Троицкий варницкий монастырь. Троице-Сергиев Варницкий монастырь

ВАРНИЦКИЙ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ

  • Адрес: Ярославская обл., Ростовский район, пос. Варницы, Варницкое шоссе
  • Тел.: +7 (48536) 9-21-95, +7-960-526-70-33 (канцелярия)
  • Официальный сайт: http://varnicy.ru
  • Проезд на поезде:
    • Из Москвы с Ярославского вокзала ехать до Ростова (202 км, 3 часа). От вокзала доехать на автобусе или дойти пешком до Центра города (Колхозная площадь). Оттуда на автобусе до Варниц ехать 10–15 минут
  • Проезд на пассажирском транспорте:
    • Из Ростова: от вокзала доехать на автобусе или дойти пешком до Центра города (Колхозная площадь). Оттуда на автобусе до Варниц ехать 10–15 минут
  • Проезд на автомобиле:
    • От Москвы: по автодороге на Ярославль, после въезда в Ростов повернуть налево на Борисо-Глебском повороте, проехав через железнодорожный переезд, повернуть направо, через 1,5 км – Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII веках находившихся близ монастыря на реке Ишне. По преданию, Варницкий монастырь основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно “бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова” [1]. В примечаниях А. А. Титова к “Летописцу о Ростовских архиереях” свт. Димитрия Ростовского сказано, что Варницкий монастырь был заложен 5 июля 1427 года Ростовским еп. Ефремом) на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании Варницкого монастыря на родине прп. Сергия “совсем новым” и не могущим претендовать “на особую достоверность”. Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII века престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик Варницкого монастыря конца XIX века, в котором перечислены родственники прп. Сергия [2].

    Впервые Варницкий монастырь упоминается в тарханной грамоте монастырю 1614 года царя Михаила Феодоровича, в которой говорится о существовании обители при великом князе Василии III Иоанновиче (1505-1533) [3]. В 1609 году монастырь был разорен польскими и литовскими отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича), в дозорной книге 1619 года упомянут “Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким”, участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 года монастырь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 года перечислены постройки Варницкого монастыря: деревянные Троицкий храм, шатровая церковь прп. Сергия Радонежского, две надвратные церкви – свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили четыре монаха. В конце XVI века в обители подвизался блж. Стефан Ростовский (+ после 1592), в начале XVIII в.- блж. Стефан (+ после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова), предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

    В 1725 году указом Ростовского епископа Георгия (Дашкова) монастырь был обращен в женский, в него перевели около 100 сестер упраздненного ростовского в честь Рождества Богородицы монастыря, семь бывших насельников Варницкого монастыря перешли в ростовский Преображенский монастырь. Из Рождественского монастыря в Варницкий были перевезены деревянные кельи монахинь. В 1731 году настоятельница монастыря игум. Христофора обратилась к Ростовскому архиеп. Иоакиму с прошением о переводе сестер обратно в Рождественский монастырь, поскольку в Варницком монастыре ощущался недостаток во всем, даже в питьевой воде и дровах.

    В 1731 году Варницкий монастырь вновь стал мужским. К 1744 году к монастырю были приписаны 300 чел. крестьян. В 1764 году Варницкий монастырь был выведен за штат с управлением строителями. Состав братии (до 10 чел.) был непостоянен, настоятели часто менялись (с середины XVIII по середину XIX века сменилось около 35 настоятелей). С 18 марта 1819 года в монастыре пребывал на покое по собственному прошению Уфимский епископ Августин (Сахаров), родиной которого было с. Зверинец близ монастыря. В монастыре еп. Августин составил “Полное собрание духовных законов” (в 15 томах) и других сочинения, архиерей погребен у южной стены Троицкого собора.

    До середины XVIII века все постройки Варницкого монастыря были деревянными. 16 октября 1771 года Ростовский епископ Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм – одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 годах у северной стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская церковь «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 году напротив западного входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г. – одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897).

    Пожар 26 сентября 1824 года уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской церкви, все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М.М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П.Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 года состоялась закладка храма, 7 октября освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М.М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский художник Н.Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 году для Введенской церкви Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 году пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 году неизвестным благотворителем в Троицкий собор монастыря была передана написанная в Троице-Сергиевой лавре икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского

    В 1848-1852 годах монастырь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 году над святыми вратами в южной стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

    На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в 1897 году в монастыре были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к началу XX века капитал монастыря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Многие благотворители монастыря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской церкви.

    Обитель посещали святители Филарет (Дроздов) (1836), Иннокентий (Борисов) (1841), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1894). В 1907-1913 годы обитель трижды посетил Ярославский архиепископ Тихон (Беллавин), содействовавший ремонту монастырских храмов. 12 января 1914 года, в день отъезда святителя в Виленскую епархию, насельники монастыря подарили архиеп. Тихону икону прп. Сергия Радонежского. С 1 октября 1915 года в связи с первой мировой войной в монастыре находились насельницы Евфросиниева суздальского монастыря (30 сентября 1918 эвакуировались в Полоцк), располагалось епархиальное духовное училище.

    1 марта 1919 года Варницкий монастырь был закрыт, из храмов была изъята серебряная утварь (более 5 пудов). Согласно отчетам местных властей, при изъятии церковных ценностей в апреле 1922 года в Варницком монастыре “толпа верующих в количестве 300 чел. не допустила изъятие. Члены комиссии действовали насильно” [4]. Последний настоятель монастыря иером. Георгий с братией оставались жить в обители, но были приписаны к варницкому приходскому Никольскому храму.

    26 февраля 1924 года 80-летний архим. Георгий был насильно выселен из монастыря вместе с другими иноками. Троицкий собор с колокольней был взорван, разрушены келейный корпус у южной стены, ограда, уничтожено монастырское кладбище. В 1960-90-х годах в перестроенной Введенской церкви находился гараж, инкубатор птицесовхоза. Часть икон и утвари, принадлежавших монастырю, в настоящее время хранится в государственном музей-заповеднике “Ростовский кремль”.

    Современное состояние

    В 1989 году Церкви были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ Варницкого монастыря, насельниками Троице-Сергиевой лавры они были отремонтированы, в настоящее время приписаны к Варницкому монастырю. В 1992 году, когда праздновалось 600-летие преставления прп. Сергия, на месте разрушенного Троицкого собора в Варницком монастыре была поставлена деревянная часовня, над древним святым колодцем устроена сень. Большого труда стоило братии найти его и расчистить.

    13 февраля 1995 года Варницкий монастырь был передан Церкви и указом Священного Синода определен подворьем Троице-Сергиевой лавры. 30 апреля 2003 года наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Феогност (Гузиков) освятил в Варницком монастыре отреставрированную Введенскую церковь. К июлю 2003 года в обители построены Троицкий собор с четырехъярусной колокольней, двухэтажное здание трапезной, три стены с башнями. 29 июля 2003 года состоялась закладка надвратного храма свт. Николая Чудотворца. К июлю 2003 года в обители жили 12 насельников.

    При обители действуют православная гимназия, в которой бесплатно обучаются дети из Ростова и близлежащих сёл и деревень; воскресная школа и библиотека.

    При монастыре работает гостиница, отель для паломников. Примерно в километре от монастырских стен имеется святой источник.

    Настоятели

    • Авраамий, строитель (январь 1614)
    • Нифонт (янв. 1624)
    • Иона (1647)
    • Тимофей (1654)
    • Иона (упом. сентябрь 1657 – упом. октябрь-декабрь 1662)
    • Варлаам (1708) .
    • Христофора (? – 1731)
    • Иоанникий (1738)
    • Иринарх (1744)
    • Исаия (1746 – 1749)
    • Мисаил (1757)
    • Исаия (январь 1758)
    • Адриан (1759 – 1764)
    • Игнатий I (1764 – 1765)
    • Иларион (1774 – 1776)
    • Мелхиседек (1776 – 1778)
    • Порфирий (1778 – 1783)
    • Анатолий (1783 – 1786)
    • Павел (Предтеченский) (1786)
    • Димитрий (1786 – 1798)
    • Дорофей (1798 – 1809)
    • Исаакий I (1809 – 1810)
    • Дионисий (1810)
    • Дорофей, 2 раз (1810 – 1816)
    • Ираклий (1816 – 1817)
    • Игнатий II (1817 – 1818)
    • Павел (1818 – 1819)
    • Гавриил (16 мая 1819 – 1821)
    • Павел, 2 раз (1822 – 1831)
    • Киприан (1831 – ?)
    • Исаакий II (1864)
    • Панкратий (1865)
    • Парфений (1866)
    • Иаков (1869) .
    • Амвросий (Казанский) (5 апреля 1912 – 24 мая 1913)
    • Корнилий (Попов) (1913 – 1915)
    • Георгий (до 1919, упом. 1923 – 1924)

    Литература

    • ОР РНБ. Ф. 775 (Фонд А. А. Титова). Ед. хр. 1256, 2886;
    • РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 839. Л. 290-290 об.;
    • Книга для записок о случившихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению российской истории // ГМЗРК. Р-763;
    • ГАЯО, Ростовский фил. Ф. 125. Оп. 1. Д. 2. Л. 132, 135; Ф. 197. Оп. 1. Д. 778. Л. 1, 21, 31-31 об.
    • Ростов: Материалы для истории города XVII и XVIII в. М., 1884. С. 4, 29-31;
    • Летописец о Ростовских архиереях / С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 14-15, 43-44;
    • Царская грамота, жалованная Варницкому мон-рю // Ярославские ЕВ. 1893. Ч. неофиц. С. 530;
    • Житие прп. Сергия Радонежского // ПЛДР. XIV – сер. XV в. М., 1981;
    • Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 69.
    • Титов А. А. Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного мужского монастыря близ Ростова Великого Ярославской губ.: Родина прп. Сергия, Радонежского чудотворца. Серг. П., 1893.
    • Ярославская иерархия в описании прот. Иоанна Троицкого // С предисл. и примеч. А. А. Титова. Ярославль, 1901. Вып. 1: Заштатные монастыри Петровский, Белогостицкий и Варницкий.
    • Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. – Ярославль, 1908. С. 6-7.
    • Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра. М., 1909.
    • Мельник А. Г. Уничтоженные храмы Ростова Великого // Моск. журнал. 1991. № 11. С. 18-19.
    • Мельник А. Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 56-57.
    • Виденеева А. Е. К истории Ростовского Троице-Варницкого монастыря // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы международной конференции 1998. М., 2000. С. 196-208.
    • Вахрина В. И. Троице-Сергиев Варницкий монастырь. М., 2001.
    • Силуан, иеромонах. Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиев Варницкий монастырь // На земле Преподобного Сергия Радонежского. Краеведческие чтения 2001. – Ростов, 2001. С. 14-16

    Варницы. Троице-Варницкий монастырь.

    Храмы монастыря:

    Другие постройки монастыря:

    Монастырь является подворьем Троице-Сергеевой Лавры

    По преданию, здесь родился преподобный Сергий Радонежский. От Троице-Варницкого монастыря, основанного здесь в середине 15 века, сохранилась в искаженном виде церковь Введения (1828 г.). В Варницкой слободе расположены ц. Воскресения (1814г.) и построенная А.Л. Кекиным церковь Паисия и Уарра (1893г.), где он и похоронен.

    Монастырь (мужской) и церкви действующие.

    Троице-Варницкий монастырь, заштатный, в 3 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основан около 1430 года на месте рождения и воспитания преподобного Сергия, где была вотчина его родителей. По имеющейся под находящимся над ведущими в обитель воротами изображением явления старца-инока отроку Варфаламею надписи, монастырь основан именно на том месте, где «явился ангел Господень в образе инока отроку Варфаламею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия лавры». С 1726 года по 1731 год монастырь был женским. В монастырском храме, с приделами преподобного Сергия и Никона, святых Афанасия и Кирилла, хранится с горящей перед ней неугасимой лампадой икона преподобного Сергия, писанная в Троице-Сергиевой лавре иноком Симеоном и освященная при мощах преподобного; в ней хранятся частицы мощей святых Дмитрия Солунского, Иоанна и Никиты Новгородских, Макария Калязинского, Сергия Радонежского и часть его гроба. В том же храме у южной стены лежит чугунная плита жившего в этой обители на покое и здесь же скончавшегося (1 января 1842 года) Августина (Сахарова), епископа Оренбургского. При монастыре школа, а с 1893 года, в память 500-летия кончины преподобного Сергия, — странноприимный дом и богадельня для заштатных церковно-служителей с их вдовами и сиротами.

    Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

    В пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995). Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV – сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2).

    Впервые В. м. упоминается в тарханной грамоте мон-рю 1614 г. царя Михаила Феодоровича, в к-рой говорится о существовании обители при вел. кн. Василии III Иоанновиче (1505-1533) (ИРИ. Т. 3. С. 500). В 1609 г. мон-рь был разорен польск. и литов. отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича), в дозорной кн. 1619 г. упомянут «Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким», участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 г. мон-рь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 г. перечислены постройки В. м.: деревянные Троицкий храм, шатровая ц. прп. Сергия Радонежского, 2 надвратные церкви – свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили 4 монаха. В кон. XVI в. в обители подвизался блж. Стефан Ростовский († после 1592), в нач. XVIII в.- блж. Стефан († после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова), предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

    В 1725 г. указом Ростовского еп. Георгия (Дашкова) мон-рь был обращен в жен., в него перевели ок. 100 сестер упраздненного ростовского в честь Рождества Богородицы монастыря, 7 бывш. насельников В. м. перешли в ростовский Преображенский мон-рь. Из Рождественского мон-ря в В. м. были перевезены деревянные кельи монахинь. В 1731 г. настоятельница В. м. игум. Христофора обратилась к Ростовскому архиеп. Иоакиму с прошением о переводе сестер обратно в Рождественский мон-рь, поскольку в В. м. ощущался недостаток во всем, даже в питьевой воде и дровах. В 1731 г. В. м. вновь стал муж. К 1744 г. к мон-рю были приписаны 300 чел. крестьян. В 1764 г. В. м. был выведен за штат с управлением строителями. Состав братии (до 10 чел.) был непостоянен, настоятели часто менялись (с сер. XVIII по сер. XIX в. сменилось ок. 35 настоятелей). С 18 марта 1819 г. в В. м. пребывал на покое по собственному прошению Уфимский еп. Августин (Сахаров), родиной к-рого было с. Зверинец близ В. м. В монастыре еп. Августин составил «Полное собрание духовных законов» (в 15 томах) и др. сочинения, архиерей погребен у юж. стены Троицкого собора.

    До сер. XVIII в. все постройки В. м. были деревянными. 16 окт. 1771 г. Ростовский еп. Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм – одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 гг. у сев. стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская ц. «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 г. напротив зап. входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г.- одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897). Пожар 26 сент. 1824 г. уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской ц., все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М. М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П. Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 г. состоялась закладка храма, 7 окт. освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М. М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский худож. Н. Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 г. для Введенской ц. Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 г. пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 г. неизвестным благотворителем в Троицкий собор мон-ря была передана написанная в ТСЛ икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского. В 1848-1852 гг. В. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 г. над св. вратами в юж. стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

    25 сент. 1892 г., когда праздновалось 500-летие преставления прп. Сергия, праздничную литургию в В. м. совершил Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) в сослужении духовенства 22 храмов и 5 мон-рей. В том же году при В. м. были устроены странноприимный дом и богадельня для престарелого духовенства Ярославской епархии, уч-ще. Обители принадлежало неск. часовен при Московской дороге и при железнодорожной станции «Ростов». На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в 1897 г. в В. м. были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к нач. XX в. капитал мон-ря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Мн. благотворители мон-ря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской ц.

    В. м. посещали святители Филарет (Дроздов) (1836), Иннокентий (Борисов) (1841), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1894). В 1907-1913 гг. обитель трижды посетил Ярославский архиеп. св. Тихон (буд. Патриарх Московский и всея России), содействовавший ремонту монастырских храмов. 12 янв. 1914 г., в день отъезда святителя в Виленскую епархию, насельники В. м. подарили архиеп. Тихону икону прп. Сергия Радонежского. С 1 окт. 1915 г. в связи с первой мировой войной в В. м. находились насельницы Евфросиниева суздальского монастыря (30 сент. 1918 эвакуировались в Полоцк), располагалось епархиальное ДУ.

    1 марта 1919 г. В. м. был закрыт, из храмов была изъята серебряная утварь (более 5 пудов). Согласно отчетам местных властей, при изъятии церковных ценностей в апр. 1922 г. в В. м. «толпа верующих в количестве 300 чел. не допустила изъятие. Члены комиссии действовали насильно» (ЦА ФСБ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 497. Л. 45). Последний настоятель В. м. иером. Георгий с братией оставались жить в обители, но были приписаны к варницкому приходскому Никольскому храму, 20 марта 1923 г. иером. Георгий был возведен в сан игумена, затем архимандрита, 26 февр. 1924 г. 80-летний архим. Георгий был насильно выселен из мон-ря вместе с др. иноками. Троицкий собор с колокольней был взорван, разрушены келейный корпус у юж. стены, ограда, уничтожено монастырское кладбище. В 60-90-х гг. XX в. в перестроенной Введенской ц. находился гараж, инкубатор птицесовхоза. Часть икон и утвари, принадлежавших В. м., в наст. время хранится в ГМЗРК.

    В 1989 г. РПЦ были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ В. м., насельниками ТСЛ они были отремонтированы, в наст. время приписаны к В. м. В 1992 г., когда праздновалось 600-летие преставления прп. Сергия, на месте разрушенного Троицкого собора в В. м. была поставлена деревянная часовня, над древним св. колодцем устроена сень. 13 февр. 1995 г. В. м. был передан РПЦ, указом Свящ. Синода стал подворьем Троице-Сергиевой лавры, настоятелем был назначен игум. Борис (Храмцов). 30 апр. 2003 г. наместник Троице-Сергиевой лавры еп. Феогност (Гузиков) освятил в В. м. отреставрированную Введенскую ц. К июлю 2003 г. в обители построены Троицкий собор с 4-ярусной колокольней, двухэтажное здание трапезной, 3 стены с башнями. 29 июля 2003 г. состоялась закладка надвратного храма свт. Николая Чудотворца. К июлю 2003 г. в обители жили 12 насельников, настоятель – игум. Силуан (Глазкин; с 1998). При обители действуют православная гимназия, воскресная школа и б-ка. Постановлением Свящ. Синода от 16 апр. 2016 г. настоятелем мон-ря назначен иером. Пемен (Артюхов). 9 июня 2016 г. Святейшим Патриархом Кириллом (Гундяевым) иером. Пимен возведен в сан игумена.

    В 1989 г. была зарегистрирована церковная община из 111 граждан, проживающих в поселке Варницы. Церкви были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ Варницкого монастыря. Насельниками Троице-Сергиевой Лавры они были отремонтированы.

    В 1992 году, когда праздновалось 600-летие преставления преподобного Сергия Радонежского, на месте разрушенного Троицкого собора была поставлена деревянная часовня, над древним св. колодцем устроена сень.

    В 1995 году по указу Святейшего Патриарха Алексия II и по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Троице-Сергиевская Лавра взяла Варницкую обитель под свое покровительство. Начались восстановительные работы. Церкви была возвращена часть монастырских помещений.

    В 2000 году начал возводиться новый Троицкий собор (по возможности, сходный со снесенным).

    В 2001 году отреставрировали Введенский храм, окончены работы по восстановлению ограды с надвратной церковью, служебных и жилых зданий.

    К июлю 2003 года в обители были построены Троицкий собор с 4-ярусной колокольней, двухэтажное здание трапезной, три стены с башнями.

    В 2002 году в Варницкой слободе начала работу православная гимназия имени Преподобного Сергия. В 2005 году в самом монастыре открыто отделение гимназии с пансионным проживанием для молодых людей, учеников X-XI классов.

    29 июля 2003 году состоялась закладка надвратного храма.

    В 2014 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл освятил собор преподобного Сергия Радонежского — главный храм обители.

    Варницкий монастырь как памятник преподобному Сергию

    Интервью с архимандритом Силуаном, наместником Троице-Сергиева Варницкого монастыря

    – Троице-Сергиев Варницкий монастырь основан 5 июля 1427 года как своеобразный памятник преподобному Сергию Радонежскому. Дело в том, что в 1422 году были обретены нетленные мощи преподобного. А через пять лет ростовцы, чтобы почтить память своего земляка – великого русского святого, решили на том месте, где стоял дом родителей преподобного Сергия, основать монастырь. Так и было сделано.

    Сначала монастырь был деревянный, до XVIII века все строения монастыря были деревянными. Затем обветшавший Троицкий собор, стоявший на месте дома, в котором родился преподобный Сергий, был заменен на каменный. А потом – в XIX веке – были построены уже другие каменные здания, стены, башни…

    После революции, в 1919 году, Варницкий монастырь был закрыт, разграблен, а в братских кельях, настоятельском и странноприимном домах были устроены коммунальные квартиры. Монахи репрессированы. Сам Троицкий собор в 1930 году был взорван вместе с колокольней, разрушены стены, башни. Вдоль монастыря была проложена автомобильная дорога. Новая власть решила уничтожить память о преподобном Сергии, и было сделано все, чтобы ничто из монастырских построек не напоминало о святом месте. Даже фундамент Троицкого собора был срыт, а на месте собора была устроена, страшно сказать, мусорная свалка. Вот такое было кощунство, такое было надругательство над памятью великого русского святого.

    Слава Богу, что безбожный вавилонский плен кончился и в нашей стране появилась возможность восстанавливать разрушенные святыни. В 1995 году вышел указ Святейшего Патриарха Алексия II, чтобы наместник Троице-Сергиевой лавры принял место рождения преподобного Сергия под свое попечение. И по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея лавра взяла это святое место под свое покровительство. Начались восстановительные работы. Сначала они проводились неспешно – возможности были ограничены. Первым настоятелем монастыря был игумен Борис. Он потрудился два года, при нем была сделана объездная дорога вокруг монастыря. Это очень важно, поскольку тогда территория освобождалась от того большого количества машин, которое проезжало через монастырь. Церкви была возвращена часть монастырских помещений в братском корпусе, странноприимном и в настоятельском домах.

    Потом, через два года, отец Борис уехал в город Иваново. А в 1998 году Святейший Патриарх назначил на восстановление монастыря меня, и вот уже восемь лет приходится мне выполнять послушание – восстанавливать эту древнюю замечательную Варницкую обитель.

    – Вы ведете здесь не только монашескую жизнь, но и занимаетесь просветительской деятельностью. Есть школы. Не могли бы вы немного рассказать, как появилась идея создать на территории обители православную школу?

    – До пятнадцати лет преподобный Сергий, тогда еще Варфоломей, прожил в Варницах. Его детские годы прошли рядом с древними святынями Ростова Великого. Здесь он был воспитан своими родителями в вере и благочестии, здесь впитал в себя все святое, чем украшена Ростовская земля. И у нас появилась мысль, что и мы можем поучаствовать в благом деле созидания, восстановления духовности и нравственности в нашем отечестве тем, что поможем молодым людям, поможем подготовить желающих школьников для поступления в духовные семинарии, на богословские факультеты университетов и институтов, чтобы уже в 10–11 классах они могли получать параллельно и начальное богословское образование. Для того чтобы такая идея осуществилась, у нас в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха был открыт пансион при гимназии. Мы учим не только тех, кто живет рядом с монастырем, в поселке Варницы, в соседних селах, деревнях, городе Ростове, но стали приглашать и из других регионов желающих получить полное среднее и начальное богословское образование.

    – Ученики как-то участвуют в жизни монастыря, выполняют какие-то послушания?

    – Да, участвуют. Из учеников гимназии создан хор, который поет во время богослужений. Ученики гимназии читают во время богослужений часы, шестопсалмие, кафизмы, Апостол, различные молитвы, служат в храме в качестве алтарников, учатся колокольному звону, несут послушание дежурных по храму… К нам приезжает много паломников из разных мест. Некоторые ученики несут послушание экскурсовода, рассказывают о преподобном Сергии, об истории обители, о гимназии. Наши ученики и проповедуют. У нас существует расписание проповедей. Каждый день мы вспоминаем каких-то святых, и перед братским молебном ученики по очереди произносят проповедь. Это очень помогает им почувствовать себя служителями Церкви, а проповедь заставляет глубже задуматься о духовной жизни и брать пример с того святого, материал о жизни которого они изучили и о котором они рассказывают. Несут послушание ученики и в трапезной, помогают нам в благоустройстве монастырской территории. Зимой убирают снег. Летом наводят порядок, убирая и подметая территорию монастыря. Также они делают посильные добрые дела, помогая нуждающимся людям, которые обращаются за помощью.

    Но у вас есть еще и гимназия для младших школьников. Как она появилась?

    – Да, она появилась в 2002 году. Сначала у нас при монастыре возникла воскресная школа, потом, видя опыт других храмов и обителей, мы решили открыть полную общеобразовательную школу, тем более что рядом с монастырем сохранилось здание бывшей церковно-приходской школы. Мы добились, чтобы это здание возвратили монастырю (там находилась контора лесхоза) и организовали православную гимназию.

    Чем отличается программа этой гимназии от общеобразовательных школ, например, города Ростова? Какие у вас особенности?

    То есть это своего рода миссионерская деятельность…

    Я знаю, что у вас в обители строится также миссионерский корпус, значит вы как-то собираетесь расширять миссионерскую деятельность?

    – Да, она у нас ведется, но с каждым годом расширяются возможности, и одно из направлений – паломническое. К нам приезжают люди из разных мест, мы рассказываем им не только об истории обители, но и о преподобном Сергии, отвечаем на самые разные вопросы. Люди присылают письма – мы отвечаем на них. У нас есть гостиница для паломников, есть возможность для желающих остановиться, помолиться на богослужении, чтобы ощутить духовную жизнь обители, не только посмотрев на храмы, но и непосредственно приняв участие в богослужении.

    Сейчас очень остро стоит вопрос введения основ православной культуры в российских школах. Как в Ростове и вообще в Ярославской области обстоит с этим дело?

    – Этот предмет сейчас вводится у нас в Ростове. Введение этого предмета поддерживает департамент образования Ярославской области во главе со Степановой Татьяной Александровной, которая написала учебник по основам православной культуры с акцентом на изучение тех святынь, которые есть в Ярославской епархии. У нас в Ростове начальник управления образования Скворцова Александра Николаевна также содействует этому благому делу, и этот предмет уже преподается в некоторых школах. Сегодня у нас в гостях были ученики пореченской [1] школы, которые изучают этот предмет. Он введен еще пока не во всех школах, но процесс идет, и я думаю, что в скором времени все ученики будут иметь возможность получать религиозную грамотность, а, следовательно, полноценное образование.

    Расскажите немного о ваших духовных и организационных планах.

    – В настоящее время мы готовимся строить храм, посвященный преподобному Сергию. Это будет храм, который займет центральное место в монастыре. Святейший Патриарх благословил строительство, лично подписал проект строительства этого храма. Даст Господь, после Пасхи будет заложен фундамент.

    Еще мы работаем над книгой о нашем монастыре, и надеемся, что в скором времени она выйдет в свет. Эта книга об истории Варницкого монастыря и православной гимназии, существующей при нем.

    Нами был создан фильм о возрождении Варницкого монастыря – «Под благодатным покровом преподобного Сергия Радонежского». Недавно он был показан по телевидению на канале «Россия». Мы надеемся, что будет возможность сделать определенный тираж этого фильма и таким образом шире знакомить желающих с жизнью обители.

    Также у нас уже несколько лет развивается издательская деятельность. Мы печатаем настенные и карманные церковные календари с указанием дней памятей святых. Особенно отмечаем память святых Ярославской земли, среди которых много новомучеников и исповедников Российских.

    Вы упомянули о новомучениках. Кто-то из братии монастыря тоже пострадал в те годы?

    – Пока таких материалов мы не нашли, но поиски в архивах продолжаются. Известны новомученики других обителей и храмов Ярославской епархии из числа священников и монахов, но будем надеяться, что нам удастся узнать о судьбе той братии, которая подвизалась здесь в годы революции.

    – Наверное, еще сохраняется духовная связь вашего монастыря с Троице-Сергиевой лаврой?

    – Да, нам оказывают ощутимую помощь и наместник лавры епископ Феогност, и братия. Они приезжают к нам, а наша братия регулярно ездит за духовной поддержкой в лавру. Связь самая живая и непосредственная.

    А ваши ученики поступают в лаврскую, то есть в Московскую духовную семинарию?

    – Да, ряд выпускников нашей гимназии поступил учиться в Московские духовные школы, да и некоторые послушники нашей обители учатся там же.

    Источники:

    http://drevo-info.ru/articles/13678131.html
    http://sobory.ru/article/?object=00602
    http://pravoslavie.ru/4738.html

    Читать еще:  Что означает имя климентий для мальчика. Значение имени клим для мальчика и судьба
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: