Ученый эпикур. Эпикур биография кратко

Ученый эпикур. Эпикур биография кратко

Краткая биография Эпикура (341 до н. э. – 270 до н. э.).

Эпикур – древнегреческий философ, материалист, основатель эпикуреизма. Его учение оказало существенное воздействие на философию поздней античности и Нового времени. Некоторые сведения о биографии философа и его учении сохранились благодаря трудам Диогена Лаэртского и Лукреция Кара.

Родился Эпикур в промежутке между 342-341 гг. до н. э., был уроженцем Самоса. Его отец Неокл родился в Афинах и работал школьным учителем. Интерес к философии пробудился у Эпикура еще в подростковом возрасте. 18-летним юношей он прибыл в Афины. Какое-то время жил в Малой Азии, г. Колофоне, вместе с отцом, когда после кончины А. Македонского регент Македонии Пердикка изгнал с Самоса всех афинян. Там у Эпикура появились ученики, а в 32 года он уже был основателем собственной философской школы.

Изначально местом ее расположения был о. Лесбос, Митилены; позднее философ и ученики обосновались у пролива Дарданеллы в Лампсаке. В 306 г. до н. э. школа переехала в Афины, где Эпикур прожил до конца своих дней. Для размещения школы Эпикур купил сад, поэтому за последователями его учения закрепилось название «философы Сада». Эта школа являла собой основного оппонента стоицизма и в эпоху эллинизма стала одной из наиболее влиятельных. Умер Эпикур в 271 или 270 г. до н. э., по сообщению Диогена Лаэрского, из-за камней в почке.

Творческая биография Эпикура была весьма интенсивной и плодотворной. Ему приписывается около 300 сочинений, но до наших времени сохранились только завещание, афоризмы и некоторое количество писем. Эпикурейскую философию делят на 3 категории – этику, канонику, т.е. учение о познании, и физику. В отличие от стоиков, которые считали разум истинной природой человека, Эпикур видел в этой роли способность чувствовать. С его точки зрения, смыслом жизни человека и конечной ее целью является достижение удовольствий.

Удовольствие философ, в свою очередь, понимал как отсутствие страха и страстей, достающихся людям от природы. Страдания могут также возникать из-за неудовлетворенных желаний. Эпикур делил желания на несколько категорий: естественные и необходимые; естественные, но не необходимые; и наконец, вздорные – к примеру, стремление к богатству или славе. Причиной несчастья многих людей являются попытки удовлетворить бессмысленные и непомерные желания, а подлинное наслаждение может получить тот, кто обладает способностью ограничиваться минимумом, которого легко достичь. Высшее же наслаждение, по Эпикуру, – это мудрость, невозмутимый покой души, дружба и справедливость.

Философ Эпикур Самосский. Эпикурейство или Эпикуреизм кратко.

Удовольствие и страдание, счастье и несчастье, добро и зло, страх и свобода – вечные проблемы человеческой жизни. Эпикур считает, что высшее назначение философии – вести человека к счастью, поэтому «Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно». Этические учения, согласно которым счастье является высшей целью человеческой жизни, называются эвдемонизмом (греч. – счастье, блаженство).

Эпикур биография кратко. Сад Эпикура.

Философ Эпикур родился в 341 году до нашей эры. Юность он провел на греческом острове Самос (Эпикур был сыном афинского переселенца). В 322 году афинские переселенцы были изгнаны с острова Самос. Некоторое время Эпикур жил в Малой Азии. Там он изучал философию у Навзифана – последователя Демокрита. В 311 году Эпикур основал философскую школу сначала в Митилене, затем в Лампаске, а в 307 году в Афинах («Сад Эпикура») – общество друзей и единомышленников, включая женщин и детей. Надпись на воротах там гласила «Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие – высшее благо»; при входе стоял кувшин с водой и лепешка хлеба – символ того, как в действительности эпикурейцы понимают удовольствие. Эпикур говорил: «Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом и водою, я плюю на дорогие удовольствия не за них самих, но за неприятные последствия их». Продолжительное время Эпикур испытывал телесные страдания от болезни, но они были не властны над ним. Накануне смерти он писал другу: «Боли мои … уже так велики, что больше стать не могут; но во всем им противостоит душевная моя радость при воспоминании о беседах, которые были между нами» (Диоген Лаэртский). Эпикур умер в 270 году до нашей эры.

Читать еще:  Если приснился сон что выходишь замуж. Выходить замуж во сне

Философское учение Эпикура. Атомизм Эпикура

Философию Эпикур подразделяет на три взаимосвязанные части – канонику (теорию познания), физику (учение о природе) и этику, при этом преобладающее значение в философии Эпикура имеет этика. Эпикур материалист, последователь атомистического учения Демокрита. В теории познания он исходит из истинности ощущений.

Этика Эпикура кратко. Учение Эпикура о счастье

Этика эпикурейцев, как и этика киренаиков, основана на принципе удовольствия, однако удовольствие Эпикур понимает иначе.

В своей философии Эпикур определяет удовольствие не позитивно, как киренаики, а негативно – как отсутствие страдания. Позитивное понимание удовольствия означало бы признание того, что человек в чем-то ощущает недостаток. Эпикур же, определяя удовольствие негативно, подчеркивает, что человеческий индивид может и должен находить удовлетворение в самом себе.

В эпикуреизме удовольствие имеет ценность не само по себе, а потому что ведет к счастью; Эпикур имел в виду не мимолетное наслаждение, временное и преходящее, а устойчивое удовольствие. Оно связано не только с настоящим моментом, но и с прошлым и будущим, с воспоминаниями и надеждами.

Борясь с искажениями своего учения, Эпикур поясняет, что счастьем он считает не наслаждения развратников и чревоугодников, а безмятежную, лишенную телесных страданий и свободную от душевного беспокойства жизнь. Состояние внутреннего душевного покоя, безмятежности называется атараксией (греч. – невозмутимость).

И достигается счастье, утверждает Эпикур, благодаря избавлению от страданий. Что же чаще всего вызывает страдания? – несбыточные желания и различные страхи.

Все удовольствия Эпикур разделил на: а)естественные и необходимые; б)естественные, но не необходимые; в)неестественные и не необходимые. Первые – ограничены и легко добываются, поэтому именно они являются источником счастья. Другие простираются до бесконечности, погоня за ними делает человека все более зависимым от внешнего мира, отсутствие их ощущается как страдание. Но ограничение желаний необходимо не для того «… чтобы всегда пользоваться немногим, а затем, чтобы довольствоваться немногим, когда не будет многого…» – подчеркивает Эпикур.

Считая удовольствие от природы родственным человеку благом, Эпикур советует отдавать предпочтение не всякому удовольствию, а только тому, за которым не следуют более значительные неприятности; и наоборот, не избегать боли, если за ней следует большее удовольствие.

Хотя Эпикур говорит, что началом и корнем всякого блага является «удовольствие чрева», но он же советует: ешьте меньше – из боязни несварения; пейте мало – из боязни похмелья и.т.д.

Итак, условием счастья Эпикур называет «трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания». «Это оно учит, что нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно»

Философское учение Эпикура о преодолении страха и страстей, препятствующих счастью

Эпикур утверждает, что философия освобождает человека от трех страхов, мешающих ему быть счастливым: страха перед богами, страха перед необходимостью и страха смерти.

Эпикур о боге и страхе перед богами

1. Эпикур отрицает вмешательство богов в дела людей. Божественный промысел он считает вымыслом толпы. Эпикур видит в богах воплощение его нравственного идеала, осуществленное счастье. Бог – это блаженное и бессмертное существо, которое и само не имеет хлопот и другому их не причиняет, так что он ни благоволит и не гневается.

Эпикур о страхе перед необходимостью

2. Страх перед природной необходимостью, как утверждает Эпикур, еще хуже, чем страх перед богами. «В самом деле, лучше верить басням о богах, чем покоряться судьбе, выдуманной физиками, – басни дают надежду умилостивить богов почитанием, в судьбе же заключена неумолимая неизбежность»

Читать еще:  К чему снится слышать дату во сне. К чему снится Дата во сне, сонник видеть Дату что означает? Сонник - Даты и числа

Свободу человека от тотального подчинения законам природы Эпикур доказывает, обращаясь к рассмотрению самой природы. Выступая против учения Демокрита об абсолютном господстве в природе необходимости, Эпикур вводит принцип самопроизвольного отклонения атомов от необходимых линий движения, тем самым признавая наряду с необходимостью в природе возможность случая. Таким образом, свобода воли человека заложена в самом фундаменте бытия.

Эпикур о страхе смерти

3. Смерть, считает Эпикур, не имеет отношения к человеку, поскольку он не может ее ощутить как таковую. Вслед за Демокритом в учении о душе Эпикур отрицает ее бессмертие, а значит и способность ощущения после смерти. «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют. Если смерть не страшна сама по себе, то почему должна быть страшна мысль об ее приходе?

Освобождение от надежды на бессмертие ставит на первое место не продолжительность жизни, а ее качество. «А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пищу он выбирает не более обильную, но самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным.

Эпикур об обществе

Эпикур был провозвестником договорной теории общества. Общественный договор, по его мнению, заключается с целью обеспечения взаимной пользы и безопасности. Однако в целях сохранения спокойствия души Эпикур советовал жить незаметно, избегая борьбы за мнимые ценности: власть, почести и богатство.

Среди добродетелей на первое место Эпикур ставил мужество, умеренность и справедливость. В отношениях между людьми выше всего он ценил дружбу.

Философская школа эпикурейцев

Эпикуреизм (эпикурейство) – философское направление, получившее название по имени своего основателя, просуществовало шесть веков. Наиболее ярким представителем эпикуреизма в Римской империи стал Лукреций Кар (ок.99 – 55 до н.э.). Последователи Эпикура реализовывали его философию на практике. И, вероятно, были счастливы!

Автор: Галина Зубец

Основные философские труды Эпикура

Эпикур создал более трехсот философских сочинений, из которых до наших дней дошли лишь фрагменты. Основными источниками знаний о философском учении Эпикура являются сочинение его последователя Лукреция Кара “О природе вещей” и труд Диогена Лаэртского “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.”

Эпикур (биография)


Существуют люди, с совершенно иным взглядом на мир, существенно опережающем время, в котором они живут. Такие как Леонардо Да Винчи, Никола Тесла или Альберт Эйнштейн. Этими людьми могут быть как ученые, так и представители искусства или философии. В древней Греции было множество философов, чьё видение мира выходило за рамки принятых тогда устоев, и получило подтверждение спустя сотни лет после их смерти. Одним из таких философов является Эпикур — основатель Эпикурейского философского учения.

Ранние годы и становление философа.

Эпикур – философ древней Греции, родившийся на острове Самос в 342 году до нашей эры.

Жизненный путь Эпикура не сильно богат на глобальные события.

Родился он в небогатой семье учителя словесности Неокла и его жены Херестраты. Родители его были афинскими переселенцами и принадлежали к дему (дем- афинская территориальная община). Первые годы учился под руководством одного из учеников знаменитого Платона – Памфилия. Прожив на родном острове до 18 лет, Эпикур отправляется в Афины, на церемонию подтверждения гражданства, и прошел там двухлетнюю военную службу в греческой армии.

После прохождения воинской службы, Эпикур переселяется в Колофон. Именно туда, по приказу диодха Пердикки, были переселены все афиняне с родного острова Эпикура. В Колофоне Эпикур продолжает своё обучение. Учителем его становится философ Нозифан, который знакомит юного Эпикура с учением Демокрита. Эпикур проникается идеями Демокрита, что окажет существенное влияние на его учение в будущем.

В 311 году до н. э. Эпикур становится учителем в городе Милитине, но продолжается это не долго. Буквально через год Эпикура вынуждают покинуть город из-за разногласий с властями. Эпикур долго скитается и ищет своё место в жизни. После нескольких лет переездов он возвращается назад, в практически родные для него Афины. На собранные накопления он приобретает участок земли и открывает в своём саду собственную школу, позже получившую название «Сад Эпикура».

Читать еще:  Какое имя дать девочке рожденной в марте. Женские имена рожденных в декабре

Философия Эпикура.

Философское учение Эпикура берёт свои корни из учений прочих мыслителей-предшественников (Из-за этого его часто упрекают во вторичности). В частности очень заметно особое влияние учений Демокрита. Эпикур считал, что для достижения счастливой жизни, человеку необходимы друзья. Эпикур пропагандировал настоящий культ дружбы, и создавал крепкие дружеские узы между своими учениками. Уделяя огромное внимание взаимоотношениям с людьми, Эпикур создаёт свою теорию «взаимной пользы», которая оказывается настолько эффективной, что вскоре становится основополагающей всего этикета древней Греции. «Сад Эпикура» – первая в древней Греции школа, позволившая себе взять на обучение женщину. Это говорит о доброжелательности и дружелюбии философа, который ради дружеских отношений был готов пойти против устоявшихся традиций.

Эпикур был ярым приверженцем теории атомов. Философ был абсолютно уверен, что мир состоит из огромного количества маленьких, невидимых частиц. Эпикур считал, что всё происходящее в мире, является следствием взаимодействия атомов между собой. Атомы сталкиваются и сливаются, делятся и отталкиваются, при этом действуя хаотически, не имея абсолютно никакой закономерности. И именно их отклонения от траектории движения Эпикур и считал доказательством свободы воли человека. Эпикур не игнорировал религиозную жизнь общества, однако его взгляды существенно отличались от традиционных аспектов веры древней Греции. Философ считал, что вера в Богов необходима людям. Теологические размышления способствуют созданию более возвышенного общества и задают образец счастливой жизни — чему, в сущности, и было посвящено его учение.

По существовавшей в то время концепции веры, народ считал что Боги награждают праведников и наказывают грешников. Эпикур опровергал данное утверждение, считая что Богам вообще нет дела до людей. Философ считал, что всё происходящее с людьми не Божественная воля, а причина и следствие двух крайностей — боли и удовольствия. Боль — это плохо и в противовес ей идёт удовольствие. И не всегда боль ведет к плачевным результатам, ибо иногда через прохождение боли можно познать блаженство.
Теория о поиске блаженства через боль была неверно истолкована людьми. Эпикур не призывал причинять себе боль в надежде на высшую степень удовольствия после. Суть учения философа заключалась в том, что избавляясь от боли, человеку становится хорошо, именно это Эпикур считал блаженством. Без боли нет и блаженства, как нету тени без солнца. Поэтому избавившись от неё можно получить наивысшее душевное равновесие. Развивая эту теорию, философ утверждал, что человеку нужно избегать излишеств в любых жизненных проявлениях. Это относилось даже к любви. Философ уделял особое внимание дружбе, и считал что дружба это то, что способно привести к счастью.

Эпикур имел особое отношение к смерти. По его мнению, после смерти человек перестаёт испытывать какие либо чувства и не сможет испытать боли равно как и блаженства, поэтому бояться её не стоит.

Смерть философа наступила в 270 году до н. э., в возрасте 72 лет. Причиной смерти стала мочекаменная болезнь, с которой философ боролся много лет.

Известно не менее чем о 300 трудах Эпикура, однако большая часть была утеряна. Наиболее значимыми из сохранившихся записей считают труды «О природе», «Об атомах и пустоте», «Краткие возражения против физиков», «О критерии, или Канон», «Об образе жизни» и «О конечной цели».

Известно, что в утерянных записях Эпикур рассуждал и поднимал вопросы о музыке, искусстве в целом и справедливости в мире.
Эпикурийское учение было одним из популярнейших философских учений древней Греции, и влияние его простёрлось на многие сотни лет. Многие ученые, политики и мыслители разных эпох вдохновлялись работами Эпикура. Это четко прослеживается в работах таких философов как Альфред Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Карл Маркс получил докторскую степень, разбирая разницу теорий Демокрита и Эпикура. Даже в Декларации независимости США прослеживается влияние античного философа.

Источники:

http://www.wisdoms.one/biografiya_epikur.html
http://www.solecity.ru/philosophy/epikur
http://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/15614-jepikur-biografija.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: