Церковный Православный праздник января. Святое Рождество Христово или Богоявление

Свято-Никольский мужской монастырь

Когда начинаются святки?

Обычно первым днем святок считают сам праздник Рождества Христова, отмечаемый в Русской православной церкви 7 января по новому стилю. Рождественский сочельник — день весьма строгого поста, когда любые торжества исключены. Однако некоторые уверены, что первый день святок приходится именно на сочельник, ведь испокон веку в этот день хозяйки готовили особые святочные блюда: ячменную кашу с медом и изюмом — кутью, сушеные яблоки, вареные в меду, овсяные печенья в форме человечков (как символ поклонившихся Богомладенцу Христу пастухов и волхвов) и домашнего скота (вспоминая о животных, обитавших в том самом вифлеемском вертепе). За стол с этими угощениями по традиции садились после появления на небе первой звезды.

Когда заканчиваются святки?

Святки заканчиваются 17 января. Первый день воздержания — Навечерие Крещения 18 января, когда Церковный Устав предписывает соблюдать пост, тем самым готовясь к еще одному Господскому двунадесятому празднику — Крещению.

Святки длятся от Рождественского сочельника до Крещенского сочельника, или, как еще говорят, «от звезды до воды».

Почему эти двенадцать дней называются «святками», что в них святого?

Они освящены великими Евангельскими событиями. Праздники Рождества Христова и Крещения Господня — одни из главнейших торжеств богослужебного года.

Христианский философ и учитель веры Климент Александрийский в третьем веке описывает обычай праздновать Явление Господне. В первые века христианства это торжество, в отличие от известного нам праздника Богоявления, посвящалось воспоминанию целого ряда событий, связанных с пришествием в мир Богочеловека Иисуса Христа — начиная от Рождества в Вифлееме и до Крещения на реке Иордан.

Впервые эти ключевые эпизоды Священной истории стали отмечать в разные даты только в середине четвертого века. Это произошло на христианском Западе при папе Юлии около 354 года. На Востоке, в Антиохии, отдельное празднование Рождества Христова было благословлено святителем Иоанном Златоустом приблизительно в 386 году.

Таким образом период между торжествами получил название святых дней (или, реже, святых вечеров). Мы можем найти упоминания об этом в проповедях св. Ефрема Сирина, св. Амвросия Медиоланского, св. Григория Нисского. О древнем двенадцатидневном праздновании святок свидетельствует составленный в шестом веке монастырский устав преподобного Саввы Освященного. Согласно изложенным там правилам, на святках «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях».

Особые дни радости о рождении Спасителя Иисуса Христа и поныне отмечаются отсутствием постных дней, включая среду и пятницу, и земных поклонов, как на богослужении, так и на домашней молитве.

Про пост и поклоны понятно, чем еще святки отличаются от прочих дней?

В продолжение святок по Уставу не положено совершать таинство брака. Церковь рекомендует супругам интимное воздержание в святые дни, поскольку телесная, земная радость не должна затмевать ликование о пришествии в мир Солнца Правды — Христа Бога нашего.

Отметим, что венчание также не совершается во все посты, на пасхальной неделе, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).

И про супружеское воздержание ясно, что-нибудь еще под запретом?

В правилах шестого Вселенского Собора читаем: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий.

Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастии, судьбе, родословии и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов.

Закосневающих же в этом и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо кое общение свету ко тьме, говорит Апостол, или кое сложение церкви Божией со идолы; или кем часть верному с неверным; коеже согласие Христови с велиаром (2 Кор. 6:14—16).

Так называемые календы (т. е. языческие празднования первого дня каждого месяца), Вота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных.

Также и всенародные пляски, великий вред и пагубу причинить могущие, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимые пляски и обряды, по старинному и чуждому христианского жития обычаю совершаемые, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок.

Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков, — повелеваем извергать из священного чина, а мирян — отлучать от общения церковного».

Это соборное постановление в дисциплинарных мерах (на наше счастье) устарело, зато суть осталась неизменной: Церковь запрещает гадания. Как отметил в одном интервью протодиакон Андрей Кураев, «что касается святочных гаданий, так это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».

В Российской империи было также законодательно запрещено «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

По духу и смыслу Церковного устава святки каждый христианин посвящает личной и церковной молитве, особенно Божественной литургии, сорадованию родившемуся Христу и ожиданию Его Богоявления.

Уже много веков верующие проводят святые дни с особым благоговением, раздают милостыню, кормят нищих, помогают немощным, утешают одиноких и отчаявшихся, посещают нуждающихся — в больницах, в приютах, в тюрьмах, неся миру Евангельскую весть.

Слава Тебе, Господи! — Дождались мы и еще светлых дней Рождества Христова: повеселимся теперь и порадуемся! Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в дни сии, учредила пред ними пост — некоторое стеснение, чтоб, вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том, однако ж, она никак не хочет, чтоб мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но, исстари наименовав дни сии святками, требует, чтоб самое веселие наше во время их было свято, как святы дни. Чтоб не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу Христа Рождшегося, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней их занятия. «Христос раждается — славите», и прочее. — Славьте же Христа, и славьте так, чтоб сим славословием усладились гортань, душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа. — Это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу. Нет… Но если помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликните: слава Тебе, Господи, что родился Христос,— этого и довольно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако ж, небеса и внидет во уши Божий. Желал бы я видеть всех вас радующимися сею именно святою радостию и не хотящими знать других радостей. Но не все сущие от Израиля суть Израиль. Начнутся у вас увеселения пустые — буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим сие сколько ни говори: укротитесь,— они затыкают уши свои и не внемлют, и всегда доведут светлые праздники до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: мерзость Мне все эти празднества ваши. И на деле так есть, что многие из наших увеселений общественных суть воистину мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены из языческого мира, а другие, хотя и позже произошли, пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию повод говорить к Богу: что сделал Ты мне Рождеством Своим и Воскресением. все ко мне идут! Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища не знающих Бога — нечестивцев и развратников.

Читать еще:  Что заказывают в церкви на годовщину смерти? Панихида.

Святитель Феофан Затворник

Хочу в святки молиться за умерших близких, а в этот период поминовение усопших за богослужением не совершается. Как быть?

Вы можете подать поминальную записку о здравии и упокоении дорогих вам людей на Божественную литургию (на проскомидию), а также попросить о милости Божией к живым и усопшим в личной домашней молитве.

Святитель Афанасий (Сахаров) в труде «Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви» пишет: «Предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления отличаются от предпразднства и попразднства других двунадесятых праздников тем, что здесь совсем Октоих не поется кроме единых недель… Особый характер этих предпразднств и попразднств не мог не оказать влияния на правила поминовения в эти дни. 169-е правило Номоканона при Большом Требнике отмечает, что в двунадесятодневном… помины не бывают, так же как и в воскресные дни и в великие праздники. А так как строй и характер служб 20–24 декабря (здесь и далее — по юлианскому календарю) вполне соответствуют строю и характеру служб 2–5 января, входящих в двунадесятодневие, а строй и характер служб 7–14 января совершенно соответствуют таковым 26–31 декабря, то ясно, что во все время с 20 декабря по 15 января отменяются все заупокойные моления, не исключая и обычной литии, хотя и вечерня, и утреня имеют будничное окончание».

Рождество Христово -история праздника. Рождественский пост. Святки.

7 января – Рождество Христово. Великий Церковный праздник.
Рождественский пост. Прохождение рождественского поста. Святки. Празднование святок.

История появления праздника Рождества Христова
Рождественский пост
Традиции праздника Рождества
Рождественские> святки
Молитвы в праздник Рождества Христова
Акафист в праздник Рождество Христово
Величание праздника Рождество Христово
Видеофильм о празднике Рождества Христова

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО -ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Оставалось совсем немного времени до того момента, когда Святая Мария должна была родить.
Как раз в это время, по указанию царя Ирода, в стране было необходимо провести перепись населения. При этом согласно древним обычаям, каждый житель должен быть записан по месту происхождения своих родов.

Невзирая на свое положение, Мария и ее супруг Иосиф, отправились в Вифлием, откуда велась родословная царя Давида. До места они добрались только под вечер пятого дня.
Изнуренные тяжелой дорогой, святые Мария и Иосиф не смогли найти ночлег. Так же, как и они, в Вифлием прибыло очень много людей для переписи. Все постоялые дворы и гостиницы уже были заняты, а цены на свободные места поднялись и оказались слишком большими для семьи бедного плотника.
Так святое семейство недалеко от города Вифлиема, в пещере, где от непогоды пастухи укрывали свой скот.
В святую ночь 747 года от основания Рима, в этой пещере совершилось великое событие Рождества Христова, это было Рождество Спасителя всего мира.
После появления на свет Младенца, Святая Мария спеленала его и положила на ясли, в которых находилась солома для кормления скота. По преданиям, ослик и вол согревали Божественного Младенца.
Первыми, кто узнал о том, что произошло самое великой событие, которое вообще происходило когда-либо с миром, Рождество Бога-Сына, были пастухи. В ночной тьме вдруг все озарилось вокруг дивным светом, Ангел Небесный в этом сиянии явился пастухам, которые пасли неподалеку свои стада, и возвестил им:

«Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всем людям: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2, 10-12)

И все небесное ангельское воинство предстало перед взором пастухов, они услышали торжественную песнь:

«Слава в Вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение!»

Когда это чудное явление исчезло, люди увидели яркий свет, исходящий от одной из пещер, они зашли туда и

«нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк.2,16)

Простые, неграмотные пастухи были первыми, кто безоговорочно поверил в Рождество Христово, в то, что они увидели Самого Бога.

Это был настоящий праздник, над пещерой ярко засияла Вифлиемская звезда, по ее свету волхвы нашли место, где случилось Рождество Младенца. Они зашли в пещеру и преклонились перед Спасителем. С собой волхвы принесли золото, как дар царю, ладан, как Богу и смирну, как предвестие будущей смерти.

Примечание: иудеи использовали смирну при погребении, чтобы тело как можно дольше оставалось нетленным.

Царь Ирод Великий, как и многие другие иудеи, знал о пророческом предсказании, о рождестве царя, и боялся этого, потому, что считал Его претендентом на свой престол. Он даже попытался обмануть волхвов и попросил им указать место, где произошло Рождество, чтобы и сам Ирод смог поклониться Иисусу Христу. Но волхвами были получены откровения о намерениях правителя, место нахождения святого семейства они не выдали.

Читать еще:  Из какого языка имя яна. Яна: что значит это имя, и как оно влияет на характер и судьбу человека

Страх потери власти заставил царя Ирода отдать страшный приказ:

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Более 14000 младенцев погибло в то время, но Сын Божий остался жить – Мария и Иосиф, при Божием покровительстве, той же ночью покинули пещеру и отправились прочь из Иудеи в Египет.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ ПЕРЕД ПРАЗДНИКОМ . ПРОХОЖДЕНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА.

С 28 ноября начинается последний многодневный пост в году, Рождественский, который заканчивается праздником Рождества Христова- 7 января. Сначала Рождественский пост длился около 7 дней, но на Соборе в 1166 году было установлено, что этот пост необходимо хранить сорок дней, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост является примерно таким же по строгости, как Петровский, но ограничения в пище не такое строгое, как Великом.

По понедельникам, средам и пятницам Рождественского поста нельзя есть рыбу, и пить вино, продукты готовят без использования сливочного масла, но лучше в эти дни придерживаться сухоядения. Во все выходные дни и великие праздники разрешается есть рыбу. Правда, если праздник выпадает на понедельник, среду или пятницу, то рыбу есть нельзя, а выпить немного вина можно.

С 25 по 31 декабря пост усиливается, рыбу в эти дни не едят. Самый строгий день поста– накануне праздника, в Рождественский сочельник, в который пищу не вкушают до самого вечера. Этот Святой вечер в Рождественском посте принято проводить в кругу родных и близких людей, разговляться можно только после полуночи.
В Рождественский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое соблюдение поста (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения.

«И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино́же пием, благодаряще Бога» (Типикон, 25 декабря).

В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай Рождественского поста — до позднего вечера, до появления первой звезды непосредственно перед самим Рождеством Христовым, продолжать соблюдение поста.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в этот пост в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера!

Пост продолжается до момента, когда после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча, и споют тропарь Рождеству

Рождественский пост – это не диета. Он необходим, чтобы мы достойно встретили Рождество Христово, чтобы мы могли очистить себя покаянием и с чистою душою приняли праздник Рождества.

Рецепты блюд для прохождения поста

РОЖДЕСТВО — ЧТО ДЕЛАЮТ И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ПРАЗДНИК

Ночью на Рождество в храмах проходят праздничные литургии, ведь 2000 лет назад произошло настоящее чудо – сам Бог пришел на землю к людям. В этот день на Божественной литургии быть нужно обязательно.
Накануне Рождества, в Сочельник, наряжают елку, на верхушке которой устанавливают звезду, символизирующую Вифлиемскую. На елочке зажигают свечи, которые светят людям, подобно свету из пещеры, где произошло Рождество Иисуса Христа. Также ставят вертеп, т.е. символ этой пещеры с фигурками людей и животных.
К родившемуся Христу пришли волхвы и поднесли дары, поэтому с того времени началась традиция делать в этот день такие подарки, как фигурка пещеры, в которой произошло Рождество Христово, иконка или подсвечник. Совсем необязательно, что это должно быть что-то дорогое, главное, чтобы это было от сердца. И, конечно, сладости, которые дарят не только детям.
С давних времен существует традиция колядования на Рождество, когда дети или взрослые ходили по домам и славили Христа. За радостную весть о Рождении Спасителя их одаривали конфетами, сладкой выпечкой или деньгами.
В детстве, в советское время, моя бабушка просила меня прийти в этот день к ней домой и поколядовать в ее квартире. Мне (автору этой статьи), второкласснику и октябренку, в то время еще не очень понятно было, зачем это нужно было делать и что это все означает, но я шел к ней в гости и колядовал. Другие бабушки, ее соседи по подъезду, уже знали, что я иду, и тоже ждали меня, а я тогда не понимал, что это за Рождество, но видно было — они очень любили этот праздник.
Многие считают, что в праздник Рождества можно гадать на картах, на блюдце или кофейной гуще. Ни в коем случае этого делать НЕЛЬЗЯ !
Различные гадания, обращения к экстрассенсам, колдунам или ясновидящим является тяжким грехом против первой заповеди:

Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других Богов, кроме меня.

Своим гаданием вы показываете Богу, что не верите в Него, в Его защиту и Божий промысел. Ведь с вами через карты или блюдце разговаривают злые духи, а не ангелы или святые.

ПРАЗДНОВАНИЕ СВЯТОК

Рождественские святки – это праздничные дни, которые длятся двенадцать дней: от Рождества Христова до Крещения Господня.

Издревле это был языческий праздник, когда наши предки славили солнце, проводили обряды на урожай или на увеличение поголовья своих стад.
Из истории религии известно, что в четвертом веке в Греции после Рождества были две недели, которые считались праздничными. При этом никто не был обделен правом празднования Святок, включая бедняков и даже рабов.
Есть исторические подтверждения, что в Византии, в связи с праздничными Святками, появилась традиция помощи заключенным в тюрьмах и больным в лечебных учреждениях. У святых Григория Нисского и Ефрема Сирина мы также встречаем упоминания о Святках.
По укоренению православия на Руси, после праздника Рождество, в Рождественские святки, люди поют праздничные тропари и кондаки, прославляют Иисуса Христа. В святки устраиваются благотворительные акции, например Патриаршие елки для детей из детских домов, детские фестивали и другие праздники.
С недавнего времени возродилась традиция проведения во время святок концертов духовной музыки.
Считается, что обычай дарить подарки при наступлении Святок, пошел от волхвов, которые после Его Рождества принесли в Вифлиемскую пещеру золото, смирну и ладан.

В этом периоде нет постных дней. Люди готовят угощения и ходят в гости друг к другу.
Святки заканчиваются 18 января в Крещенский Сочельник.

ВЕЛИЧАНИЕ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Величание Господа нашего Иисуса Христа в праздник Рождества Христова.

Величаем Тя, живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии

Читать еще:  Толкователь торы и талмуда. Талмуд - это что такое? История и суть Талмуда

6 января Святое Рождество Христово и Крещение в Армении?

Люди, которым не знакома история Армении, удивляются, по какой причине вся кавказская страна отмечает праздник Рождества Христова очень громко, и начинает в ночь с 5 на 6 января? Дело в том, что Армянская Апостольская Церковь отмечает на сутки раньше день, когда появился на свет Сын Божий.

6 января Святое Рождество Христово и Крещение в Армении, особенности

У первых христиан всего было два праздника, среди которых было Богоявление и Воскресение Христово (или Пасха). В течение второго торжества вспоминались все события из жизни Иисуса – его рождение, приход волхвов, крещение, превращение воды в вино, а также другие пророчества, где говорилось о спасении человечества. Согласно исследованиям, проведенным учеными, еще с середины II века нашей эры праздник Богоявления во всех христианских церквях отмечали одновременно – шестого января.

Уже в четвертом веке нашей эры в Западной Римской империи церковь признала Рождество отдельным праздником, который был перенесен на 25 декабря. Считают, что это связано с тем, что у римских язычников на этот день приходился день рождения солнечного божества. Сразу после этого периода наступало зимнее равноденствие. День постепенно начинает расти, а ночь уменьшается. Римляне очень ярко отмечали это торжество, оно привлекло и христиан. Поэтому римские папы решили просто видоизменить праздник под себя, придав ему христианский смысл.

Вслед за Римом традицию поддержала и Византия. В церковных общинах, которые в свое время были созданы еще апостолами, старались придерживаться древних традиций. Но выходили новые императорские законы, которые юридически запрещали праздновать в один день Рождество и Крещение. Более того, против нарушителей применяли полицейскую силу.

Армения – одна из первых христианских держав, которая находилась за пределами Римской империи. Ей удалось сохранить древнюю традицию, и поэтому даже по сегодняшний день здесь отмечают 6 января одновременно Крещение и Рождество. Данное торжество здесь называют единым праздником Богоявления. В России ситуация сложилась по-иному. Страна еще при Советах перешла на новый стиль, тогда как Русская Православная Церковь продолжила праздновать важные даты по-старому. В календаре даты сместились, и привычное 25 декабря сейчас приходится на 7 января по григорианскому стилю.

Отличия от православного и католического?

Определенные отличия имеются, ведь у католиков не принято придерживаться строгого поста, как это делают у нас. У христиан западного обряда принято отмечать Адвент, который не относится к постным периодам. Тем не менее, в рождественский сочельник даже католики стараются воздержаться от употребления мясных блюд. Адвент принято называть временем, выделяемым для духовного очищения христиан. Начало периода приходится на четвертое воскресение до наступления праздника Рождества. Принято предпраздничное время разделять на два этапа. Первый продолжается до 16 декабря, и он посвящен мыслям о втором пришествии Иисуса Христа. Второй продолжается в течение недели – с 17 по 25 декабря. В это время христиане западного обряда готовятся к празднованию Рождества Христова. Принято вспоминать о первом пришествии Иисуса Христа.

У католиков имеется давняя традиция создания «венка Адвента», который выполняют из веток ели и дополняют четырьмя свечами. В первое воскресенье периода устанавливают первую свечу, затем вторую, третью и последнюю. Украшаются подобными атрибутами как дома христиан, так и церкви. В период Адвента среди католиков принято посещать утреннюю мессу, которая служится в память о Пресвятой Деве Марии. Символом данной мессы является горящая свеча, которая сопровождает путь верующих в церковь вплоть до восхода солнца. Чтобы огонь не пропал на свече, ее опускают в специальный фонарик, в котором сконструированы прозрачные окошки. На 25 декабря, в сам день Рождества в костелах проводятся сразу три священные литургии. Первая из них – ночная месса, которую также называют «Ad Missam in nocte». Утренняя получила название «Ad Missam in aurora», а дневная – «Ad Missam in die».

В католических храмах организовываются праздничные вертепы. Они представляют собой сцены, посвященные рождению Иисуса Христа, выполненные в миниатюре. Выполняют их из нескольких фигур, напоминающих об основных персонажах данного события. Обязательно в вертепе принимают участие фигурка младенца в яслях, святой Иосиф и Дева Мария. На вечер 25 декабря многие католические семьи собираются на праздничный ужин. Вечеря сопровождается горящими свечами и благодарственной молитвой, которую произносит глава семьи.

Среди православных христиан имеется традиция подготовки к Рождеству Христову через 40-дневный пост. Его окончание приходится на 6 января – Сочельник перед наступлением праздника. Сам по себе период воздержания представляет собой не только пищевые ограничения. Также в это время важно больше внимания уделять милосердию и добрым делам, помогать ближним и бороться с собственными страстями. Устав Церкви предполагает воздержание от мяса и молочных продуктов, в некоторые дни также под табу попадают морепродукты.

День, который приходится накануне Рождества, принято называть Сочельником. Данное название образовано от традиционного блюда, которое в течение многих веков принято было готовить в этот вечер. Его называли «сочива» и выполняли из вареной пшеницы или риса, дополненных медом. Заранее готовили православные храмы к празднованию, украшая их цветами и еловыми ветвями.

В честь празднования Рождества проходят специальные мероприятия, запланированные на ночь с 6 на 7 января. В полночь в храмах начинается торжественное богослужение. Оно разделено на несколько этапов – утрень, вечерню, повечерие и полуношницу, а также Литургию. Если утреннее и вечернее богослужение происходит во время важных христианских праздников, их принято объединять во «всенощное бдение». Оно представляет собой молитву, которая продолжается в течение всей ночи. Подобная служба проводится всего дважды в году, на самые главные для христиан праздники. К таковым относятся Рождество и Пасха.

Во время утрени поется полностью очень красивый канон во время православного богослужения: «Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!». Итогом церемониального празднования Рождества Христова становится Божественная литургия. Она представляет собой богослужение, в процессе которого прихожане проходят через таинство Причащения. На следующий день после Рождества, 8 января принято отмечать Собор Пресвятой Богородицы. В этот день верующие воздают честь Божией Матери.

Как только наступает вечер Рождества, среди православных христиан существует традиция отмечать Святки. Они представляют собой череду праздников, которые длятся вплоть до Крещенского Сочельника. Еще с древних времен принято было в это время устраивать веселые игры среди молодежи, посещать другие дома с праздничными песнопениями – колядками, которыми поздравляли других верующих. В Католической церкви именно Рождество считается важнейшим торжеством. У православных же оно занимает второе место в ранге праздников, уступая только Пасхе.

Источники:

http://bolshekulachie.ru/news/svyatye-dni-mezhdu-prazdnikami-rozhdest
http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/rozhdestvo-xristovo-rozhdestvenskij-post/
http://pronedra.ru/6-yanvarya-svyatoe-rozhdestvo-xristovo-i-kreshhenie-v-armenii-440179.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: