Церковные праздники: даты, объяснения и традиции. Православные и Церковные праздники в январе
Содержание
- 1 Церковные праздники: даты, объяснения и традиции. Православные и Церковные праздники в январе
- 1.1 LiveInternetLiveInternet
- 1.2 Церковные праздники: даты, объяснения и традиции
- 1.3 Церковные праздники : даты , объяснения и традиции
- 1.4 Праздники христианские
- 1.5 Великие православные праздники: список с датами, объяснения и традиции
- 1.6 Иерархия праздников в ортодоксальном христианстве
- 1.7 Рождество Пресвятой Богородицы
- 1.8 Воздвижение Креста Господня
- 1.9 Введение во храм Пресвятой Богородицы
- 1.10 Рождество Христово
- 1.11 Крещение Господне
- 1.12 Сретение Господне
- 1.13 Благовещение Пресвятой Богородицы
- 1.14 Вход Господень в Иерусалим
- 1.15 Вознесение Господне
- 1.16 День Святой Троицы
- 1.17 Преображение Господне
- 1.18 Успение Богородицы
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- О жизни музыка для души (214)
- (1)
- ДИНАСТИИ . Романовых. (38)
- “Старый Новый год”, “Крещение Госп (1)
- Австралия. (2)
- Английский язык (68)
- Английский язык (18)
- Аудиокниги (14)
- Г Р У З И Н С К А Я КУХНЯ (23)
- Знаменитости (288)
- Интернет-галерея репродукции картин (11)
- Испания. (7)
- Клип-Арт и Коллаж (69)
- МУЛЬТИКИ. (1)
- ПЕТЕРБУРГ (14)
- Скачивать с сайтов любое видео, музыку или флеш (6)
- Соломка (53)
- Шансон (40)
- DEKO идеи. (475)
- TY (54)
- А П Т Е К А (2)
- Америка (16)
- Англия (15)
- Анимация (109)
- Антиквариат. (46)
- афоризмы (33)
- Афоризмы.Цитаты. (65)
- Б У К Е Т Ы (4)
- Бавария. (3)
- БАРДЫ (9)
- Беларусь (6)
- Бельканто(любимые голоса) (10)
- В И Т Е Б С К (8)
- ВАША Ф А М И Л И Я (2)
- ВИДЕО (162)
- ВИДЕО/Музыка (223)
- Виртуальная часовня (1)
- Вкусняшки (403)
- восхитительный мир (130)
- Всё для дневника (640)
- Выпечка (221)
- НАЧИНКИ В БЛИНЧИКИ. (6)
- Грузия (11)
- Дача (798)
- ДЕКУПАЖ (11)
- Десерт (114)
- ДЕТИ . ПОМОЩЬ (40)
- ДЛЯ ДОМА (266)
- Для любителей цветов. (115)
- ДРУЗЬЯ ДРУЗЕЙ (1)
- Еда постная. (8)
- ЖЗЛ (217)
- живопись (1022)
- ЖУРНАЛЫ ДЛЯ САДА-ДАЧИ РАЗНЫЕ (9)
- ЗАГОТОВКИ (50)
- Закуска (163)
- Здоровье (459)
- Лапчатка белая (1)
- Р А К (30)
- Зрение (18)
- И Н Т Е Р Е С Н Ы Е ДНЕВНИКИ – БРОДИЛКА (55)
- Уроки от Любаши К (30)
- уроки Ларисы Гурьяновой. (1)
- ИНТЕЛЛИКТУАЛЬНЫЙ ДОСУГ (35)
- ИНТЕРЕСНОЕ.НЕВЕРОЯТНОЕ (84)
- Интресное в мире (77)
- история.ретро. (110)
- С С С Р (5)
- история.ретро. (34)
- Италия (20)
- К А Р А О К Е (2)
- КАЛЕНДАРЬ ПОСЕВА СЕМЯН (266)
- П Е Т У Н И Я (2)
- Каталог блюд (21)
- Кино (124)
- Коллекция поздравлений. (5)
- КОММЕНТЫ (86)
- КОММЕНТЫ (46)
- компьютер.телефон (376)
- Кулинария (164)
- ЛИРИКА (184)
- ЛИЧНОЕ (54)
- ЛЬВОВ.УКРАИНА. (28)
- ЛЬВОВ.УКРАИНА. (12)
- М А Р И Н А Д Ы (16)
- Многолетники.Клематисы.Полезные СОВЕТЫ,ссылки (99)
- КУСТАРНИКИ (75)
- молитва (31)
- Москва (27)
- МОШЕННИКИ (2)
- Мудрые мысли (51)
- Омар Хаям .Книга РУБАИ. (2)
- музеи мира. (41)
- Музыка.Театр.Культура. (418)
- Напитки (35)
- Непознанное (48)
- Новогодне-Рождественское (139)
- Новости (59)
- Новостной листок ЛиРу (5)
- Нужное и полезное (35)
- ОПЕРА , ОПЕРЕТТА,МЮЗИКЛ (9)
- Оформление дневника на ЛИ.РУ (217)
- П Р О З А (2)
- П Л Е Й К А С Т Ы (85)
- П Р А Г А (2)
- П-о-ж-е-л-а-й-к-и (1)
- ПАНОРАМА (48)
- ПАСХА (56)
- ПЕРЕВОДЧИК СТРАНИЦ (1)
- Пермь – Пермский край. (1)
- ПЕЧЕНИЯ – рецепты приготовления. (10)
- Пироги (117)
- Пироги (20)
- Поздравления (305)
- П Р А З Д Н И К И (25)
- Позитив (170)
- Позия.Музыка. (241)
- Лариса Рубальская (6)
- Полезная информация на все случаи жизни. (65)
- Полезное.Советы. (377)
- Постные рецепты (3)
- поэзия (659)
- Ирина Самарина (6)
- Поэзия ХIX – XX вв. (6)
- Православие (230)
- молитва (67)
- Праздник.Сервировка. (28)
- Праздничные блюда. (83)
- Приметы (3)
- Природа в живописи. (10)
- ПРИРОДА.ЗВУКИ ПРИРОДЫ. (31)
- Притча (38)
- Программы (58)
- Путешествия (108)
- Р О З Ы (98)
- Размышления (36)
- разности (86)
- Рамочки (187)
- РАМОЧКИ.Схемы.СУПЕР (256)
- Релаксация. (27)
- Рецепты блюд (98)
- Романсы (6)
- РОМАНСЫ (20)
- РОССИЯ. Г О Р О Д А (54)
- Рукоделие (459)
- Русский язык. ГРАМОТА.РУ (16)
- Рыба.Блюда. (113)
- С К А Й П (19)
- С К А Й П (1)
- САДЫ и ПАРКИ (12)
- Ландшафтные хитрости (1)
- САЙТЫ (188)
- Салаты (131)
- САН-ФРАНЦИСКО (2)
- СКУЛЬПТУРА (2)
- Смайлики (13)
- СОБЫТИЯ.АВТОМОБИЛЬ. (3)
- Старость.Одиночество. (26)
- ТАНЦЫ (93)
- ТЕЛЕКАНАЛЫ ОНЛАЙН (6)
- Торты (211)
- Украшение блюд. (31)
- Уроки для Лиру (423)
- УРОКИ ФОТОШОПА (41)
- УЧИМСЯ РИСОВАТЬ (32)
- Флеш (97)
- ФОНЫ и СХЕМЫ (82)
- Фотоискусство.СЮР. (112)
- ФОТОШОП (144)
- Франция. (36)
- Х В О Й Н Ы Е (37)
- ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ (16)
- Хочу всё знать. (15)
- ХРАМ (39)
- Цветы (206)
- КЛУБНЕВЫЕ (37)
- Л И А Н Ы (33)
- Л У К О В И Ч Н Ы Е (17)
- П е т у н и и (2)
- Ч Е Х И Я (31)
- Шторы (42)
- Шью сама. (216)
- Экстрим (5)
- ЭНЦИКЛОПЕДИИ (16)
- Это интересно (295)
- юмор (191)
–Музыка
–
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
Церковные праздники: даты, объяснения и традиции
Церковные праздники: даты, объяснения и традиции
Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви:
Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).
***
Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского “два на десяте” -двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.
По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:
1. Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники
Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
†Рождество Христово – 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне – 19 января
†Сретение Господне – 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
†Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
2. Подвижные (переходящие) праздники.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
Вход Господень в Иерусалим (в шестое воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи)
Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных.
Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся вТриодях – Постной и Цветной.
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.
***
Великие недвунадесятые праздники:
По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого – 14 января
Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября
В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге.
У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
Церковные праздники : даты , объяснения и традиции
Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).
Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского “два на десяте” – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.
По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники
Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.
Великие недвунадесятые праздники:
В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
Праздники христианские
Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).
Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.
Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).
Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.
В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.
Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.
Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.
Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.
«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»
Великие православные праздники: список с датами, объяснения и традиции
Великие православные праздники: список с датами, объяснения и традиции.
Кроме Пасхи как главенствующего христианского праздника, в нашей культуре существует еще 12 великих православных праздников, называемых двунадесятыми. Что это за праздники и как их традиционно отмечают? Об этом вы узнаете из этой статьи.
Иерархия праздников в ортодоксальном христианстве
Пасха – знак вечной победы жизни над смертью – находится в этой иерархии праздников на ступень выше остальных. Это важнейший праздник христианской традиции. Дальше по иерархии следуют недвунадесятые великие и двунадесятые православные праздники. Всего в категорию великих попадает 17 праздников. К недвунадесятым великим относятся следующие даты:
- Покров Пресвятой Богородицы —праздник, который в ортодоксальном мире приходится на 14 октября. Связан с видением константинопольского святого Андрея Юродивого. В час, когда Константинополь был в осаде, Андрею явилась Божья Матерь, простирающая над городом покрывало со своей головы, город был спасен.
- Обрезание Господне — пока мы 14 января отмечаем последние новогодние праздники, в церкви идет служба в память об этом событии, а также в честь Василия Великого, одного из так называемых Отцов Церкви.
- Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) ортодоксальная церковь отмечает 7 июля – этот тот день, который мы знаем как Ивана Купала. Он связан с чудесным рождением Иоанна Крестителя за полгода до Иисуса.
- День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который в народе известен просто как Петров день, отмечают 12 июля. Официально в День Петра и Павла чтят память о принятии мученичества апостолами, а для простого народа этот день символизирует полный переход к лету.
- Усекновение главы Иоанна Предтечи в русской традиции отмечают 11 сентября. В этот день вспоминают о мученической смерти Иоанна Крестителя, а также поминают воинов, павших в битве за отечество.
Рождество Пресвятой Богородицы
В ортодоксальной традиции рождение Девы-матери отмечают 21 сентября. Ее родители, Иоаким и Анна, уже смирились с мыслью не оставить потомства – считается, что обоим было уже за 70, когда родилась Мария. Ее рождение связывают с пребыванием Иоакима в пустыне, куда он удалился просить Господа о продолжении рода. Во сне ему явился ангел и возвестил о том, что вскоре у него родится дочь. И правда – вернувшись в город, Иоаким встретил Анну, спешащую ему навстречу с радостной вестью.
Этот праздник призван возвеличить Богородицу как защитницу и заступницу всех людей перед Богом. В народном календаре его связывают с приходом осени, уборкой урожая и окончанием всех летних работ.
Воздвижение Креста Господня
Этот праздник связан с одним из главных христианских символов – с крестом, на котором Сын Божий прошел испытание смертью. А его появлению поспособствовала византийская императрица Елена в середине IV века. Уже будучи в довольно преклонном возрасте (по мнению историков, ей было около 80 лет), мать императора Константина решает отправиться в Иерусалим ради поисков утеряных христианских реликвий. В результате раскопок на горе Голгофа отыскали не только крест, но и пещеру, в которой был захоронен Христос.
Дата празднования была установлена в сентябре 335 года – после того, как в Иерусалиме был освящен храм Воскресения Христова. Ортодоксальный мир празднует 27 сентября, соблюдая строгий пост и не занимаясь тяжелым трудом. В народе также считают, что именно с этого дня птицы начинают улетать на юг, а змеи – уползать на зиму в норы.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Ортодоксальный праздник Введения во храм отмечается 4 декабря. Он посвящен эпизоду из жизни Девы Марии – в трехлетнем возрасте благочестивые родители привели ее в Иерусалимский храм, чтобы исполнить божий завет – посвятить жизнь дочери Богу. Во всех трактовках этой истории рассказывают, что маленькая Мария вошла в храм необычайно уверенно, словно уже зная, что сыграет великую роль в этой религии. Домой к родителям Мария уже не вернулась – в храме она жила до 12 лет, пока ангел Гавриил не принес ей известие о необычайной судьбе, которая ей дарована.
В народной традиции этот праздник называют Введеньем. Его связывали с приходом зимы – именно с этого дня начинались зимние гуляния и выезды на санях. Про полевые работы также стоило забыть аж до весны – крестьяне считали, что землю после Введенья лучше не беспокоить.
Рождество Христово
Из всех двенадцати великий православный праздник Рождество считается наиболее значимым. В западной традиции его принято отмечать 25 декабря, а у нас – 7 января.
Рождение Иисуса произошло в городе Вифлееме, родном городе Иосифа. Он прибыл сюда вместе с беременной Марией, но места в гостинице для них не нашлось. Путникам пришлось расположиться в пещере. Когда Мария почувствовала приближение родов, Иосиф поспешил на поиски повитухи. Ему удалось отыскать женщину по имени Саломея, вместе они отправились обратно к пещере. Первым, что они увидели в пещере, был заливающий все пространство яркий свет. Постепенно свет угас – и взору предстала Мария с сидящим на руках младенцем. В это время над Вифлеемом взошла звезда необычайной яркости, оповестив мир о прибытии Сына Божьего.
Считается, что каждый великий православный праздник рождает в сердце доброту, но Рождество – особенно. В сочельник Рождества принято собираться всей семьей за праздничным столом – в народной традиции на нем должно стоять двенадцать блюд.
Историки считают, что достоверно неизвестно, в какое именно время года родился Иисус. Считается, что дата великого православного праздника Рождества связана более древними праздниками, посвященными с зимнему солнцестоянию (21 или 22 декабря). Этому празднику предшествует сорокадневный пост, начинающийся с 27 ноября.
Крещение Господне
Второй по значимости великий праздник православной церкви после Рождества – это Крещение Господне. Его отмечают 19 января – все мы знаем о народной традиции купаться в этот день в проруби. Однако церковь и историки единогласно утверждают, что эта традиция не такая древняя и исконная, как кажется, а массовый характер приобрела только в 80-е годы – как символ возвращения страны к религии.
Это празднество связано с эпизодом из жизни Христа, который традиционно считают началом его служения. В возрасте 30 лет Иисус прошел через таинство крещения в реке Иордан. Человеком, крестившим Божьего Сына, был Иоанн Креститель. Когда Христос вышел на берег, то на него снизошел Святой Дух в личине голубя, а с небес раздался голос Бога-отца, возвещающий о явлении Бога-сына. Таким образом, Господь проявил себя в своем триединстве. Поэтому Крещение среди великих праздников православной церкви также известно под названием Богоявление. В католической же традиции Богоявление связывают с Рождеством и подношением волхвов.
Сретение Господне
Со старославянского языка Сретение можно трактовать как слово “встреча” – церковь считает, что именно в этот день человечество встретилось с Иисусом Христом. Этот великий православный праздник отмечают 15 февраля – через сорок дней после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Иисуса в храм, где его принял святой Симеон Богоприимец. Про Симеона существует отдельная легенда – он был одним из семидесяти ученых, переводивших Святое Писание с еврейского на греческий язык. Запись о Деве, которая должна зачать и родить сына, смутила Симеона, он решился исправить ошибку неведомого переписчика: это Жена должна родить, а не Дева. Но в этот момент в комнате появился ангел и сказал, что такое действительно однажды случится. Господь не даст старцу умереть, пока тот воочию не узрит этого чуда. Когда наконец настал день встречи с младенцем Иисусом, Симеону было уже около 360 лет – всю свою жизнь праведный старец ждал встречи с человеческим воплощением Бога.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Праздник Благовещения – это символ надежды и ожидания. В этот день, 7 апреля, отмечают явление Марией архангела Гавриила, принесшего ее благую весть со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами», – это строка впоследствии вошла во множество молитв, посвященных Богородице. Как переходящий праздник, Благовещение часто вклинивается в число православных праздников во время Великого Поста. В таком случае постящимся несказанно везет – в честь праздника разрешается небольшое послабление в виде животной пищи (только не мяса, а рыбы).
Вход Господень в Иерусалим
Остается еще неделя до Пасхи, а мир уже начинает праздновать и чтить память о деяниях Христа в эту неделю. В народе эта дата известна как Вербное Воскресенье – великий православный праздник. В этот день Иисус торжественно въехал в Иерусалим, выбрав в качестве ездового животного осла – как знак того, что он прибыл с миром. Народ встречал его как Мессию, возлагая на дорогу пальмовые ветви – впоследствии они стали основной символикой этого праздника. Так как в наших широтах пальм не растет, то ветки заменили вербовыми.
С этим днем связано много народных традиций. Вербовые ветки принято было святить в церкви, а затем хранить в доме весь год, чтобы удача и благополучие не покидали его. Также вербой легонько ударяли друг друга, приговаривая: “Не я бью – верба бьет”. Так как этот православные праздники в Великий пост отмечают скромно, то основным кушаньем застолья могла быть рыба, но не мясо.
Вознесение Господне
Когда Пасха уже позади и миновало еще сорок дней, ортодоксальные христиане отмечают Вознесение. Этот день является одним из великих двунадесятых праздников православной церкви. Образ вознесшегося на небо Христа напоминает о преобладании идеальной божественной природы над несовершенной человеческой. Вплоть до этого дня можно поздравлять всех православных с праздником Великой Пасхи словами “Христос Воскрес!”, а вот уже после окончания праздника Вознесения христосоваться уже запрещает церковь.
Воскреснув, Иисус Христос еще сорок дней проповедовал, а затем собрал своих учеников-апостолов и вознесся на небо, завещая, что явится во второй раз (это считается обещанием второго пришествия) и что на апостолов также снизойдет Святой Дух – это случилось десять дней спустя.
День Святой Троицы
Проходит еще десять дней после Вознесения и пятьдесят – после Пасхи, когда ортодоксальный мир отмечает следующий великий православный праздник. По-простому его также называют Троицей, Пятидесятницей. Событие, которое привело к появлению этого праздника, – это снисхождение на апостолов Святого Духа. Когда все двенадцать были в сборе, неожиданно налетел порыв ветра и окутал апостолов языками пламени. Так ярко о себе заявил Святой Дух. С этого дня ученики Иисуса обрели способность понимать доселе неизвестные им языки и наречия, а главное – разговаривать на них. Это благословение было даровано им для того, чтобы разносить по миру слово Божие, так что апостолы отправились проповедовать по странам.
В народной традиции Троица завершала череду весенних праздников – после нее уже начинался летний сезон. К этому празднику готовились основательно – за несколько дней до него хозяйки убирали в доме, стараясь избавиться от ненужных вещей, а сад и огород очищались от сорняков. Свое жилище старались украсить пучками трав и цветов, а также ветками деревьев – считалось, что это принесет удачу и благополучие всем его обитателям. С утра шли в церковь на службу, а вечером начинались народные гулянья. Молодым людям в эти дни предписывалось быть осторожными – ведь русалки и мавки выходили из лесов и полей, чтобы заманить парней в свои сети.
Преображение Господне
Праздник Преображения связан с небольшим эпизодом из жизни Христа. Взяв с собой трех учеников – Иакова, Иоанна и Петра – Иисус взошел на гору Фавор ради бесед и молитв. Но как только они поднялись на вершину, случилось чудо – Иисус вознесся над землей, его одежды стали белыми, а лик его засиял, словно солнце. Рядом с ним проявились образы ветхозаветных пророков Моисея и Ильи, а с небес раздался глас Божий, возвещающий о сыне.
Преображение отмечают 19 августа. Этот великий православный праздник в народной традиции называют Яблочный Спас (второй после Медового). Считалось, что с этого дня осень начинает вступать в свои права. Многие обычаи этого дня связаны со сбором яблочного урожая и фруктов вообще – до Спаса плоды считались незрелыми. В идеале урожай нужно было освятить в церкви. Тогда яблоки можно было употреблять без ограничений.
Успение Богородицы
Празднество Успения Богородицы связано с окончанием земной жизни Девы Марии и вознесением ее души и тела на небеса. Слово “успение” можно трактовать скорее как “сон” нежели “смерть” – в этом плане название праздника отображает отношение христианства к смерти как к переходу в другой мир и свидетельствует о божественной природе самой Марии.
Этот великий православный праздник отмечают 28 августа, хотя достоверно неизвестно, в каком именно году и в какой день Дева Мария отошла в мир иной. В народной традиции этот день называется Обжинки – его связывают с окончанием жатвы.
Источники:
http://www.liveinternet.ru/users/balini/post262120923/
http://azbyka.ru/days/p-cerkovnye-prazdniki-daty-obyjasnenija-i-tradicii
http://religiya.temaretik.com/1405807640216078942/velikie-pravoslavnye-prazdniki-spisok-s-datami-obyasneniya-i-traditsii/