Церковь николая чудотворца в подкопаях мощи. Храм Св

Московский храм святителя Николая в Подкопаях стал объектом культурного наследия

Москва, 17 апреля 2014 г.

К Дню охраны памятников и исторических мест 18 столичных объектов получили статус памятников культурного наследия, сообщил руководитель Мосгорнаследия Александр Кибовский.

В частности, статус памятника получили доходный дом А.Синицына в Благовещенском переулке, объекты детской больницы Святой Ольги в Орлово-Давыдовском переулке, воспитательный дом на Москворецкой набережной, доходный дом Плещеевых в Гусятниковом переулке, церковь Николы в Подкопае в Подкопаевском переулке, особняк В.Мельникова в Волковом переулке, сообщает Интерфакс-Религия.

Храм упоминается в летописи с 1493 года. Название местности Подкопай связано с деятельностью людей, которые добывали глину, подкапывая холм. Каменный храм числится с 1629 года. Существующее здание возведено в середине XVII века.

«Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад», — говорится на сайте храма.

У этого храма, как и у многих непростая судьба: «После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. храм Свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век. »

«Новомученики храма святителя Николая в Подкопаях — это священномученик о. Петр Петриков, настоятель храма иеромонах Андрей (Эльбсон) и две тайные монахини Валентина (Засыпкина) и Вера (Рожкова).

Их арестовали вместе с другими членами общины по «делу» епископа Арсения (Жадановского), бывшего настоятеля Чудова монастыря в Кремле, в канун праздника Тройкой УНКВД они были приговорены к расстрелу по статье 58-10 УК РСФСР «за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов». В праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 1937 г., приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне».

Храм Николая Чудотворца в Подкопаях

Храм Николая Чудотворца в Подкопаях – православная церковь, расположенная на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков в исторической местности Кулишки на Ивановской горке в центре Москвы.

Читать еще:  Во сне быть облитым. Сонник облить водой человека

Каменное здание церкви появилось ещё в 17 веке, но было далеко от её современного облика, достигнутого в результате неоднократных перестроек и реконструкций.

Однокупольный храм окружён массивной оградой и пристройками. Основной объём имеет форму четверика с куполом и полукруглой апсидой, к которому со стороны Подкопаевского переулка пристроена кладовая палата с массивным крыльцом; рядом выстроена трёхъярусная колокольня, а со стороны Подколокольного переулка – Никольская часовня. Фасады здания выкрашены в красный цвет, их украшают фасадные иконы с изображением преподобного Сергия Радонежского и Николая Чудотворца. Привлекает внимание шестигранное завершение купола, на котором размещены изображения патриархов Тихона и Гермогена, а также митрополитов московских Петра, Филиппа и Алексия.

Главный престол храма освящён в честь Казанской иконы Божией матери, приделы – в честь Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

История храма

Точная дата основания храма неизвестна, но первое упоминание о нём относится к 1493 году: когда в Москве разгорелся страшный пожар, уничтоживший княжеский дворец в Кремле, князь Иван III на время постройки нового поселился у церкви Николы в Подкопаях. Как указывает летопись, князь остановился в крестьянских дворах села Подкопаево.

Изначально церковь была деревянной, но позже её отстроили в камне: первые упоминания о каменном здании относятся к 1657 году, но проведённые при реставрации исследования показывают, что сохранившийся четверик был построен ещё в 1550-х годах из грозненского маломера – тонкого кирпича, применявшегося в строительстве во времена Ивана Грозного. В 1731 году храм был перестроен, а в 1759 при нём появилась сохранившаяся до наших дней колокольня и кладовая палата.

В начале 18 века в церкви числилось 2 престола: во имя иконы Казанской Божией матери и святого Николая Чудотворца. К Отечественной войне появляется третий: в честь святой мученицы Екатерины, однако, церковь пострадала при нашествии французов и была разорена, и уже вскоре их вновь становится 2 – в 1842 году придел Николая Чудотворца был закрыт из-за ветхости. После войны церковь была восстановлена частично и продолжала ветшать, но в 1855 году вектор изменился: её передают под Александрийское патриаршее подворье, ввиду чего здание восстанавливают по проекту архитектора Николая Козловского на средства московских купцов. В 1885 году в ограде со стороны Подколокольного переулка появляется часовня, которую в 1887 освящают в честь святого Николая Чудотворца.

Советские годы принесли храму лишения: в 1929 году он, как и многие другие московские святыни, был закрыт; кресты и главки приделов были сломаны, а в здании разместили жилые помещения. Позже территорию храма передали в пользование заводу “Полиэтилен” Управления химической промышленности, и в его стенах был оборудован инструментальный цех. Завод размещался здесь вплоть до 1990 года, и за это время на территории появился ряд хозяйственных пристроек, а интерьеры и росписи церкви были полностью уничтожены.

Читать еще:  Ангел с мечом. Михаил: значение имени, характер и судьба

В 1991 году храм вернули Православной церкви, позже он был отреставрирован и освобождён от заводских пристроек.

Происхождение названия

Своё необычное название – в Подкопаях – Никольская церковь получила предположительно по древнему селу Подкопаево; считается, что у названия “рабочие” корни – здесь, на берегу реки Рачка (в 18 веке её убрали в трубу) якобы добывали глину, подкапывая при этом холм.

Существуют также любопытные мифические версии происхождения названия. Первая связывает его с легендой о том, как воры, пожелавшие нажиться на церковном имуществе, сделали подкоп под стену храма; они влезли в церковь и похитили серебряную ризу с иконы Николая Чудотворца, но при отходе подкоп обвалился, и один из них погиб под завалами. Вторая мифическая версия рассказывает о разорившемся купце, который очень почитал святителя Николая. Разорившись, купец стал просить его о помощи, и тот якобы явился ему во сне, разрешив снять со своей иконы в церкви золотую ризу с драгоценными камнями и продать, а как вновь встанет на ноги – изготовить новую, точно такую же. Купец усомнился – ведь это святотатство, да и как её снимешь? Николай Чудотворец трижды являлся купцу во сне и велел подкопаться ночью под стену храма под его иконой; сначала купец сомневался, не было ли это простым сновидением, но после трёх явлений Николая решился на подкоп, снял ризу с иконы и продал её. Вернув своё состояние, вскоре он заказал для церкви новую ризу и рассказал о случившемся прихожанам.

Любопытно, что иногда к названию добавляется и второй топоним: храм Николая Чудотворца в Подкопаях, что на Кулишках, но чаще его называют проще – Николай Подкопай или церковь Николы в Подкопаях.

В настоящее время церковь объявлена объектом культурного наследия федерального значения.

Храм Николая Чудотворца в Подкопаях находится по адресу Подкопаевский переулок, 15/9 (на углу с Подколокольным переулком). Добраться до него можно пешком от станции метро “Китай-город” Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Святыни храма

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония (+ 1мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (+ 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии (+ 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Читать еще:  Католические храмы в праге. Памятники и фонтаны

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия – 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797 – 1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года Святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.

До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу XX в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей – иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905?) и Василия (+ 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (+ 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления – 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

День памяти 1 сентября – старый стиль , 14 сентября- новый стиль

Источники:

http://pravoslavie.ru/70039.html
http://mosprogulka.ru/places/hram_nikolaja_chudotvorca_v_podkopajah
http://www.hram-podkopai.ru/svjatini-hrama/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: