Церковный Православный праздник июля. Тихвинской иконы божией матери

Церковный праздник 9 июля: Тихвинская икона Божией Матери

9 июля (26 июня по исконному календарю Русской Православной Церкви, который был создан еще в Римской Империи и издревле называется «юлианским», название же «старый стиль» появилось только в советские годы, после того, как большевики в 1918 году заменили этот календарь западным григорианским).

Неделя 5-я по Пятидесятнице («неделей» в церковнославянском языке именуется воскресный день, соответственно, сегодня — пятое воскресенье после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Последний воскресный день Петрова поста (завершится 12 июля, в праздник святых апостолов Петра и Павла). Церковный Устав сегодня благословляет рыбные блюда.

9 июля православные верующие отмечают праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Судьба этой православной святыни тесно переплетается с историей государства Российского. Это икона царей и воинов. В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV — XVI веков, ее появление в новгородских пределах, на берегу реки Тихвинки, относится к 1383 году.

С середины XVI века икону, «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять либо с Одигитрией из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками она чудесно перенеслась на берега реки Тихвинки, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа начала VIII века, который во времена иконоборчества, по преданию, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим, а потом тем же путем вернулся.

После падения Константинополя и присоединения Новгорода к Москве явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как избрание Богородицей нового своего «удела» — Святой Руси, ставшей Третьим Римом.

Великий князь Василий III приехал сюда на богомолье после развода с бездетной первой женой и женитьбы на Елене Глинской – он тогда усердно посещал святые места и делал щедрые вклады в монастыри и соборы, молясь о даровании наследника. С этого времени Тихвин стал «царским богомольем». Высочайшие особы посещали его вплоть до начала ХХ века.

Иван Грозный с особым благоговением относится к этому образу. Он приезжал в Тихвин перед венчанием на царство — получить благословение на титул царя («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую: ведь Москва — Третий Рим.

В 1560 году по приказу царя в Тихвине возвели три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, Введенский девичий и в трех верстах — Николо-Беседный.

Первый царь новой династии, Михаил Федорович, продолжал традицию — по случаю обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары, а его самого в Костромском Ипатьевском монастыре мать, старица Марфа, списком с Тихвинской иконы благословила на царство.

Когда же шведы в 1617 году потерпели поражение от русских и в деревне Столбово перед ликом Тихвинской Богородицы царь Михаил Федоровичем и король Густав II Адольф писали мир, по его условиям шведский король признал династию Романовых, положив начало ее международному признанию — до этого «самопровозглашенное» царство признавала только Англия. С тех пор началось всероссийское почитание образа, это царство благословившего.

Воинская слава Тихвинской иконы тоже началась в XVII веке. А в 1812 году с нее был сделан список, получивший название «Тихвинская-Ополченная». В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком, а иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. «Тихвинская-Ополченная» была в русской армии и во время Крымской войны. А в 1941 году, по московскому преданию, чудотворную Тихвинскую икону на самолете обнесли вокруг столицы, и вслед за этим начался разгром фашистов под Москвой.

Сам же оригинальный образ до 1941 года — после закрытия в 1924 году Тихвинской обители — находился в Тихвинском краеведческом музее, потом, во время оккупации, был вывезен немцами в Псков и дальше — в Ригу, наконец, оказался в американской оккупационной зоне в Германии, а закончил путь в Чикаго.

Там икона хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез ее в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению святыни. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1991 году отец Сергий Гарклавс побывал в Тихвине и подтвердил, что вернет икону после возрождения духовной жизни в монастыре и обеспечении сохранности образа в стенах Успенского собора.

В 1995 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь был открыт и началось его восстановление. Через год в отреставрированном и освященном Успенском соборе возобновилась праздничная служба в честь Тихвинской иконы Божией Матери. А в 2004 году после 60 лет странствий икона была торжественно возвращена в обитель.

Преподобный Давид Солунский

Этот святой V VI столетий от Рождества Христова совершал свои монашеские подвиги в обители мучеников Феодора и Меркурия. Позднее преподобный поселился близ Солуни (Фессалоники), где возвел шалаш под большим миндальным деревом, в котором в непрестанных посте и молитвы жил около 70 лет.

Читать еще:  Описание по Александру Зараеву. Уход за внешностью

Еще при жизни старец Давид сподобился дара чудотворений и исцелений. Согласно строкам жития преподобного Давида Солунского, «он был как бы ангел во плоти, не терпя никакого вреда, мог брать в руки горящие угли для совершения каждения». Отошел ко Господу святой старец около 540 года от Рождества Христова.

Преподобный Иоанн, епископ Готфский

Святой VIII века от Рождества Христова. Будущий епископ родился в благочестивой христианской семье и с юных лет избрал иноческий образ жизни. Прежде, чем возглавить Готфскую епископскую кафедру, осиротевшую оттого, что еретики-иконоборцы изгнали прежнего православного архиерея, преподобный посетил Иерусалим и многие другие христианские святыни.

Святой Иоанн получил епископское рукоположение на территории современной Грузии, поскольку древняя Иверия была практически свободна от иконоборцев. Почил святитель в 790 году от Рождества Христова и был погребен в монастыре Парфенит у подножия горы Аю-Даг (территория современного Крыма).

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский

Русский святой XIVстолетия от Рождества Христова. Постриженик Киево-Печерской лавры, долгие годы отец Дионисий совершал монашеские подвиги близ Нижнего Новгорода, сначала отшельником, а затем, основав монастырь, — вместе с многочисленными учениками. В 1374 году святого Дионисия рукоположил во епископа Суздальского сам святитель Алексий, митрополит Московский. Владыка Дионисий ревностно боролся за чистоту Православия, в том числе – против ереси стригольников. Был избран митрополитом всея Руси, однако, возвращаясь из Константинополя, был пленен в Киеве Литовским князем. Скончался святитель Дионисий в 1385 году и был погребен в Антониевых пещерах Киево-Печерской обители.

Преподобный Тихон, Луховской чудотворец

Костромской святой конца XV – начала XVI веков от Рождества Христова. Уроженец Литовской Руси, где в те годы католики уже начали притеснять православных. В 1482 годубудущий святой, в те годы служивший на военной службе в Княжестве Литовском, не желая принимать католицизм, прибыл в Костромские земли, где был пострижен в монахи.

Около двух десятилетий отец Тихон совершал монашеские подвиги близ города Лух, намеренно пребывая в полной нищете. Скончался преподобный в 1503 году от Рождества Христова и уже вскоре от места его погребения стали совершаться исцеления.

Перенесение мощей преподобного Нила Столобенского, одного из самых почитаемых святых XVI века, основателя Нило-Столобенской пустыни на берегу озера Селигер.

Священномученик Георгий Степанюк, пресвитер. Святой страдалец за Христа и Его Церковь, один из первых священников из числа Новомучеников и исповедников Церкви Русской, погибших в начале богоборческих гонений в 1918 году.

Лиддская (Римская), Нямецкая, Седмиезерная иконы Божией Матери. Чудотворные образа Пресвятой Богородицы, явленные, соответственно, в I, XIV и XVII столетиях от Рождества Христова.

Тихвинская икона Божией Матери. Православный календарь на 9 июля

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

9 июля (26 июня по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Вторник 4-й седмицы по Пятидесятнице (четвёртой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост. Сегодня на трапезе благословляется рыба. В Русской Церкви совершается празднование в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, а также ещё трёх почитаемых образов Божией Матери, и память шестерых православных святых. Далее коротко расскажем о них.

Тихвинская икона Божией Матери. Среди множества святых образов, посвящённых Пресвятой Богородице, целый ряд был явлен чудесным образом. В их числе одной из наиболее почитаемых является Тихвинская икона, чьё заступничество неоднократно спасало северные пределы нашей страны. По преданию, эта икона была обретена в конце XIV века. Чудесным образом она несколько раз являлась в разных местах — от Ладоги до берегов реки Тихвинки. В Сказании о Тихвинской иконе говорится:

Светозарно шествуя по воздуху из одного селения в другое, ангелами невидимо носима, икона являлась местным жителям.

А в месте её последнего явления позднее был основан Тихвинский Успенский монастырь, сегодняшнее место хранения этого святого образа. Дальнейшая история иконы полна чудес, одним из которых стало освобождение Успенского монастыря от шведской осады в 1613 году. Через три столетия, в конце 1941-го, именно здесь проходили кровопролитные бои, в результате которых был сорван план полной блокады Ленинграда. У верующих нет сомнений, что и тогда эти земли были освобождены благодаря Небесной заступнице.

Сам Тихвин в оккупации был лишь месяц, но в этот период гитлеровцы изъяли Тихвинскую икону из монастыря. На несколько десятилетий образ оказался на чужбине. Его хранителем стал архиепископ Иоанн (Гарклавс), чьё завещание — вернуть икону возрождённой обители — в 2004 году исполнил его приёмный сын, протоиерей Сергий, который вплоть до своей блаженной кончины в 2015 году являлся духовником Успенского монастыря и хранителем удивительной истории его главной святыни.

Преподобный Давид Солунский. Этот святой V-VI столетий от Рождества Христова совершал свои монашеские подвиги в обители мучеников Феодора и Меркурия. Позднее преподобный поселился близ Солуни (Фессалоники), где возвёл шалаш под большим миндальным деревом, в котором в непрестанных посте и молитвах жил около 70 лет. Ещё при жизни старец Давид сподобился дара чудотворений и исцелений. Согласно строкам жития преподобного Давида Солунского, «он был как бы ангел во плоти, не терпя никакого вреда, мог брать в руки горящие угли для совершения каждения». Отошёл ко Господу святой старец около 540 года от Рождества Христова.

Преподобный Давид Солунский. Фото: www.pravoslavie.ru

Читать еще:  В Костроме презентовали книгу священника «Право на правду» с критикой иерархов Русской православной церкви. Я глубоко убежден, что Церковь – это не полицейский участок, никто никого не должен брать за шиворот и куда-то вести

Преподобный Иоанн, епископ Готфский. Святой VIII века от Рождества Христова. Будущий епископ родился в благочестивой христианской семье и с юных лет избрал иноческий образ жизни. Прежде чем возглавить Готфскую епископскую кафедру, осиротевшую оттого, что еретики-иконоборцы изгнали прежнего православного архиерея, преподобный посетил Иерусалим и многие другие христианские святыни. Святой Иоанн получил епископское рукоположение на территории современной Грузии, поскольку древняя Иверия была практически свободна от иконоборцев. Почил святитель в 790 году от Рождества Христова и был погребён в монастыре Парфенит у подножия горы Аю-Даг (территория современного Крыма).

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский. Русский святой XIV столетия от Рождества Христова. Постриженик Киево-Печерской лавры, долгие годы отец Дионисий совершал монашеские подвиги близ Нижнего Новгорода, сначала отшельником, а затем, основав монастырь, вместе с многочисленными учениками. В 1374 году святого Дионисия рукоположил во епископа Суздальского сам святитель Алексий, митрополит Московский. Владыка Дионисий ревностно боролся за чистоту Православия, в том числе — против ереси стригольников. Был избран митрополитом всея Руси, однако, возвращаясь из Константинополя, был пленён в Киеве Литовским князем. Скончался святитель Дионисий в 1385 году и был погребён в Антониевых пещерах Киево-Печерской обители.

Преподобный Тихон, Луховской чудотворец. Костромской святой конца XV — начала XVI вв. от Рождества Христова. Уроженец Литовской Руси, где в те годы католики уже начали притеснять православных. В 1482 году будущий святой, в те годы служивший на военной службе в Княжестве Литовском, не желая принимать католицизм, прибыл в Костромские земли, где был пострижен в монахи. Около двух десятилетий отец Тихон совершал монашеские подвиги близ города Лух, намеренно пребывая в полной нищете. Скончался преподобный в 1503 году от Рождества Христова и уже вскоре от места его погребения стали совершаться исцеления.

Преподобный Тихон, Луховской чудотворец. Фото: www.pravoslavie.ru

Перенесение мощей преподобного Нила Столобенского, одного из самых почитаемых святых XVI века, основателя Нило-Столобенской пустыни на берегу озера Селигер. Подробнее об этом святом вы можете прочесть в нашем «Православном календаре» от 9 июня.

Преподобный Нил Столобенский. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Георгий Степанюк, пресвитер. Святой страдалец за Христа и Его Церковь, один из первых священников из числа Новомучеников и исповедников Церкви Русской, погибших в начале богоборческих гонений в 1918 году.

Лиддская (Римская), Нямецкая, Седмиезерная иконы Божией Матери. Чудотворные образа Пресвятой Богородицы, явленные соответственно в I, XIV и XVII столетиях от Рождества Христова.

Поздравляем православных христиан с днём Тихвинской иконы Божией Матери и трёх других посвящённых Ей святынь, а также памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Акварель (208)
  • анимация (180)
  • архитектура (135)
  • в музее (19)
  • вера (858)
  • видео (762)
  • времена года (521)
  • вышивка (50)
  • вязание (10)
  • дети (154)
  • для детей (17)
  • Домоводство (50)
  • Другие страны (114)
  • еда (547)
  • Женские образы (253)
  • ЖЗЛ (210)
  • живопись (768)
  • животные (158)
  • забавно (118)
  • здоровье (1050)
  • гимнастика (96)
  • Иконы (299)
  • Иллюстрации (92)
  • Интересное (968)
  • инфографика (57)
  • Искусство (529)
  • графика (22)
  • кино (7)
  • мода (50)
  • прикладное искусство (221)
  • театр (27)
  • История (1205)
  • документы (13)
  • Коллекции (4)
  • комнатные растения (6)
  • Кулинария (1270)
  • варенье,джемы (64)
  • выпечка (386)
  • заготовки (113)
  • консервирование (33)
  • русская кухня (31)
  • Культура (309)
  • русский костюм (46)
  • символы (9)
  • Литература (11)
  • любовь (48)
  • мнение (5)
  • Модерн (6)
  • Мои путешествия (6)
  • Молитва (365)
  • Москва (106)
  • мудрость (259)
  • музыка (234)
  • песня (97)
  • Николай II (29)
  • Общество (105)
  • Обычаи (83)
  • ОТМА (9)
  • пейзаж (222)
  • Писатель (30)
  • полезные советы (1165)
  • Политика (86)
  • портрет (136)
  • поэзия (32)
  • поэт (49)
  • Православие (925)
  • таинство (11)
  • Праздники (377)
  • природа (182)
  • притчи (17)
  • рассказ (2)
  • рецепты (1873)
  • Российская Империя (579)
  • Россия (848)
  • рукоделие (69)
  • Русский язык. (86)
  • скульптура (21)
  • Славяне (60)
  • Слайд-шоу (0)
  • старая открытка (54)
  • Старые фотографии (484)
  • лица из прошлого (282)
  • статья (1)
  • стихи (264)
  • мои стихи (11)
  • Страны мира (12)
  • судьбы (225)
  • Творчество (246)
  • ручная работа (138)
  • тесты (4)
  • Тихая Россия (61)
  • Традиции (317)
  • фарфор (8)
  • Фото (561)
  • мои фотографии (129)
  • Художники (845)
  • Цветы (178)
  • цитаты (292)
  • Юмор (4)

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

9 июля – Праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

Тихвинская икона Божией Матери (1383).

9 июля Русская православная церковь отмечает день Тихвинской иконы Божией матери. Эта икона сама выбирала место своего пребывания. Через свой образ Богородица не раз спасала Русь от врагов.

Перо апостола.

Считается, что образ этот создан еще при жизни Богоматери и принадлежит перу евангелиста Луки. Апостол приехал к уже пожилой Марии, чтобы записать подробности рождения Христа для своего Евангелия, а в результате написал первую икону Богородицы. Увидев результат его работ, Она благословила свои образы: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». Всего Лука нарисовал около 70 икон, однако до наших дней они, к сожалению, не сохранились: когда мы говорим о том, что та или иная икона создана евангелистом, мы имеем в виду сам образ, художественные особенности изображения.

Читать еще:  Если во сне тебя кто то душит. К чему душить снится - эзотерический сонник

Именно Лука впервые создал два канонических образа Божьей Матери: «Умиление» (Елеуса), где Младенец Христос прильнул щекой к Богоматери, и «Путь указующая» (Одигитрия), где Божья Матерь и Младенец смотрят прямо на зрителя. Считается, что именно к перу Луки восходит образ Владимирской иконы Божией Матери, а также Тихвинская икона (образ Одигитрия).

Чудесные путешествия.

Этот образ связывают с иконой, находившейся в Константинополе с V века. До этого икона хранилась в Иерусалиме, а прежде — в Антиохии, куда и передал ее сам апостол Лука.

За 70 лет до того, как турки взяли Византийскую столицу, икона чудесным образом перенеслась на просторы Руси. Рассказы о чудесном появлении образа Богородицы — которых, кстати, было несколько — были впервые зафиксированы в письменном виде в конце XV века. Упоминается икона в большом количестве рукописей, в том числе в Воскресенской летописи и в Лицевом летописном своде. Данные из разных источников оформились в «Сказание о Тихвинской иконе Богоматери».

Впервые икона появилась на Руси в 1383 году, в Новгородских землях.

«В лето 6891 года во области Великого Новаграда, нарицаемой Тихфин, явися икона Пречистые Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем на руку Своею», — гласит предание. Согласно ему икона плыла над водами Ладожского озера, окруженная сиянием. Образ Богородицы заметили рыбаки, однако икона уплыла дальше. Вскоре ее видели в других местах, недалеко от Тихвина. Жители окрестных деревень горячо молились Божией Матери, и во время очередного явления икона опустилась на землю.

Исследование Тихвинской иконы относит написание образа к концу XIV – началу XV века. Встает вопрос: можно ли считать этот образ одним и тем же с пропавшим Константинопольским образом, или это разные иконы? Предание сохранило подробный рассказ пребывания новгородских купцов в Константинополе. Когда они поделились чудесной историей о появлении иконы в Тихвине с местными священниками, те по описанию узнали «беглянку». «За гордость нашу и неправды она совсем оставила нас», — с горечью сказал Константинопольский патриарх Матвей. Он поведал гостям, что икона и прежде несколько раз исчезала из Царьграда, и показал купцам место, где она хранилась.

На месте появления иконы в Тихвине люди сразу же построили часовню, а вскоре воздвигли храм, однако Богородица снова исчезла, чтобы появиться в нескольких верстах от Тихвина. На месте каждого явления чудотворного образа люди ставили церковь в честь Богородицы, а каждое появление иконы сопровождалось многочисленными исцелениями. В 1560 году был основан Успенский мужской монастырь, где икона обрела покой. Место, на которое определили икону, было таким же, как в Константинопольском храме: у первого столба, справа от входа. Однако, как покажет дальнейшая история, находиться на одном месте иконе долго не пришлось.

Спасительница.

Тихвинскую икону не зря называют заступницей России. Она появилась здесь во времена правления Дмитрия Донского, когда Русь впервые бросила вызов Ордынскому владычеству. Во время нападения на Новгород шведов Богородица уберегла Тихвинскую обитель от разорения, обратив в бегство войско неприятеля. Шведы были поражены неудачей не меньше, чем тихвинцы были поражены чудесным избавлением от врагов, и решили во что бы то ни стало захватить святыню. Новгородцы даже хотели вывезти чудотворную икону из обители куда подальше, чтобы спасти и ее, и город, но Богородица словно отказалась двигаться с места. Даже самые сильные мужчины не смогли достать ее из киота. Икона осталась, а обитель так и не была взята. Тогда же с образа были сделаны несколько списков, разошедшихся по всей Руси и ставших впоследствии чудотворными.

Икона выручала Россию и в XIX веке, во время борьбы с Наполеоном. Список с чудотворного образа защищал тихвинскую дружину ополчения и даже участвовал в знаменитой битве при реке Березине: тогда воинам удалось спасти ризу, снятую французами с образа Тихвинской Божией Матери в Москве, пишет Алла Титова, ведущий библиограф по краеведению

Тихвинской центральной районной библиотеки им. И.П. Мордвинова.

Есть также легенда (впрочем, достоверно не подтвержденная), что с одним из таких списков на борту Москву облетел самолет перед наступлением немцев на столицу во время Великой Отечественной войны. Об этом писал православный историк Сергей Фомин в статье «Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия». Согласно этой легенде, в 1941 году чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском спас Москву от немцев: «изрядно смутившийся Сталин призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы». Тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона «была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин».

Последний путь на Родину.

В 1941 году немцы вывезли чудотворный образ из Тихвина сначала в Псков, затем в Латвию. После образ попал в Америку — в Чикаго. Казалось, Богородица уберегала свой образ от гонений на церковь, которые возобновились после войны.

Икона вернулась в Россию лишь в 2004 году. Обязательным условием для ее возвращения было восстановление Тихвинской обители, закрытой в 1920-х годах большевиками. Правда, в 1945 году одну из церквей на территории обители вернули православной общине, но сам монастырь начал возрождаться к жизни лишь в 1995-м, после обращения жителей Тихвина к патриарху Алексию II. Уже через год в стенах монастыря была возобновлена праздничная служба.

Источники:

http://rosregistr.ru/guide/299030.html
http://tsargrad.tv/articles/tihvinskaja-ikona-bozhiej-materi-pravoslavnyj-kalendar-na-9-ijulja_144684
http://www.liveinternet.ru/users/5674892/post394195793

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: