Церковь бориса и глеба режим работы. Церковь Бориса и Глеба, Кидекша: описание, история, архитектура, интересные факты

Невезучая церковь

«Возведение белокаменных храмов на Руси по трудоемкости сопоставимо со строительством египетских пирамид» – доктор архитектуры С.В.Заграевский об истории древнего храма Бориса и Глеба в Кидекше.

  • Фото из личного архива С.В.Заграевского’ data-author-link=”” data-original-link=” /media/images/original/original7731756.jpg” data-source=””>
  • Фото из личного архива С.В.Заграевского’ data-author-link=”” data-original-link=” /media/images/original/original7726200.jpg” data-source=””>
  • Фото из личного архива С.В.Заграевского’ data-author-link=”” data-original-link=” /media/images/original/original7726213.jpg” data-source=””>

Профессор, доктор архитектуры Сергей Заграевский — не только авторитетный историк древнерусского зодчества, но и один из наиболее узнаваемых российских художников, художественный критик, писатель, философ-богослов. Отец Заграевского, Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер, — классик архитектурной реставрации и истории древнерусского зодчества. Мы поговорили с Сергеем Заграевским об истории и современном состоянии церкви в Кидекше, посвященной первым русским святым, князьям Борису и Глебу.

– Сергей Вольфгангович, о существовании церкви Бориса и Глеба в Кидекше знают очень немногие. Между тем, столь древний храм не может не быть особенным. Каково значение этой церкви в контексте русской истории?

С.В.Заграевский: Во-первых, это одна из первых пяти каменных церквей Северо-Восточной Руси. До Юрия Долгорукого, который начал обживать эту местность в начале XII века, никто из камня здесь не строил. До него Северо-Восточная Русь была абсолютно диким краем. И на этой земле венцом его правления стало создание пяти первых белокаменных храмов.

Масштабы строительства по тем временам были беспрецедентны. По значимости и трудоемкости они могут быть сопоставимы со строительством египетских пирамид. Во-первых, строили из белого камня, а его еще нужно было привезти — причем каменоломни находились около Москвы. А от Москвы до Суздаля по рекам — все 500 километров!

Во-вторых, судя по данным Типографской летописи, все пять церквей были построены за один — 1152 — год. На это требовались колоссальные средства. И Юрий Долгорукий такой великой стройкой продемонстрировал свое могущество. До наших дней дошли два его храма — церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.

– Другой белокаменный древнерусский храм — церковь Покрова на Нерли — знают практически все. Почему более древнюю церковь предали забвению?

– Я вижу две причины. Во-первых, так сложилось, что историческая роль Юрия Долгорукого оказалась приниженной по сравнению с ролью его сына, Андрея Боголюбского (церковь Покрова на Нерли была построена во время его княжения — прим. ред.). Из построек Боголюбского до нас дошли, собственно, две: церковь Покрова на Нерли и Успенский собор во Владимире. Церковь Рождества в Боголюбове дошла лишь частично. Да, еще Золотые ворота во Владимире, но это крепостное сооружение. Их тоже, слава богу, знают у нас достаточно хорошо.

Вторая причина заключается в том, что церковь Покрова на Нерли действительно прекрасна. Она стоит в чудесном месте, она не закрыта никакими валами. Изначально храм Покрова на Нерли был парадным оформлением речного въезда во Владимиро-Суздальскую Русь. А парадные постройки, как правило, знают все.

Церкви Долгорукого не были парадными. Они были скорее утилитарными, строились во вновь создаваемых городах. Естественно, они имели и крепостное значение. При необходимости эти церкви должны были служить убежищем или складом.

– Выдающийся историк архитектуры Н.Н. Воронин сделал графическую реконструкцию церкви Покрова на Нерли. Он выдвинул предположение, что от церкви остался только основной объем. Церковь Бориса и Глеба тоже раньше выглядела иначе? Время сильно изменило постройку?

– До XVII века храм имел другую главу. Но она упала, почему — мы точно не знаем. Сколько стояла церковь без «крыши» — неизвестно, могла и пятьдесят лет простоять, и дольше. Сначала была сделана временная кровля, а потом построили новые своды и маленькую легкую главку, такой тогда был стиль. Никто же не задавался в те времена вопросами, над которыми сейчас историки архитектуры голову ломают.

Даже если люди помнили первоначальный облик церкви, никому дела не было до воссоздания старинных форм. Храм должен был быть открыт для службы. К тому же обрушение храма считалось дурным знамением, его надо было поскорей восстановить хотя бы до такого состояния, чтобы вновь вести в нем службы. Так что крышей покрыли — стоит храм, и слава Богу.

Читать еще:  3 день луны. Что поможет вам совладать с энергетическими потоками? Остальные дни лунного цикла

А реконструкция церкви в Кидекше, приведенная в книге Воронина, в целом адекватна, я считаю. Меня, кстати, часто спрашивают: может, стоит реконструировать церковь Бориса и Глеба в ее первоначальном виде? Но я думаю, что это лишнее. Пусть церковь будет такой, какая она есть, а упражняться можно на бумаге. Главное — сохранить то, что есть.

– И что же есть в Кидекше? В каком состоянии сейчас находится церковь Бориса и Глеба? Как обстоят дела с реставрацией древнейшего памятника?

– Храм не реставрируют вообще. Понятно, что он упадет не скоро. Но храм требует серьезных реставрационных работ. Достаточно посмотреть на то, как «расперты» его стены. Фрески в ужасном состоянии. Температурный режим не то что плохой — его нет в принципе. То, что там зимой происходит — вообще чудовищно.

Белокаменные храмы очень капризны. Камень пористый, быстро впитывает влагу. Это одна из причин, почему белокаменные храмы оказались недолговечны. В этом, кстати, заключалась глобальная историческая ошибка Долгорукого: он перенес на русскую землю белокаменную романскую строительную технику.

Есть в Кидекше смотритель от музея — но что он может сделать в одиночку? У заповедника денег мало, естественно. А приоритетным объектом для него церковь Бориса и Глеба не является. Иногда там бывает священник от патриархии…

– Церковь Бориса и Глеба находится в ведении как Патриархии, так и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Почему ни одна из организаций не выделяет деньги на приведение храма в порядок?

– Когда у церкви есть приход, реставрация проводится за его счет — и все прекрасно. Принцип простой: нет прихода — нет священника. Если в Кидекше заработает постоянный приход, конечно, ситуация сдвинется с мертвой точки.

Но тут тоже все не так просто. Частный приход церковь Бориса и Глеба брать не захочет. Это памятник, нужно сохранять специальный режим, даже свечи жечь нельзя, чтобы фрески древние не коптить. Отопление не устроишь, не сделаешь даже теплые полы — изменится температурный режим. Это парадокс, общий для всей страны.

– Почему церковь оказалась никому не нужной?

– У семи нянек дитя без глазу. Кидекша расположена вдали от туристических маршрутов. О ней вроде знают, но турбюро туда не возят, предпочитают соседний Суздаль. Проще показать собор Рождества Богородицы, Спасо-Евфимиев монастырь — и день заполнили, на автобус больше тратиться не надо. А чтобы еще в Кидекшу за пять километров ехать, где ни паркинга, ни инфраструктуры — зачем им это? Невезучая церковь, просто невезучая.

– Санкт-Петербург у нас тоже является объектом Всемирного наследия. И это не помешало многому. Чтобы не было впечатления, что только у нас в стране творится такое безобразие, можно привести в пример Тель-Авив: Белый город тоже памятник ЮНЕСКО, но перестраивается сейчас в ужасающих масштабах (более 1500 домов Белого города нуждаются в реставрации, поновляются не по правилам, некоторые были снесены уже после признания объекта памятником ЮНЕСКО — прим. ред.).

– Археологи тоже обошли своим вниманием церковь Бориса и Глеба?

– Масштабных работ за всю историю не было. Хотя копать можно, Патриархия и заповедник разрешают. Но это никому не нужно, серьезно к вопросу никто не подходит. Хотя от этих раскопок зависит главный вопрос: все-таки, что такое Кидекша? Резиденция ли это Юрия Долгорукого? Это большой город, или это маленький город, или селище? Очень много вопросов. Понемногу копают. Но это капля в море. Повторюсь, невезучий храм. По жизни. Даже тот факт, что в свое время довели до падения главу и своды — это о многом говорит.

– Кто строил церковь Бориса и Глеба в Кидекше? Возможно, виноват зодчий?

– Виновато время. А строили, я считаю, русские зодчие. Но предварительно они проходили стажировку в Германии, возможны были какие-то другие формы обмена опытом.

Понимаете, наша общая ошибка состоит в том, что мы рассматриваем Русь изолированно от Европы. Нам кажется, для того, чтобы нечто европейское пришло на нашу землю, нужно что-то особенное — приглашение мастеров, например. Чтобы пришел какой-то варяг и что-то этакое создал, а потом бы еще письменно летописцы это зафиксировали.

Но я придерживаюсь принципа, который сформулировал мой отец, Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер: «романика лезла во все дыры». Представьте: вокруг море романики, а вы в лодке. Как ни крути, брызги к вам попадают. И через любую щель вода протекает. Я считаю, что наиболее вероятный вариант — это стажировка наших мастеров в Европе. Приход иностранных мастеров маловероятен.

Юрий Долгорукий мастеров, однако, пригласил — но пришли они уже к Боголюбскому. По всем элементам церкви Бориса и Глеба видно присутствие романского стиля. Думаю, что главный архитектор поработал на строительстве императорского собора в Шпейере или, во всяком случае, очень хорошо ознакомился с главным германским храмом.

Читать еще:  К чему снится виктория красная спелая. К чему снится клубника большая красная

– На взгляд непрофессионала, общие черты между Шпейерским собором и церковью Бориса и Глеба в Кидекше прослеживаются слабо…

– Нужно понимать, что и «русская романика», и «русская готика» — явления самобытные. Поскольку сама русская архитектура уникальна. По религиозным причинам всегда во главу угла ставилась Византия, и вся русская архитектура воспринималась как провинциальная Византия. На Западе она так до сих пор и воспринимается.

Крестово-купольная форма, конечно, от Византии. Но важен еще и тот факт, что второй источник русской архитектуры всегда замалчивался, не афишировалось, что Европа, романика, готика имели важное влияние на развитие русской архитектуры. Декор, строительная техника — это романика.

Романика в церкви Бориса и Глеба — это аркатура, намеченный перспективный портал, поребрик. И главное — сам белый камень. Где в Византии строили из камня? Только на гористых окраинах, где глины для кирпича не было. В самой Византии строили из плинфы. А в Европе — из местного камня. И главное, что строительство из камня выражало там имперскую мощь и идеологию. Это пошло еще от Карла Великого. А на Руси — от Юрия Долгорукого. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше — живое тому подтверждение.

Церковь бориса и глеба режим работы. Церковь Бориса и Глеба, Кидекша: описание, история, архитектура, интересные факты

Описание Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 годом – на основании сообщения, помещенного в Типографской летописи как раз под этим годом: «Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа» (ПСРЛ. 24:77).

В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов – вблизи устья речки Каменки («Каменка» на угро-финском языке – «Кидекша»), которая сливается с Нерлью, впадающей в Клязьму. Вероятно, сама церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых – покровителей княжеского дома. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из этих сыновей Юрия Долгорукого – князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).

Борисоглебский храм, по-видимому, замышлялся как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества, что и отразилось в сдержанности его внешнего декора и простоте линий. Не следует забывать, что храм в Кидекше – наравне со Спасо-Преображенским собором в Переславле Залесском – наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Западной Руси.

Впрочем, и здесь наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли. В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из т. н. «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля – в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) – с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах – т. н. «поребрик». Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под зелёй) – простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров – такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переяславле.

Церковь Бориса и Глеба – одноглавая, четырехстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отесанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учета апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.

Размеры Борисоглебской церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки еще одному сохранившемуся храму 1152 года – Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.

Читать еще:  Знак запрещающий стоянку с табличкой. “Движение транспортных средств с взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами запрещено”

Скорее всего, при нашествии монголов Кидекша пострадала, но уже в 1239 году здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нем, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда. Но вскоре сам городок захирел и его жители переселились в соседний Суздаль. В «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV-XV века) Кидекша не значится.

В XVI-начале XVII века глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен – до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.

Паломнические поездки к Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша

В чём загадка церкви Бориса и Глеба в Кидекше?

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше это древнейший в Северо-Восточной Руси памятник зодчества, который включён в охранный список ЮНЕСКО. Её построил Юрий Долгорукий в 1152 году (дата оспаривается и предлагается период 1148 – 1157 гг.) в память о первых русских святых, канонизированных как Русской, так и Константинопольской Церковью, Бориса и Глеба.

Село Кидекша находится в 4 км от Суздаля. Чуть ниже села в Нерль впадает река Каменка, что на финно-угорском языке и значит (?) “кидекша”. В древние времена это был водный путь, соединявший Суздаль с Владимиром.

История строительства храма в Кидекше

По преданию на этом месте встретились и раскинули свой стан братья Глеб и Борис, когда они ехали на встречу с отцом Владимиром Святославичем (Красно Солнышко) из своих княжеств.

Юрий Долгорукий основал здесь летнюю резиденцию, окружив крепостной стеной и валами. Так он мог контролировать торговую артерию.

По мнению нашего современника и соотечественника, архитектора и реставратора С. А. Шарова-Делоне храм строила артель в 25-30 человек как дворцовую церковь княжеской семьи. Предполагают, что в Кидекше жил сын Долгорукого, Борис, потому что здесь находятся могилы самого Бориса Юрьевича, его жены и дочери.

Архитектура церкви Бориса и Глеба в Кидекше

Правильная и чёткая геометрия, ставшая отличительной чертой построек Владимиро-Суздальской земли, характеризует и Борисоглебскую церковь в Кидекше. Специалистами отмечается необычайно высокое техническое мастерство исполнения храма. Блоки, из которых он сложен, обтёсаны так гладко и подогнаны друг к другу с таким совершенством, что связующий раствор между ними почти не заметен.

Размеры Борисоглебского храма снаружи:
– ширина – 15 м,
– длина с апсидами 18,9 м.,
– сторона подкупольного квадрата 4,9 м.

Единственный купол и хоры в западной части опираются на 4 столпа. На всех фасадах и апсидах храма видны древние заложенные окна. Фасады здания завершались полукруглыми закомарами.

Фундамент церкви сложен из булыжников на белом известковом растворе и сужен до ширины стен. Зав. сектором архитектурной археологии в Государственном Эрмитаже О. М. Иоаннисян относит ее к произведению мастеров из Галицкой земли, знакомых с романским зодчеством Польши.

Вероятно при Юрии Владимировиче храм не был расписан. Имеющиеся остатки фресок относят ко временам его сына, Всеволода Большое гнездо.

Разрушение Борисоглебского храма в Кидекше

Как предполагают, при нашествии татаро-монгол (?) Кидекши и церковь пострадали. Но 1239 году храм восстановили с изменениями. На месте княжеского двора возник Кидекшанский монастырь, заброшенный в 14 веке. Церковь пришла в запустение, кровля разрушилась, упал купол и часть сводов.

Восстановительные работы провели во время строительства в Суздальском кремле, в 1660 году: старые своды полностью разобрали, сделали новое перекрытие, над центральным залом возвели новый свод и установили маленький луковичный купол, заложили древние окна и южный вход, сделали проёмы в других местах. Через 120 лет на западной и северной стороне добавили новые притворы. В таком виде мы и видим церковь.

В отличие от белокаменных храмов эпохи правления Андрея Боголюбского, и ещё более поздних, построенные при Юрии Долгоруком, своим обликом напоминают крепости. Могли ли они служить последним рубежом обороны? Для сравнения читайте статью Покров на Нерли: простота или великолепие?

В чём же загадка церкви Бориса и Глеба в Кидекшах?

В описываемые времена на Киевской Руси самым популярным строительным материалом был тонкий обожжённый кирпич – плинфа. Блоки из белого известняка по расчетам академика С.В.Заграевского были на порядок (в 10 раз) дороже, с учётом его сложной добычи, транспортировки и обработки, чем плинф. Зачем Юрию Долгорукому надо было строить храм из такого дорогого камня? Что заставило древнерусских мастеров отказаться от экономичной и удобной плинфы?

Пишите свои комментарии.
Заберите статью к себе на стену в соцсетях, чтобы не потерять.
Ставьте палец вверх, чтобы видеть больше таких материалов.
Подписывайтесь на канал Архитектура.

Источники:

http://strana.ru/journal/7711205
http://palomniki.su/countries/ru/g12/kideksha/church-boris-gleb.htm
http://zen.yandex.ru/media/id/5abb47558309056c2730ee2f/5ca7746440885700b3a4a69d

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: