Церковный раскол. Вера объединяет или раскалывает
Содержание
Дискуссия о церковном расколе в России в XVII в
Во вторник, 24 декабря, в 18.00 в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости совместный проект РИА Новости и журнала “Дилетант” приглашает окунуться в увлекательнейший мир исторических событий. В центре внимания — спорный исторический факт, версия, вопрос или реальный персонаж, которому посвящен ключевой материал номера, а также тема дискуссии для участников проекта.
Тема очередной встречи в рамках совместного проекта РИА Новости и журнала “Дилетант” — “Церковный раскол. Вера объединяет или раскалывает?”. Раскол Русской православной церкви стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII века. Брожение в умах, вызванное Смутным временем, привело к расколу общества, что закончилось расколом Церкви. Об этом трагическом событии, неразрывно связанном с историей российской государственности, не так много открытых дискуссий.
Экспертам предлагается взглянуть на эту тему шире — поговорить о таком явлении, как “схизма”, которое трактуется как расщепление, раскол, распря. Истоки схизмы ведут к началу средних веков, в которых произошел великий раскол христианской церкви. Разговор о сути и последствиях этого явления будут вести представители церкви, историки, религиоведы. По окончании дискуссии — показ двух серий многосерийного художественного фильма Николая Досталя “Раскол”.
К участию приглашены:
— епископ, член Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты РФ Сергей РЯХОВСКИЙ;
— историк, специалист по истории восточного христианства и Византии, публицист Алексей МУРАВЬЕВ;
— заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ;
— главный редактор журнала “Церковь”, руководитель информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви Александр АНТОНОВ;
— режиссер, народный артист России Николай ДОСТАЛЬ.
Модератор мероприятия — главный редактор журнала “Дилетант” Виталий ДЫМАРСКИЙ.
Мероприятие бесплатное, посетить может любой желающий.
Мероприятие можно посетить только по предварительной регистрации через кнопку “Я ПОЙДУ”.
Посещение возможно при условии подтверждения регистрации.
В связи с лимитированным количеством мест в зале, вход в зрительный зал может быть ограничен.
Вход в Агентство при наличии паспорта.
Адрес: Москва, Зубовский бульвар, 4, ММПЦ, Президентский зал.
Епископ Сергей Ряховский: «Последствия русского раскола не преодолены до сих пор» (ВИДЕО)
Во вторник, 24 декабря, в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости состоялась дискуссия на тему: «Церковный раскол. Вера объединяет или раскалывает?» Это совместный проект одного из ведущих информагентств России и редакции исторического журнала «Дилетант». Последний номер журнала как раз и был посвящен русскому расколу, а также другим религиозным разделениям в истории. Основной лейтмотив беседы, озвученный главным редактором «Дилетанта» Виталием Дымарским, заключался в ответе на вопрос в чем причина того, расколы постоянно сопровождают церковь. «Вера объединяет или раскалывает?», – еще раз озвучил тему встречи исполнявшего обязанности модератора Виталия Дымарского.
В обсуждении этого непростого и как оказалось до сих пор серьезно задевающего религиозные чувства людей вопроса, приняли участие как светские историки, люди культуры, так и люди, специализирующиеся на исторических вопросах представители христианских конфессий. Места в зале заняли историк, специалист по истории восточного христианства и Византии, публицист Алексей Муравьев; руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов; главный редактор старообрядческого журнала «Церковь» Александр Антонов; режиссер, народный артист России Николай Досталь (режиссер 20-серийного фильма «РОСХВЕ»), а также Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Сергей Ряховский.
Особенность русского раскола отметил в своем выступлении Алексей Муравьев. Главное отличие от Великой схизмы 1054 г. (церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь и Православную), заключалось в том, что линия разделения прошла внутри одного народа. В свою очередь, Начальствующий епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский подчеркнул, что современные церковные расколы связаны с прежними. По его мнению, разделения будут продолжаться до тех пор, пока верующие будут искать «единство в деталях, забывая о главном».
По окончании встречи глава РОСХВЕ дал небольшой комментарий, посвященный состоявшейся дискуссии: «Прежде всего, хочу выразить свою благодарность РИА новости за предоставленную площадку, редакции журнала «Дилетант» и лично Виталию Дымарскому за поднятую тему». По словам главы РОСХВЕ то напряжение и порой даже неприятие друг друга, которые ощущались у некоторых участников, несмотря на внешнюю интеллигентность дискуссии, говорят о том, что последствия раскола, состоявшегося четыреста лет назад, до сих пор не преодолены. «Есть некие философские измышления, что расколы, разъединения приводят к динамике, к новизне, – также сказал епископ, – с одной стороны, в этом есть некая правда, но, с другой стороны, порождается взрыв ненависти и кровопролития. Сергей Ряховский напомнил, что первые пятьсот лет христианства со времен апостолов практически не было церковного общения из-за схизм. «Тем не менее, церкви считали себя церквями-сестрами, собирались на Соборы, всё равно были вместе», – отметил священнослужитель. «Сам Иисус сказал: «Се творю всё новое», но мы часто забываем об этом. То, что Церковь, не меняя своей сущности, может менять свои формы осталось непонятым», – подчеркнул епископ Сергей Ряховский.
Раскол веры
Христианство отходит от иудаизма.
К самому первому расколу христианства можно отнести отделение раннего христианства от иудаизма во 2-3 веке. Изначально христианство использовало еврейское священное писание.
Иудеи не признали распятие Христа и часто натравливали на христиан римских язычников. Начались массовые гонения христиан, в которых участвовали и иудеи. Во 2 веке в христианском веровании появляются антисемитские идеи, а после обретения христианством большей популярности начались погромы иудеев.
Появление католицизма и православия.
В 1054 году происходит первый крупнейший раскол церкви на восточную и западную. До раскола произошёл конфликт между Папой Римским Николаем 1, и византийским патриархом Фотием 1.
Продолжением этого конфликта и стал раскол. Разногласия в трактовке писаний, различия в обрядах – стало, возможно, причиной. Но реальной же причиной для раскола стала борьба за влияние в регионах.
Стоит заметить, что Русь приняла христианство в 988 году – до раскола церкви. На Русь тогда сильнее всех влияла Византия, а все проповедники и священники были греками, то с расколом Русь перешла к православию.
Реформация – второй крупный раздел веры. Она длилась с 16 по 17 век. Главным причинам недовольством стали священники католической церкви, и поддержка церковью феодализма. Реформаторы критиковали католическую церковь за тягу к деньгам и за пышные церемонии, что, как они справедливо замечали, не приветствовалось христианством. Церковь в те века владела половиной земель Европы.
Главным реформатором стал Мартин Лютер. Он стал основателем одного из христианских течений – лютеранство. На территории Германии начались конфликты между конфессиями. В Швейцарии и Нидерландах появилась ещё одна Реформация, выступавшая против католиков — кальвинизм. Возникновение её происходило одновременно с появлением лютеранства. Реформация привела к переходу от феодализма к капитализму во многих странах Европы.
В России церковный раскол произошёл в середине 17 века. К этому времени Русское царство утвердилось на мировой арене. Объединив многие Русские земли в царстве стали проходить разного рода реформы. Они затронули и религию. Патриарх Никон решил привести к одному виду проведения церковных обрядов, а также издал новую церковную литературу, основываясь на греческой церкви, т.к. она традиционно считается центром православия.
Реформы игнорировались многими священниками, да и реформирование Русской церкви происходило под давлением. Следствием этого появились старообрядцы. Реформа хоть и была вызвана разногласиями в сфере обрядов и различным пониманием священного писания, она была реализована для укрепления и подчинения церкви Русским царством. С ведением обрядов по образцу греков страна стала претендовать на место в религии, и земли бывшей Византийской империи.
Впервые возникает в результате раскола на православие и католичество. Первыми греко-католиками становятся жители Сицилии и Юга Италии. Суть состоит в слиянии византийского и католического наследия.
Сегодня эта церковь известна как итало-албанская, так как получила свой расцвет с массовой эмиграцией албанцев в Италию. В конце 16 века была образована русская униатская церковь на территории Речи Посполитой. Католики подчинили многие православные церкви, и провозгласили их униатскими. Это вызвало недовольство среди многочисленных жителей Речи Посполитой, что привело к восстаниям православных. После раздела Речи Посполитой церковь теряет свою силу. Сегодня существует много приверженцев униатства на Украине, и в Беларуси.
Источники:
http://ria.ru/amp/20131218/984867156.html
http://www.cef.ru/infoblock/news/read/article/1371327
http://zen.yandex.ru/media/abouthistory/raskol-very-5b411b0f9d936000a8dcd9dd