Тяжелая обязанность прощать своих врагов. Кто же есть для человека «ближние его»

Написано почитай отца и мать, и написано худшие враги человека – его домашние. Как это понимать?

Дмитрий пишет: В одном месте Библии написано почитай отца и мать, в другом, что худшие враги человека – его домашние. Как это совместить в жизни? Как сохранить почитание к родителям, если их воля противоречит Божьей? Как по-вашему, когда Христос говорил эту фразу «худшие враги человека – его домашние», его мать чувствовала в этих словах почитание?

Благодать и мир вам Господа нашего Иисуса Христа!

Вы спрашиваете об текстах.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12). Это одна из заповедей, которые Христос записал Собственным перстом на каменных скрижалях.

«И враги человеку – домашние его» (Матф.10:36). Это слова Христа, обращённые к Его ученикам.

Читая «И враги человеку – домашние его» , вы скорее всего думаете, что уверовавший человек начинает считать всех (и даже домашних) своими врагами. Но давайте попросим разумения у нашего Отца и внимательно приглядимся к контексту заинтересовавшего вас стиха:

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Матф.10:16-36).

Получается, что не сам уверовавший становится врагом своим домашним, друзьям и всему миру, а именно домашние, друзья и весь мир начинает ненавидеть уверовавшего и враждовать против него . В Иоан.16:2 читаем: «даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» . Иисус предупреждает своих учеников, что когда они начнут служение, даже их домашние могут ополчиться против них и, возможно даже, будут считать необходимым убить их, чтобы остановить, например, распространяющуюся «заразу» христианства. Ненавидящие Христа «дети восстанут на своих родителей, и умертвят их» , отвергающий Спасителя брат отдаст своего уверовавшего брата на растерзание, ортодоксальный отец будет пытаться образумить своего принявшего Христа сына, а когда поймёт, что не может, поднимет на него руку, чтобы тот не позорил его чистое «ортодоксальное» имя.

Иисус честно и заранее предупреждает всех Своих учеников, что их ждёт не процветание и комфортабельная богатая жизнь, а отделение от тех, кто противится Божией любви, их ждут постоянные гонения ото всякого преданного грешной плоти человека (даже от самых родных людей).

Иисус Сам прошёл через это: Его родные посчитали Его сумасшедшим. Когда толпы начали повсюду сопровождать Иисуса. читаем: «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мар.3:21). А сколько раз книжники и фарисеи пытались побить Его камнями?! Думаете, среди них не было Его соотечественников?

«Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем» (Мар.6:2-3). Это маленькое слово « соблазнились » может быть перевено, как «оскорбились, раздражились, возмутились» .

Что раздражало их, что отделяло их от Него, что заставляло родных Ему по плоти людей считать Его сумасшедшим, что порождало такую вражду против Него?

«Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» (Ин.18:36) «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5:17) Иисус Христос всегда жил по духу и никогда по плоти, за это мир ненавидел Его, поэтому всякий последовавший за Христом получит силу жить по духу , но одновременно вступит в непримиримый конфликт с миром, живущим по плоти (Рим.8:14).

Читать еще:  Петр лавров вклад в социологию кратко. Классики русской социологии

Живущий по духу всегда сможет исполнить любую заповедь Христа, и в частности пятую: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12). Даже если отец и мать поведут его (её) на смерть, чтобы избавиться от «христианской заразы», верный Христу не перестанет с почтением относиться к ним, даже любить их не перестанет, но будет все свои силы отдавать на то, чтобы молиться за них Богу, просить Всевышнего простить их и спасти от того страшного плотского мира, который диктует им свои условия жизни.

Верный Христу, имеющий Святого Духа, исполнит повеление Спасителя, данное в Матф.5:44. И именно поэтому многие будут спасены целыми семьями! Именно потому, что полюбивший Христа полюбит Его более всего на свете, более, чем любит своих родителей, детей, друзей. и будет следовать за Иисусом, становясь всё более похожим на Него по характеру и отношению ко Всевышнему. Иисус любил Отца более кого бы то ни было , благодаря этому Иисус мог сопротивляться всему, что не есть от Отца ( 1Иоан.2:16), только поэтому мы получили возможность вернуться Домой.

Как вы полагаете, мать Иисуса, когда она приняла Его как своего Спасителя и начала проповедовать Его имя для спасения других людей, смогла ли правильно понять Его слова «И враги человеку – домашние его» ? Я думаю, что смогла, и возможно, даже на собственном опыте ощутила, как те, кто отказывался принимать Иисуса Спасителем, начинали раздражаться против неё.

Заповедь Христова «возлюби ближнего своего как самого себя»

Важнейшая заповедь Евангелия «возлюби ближнего твоего, как самого себя», на первый взгляд, является простейшим правилом, не требующим толкования. Тем не менее, именно вокруг этих простейших слов Христа мудрецы (и не только мудрецы) обожают вести интеллектуальные споры.

Прочитав ряд высказываний многих философов толкователей (от Ф. Ницше до отца Сергея Булгакова или Василия Розанова или Льва Красавина), верующий человек и сам может впасть в заблуждение. Перед ним неизбежно встанут вопросы, в одночасье превращающиеся из простых и понятных ─ в сложные и трудноразрешимые:

Кто есть ближний христианину, которого ему следует возлюбить?

Как именно следует любить ближнего – как самого себя?

Золотая заповедь христианской этики

Ведь в Евангелии действительно можно найти многократные упоминания Христом, что «много званых, да мало избранных», «враги человеку ─ близкие его» (от Матфея,10-39). «Нехорошо отнять хлеб у детей и давать его псам» (а женщине хананеянке, молившей о помощи, Мф., 15-26).

Следовательно, те, кого следует любить ─ вовсе не все окружающие христианина люди, но некие избранные? При этом » возлюбить ближнего своего как самого себя» Библия обозначает важнейшим условием Спасения? И как же «любить самого себя»?

Недавно пришедший к христианству человек, если не читает толкований Отцов Церкви и не ведет бесед со своим духовником, может усомниться и в том, что именно есть христианская любовь по отношению к самому себе. Несмотря на риторические спекуляции, верующий поймет, что «любить себя» в евангельском духе ─ вовсе не означает позволять себе новые роскошные автомобили, разнообразить стол фуа-гра и экзотическими фруктами. Напротив, из любви к себе следует вырвать себе «соблазняющий глаз», «оставить», а порой и «возненавидеть отца и мать» (от Луки,14-26).

То ж самое касается и любви к «ближнему твоему«, если уж она уподобляется любви к себе. Следует оберегать объект любви от излишеств, помогать, даже направлять с любовью на верный путь, не позволять усомниться в заповеди и Библии.

Чтобы избежать подобной пагубной путаницы, и следует знать толкования Святых отцов и просто церковных авторитетов на эту простейшую заповедь.

По своей сути, заповедь христова «возлюби ближнего твоего как самого себя» включает в себя, как и постулаты из Ветхого Завета, в частности, книги Иакова: «хорошо поступаете, любя ближнего, как самого себя (Библия, Иак., 2, 8) и современного золотого правила этики в положительном прочтении: «поступай с другими так, как хочешь, чтоб они поступали с тобой». В этом заповедь Христа ─ вторая по важности, после любви к Богу, ─ всеобъемлюща и проста.

Но необходимо отметить, что христианство резко различает «всех» близких людей (например, достающуюся человеку вне зависимости от его желаний родню или коллег), и истинных «близких».

В притче о пострадавшем от разбойников, прямо отвечая на вопрос «кто есть ближний христианину», сам Иисус подчеркивает эту разницу. ─ Человек был ограблен и избит бандитами, лежит на дороге. Мимо проходят те, кто должны бы позаботиться о нём: родич по племени и учитель законов (в применении к сегодняшним реалиям – кузен и народный депутат или даже недостойный батюшка). И только один из трех, человек неведомого племени («самарянин» во времена Христа или случайный кореец в нынешней ситуации), останавливается и помогает жертве налета. Из этой притчи становится ясно: кого, в первую очередь, имел в виду Христос под понятием «ближнего». Но не только!

Читать еще:  Сонник детская коляска с младенцем. К чему снится детская коляска: ждать пополнения? Сонник: Коляска во сне

Кто же есть для человека «ближние его»?

Если внимательно читать Евангелия, то «ближними» христианину становятся те, кто, как и он исповедует истинную веру, сам следует заповедям. При этом важно понимать, что таким может оказаться вовсе не близкий по жизни в миру человек. Даже не родственник: «Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф., 12-50).

Тем не менее даже не любя родителей, ─ так как любовь есть чувство от Бога, и ей крайне сложно возникнуть в отношении тех, кто сбивает с пути праведного, или злословит на учение Христа, ─ настоящий православный должен почитать отца и мать.

Очень хороший, чёткий ответ на этот вопрос даёт св. Иоанн Златоуст в своём толковании о «боголюбии и человеколюбии». Даже брат или жена (муж), даже если они «любят» тебя телесной любовью, но не заботятся о твоём христианском самосовершенствовании, поощряют греховные наклонности — например, лень и чревоугодие — не являются «ближними» в евангельском смысле слова.

Ближние по крови и по духу в Евангелии и Библии

Но нельзя забывать, что заповедь о любви к ближнему является второй по значимости, первая же ─ о любви к Богу. Из этого богословы делают вывод, что настоящий христианин, воспитанный в духе слов «Возлюби Господа от всего сердца, души и разумения», несмотря ни на что, сам должен стараться увидеть в каждом создание божие, относится, как отнесся самарянин к ограбленному, искать в сердце силы помочь самому заблуждающемуся, сделав того «ближним» своим. Нужно найти в сердце отзыв на страдания любого существа, и оно станет ближним твоим.

Тем более что слова Евангелия «возлюби ближнего твоего как самого себя» Библия многократно ставить в число важнейших заповедей и Ветхого Завета, например: книга Левит.19:18.

Вот краткий перечень трудов православных отцов церкви, в которых дается наиболее ясное толкование не только заповеди «возлюби твоего ближнего» но и того, кем должен является этот ближний (расширенный список литературы вы сможете найти на сайте Оптиной пустыни или на ресурсе «Азбука Веры» http://www.optina.ru/ , https://azbyka.ru/ ).

  • «Толкование на Святого Матфея» Св. Иоанна Златоуста.
  • «Заповеди Божии» епископа Южно-Американского из Буэнос-Айреса Александра Милеанта.
  • «О любви к Богу и ближним» преподобного Иоанна Кронштадтского.

Из этих ( и многих других сочинений или просто беседы со вдумчивым батюшкой), станет понятно, что истинный христианин должен считать «ближними своими»

  • тех, кто нуждается, кому он в силах помочь,
  • тех, кто хоть раз помог ему советом, наставлением или делом.
  • Но, в первую очередь тех, кто, как и он сам пытается постичь любовь к Господу, тех, кто близок ему по христианскому духу.

Остальных людей, особенно «злоречивых», христианин (если он не открыл в себе дара проповедовать и самому нести слово Божие) должен скорее избегать: «знайте, что вы и через брата будете (имеется в виду не «брат по Вере, но «брат по крови») выслушивать глубины сатанинские» (старец Амвросий Оптинский).

«Имейте общение с теми, кто Боится Господа и дает душе вашей утешение».

Для тех, кто хочет изучить проблему более углубленно, рекомендуем труд Н. Бердяева «Дух и реальность» или сочинение о. Павла Флоренского «Столп Веры».

Какой должна быть христианская любовь к себе и ближнему?

Никакое высокое, настоящее возвышенное духовное чувство не может прийти к человеку даром. Философ о. Сергей Булгаков писал: «любовь, даже дружба, приходят после духовного подвига, аскезы». Любовь к ближним, пришедшая христианину, должна быть достаточно суровой (как и к самому себе), чтобы стать чувством, способным уберегать ближнего — как и себя самого — от искушений, помочь удалиться от «делающих зло», спасти от ада.

Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца

Это чувство ни в коем случае не должно оказаться потаканием: «ах, ближний мой хочет миллион долларов, надо помочь». Христианская любовь в истинном православии, не смешанном с лютеранской теорий «успеха в жизни мирской», должна быть достаточно строгой. В примере с миллионом долларов христианин, скорее должен не помочь заработать ближнему этот миллион, а указать опасности для его души, поджидающие на пути стяжательства.

Но и видеть в каждом ином человеке подобие божие, настоящий православный тоже должен. И помогать, по силам своим, своей любовью выйти из пагубных заблуждений на ту дорогу, с которой его столкнули разбойники из притчи. Любите ближнего как самого себя и никогда не отчаивайтесь!

Отзывы и комментарии

Ближним может быть случайный человек, попутчик, встречный и др. Для Исуса Христа таковым был вор Варавва, распятый на Кресте рядом с ним. Отношение «Возлюби ближнего, как себя» изменило сознание Вараввы. Хотя после освобождения мог радоваться и продолжать воровать. Такова духовная сила заключена в этой заповеди

Николай, имена разбойников, распятых вместе с Иисусом в Евангелии не названы. Про Варавву потрудитесь узнать сами.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 13-й седмицы по Пятидесятнице

Тогда пришел Иисус в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

Читать еще:  К чему снится оголить плечо перед толпой. К чему снится толпа

Христос уходит в дом с избранными Им учениками, чтобы побыть с ними наедине. «И опять сходится народ», теснясь вокруг дома, так что у них не было даже времени и поесть. Но Господь не закрывает двери для приходящих к Нему. Его служители должны научиться, что любые неудобства и любые трудности легко переносятся там, где сердца горят ревностью по делу Божию. Что может быть лучше встречи ревностной паствы и ревностных проповедников! Сеяние слова Божия обещает там самые обильные всходы.

И мы видим, какую заботу проявляют о Нем Его близкие. Когда они услышали в Капернауме, что за Ним следуют толпы, они пошли взять его и привести домой, ибо говорили, что Он вышел из себя. В этой их неразумной заботе больше упреков, чем уважения к Нему. Именно это значат их слова: «Он вышел из себя». Может быть, они поверили клеветам Его врагов, которые говорили, что это явный признак ненормальности – стараться привлечь к себе такие толпы. А, может быть, как полагают некоторые толкователи, это была обыкновенная забота родных о Его телесном здоровье. «Он ослабел, у Него нет даже времени поесть, – говорят они. – Силы скоро совсем оставят Его. Надо взять и увести Его, ибо Он нуждается в передышке».

«Он вышел из себя». И действительно, ни один разумный человек не оставит спокойную обеспеченную жизнь и не пойдет по свету, не имея где главы приклонить. А кто Его ближайшие спутники? Рыбаки, мытари, фанатичные националисты. Ни один здравомыслящий человек не свяжет свою судьбу с такими людьми. Ни один рассудительный человек не выступит против силы, которая рано или поздно раздавит Его. Безумие противостоять книжникам и фарисеям, духовным вождям народа, олицетворяющим его многовековую освященную Богом крепость. Безумие быть столь безразличным к непоколебимому общественному мнению. Безумие не думать о собственной безопасности – то, что люди ищут прежде всего.

И далее следует вмешательство учителей Закона, видящих изгнание бесов Христом. Это были «книжники, пришедшие из Иерусалима». Они проделали столь долгий путь с целью воспрепятствовать распространению проповеди Христовой. Они прибыли из Иерусалима, где были самые образованные и искусные учителя. И своим авторитетом иерусалимских учителей должны были повлиять не только на простых людей, но и на других книжников. Они не могли отрицать, что Христос изгоняет бесов, и возвели клевету на Него, что «Он имеет веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя». «Не поддавайтесь обману, – говорили они, – сатана не изгнан, он только ушел на время по соглашению с ним». Они говорили, что Господь вступил в сговор с бесами и что с помощью большего беса он изгоняет меньших. Всегда существовала вера в »черную магию», и в этом зле они обвиняют Христа. Они говорят, что Он – посланник диавола.

Долготерпеливый Господь взывает к разуму слушающих. Кто поверит, что сатана добровольно оставит тех, кем он владеет? Как может сатана изгонять сатану? Если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его». Господь предлагает им здраво рассудить происходящее, да всякие уста заградятся. Было ясно, что учение Христово – война против царства диавола. И было так же ясно, что изгнание сатаны из несчастных людей подтверждало Христово учение. Сатана вынужден отступать, он не может идти против собственных интересов.

Жизнь – борьба сил зла и силы Божией. Но Господь не просто объясняет, откуда исходит зло, – Он немедленно вступает с ним в сражение. Неразумно, когда мы посвящаем много времени попытке объяснить происхождение зла, и очень мало времени – реальной борьбе со злом. Когда дом охвачен огнем, невозможно представить хозяина дома лежащим на диване за чтением брошюры о причинах пожаров.

Христос будет вести наступление на бесовские силы, где бы они ни укрепились, – будь то человеческое тело или человеческая душа. Ясно, что цель Христа – войти в дом сильного и расхитить все, что есть у этого врага. Потому естественно предположить, что прежде Он должен связать сильного. Господь уже теперь связует сатану, чтобы все видели Божию победу.

Источники:

http://www.bible.com.ua/answers/r/36/306145
http://pravoslavie.guru/bibliya/zapoved-hristova-vozlyubi-blizhnego-svoego-kak-samogo-sebya.html
http://pravoslavie.ru/3559.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: