Ты не холод и не горяч. Что означают слова: как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих? О понятии «теплохладность»

Теплохладность

Теплохла́дность – 1) духовное равнодушие, пассивность в религиозно-нравственном отношении; 2) равнодушное отношение к исполнению Заповедей Божиих при внешней церковности; духовная расслабленность.

Противоположностью теплохладности является ревность.

Теплохладность – это «стояние между добром и злом, между жизнью безбожного мира и жизнью в истинной вере, между святостью и грехом, между Христом и сатаною» (Феофан Затворник, свт.). «Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра» (Иоанн Шаховской, архиеп.); «Теплохладность в духовной жизни невозможна» (Андрей Лоргус, священник).

Мы живем в период Лаодикийской церкви, о которой Бог говорит так: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). Славянский текст еще сильней выражает отвращение Господа к их духовному состоянию: там сказано не: «извергну», а: «изблюю тебя». Кажется, только в одном еще месте Писания («бысте ми в сытость», Ис.1 ) столь откровенным антропоморфизмом обличает Бог нравственную порчу верующих. Поэтому каждому из нас нужно помнить следующую фразу Апокалипсиса: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр.3:17 ).

«…Люди постоянно тщатся сочетать небо и ад. Они считают, что на самом деле нет неизбежного выбора и, если хватит ума, терпения, а главное – времени, можно как-то совместить и то, и это, приладить их друг к другу». (Клайв Льюис).

Священномученик Иларион (Троицкий):
Вспоминается слово Апокалипсиса: Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ( Откр.3:15-16 ). Теплохладность, неопределенность – явление печальное. Сын Божий, Иисус Христос… не был «да» и «нет», но в Нем было «да» ( 2Кор.1:19 ). Огонь, – огонь пламенной веры и ярких определенных убеждений, пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лк.12:49 ).

Священник Алексий:
Теплохладность в вере – малая ревность (или полное отсутствие ее) к богообщению и духовной жизни во всех ее проявлениях. О таких людях в Откровении святого апостола Иоанна Богослова сказано: «… знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). И, действительно, человек равнодушный к вере или даже атеист, под влиянием жизненных обстоятельств и благодати Божией, может покаяться и радикально измениться. Теплохладный же, будет духовно тлеть всю свою жизнь и вряд ли когда приложится к Богу всем сердцем.
Если у человека нет любви к молитве, к храму, к участию в церковных таинствах, то это явный признак отсутствия ревности к богообщению. Применительно к молитве это проявляется в том, что она бывает только по принуждению, нерегулярная, невнимательная, расслабленная, с небрежным положением тела, ограниченная лишь заученными наизусть или механически вычитанными молитвословиями. Также, отсутствует постоянная память о Боге, благоговение и любовь перед Ним, как постоянный фон всей жизни.
По отношению к храмовому богослужению, этот грех проявляется в редком, нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или разговорах во время службы, хождении по храму, отвлечении других от молитвы своими просьбами или замечаниями. А также, в опоздании к началу богослужения, в уходе прежде отпуста и благословения.
В отношении к таинству Покаяния грех теплохладности, проявляется в редких исповедях, проходящих без должной подготовки, в предпочтении общей исповеди личной, в отсутствии желания познать свою глубочайшую греховность, в несокрушенном и несмиренном душевном расположении.

Архимандрит Рафаил (Карелин):
Теплохладность – это особый вид духовного отступничества, когда человек, внешне соблюдая постановления и обряды Церкви, одновременно остается чуждым Богу. Такой человек держит посты, творит милостыню, посещает храм и в то же время предается стихиям этого мира и не заботится об очищении ума своего от гордыни, а сердца от страстей. Теплохладность – это христианство без Живого Христа, это желание откупиться от Бога внешними делами, например исполнением определенных правил и ритуалов, пожертвованиями в пользу бедных и даже храмостроительством; это попытка примирить в сердце своем Христа с миром, ненавидящим Его; это уния между религией Христа и учением князя преисподней; это попытка создать комфортное христианство и сделать саму веру гарантом земного благополучия…
Теплохладность – это постоянные компромиссы, постоянные соглашательства, это перманентное предательство Христа в своем сердце…
Холодность – это духовное невежество, отчужденность от Бога, незнание Бога и даже вражда против Него, но она легче переходит в веру, чем теплохладность. На Кресте покаялся разбойник, а не фарисей. Тот, кто холоден, может почувствовать и понять тяжесть своего состояния и потянуться к Богу, как замерзающий в зимнюю стужу – к огню. А теплохладный ничего не ищет, он доволен собой; он считает себя «сознательным» христианином без фанатизма. Во время молитвы он, подобно фарисею, вспоминает свои заслуги и перечисляет их в уме пред Богом…
Теплохладные обычно отличаются равнодушием и безразличием к учению Церкви и вопросам веры. У теплохладного человека притуплена духовная интуиция, он внутренне не может отличить ложь от правды, как определяют пищу на вкус. Догматическая чистота его не интересует, ереси его не волнуют, его сердце не устремлено к будущей жизни, и он мало думает о ней. Для него религия – это земное благополучие, элементами которого являются нравственность и эстетизм. Такой человек, даже будучи сам безнравственным, внешне поддерживает нравственность, считая, что без нее не могут существовать ни Церковь, ни семья, ни государство. Совесть его мало тревожит; люди таких, как он, редко порицают; он может заниматься благотворительной деятельностью, строить и украшать храмы и в то же время самое главное – свое сердце – скрывать от Бога, подобно тому как раб в притче зарыл полученный талант в землю ( Мф.25:18 )…
Теплохладность стала свойством многих христиан. Они умерщвляют свое сердце страстями, с которыми не желают бороться, оправдываясь тем, что это их личное дело, не причиняющее никому вреда. Их душа пропитана, как губка влагой, зловонием гнусных образов и картин греха, с которыми они не могут расстаться, как пойманная рыба с крючком. Они развращены душой, но не понимают этого; более того, они считают, что такая жизнь «соответствует эталону современного человека», и хотят быть или казаться «на уровне» современной цивилизации и культуры, а что это за «культура» и куда она ведет – это их мало интересует. Они участвуют в церковных таинствах скорее по традиции, исповедуются, не имея решимости переменить свою жизнь, причащаются, не задумываясь о том, что принимают огонь, который оживотворяет кающихся и опаляет гордых и самодовольных. Христианство становится для них религией не духа, а плоти…

Читать еще:  Какого числа будет родительское в году. Почему мы молимся за умерших? Радоница и родительская суббота

Почему теплохладное состояние опаснее прохладного?

Несмотря на то, что понятие «теплохладность», при поверхностном восприятии, кажется более близким к понятию «пламенность» («горение духом»), чем понятие «холодность», в действительности «теплохладность» подлежит большему осуждению ( Откр.3:15-16 ).

Холодность в отношении Бога бывает вызвана общим состоянием греховности, неверием, или недостаточностью знаний о Боге как о Благом Творце, Вседержителе и Спасителе мира (см.:Знание).

Теплохладность же подразумевает наличие веры, наличие знаний о Боге и Его нравственных требованиях, и при этом их игнорирование, по равнодушию и духовной расслабленности.

Как правило, холодное отношение человека к Богу по причине неверия меняется к лучшему по мере приобщения к вере, подразумевающего просвещение, участие в богослужениях, Таинствах, в делах Церкви вообще. Равнодушие же человека, уже приобщённого к жизни Церкви, однако холодного в отношении веры, имеет другую основу.

В первом варианте холодность обусловлена незнанием, неумением, отсутствием духовного опыта, незнакомством с радостью богообщения. В этой ситуации равнодушие к религиозной жизни является логическим следствием неверия. Это следствие устраняется через веру.

Во втором варианте равнодушие выступает не столько следствием, сколько самопричиной, и является основным внутренним фактором невнимания к духовной жизни. Собственно, такое состояние души и называется теплохладностью.

Разница между холодностью и теплохладностью будет более очевидной, если прибегнуть к пояснительной аналогии.

В первом случае человек подобен больному, который не лечится не потому, что в принципе не желает лечиться, а потому, что не знает о своей болезни.

Во втором случае человек бывает подобен больному, который хотя и знает, что тяжело болен, однако же равнодушен и к лекарю, и к лекарству. Настроить такого человека на лечение бывают куда более затруднительно, чем того, кто не лечится по неведению.

Уже только поэтому теплохладность заслуживает порицания. Если же человек с таким внутренним настроем маскируется внешним благочестием (демонстративным молением, показными поклонами, театральным смирением и т. д.), тогда это греховное состояние усугубляется лицемерием.

Вот почему Сам Господь предостерегает от теплохладности в столь резких, обличительных, угрожающих тонах: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 )

Что такое теплохладность?

Основанием для изобретения такого термина являются слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Апокалипсисе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16).

Почему же Спаситель так строг с теплохладными? В церковнославянском языке еще более жесткий эпитет предусмотрен им в наказание: не просто извергну, но даже изблюю из уст Моих, т. е. с отвращением отвергну далеко от Себя. Отлучу от Себя. Воистину страшное наказание.

Дело в том, что теплохладность – это попытка совместить Бога и сатану, Христа и Велиара. Попытка соединить небо и ад ради собственного комфорта-болотца, ради того, чтобы и далее жить в тине-жиже своих страстей, но только с успокоенной, словно бы приспанной совестью.

Разберем вкратце грехопадение первых людей. Человек отвратился от Бога и влюбился в материальное. Его главной задачей, поставленной перед ним Всевышним, было обожение, т. е. приближение к Богу – вечное движение в горняя. Вместо этого человек отвратился от Господа и ринулся вниз, чтобы влюбиться в материальный мир, который явился для него источником горделиво-плотяного наслаждения, средством удовлетворения греха.

Читать еще:  Читать гороскоп на октябрь близнецы. Любовный гороскоп для знака близнецы на октябрь

Для теплохладного человека эта любовь к материальному миру является сердцевиной греха теплохладности, его ядром. Он готов предать Бога, снова распять Спасителя, лишь бы цел был его маленький комфортный мирок. Такой человек внешне может быть очень благочестивым, но когда придет время выбора, последний будет очевиден: измена Богу ради своего уютного оазиса. И самая главная, самая страшная слепота такого человека состоит в том, что он не понимает, что все равно потеряет свой оазис. Мало того, не оазис, без Господа это болото, в котором давно уже живут чудовища, готовые пожрать душу человека. В нем давно уже развивается грех. Если ему не препятствовать, он превратится в уродливую губительную страсть.

Анатомией греха является пример ветхозаветных Содома и Гоморры. Очень богатые города, стоящие на месторождении нефти, которая ценилась и в древности. Из нее делали строительный материал битум. Из-за своего комфорта, богатства, уютного и теплого мирка содомиты и гоморриты забыли Бога. Он перестал им быть нужен. И в них начал развиваться грех. Вначале они стали жестосердечные, эгоистичные, перестали давать милостыню, начали жить только для себя. Глубиной их падения явилась содомия. И после этого – уничтожение городов Богом.

На примере Содома и Гоморры видно, что теплохладность является питательной средой, в которой рождается грех, тем первичным бульоном (как говорят биологи-эволюционисты), где зарождается жизнь греха.

Именно поэтому Спаситель в Откровении, развивая тему теплохладности, упреждает больного ею от слепоты: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3:18, 19).

О том, какой удел теплохладности, ярко повествует житие преподобного Макария Египетского устами мертвеца: «Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: “Кто ты такой?” Череп отвечал: “Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение”. Преподобный спросил: “Каковы эти мучения?” “Мы находимся в великом огне, – отвечал череп, – и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением”. Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: “Есть ли мучения еще более жестокие?” Череп ответил: “Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки”.

Из священнического опыта скажу, что труднее всего общаться с подобными людьми. Лучше общаться с очевидными грешниками. Часто человек, больной тяжким грехом, ищет исцеления, имеет нужду в Боге. Но теплохладный говорит тебе на похороне: «Батюшка, отслужи побыстрее, а то у нас столовая заказана». Или на крестинах торопит тебя. Ему не важно Таинство, ему важно вписаться в традицию, чтоб как у всех, а далее заниматься своими плотяными делами. И ты, священник, всматриваешься в эту страшную зияющую пустоту завуалированного безбожия и не можешь достучаться к человеческой душе, потому что Бог ей не нужен.

Но вчитаемся в слова Спасителя-Христа, братья и сестры! Помажем глазной мазью Евангелия свои глаза, купим у Бога золото Таинств, очищенное огнем Святого Духа, оденемся в белые одежды богоугодного праведного добродетельного целомудренного жития, пока не стало слишком поздно, пока чудовища, выращенные нами же в собственном болотце, не обратились и не пожрали нас.

Чем опасна теплохладность или как научиться любить Бога?

Теплохладность – болезнь современного мира, духовный СПИД: так пастыри церкви характеризуют происходящее сегодня в обществе. Но ведь этот грех упоминается еще в Откровении Иоанна Богослова. В чем же его опасность для души, что значит быть теплохладным, почему большинство православных на самом деле не умеют по-настоящему любить Бога?

О понятии «теплохладность»

Как понять значение слова «теплохладность»? Нет ли в нем какого-то противоречия? Разве могут соединяться вместе тепло и холод? Оказывается, да. Теплохладными сегодня можно назвать большинство тех, кто считает себя верующими православными христианами.

Разные есть грехи в православии, но теплохладность особо противна Господу. Святой апостол Иоанн Богослов так передает в Откровении гневное обращение Бога к Лаодикийской Церкви:

Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3: 15–16)

Ни то ни се, ни горячая любовь к Богу, ни его отрицание – так можно охарактеризовать теплохладность. Человек знает о существовании Создателя, даже верит в Него, но не делает решительного выбора между такими понятиями, как добро и зло, святость и грех.

Духовная жизнь такого «верующего» противоречива. Нет в нем той искры истинной любви, готовности нести данный Господом крест, благодарно принимать любые испытания.

Можно внешне соблюдать правила церковной жизни – посещать службы, подавать милостыню, поститься. И в то же время быть привязанным к мирской жизни, с легкостью оправдывать свои грехи, причащаться, не имея горячего желания исправиться, зачастую молиться не искренне, а механически, просто по привычке или по необходимости.

Читать еще:  Приснилась страшная бабка. Видеть во сне бабку, к чему снится бабка? Полное толкование снов

В общем, теплохладность – формальная любовь к Богу. Святитель Феофан Затворник говорил:

…стояние между добром и злом, между жизнью безбожного мира и жизнью в истинной вере, между святостью и грехом, между Христом и сатаною

Как понять, не больны ли вы теплохладностью – на следующей странице.

Признаки болезни «теплохладности»

Мы все, чего уж там скрывать, склонны к самооправданию. Многие искренне считают себя благочестивыми прихожанами, вполне порядочными людьми – никого не убили, не украли, о семье заботимся, в храм регулярно ходим.

И далеко не у каждого хватает смелости признаться самому себе в самообмане. Настоящих верующих, для которых Божьи заповеди – закон жизни, совсем немного. И если себя еще можно успокоить и обмануть, то Господь ведь насквозь видит душу человека.

Человек, добровольно поддающийся общему течению, а таких большинство, меняется по возрастам жизни, по временам календарного года, наконец, по часам дня. В воскресенье утром он — молящийся христианин, в послеобеденное время — светский сплетник, вечером в театре — непринужденный поклонник искусства, а после театра — нередко грубый циник. Епископ Антоний Храповицкий

Вы уверены – ваша духовная жизнь угодна Богу? Теплохладность – не ваш грех? А если честно признаться себе и потом покаяться перед Господом?

Ваша молитва иногда бывает чисто механической, не идет из самой глубины души, общения с Создателем не получается. Молитва зачастую рассеянная, вы отвлекаетесь на посторонние мысли. В храм вы ходите не регулярно, позволяете себе опаздывать на службу или уходить раньше, иногда «витаете в облаках», не можете сосредоточиться.

Исповедуетесь вы редко, не особо готовясь к Таинству, предпочитая общую исповедь, ведь бывает стыдно и неловко открыть священнику все свои прегрешения. Находите оправдание своим поступкам, так как уверены – в современном обществе невозможно соблюдать все Божьи заповеди.

Любовь к Богу в вас присутствует, когда все в вашей жизни гладко и складно.

А если начинаются трудности и испытания, то появляются обида и непонимание – за какие грехи, Господи? Нет в вашей душе постоянного присутствия Бога, желания очищать свою душу, пусть даже через слезы и страдания.

Вам это присуще? Значит, ваш диагноз – теплохладность. Чем она опаснее духовной холодности и даже атеизма? Об этом – на следующей странице.

Теплохладность опаснее атеизма?

Наверное, звучит парадоксально, но атеист скорее может обрести любовь к Богу, чем человек теплохладный. Холодность первого вызвана его незнанием Господа, духовным невежеством и оттого иногда даже враждебным отношением к Создателю. Но такой человек легче может осознать свою греховность и отчужденность от Творца и Спасителя. Вспомним – именно разбойник первым вошел в Царство Небесное, покаявшись на кресте.

Тот же, кому присуща теплохладность, может быть очень даже сведущим в вопросах веры, знать Божьи заповеди, множество молитв, разбираться во всех тонкостях церковных богослужений. Он верит в Господа, но как-то по-своему, без фанатизма. Он даже зачастую весьма доволен собой, считая себя сознательным православным христианином. Но вот только истинная любовь к Богу в нем отсутствует. И если человек столько времени провел в лоне церкви, но полюбить своего Творца так и не смог, придет ли к нему это чувство?

Атеиста можно сравнить с больным, незнающим о своем недуге. Он и не лечится из-за своего незнания. А вот теплохладный, хоть и подозревает о своей болезни, но по причине своего равнодушия не стремится прибегать к помощи Спасителя, как к целительному лекарству. Его внешнее, показное благочестие усугубляется еще и грехом лицемерия. Нравственность теплохладного фальшивая, ведь сердце его скрыто от Бога.

И, действительно, человек равнодушный к вере или даже атеист, под влиянием жизненных обстоятельств и благодати Божией, может покаяться и радикально измениться. Теплохладный же будет духовно тлеть всю свою жизнь и вряд ли когда приложится к Богу всем сердцем. Священник Алексий Мороз

Можно ли научиться любить Господа – читайте далее.

Научиться любить Бога

В чем же причина, почему в людях отсутствует любовь к Господу? Долгие годы атеизма и богоборчества, соблазны современного мира, конечно, наложили свой отпечаток.

И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. (Мф. 24:9)

Миссионер по призванию, протоиерей Евгений Соколов с горечью отмечает объективный, но печальный факт – регулярно в храм ходит лишь один из десяти крещеных православных россиян. Батюшка искренне недоумевает – как можно восхищаться красотой этого мира, любить природу, животных, детей и не любить того, кто все это создал – нашего Господа?

Как научиться любви к своему Творцу? Знать и исполнять Божьи заповеди – вот верное средство на этом нелегком пути. По словам преподобного Амвросия Оптинского, научиться любви к людям можно, совершая добрые дела. И за это со временем Господь пошлет благодать любви. Так же и в отношении нашего Творца – у человека, который старается жить по заповедям Божьим (оно дается, конечно, с трудом), постепенно рождается и укрепляется любовь к Богу. Ведь заповеди помогают бороться с нашими пороками и болезнями души.

Преодолевая свое самолюбие и гордыню, мы очищаемся, развиваем в себе навык послушания и исполнения Христовых заповедей. Мы словно расчищаем от препятствий свой путь и открываемся любви к своему Создателю. Ведь это чувство естественно, оно в нас заложено при нашем сотворении. И лишь наши грехи и страсти мешают ему раскрыться в полной мере.

О причинах теплохладности и о настоящей любви к Богу рассказывает руководитель миссионерского Отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов:

Источники:

http://azbyka.ru/teploxladnost
http://pravoslavie.ru/113785.html
http://megapoisk.com/teplohladnost-chto-oznachaet-etot-greh-v-pravoslavii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: