Церковные цвета богослужений. Цвета богослужебных облачений

Церковные цвета богослужений. Цвета богослужебных облачений

12 — Цвета богослужебных облачений

У казания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149).

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

И другие праздники

в честь Креста Господня.

бордовый 1 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

золотистый (желтый) или белый

Покров Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

(до отдания включительно)

Навечерие Рождества Христова

(до отдания включительно)

золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

белый или голубой

белый или золотистый

Богоявление (Крещение Господне)

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

к Великому посту

золотистый (желтый) или фиолетовый

Великий пост (седмичные дни)

Субботы, Недели Великого поста

и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

Литургия Преждеосвященных Даров

темно-фиолетовый или багряный

Вход Господень в Иерусалим

зеленый или белый

(на Литургии после чтения Апостола)

и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

Пятидесятница (День Святой Троицы)

(до отдания включительно)

Понедельник Святого Духа

зеленый или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

Первоверховных апостолов Петра и Павла

(до отдания включительно)

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно) 3

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

красный или бордовый

Собор Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных

белый или красный

Господские средние праздники,

седмичный и воскресные дни

вне Великого поста

Памяти 4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников

золотистый (желтый) или красный

и Христа ради юродивых

Памяти благоверных князей

золотистый (желтый), зеленый или красный 5

(вне Великого поста)

(от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.

2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.

Читать еще:  9 день считается после смерти похорон. Что делать в течение года после похорон

5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.

Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)

Источник: Богослужебные указания на 2017 год.

Цвета богослужебных облачений

Цвета богослужебных облачений в Православной церкви — цветовая гамма облачений священно- и церковнослужителей, а также одежд престола, жертвенника, завесы, аналоев, воздýха, покровцов и закладки в напрестольном Евангелии. Используемые цвета символизируют духовные значения празднуемых событий.

У некоторых прихожан православных храмов бывает традиция надевать одежду соответствующего цвета (особенно это касается женских платков), а также накрывать дома полочку красного угла платком соответствующего цвета.

Содержание

Символика

Литургическая литература не содержит разъяснений о символике используемых цветов, а иконописные подлинники только указывают какой цвет надо употреблять при написании одежд того или иного святого, но не объясняют почему. Символику цветов можно определить основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов, толкованиях Иоанна Дамаскина, творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также деяний Вселенских и Поместных Соборов.

Сложившийся канон цветов богослужебных облачений состоит из белого цвета (символизирует божественный нетварный свет), семи основных цветов спектра солнечного света из которых состоит белый цвет (во исполнение слов Иоанна Богослова — «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» (Откр.4:3-4), а также чёрного цвета (символизирует отсутствие света, небытие, смерть, траур или наоборот отречение от мирской суеты).

Использование цветов

В древности в Православная церковь не употребляла чёрные богослужебные облачения, хотя повседневные одежды духовенства (особенно — монашества) имели чёрный цвет. По Уставу в Великий пост облачались в «багряны ризы» то есть в облачения тёмно-красного цвета. Впервые в России петербургскому духовенству официально было предложено облачиться по возможности в чёрные облачения в 1730 году для участия в похоронах Петра II. Так черные облачения вошли в обиход погребальных и великопостных служб. Однако традиционно при погребении и заупокойных службах используются облачения белого цвета, символизирующего уготованные праведникам в Царствии Небесном белые ризы Божественного света.

Оранжевый цвет, хоть и часто встречается в церковных облачениях, однако не имеет своего места в каноне. Если его оттенок ближе к жёлтому (золотой цвет часто может давать оранжевый отлив), то он воспринимается и используется как жёлтый, а если в нём преобладает красная гамма, то его относят к красному.

Необходимо подчеркнуть, что вышеизложенное сочетание определённых праздников и определённых цветов облачений изложено в соответствии с обычаями Русской Православной церкви. Обычаи других Поместных Церквей могут не совпадать с вышеизложенными.

Читать еще:  К чему снится когда предлагают выйти замуж. К чему женщинам и мужчинам снится предложение вступить в брак? От незнакомца или знакомого мужчины

Во все субботы и Воскресенья Великого поста используется исключительно фиолетовый цвет.

В современной РПЦ имеется тенденция отказа от использования черного цвета и замена его фиолетовым более темного оттенка, чем те, что используются традиционно для богослужений суббот и воскресений Великого поста.

См. также

Примечания

  1. Праздник является Господским и Богородичным одновременно, его богослужение имеет характерные черты Богородичных праздников, поэтому допустимо использование как белого, так и голубого цветов облачений.

Литература

  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). М.: Даръ, 2005.
  • Настольная книга священнослужителя Т. 1. М.: Издательский Совет РПЦ, 1992.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Цвета богослужебных облачений» в других словарях:

Литургические цвета в римском обряде — Литургические цвета в римском обряде цвета литургических облачений католических священнослужителей. В римском обряде Католической церкви традиция использования литургических одеяний различных цветов имеет давнюю историю. В богослужении… … Википедия

Литургические цвета — в римском обряде Цвета богослужебных облачений в Православной церкви … Википедия

Православное церковное и литургическое облачение — Православные богослужебные облачени … Википедия

Богослужебное облачение — Православные богослужебные облачения Богослужебное облачение клира одежды, в которых церковно и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарова … Википедия

АЛЬБА — [лат. (tunica) alba белая (туника)], длинная белая льняная туника с узкими рукавами, к рую носят клирики католич. и англикан. Церквей в качестве нижнего из церковных облачений. Альба Альба В визант. обряде А. соответствуют камисий и подризник. А … Православная энциклопедия

Риза (церковная утварь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Риза. Риза в православном храме покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь или казула). Ризы хранятся в специальных… … Википедия

Ряса одежда христианских священнослужителей — верхняя одежда христианских священнослужителей, которую они носят вне богослужения. Это широкая прямая одежда (иногда лишь несколько суживающаяся в поясе), покрывающая все тело от шеи до пят, с большими рукавами, от половины руки расширяющимися.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ряса, одежда христианских священнослужителей — верхняя одежда христианских священнослужителей, которую они носят вне богослужения. Это широкая прямая одежда (иногда лишь несколько суживающаяся в поясе), покрывающая все тело от шеи до пят, с большими рукавами, от половины руки расширяющимися.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Господские праздники — Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также … Википедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия

Церковные цвета богослужений. Цвета богослужебных облачений

Литургия

Читать еще:  Астрология 9 дом значение. Девятый дом гороскопа

Всенощная

Праздники

Постная Триодь

Ектении

Разные ноты

Светские ноты

Литургия

Всенощная

Праздники

Постная Триодь

Ектении

Разные ноты

Светские ноты

Одноголосные ноты

Сборники

Цвета богослужебных облачений 1

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

и другие праздники в честь Креста Господня

Бордовый 2 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

Покров Пресвятой Богородицы,

Введение во храм Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

Навечерие Рождества Христова

(до отдания включительно)

Золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

Белый или голубой

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

Голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

Подготовительные Недели к Великому посту

Фиолетовый или золотистый (жёлтый)

Тёмно-фиолетовый, багряный или чёрный 3

Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

Литургия Преждеосвященных Даров

Фиолетовый, багряный или чёрный

Фиолетовый или бордовый

Вход Господень в Иерусалим

Зелёный или белый

Чёрный или тёмно-фиолетовый

(на литургии, после чтения Апостола)

и начало богослужения на Пасху

(до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

Понедельник Святого Духа

Зелёный или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

Первоверх. апп. Петра и Павла

Золотистый (жёлтый) или белый

(до отдания включительно)

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно) 4

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

Красный или бордовый

Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста

Памяти 5 Бесплотных Сил, свв. дев и девственников

Золотистый (жёлтый) или белый

Золотистый (жёлтый), белый или красный

Памяти преподобных и Христа ради юродивых

Памяти благоверных князей

Золотистый (жёлтый), зелёный или красный 6

(вне Великого поста)

Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) — «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».

2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.

3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.

6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.

Источники:

http://diak.ortox.ru/bogosluzhebnyjj_ustav/view/id/1204187
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/403017
http://horist.ru/bogosluzhenie/oblachenie.shtml

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector