Церковный праздник 21 августа. Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

21 августа церковь отмечает Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

21 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

С 14 августа начинается Успенский пост, самый короткий из всех — он продлится всего две недели. Мы вступаем в пост праздником Медового Спаса, в центре его празднуем Преображение Господне и Спас Яблочный, готовясь к Успению Божией Матери или, как ещё говорят, к Богородичной Пасхе.

«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) — это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя всё, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придётся расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой. И, тем не менее, радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется».

Этот пост уже считается осенним. И действительно, он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю — церковное новолетие.

Успенский пост — единственный, посвящённый Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Этот пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня (19 августа по н. ст.)

Первым открыл Соловки как место, словно самим Богом предназначенное для монашеских подвигов, инок Герман — ему их показали рыбаки-поморы. Но остаться там один при всей любви к уединению Герман не решился и поселился на большой земле, на берегу реки Выг. Там его встретил монах Савватий, тоже искавший сугубого уединения и не нашедший его ни в Кирилло-Белозерском монастыре, ни на Валааме. Герман рассказал ему о пустынных островах в Белом море, в двух днях пути от берега, и они поплыли туда вдвоем. Поселились близ Секирной горы, поставили крест, срубили келью и прожили в ней шесть лет.

А когда Савватий умер, успев перед кончиной добраться до материка и причаститься, Герман вернулся на большую землю, и в устье реки Сумы встретил еще одного монаха, искавшего пустынножительства — Зосиму, которому суждено было стать первым Соловецким игуменом. Вместе они благополучно добрались до острова, поставили келью, ограду, завели огород и зажили трудно и скудно, зато молиться им никто не мешал. Было это в 1436 году.

Испытаний на их долю выпало немало. Однажды осенью Герман уплыл на материк за припасами, а вернуться из-за непогоды не смог до весны, и Зосима только чудом не умер зимой от голода. А весной Герман вернулся с мукой, маслом, рыболовной снастью и рыбаком Марком, который захотел разделить с ними уединение и стал их первым учеником и первым монахом новой обители. Потом появились и другие — они приплывали на остров, рубили себе кельи и начинали жить по примеру Зосимы и Германа.

Тогда Зосима построил небольшую церковь в честь Преображения Господня, а в монашеской общине установил строгий устав и послал одного из иноков в Новгород к архиепископу Ионе с просьбой назначить им игумена. Тот прислал к ним иеромонаха Павла, но он не выдержал суровой соловецкой жизни и вскоре вернулся в Новгород. Следующий игумен, Феодосий, тоже. Тогда братия избрала игуменом Зосиму.

Читать еще:  Какие святые в исаакиевском соборе. Исаакиевский собор – история или обман русов по-крупному

А монастырь все рос. Маленькая деревянная Преображенская церковь уже не вмещала всех иноков. Построили Успенский храм, побольше, и перенесли в него мощи преподобного Савватия.

В трудах и молитве игумен Зосима дожил до глубокой старости, а когда в 1478 году умер, похоронили его в гробу, который он сам для себя приготовил.

Житие преподобных Зосимы и Савватия составил соловецкий игумен Досифей – частично по собственным воспоминаниям, частично по рассказам инока Германа, пережившего Зосиму всего на год: в 1479 году игумен послал его по монастырским делам в Новгород, там он и скончался. Отвезти тело покойного на Соловки не смогли из-за распутицы — похоронили у часовни на берегу Свири. Только в 1484 году мощи преподобного Германа перенесли в Соловецкий монастырь и поместили рядом с мощами преподобного Савватия. А после канонизации все они — Савватий, Зосима и Герман — покоились сначала в Преображенском, а потом в Троицком соборе монастыря.

В 1920 году, когда монастырь закрыли, братия спрятала мощи основателей обители, но сотрудники ОГПУ тайник нашли, раки со святыней вскрыли и передали в краеведческий музей при Соловецком лагере особого назначения. В 1940 году, после упразднения лагеря, мощи святых увезли в Центральный антирелигиозный музей в Москву, а потом — в Государственный музей истории религии и атеизма в Казанском соборе Ленинграда, и только в 1990 году вернули церкви. 20 августа 1992 года их торжественно перевезли на Соловки, а 21 августа в монастырском Преображенском соборе было отпраздновано их второе перенесение в этот храм — в тот же самый день, что и первое, в 1566 году.

Девятый день месяца зуль-хиджа — предпраздничный. В этот день паломники, совершающие хадж, стоят на горе Арафат (без стояния на ней в этот день хадж недействителен), а все остальные правоверные мусульмане постятся — ведь за совершение благих поступков (а пост — самый важный из них) в этот день, по слову пророка Мухаммеда, смоются грехи «за предыдущий и последующий годы».

Араф в исламе — пространство между адом и раем, судьба обитателей которого может перемениться как к лучшему, так и к худшему. А гора Арафат — место, где Адам и Хавва, после грехопадения изгнанные из рая в разные места, встретились и узнали друг друга.

Здесь смываются большие грехи, которые нигде в другом месте никогда не смоются. И нет человека глупее и несчастнее того, кто проводит этот день безалаберно — в поисках еды, в разговорах, или за другими ненужными и вредными делами. Ведь это — время, когда от ада освобождаются даже заслуживающие его, когда бедняк, богач, царь, раб, араб, белый, черный — все без различия, одевшись в одинаковые белые ихрамы с непокрытыми головами, выставив вперед руки, просят Аллаха об отпущении грехов, и нет большего равноправия в мире.

В День Арафа паломники должны прослушать хутьбу (поучение), а потом, в мечети Мяздаляжа — вечерние намазы. Тогда они по праву могут называться «хаджи».

Емилиан, епископ Кизический1, претерпел страдания за исповедание Христово в царствование Льва Армянина иконоборца. Святого Емилиана неоднократно принуждали оставить поклонение честным и святым иконам, но он, неуклонно следуя учению святых отцов, не повиновался. За эту верность вере православной ему пришлось перенести от еретиков много неприятностей, даже тюремные заключения, но святой Емилиан всё переносил с радостью в надежде за временные страдания получить вечное блаженство. С таким чисто христианским настроением, проходя среди скорбей и страданий свой жизненный путь, святой Емилиан умер в заточении, уповая на Господа и украшенный венцом исповедника.

Кондак, глас 3: Добляго тя поборника по Троице явльшася, церковь славит поющи Емилиане, за ню же пострадал еси: сего ради почитаем память твою, языческого нашествия избави рабы твоя.

8 / 21 августа – Перенесение мощей прпп. Зоси́мы и Савва́тия, Соловецких чудотворцев (1566)

Нетленные останки великих светильников русского Севера, прпп. первоигуменов Соловецких Зосимы и Савватия, вплоть до общецерковного прославления их на Московском Соборе 1547г. покоились в стенах основанной ими Соловецкой монашеской обители. В 1465г., во время игуменства преп. Зосимы, честные останки преп. Савватия, находившиеся до того времени в одном из окрестных селений, с. Сороке, решено было перенести в стены обители и положить позади алтаря Успенской церкви. Самого же преп. игумена Зосиму, почившего в 1478г., погребли за алтарём монастырского Преображенского собора. Спустя несколько десятков лет, зимой 1547г., Церковным Собором, на котором председательствовал митрополит Московский Макарий, было определено праздновать общецерковную память Соловецким чудотворцам по отдельности, в дни их преставления (преп. Савватию – 27 сент., преп. Зосиме – 17 апр. по ст. ст.). Согласно некоторым церковно-историческим сведениям, 1-е обретение мощей прпп. отцов состоялось 2 сент. 1545г. и, скорее всего, имело непосредственное отношение к подготовке прославления преподобных на Соборе 1547г. После того, как Преображенский собор был освящён, состоялось торжественное перенесение в стены собора мощей обоих преподобных. Событие это совершилось в престольный праздник Соловецкого монастыря – Преображение Господне – 8 / 21 авг. 1566г. Нетленные мощи первоигуменов Соловецкой обители перенесли в соборный придел, освящённый во имя преподобных. Это событие подготовил и вдохновил будущий митр. Московский, свт. Филипп. В 1862г., по окончании возведения в стенах монастыря собора во имя Святой Троицы, нетленные мощи прпп. первоигуменов обители положили в раках, изготовленных из серебра, в соборном приделе, освящённом в их честь, где они и покоились вплоть до закрытия обители в 1920г.

Читать еще:  Соединение солнца с луной в деве. Луна в знаке рождения

Нетленные останки преп. игумена Германа, самого первого инока и первооснователя Соловецкого монастыря, скончавшегося в 1479г. в новгородском монастыре во имя Антония Римлянина, куда он был направлен по делам Соловецкой обители, перенесли в обитель в 1484г. и положили возле мощей преп. Савватия. Спустя какое-то время над местом погребения святого была выстроена часовня. Общецерковное чествование памяти преп. Германа было установлено Русской Церковью в 1692г. С 1860г. св. мощи преподобного покоились под спудом под сводами каменного храма, взамен деревянной часовни возведённого над местом его погребения и освящённого во имя святого.

В 1925г. св. мощи всех трёх прпп. игуменов Соловецких вскрыли, однако до 1939г. они пребывали в стенах обители, в созданном врагами Божьими атеистическом музее. Позднее их вывезли оттуда и передали Центральному антирелигиозному музею, основанному в 1929г. в Москве, а после – Музею истории религии и атеизма г. Ленинграда. Впоследствии, вплоть до 1992г., они покоились в стенах Троицкого собора Санкт-Петербургской Александро-Невской лавры.
Весной 1989г. мощи трёх прпп. первооснователей Соловецких были выданы на освидетельствование церковной комиссии, возглавленной будущим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, бывшим тогда митр. Таллинским и Эстонским, были освидетельствованы членами комиссии, а затем возле них был совершён молебен преподобным. В июне 1990г. мощи всех трёх Соловецких преподобных были переданы РПЦ. После того, как 25 окт. 1990г. по постановлению Священного Синода РПЦ Соловецкая иноческая обитель возобновила свою деятельность, свв. мощи её первооснователей были возвращены обители и вновь положены в соборе в честь Преображения Господня, где они покоились в прежние времена. 2-е перенесение мощей первоигуменов Соловецкой обители Зосимы, Савватия и Германа произошло в августе 1992г., а день чествования этого церковно-исторического события был установлен на 8 / 21 авг.
Ныне свв. мощи прпп. первоигуменов Соловецких в холодное время года почивают в монастырском храме во имя свт. Филиппа, а в летнее время их ежегодно переносят в стены Спасо-Преображенского собора, где они находятся до дня перенесения их назад, в стены зимнего храма.
Совместная память прпп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, празднуется Русской Православной Церковью также 9 / 22 августа – в Соборе Соловецких святых.

Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия и второе перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

21 августа празднуется перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия (1566), первоначальников Соловецких, – престольный праздник Зосимо-Савватиевского храма в Наместничьих покоях Троице-Сергиевой Лавры. В этот день также совершается празднование второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992)

Мощи прп. Савватия были перенесены в Соловецкую обитель из селения Сорока в 1465 г. и положены за алтарем храма Успения Пресвятой Богородицы. Почивший в 1478 г. прп. Зосима был похоронен за алтарем Спасо-Преображенского собора. 26 февраля 1547 г. на Московском Соборе прпп. Зосима и Савватий Соловецкие были прославлены в лике святых. 21 августа 1566 г. после освящения Преображенского собора состоялось торжественное перенесение мощей святых в придел, устроенный в их честь. Мощи прп. Германа были перенесены в обитель в 1484 г. из веси Ховроньиной на Свири, положены в церкви, освященной в честь святого. Церковное почитание прп. Германа установлено в 1692 г.

Читать еще:  Петровка 28 высокопетровский монастырь. Петровский монастырь

В 1862 г. по завершении строительства Троицкого собора Соловецкой обители мощи прпп. Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе. В 1925 г. раки были вскрыты, мощи святых до 1939 г. помещались в антирелигиозном музее на территории монастыря, затем были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в Ленинградский Музей истории религии и атеизма.

В 1989 г. мощи св. блгв. кн. Александра Невского и прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких были переданы Русской Православной Церкви. 19 августа 1992 г. на Соловках совершалась первая после открытия монастыря Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе. После торжественного молебна Святейшим Патриархом Алексием II в сопровождении духовенства и молящихся мощи преподобных крестным ходом перенесены ко Святым вратам Александро-Невской лавры. В сопровождении Святейшего Патриарха они прибыли в Архангельск и оттуда теплоходом доставлены в родную обитель и установлены в Спасо-Преображенском соборе, затем в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. В настоящее время мощи святых покоятся в церкви свт. Филиппа, а в летние месяцы переносятся в Спасо-Преображенский собор.

Тропарь на перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, глас 8

Я ко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак прпп. Зосиме и Савватию Соловецким, глас 2

Х ристовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.

Молитва прпп. Зосиме и Савватию Соловецким

О Преподобнии и Богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечетва нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо и Савватие! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующыя, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

Источники:

http://rosregistr.ru/raznoe/152549.html
http://russkurs.ru/post/8-21-avgusta-perenesenie-/
http://stsl.ru/news/all/perenesenie-moshchey-prepodobnykh-zosimy-i-savvatiya-i-vtoroe-perenesenie-moshchey-prepodobnykh-zosi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: