Церковный регент. Достоин ли регент пропитания? А певцы? В древности за такое отлучали от Церкви

Регент

Регент (лат. Regens — правящий) — руководитель церковного хора. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка и религия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В православных храмах церковные службы сопровождаются пением. Регент — это человек, который управляет церковным хором. Подбирает певчих, выбирает какие аранжировки песнопений исполняются хором.

Главная задача регента — гармоничное звучание певчих во время службы. Музыка помогает молиться в храме, настраивает и успокаивает. Во время службы регент задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору петь слаженно, красиво, в соответствии с моментом богослужения.

Особенности профессии.

Регент дирижирует и поет, у него хороший музыкальный слух, он знает построение службы и порядок исполнения музыкальных произведений. Обязательное условие — быть православным христианином. Для работы регент должен получить благословение настоятеля.

Важно настраивать певцов на молитвенное пение, поддерживать, ведь служба идет от нескольких минут до 8 часов. В задачи регента входит правильное распределение голосов, репетиции. Иногда в хоре складываются сложные отношения и тут пригодится способность вовремя заметить и погасить конфликты. Для развития хора нужно организовать обучение начинающих певцов.

Плюсы и минусы профессии.

Плюсы

Это востребованная профессия, регентов не хватает, особенно в районных центрах России. В каждом храме есть регент, иногда несколько, если службы идут постоянно.

Регент — уважаемый человек в храме.

В иерархии церковной службы занимает место после священнослужителей.

Служа Богу, добиваясь гармоничного пения, регент может испытывать очень сильные эмоции, радость и удовлетворение.

Минусы

У регента ненормированный рабочий день.

Зарплата может быть низкой.

Важные качества

У руководителя церковного хора 3 важных качества: крепкая нервная система, уверенность в себе и умение быстро реагировать на внешние раздражители. Богослужение идет в быстром темпе, задача регента сконцентрироваться на действиях священнослужителей. Православные службы могут идти от нескольких минут до нескольких часов, все это время регент должен быть предельно сконцентрирован.

Профессиональные навыки и знания

  • Музыкальное образование
  • Умение петь
  • Знание правил православных богослужений
  • Чтение на церковно-славянском языке
  • Управление хором
  • Подбор репертуара
  • Обучение начинающих певцов
  • Умение настроить коллектив на продуктивную работу.

Обучение на регента

Для регентования мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Требуется понимание православия, знание Священных Писаний и вовлеченность в церковную жизнь. Для поступления требуется музыкальное образование.

Обучение состоит из двух составляющих: духовной и музыкальной.

Духовная — изучение Библии и правил построения церковных служб, истории Церкви. Музыкальная — изучение мелодий православных песнопений, постановка рук, умение слышать звучание хора со стороны, задавать тон для разных голосов.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЦЕРКОВНЫЙ РЕГЕНТ

В самом деле, вопрос трудно назвать праздным. Вот попадешь в теплую компанию, где регент не понимает певчих, вьет из них веревки, взамен получая отвратительное пение и дурную славу на всю епархию, и невольно задумаешься над философскими вопросами бытия. В то же время классный регент способен настолько влюбить певчих в служение Богу, что невольно поражаешься тому, как судьбы некоторых музыкантов могут быть буквально отмечены свыше. Интересное, полное удивительных открытий служение Богу на клиросе на 70% зависит от таланта регента и я хотел бы сделать пару рассуждений — «а каков он, идеальный регент. «

Конечно, трудно рассчитывать на то, что в своей статье я буду объективным. Каждому от регента нужно свое, и у меня свои взгляды на регентство. Но почему бы не помечтать вместе? Вдруг наши мысли совпадут?

Едиными усты, единым сердцем.

Под этой красивой фразой (или точнее выдержкой из молитвы) кроется в сущности простая и жестокая правда жизни. Большинство регентов НЕ СООТВЕТСТВУЮТ своему званию и попросту называются не своим именем. И вообще, выбрали не ту профессию. Вот как вы думаете, что такое «едиными усты, единым сердцем»? О, ну. меня многие тут же с легкостью надоумят. «как, мол. тебе не понятен смысл этой фразы»? Я парирую. большинству регентов не понятен смысл этой фразы. Во всяком случае, есть такое ощущение.

Исходная мысль проста, как камилавка. На клиросе должна быть такая обстановка, когда у всех буквально одно сердце на всех, певчие живут одной семьей, дыша лишь хвалой Богу. Что же. Это красивые слова, но они предполагают коллективную ответственность, окей? Если певчие отдают себя служению, было бы здорово, если бы регент взамен ну как минимум вникал в беды и трудности своего коллектива, не так ли? А иначе встает вопрос о неверной работе «единого сердца», ибо оно работает как-то удивительно однобоко — только на имидж регента/его статус/зарплату.

Если вы регент, как хорошо вы знаете трудности своих певчих в жизни? Что они любят, чем они болеют, чему радуются и от чего печалятся? Истина проста — вы должны, обязаны, как регент, интересоваться жизнью своего коллектива. Конечно, встает вопрос «а зачем регенту это нужно»?
Ответ очевиден — чтобы помогать и поддерживать своих хористов словом и делом. Вы как регент обязаны общаться с настоятелем и работать с ним на предмет материальной помощи тому или иному певчему, или на предмет нахождения идеальной ставки, поиска разных материальных стимулов. Если регент способен выбить хорошему певцу хорошую зарплату — это по определению хороший регент, ибо он не ставит певца в неловкое положение униженного просителя, а позволяет сосредоточиться на работе.

Читать еще:  Религии возникшие в индии. Религии индии

Тут хотелось бы пояснить такой момент. Работа регента в данном вопросе должна быть двухсторонней и относится и к коллективу. Например, очень уместно заранее, до возникновения проблем и пресловутых искушений, демонстрировать тому или иному певчему свою заботу, мол «ходила к настоятелю, пыталась выбить тебе премию, но пока премию на приходе никому не дают, ибо трудности такого то порядка». Этот процесс напоминает общение с ребенком, которому мама объясняет, почему она не может купить ту или иную игрушку. О да, правильный регент в моих мечтах весьма напоминает опытного психолога-воспитателя с большим авторитетом на приходе.

Далеко не всегда поддержка может и должна выражаться материально. Очень часто важно просто доброе слово, теплый жест, благодарный взгляд. Люди искусства часто на удивление идейны и готовы работать за копейки при должной моральной мотивации. Фразы, обращенные к певчему типа «мне очень радостно с тобой работать, ты очень ценный член нашего коллектива» — работают на ура. Но регенты часто весьма скупы на подобные слова.
Дорогие регенты. Вам ничего не стоит произнести похвалу. Да, не сразу и не в первый день работы такая похвала будет рождаться естественным образом. Возможно, молодой регент будет испытывать некоторую скованность, пытаясь следовать моим рекомендациям, но — путь осилит идущий. Начав сегодня, через несколько лет вы будете мастером церковной политики и специалистом по решению любых конфликтных ситуаций.

Умение влюблять в музыку.

О да, это буквально сама суть моих мечтаний о классном регенте. За это качество я даже готов простить регенту отсутствие всех остальных качеств. Да-да, работа с хорошим регентом не должна быть скучной и за каждым произведением, выходящим из под его рук, должна чувствоваться волнующая и загадочная история.

Я понимаю, что на отдельно взятом клиросе может собраться хор циников, которые будут смотреть на регента тоскливыми скучающими глазами, мол «завязывай уже свои слюни, давай споем что надо, отсидим положенный час и по домам». Но это уже слишком запущенная ситуация, да и мы не говорим сейчас о том, каким должен быть идеальный церковный хор, речь все-таки про регентов. Потому — пока только о требованиях к регенту. А регент ДОЛЖЕН любить исполняемые произведения и гореть клиросным делом.

Все просто. Если вы сами не любите исполняемые вами произведения, вы будете не в состоянии передать это чувство вашим хористам. А исполняемое без любви произведение сродни пресс-релизу. Какое уж тут «единым сердцем», если на клиросе нет творческой магии. А ведь как же это классно, когда всем попросту интересно спеть произведение «как в последний раз» — на выдающемся творческом подъеме.

Я слышал на просторах интернета гениальную фразу от одного регента «Пой на клиросе так, как будто после службы ты умрешь и текущая служба — твой последний шанс оправдаться перед Богом». Каким будет твое пение в этом случае? Правда в том, что так надо служить всегда, и энергию на подобное служение передает хористам именно руководитель церковного хора.
Наверное, такой совет проще дать, чем выполнить. В самом деле, вот «отправила мама-матушка свою дочку в регентскую школу» и выходец из таких курсов вдруг понимает, что музыка интересна постольку-поскольку. Интереснее скорее сам дух службы, какой-то церковный цикл (или даже попросту замужество за священником), нежели красота музыкального материала. Что же..Это уже очень неплохо, потому что как минимум у такого регента есть любовь к службе, осталось лишь дать прорасти в себе цветам ревности по Богу — желанию украсить божественную службу прекрасными, мягко звучащими, обращающими сердца к Богу песнопениями.

Хороший профессионал.

Профессионализм — дело наживное и поэтому я поставил данный пункт на третье место. Поскольку в данном блоке речь идет о сугубо профессиональных вещах, наверное, есть смысл особо не растекаться мыслью по древу и дать кратко и тезисно описание тех профессиональных качеств регента, которые у него просто хочется видеть.

Идеальная читка нотных произведений с листа. Вы даже не представляете, как нудно и неинтересно будут проходить спевки с регентом, который сам не может спеть свою партию и не слышит, правильно ли поют остальные. Читка с листа обязательна для регента. Тренируйтесь, что тут еще скажешь. Может, напишу статью о том, как это сделать. Если пока читки с листа в идеальной форме нет — готовьтесь к спевкам. Тщательно. Ну и не забывайте учиться всему, что связано с теоретико-музыкальной частью.

Музыкальный вкус и знание возможностей своих хористов. Если у вас на клиросе 4-5 человек, а вы берете Чеснокова — вы или гений или слишком увлекающийся человек, живущий в своем мире. Брать надо произведения в расчете именно на возможности вашего состава. Причем ваш вкус должен позволять находить эти произведения (например, в интернете), отсеивая множество музыкального мусора, которого, увы, хватает. Репертуар — добрая половина успеха. И регент с хорошим вкусом умеет этот репертуар подобрать.

Читать еще:  Александр имя значение характер знак. Значение имени александр

Как то даже стыдно упоминать необходимость наличия хорошего слуха, приятного по тембру голоса, вроде как и так очевидно, что регент должен быть музыкально грамотным человеком, способным сольфеджировать, задавать отчетливо тон, и обладать понятным дирижерским жестом. Тут просто учиться, учиться и еще раз учиться.

Стрессоустойчивость. Да, это тоже профессиональное качество. На клиросе часто возникают нештатные ситуации. Регент, который от любой проблемы или только что отвратительно прозвучавшего произведения расклеивается, считая службу безвозвратно загубленной, должен избавляться от подобных свойств характера. Хороший регент сродни хирургу, допускающему смерть пациента на хирургическом столе. Это жизнь и не все удается хорошо и сразу. Если бы хирург в любой трудной ситуации впадал в истерику возле распластанного пациента, смертность по больнице резко бы выросла и я бы не стремился лечиться у этого врача. А вы?

А должен ли регент быть верующим?

В идеале — да. Потому что без духовного наполнения, без идейной оболочки клирос может легко скатиться в банальную музыкальную «халтурку» для зашибания денег. Часто так и происходит и старые певчие становятся банальными «халтурщиками» с поиском лучшей ставки. И вроде бы, что в этом плохого? Музыкант хочет заработать денег, и не от богатой жизни.

Дело в том, что пение на клиросе — очень трудная работа. И если из нее убрать духовную составляющую, певчий сам себя лишает очень важного идейного элемента — радости от служения Богу. Да, профессиональный музыкант часто приобретает от нелегкой жизни столь же профессиональный цинизм и мне в самом деле больно и жалко брата музыканта. Но я в то же время понимаю, насколько идея о служении Богу может греть, радовать, придавать смысл жизни.

В самом деле, любая зарплата рано или поздно оказывается в канализационной системе вашего города. Но радостные прихожане, довольный пением настоятель, собственное удовлетворение процессом остается на всю жизнь. Это несколько более полная радость, нежели вкус от только что съеденного бутерброда или яблока.
Я отдаю себе отчет, сколь велико отличие имеющихся регентов от образа, нарисованного мной в мечтах. Да, трудно быть фанатом своего дела. Да, трудно стать выдающимся профессионалом. Но ведь дерзать надо. Любить свое дело так, чтобы отдавать ему лучшие часы каждого дня, любить своих хористов так, чтобы отдавать им сливки своего сердца. Фантазия? Поэзия серебряного века? Возможно.

Но мечтать нужно. Ибо способность мечтать во многом и делает нас людьми.

Регент церковного хора

Кто такой регент

Моя должность в храме называется регент (от лат. управляющий), т. е. руководитель церковного хора, который является уставщиком над певчими, задает им тон и подает знаки рукой (или руками) для согласного пения.

Раньше это место занимал головщик, который никогда не дирижировал, он первым начинал пение, задавая тем самым и тон, и темп, и характер звучания песнопения, а хор вступал со второй фразы, продолжая пение головщика.

Почему я не головщик?

Почему я не головщик? Потому, что в современной Церкви царит, к сожалению, другая система пения.

Головщики были в Православной Церкви в те времена, когда:

  • богослужебное пение представляло собой весьма стройную систему и включало в себя не только слышимое пение, но и знание точных законов соединения движения сердца с движением голоса;
  • когда богослужебное пение объявлялось особой дисциплиной тела, души, духа;
  • когда правильная духовная жизнь провозглашалась причиной и условием правильно построенной мелодии, а певчий должен был стать неким инструментом Святаго Духа, а пение – богословием в звуках;
  • когда богослужебные песнопения не сочинялись композиторами, а являлись плодами молитвенного подвига монашествующих (к примеру, многим известен нерукотворный гимн Пресвятой Богородице «Агни парфене», который пропели ангелы во сне святому Нектарию Эгинскому, записавшему мелодию и все 24 стиха этого гимна).

В результате обрыва традиций сегодня многое утеряно, а система богослужебного пения оказалась вытесненной музыкой, большей частью композиторской, что наблюдается даже во многих монастырях; да и на клирос, в церковный хор приходят люди зачастую невоцерковленные, что сказывается на качестве служб.

Что я считаю важным в церковном пении

В таких условиях меня как регента заботят три главных аспекта:

  • стилистика самих песнопений, которые руководитель хора свободно выбирает по своему усмотрению из огромного количества доступных сегодня нот;
  • характер, манера исполнения песнопений;
  • внутреннее состояние поющих, осознание ими мировоззренческого, исповедального, духовного содержания каждого музыкального элемента и каждого слова, осознание того, что сам процесс исполнения является следствием и проявлением определенно настроенного человеческого духа.

В подборе репертуара руководствуюсь тем, чтобы песнопения как можно меньше давали возможностей певчим демонстрировать свои голоса. У Блаженного Августина в «Исповеди» сказано: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что я тяжело согрешаю, и тогда желал бы и не слышать поющего».

О том же говорит свт. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед: «Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его».
В одном из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина к духовным чадам нашла такие строки: «…пение профессиональное редко несет в себе живой, до Господа доходящий глас. Сердце надо иметь обращенным к Богу. Только тогда никто на пение и внимание не обратит, но все устремятся за вами к Богу».

Читать еще:  Гадание на картах Таро “Анализ одиночества”. Гадание

Что касается манеры исполнения, то у нас есть 75-е правило Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое никто не отменял. Святые отцы постановили: «Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо Священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными».

Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви. Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась. Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью. Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор.

О дисциплине в церкви

Для меня важен и вопрос о дисциплине в церкви, о благочинии певчих на хоре и клиросе. Певчие у нас зачастую считают, что их назначение не молиться, а исполнять певческую работу, во время которой можно вести себя довольно свободно, допуская во время чтения чтеца праздные разговоры, шутки, даже смех, ведя переписку или переговоры по сотовому телефону. В некоторых храмах во время Шестопсалмия даже выходят покурить. Моменты чтения воспринимаются как перерыв в работе.

В церковный хор должны идти не просто профессионалы, желающие попеть за определенное вознаграждение, но и дорожащие Церковью и чтущие её святость. Надеюсь, что в нашем храме Господь собрал именно таких людей на клиросе. Я их всех очень люблю и каждый день поминаю о здравии на утренних молитвах, заказываю за них службы по праздникам и когда болеют.

Все наши певчие периодически участвуют в таинстве исповеди, принимают Святое причастие. Перед началом каждой службы мы просим друг у друга прощения, благословения. На репетициях-спевках молитвенно обращаемся за помощью к нашим храмовым святым, к покровителю уральских певчих свщмч. Вячеславу Невьянскому, а также к покровителю всех певчих прп. Роману Сладкопевцу.

А чтобы у певчих была перспектива для стремления к самосовершенствованию, представление об идеале, я написала для нашего клироса заповеди, которыми могу поделиться.

«Десять заповедей для идеальных певчих»

  1. По дороге в храм твори молитвы (в том числе молитву идущего в церковь «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…»).
  2. Во время богослужения внимай словам молитв и Священного Писания, не допускай посторонних разговоров (кроме тех замечаний и указаний, которые необходимы по ходу службы); ум возводи на Небо.
  3. Помни о великой ответственности певчих перед Богом и людьми – нашими устами прихожане возносят к Богу молитвы.
  4. В основу ангелоподобного пения в храме положи для себя принцип: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». Прилагай все свои силы так, будто это твоя последняя служба.
  5. Не приступай к пению в гневе, раздражении или не простив ближнего.
  6. Соблюдай по возможности все посты, в том числе среду и пятницу.
  7. Приступай ко Святому Причащению не реже 4-х раз в год, т. е. в каждый из постов (а лучше раз в месяц), чтобы иметь духовное подкрепление и не стать врагом Христу.
  8. Внешним видом соответствуй облику православного человека. Женщинам: юбка до щиколоток или ниже колен без глубоких разрезов, рукава не выше локтя, ноги прикрыты гольфами или носками.
  9. Помни заповедь «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Признавай достоинства других и будь снисходительным к недостаткам и немощам других.
  10. Следуй во всех обстоятельствах совету прп. Амвросия Оптинского: никого не осуждай, никому не досаждай и всем свое почтение выражай.

С любовью ваш регент»

А вообще клирос у нас очень дружный.

Одна из певчих Анастасия Пронькина (это моя дочь) написала стихотворение «Любимому клиросу посвящается…».
Вот это стихотворение:

«Любимому клиросу посвящается…»

Эпиграф:
«Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин)
«Надеюсь, регент мне поставит плюс!» (автор)

Вы послушайте, ребята,
Сей папирус вам поведает
Про наш прекрасный клирос:
С чувством юмора у всех у нас в порядке,
Потому что начинаем день с зарядки.
Не с зарядки белого смартфона
И не пресловутого айфона,
А с зарядки голоса и слуха,
Чтобы не страдало чьё-то ухо,
И простим неправильную ноту,
(Если вдруг медведь вам наступил на «что-то»),
Ну, а если вдруг придется туго, —
Бережно плечо подставим другу.
Есть у нас диван, электрочайник,
Ну, а если в пении вы «чайник», —
Подливать не будем кипяточку…
Вот ещё б найти для рифмы строчку!
Ах, друзья мои, люблю вас очень!
Станислава Пронькина, короче.*

*«Сие слово зде допущено для рифмы пущей» (А.С.Пушкин)

В дальнейшем на своей страничке планирую поговорить о том, что такое богослужебное пение, что включает в себя это понятие и почему вообще в храме необходимо пение.

Автор: Марина Томашевич
регент церковного хора храма преподобного Сергия Радонежского, г.Челябинск
3 октября 2015 г.

Читайте также:
Статья вторая: Почему в храме необходимо пение
Статья третья: СКОРО ПАСХА

Источники:

http://www.profguide.io/professions/regent.html
http://prokliros.ru/cliros_2/22
http://hramsergiy74.ru/prihod/regent/regent-tserkovnogo-hora.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector