выставленный на показ предмет по памяти. Это чувственный образ, сохраненный в сознание человека и воспроизведённый по памяти.

Учитель далее задает вопросы:

1. По словам Демокрита существуют два вида познания: одно посредством чувств, другое –мысли. Как вы думаете, что он имел в виду?

Ученики: человек пытается осмыслить получаемую с помощью органов чувств информацию.

2. Человек обладает разумом. На латинском языке разум это рацио. Если с помощью разума мы познаем что – либо новое, как такое познание может называться?

3. Учитель демонстрирует перед учениками на одном из добровольцев костюм, рубашку, брюки и спрашивает: что вы видите на вашем товарище?

Учитель : одежда это общее понятие, которое объединяет все эти вещи. Понятие – одна из форм рационального познания. Т. е. понятие говорит об общих и существенных свойствах предметов.

Далее учитель показывает ученикам верхнюю одежду и костюм и спрашивает: что вы можете сказать об этой одежде?

Ученики: одежда бывает зимней и летней.

Учитель : то, что вы разделили одежду на зимнюю и летнюю это называется суждением. Вы высказали свое понятие, мнение о данных предметах. Т. е. вы сделали умозаключение. А умозаключение – это мысленная логическая связь нескольких суждений и выведение на их основе нового суждения.

Какой вывод можно сделать из ваших суждений об одежде?

Ученики: люди носят одежду по сезону.

Ученик на основе изученного составляют схему : Познание.

3. формирование представления об ответственности человека за своё поведение.

Учитель : для человека узнать что – либо новое, неопознанное – интересно и увлекательно. Человек с древних времен стремиться изведать мир, проникнуть в еще неизведанные области сознания. Ученикам можно показать картину дымящихся заводов и фабрик и спросить:

В свое время исследователи изобрели станки, оборудовали ими мануфактуры и превратили ручное производство в производство товаров на заводах и фабриках. В действие техника приводится с помощью энергии, отходы от выработки топлива выводится в атмосферу с помощью труб. Заводы одновременно выпускают товары, необходимые человеку для своей деятельности. Какие положительные и отрицательные стороны существуют у данного явления в истории человечества?

Ученики рассказывают о положительных и негативных последствиях возникновения заводов и фабрик.

Учитель: Как вы думайте, каких правил должны придерживаться люди, которые стремятся узнать что – то новое?

Ученики: их познавательная деятельность не должна вредить людям и природе.

4. закрепление изученного материала. Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания 1 – 8 к §5 учебника.

5. подведение итогов: озвучить отметки за урок.

Д/З. §5 задания 9-14, задания 15,16 по желанию.

Источники:

http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-78842
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/01/05/urok-obshchestvoznaniya-6-klasskak-chelovek-poznayot-mir
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kak_chelovek_poznaet_mir_180653.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: