Трое отроков в пещи вавилонской. Слово о трех отроках и о печи вавилонской

Содержание

Пророк Даниил и святые три отрока Анания, Азария и Мисаил

За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 – 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись (“Мене, Такел, Фарес”), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, “потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно”. Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих – тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: “Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие” (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства – Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24 – 27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1 – 12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария – царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Три отрока в печи вавилонской

Три отрока в печи вавилонской

Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил – подверглись тяжелому испытанию веры. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди Вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных инструментов, пали на землю и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь.

И вот, когда раздался звук трубы, все собравшиеся пали на землю – только трое друзей Даниила стояли непреклонно перед истуканом. Разгневанный царь приказал разжечь печь и бросить в нее трех иудейских юношей. Пламя было так сильно, что воины, бросившие осужденных в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего оградить их от пламени. Находясь среди огня, они пели хвалебную песнь, прославляя Господа. Это чудо удивило царя, и он повелел трем юношам выйти из горящей печи. Когда они вышли, все увидели, что огонь совсем не коснулся их, даже одежды и волосы не опалились. Навуходоносор, видя это чудо, сказал: «Благословен Бог… Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него…» (Дан. 3.95). И запретил царь под страхом смерти всем своим подданным хулить имя Бога Израилева.

Читать еще:  8 лунный день рожденные в. Работа в этот лунный день

Похожие главы из других книг

Глава 41 В раскаленной печи

Глава 41 В раскаленной печи (Эта глава основана на Книге пророка Даниила, 3) Сон об огромном истукане, открывший Навуходоносору события, простиравшиеся вплоть до конца времени, был послан царю, чтобы он понял роль, которую призван сыграть в мировой истории, понял, что его

Друзья пророка Даниила в печи вавилонской.

Друзья пророка Даниила в печи вавилонской. Вскоре друзья пророка Даниила — Анания, Азария и Мисаил подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все

СТРОИТЕЛИ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ

СТРОИТЕЛИ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ Почему Библия упоминает о грехах и ошибках людей не только беззаконных, но и праведных? Священное Писание изображает человека, не скрывая его недостатки и пороки. Свидетельствуя о природе зла. Библия указывает на трагические последствия, к

У подножия Вавилонской башни

У подножия Вавилонской башни Ассирия стала первой «великой державой» железного века. Ее армия была оснащена последними техническими новинками. Оружие ассирийцев было лучше, чем у соседей, они первыми применили конницу, уже за 1000 лет до Р. Х. имели регулярную армию и

Тайна Вавилонской башни

Тайна Вавилонской башни Как мы с вами выяснили, четырём богам царств, управляющим всеми событиями в человеческом обществе: Прави, Слави, Нави и Яви, было выстроено 4 храма, которые располагались по четырём сторонам света. Каждый из этих храмов мог быть только один

Друзья пророка Даниила — Анания, Азария и Мисаил — в печи вавилонской

Друзья пророка Даниила — Анания, Азария и Мисаил — в печи вавилонской Вскоре друзья пророка Даниила — Анания, Азария и Мисаил подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К

Миф о Вавилонской башне

Миф о Вавилонской башне Это последний из мифов, которые составители Ветхого Завета включили в первые одиннадцать глав Книги Бытия. Миф помещен в сборник этнологических и генеалогических примечаний, сделанных частично последователями Яхве, а частично – жреческим

Солнце сбегает из печи Лао Цзюня

Приложение: Из вавилонской поэмы о невинном страдальце

Приложение: Из вавилонской поэмы о невинном страдальце Только жить я начал — прошло мое время! Куда ни гляну, — злое да злое! Растут невзгоды, а истины нету! Воззвал я к богу — лик отвернул он, Взмолился богине — главы не склонила, Жрец-прорицатель не сказал о

17. и услышал Бог голос отрока (оттуда, где он был); и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится;

17. и услышал Бог голос отрока (оттуда, где он был); и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; “и Ангел Божий с неба воззвал к Агари. ” В минуту такого полного отчаяния Агарь вдруг слышит

30. Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, 31. то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб

30. Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, 31. то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб На образном языке еврейском любовь Иакова к Вениамину

32. Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе (и не поставлю его пред тобою), то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. 33. Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими:

32. Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе (и не поставлю его пред тобою), то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. 33. Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с

Искать огонь в печи

Искать огонь в печи Приход созерцания Однажды монах Гуйшань Линью посетил монаха Байчжана Хуайхая. — Кто здесь? — спросил Байчжан. — Я, Линью, — ответил Гуйшань. — Открой печь и посмотри, остался ли там еще огонь, — приказал ему Байчжан. — Нет, — ответил Гуйшань,

ЧАСТЬ III В ПЕЩИ ВАВИЛОНСКОЙ. Люди

Причина разрушения Вавилонской башни

Причина разрушения Вавилонской башни – В конце главы «Ноах» написано так:5/ И СОШЕЛ ТВОРЕЦ ПОСМОТРЕТЬ ГОРОД И БАШНЮ, КОТОРЫЕ СТРОИЛИ СЫНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ. /6/ И СКАЗАЛ ТВОРЕЦ: «ВЕДЬ НАРОД ОДИН, И РЕЧЬ У ВСЕХ ОДНА, И ЭТО ЛИШЬ НАЧАЛО ИХ ДЕЯНИЯ, А ТЕПЕРЬ НЕ БУДЕТ ДЛЯ НИХ НИЧЕГО

Кулич, выпеченный в печи по-старинному

Кулич, выпеченный в печи по-старинному 1,5 кг муки, 2 стакана дрожжевой опары, 3 стакана молока жирностью 6 %, 15 яиц, отдельно белки и желтки, 1 стакан сахарного песка, 4 ст. ложки сливочного масла, толченые белые сухари, растительное масло,1. В кастрюле вскипятить молоко (пенку

Пещное действо

Полина Терентьева

Музыковед, исполнитель русских духовных стихов

Древнерусский богослужебный чин Пещного действа оставил яркий след в истории древнерусского искусства. Внезапно прервавшееся в своей кульминации, забытое на несколько веков, Действо стало восприниматься чем-то загадочным и таинственным — явлением, которое ставит множество вопросов, не давая на них ответа.

Пещное действо стоит в ряду богослужебных чинов, вышедших из употребления, таких как чин Нового лета, Страшного Суда, Шествия на осляти. Основано оно на истории о трёх еврейских отроках — Азарии, Анании и Мисаиле, ввергнутых в пещь огненную по приказанию вавилонского царя Навуходоносора за отказ поклониться золотому идолу. Но отроки не погибли: в пещь спустился ангел и угасил пламя, так что даже одежда их не была опалена. Сюжет этот взят из третьей главы библейской Книги пророка Даниила. Именно там содержится Библейская песнь отроков, ставшая основой гимнографии чина, однако она представлена только в тех переводах, которые выполнены с греческих источников.

Читать еще:  Лунный календарь на март месяц. Любовь и отношения

Действо происходило раз в году перед Рождеством Христовым в неделю свв. Отец или свв. Праотец, во время Седьмой и Восьмой песней канона на Утрени, которые как раз и основаны на Библейской песни отроков. Неделя, в которую исполнялось Пещное действо, зависела от дня, на который выпадало Рождество: если Рождество приходилось на понедельник или вторник, Действо совершалось в неделю свв. Праотец, если же на другой день, то в неделю свв. Отец.

Чин можно было увидеть только в крупных городах, где была архиерейская кафедра: в Москве, Новгороде, Владимире, Суздале, Холмогорах, поскольку он мог быть представлен только в присутствии архиерея. Конечно же, для исполнения Действа нужно было довольно большое количество опытных и высокопрофессиональных певчих дьяков. Также на высоте должен был быть и реквизит: специально построенная пещь, отроческие венцы, изображение Ангела и другие детали. Зрелищное, порой пугающе реалистичное, Пещное действо с нетерпением ожидалось прихожанами, в этот день на службу приходили также и иностранцы, жившие в России и не желавшие пропустить такое диковинное представление.

Попробуем представить себе в общих чертах содержание Пещного действа. Утреня шла как обычно до окончания Шестой песни канона. Затем читался Пролог, где передавалась библейская история о трёх отроках. Священники пели так называемые росные стихи [1], тексты которых также относятся к событиям Действа. Во время пения стихов дьяконы зажигали свечи вокруг печи, отроческий учитель связывал отроков и давал их вести халдеям от алтаря к печи, находившейся в центре храма. По окончании последнего стиха следует разговор халдеев и отроков:

Первый халдей: Дети Царевы?

Второй халдей: Царевы.

Первый халдей: Видите ли пещь огнемъ горящу и вельми распаляему?

Второй халдей: А сия пещь уготовася вамъ на мучение.

Анания: Видимъ мы пещь сию, но не ужасаемся ее, есть бо Богъ нашь на небеси, Ему же мы служимъ, Той силенъ изъяти насъ отъ пещи сея.

Азария: И отъ рукъ вашихъ избавитъ насъ.

Мисайло: А сия пещь будетъ не намъ на мучение, а вамъ на обличение.

Перед архиепископом отроки пели кондак «И потщися на помощь нашу яко же можеши хотяй», испрашивая его помощи.

По окончании песнопения отроков развязывают, святитель их благословляет и даёт каждому по зажжённой свече, после чего отроки кланяются ему «вкупе» (то есть вместе). В последующем диалоге халдеев мы узнаём про вину отроков:

Первый халдей: Товарыщь!

Второй халдей: Чаво?

Первый халдей: Это дети царевы?

Второй халдей: Царевы.

Первый халдей: Нашего царя повеления не слушаютъ?

Второй халдей: Не слушаютъ.

Первый халдей: А златому телу не поклоняются?

Второй халдей: Не поклоняются.

Первый халдей: И мы вкинемъ ихъ въ печь.

Второй халдей: И начнемъ ихъ жечь.

Затем отроков заводили в печь, под которую ставился горн с горящим углём. Халдеи начинали ходить вокруг печи, бросая на неё и под неё плаун-траву, которая воспламенялась от углей. Так начиналась Седьмая песнь канона. По свидетельству современников, постепенно возникала огненная завеса, которая скрывала отроков. После слов протодиакона «Ангел же Господень сниде купно со Азариною чадию в пещь и отъят пламень огненный от пещи, яко дух хладен и шумящь», ключарь спускал ангела, который сходил «зело с громом». Халдеи падали «на лица своя», диаконы, «вместо ангельского паления», опаляли их огнём. Отроки, поклонившись ангелу, зажигали в его венце три свечи и ходили с ним кругом в печи, исполняя песнопение.

Затем халдеи встают с земли, снимают свои шоломы, кладут их на пальмы и недоуменно переговариваются:

Первый халдей: Товарищ!

Второй халдей: Чево?

Первый халдей: Видишь ли?

Первый халдей: Было три, а стало четыре, а четвертый грозенъ и страшенъ зело, образомъ уподобися Сыну Божию.

Второй халдей: Какъ он прилетелъ, да и насъ победилъ.

Подьяки дают халдеям выносные свечи и те, пристыженные, стоят унывши, с поникшими головами.

На этом заканчивалась Седьмая песнь канона и начиналась Восьмая. Ангел, которого в начале Восьмой песни поднимали выше, к концу её ещё раз спускался с громом, после чего халдеи опять падали на землю. С благословения святителя халдеи выводили отроков по одному из печи. Затем, начиная с Девятой песни канона, утреня продолжалась по обычному чину.

Это описание Пещного действа, взятое из Чиновника Софии Новгородской, стало, можно сказать, хрестоматийным. Оно появляется во всех статьях, учебниках (по различным дисциплинам: филологии, истории театра, истории русской музыки), где речь заходит о Действе. Описание кажется на первый взгляд полным и ясным. Кажется, читатель видит всё происходящее в храме, но он не может составить себе представления о звучании песнопений. Гимнография Действа пережила длительный (около 350 лет) период молчания и была исполнена только в ХХI веке.

Нельзя сказать, что Действо было совершенно забыто. Нет, такой яркий чин постоянно привлекал к себе внимание. Уже в XVIII столетии Н. Новиковым было опубликовано описание Действа из Новгородского Софийского Чиновника (в серии «Российская вивлиофика» в 1774 году). Настоящий всплеск интереса к чину мы видим на рубеже XIX — XX веков, когда наблюдается большое внимание к русской старине во многих областях культуры и искусства: литературе, живописи, истории и, конечно же, в музыке. Как частичка этой прекрасной и загадочной древности предстаёт чин Пещного действа. Филологи А. Веселовский, П. Морозов, П. Пекарский рассматривают Действо в его драматическом аспекте. Это приводит их к выводам о том, что Действо было истоком русского театра.

Напротив, литургические особенности Действа интересуют церковных археографов К. Никольского и А. Дмитриевского. Последний пишет пространный исторический очерк [2], в котором рассматривает византийский источник русского чина («agios fournos» — «святая печь») и также отмечает особенности функционирования русского чина в связи с богослужебным Студийским уставом. В живописи Пещное действо воскресает на одноимённой картине Н. Рериха (1905 г.), где изображена подлинная «печь» из Новгородского Софийского собора, изготовленная в 1533 году и использовавшаяся в Действе. Ныне она находится в запасниках Русского музея в Санкт-Петербурге.

Читать еще:  Чему во сне видеть тест. Что означает видеть во сне тест

В 1909 году композитор А. Кастальский пишет произведение «Пещное действо. Для хора и баса соло. Старинный церковный обряд», в котором как цитата содержится ирмос «На поле молебене», напев которого действительно мог звучать в древнерусском чине.

Даже в советское время своеобразное появление образов отроков из Пещного действа мы видим в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный» (вторая часть, 1958 г.).

В музыкознании гимнография Пещного действа открывалась весьма медленно. В большинстве работ излагается всё та же драматическая составляющая Пещного действа из Новгородского чиновника, а о певческой части мы читаем следующие отзывы:

— Полного певческого чина Пещного действа не сохранилось ни в крюках, ни в нотах (В. Металлов);

— Полной партитуры, содержащей все песнопения Действа, по-видимому, не существовало (Ю. Келдыш);

— Музыкальное содержание Пещного действа представляет загадку (С. Кравченко).

Действительно, источника, который бы содержал полный текст Пещного действа, не существует. Так, диалоги халдеев и отроков мы находим в Новгородском чиновнике, там же даны указания на действия исполнителей. Текст и напевы песнопений в разной степени подробности мы встречаем в разных видах певческих рукописей, относящихся к разному времени и изложенных разными типами нотации. Вступительная часть Действа — росные стихи появляются в Ирмологиях в XVI-XVII веках и записаны знаменной нотацией, причём почти все списки являются беспометными. Песнопения основной части Действа, в очень ограниченном количестве списков, содержатся в Демественниках XVII века, причём они записаны поголосно, а не партитурой, и не содержат степенных помет, которые указывали бы на звуковысотность. То есть гимнография Действа представлена рукописями, которые (особенно демественные песнопения) отражают раннюю форму записи и, строго говоря, являются нечитаемыми.

Среднюю форму записи (наиболее хорошо читаемую — пометную для знамени и пометную партитуру для демества) песнопения Действа благополучно «пропустили». И только по одной версии росников и демественных песнопений записаны поздней формой записи: знаменной нотацией (росные стихи), хоть и пометной, но настолько подробно разведённой, что за частностями часто теряется общее (вторая половина XVII века), и нотолинейной партитурой (демество, первая четверть XVIII), требующей реконструкции из-за конспективности записи и описок. Примечательно, что эти последние списки относятся к тому времени, когда Действо уже не ставилось. Что же тогда побудило не просто к переписыванию более старых рукописей, но к созданию новых редакций песнопений Действа?

Пещное действо вновь зазвучало в начале ХХI века в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» (руководитель А. Котов). Расшифровки росных стихов были выполнены А. Кручининой, а демественная часть, подлинные напевы которой были ещё не известны, была распета Ю. Артамоновой. В 2008 году П. Терентьева защитила диссертацию «Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина Пещного действа», в которой гимнография действа была представлена в полном виде. С 2010 года ансамбль «Сирин» исполняет эту версию древнерусского богослужебного чина.

Пещное действо пришло к нам из Византии, где существовал чин «agios fournos» («святая печь»), который не был связан с богослужением, он совершался после службы. Греческий чин отличается строгостью и символизмом: огонь в печи не зажигался, в печь спускали не фигуру ангела, а икону. Вероятнее всего, зрелищность и театральность русского Пещного действа появились под влиянием европейских мистерий. Например, в мистерии Благовещения, проходившей в церкви Сан-Феличе во Флоренции, Архангел Гавриил спускался с громом, однако тут ангела играл живой человек. Описание этой мистерии было известно на Руси благодаря произведению «Исхождения Авраамия Суздальского на осьмый собор с митрополитом Исидором в лето 6945» (1437 от Р.Х.) [3]. М. Велимирович указывает также на другие детали этой мистерии, которые могли быть использованы в Пещном действе: пламя, которое вздымается в печи, спорящие пророки, привносящие комический оттенок, что можно сравнить с поведением халдеев в Действе. Возможно также, что итальянское влияние могло проникнуть на Русь с приездом из Италии Софьи Палеолог, будущей жены Ивана III, которую сопровождали итальянские актёры и ремесленники.

Мы видим, что русский чин Пещного действа развивался под влиянием как византийской культуры, так и западноевропейской. Оно находится как бы на стыке богослужения и театра, на пересечении византийской традиции и европейских новаций.

Вопрос о том, когда же Пещное действо появилось на Руси, остаётся открытым. Первое письменное упоминание о нём находится в расходной книге за 1548 год. В певческих рукописях начала XVI столетия уже содержатся записи песнопений Действа. Как правило, все песнопения имеют довольно длинный, так называемый донотный период, когда они исполнялись по памяти. Возможно, такой этап был у гимнографии Пещного действа. Церковный археолог А. Дмитриевский весьма обоснованно предполагает, что Действо на Руси было известно уже в конце XIV столетия: в произведении «Хождение Игнатия Смольнянина», автор которого был в Константинополе в 1389-1405 годах, этот русский путешественник очень обстоятельно описывает церковные обычаи, которые отличались от русских, а о «печи трёх отроков» упоминает лишь вскользь, видимо, подразумевая, что русскому читателю этот чин подробно объяснять не нужно. Гораздо более смелое предположение высказывал Е. Голубинский, указывая на прозвище «Иван Халдеевич» из Ипатьевской летописи (1146 г.) и на его возможную связь с чином Пещного действа.

Последнее упоминание о Действе в расходных книгах относится к 1645 году. Комический элемент, связанный с халдеями, нарушал возвышенность богослужения и вызывал многочисленные нарекания. Исполнители, игравшие халдеев, «входили в образ» примерно за неделю до Рождества и оставались в нём вплоть до Богоявления: голштинский посол Олеарий, бывший в России в 30-е годы XVII века, отмечал в своих записках, что «эти беспутные люди» бегали по улицам с потешным огнём и поджигали людям бороды, портили товары на ярмарках. Церковь же в середине XVII века боролась со светским влиянием на службах, и Пещное действо с этой точки зрения, конечно же, привлекало к себе пристальное внимание.

[1] Росные стихи, или росники — песнопения знаменного распева, содержащиеся в Ирмологиях. Название происходит от слова роса, поскольку в них рассказывается о том, что ангел Господень оросил пещь огненную.

[2] Дмитриевский А. А. «Чин пещного действа: Историко-археологический этюд (Посвящается проф. Н. Ф. Красносельцеву)», Византийский Временник (СПб.), 1894, т. 1, с. 553–600).

[3] На подобное сходство впервые обратил внимание Ю. Келдыш.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life3136.htm
http://religion.wikireading.ru/34418
http://ruvera.ru/articles/peshnoe_deiystvo

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: