Церковное миро применение. Миро, мироварение, миропомазание, елеопомазание, мироточение и виды мироточения

Что такое миро

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Миро в Православной Церкви

Чин освящения мира Патриархом Кириллом

Миро — это ароматическое масло, имеющее для христиан очень большое значение. Через помазание освященным миром человеку сообщается Божественная благодать в Таинстве Миропомазания, используют миро и при освящении храмов.

Полезные материалы

Само слово «мессия» переводится как «помазанник», так же величали и продолжают величать государей, управляющих своими странами не по решению народа, а по Божьему изволению.

Рукотворное и нерукотворное миро

Упоминание в Ветхом Завете

Впервые такое миро упоминается еще в Ветхом Завете. В 30-ой главе книги «Исход» повествуется о наставлениях, полученных Моисеем от Самого Господа. Речь идет, в числе прочего, и о подготовке мира, каковым следует помазать Аарона и его сыновей. О его составе сказано так:

Это миро Моисей возлил на головы Аарона и его сыновей, ставших, таким образом, первыми израильскими священниками. Позднее в ветхозаветные времена миропомазание применялось при восшествии на престол царей, в частности, Саула и Давида.

Мазали священным миром так же и пророков (например, пророка Елисея). Таким образом, помазание миром означало в культуре древнего Израиля благословение на начало важного служения – священнического, царского, пророческого.

Упоминание в Новом Завете

В Новом Завете миро упоминается в эпизоде с женщиной, которую Евангелия именуют «грешницей». Она «приступила» к Господу с «алавастровым сосудом», из которого излила душистое масло Ему на голову, а затем – на ноги. Унимая свидетелей этой сцены, которые начали роптать на чрезмерную дороговизну благовония, Христос сказал, что женщина совершила доброе дело, приготовив Его таким образом к погребению.

Помазание ног Христа. Миниатюра рукописи. Армения. XIII век

Второй раз в Новом Завете миро упоминается вновь в связи с женщинами – женами-мироносицами, которые наутро после казни Спасителя пошли к Его гробу, чтобы согласно обычаю, умастить Его благовонным маслом.

В апостольские времена миро стали применять для «низведения Святого Духа» на людей, обращенных в христианство. Сначала это происходило через возложение рук апостолов, но когда количество новокрещенных стало увеличиваться, а ученики Христа разошлись по свету, чтобы проповедовать Евангелие, для приятия Святого Духа стали использовать ароматическое масло, благословленное кем-то из учеников Спасителя.

Употребление мира в наши дни

В наши дни Православная церковь использует миро в таинстве Миропомазания, которое происходит по укоренившемуся обычаю, непосредственно после совершения Крещения. Священник берет святое миро, которое хранится в алтаре храма, и помазывает новокрещенному крестообразно лоб, глаза, рот, уши, грудь, руки и ноги, произнося:

Миропомазание. Фрагмент картины Крнаева Акима «Крестины».

Этим же миром совершается освящение престолов в новых храмах, а так же освящение антиминсов.

Миром помазывали государей древней Византии и Руси. Это таинство происходило при венчании на царство.

Как приготавливается миро

В настоящее время право варить миро имеет только Патриарх – предстоятель самостоятельной (имеющей автокефалию) церкви. За столетия церковной жизни сложился чин мироварения, который пребывает неизменным уже длительное время.

В Русской Православной церкви миро готовит Патриарх Московский и всея Руси. Бывает это не каждый год, а раз в несколько лет, смотря по потребности. В Донском монастыре (Москва) для этого устроена специальная печь с огнеупорным котлом на 350 литров. Происходит мироварение в дни Страстной недели.

Читать еще:  Акафист пресвятой богородице благовещение когда читать. Акафист благовещению пресвятой богородицы

В состав современного мира входят елей, благовонные масла, такие, как бергамотовое, лавандовое, розовое и другие, смирна, ароматные растения – чабрец, базилик и т.п., росный ладан, оливковое масло и так далее.

Все эти ингредиенты предварительно заготавливаются, освящаются. После этого их тщательно измельчают, добавляют в предварительно приготовленную смесь оливкового масла и белого вина, и оставляют так на две недели.

В Великий Понедельник Патриарх начинает чин мироварения тем, что освящает утварь, заготовленную смесь, и сам возжигает огонь под сосудом для варки. В первый день жидкость прогревают до кипения, после чего миро продолжает вариться на малом огне. Священники все это время читают Новый Завет, а диаконы постоянно размешивают миро деревянными веслами. Продолжается это три дня.

После этого миро разливают в особые сосуды. Патриарх добавляет в них по капле из алавастра – сосуда, в котором находится древнее миро, дошедшее со времен первых христиан. Обновляет он и содержимое алавастра. Таким образом, древнее благовоние никогда не иссякает, и современное, сваренное уже в наши дни, несет в себе печать Святого Духа, отметившего апостолов.

Приготовленное и освященное миро отправляется в приходы. В каждом храме имеется емкость со священным миром для таинства крещения и освящения новых престолов.

Нерукотворное миро

Существует еще один вид мира – нерукотворное.

Так именуют капли ароматной жидкости, которая возникает на поверхности икон, иногда киотов, а так же исходит от святых мощей. Поскольку рациональное объяснение этому явлению найти удается далеко не всегда, оно называется чудом мироточения. Миро в таких случаях бывает разным: прозрачным или окрашенным, иногда легким, иногда густым и смолянистым, но, как правило, обладающим сильным и приятным ароматом.

Мироточивая икона Божией Матери «Семистрельная»

Современная православная церковь предостерегает от чрезмерной экзальтации по поводу таких случаев. Далеко не каждое мироточение может считаться действительно чудом Господним, зачастую происходя из естественных причин или даже от обычных человеческих уловок. Каждый выявленный эпизод мироточения исследует специальная комиссия, создаваемая правящим архиереем, и отнюдь не все такие случаи признаются подлинными.

Однако, православная церковь знает множество подлинных, признанных мироточивых образов и мироточения мощей.

Толгская икона Божией Матери. Она известна с XIV столетия. Этот образ явился ростовскому епископу во время его путешествия. Произошло это у места, где в Волгу впадает река Толга. Там, где была обретена икона, построили храм и заложили монастырскую обитель. Икона прославилась многими чудесами, исцелив и наставив на истинный путь многих и многих христиан. В 1392 году икона начала мироточить. Толгский монастырь, где находится чудотворная икона, и по сей день остается местом притяжения тысяч верующих.

К числу самых прославленных в XX столетии мироточивых икон относится образ Монреальской Иверской Божией Матери. Икона была создана на горе Афон, первоисточником послужил прославленный образ Богородицы «Вратарница». В 80-х годах, вскоре после написания иконы, ее захотел приобрести прибывший на Афон православный чилиец Иосиф Муньес. Икону ему не продали, но подарили. Движимый благочестием, Иосиф Муньес освятил икону, приложив ее к подлинному образу «Вратарницы».

Он уехал в Монреаль, и хранил икону у себя дома. Через год из иконы стало истекать миро. Это чудесное явление продолжалось 15 лет. Миро выделялось из ладоней Пресвятой Девы и из фигуры Младенца. Его было так много, что приходилось собирать его в специальные сосуды. При этом задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Поскольку Муньес объехал с этой святыней многие православные приходы за пределами России, свидетелями чуда стали тысячи людей. Миро собирали в сосуды, пропитывали им ткани и вату, чтобы хранить дома. Известны случаи исцеления от этого мира.

Святое Миро в церкви — что это такое и как его использовать

Святое Миро – важнейший атрибут христианской религии. Душистое масло как бы воскрешает в памяти и оживляет страницы Писания, воодушевляет человека и укрепляет его веру. Из чего и как его изготавливают, а также, в каких целях применяют, и пойдет речь в статье.

Читать еще:  К чему снятся рисунки на бумаге. Как понять, к чему снится рисовать

Значение святого Мира для церкви

Святое Миро – это особый состав и особый рецепт.

Используется такое масло в самый значимый момент жизни новоиспеченного христианина. Непосредственно после того, как человека окрестят, совершается помазание Миром – один раз и на всю жизнь. Это символизирует принятие им Святого Духа.

По завершении строительства новой церкви в первую очередь её освящают святым маслом. Также Миром смазывают и необходимый атрибут любой литургии – плат, покрывающий алтарь, или антиминс.

Известно и то, что миропомазание совершали над царями, вступающими на престол. Поэтому их еще именовали помазанниками божьими. Такой обряд был распространен в Византии и на Руси.

Символическая значимость Мира для церкви состоит в том, что оно представляет дары Святого Духа. Многочисленные ароматические вещества, входящие в его состав, олицетворяют множество добродетелей настоящего, искренне верующего христианина.

Как правильно применять Миро

По праву считается, что миро должно быть в каждом доме, ибо это универсальное средство и в горе, и в радости. Святое масло помогает побороть недуги, в некоторых случаях даже на последних стадиях, когда пациенту уже показана операция. Его можно использовать либо в чистом виде, просто добавляя каплями в пищу и напитки, либо как примесь к целебным настойкам, либо сочетать с традиционными лекарствами.

На более тонком, не физическом, плане святое Миро также окажется незаменимым помощником. В периоды упадка, тяжелых мыслей, труднопреодолимых искушений, а также в какой-либо кризисной ситуации, когда нужно принять взвешенное решение, а в голове беспорядок, можно совершить простой домашний обряд. Обмакнуть в масло ватную палочку или мягкую кисточку и провести по лбу крест-накрест, попросив о содействии кого-то из христианских святых. Это поможет отвести недобрые мысли и получить подсказку свыше.

В любом случае, с какой целью бы не применялось святое Миро, отношение к нему должно быть соответствующее, в высшей степени уважительное и благоговейное.

Из чего состоит Миро

Святое Миро бывает рукотворным и нерукотворным. Рукотворное Миро – это не просто масло, оно содержит особый состав из 57 лекарственных растений. За основу берется оливковое масло с добавлением белого вина. Изготавливают его по особой рецептуре, которая была описана Моисеем в книге Исхода. В свежеприготовленное Миро обязательно добавляется капля древнего Мира, сохранившегося со времен апостолов. Право на изготовление такого святого масла имеет только Вселенский патриарх. Производится оно 1 раз в 10 лет на Страстной неделе, варится в течение трех дней, после чего большой сосуд с Миром освящается. Далее святое масло развозится по всем православным храмам мира.

Видео: Чин мироварения

Существует и нерукотворное Миро. Все слышали о мироточивых иконах и мощах святых. Душистая жидкость, которая из них выделяется и есть святое Миро. По цвету и консистенции оно заметно различается, а состав его нельзя определить доподлинно. Такое святое масло также применяют для исцеления либо благословения в сочетании с искренним обращением к Богу.

Видео: Чудесное Извлечение миро из гробницы Св Николая Чудотворца.

Иерусалимское и Афонское Миро

Миро из святого города Иерусалима несет в себе особую энергетику этого места. Иерусалимское Миро изготавливают из нарда – растения, с древних времен знаменитого своими исцеляющими тело и душу свойствами. Такое масло имеет янтарный цвет и специфический аромат. В зависимости от разных добавок существует несколько его видов. Добавками могут быть лепестки цветов и/или масла из лампад храмов Святой земли. Именно иерусалимское святое масло упоминается в библейской притче о воскрешении Лазаря.

Афонское Миро изготавливают монахи. Его основа – елей и виноградное вино. К ней примешивают различные аромамасла, ладан, а также добавляют цветочные лепестки. У каждого монастыря свой рецепт приготовления. В состав может входить и нардовое масло. Афонское Миро несет благословение монастыря, где было изготовлено, а также освящается у особых, чудотворных икон и мощей Афона. Это придает ему не менее выраженные чудодейственные свойства, чем у любого другого.

Святое Миро – неоценимый дар церкви и всем христианам. Оно является неотъемлемым атрибутом не только важных церковных таинств, но и вполне доступно для домашнего использования. При этом не стоит забывать о том, что обращаться с ним, как и с любым олицетворением духовных даров, следует почтительно и бережно.

Читать еще:  Дивеево монастырь что делать. Дивеево и окрестные святыни – путеводитель для паломников

Мироточение: знамение или обман?

Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в “остроумии” не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блогеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: “кликуши”. Некоторые их выпады граничат с кощунством.

Не будем критиковать молодую, неискушённую ещё в политике, женщину-депутата. Не стоит обращать внимания на богоборцев и сетевых пустобрёхов – горбатого могила исправит. Оставим в покое и высокообразованных православных интеллигентов и богословов, у которых сам факт мироточения вызывает язвительные насмешки. Обратимся к вопросу по существу: мироточение – это что? От Бога или нет? Знамение или обман?

Если говорить о случаях истечения слез, мира, крови от икон Божией Матери на Святой Руси, которые сохранились в Предании нашей Церкви, то их вполне достаточно, чтобы уверенно сказать: явление это происходило издревле, иногда сопровождалось многочисленными исцелениями, а иногда и само по себе воспринималось как чудо, как знамение Божие – именно так и стали именовать известную Новгородскую икону Божией Матери- “Знамение”. Другая известная икона “Толгская” 16 сентября 1392 источала миро во время утрени.

Источала миро и Мирожская икона Божией матери. Есть иконы менее известные: Владимирская Оранская икона Божий Матери – мироточение в 17 веке. Ильинская Черниговская икона Божией Матери (истечение слез) и другие.

Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божии, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми невеждами? Их относительная немногочисленность,вероятно, указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, в некоторых описаниях имеются упоминания о проверках подлинности чудес комиссией, специально присланной правящим архиереем.

Теперь немного о нашем времени. Все помнят, какую немалую роль сыграла в народном почитании убиенной Царской семьи мироточивая икона Николая II. В конце 90-х годов эту икону переносили по многим монастырям и храмам нашей Церкви. Мне говорили тогдашние члены Синодальной Комиссии по канонизации святых, что были документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к Царственным страстотерпцам.

На Валааме эта икона тоже побывала. Должен сказать, что не отношу себя к людям легковерным и всегда стараюсь объяснить необычное явление сначала причинами естественными. Но вот на наших глазах произошло нечто, естественными причинами необъяснимое. Когда мы перевозили эту икону на конном экипаже, она находилась в руках иеромонаха,, сидящего рядом со мной. Бумажная икона небольшого размера, наглухо закрытая в застекленном деревянном киоте, легко просматривалась со всех сторон. Благоуханное миро обычно выступало внутри киота, иногда снаружи на стекле. Но когда мы подъезжали с иконой к Собору, то сидевший напротив меня отец Вениамин вскричал: “Миро!” и указал на икону. На наших глазах на верхнем торце лакированной деревянной поверхности киота набухала капля густой ароматной жидкости.

Никто из братий или паломников не усомнился в том, что произошло чудесное знамение, подтверждающее святость Царственного страстотерпца.

Быть может, кто-то сочтёт рассказанное прелестью, массовым психозом, или скажет, что это не имеет отношения к христианской вере, но, на мой взгляд, массовое почитание церковным народом убиенной Царской семьи, проявившееся, в том числе в поклонении и признании чудотворной, мироточивой иконы Государя, не могло не повлиять на Полноту Церкви. Всенародное почитание, наряду с проделанной Синодальной Комиссии по канонизации святых огромной исследовательской работой, в итоге, привело к принятию Собором 2000 года исторического решения о прославлении Собора Новомучеников и Исповедников Российских в числе которых были и Царственные Страстотерпцы. Без этого решения стало бы невозможным и не менее историческое преодоление раскола с Зарубежной Церковью.

Вспоминая это, думаю,что в случаях мироточения или иных подобных необычных явлениях,связанных с Церковью – презрительное глумление или, напротив, восторженная экзальтация совершенно неуместны. Безусловно, требуется тщательная проверка этих явлений. Но до официального подтверждения или опровержения надо следовать мудрому совету святых отцов: не принимай и не отвергай. Господь Сам явит нам истину, если Ему это будет угодно.

Источники:

http://pravoslavie.wiki/chto-takoe-miro.html
http://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/svyatoe-miro-v-tserkvi-chto-eto-takoe-i-kak-ego-ispolzovat.html
http://pravoslavie.ru/101638.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: