Церковный праздник 14 февраля какого святого. Православная церковь о дне святого Валентина: праздновать или нет

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Архив

Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам

Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают языческий «День всех влюбленных», в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина — 14 февраля по Григорианскому календарю.

Как сообщил в интервью РИА «Новости» генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо «Дня влюбленных», имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.

«Святой Валентин жил в III веке. Это общий святой и Католической, и Православной Церквей. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд», — сказал Ковалевский.

Святой Валентин был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Однажды Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астерия, после чего вся семья сановника приняла христианство. Это вызвало гнев императора, и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен.

«В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны — покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных», — сообщил Ковалевский.

«Это — народная традиция, а не церковная», — подчеркнул он.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римского солдата, собеседник агентства назвал «не более чем легендой».

По его словам, «в католичестве память святого Валентина является факультативной».

«14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник — святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы чтим так же, как и Православная Церковь», — отметил Ковалевский.

«Никаких особых богослужений по случаю Дня святого Валентина у нас не проводится. За исключением, может быть, частных инициатив», — добавил он.

Церковь не осуждает любви и особого внимания друг к другу в день святого Валентина, «но любовь связана с ответственностью, и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день», — сказал Ковалевский.

По его мнению, более благородным праздником влюбленных для католиков является церковный праздник Святого Семейства (в честь Иисуса Христа, Девы Марии и Иосифа). Существует традиция обновления в этот день супружеских обетов. Кроме того, святой Иосиф считается покровителем семей, день его памяти отмечается в марте, сообщил представитель Католической Церкви.

По словам профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.

Священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках 1/14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день «светским праздником».

«Те детали распространяемого «Жития» Валентина, которые дают повод для празднования «Дня влюбленных», являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции», — сказал отец Михаил.

По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. «Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным», — пояснил священник.

«Причем, — подчеркнул отец Михаил, — под «влюбленными» очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью».

«Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли», — сказал священник.

Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, как церковно-общественный праздник в России отмечается День покровителей супружеской любви и верности — святых Петра и Февронии (25 июня/8 июля).

Кроме того, 2/15 февраля, в праздник Сретения Господня, Русская Православная Церковь вот уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи. В этот день, естественно, возносятся молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.

Читать еще:  Разбитое блюдце к чему. Разбить тарелку: приметы

РИА «Новости»/Патриархия.ru

Можно ли православным праздновать День святого Валентина?

«Смотри в корень!»

Козьма Прутков
«Плоды раздумья – мысли и афоризмы»

Память священномученика Валентина, епископа города Интерамны (современный г. Тéрни) в Италии, и трех учеников его – мучеников Прокула, Ефива и Аполлония, которые приняли смерть за Христа около 273 года во время преследования христиан при императоре Аврелиане, Православная Церковь чтит 12 августа по новому стилю.

В Римо-Католической Церкви память священномученика Валентина и учеников его совершают 14 февраля.

Священномученик Валентин, епископ Итерамнский, икона

Согласно мученическим Актам V-VI вв., епископ Валентин обладал даром чудотворений: молитвой исцелял людей от разных болезней. Однажды он вылечил брата трибуна Фронтона, о чем тот рассказал философу Кратону, сын которого Херимон в течение 3 лет страдал такой же болезнью. Кратон был язычником, но попросил епископа приехать в Рим и исцелить сына. Святой рассказал Кратону о чудесных исцелениях, описанных в Священном Писании, и философ уверовал во Христа. Епископ Валентин молился всю ночь, и наутро Кратон нашел сына здоровым. После этого чуда вся семья философа и его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний приняли Крещение. Примеру юношей последовали некоторые их сверстники, в том числе Авундий, сын префекта Рима, который велел схватить Валентина. Его поместили в темницу, беспощадно били и затем отсекли голову. Прокул, Ефив и Аполлоний отнесли его тело в Интерамну и с честью погребли на 63-й миле Фламиниевой дороги. Они просветили верой во Христа множество горожан. Однажды, когда они совершали над могилой мученика бдения, были схвачены язычниками и представлены на суд градоначальника Интерамны, который, не сумев склонить их уговорами к отречению от Христа, приказал тайно обезглавить ночью. Авундий похоронил их рядом с гробницей Валентина. Вскоре в Риме мученически пострадал Кратон со своей семьей (в западных мартирологах их память отмечается на следующий день после памяти Валентина – 15 февраля). При Римском папе Захарии (741-752) в Интерамне над могилой Валентина была выстроена базилика в его честь. В Европе в средние века Валентину молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии). Легенда о том, что святой тайно венчал влюбленных не имеет никакого исторического основания, поскольку в третьем веке просто не существовало особого обряда освящения брака Церковью.

Патриарх Алексий II принимает ковчег с частицей мощей священномученика Валентина в 2003 году

В январе 2003 года из Тéрни в Москву был доставлен ковчег с частицей мощей священномученика Валентина. Ковчег находится в храме Христа Спасителя. Патриарх Алексий II, принимая дар сказал: «Я воспринимаю этот акт передачи частицы мощей священномученика Валентина как акт духовный, акт, который поможет россиянам, православным верующим в России молиться, не только вспоминая память святомученика Валентина, но молиться перед частицей его святых мощей».

Традиция праздновать день священномученика Валентина как день влюбленных фиксируется в английской и французской литературе с конца XIV века. По одной версии, эта традиция связывается с народным поверьем, которое нашло отражение у Дж. Чосера, а также в 34-й и 35-й балладах английского поэта Дж. Гауэра, что с этого дня птицы начинают искать себе пару.

Однако более вероятным представляется то, что празднование этого дня заменило собой языческий древнеримский праздник Луперкалии, приходившийся на середину февраля. Луперкáлии (лат. Lupercalii) – празднества в честь бога Лупéрка (Lupercus – одно из прозвищ бога полей, лесов, пастбищ и животных Фавна).

Праздник начинался в гроте, называвшемся Луперкалий (лат. lupus – волк), у подножия Палатина – центрального холма Рима, и обслуживался коллегией жрецов-лупéрков. Во время праздника жрецы приносили Фавну жертву – собаку, козла, или козу. Затем жрецы в набедренных повязках из шкуры жертвенного животного, бежали вокруг Палатина, стегая вырезанными из той же шкуры ремнями встречных девушек и женщин, что, по их представлениям, должно было дать удачу в любви, сделать счастливым брак и гарантировать обильное потомство. После бега устраивалось ритуальное пиршество.

От названия жреческих ремней — «фебруа» произошло и название месяца, который мы называем февралем.

По сути Луперкалии были пастушеским праздником очищения и плодородия, отвращения волков от стад и, возможно, были связаны с древним культом волка, выступавшего как бог Луперк, а затем слившегося с образом Фавна.

Епископ Рима – папа Геласий I (492-496) запретил этот языческий праздник, но неясно, он ли назначил день памяти священномученика Валентина на 14 февраля.

В календаре Католической Церкви в России св. Валентин почитается как местночтимый святой и память его носит факультативный характер. Главный же праздник для католиков 14 февраля – это память святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы и просветителей славян.

Таким образом, мы имеем дело с феноменом народной «трансформации» святого целителя в покровителя влюбленных.

В этом нет ничего удивительного, ведь в житии святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских тоже ничего не сказано о любви. Но есть прекрасный памятник древнерусской литературы» начала XVI века «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Эта повесть наделяет своих персонажей качествами кроткой любви ко всем, но относится к апокрифической литературе и в круг церковного чтения не включена. И такая фольклорная преувеличенность относительно взаимной любви, не противоречит церковной памяти о святых Петре и Февронии.

Читать еще:  Зло греха. V

Что касается несовпадения памятных дат св. Валентина в Православном и Католическом календарях, то и в этом нет противоречия. Многие общие, по сути, праздники православные и католики отмечают традиционно в разные дни, и многим святым этими календарями устанавливаются неоднократные памятные даты.

Итак, с формальной точки зрения празднование дня св. Валентина дважды в году, 12 августа и 14 февраля, вполне может быть воспринято в русской православной традиции.

Другое дело, чем должен быть наполнен этот день 14 февраля?

Понятно, что большинство тех, кто празднует «день святого Валентина», и не помышляют ни о какой молитве, как, впрочем, и во время традиционной русской масленицы с блинами – языческим символом солнечного круга.

Но, как языческая масленица была переосмыслена в подготовительную часть к Великому посту и, следовательно, к празднику праздников – Пасхе Христовой, так и «день святого Валентина» может быть вполне переосмыслен как праздник, дарующий умножение любви по молитвам к этому святому.

Что может быть плохого, если в этот день будет отслужен молебен священномученику Валентину о умножении любви, ведь подаем же мы такие прошения на проскомидию. Только при этом надо пояснять молодым людям, переживающим период влюбленности, что сам св. Валентин получил дар по любви ко Христу, что любовь кроткая, жертвенная ценнее любви пламенной, жаждущей наслаждений. В отношении взрослых, имеющих детей, есть смысл посоветовать им молиться св. Валентину о даровании детям опыта христианской любви.

В таком случае лучшими «валентинками» будут свечи и сувениры, приобретенные в храме, а не легкомысленные «сердечки».

Священномучениче Валентине, моли Бога о нас!

И надо помнить всем, что вера православная и любовь христианская неразлучны, радость о воскресшем Спасителе безмерна, а храмы всегда ждут тех, кто любит и желает быть любимым.

Празднуют ли православные день «святого» Валентина?

С приближением 14 февраля почти все газеты и телеканалы начинают говорить о «празднике всех влюбленных» — дне святого Валентина. Что это за день? Как относиться к этому празднованию православному христианину?

Если мы заглянем в месяцеслов, то в этот день (как по григорианскому, так и по юлианскому календарю) не обнаружим памяти указанного святого. Православная Церковь чтит трех святых с таким именем: св.муч.Валентина (30 июля) и двух мучеников (24 апреля и 6 июля, даты указаны по юлианскому календарю), но ни один из них не является тем лицом, с именем которого связано появление так называемых «валентинок» — специальных романтических открыток в виде сердечек.

Вопреки расхожему мнению, этот праздник носит чисто светский характер.

Известно предположение о том, что это празднование восходит к Римскому празднику Lupercalia — фестивалю эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata. Все оставляли свои дела, и начиналось веселье, целью которого было нахождение своей половинки.

Недостоверность этого рассказа видна хотя бы уже из того, что Древняя Церковь не знала специального чина венчания. Таинство брака заключалось через благословение и краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в Евхаристии. Самостоятельный же чин венчания — довольно позднего происхождения и известен не ранее IX века.

Можно ли христианам быть любимыми и любящими?

Несомненно. Даже более того, только в христианстве способность к любви возведена в непосредственную связь с самим естеством человека. Из Писания мы знаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1: 27). Апостол Иоанн пишет, что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8). Значит, любить — это реализовывать в себе образ Божий, а возрастать в любви — означает приближаться к Богу.

В русском языке мы знаем только одно слово «любовь», которым выражаем массу совершенно различных понятий, среди которых и любовь к Богу, и чувство к любимому человеку, и дружеская любовь, и «любовь к отеческим гробам», и привязанность к какой-либо вещи, и, наконец, так называемое «занятие любовью». В этом отношении наш язык намного беднее греческого, на котором написаны оригиналы новозаветных текстов.

Греческий язык знает любовь-эрос, любовь-агапэ, любовь-филиа и пр. Самое сильное чувство, захватывающее все человеческое естество, — это «эрос». Такое слово в греческих текстах употребляется в значении любви Бога к людям, любви к Богу и чувства возлюбленного к возлюбленной (в славянских богослужебных книгах часто переводится как «рачение»: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением…» в Последовании ко Причащению).

Любой человек, мало-мальски серьезно читавший Новый Завет, может отметить, что в нем отношения Бога с человечеством (Церковью) уподобляются отношениям мужа и жены: Христос так же печется о Церкви, как заботливый супруг о жене, а Церковь отвечает ему соответствующей преданностью. Поэтому подлинная человеческая любовь всегда благословляется Богом и вызывает достойное уважение Церкви.

Но высокое чувство, соединяющее мужа и жену «в плоть едину», необходимо отличать от псевдо-любви. С точки зрения христианина, словосочетание «заниматься любовью» звучит на грани с кощунством. Здесь мы не имеем в виду отсутствующее в подлинной православной традиции гнушение плотью.

Читать еще:  Любовный гороскоп на конец сентября скорпион. Работа и финансы

Физическая близость супругов вполне естественна и оправдана как видимое выражение их всецелого единства, причем не просто единства интересов или жизненных задач, а единства более глубокого, единства во Христе. Такое соединение двух людей в одну плоть логично завершается телесной близостью, но никак не «занятием любовью». В последнем случае каждый «партнер» стремится удовлетворить свою похоть, достичь удовольствия для себя, а другого человека воспринимает (возможно, бессознательно) как источник для наслаждения.

Сейчас почти каждый ребенок назовет дату, когда празднуется День святого Валентина и сможет пересказать историю его жизни. Но многие ли знают, что у нас есть свой праздник, исконно православный, который отмечается 8 июля? Это день Петра и Февронии.

Эти святые покровительствуют семье и браку, ведь удивительная история их любви является образцом христианского супружества.

Романтическая история любви этой пары изложена в Житиях святых, а также красиво описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской Повести о Петре и Февронии.

Сказание повествует о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя Петра. Петр убивает дракона мечом, но брызнувшая кровь вызывает тяжелую болезнь руки и лицо князя покрываются язвами.

Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славившуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу, которая сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же соглашается излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказывается выполнить свое обещание, после чего опять покрывается язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней.

Постепенно князь понимает, что Феврония его единственная любовь. И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уезжает со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынуждают их просить Петра и Февронию возвратиться домой.

Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть.

Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает слуг к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем. Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом. Петр и Феврония умерли в один и тот же час. Примерно через 300 лет после кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.

Православный День покровителей христианской любви и брака отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.

Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше просят о семейном согласии.

Это только один из праздников который был вытеснен западной культурой проникшей в нашу жизнь. Свято место, как известно, пусто не бывает… Если мы не будем дорожить нашими традициями, стремиться узнавать их и возрождать, то вместо них будут навязаны иные, чуждые, завуалировано подталкивающие нас и наших детей к бездуховности и опустошению.

На первый взгляд, что может быть плохого в том, что бы подарить девушке цветы или обменяться подарками с любимым человеком? Не так много праздников напоминающих о необходимости проявлять внимание и чувства к близким людям. Но, может быть, если мы лучше будем знать свою историю и православную культуру, сердца наши наполняться тем живительным теплом и светом, и тогда необходимость быть внимательными и нежными друг к другу станут естественной потребностью души, ее привычным состоянием.

Традиция отмечать «с валентинками» и шоколадками 14 февраля глубоко вросла в сознание современного человека. И все же, празднование дня св. Валентина не так безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Современный мир быстрее и легче воспринимает идеи маркетологов и бизнесменов, которые заинтересованы в «валентиновой» продукции. Миром правят деньги и торговцам выгодно делать бизнес на розовых сердечках и шутовских масках.

Именно поэтому они не жалеют средств на пропаганду чуждых для нас праздников и обычаев.

Как жаль, что в нашей жизни так мало месту творчеству! Как грустно, что подарок любимому человеку ограничивается ассортиментом ближайшего киоска или прилавком супермаркета. А ведь каждый из нас ожидает в отношениях с любимым человека пусть маленького, но чуда…

Таким образом, у православного мира есть альтернатива западному празднику Дню Валентина — День памяти св.бл. Кн. Петра и кн. Февронии. Что праздновать – каждый решает сам для себя…

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/196771.html
http://hramsergiy74.ru/news/mozhno-li-pravoslavnym-prazdnovat-den-svyatogo-valentina.htm
http://kazanskii-hram.church.ua/2016/02/12/prazdnuyut-li-pravoslavnye-den-svyatogo-valentina/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: