Церковь санто-спирито во флоренции. Церковь Санто-Спирито

Церковь Санто Спирито

Также читайте:

Основное достоинство этого здания — интерьер чистых пропорций и изысканных цветовых решений (светлая штукатурка оттеняет местный камень «пьетра серена»). Среди главных памятников искусства — «Мадонна с Младенцем и Святыми» Филиппино Липпи, «Изгнание торгующих из храма» маньериста Страдано (XVI в.) и полиптих Мазо ди Банко в правой абсиде. В ансамбль храма входят два клуатра (один построен по проекту Амманнати), притвор Кронаки и восьмигранная ризница Джулиано да Сангалло (1492). Слева от входа в храм — музей Фонда Романо с «Тайной Вечерей» Орканьи.

Брунеллески задумал Церковь Санто Спирито (Св. Духа) как повторение Церкви Сан Лоренцо. Однако ее фасад так и остался незаконченным. Купол выполнен Брунеллески, а Колокольня – Баччио д’Аньоло (1503 г.). Интерьер представляет собой один из самых совершенных образцов архитектуры эпохи Возрождения.

Те самые районы, которые прежде всего имеют в виду флорентийцы, когда говорят «Ольтрарно». Сюда принято ходить по вечерам: пить пиво на ступеньках, ужинать на террасах, изучать витрины антикварных лавок или просто шляться по живописным и пустынным улочкам.

Фасад церкви Санто-Спирито был переделан в XVIII веке, но вообще она считается одним из главных произведений Брунеллески. Раньше на этом месте стояло здание, принадлежавшее августинскому монастырю; в 1440 году оно сгорело: перед Брунеллески был чистый лист. Архитектор тут же решил развернуть церковь фасадом к реке и спроектировал для этого огромную площадь, но владельцы соседних домов (которые предполагалось снести) воспротивились такому решению, так что в итоге фасад пришлось перенести туда, где он находится и сейчас.

Впрочем, сам фасад, представленный в проекте Брунеллески, комиссия по строительству собора все равно отвергла. Главные архитектурные изыски – внутри. Санто-Спирито – первая базилика, в которой не предполагалось никаких инородных дополнений в виде богато отделанных частных капелл: 40 строго одинаковых капелл Санто-Спирито были спроектированы заранее. Главный алтарь тоже не предусматривался, акцент был сделан на хоры и перспективу колонн.

Слева от входа в церковь – бывшая монастырская трапезная. Одно время там размещалось автобусное депо, а после войны устроили музей средневекового искусства. Состоит он из коллекции неаполитанского антиквара Сальваторе Романо и называется, соответственно, Фонд Сальваторе Романо (Fondazione Salvatore Romano). Главные экспонаты – «Распятие» и «Тайная вечеря» Андреа Орканья (1360-1365), пара барельефов Донателло, а также «Мадонна с младенцем», приписываемая Якопо делла Кверча.

Церковь Санто-Спирито во Флоренции

Архитектура церкви

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Модель для сооружения была сделана зодчим в 1436 году, однако постройка началась лишь в 1446 году, в год смерти Брунеллески.

Санто-Спирито является крупнейшей церковью Флоренции, второй после Санта-Мария дель Фиоре. Хотя Санто-Спирито по размерам значительно крупнее церкви Сан-Лоренцо, но имеет с ней весьма большое сходство как в отношении плана, так и в части внутренней архитектуры.

Подобно церкви Сан-Лоренцо, главная часть Санто-Спирито разбита на три нефа, причем перекрытие центрального нефа плоское и разделено на шестигранные кессоны. Боковые нефы отделены от среднего колоннадами.

Сходство с Сан-Лоренцо усиливается формообразованием центрального купола и целым рядом архитектурных деталей. Различие же между этими двумя сооружениями, ставящее Санто-Спирито в архитектурном отношении на более высокую ступень по сравнению с Сан-Лоренцо, заключается в том, что здесь широко использованы галереи-нефы, опоясывающие церковь со всеми ее боковыми пределами.

Читать еще:  Истина с точки зрения науки. Истина и ее критерии

В Сан-Лоренцо, как уже отмечалось, тоже принято трехнефное деление, но там это деление касается лишь главного участка, в церкви же Сан-Спирито боковые нефы заходят и в пределы.

В Санто-Спирито зодчий достигает необыкновенного архитектурного эффекта. Ритмическое чередование колоннад, огибающих церковь, сводов и арок, рождающих причудливую игру скользящих световых лучей, бликов и теней, — все это создает впечатление глубины, пространственности и вместе с тем архитектурной насыщенности.

Подобный же прием кольцевого обрамления был применен в константинопольском соборе Св. Софии. Брунеллески, возможно, воспользовался этим мотивом.

Обращает на себя внимание и еще одна характерная особенность церкви Санто-Спирито. Вместо прямоугольных боковых капелл Сан-Лоренцо здесь даны полукруглые ниши, расположенные по всему периметру здания и разделяемые полукруглыми же пилястрами, что несомненно вызвано стремлением создать архитектурный эффект большого объема. И действительно, закругленные, выгибающиеся стены в сочетании со стоящими на их фоне круглыми же колоннами как бы раздвигают пространство.
Церковь Санто-Спирито, подобно церкви дельи Анджели Сколяри, весьма высоко ценилась мастерами Ренессанса и оказала также большое влияние на последующее развитие церковного зодчества.

Базилика Санто-Спирито

Санто-Спирито —

базилика Святого Духа построена по проекту Брунеллески на руинах августинского монастыря XIII века в середине XV века.
Монастырь считался центром религиозной, культурной и социальной жизни Флоренции. Славился богатой библиотекой, в которой к середине XV века хранилось свыше 500 ценных манускриптов.
Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка посещали этот монастырь.

Удивительно лаконичен экстерьер базилики. Внешняя отделка отсутствует. Зато впечатляет богатейшее убранство церкви.

Среди главных памятников искусства — “Мадонна с Младенцем и Святыми” Филиппино Липпи, “Распятие” Микеланджело,
“Изгнание торгующих из храма” Страдано (XVI век),
полиптих Мазо ди Банко в правой абсиде.

В отличие от базилики Сан-Лоренцо, при строительстве которой планы Брунеллески не были учтены, здесь его замыслы были воплощены с заметной точностью, по крайней мере в первом этаже и в аркадах. План церкви имеет форму латинского креста.

Фасад XVII века впечатляет элегантностью своих линий. Проект Брунеллески остался лишь на чертежах: от него на фасаде остались лишь две боковые волюты. В 1489 году с левой стороны здания были построены колоннада и восьмиугольная ризница (сакристия) по проекту Иль Кронака и Джулиано да Сангалло соответственно. В часовне была вырублена дверь для доступа внутрь церкви.

Церковь оставалась без украшений вплоть до XVIII века, когда были заштукатурены стены. Сальви д’Андреа выполнил внутренний фасад, который до сих пор украшает старое стеклянное окно c изображением Троицына дня работы Пьетро Перуджино.

Санто-Спирито – первая базилика, в которой не предполагалось никаких инородных до­полнений в виде богато отделанных частных капелл: 38 капелл Сапто-Спирито были спроектированы заранее, причем все 38 – абсолютно одинаковые. Главный алтарь тоже не предусма­тривался, акцент был сделан на хоры и перспективу колонн.
Слева от входа в церковь – бывшая монастырская трапезная. Сейчас здесь музей средневекового искусства. Состоит он из кол­лекции неаполитанского антиквара Сальваторе Романо. Главные экспонаты – “Распятие” и “Тай­ная вечеря” Андреа Орканья, барельефы Дона­телло, “Мадонна с младенцем” Яконо делла Кверча. (По материалам: http://www.laitalia.ru/articls/art202)

Санто-Спирито. Карта Google

Найденная нами информация по Церкви Святого Духа:

В Соборе не разрешили фотографировать. Так что восстанавливаем увиденное по списку с сайта: http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/395/?plint=395&q=497 и фотографиям из интернета, найденным в соответствии с этим списком:

Капеллы справа:
– В четвертой капелле –
“Изгнание торговцев из храма” маньериста Джованни Страдано (1572);
– В шестой капелле –
“Мученичество святого Стефана” работы Доменико Пассиньяно (1602);
– В девятой капелле (трансепт) –
“Преображение господне” работы Пьер Франческо Фоски (1540 – 1545);
– В двенадцатой капелле (трансепт) –
шедевр изобразительного искусства, “Мадонна с Младенцем и святые” работы Филиппино Липпи (1490 – 1493);
– В восемнадцатой капелле (апсида) –
алтарная картина “Святая Луция и два ангела” работы Нери ди Биччи (около 1460);

Читать еще:  Смотреть сонник толкование. Онлайн сонник, толкование снов

Капеллы слева:
– В первой капелле –
“Воскресение господне” работы Пьер Франческо Фоски (1540 – 1545);
– В пятой капелле –
“Мадонна, святая Анна и другие святые” работы Микеле Тозини (середина 16 века);
– В восьмой капелле –
“Мадонна на троне со святыми” работы школы Фра Бартоломео (начало 16 века);
– В десятой капелле (трансепт) –
“Мадонна на троне со святыми” работы Раффаэлино дель Гарбо (1505) и алтарная картина “Святой Лаврентий, подающий милостыню” работы Якопо дель Селлайо (конец 15 века);
– В одиннадцатой капелле (трансепт) –
“Мадонна на троне с ангелами и святыми Варфоломеем и Николаем” работы Раффаэлино дель Гарбо (начало 16 века);
– В двенадцатой капелле (трансепт) –
“Святая Троица, святая Екатерина и святая Мария Магдалина” работы Франческо Граначчи (около 1485);
– В тринадцатой капелле (трансепт) –
“Алтарь Корбинелли” работы Андреа Сансовино (1492);
– В четырнадцатой капелле (трансепт) –
“Мадонна с Младенцем на троне и святые” работы Козимо Росселли (1482) и алтарная картина “Сомнения апостола Фомы” работы Нери ди Биччи (около 1460);
– В пятнадцатой капелле (трансепт) –
“Святая Моника и монахи-августинцы” работы Франческо Боттичини (1478);
– В шестнадцатой капелле (трансепт) –
“Мадонна с Младенцем и святые” работы Раффаэлино дель Гарбо (начало 16 века).

Слева от церкви, расположен вход в восьмиугольную ризницу (Sagrestia di Santo Spirito) на 12 колоннах коринфского ордера, построенную по проекту Джулиано да Сангало и богато украшенную в конце 15 – начале 16 века.

Следует обратить внимание на великолепный кессонный потолок над вестибюлем работы Андреа Сансовино (1491).

Сейчас в ризнице находится прекрасная алтарная картина Бронзино “Святой Фиакр, исцеляющий больных” и еще один шедевр – деревянное “Распятие” работы молодого Микеланджело (1492).

Также любопытна фреска в люнете над дверью работы Бернардино Почетти, изображающая мальчика, вероятно, Иисуса, объясняющего святому Августину тайны Создания, стоя на берегу моря.

В ансамбль храма входят притвор Кронаки и восьмигранная ризница Джулиано да Сангалло (конец XV века).

В монастырском комплексе также было два клуатра.
“Большой клуатр” создан в 1564 – 1569 годах по проекту Бартоломео Амманати, в классическом стиле.
“Клуатр мертвых” построен около 1600 года архитектором Альфонсо Париджи.
Дворик ограничен с четырех сторон аркадами, каждой аркаде соответствует люнет, украшенный в 18 веке изображениями со сценами жизни святого Николая Толентинского, святого Иоанна и святого Фомы работы Козимо Уливели.

В монастыре непременно следует посетить большую трапезную (Cenacolo di Santo Spirito) с монументальной, очень плохо сохранившейся фреской “Тайная вечеря” работы Андреа Орканья (1360 – 1365). Сейчас видна практически только верхняя часть фрески с изображением Распятия. Это редчайший пример религиозного произведения позднеготического периода, сохранившегося во Флоренции.

В трапезной можно увидеть коллекцию скульптур XI-XV веков.В том числе два барельефа работы Донателло.

Слева от входа в храм — музей Фонда Романо с “Тайной Вечерей” Андреа Орканьи.

Ниже – Церковь Святого Духа:

Ниже в ряду планировка здания Церкви:
При строительстве церкви Санто Спирито центрическое купольное здание из равновеликих квадратов и боковых нефов с нишами-капеллами было расширено путем добавления продольного здания до колонной базилики с плоским перекрытием.

Читать еще:  Сон свитер мужской. Толкование сновидения про свитер

Базилика имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним полукруглыми капеллами образуют единый непрерывный ряд равных ячеек, обходящий церковь по всему периметру, за исключением западного фасада.
Подобное построение капелл в виде полукруглых ниш имеет существенное конструктивное значение: складчатая стена могла быть предельно тонкой и в то же время хорошо воспринимала распор парусных сводов боковых нефов.
План церкви отличается ясностью и логичностью, хотя он и усложнен по сравнению с Сан Лоренцо за счет обходящей всю церковь колоннады, пропорции которой придают центральному нефу особую устойчивость и гармоничность.
Брунеллески удачно использовал ордер, разделив нефы несущими аркаду колоннами и расчленив пилястрами стены. Стройность колонн и пилястр усиливается помещенными над капителями отрезками антаблемента. Колонны несут вес без напряжения, арки легки, членения, как обычно у Брунеллески, тяготеют к плоскости.

Все верхние части постройки оставлены гладкими и белыми, благодаря чему несомые части кажутся легче несущих.
По сравнению с Сан Лоренцо капеллы Санто Спирито имеют полукруглую, а не прямоугольную форму; также и колоннада размещалась во всех частях интерьера, охватывая и входную стену, и ветви трансепта, и хор;
алтарь поставлен под куполом, а не в алтарной части;
капеллы фланкируются не пилястрами, а полуколоннами;
арочные проемы капелл равны арочным проемам центральной колоннады (в Сан Лоренцо их отношение было 3:5);
в отличие от Сан Лоренцо капеллы имеют узкие окна, отсутствуют круглые окна в боковых кораблях;
колонны несколько большего размера и диаметра, чем в Сан Лоренцо;
антаблемент не соприкасается с архивольтами, а отделен от них небольшим интервалом, отчего он кажется более легким;
отсутствует оживлявший Сан Лоренцо орнамент.

Брунеллески не хочет нарушать это целостное впечатление от интерьера, никакими орнаментальными украшениями, никакой скульптурой, не предусматривал размещение гробниц, никакой живописью (в боковых капеллах алтари были отставлены от стены, и не предназначались для алтарных образов и священник служил, стоя за алтарем).
Брунеллески создал идеально уравновешенное целое, в котором все взаимосвязано. Брунеллески остается верен своим архитектурным принципам.
По сравнению с Сан Лоренцо его интерьер более строг и серьезен, менее приветлив, носит менее открытый характер, не так хорошо освещен.
Но архитектурные основы этого интерьера и его эмоциональный строй остаются теми же самыми. В Санто Спирито торжествует принцип гармонии, и все членения кажутся столь же естественными, как соотношение частей в человеческом теле.
(Источник: http://www.brunelleschi.ru/txt/16plan.shtml)

Главный алтарь:
Главный алтарь не предусма­тривался изначально, акцент был сделан на хоры и перспективу колонн.
Алтарь поставлен под куполом, а не в алтарной части:

После смерти Лоренцо Медичи Микеланджело, который до этого жил во дворце Медичи, вернулся домой. Именно в это время он основал анатомические штудии в больнице при монастыре Санта Мария-дель-Санто-Спирито.

Вазари об этом пишет так: “Для церкви Санто-Спирито во Флоренции он сделал деревянное Распятие, которое теперь стоит над полукругом главного алтаря, — так он хотел отблагодарить настоятеля, который позволил ему пользоваться помещением, где он часто вскрывал мертвые тела, изучая анатомию и закладывая тем самым основы совершенства в рисунке, которого он достиг потом”.

Это раннее произведение (Микеланджело тогда было семнадцать лет) считалось утраченным до 1962 года, когда оно было найдено.
После этого начались споры о подлинности распятия, пока в 2001 году исследователи не пришли к выводу, что это — произведение Микеланджело.
Некоторое время распятие хранилось в доме Буонарроти, сейчас — в церкви Санто-Спирито.
(Источник: ВикипедиЯ, )

Источники:

http://www.ice-nut.ru/italy/italy02036.htm
http://kannelura.info/?p=15239
http://domokucha.com/world_country_Italy_Florence_basilica_Santo%20Spirito.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: