Учение гурджиева. Закон трёх сил Георгия Гурджиева

Закон трёх сил Георгия Гурджиева.

Во многих философских работах и в учениях упоминаются всегда две действующие противоположные силы – это положительная и отрицательная,горячее и холодное,добро и зло.
Таким образом,нам всегда говорили и объясняли,что происходит борьба противоположностей,в котором заключён сам смысл жизни.
Если мы вспомним,в китайской медицине также использовались проявления двух противоположностей – это инь и янь.
О важности и необходимости третьей – нейтральной силы – не говорится либо умалчивается.
Георгий Гурджиев,греко-армянский философ 20го века, совершенно по другому относился к таким проявлениям в жизни.
Он считал,что фундаментальным законом,создающим все явления во многообразии или в единстве всех вселенных в нашей жизни является “закон трёх”, или закон трёх принципов, трёх сил.
По словам Гурджиева,он проявляется в том, что любое явление, в каком бы масштабе оно ни происходило, от молекулярных до космических, представляет собой результат сочетания или встречи трёх различных и противоположных сил.
В работах Пётра Демьяновича Успенского”В поисках чудесного”более расширенно объясняется закон трёх сил Георгия Гурджиева.

Подчёркивается,что учение о трёх силах – это корень всех древних систем.

Я более склонен признать важность этих основополагающих для жизни человека трёх начал.
Мы живём в мире,где всегда действуют какие-то силы,влияния,изменения.
Если мы рассмотрим действующие силы,то можем определить эти три силы – это активная,пассивная и нейтральная.
Но это всего лишь названия, считал Гурджиев,потому что на самом деле все три силы одинаково активны и предстают в качестве активной, пассивной и нейтрализующей только лишь в точке своей встречи, т.е. только по отношению друг к другу в данный момент.
При изменении соотношения активной и пассивной силы в ту или другую сторону,изменяется также и нейтрализирующая сила в точке соприкосновения этих двух сил.

Само же действие каждого из трёх сил,как феномена, человек не в состоянии наблюдать в реальности, потому что мы не в состоянии видеть объективный мир, оставаясь в субъективном состоянии сознания.
Если же первые две силы нам легко доступны для обозрения и понимания,то проявление третьей – нейтральной силы – в реальной жизни затруднено и представляет определённые трудности для человека.
Причину этого,как считал Георгий Гурджиев, следует искать в фундаментальных ограничениях обычной психической деятельности человека и в основных категориях нашего восприятия феноменального мира. т.е. в наших восприятиях времени и пространства, вытекающих из этих ограничений.
Вот почему люди не способны непосредственно воспринимать и наблюдать третью силу – она доступна им не более, чем восприятие в пространстве “четвёртого измерения”.

В учении подчёркивается,что примеры действия трёх сил и моменты вхождения третьей силы можно найти во всех проявлениях нашей психической жизни, во всех феноменах жизни человеческих обществ и человечества, равно как и во всех явлениях окружающей природы.
Идея единства трёх сил в Абсолютном составляет основу многих древних учений – писал Пётр Успенский в своей работе”В поисках чудесного” ,объясняя учение Георгия Гурджиева о законе трёх сил.
Сам Гурджиев подчёркивал, что любое явление, в каком бы масштабе оно ни происходило, от молекулярных до космических, представляет собой результат сочетания или встречи трёх различных и противоположных сил.
Возвращаясь к миру, в котором мы живём, развивая идею взаимодействия трёх сил философ утверждал, что в Абсолютном, равно как и во всех прочих мирах, действуют три силы: активная, пассивная и нейтрализующая.
Но поскольку в Абсолютном – в силу самой его природы – всё составляет одно целое, эти три силы также являют собой одно целое.
Кроме того, образуя одно независимое целое, эти три силы обладают полной и независимой волей, полным сознанием, полным пониманием самих себя и всего, что они делают.

Если следовать логике Гурджиева,который в своих предположениях основывается на полученные в результате многолетних путешествий и проведённых исследований,знаний об устройстве мира,эти три силы образуют огромное количество миров во Вселенной.
Три силы Абсолютного, составляющие одно целое, разделяются и соединяются по собственной воле и собственному решению; в пунктах соединения они творят явления или новые миры.
Эти миры, созданные волей Абсолютного, целиком зависят от его воли во всём, что касается их собственного существования.
Вообразим Абсолютное в виде круга, а в нём представим множество других кругов, миров разного уровня и порядка.
Возьмём один из этих кругов.
Абсолютное обозначим числом 1, потому что в нём три силы составляют единство; меньшие же круги обозначим числом 3, потому что в мире второго порядка три силы разделены.

В учении говорится,что три разделённые силы в мирах второго порядка, встречаясь в каждом из этих миров, создают новые миры – третьего порядка.
Эти миры, созданные волей Абсолютного, целиком зависят от его воли во всём, что касается их собственного существования.
Но миры второго ,третьего и остальных порядков уже напрямую не подчиняются Абсолюту,а связаны с ним через мир,который стоит выше его и подчиняется законам этого вышестоящего мироустройства.
При этом,начиная со второго порядка,образующиеся миры отличаются тем,что каждая из трех сил в этих мирах имеет самостоятельную программу поведения и уже не образуют единое целое.

Если вначале повествования учения говорилось,что эти три силы везде и всегда образуют единое целое,видоизменяясь в пропорциях,то в вопросах устройства Вселенной и образования миров разного порядка,с центром Абсолюта внутри,Гурджиев говорит,что эти три силы,отдаляясь от центра, не составляют единство,единое сознание и единую программу.
Гурджиев считал,что удаляясь от Абсолюта, эти три силы делятся на три воли, три сознания, три единства.
Каждая из этих трёх сил должна содержать в себе возможность всех трёх сил, но в точке встречи трёх сил, в точке их соприкосновения, она проявляет только одни принцип: активный, пассивный или нейтрализующий.
Все вместе эти три силы должны образовывать троичность, которая производит новые явления или новые миры.
Почему так получается,что начиная уже со второго порядка изменяется соотношение программ этих сил,не до конца понятно и ясного объяснения такой трактовке устройства миров я не нашёл.

Видимо,Абсолют даёт право новым мирам второго,третьего и остальных миров ограниченное право для образования и регулирования новых миров низшего порядка но с большим количеством законов.
Чем дальше эти новые миры отстоят от центра или Абсолюта,тем дальше отстоят они от единой воли Абсолюта.
Число сил в каждом мире – 1, 3, 6, 12,24,48,96 и т.д. – указывает на число законов, которому подчинён данный мир.
Согласно закону трёх сил,если мы попытаемся узнать место расположение нашей Земли в этом устройстве миров получается,что мы живём в мире, подчинённом действию сорока восьми порядкам законов(48), т.е. очень далеко от воли Абсолютного, в очень далёком и тёмном углу Вселенной.
В дополнение к закону трёх сил,Гурджиев вводит ещё и новое понятие для объяснения устройства миров как “луч творения”,добавляя,что цепь миров, звенья которой составляют Абсолютное, все миры, все солнца, наше Солнце, планеты, нашу Землю и Луну, представляет собой “луч творения”, в котором мы находим и себя.

Видимо,надо полагать,что именно “луч творения”является созидающей силой и запушенной программой самого Абсолюта,который помогает мирам каждого нового порядка создавать миры нижележащего порядка.В этом случае “луч творения”,возможно,выступает в роли активной силы и таким образом в точке соприкосновения этих трёх сил каждого нового порядка образования миров,видоизменяет соотношение трёх сил,чтобы эти три силы могли образовать новые миры с новыми тремя силами,но большего порядка или количества.
Таким образом, получается,что “луч творения” помогает нам установить и понять наше место во Вселенной.
В этом древнем учении, или в законе трёх сил или трёх принципов,говорится,что если бы мы могли обнаружить в каждом действии проявление трёх сил, тогда мы увидели бы мир таким, каков он есть, увидели бы вещи в себе.
В этом учении доказывается,что Третья сила есть свойство реального мира.
Так как мы реально не можем наблюдать и ощющать работу Третьей силы,то,видимо,исходя из этих соображений мы не способны видеть мир таким каков он на самом деле.

Читать еще:  Собирать ежевику во сне к чему снится. К чему снится ежевика

Согласно этому древнему учению,субъективный или феноменальный мир, доступный нашему наблюдению, обладает лишь относительной реальностью.
Примеры действия трёх сил и моменты изменения третьей силы,согласно учению, можно найти во всех проявлениях нашей психической жизни, во всех феноменах жизни человеческих обществ и человечества, равно как и во всех явлениях окружающей природы.
Я бы добавил,что сегодня до конца научно не изучены филосовские труды великого философа и психолога Георгия Гурджиева.
Если работы Елены Блаватской,включая её работу”Тайная доктрина”,известны и часто упоминаются в современных работах учёных и исследователей,то работы и учения Георгия Гурджиева,по-моему, незаслуженно забыты.
Благодаря стараниям его бывших учеников,а особенно Пётра Демьяновича Успенского, философа, талантливого журналиста,а также Джона Беннета,философа и математика, были написаны и напечатаны книги,раскрывающие научные изыскания и работы Георгия Гюрджиева.
Кроме того,в последний год жизни сам Георгий Гурджиев,как пишут многие авторы, дал своим ученикам указания о публикации двух своих книг — «Все и вся» и «Встречи с замечательными людьми» и книги П. Д. Успенского «В поисках чудесного», которую счел достойным изложением сути своих лекций, прочитанных до 1917 года в России.

Закон трёх сил или трёх принципов Георгия Гурджиева,на мой взгляд,является важным с научной точки зрения и может дать ключ для понимания процессов,происходящих в человеке,в обществе и в окружающей нас среде.

16.июля.2009 год.Стамбул.
При перепечатывании статьи обязательно указывать Фамилию автора!

«Эссе и размышления о Человеке и его Учении»

Тематика: Эзотерика

ЗАКОН ТРЕХ И НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОЙ ЛОГИКИ

Испокон веков в человеческой деятельности преобладало бинарное мышление: «да» или «нет». Длившееся столетиями царствование Аристотелевской логики продолжается и по сей день. В некоторых традиционных учениях (особенно в христианской теологии) имеется возможность новой логики, но эта возможность остается в руках малого числа посвященных. К этой новой логике относится учение Гурджиева о законе трех, который проявляет себя также и в квантовой физике.

Согласно Гурджиеву, закон трех – «фундаментальный закон, создающий все феномены во всем многообразии единства всех Вселенных».

«Это “закон трех”, или закон трех принципов, трех сил. Он проявляется в том, что любое явление, в каком бы масштабе оно ни происходило, от молекулярных до космических, представляет собой результат сочетания или встречи трех различных и противоположных сил. Современная мысль принимает наличие двух сил и их необходимость для того, чтобы возник какой-нибудь феномен: сила и противодействие, положительный и отрицательный магнетизм, положительные и отрицательные электрические заряды, мужские и женские клетки и так далее, но она не всегда и не везде находит даже эти две силы. Относительно же третьей силы вопрос никогда и не ставился, а если кто-то его поднимал, остальные ничего не слышали.

Согласно истинному, точному знанию, одна или две силы не в состоянии произвести какое-либо явление. Необходимо присутствие третьей силы, ибо только с ее помощью первые две могут произвести в той или иной сфере то, что называется феноменом. Первую силу можно назвать активной, или позитивной; вторую – пассивной, или негативной; третью – нейтрализующей. Но это – лишь названия, поскольку в реальности все три силы одинаково активны и проявляются как активная, пассивная и нейтрализующая лишь в точке их соприкосновения, так сказать, только по отношению друг к другу в данный момент»17.

Перед обсуждением особого характера третьего принципа позвольте коротко остановиться на характере противоположности (или, как это называет Люпаско, «антагонистическом противоречии») между тремя принципами, к которым постоянно возвращается Гурджиев. В «Рассказах Баалзебуба своему внуку» он описывает закон трех как «закон, который всегда переходит в следствие и становится причиной последующих следствий и всегда функционирует посредством трех скрытых в нем независимых и совершенно противоположных характерных проявлений, невидимо и неощущаемо»18. Стоит подчеркнуть этот аспект: скрытый, невидимый и неощутимый характер трех принципов. Манифестация возможна только благодаря взаимодействию между законом трех и законом семи.

Противоположность между тремя принципами – подлинное «противоречие» в философском смысле этого слова: нечто, далекое от саморазрушения, создает себя посредством антагонистической борьбы.

Сравнительно легко представить себе противоречие между двумя понятиями, но практически невозможно (исключаю формальные математические построения) постичь противоречие между тремя понятиями. При включении третьего понятия два остальных теряют собственную идентичность. В этом смысле мы можем понять выражение «включенное среднее». Парадоксально, но в логике «включенного среднего» понятия «истинно» и «ложно», отнюдь не теряя свою ценность, значительно расширяются, охватывая большее количество явлений, чем позволяет бинарная логика.

Вышеперечисленные вопросы прекрасно иллюстрирует пример из квантовой физики.

В эксперименте, проводимом (что очевидно) в макрофизическом мире, квантовая частица проявляется как волна или корпускула, так сказать, как одна из двух противоположных и антагонистичных объектов. Мы можем использовать выражение «антагонистическая комплементарность», поскольку качества волн и корпускул взаимоисключаемы. Теперь, с надлежащего уровня реальности квантового мира как третье понятие появляется квантовая частица, не волна и не корпускула, но которая, с точки зрения макрофизического мира, может проявлять себя как волна и как корпускула. В этом смысле квант – примиряющая сила между волной и корпускулой. Но в то же время, не будучи ни волной, ни корпускулой и проявляясь на другом уровне реальности, квант безусловно находится в противоречии с волной или корпускулой.

Читать еще:  К чему снится кал черепахи. К чему снится черепаха женщине или мужчине

Нужно отметить, что П.Д. Успенский – один из наиболее известных учеников Гурджиева – в своей книге «Tertium Organum», опубликованной в России в 1912 году, был первым современным мыслителем, утверждавшим о важности принципа «включенного среднего» как фундаментальной логики новой науки.

Ранее я привел в качестве примера третьего понятия квантовую частицу в ее собственном мире. Но видим ли мы эту частицу? Можем ли мы проникнуть в квантовый мир? Наши способы измерения всегда макрофизические, и в действительности квантовую частицу мы не видим. С помощью ускорителей мы можем реконструировать ее, например, по ее следам. Наше макрофизическое строение не дает нам возможности свободно путешествовать в квантовом мире и наблюдать, что же там происходит.

Для понимания этого третьего термина требуется концептуальная революция. Сравнительно недавние открытия в физике частиц неожиданно пролили свет на третью силу. Для объединения всех физических взаимодействий требуется пространство-время, число измерений которого во много раз превосходит число измерений нашего пространства-времени (три измерения пространства и одно измерение времени). Неважно, что подобное объединение может произойти только при сказочных уровнях энергии, недостижимых на наших ускорителях. Важно то, что столь большое число измерений может быть собрано воедино логической последовательностью физических законов. Не является ли это «большое» пространство-время проявлением третьей силы? Может ли третья сила быть источником прерывности, нераздельности и нелокализуемости?

По сравнению с этим «большим» пространством-временем мы, бедные жители четырех измерений, слегка напоминаем двумерных существ концептуальной Вселенной Эдвина А. Эбботта*, Флатландии, которым казалось чудом явление существ из мира трех измерений. Но мы можем точно понять эту третью силу, если, как говорил Гурджиев выйдем за пределы ограничений «фундаментальных категорий нашего восприятия феноменального мира», то есть выйдем за пределы нашего ощущения пространства и времени. Настойчивость Гурджиева в его философии природы, связанная с научными идеями «измерений», «пространства» и «времени» выглядит не случайной. В частности, чрезвычайно существенно различие между разными космосами, связанное с разным числом измерений пространства-времени в них.

«Окиданох» – чудесный Гурджиевский символ тернарной динамики и ее проявлений. Он представлен как «Вездесущий Активный Элемент», или как «Уникальный Активный Элемент»19, особенности которого – основная причина всего, что существует во Вселенной. «Только одна космическая кристаллизация, существующая под названием “Вездесущий Окиданох”, получает свое первоначальное возникновение – хотя она также кристаллизуется из Эфирокрилно – из трех Святых источников Теомертмалогоса, то есть из эманации Святейшего Солнца Абсолют. Повсюду во Вселенной этот “Вездесущий Окиданох”, или “Вездесущий Активный Элемент”, принимает участие в образовании как больших, так и малых возникновений и является вообще основной причиной большинства космических явлений»20.

В прямой связи с тремя принципами закона трех, естественно, что «никакие результаты, нормально полученные из процессов, происходящих благодаря этой Вездесущей Мировой Субстанции, никогда не могут быть восприняты существами или ощущаться ими»21. Но как связать неуловимый характер трех принципов закона трех с фактом, что Окиданох является, в то же время, субстанцией, пронизывающей все космические формации? Действительно, «когда сгущается новая космическая единица, то “Вездесущий Активный Элемент” не сливается целиком с таким новым возникновением и не трансмутируется целиком в каком-нибудь определенном надлежащем месте – как происходит со всеми другими космическими кристаллизациями во всех упомянутых космических формациях, – а как только он входит целиком в какую-нибудь космическую единицу, в нем сразу же происходит так называемый “Джартклом”, то есть он распадается на те три основных источника, из которых он получил свое первоначальное возникновение, и только тогда эти источники, каждый в отдельности, дают начало независимому сгущению трех отдельных соответствующих формаций внутри данной космической единицы»22. Таким образом, три принципа присутствуют повсюду. Но что же придает Окиданох характер субстанции, или вещества? Определенно, не три принципа. Поэтому Гурджиев вводит символ эфирокрилно, «той первичной субстанции, которой заполнена вся Вселенная и которая является основой возникновения и поддержания всего существующего»23. Именно этот четвертый элемент Окиданох и придает ему характер вещества: «определенная часть чистого – то есть абсолютно несмешанного – Эфирокрилно непременно входит во все космические формации и служит там, так сказать, для связи всех активных элементов этих формаций, а потом, когда три его составные части сливаются вновь, упомянутая часть Эфирокрилно восстанавливается»24.

Попутно заметим, что символ Окиданох создает интересные взаимоотношения между «тремя» и «четырьмя»: «три» представляет скрытую, невидимую и неощутимую характеристику трех принципов, в то время как «четыре» представляет проявление трех принципов на плане материи-энергии.

Фонетическое сходство может заставить нас подумать о возможной связи между «эфирокрилно» и «эфиром», особенно когда Гурджиев говорит о «первичной субстанции, которой заполнена вся Вселенная». Но здесь нет подлинной взаимосвязи. Эфир – это неподвижная, универсальная система координат. Эфирокрилно, вместе с Окиданох, связано с движением, трансформацией, передачей энергии.

Мы можем представить Окиданох полем, наполняющим все космосы, чьи вибрации преобразуют закон трех в материальные проявления. Если «естественный» человек восприимчив к дуализму, то Вселенная, насколько можно заключить, безусловно нуждается в трех действующих силах.

© Все права принадлежат авторам и издателям.
Информация на данном сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях, чтобы Вы могли читать книги онлайн бесплатно без регистрации.

Георгий Гурджиев и Четвертый путь — практики для гармонического развития человека

В начале 20-го века движение мистицизма было направлено на преодоление разрыва между западной и восточной философиями с теософией, эзотеризмом и растущим интересом к оккультизму. Это духовное время вдохновило Георгия Гурджиева на создание Четвертого пути — практики комплексов упражнений для гармонического развития человека. Все эти инструменты можно использовать в повседневной жизни, чтобы избавиться от состояния гипнотического сна.

Тщательные духовные практики часто сосредоточены либо на отрыве от физического, либо на строгом господстве над ним. Георгий Гурджиев не рассматривал таких практических методов принятия своего высшего «Я», полагая, что просветление может быть достигнуто без аскетизма.

Читать еще:  К чему снится много чистой прозрачной воды. Сонник: к чему снится Вода

Родившийся в 1866 году в Александрополе, Армения, Гурджиев был вдохновлен теософским движением и решил отправиться в Среднюю Азию и на Ближний Восток в поисках эзотерических духовных лидеров и искателей истины. По возвращении он написал серию книг, которые станут основой его духовной практики — Четвертый путь. Вторая книга в этой серии — «Встречи с замечательными людьми» подробно рассказала о встречах с духовными лидерами в его путешествии, которые были скорее вымышленными персонажами, символизирующими три предшествующие «пути».

Пути факира, монаха, йогина и четверый путь

Во время своих путешествий он был вдохновлен духовными путями факира, монаха и йогина, хотя он полагал, что их методы были успешны на порядок меньше более практичных методов их практик, утраченных в древности. В то же время он считал, что последствия современных технологий и современного общества заставляют всех погружаться в гипнотический сон.

Факир, живущий исключительно на милостыню, придает своей жизни господство над физическим телом, требуя выносливости и боли, монах сосредоточен на эмоциях через веру, религиозное рвение и жертву, в то время как йог отдает свою жизнь разуму, развивая свою внутреннюю сущность ценой пренебрежения своего тела и эмоций. Гурджиев считал эти три методы чрезмерно экстремальными путями к просветлению и что должен существовать более альтернативный четвертый путь, которым можно следовать, не жертвуя при этом некоторыми аспектами жизни.

Гурджиев заметил, что большинство путей к просветлению требует некоторой степени аскетизма, но он не хотел признавать аскетизм единственным способом и его жизнь стала этому свидетельством, хотя иногда и парадоксальным.

Несмотря на его приверженность духовному развитию, он, как известно, был немного гедонистом, любил арманьяк и опиум. Его философия была строгой, несмотря на ее отрицание религиозной жесткости. Он исповедовал эфирное мировоззрение, основанное на прагматизме и человеческих желаниях. Но это, по-видимому, лишь маленькая часть Четвертого Пути, промежуточная точка постоянного поиска, всегда ставящего под вопрос любой путь, основанный на реальности, но пытающийся соединиться с потусторонним.

Особенности концепции развития человека у Гурджиева

Итак, что же такое метод Гурджиева для примирения человечества с духовностью? Все это относится к упражнениям Четвертого Пути, известного как «Труд». По сути, это метод постоянной объективной интроспекции, чтобы стереть общественные конструкции и атрибуты, которые проникли в человека. Гурджиев дал два основных упражнения в дополнение к некоторым фундаментальным законам и концепциям.

Самонаблюдение

  • С помощью ежедневного ритуала самонаблюдения следует стремиться наблюдать за своим поведением и привычками, особенно теми, которые негативно воспринимаются другими, но делать это без осуждения или анализа.
  • Это внутреннее наблюдение выполняется одновременно с осознанием внешней среды вашего пребывания.
  • Самонаблюдение должно восприниматься без критики и должно расцениваться следующим образом: вы не являетесь тем, кем себя видите.
  • То, что вы наблюдаете — это фасад ложной личности, продукт современного общества.

Самовоспоминание

  • Самовоспоминание — это немного абстрактное понятие запоминания себя в прошлом, а не просто воспоминания о прошлом.
  • Из-за нашей неэффективной памяти теряется большая часть нашего прошлого. Мы можем чувствовать что-то абсолютное и клясться, что никогда не забудем об этом, но через несколько лет оно уходит из памяти. Если человек активно и регулярно занимается самовоспоминанием он может сделать мудрые открытия.
  • Самовоспоминание приводит к состоянию мудрого разума, свободному от всего отрицательного.

Перед самовоспоминанием следует познать самонаблюдение.

Эти процессы самонаблюдения и самовоспоминания призваны разрушить многие «Я» или фрагментацию психики посредством личных желаний, отделяющих нас от других. Гурджиев говорил о том, что у нас есть две части: сущность и личность. Наша сущность — это естественная часть, с которой мы рождаемся, а личность — это все, что искусственно перешло от общества. Наше сущность также состоит из трех центров: интеллектуального, эмоционального и физического, и нам следует «трудиться», чтоб достичь высшего интеллектуального и высшего эмоционального развития.

Есть два концептуальных учения Гурджиева, которые подводят итог его философии Четвертого Пути: Закон Трех и Закон Семи. Закон семи, также известный как Закон Октав, является фундаментальным космическим законом, который гласит: ничто в природе не движется по прямой постоянно, все в конечном итоге отклоняется. Этот всеобъемлющий закон намекает на его веру во внутреннюю связь между музыкой и природой, на мысль о том, что между определенными музыкальными интервалами требуется больше энергии для поддержания первоначальной цели. Это относиться и к непредсказуемости человеческой натуры, её целей и попыток, которые также требуют дополнительной энергии, чтобы продолжать свой первоначальный курс.

Закон трех — это еще один фундаментальный космический закон, в котором говорится, что каждое явление состоит из трех компонентов: активного, пассивного и нейтрального. Его можно рассматривать как закон трансформации, который всегда требует утверждения, отрицания и примирения. Эта триада действия создает восходящую или нисходящую октаву и символизирует каждую структуру и действие во вселенной и человеке.

Эти законы изображены в наиболее узнаваемом символе Гурджиева Четвертый Путь – эннеаграмме – 9-тиконечной фигуре в круге.

Эта связь музыки и философии повторялась во всей философии Гурджиева, когда он стал известен как музыкант. Он говорил о музыке как о какой-то объективной силе, которую можно было почувствовать так же, как змея реагирует на музыку заклинателя змей.

Идеи Гурджиева не стали широко популярными в Новой Эре и сфере самопомощи, хотя их часто классифицируют там. Четвертый путь – это концепция, которая не обращена в массы. Честное самонаблюдение может быть болезненным и вызвать беспокойство у тех, кто не готов к этому. Устранение вашей личностной маски и противодействие негативным личностным признакам требует тяжелой работы и может вызвать чувство потерянности или смущенности.

Вот почему необходимо не только противостоять желанию судить о том, что вы видите, а и просто видеть вещи такими, какие они есть. В конце концов, эта духовная практика придаст вам мудрости и искупления, возможно, даже приведет к более высокому состоянию сознания.

Видеозаписи о жизни и пути Г. Гурджиева, его последователях, практическим аспектам Четвертого Пути, наследию — Институте Гармонического Развития.

Подробнее о практиках Гурджиева также можно прочитать или обсудить на форуме.

Книги и публикации

  • Восемь встреч в Париже
  • Всё и вся Рассказы
  • Всё и вся. Рассказы Вельзевула своему внуку (оригинальная версия)
  • Взгляды из реального мира
  • Вопросы и ответы
  • Встречи с замечательными людьми
  • Жизнь реальна только, когда я есть
  • Последний час жизни
  • Человек — это многосложное существо»

Бесплатно скачать книги Георгия Гурджиева можно перейдя по ссылке

Источники:

http://www.wedjat.ru/1619-1619.html
http://humanessay.bib.bz/zakon-treh-i-neobhodimost-novoy-logiki
http://ezoport.ru/praktika/duhovnye-praktiki-chetverty-puti-gurdzhieva.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: