Триединый бог в христианстве. Как понимать, что христианский бог един, но троичен в лицах

Как понимать Триединство Бога?

Пастор Мирон ВОВК

Здравствуйте!
У меня к вам вопрос о Триединстве Бога. В разных деноминациях этот вопрос объясняют по-разному или обходят стороной. Триединый Бог – это три Личности, Которые едины между собой в делах, мыслях и т.д.? Или это три Личности в одном Боге?

Некоторые утверждают, что Бог Отец родил Иисуса Христа, что Он не был всегда. Как вы думаете, это правильно?

Другие говорят, что Бог Отец имеет Свой Дух – Божий (Дух Отца). Иисус Христос имеет Дух Христов. Или Бог Отец, Иисус Христос и Дух Святой имеют один Дух? Если человек в этих вопросах заблуждается или ему так открыто, то не погибнет ли он в своём искреннем непонимании Триединого Бога? Хотелось бы получить исчерпывающую информацию по этим вопросам, потому что очень важно знать, как об этом говорит Библия. Заранее благодарю вас.

С уважением, Надежда

Очень приятно узнавать о том, что люди читают и изучают Слово Божие и размышляют над ним. Мы должны очень хорошо знать Того, в Кого уверовали, хотя и при всем нашем старании полностью познать Бога не сможем, у нас всегда будут возникать вопросы, на которые трудно найти ответ. Но будем помнить важную истину: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века…» (Втор. 29:29). А познавать Бога – это значит изучать то, что Бог говорит о самом Себе.

В противоположность язычникам, которые окружали израильтян, народ Божий верил в единого Бога. Вот некоторые свидетельства о Боге, записанные на страницах Священного Писания: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть…» (Втор. 6:4). «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня…» (Ис. 45:5). Понятие единобожия подчеркивается также в Новом Завете. Например, в Евангелии от Марка дословно записаны слова Иисуса Христа из книги Второзакония, процитированные выше. Или слова апостола Павла: «…У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6). Но эта убежденность в едином Боге не противоречит христианскому понятию о Триедином Боге – Отце, Сыне и Святом Духе. Как это понимать?

В еврейском языке слово «Бог» часто употребляется во множественном числе. Что это значит? Можно привести такое сравнение. В русском языке мы употребляем слово «совет», например, сельский совет, городской совет. И когда слышим это выражение, понимаем, что совет всегда состоит из нескольких личностей. Так же и относительно слова «Бог» – очень часто писатели Библии, когда передают прямую речь Создателя, используют соответствующие выражения во множественном числе: «…Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт. 1:26), «Вот, Адам стал как один из Нас…» (Быт. 3:22). «…Сойдем же и смешаем там язык их…» (Быт. 11:7) и др. Поэтому, когда мы употребляем слово «Бог», имеются в виду сразу три Личности Божества.

Но писатели Священного Писания часто обращают внимание на какую-то одну Личность Божества, выделяя ее особые действия, и тогда о Духе Божьем, Боге Отце или Иисусе Христе говорится как о разных личностях, например: «И ныне послал Меня (Сына Божьего. – Авт.) Господь Бог (Отец. – Авт.) и Дух Его (Святой Дух. – Авт.)» (Ис. 48:16).

Первое пришествие Христа на нашу землю открывает нам истину о Триедином Боге еще яснее. Из Евангелия мы узнаем, что Божество – это единство трех предвечных Личностей: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Между этими Личностями существуют уникальные и не всегда до конца понятные людям взаимоотношения.

Между Личностями Триединого Бога не существует разобщения, однако каждая Личность имеет Свои божественные полномочия и свойства.

В человеческом обществе верховная власть сосредоточена в руках одного лица – президента, царя или другого правителя. У Бога верховная власть принадлежит всем трем Личностям Божества. Хотя Бог существует не в одном лице, Он един в целях, мыслях и характере. Это единство не устраняет особенностей Личностей Отца, Сына и Святого Духа. Можно заметить, что между личностями Божества существует распределение функций. Порядок является первым законом небес, и действия Бога упорядочены. И можно допустить, что Бог Отец действует как Источник, Бог Сын – как Посредник, а Бог Дух Святой – приводит в исполнение.

Воплощение Иисуса Христа прекрасно отображает взаимоотношения трех Личностей Божества, основанные на общем служении. Отец согласился отдать Своего Сына, Христос отдал Себя, а Дух Святой сделал возможным рождение Иисуса. В словах ангела Марии ясно показано участие всех трех Личностей Божества в воплощении Иисуса Христа: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Луки 1:35). Все три Личности Божества присутствовали при крещении Христа: Отец, поддерживающий Сына (Матф. 3:17), Христос, крестившийся как пример для нас (Матф. 3:13-15), и Дух Святой, наделяющий Христа Своей силой (Матф. 3:16; Луки 3:21-22).

Читать еще:  Молитва для помощи в учебе. Православная молитва на учебу

Ранняя церковь крестила людей во имя Отца, Сына и Святого Духа (Матф. 28:19). В апостольском благословении упоминаются все три Личности Божества: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).

В деле спасения людей каждая Личность Божества выполняет Свою особую задачу. Служение Святого Духа вовсе не дополняет ту жертву, которую Иисус Христос принес на Голгофском кресте. Примирение, совершенное на кресте, становится достоянием человека, когда посредством Духа Святого Христос входит в сердце верующего.

Нередко люди неправильно понимают истину о Боге Отце. Многие знакомы с тем, что совершил Христос на земле для человечества и что совершает Святой Дух в человеческом сердце. Но Бога Отца они представляют себе «ветхозаветным Богом», и, как думают некоторые, Он – Бог мщения, действующий по принципу: глаз за глаз и зуб за зуб (Исх. 21:24). И в то же время не обращают внимания на слова, говорящие о характере Бога: «…Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…» (Исх. 34:6-7).

А было ли время, когда не существовал Христос? Если размышлять по-человечески, то если Христос рожден, значит, сначала был Тот, Кто Его родил. Но Библия не говорит нам о таком времени. Наоборот, Священное Писание говорит о вечности и неизменности Христа. Священные ветхозаветные имена Бога – Иегова, или Яхве, – используются также применительно к Иисусу. А пророчество о рождении Христа в Вифлееме говорит о том, что начало Его от дней вечности: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). А что такое вечность и бесконечность, людям – временным жителям на земле, понять трудно. Еще раз подчеркну, Библия не говорит нам о таком времени, когда был Отец, а Сына не существовало. С самого начала мы видим только Их совместные действия.

Часто приводят разные сравнения для объяснения Триединства Бога. Мне нравится сравнение с яблоком. Когда мы произносим слово «яблоко», что мы под этим подразумеваем? Кожуру, мякоть или косточки в яблоке? Наверно, всё вместе. Но когда мы хотим посадить яблоню, то говорим о косточках; когда хотим съесть яблоко, – говорим о мякоти; когда хотим почистить яблоко, – говорим о кожуре. Иными словами, обращаем особое внимание на ту часть яблока, которая в данный момент нам нужна. Так, когда мы выделяем одну из Личностей Божества, мы обращаем особое внимание на действие этой Личности.

Библия открывает нам также, что Святой Дух – это Личность, а не безликая сила. Читая Священное Писание мы узнаем, что Святой Дух обладает качествами, которые принадлежат только Личности. Например, выражение: «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28), – первые христиане воспринимали Его как Личность. Святой Дух учит (Луки 12:12), убеждает (Иоан. 16:8), руководит делами церкви (Деян. 13:2), помогает и ходатайствует (Римл. 8:26), имеет чувства, и Его можно оскорбить (Ефес. 4:30), испытывает пренебрежение со стороны людей (Быт. 6:3). Эти действия Святого Духа характеризуют Его как Личность, а не безликую силу, исходящую от Бога.

С самого начала Дух Святой сосуществовал нераздельно с Богом Отцом и Богом Сыном. Он осуществляет Божий замысел относительно человека в этом мире. Согласно Библии, Дух Святой принимал участие в творении земли. От Него жизнь берет начало, им же она поддерживается. Особенное служение Духа отражено в том, что Он созидает новое сердце в человеке, открытом для Бога. Господь преобразует и созидает человека силою Духа Святого.

Истина о Духе Святом открывается и через Иисуса Христа. Когда Дух Святой нисходит на верующих, Он действует как Дух Христа, и Его основная деятельность сосредоточена на спасительной миссии Христа. Миссия Иисуса Христа и миссия Духа Святого полностью взаимосвязаны.

Часто задают вопрос: кто обладает правом посылать Духа Святого в этот мир – Иисус Христос или Бог Отец? Когда Христос говорит о миссии Святого Духа в этом мире, Он говорит о двух источниках, из которых Он исходит. Христос указывает на Бога Отца: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек…», а также на Самого Себя: «…Я… пошлю Его (Духа Святого. – Авт.) к вам…» ((Иоан. 14:16; 16:7). Можно привести и другие подобные высказывания. Следовательно, Дух Святой исходит и от Отца и от Сына. Еще раз подчеркну, что между Ними существует такое единство, которое нам, может быть, не всегда понятно. По любому вопросу у трех Личностей Божества нет разных мнений, потому что всё, что Они делают, совершенно.

Читать еще:  Сонник избегать встречи с мужчиной. Сонник: к чему снится Встреча

И последний ваш вопрос: если человек заблуждается в вопросе понимания Божества, не погибнет ли он? Вопрос спасения или гибели человека решает только Бог. Нам не дано судить о вечной участи человека. Решение Божьего суда будет правильным, справедливым и окончательным. Можно обмануть людей, но Бога обмануть невозможно. Он знает не только наши действия, но и все наши намерения, мотивы, желания. Если человек не знал, как правильно служить Богу, потому что не имел возможности узнать, – это одна ситуация. А если человек имел возможность и не хотел узнать полной истины, – совсем другая ситуация. Еще хуже, если человек знает, как служить Богу, но не желает смириться перед Ним. Мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы всё, что становится нам известно о том, как служить Богу, применять в ежедневной жизни. И своей жизнью славить Отца и Сына, и Святого Духа. «…Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5:23).

http :// www . titel . ru / vopros — otvet . html

Как понимать, что христианский Бог един, но троичен в Лицах

  • Как понимать, что христианский Бог един, но троичен в Лицах
  • Кого православная Церковь называет святителями
  • Кто считается богом смерти у славян

Христианский догмат о Святой Троице является непостижимым в полной мере для человеческого разума. Неслучайно, догматы вообще могут именоваться крестом для людского разума. Человек в полной мере не может постигнуть сущности божества, так как Бог непостижим по своей природе. Священное Писание говорит, что Господь живет во свете неприступном (1 Тим.6-16). Святитель Иоанн Златоуст это трактует так,что даже область бытия Божия неприступна человеческому разуму, тем более нельзя говорить о постижении сущности Бога. Господь, по учению святителя Григория Паламы, может быть познаваем через Свою энергию (благодать).

Многие выдающиеся богословы хотели проникнуть в тайну Святой Троицы. Например, блаженный Августин бродил как-то по берегу моря с мыслями об этом. Ему явился ангел и посоветовал сначала ложкой вырыть ямку на береге, а потом этой ложкой перелить море в ямку. Только после этого можно будет хотя бы попытаться понять сущность тайны Святой Троицы. То есть, сделать это в полной мере невозможно.

Христианин должен принимать на веру догмат о том, что Бог один, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная. Бог не только нумерически один, но и по сущности един. Все три Лица Святой Троицы обладают равным божественным достоинством. Отличаются Лица друг от друга только образом своего Личностного бытия. Так, Отец ни от кого не рождается и не происходит, Сын превечно рождается от Отца, Дух Святой превечно от Бога Отца исходит. В Троице три ипостаси, три лица, три личности, но одна (единая) природа, одно (единое) естество, одна (единая) сущность. Конечно, не понятно как в одном Боге могут быть три Лица, три ипостаси, три личности. Но в христианском богословии есть термин триединства божества. Троичность рассматривается через лицо, личность и ипостась, а единство определяется единой сущностью, природой и естеством. Необходимо понимать, что в Боге три Лица не разделяются на трех разных богов и не сливаются между собой в одно божество.

Можно привести некоторый пример. Когда человек видит солнце, ощущает свет от него и чувствует тепло, он вполне ясно представляет себе солнечное светило, как объект, отдельно лучи и тепло. Но вместе с этим, человек не разделяет все эти три составляющие на нечто отдельное и независящее друг от друга. Образно говоря, так же и в Святой Троице. Однако это сравнение не может в полной мере отобразить сути триединства божества в меру того, что весь наш мир просто не обладает такими понятиями, которые могут пролить свет на раскрытие сущности Бога. Само мышление человека ограничено.

Существуют и другие примеры из тварного мира, которые минимально отображают в себе триединство. Например, человек и его трехсоставность. В христианстве есть учение о том, что человек состоит из тела, души и духа.

Читать еще:  Почему нельзя фоткаться перед зеркалом. Почему нельзя плакать перед зеркалом? Почему фотографии могут быть опасны

Разъясните знающие: как понимать «триединство» в христианстве

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Никакая спекулятивная философия не могла подняться до уразумения тайны Пресвятой Троицы. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси) : Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В. Н. Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В. Н. Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо.. .познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы. «

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси) : Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

Исаия 41:4 «Я — Господь первый, и в последних Я — тот же».
4) Второзаконие 6:4 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» .

5) Исаия 48: 12 » Я первый и Я последний»
6) Откровение 1:8 «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель»
7) Откровение 2:8 «так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив»

Римлянам 9:5 «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь»

Иеремия10:10″Господь Бог есть истина»
) «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» Иоан. 14:6)

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» (Деян. 20:28).

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: ====от начала Сущий, =====
как и говорю вам. (Иоан. 8:24,25)
) Иоанн. 8:58Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
Выражение » Я ЕСМЬ» употребляется только по отношению к Богу, т. е. Иисус четко сказал о Себе — Я Бог.

Матф 28:9 «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему»

Бог =бесконечность = Отец (бесконечность) +Сын (бесконечность) +Дух Святой (бесконечность) . Вместе единый Бог, т. е. говоря Бог имеем ввиду Триединство.

Солнце не разделимо от исходящих лучей и от проникающей теплоты. Так и Отец, Сын и Дух. Солнца никто не видел, а лучи исходящие и достигшие нашей сетчатки глаз. Духа (тепло) не видим а чувствуем.

Государство (Бог) состоит из законодательного органа (Отец) , Исполнительного органа (Сын) и Судебного органа (Дух Святой) .

Источники:

http://www.gazetaprotestant.ru/2009/11/kak-ponimat-triedinstvo-boga/
http://www.kakprosto.ru/kak-910377-kak-ponimat-chto-hristianskiy-bog-edin-no-troichen-v-licah
http://otvet.mail.ru/question/52985435

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector