Учение о нетварном фаворском свете. Фаворский Свет Преображения

Христос — свет миру: какова природа Фаворского света?

Итак, Господь преображается перед апостолами, являет им Свою Божественную славу: и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17: 2). Из Евангелия мы знаем, что Сам Христос часто именуется Светом: Он — Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1: 9); Господь ясно говорит о Себе Сам: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12); Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин. 9: 5); Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12: 46).

Именно поэтому некоторые святые отцы (например, блаженный Августин и святитель Феофан Затворник) говорят о том, что Господь просиял на Фаворской горе перед Своими апостолами тем удивительным Светом, чтобы зримо подтвердить эту истину: Господь Иисус Христос — есть подлинный и высший духовный свет миру.

Фаворский Свет:
сияние нетварных Божественных энергий

Какова же была природа того Света, который увидели на Фаворе апостолы и которым здесь сиял Господь — Его лицо и Его одежды? В своих проповедях на Преображение святые отцы возвращаются к этому вопросу неоднократно. Святоотеческая традиция говорит о Фаворском Свете как о небесном, как о нетварном, как о Свете, источником которого является Божественная природа Господа Иисуса Христа как Сына Божия, о том, что этот Свет — общий для всех Трех Лиц Пресвятой Троицы, что он есть сама, чудесным образом видимая для глаз апостолов, Божественная благодать.

Вероучительный вопрос о природе того Света, которым просиял Господь перед апостолами на Фаворе, был поставлен в ходе богословской полемики, состоявшейся между святителем Григорием Паламой и еретиком Варлаамом Калабрийским в XIV столетии.

Варлаам заблуждался, считая, что тот Свет, который открылся во время Преображения Господня ученикам Христовым, был обычным физическим светом, строго говоря, мало чем отличающимся от, например, солнечного света — пусть даже он и сиял не меньше, чем само солнце. Святитель Григорий Палама, напротив, настаивал на том, что на Фаворе апостолы сподобились видения особого — духовного — Света, имевшего совсем другое происхождение, иной Источник, чем любой свет, видимый человеческим глазом в окружающем нас материальном мире.

Свет этот отнюдь не сотворен Богом, как сотворены Создателем вселенной свет солнца или звезд; напротив, Фаворский Свет — это сияние Самого Бога. Он — нетварный Божественный Свет, предвечно и беспрерывно исходящий из неприступной для человека Божественной сущности, из единой и общей природы Пресвятой Троицы, как сияние Ее благодати. Такой Божественный Свет может быть отчасти познан человеком — конечно, если это сияние откроет ему Сам Господь. Более того, христианские святые оказываются способны — по дару благодати — даже приобщиться этому Божественному Свету, сами внутренне просияв им.

Спор о Фаворском Свете между святителем Григорием и Варлаамом перерос в их богословскую полемику о Божественной сущности (природе) и о Божественных энергиях. По учению святителя Григория Паламы, Бог сокрыт, непознаваем и непричаствуем по Своей Божественной сущности. Однако вместе с тем Бога возможно познать и Ему приобщиться по Его обращенным на нас нетварным Божественным действиям, силам, энергиям. Этими Своими нетварными Божественными энергиями Бог создал вселенную, промышляет о мире, спасает и освящает человека. Те из энергий, действием которых Бог спасает и освящает человека, принято именовать Божественной благодатью.

По учению святителя Григория, между сущностью и энергиями в Боге имеется «богодостойное различие». Нетварные Божественные энергии исходят из неприступной для творения Божественной сущности, не отделяясь от нее, но в то же время проницая собой все мироздание. Божественные энергии — это Сам Бог, творчески и промыслительно действующий в мире вне Своей сокрытой Божественной сущности.

Христианин может приобщиться Божественным энергиям, однако Божественной сущности он приобщиться не может. Явлением в мире одной из таких нетварных Божественных энергий как раз и стал Фаворский Свет, осиявший апостолов на горе в момент Преображения Господня: и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Нетварные Божественные энергии вечны, и их бытие в Боге никак не зависит от существования нашего мира, от необходимости Божественного промысла о нем. Каждая из них принадлежит сразу всем Трем Лицам Пресвятой Троицы.

Это учение святителя Григория Паламы о Божественной сущности и энергиях было принято Православной Церковью. Следует подчеркнуть, что оно основывается на надежном фундаменте древней святоотеческой традиции. Так, многие святые отцы — еще задолго до Паламы — высказывали свою убежденность в Божественном и нетварном характере Фаворского Света, в том числе и в своих проповедях на Преображение.

Читать еще:  Подвижный знак. Кресты качеств в астрологии и гороскопе человека

Так, святитель Иоанн Златоуст утверждает: то Фаворское сияние было откровением и зримым явлением апостолам славы Божией — намного более яркой, чем даже солнечный свет. В гомилии Ефрема Сирина утверждается, что Свет Фавора был Собственным светом Сына Божия, исходившим из Него Самого, и что этот Свет был явлен апостолам в ту меру, в которую они могли его вместить. При этом «Иисус во всем Своем теле, как солнце лучами своими, сиял славой Божества Своего».

Преподобный Иоанн Дамаскин именует Фаворский Свет «Светом невещественным»; он утверждает, что апостолам здесь было явлено Христово «земное тело, блистающее Божественным сиянием, смертное тело, источающее славу Божества». Этот Свет, по мысли Дамаскина, исходил из самой Божественной природы Господа и вместе с тем был явлен в Его обоженной человеческой природе, целиком пронизанной Божественной благодатью; он сиял невещественным блистанием в телесности Спасителя: «О, чудо, превосходящее всякий ум! Не снаружи слава присоединилась телу, но изнутри, от неизреченным образом соединенного с ним ипостасно Пребожественного Божества Бога Слова»; «Господь же Иисус имел украшение славы не приобретенное, но происходящее от врожденного Ему сияния Божественной славы».

Преподобный Григорий Синаит возвышенно говорит о том, что Фаворский Свет был явлением «облистания Божества», откровением Его «Божественной и умной, вечной лучезарности», «вечного Света и Божественного сияния». Сам Христос есть «пучина этого Света»: того Света, который в то же время есть общее благодатное сияние, принадлежащее всей Пресвятой Троице, — «богоначальный Свет и трисиянное блистание».

Однако Свет этот был явлен на горе апостолам лишь в ту меру, которую они могли выдержать и воспринять: по степени наших слабых человеческих — в сравнении с Божественным бытием — сил и способностей; и потому-то преподобный Григорий Синаит поясняет, что ученикам на Фаворе открылся лишь «слабый луч Божества».

Святитель Григорий Палама прямо утверждает нетварный характер этого Света, говорит, что он есть предвечная Божественная сила, общая энергия, присущая всей Пресвятой Троице. На Фаворе этот Свет исходит не только от Христа, но также затем из облака, которое сияет тем же самым Светом, что и преобразившаяся плоть Христа. Облако это есть образ явления апостолам Духа Святого. Из этого светлого облака обращается к апостолам со словами свидетельства о Божестве Сына Бог Отец.

Некоторые древние церковные писатели в своих гомилиях на Преображение ставят знак равенства между понятиями «Фаворский Свет» и «Божественная энергия»: ведь Свет Фавора и есть одна из нетварных Божественных энергий. Так, например, епископ Василий Селевкийский в своей «Гомилии на Преображение» прямо говорит о том, что, когда Христос «внезапно преобразился», от Его «человеческого образа стали исходить лучи, посылаемые Божественными энергиями».

По убеждению святых отцов, одной из важнейших причин того, зачем Христос возвел апостолов на Фавор, было желание Спасителя явить ученикам Его нетварный Божественный Свет: Господь хотел открыть им Свое вечное сияние и этим блистанием их преисполнить. Так, по словам святителя Андрея Критского, «Спаситель возводит учеников на гору, чтобы что сделать или чему научить? Для того, чтобы показать сверхвоссиявшую славу и светлость Своей Божественности», а также ради того, чтобы и в апостолах «соделалось это дивное и странное таинство». Отныне, по убеждению преподобного Иоанна Дамаскина, благодаря откровению Фавора, «невместимый для людей Бог, открывающий через Себя и в Себе сияние Божественной природы, стал вместим» для человека через наше приобщение Его Божественной благодати.

И именно этим Светом и будут сиять во Христе святые в жизни Будущего века в Небесном Иерусалиме. По словам Дамаскина, «так в Будущем веке мы всегда с Господом будем (1 Фес. 4: 17), зря Христа, сияющего Светом Божества».

Сияние этой благодати, свечение Фаворского Света, явленного апостолам на горе Преображения, отныне непрестанно влечет к себе святых, зовет всякого ищущего Бога к соединению с собой. Подобно тому, как на яркий свет горящей лампы ночью собираются мириады мотыльков, так и на нетварное сияние Фавора, блистающее посреди непроглядной ночи, окружающей нас тьмы греха, устремляются все жаждущие ясно узреть Солнце Правды — Христа. Так, по мысли святителя Филарета Московского, именно Фаворский Свет привлек Моисея и Илию на гору Преображения, привел их сюда своим путеводным сиянием, подобно маяку, ко встрече со Христом.

Больше о том, что говорили святые отцы о скрытых смыслах такого важного евангельского события, как Преображение, можно прочитать в книге Петра Малкова «Преображение Господне: антология проповедей »

Картина на обложке: Рафаэль Санти. Преображение

Обсуждения

Божественный нетварный Свет

17 сообщений

Одно из проявлений божественного в мире — это нетварный Божественный свет. Он, как и все энергии Бога, нетварен и тем не менее не есть Его сокрытая и недосягаемая Сущность. Таков богословский аспект учения о нетварном Свете. Мистический опыт говорит о нем как об одном из высочайших духовных состояний. Будучи нетварным, он не может адекватным образом быть выражен понятиями мира тварного и обычно определяется понятиями негативными: не материальный, нечувственный, нетленный и тому подобными. Однако свт. Григорий Палама, не принимая его за простую аллегорию, никогда не отождествляет его с рациональным знамением и всегда оставляет за ним характер реалистического символа. Аспекты его явлений различны: от внутреннего озарения до сияния, так сказать, внешнего, способного освещать предметы в темноте и одновременно воздействовать на сердце человека. Таким был Свет Воскресения Христова, освещавший во время прихода Марии Магдалины ко гробу его внутренность и возжегший в ее сердце любовь к Господу. Таким был и Свет Преображения Христова, — классический, но отнюдь не единственный пример нетварного Света. Фаворский свет не был преходящим феноменом. Он, как слава Божия — превечен. В момент Преображения он был явлен апостолам в соответствии с возможностью их восприятия, и был увиден ими телесными очами, несомненно, преображенными силой Духа. Возможность подобного видения совершенно соответствует учению свт. Григория Паламы, говорившего о способности тела еще здесь, на земле участвовать в духовной жизни. Достижение полноты видения этого Света возможно только в будущем веке (отсюда и определение “Царство Божие” или “Тайна Восьмого дня”); но святые еще в этой жизни способны вкушать “заранее” его плоды. Таинственная Сверх-Сущность Бога навеки пребывает недосягаемой, но видение ее Славы поистине есть созерцание “лицом к Лицу”, потому что Сам Бог в нем Себя являет. И тогда мы достигаем обожения, которое есть не простое усовершенствование в добродетели, а дар Божий и таинственное, благодатно совершаемое изменение нашей природы.

Читать еще:  Какие девушки нравятся парням скорпионам. Он должен быть для вас единственным

Благодать — тоже Божественная энергия, и как таковую ее можно было бы отождествлять со светом. Мы ее видим через ее действия, или, точнее, она — только один из аспектов своего в нас проявления. Приобщающиеся Божественной благодати могут, оставаясь существами тварными, становиться, как и сама она, безначальными и бесконечными. Такой была Пресвятая Дева, эта “грань” мира тварного и нетварного.

Учение о нетварном Свете в дальнейшем часто было неправильно истолковано, вероятно, из-за трудности понять возможность существования света нематериального. Если же мы эту трудность преодолеем, то легче постигнем всю глубину этого учения, утверждающего подлинность и ценность мистического опыта, в котором, преодолевая грани тварного, достигается непосредственное видение Божественного, не впадая, тем не менее, в пантеистическое смешение. Бог являет Себя в как “истинная и желанная Красота

Завершился этот спор на соборе в Константинополе исповеданием святого Григория Паламы, обличившего Варлаама и единомысленного с ним Акиндиана и навсегда утвердившего православное учение о природе Благодати, Божественных сил и Фаворского света. Свет, явленный апостолам на горе Фавор, по свидетельству святого Григория Паламы, есть свет несозданный, несотворенный, но является излучением Самого Божества, светолучным излиянием Благодати Пресвятой Троицы, освящающей мир.

“Свет Преображения Христова таинственно наполняет Церковь, делая светоносными ангельские чиноначалия и проявляясь в святых, и этот свет есть уже слава Будущего Века, и святые, свидетельствующие о Фаворском свете, бывают не только свидетелями его, но сами наполняются им, потому что всем, взирая откровенным лицем на славу Господа нашего, должно преобразоваться Духом Божиим от славы в славу. Преображение точно дает и образ нашего преображения” (архиеп. Иннокентий Херсонский).

Вот какими словами говорит об этом же преподобный Симеон Новый Богослов: “Благодать Духа Святого, которая приходит как умный свет, приходит с тихостью, принося обрадование. То есть отсвет вечного света и отблеск непрестающего блаженства, который делает человека другом и сыном Божиим и Богом, насколько это вместимо для человека”. И далее: “Ум, соединившийся с Богом, становится как свет. Ум тогда есть свет и видит свет, то есть Бога. Ум видит себя совершенно объединенным с сим светом и трезвенно бодрствует”.

Главная страница

Фаворский Свет
Το Θαβώριον Φώς
Пресвитер Ангелос Ангелопулос настоятель храма Богоматери Миртиотиссы в Нео Фалиру, г. Пирей
Πρεσβ. Άγγελος Αγγελακόπουλος εφημέριος Ι. Ν. Παναγίας Μυρτιδιωτίσσης Νέου Φαλήρου Πειραιώς

Одним из основополагающих различий между Православием и римо-католицизмом является учение о Фаворском Свете.
Вопросом о Фаворском Свете Церковь занималась в 14 столетии, при этом главным выразителем со стороны римо-католицизма (папизма) учения о нем был высокомерный, гордый еретик, преданный на Православном соборе анафеме Варлаам Калабрийский, со стороны же Православия обличителем еретика был великий богослов Света, проповедник нетварной божественной благодати, антипапист и обличитель папства свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникский.
Паписты, согласно изложению Варлаама, утверждали, что Свет Божественного Преображения является сотворенным. Он не является неприступным, он не есть истинный свет божества, но он ниже ангелов и поэтому ниже человеческого рассудка, мыслей и рассуждающих. То есть это материальный свет, который иногда становится видимым посредством чувств, а иногда растворяется и, в конечном итоге, сводится к «небытию», то есть этот свет был тленным и ограниченным.
К этой ереси, то есть что Фаворский Свет является сотворенным, римо-католики пришли потому, что они отождествляют нетварную божественную сущность с нетварными божественными энергиями. И поэтому они приписывают Богу сотворенные энергии. Римо-католики не принимают учение о нетварных божественных энергиях. Они верят, что Бог есть неприступная сущность и что Он не вступает с человеком в личностные отношения. Он действует в мире не непосредственно, но косвенно, с помощью тварных энергий. Для них божественная благодать — это величайшее творение, которое создал Бог для того, чтобы спасти человека. Поэтому, конечно же, тварной является и благодать таинств, точно также как тварным является Фаворский Свет Преображения Христа.
Однако эти взгляды папизма о Фаворском Свете являются неправославными и противоречат учению Святых Отцов. Свт. Григорий Палама и другие монахи доказали, опираясь на многочисленные святоотеческие тексты, что Фаворский свет не является вещественным и ограниченным, не является внешней силой тела, но славой и сиянием испостасно соединенного с божеством тела. Он даже не является Светом сущности Бога, которая является незримой и непричастной, но энергией и благодатью Божией, досягаемой и причастной для достойных. Согласно решению Собора 1341г.. который считается VIII Вселенским собором, «Свет Преображения Господа является нетварным , и он не является божественной сущностью».
Также, согласно тексту Синодика Православия, Свет, который воссиял во время Преображения Господа, не является ни творением, ни сущностью Бога, но нетварной и природной благодатью, воссиянием и энергией, которая всегда нераздельно исходит из божественной сущности.
В православном богословии существует различие между нетварной Божественной сущностью и нетварными Божественными энергиями. Несомненно то, что верующий человек не может вступить в общение с Божественной сущностью, которая всегда непостижима и неизреченна. Однако человек вступает в общение и делается причастным Божественным энергиям. Они, как и божественная сущность, являются нетварными и несозданными. Они являются нечто иным, отличным от божественной сущности, но не чем-то иным, отличным от Божеств. Верующий человек через покаяние, подвиг, молитву и участию в таинствах Церкви делается причастным нетварным божественным энергиям и становится «причастником божеского естества» . То есть посредством нетварных божественных энергий и сообразно мере своего духовного подвига сердце человек очищается от страстей, просвещается ум и он удостаивается возможности «видеть», созерцать, таинственным и неизреченным образом, божественную славу, нетварный Свет. Это является исихастской традицией нашей Церкви.
Римо-католики также считают, что Апостолы были в тот момент наивысшего созерцания Преображения еще не достигшими совершенства, по причине страха, которые они испытывали при виде пророков Моисея и Илии, появившихся на облаке.
Однако, согласно Константинопольскому собору и тому, как разъясняют Святые Отцы, этот страх, который самым тесным образом связан с благодатью, и он не был рабским, словно Апостолы будут наказаны или будут сожалеть, но страхом сыновства и страхом совершенным. Поскольку существует первоначальный (вводный) страх и страх свершенный. В данном случае речь идет о благодати, благоговении, поклонении великому таинству, которого удостоились узреть его созерцатели.
Все выше нами сказанное имеет сотериологическое измерение и следствия, то есть они имеют самое тесное отношение к спасению и жизни православного христианина. Поэтому, если божественная благодать является сотворенной, тогда человек не может достичь освящения, святости и обожения. Поэтому если говорить более просто некое творение — тварная энергия благодать — неспособна спасти, искупить и обожить другое творение, человека. Таким образом, западные христиане не говорят об обожении по благодати как о цели жизни человека, но только о нравственном совершенствовании человека. То есть, нам необходимо стать более нравственными людьми, но не по богами по благодати. Следовательно Церковь не является обществом обожения, но учреждением, которое предоставляет людям справедливость и оправдание согласно некоему гуманистическому (антропоцентрическому), законническому и юридическому принципу с помощью тварной благодати. Идея и истина Церкви как действительно богочеловеческом обществе, следовательно, заключается в совершенном анализе.
Однако православный опыт и православная жизнь говорит об обожении человек по благодати, об освящении и о об обществе обожения.
Итак, давайте умолять и просить Преобразившегося Господа нашего о том, чтобы Он нас удостоил взойти на вершину горы Фавор и чтобы мы узрели славу Его Преображения, но прежде всего презрим все земное и очистимся от страстей и злых, непристойных и хульных помыслов и совершим поклонение явившейся на горе Фавор Единосущной, Животворящей и Царственной Святой Троице — Отцу, Сыну и Святому Духу Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь!

Читать еще:  Сотворённый по образу Бога. Сотворение человека

© перевод И.С. 2012г.

Источник – πηγή: Ι.Μονή Παντοκράτορος Μελισσοχωρίου

Источники:

http://nikeabooks.ru/blog/khristos-svet-miru-kakova-priroda-favorskogo-sveta/
http://vk.com/topic-13288487_22142316
http://apologet.spb.ru/ru/1013.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: