Ценности и ценностные ориентации. ценность и оценка

Ценности и ценностные ориентации. Ценности и оценки. Переоценка ценностей в современных условиях.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.

Классификация ценностей и их виды:

1.Ценности могут различаться по признаку – что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:

а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят:

– природные объекты, процессы и явления;

б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся:

– установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.

3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют:

– групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные);

4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить:

5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют:

– абсолютные или вечные ценности (константы);

– ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные).

6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.

Ценностные ориентации— а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа “выстраивает” воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости. Понятно, что ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обусловливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения.

Ценности и оценка.

Переоценка ценностей. Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения, собственной оценки и рекомендаций к отбору того, что признается ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полезности или вредности, необходимости или ненужности того, что оценивается. Оценка связана с практикой в широком смысле этого слова (как общественно-исторической практикой человека). Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность.

Читать еще:  На какую руку вяжется красная нить. Красная нить для защиты от сглаза

Оценки одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп и наций, государств бывают различными. Вспомним, к примеру, оценку атомных взрывов в Индии и Пакистане весной 1998 года: лидеры этих стран не скрывали своего восторга по поводу произведенных взрывов, в то время как подавляющее большинство стран, все мировое сообщество были возмущены взрывами и оценка с их стороны была крайне негативной.

Переоценка тех или иных исторических событий, например, происходивших в нашей стране “дискуссий” в биологии в 30-е годы, связана тоже с тем, что оценка (в 60-е – 70-е годы) производится изменившимся субъектом или другим субъектом; немалую роль в переоценке играет то, что в отличие от официальных оценок того времени позднее раскрыты многие факты, и они вынесены на суд широкой общественности. Не следует смотреть на переоценку как на некую вольную переориентацию, как на произвол. Конечно, в переоценке событий, как и в некоторых ценностях, может иметь место и конъюнктура, субъективный компонент. Однако переоценка основывается на действии в целом объективных факторов. Если говорить о развитии научного познания, то изменение оценок тех или иных концепций, особенно если их авторитет навязывался силой власть имущих, является вполне закономерным и обоснованным.

Во второй половине XX столетия происходит глубокая переоценка ценностей. На смену традиционному обществу приходит компьютерная цивилизация, индустриальное общество сменяется постиндустриальным, модернизм – постмодернизмом. Основы цивилизации потрясает экологический кризис. Все это ведет к переоценке наших представлений о критериях прогресса, о средствах решения национальных и межгосударственных конфликтов и т.п.

Большая ломка в представлениях о ценностях идет в нашей стране. Диапазон этих переоценок велик – от государственного устройства до структуры образования и здравоохранения, от осознания, есть ли у нас рыночная экономика, до выбора – хорош или плох метод забастовок в борьбе за существование, от размышлений о российском менталитете до сверхактивной рекламы жевательных резинок. Но главное состоит в том, какие ценности победят в будущем.

Известный американский социолог и футуролог А. Тоффлер в предисловии к книге “Ценности и будущее” писал: перед человечеством сегодня открыты богатые и разнообразные возможности дальнейшего развития. Но какое будущее оно выберет, будет зависеть, в частности и в конечном счете, от ценностей, которые определят процесс принятия им решений.

Социальные ценности и ценностные ориентации;

Регулирование социальной жизни более плодотворно осуществляется через систему социальных ценностей.

В первом отечественном словаре по социологии под социальными ценностями понимается фундаментальные нормы, обеспечивающие целостность социальных систем в силу того, что в них выражается особая значимость определенных материальных и духовных благ для осуществления и развития данных систем (см.: Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани и др. М., 1988. С. 442.).

В отличие от норм, которым следуют ценности подразумевают выбортого или иного объекта, состояние, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности – это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признаетсяобществом как таковое.

К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например, такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь, достоинство личности, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и другие.

Ценности, по мнению Н. И. Лапина, – это своего рода социальные индикаторы качества жизни, которые обеспечивают интеграцию общества.

Ценностью могут быть названы лишь предметы и явления, которые осознаются, переживаются в качестве ценности. Ценность всегда субъективно-объективна, она есть осознанное отношение субъекта к объекту или другому субъекту. Ценность имеет духовную природу и может быть представлена как существенная характеристика сознания.

Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину или заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.

В социологии ценности рассматриваются главным образом в функции социально-нормативных регуляторов общественной жизни и поведения людей.

Именно нормативная функция ценностей делает их специальным предметом социологического исследования в таких разделах социологии, как изучение культуры, социальных институтов и личности.

Ценности изучает и специальная наука – аксиология– учение о ценностях.

Читать еще:  Что значит последние станут первыми. Так будут последние первыми, и первые последними

Это учение входит в качестве принципиально важной составляющей в структура ряда философско-социологических концепций неокантиански – веберовской, феноменологически – интеракционистской и позитивистски – сциентистской ориентаций.

В социологию проблематику ценностей ввел М. Вебер.

Анализируя действие индивидов, Вебер исходил из неокантианской предпосылки, согласно которой каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесение с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели.

Эту связь Вебер прослеживал в ходе социологического анализа религии.

Со временем в западной социологии понятие «ценности» утрачивало свой смысл, выступая как средство формального соотнесения действия людей и функционирования социальных институтов.

В этом направление развивалась аксиологическая проблематика в американской социологии.

В работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (т. 1 – 5, 1918 – 1920) Томас и Знанецкий, давая чисто «операциональное» определение ценности, характеризовали ее в позитивистском духе – как «любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы».

Им принадлежит также определение ценностей как более или менее выявленных «правил поведения», с помощью которых «группа сохраняет, регулирует и распространяет соответствующие типы действия среди ее членов».

Если в первом определении игнорируется принципиальное различие между ценностью и ее «предметным носителем, утверждаемое философом аксиологом, то во втором – полностью устраняется различие между ценностью и правилом».

Дальнейшее развитие аксиологической проблематики в рамках американской социологии обуславливалось противоречием между объективной природой ценностей и их зависимостью от субъекта и его оценочных суждений.

В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Парсоновская трактовка ценностей имеет три уязвимых места: 1) общества существуют вопреки значительным разногласиям относительно ценностей; 2) ценности могут приниматься как прагматически, а не нормативные; 3) при таком подходе не принимаются в расчет ограничения, накладываемые социальными структурами.

На протяжение 70 – 80-х гг. в связи с возрастанием интереса к этической проблематике аксиологическая теория получает дальнейшее развитие в социологии (см.: Давыдов Ю.Н. Аксиология // Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 13 – 14.).

Сопутствующим понятие «социальная ценность» являются такие, как «интерес», «потребность», «стремление», «долг», «идеал», «ориентация» и «мотивация».

Однако объем этих понятий обычно уже, чем «ценность».

«Ценность, – по мнению А.Г. Здравомыслова, – особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или социальной группы переносится на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений» (Социологический справочник /под общ. ред. В.И. Воловича. – Киев, 1990. С. 120.).

Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностейи интересов,однако не копируют их. Ценности – это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

Для разных социальных групп общества одни и те же ценности могут иметь разную значимость.

Содержание ценности в обществе зависит от его культуры, духовности, нравственности и общественного сознания. Специфической формой ценностей выступают общественные идеалы, т.е. представления о том, какими в обществе должны быть социальные отношения. Социально признанные ценности и идеалы влияют на формирование групповых и индивидуальных ценностей, которые также являются элементами мотивации поведения людей.

Мотивациявключает в себя те субъективные побуждения – разной направленности, – которые рассматриваются социальной психологией. Ценности дополняют и обогащают мотивацию социальной деятельности индивида, группы.

Позитивные мотивацииопираются на ценности, которые осваиваются индивидом и становятся ценностными ориентациями, направляющими его сознание и поведение.

Среди отечественных и зарубежных исследователей нет единства в определение понятия «ценностная ориентация». Так, одни под ней понимают оценочные суждения субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее сторонах, сферах, объектах, образующих содержательную сторону направленности личности. Другие, исходя из дословного перевода с французского слова orientation – установка, считают, ценностные ориентации – это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основные средства достижения этих целей.

Томас и Знанецкий рассматривали ценностные ориентации в качестве социальной установкиличности, регулирующей ее поведение.

В 1950 г. американский социолог Д. Рисмен выделил три типа ориентаций:

– «традиционно-ориентированный» – приверженный традициям, обычаям, установившимся образцам поведения;

– «извне-ориентированный» – подверженный влиянию «других», моды, средств массовой информации, социальных институтов;

– «изнутри-ориентированный» – ориентирующийся более на свои, индивидуальные цели, интересы, на изменение и перспективу, приверженный идеям самостоятельности, автономности.

Читать еще:  К чему снятся птицы во сне голуби. К чему снится голубь стучится в окно — толкование сна по сонникам

Несмотря на неоднозначную трактовку понятия «ценностные ориентации», все исследователи сходятся во мнение о том, что ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов.

Ценностные ориентации – продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. Ценностные ориентации – одна из наиболее стабильных характеристик личности. Они образуют своего рода внутренний стержень культуры, определяют линию поведения индивида.

Ценности и ценностные ориентации. Ценность и оценка

Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.

Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возраста, пола, расы и нации, происхождения и другого, возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Богом, Духом), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества.

Понятие ценности человека универсально и его нельзя сводить к «полезности» человека для общества.

Ценность человеческой личности в каком-то смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. Ее нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей.

Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как бы «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты.

Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни.

Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, так как во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Что касается Моральных ценностей, то здесь основным являются вопросы о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. Одна из наиболее древних установок на эти ценности – гедонизм.

Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу.

Под Эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает духовное наслаждение от наблюдения гармонии и совершенства. Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т. п.

Религиозные ценности занимают особое место в иерархии человеческих целей и ценностей. В той или иной степени к ним причастно большинство населения нашей планеты. Так было на протяжении всей истории человечества, так обстоит дело и сейчас, в начале XXI в. Хотя это не означает, что неверующие, свободомыслящие и атеисты не имеют отношения к религиозным ценностям.

Человек самим своим существованием выделен из животного мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа «Что есть благо?».

Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Таким образом, общепризнанным фактом является различная оценка людьми, казалось бы, одних и тех же ситуаций.

Ценность – это то, что чувства людей диктуют поставить над всем и заставить стремиться к этому.

Ценностным является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оценка.

Оценка выражается в так называемых лингвистических переменных, т. е. без задания числовых функций. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности.

Для зрелой личности обычно характерны довольно Устойчивые ценностные ориентации.

Источники:

http://lektsia.com/7×2815.html
http://studopedia.su/9_78053_sotsialnie-tsennosti-i-tsennostnie-orientatsii.html
http://studopedia.info/2-65559.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: