Традиции сербской славы, день святого савы. Какое чудо произошло

Ваш путеводитель @po_serbii и сербскому языку

Курсы сербского языка. Путешествия по Сербии

Вековые сербские традиции: православная Крестная слава

Современный мир, утопающий во всевозможных модернизациях и глобализациях, зачастую вырывает человека из привычного уклада, как морковку из грядки, тем самым обрывая историческую связь традиций. Такая неукоренность и воздушность и объясняет, почему те вещи, которые были совершенно обыденными несколько веков назад, сегодня превращаются в туристические достопримечательности. Многие люди, устав от макдоналдсов, гаджетов, интернета и социальных сетей, специально едут в удаленные уголки, чтобы посетить какую-нибудь традиционную манифестацию, кулинарный фестиваль или просто познакомиться с традициями местных жителей.

Когда ж еще поговорить о традициях, как не 14 февраля, когда влюбленные всего мира скупают красные сердечки, тематические сувениры, дарят друг другу валентинки, признаются в любви, устраивают романтические свидания — одним словом, празднуют День святого Валентина на полную катушку. Многие соотечественники при этом забывают, что Валентин — святой католической традиции, у православных же 14 февраля отмечается день своего святого — Трифона, который считается семейным покровителем. Так, в сербы в этот день с размахом отмечают Крестную славу святого Трифона. Людям непосвященным сложно понять, насколько это важно для сербских семей, потому на эту тему мы сегодня и поговорим.

Крестная слава — семейный праздник, который прославляет святого — покровителя конкретной ячейки общества. Как у каждого человека есть ангел-хранитель, так и у каждой семьи есть свой покровитель. Традиция прославления святого покровителя семьи передается от поколения к поколению, сын наследует семейную Славу от отца, отец, в свою очередь, от деда. Девушка до свадьбы празднует Крестную славу отца, после свадьбы — мужа.

По одной из версий, эта традиция в том или ином виде присутствовала у многих индоевропейских народов и уходит корнями еще в язычество. Некоторые исследователи считают, что сербы, еще будучи язычниками, верили, что каждая семья происходит от одного из почитаемых богов, в честь которого регулярно устраивались семейные праздники. В XIII веке мудрый сербский архиепископ Сава решил придать христианское обличие народным традициям, чтобы не искоренять их насильно. Так и появился семейный праздник Крестной славы. Аналогичным образом поступили и другие христианские церкви в Европе, но со временем праздник забылся — сегодня он остался в основном только у сербов и черногорцев.

Считается, что, кроме духовного, Крестная слава имеет и важное прагматическое значение: политическая ситуация на Балканах долгое время была очень непростой, сербы часто меняли фамилии, и связи с семьей, с предками могли бы прерваться, кабы не семейная Слава. Так сохранялась связь отца и сына, деда и внука, вне зависимости от политической ситуации, места проживания, имени и фамилии.

Перечислить дни всех празднований Крестной славы в течение года — значит, вкратце пересказать список праздников всех православных святых. Но есть дни, когда Крестную славу празднуют действительно очень многие семьи — это дни самых почитаемых святых. Например, Иоанна Крестителя (20 января), святых Савы (27 января), Трифона, Георгия (6 мая), Илии (2 августа), Николая Чудотворца (19 декабря).

Теперь о традициях празднования Крестной славы. Во многих областях принято святить воду, которая потом идет в тесто для славского калача — специального праздничного каравая. Калач украшается фигурками из теста и оттисками «Иисус Христос Ника», то есть «Иисус побеждает». Они делаются при помощи специальной деревянной печати — проскурника. Также на Славу готовится коливо, или славско жито — вареная пшеница, смешанная с орехами, сахаром, изюмом. Коливо, калач и красное вино в день Славы несут в церковь и освещают. Кроме того, все члены семьи, отмечающей Крестную славу, в этот день стремятся причаститься.

Семья приглашает к себе гостей и угощает их праздничным обедом или ужином. Если Слава выпадает на пост, то принято готовить постные блюда. Но трапеза от этого обычно не становится менее насыщенной.

Нам в России трудно в это поверить, но Крестная слава — это действительно важный семейный праздник, это не дань моде, а дань традициям. Славу празднуют весело и широко. Возможно, сегодня соблюдаются далеко не все традиции, но вот гости, вино, славский калач и веселое празднование остаются неизменными. Еще одно неоспоримое подтверждение того, что Слава в Сербии и Черногории очень важный праздник — это официальный выходной, который дается работающим членам семьи, если Слава выпадает на будний день.

Читать еще:  Почему снится умершая бабушка внучке. К чему снится могила бабушки? Появление бабушки во сне согласно соннику Раммеля

Наша маленькая на четверть сербская семья тоже отмечает Крестную славу. Как раз сегодня, в день святого Трифона. Конечно, в Москве все традиции соблюсти практически нереально. Мы, правда, не пробовали, но скорее всего наши московские священники не очень поймут, если мы придем к ним с просьбой освятить калач и вино. С другой стороны, испечь вкусный пирог, добавив в тесто немного святой воды, купить красное вино и накрыть вкусный стол — совсем несложно. Что мы с радостью и делаем каждый год 14 февраля. А поскольку до наших дней рождения остается еще полгода, то иногда мы называем Славу зимним днем рождения и воспринимаем ее как повод еще раз собраться вместе с друзьями. Что нисколько не умаляет духовной значимости торжества, разумеется.

Поделиться «Вековые сербские традиции: православная Крестная слава»

Святитель Са ́ вва I , архиепископ Сербский

Дни памяти

21 июня (переходящая) – Собор Афонских преподобных

12 сентября – Собор Сербских святителей

Житие

Краткое житие святителя Саввы I, архиепископа Сербского

Свя­ти­тель Сав­ва, воз­люб­лен­ное и лу­че­зар­ное све­ти­ло на серб­ском ду­хов­ном небо­сво­де, ро­дил­ся в бла­го­че­сти­вой се­мье пра­ви­те­лей Нема­ней. Из этой се­мьи про­изо­шло мно­же­ство свя­тых, как еще при жиз­ни свя­ти­те­ля Сав­вы, так и в те­че­ние двух по­сле­ду­ю­щих сто­ле­тий, вклю­чая и его от­ца, пре­по­доб­но­го Си­мео­на Ми­ро­то­чи­во­го (Ве­ли­ко­го жу­па­на Сте­фа­на), его мать, свя­тую Ана­стас­ию (Ан­ну) и его бра­та, пре­по­доб­но­го Сте­фа­на Пер­во­вен­чан­но­го. В воз­расте 17 лет, укло­нив­шись от бра­ка, свя­ти­тель Сав­ва при­нял мо­на­ше­ский по­стриг на Свя­той Го­ре Афон и ско­ро про­явил се­бя как непре­клон­ный во­ин и по­движ­ник Хри­стов. Че­ты­ре го­да спу­стя его отец от­рек­ся от пре­сто­ла Серб­ско­го ко­ролев­ства, по­стриг­ся в мо­на­ха и при­шел на Свя­тую Го­ру, где вме­сте со свя­ти­те­лем Сав­вой ос­но­вал Хи­лан­дар­ский мо­на­стырь. Поз­же свя­ти­тель Сав­ва был на­прав­лен Гос­по­дом об­рат­но в Сер­бию и объ­еди­нил свою смя­тен­ную стра­ну, по­лу­чив от все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха ав­то­ке­фа­лию для Серб­ской Церк­ви, спас ее от войн, бу­ше­вав­ших во­круг. Глу­бо­кий пат­ри­от, свя­ти­тель Сав­ва рев­но­вал об ограж­де­нии без­опас­но­сти Сер­бии. При­няв­ший ар­хи­епи­скоп­ский сан с ве­ли­ким при­нуж­де­ни­ем, он был ис­тин­ным ис­их­а­стом. Со­вер­шен­но про­ник­шись уче­ни­ем древ­них от­цов пу­сты­ни, он дал то на­прав­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни Сер­бии, ко­то­ро­му она и до­ныне сле­ду­ет. Про­све­ти­тель Сер­бии, свя­ти­тель Сав­ва был ве­ли­ким по­бор­ни­ком пра­во­сла­вия. По смер­ти про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми.

Полное житие святителя Саввы I, архиепископа Сербского

Свя­ти­тель Сав­ва, пер­вый ар­хи­епи­скоп Серб­ский, в ми­ру Ро­сти­слав (Рас­т­ко), был сы­ном са­мо­держ­ца Сер­бии Сте­фа­на Нема­ни и Ан­ны, до­че­ри гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ро­ма­на. С ран­не­го дет­ства он усерд­но по­се­щал цер­ков­ные служ­бы и пи­тал осо­бую лю­бовь к ино­кам. В сем­на­дца­ти­лет­нем воз­расте, встре­тив рус­ско­го ино­ка со Свя­той Го­ры Афон, Ро­сти­слав тай­но оста­вил от­чий дом и при­был в рус­ский Пан­те­ле­и­мо­нов мо­на­стырь. (По Про­мыс­лу Бо­жию в год рож­де­ния свя­то­го – 1169 – древ­ний мо­на­стырь свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на был от­дан на веч­ное вла­де­ние рус­ским ино­кам.) Отец его, узнав, что сын на Афоне, сна­ря­дил це­лую дру­жи­ну с вер­ным во­е­во­дой и на­пи­сал пра­ви­те­лю об­ла­сти, ку­да вхо­дил Афон, что, ес­ли ему не вер­нут сы­на, он пой­дет на гре­ков вой­ной. При­быв в мо­на­стырь, во­е­во­да ве­лел глаз не спус­кать с Ро­сти­сла­ва. Во вре­мя ве­чер­не­го бо­го­слу­же­ния, ко­гда упо­ен­ные ви­ном во­и­ны усну­ли, Ро­сти­слав при­нял по­стриг (1186 г.) и по­слал ро­ди­те­лям свою мир­скую одеж­ду, во­ло­сы и пись­мо. Инок Сав­ва су­мел убе­дить сво­их дер­жав­ных ро­ди­те­лей при­нять мо­на­ше­ство. Отец пре­по­доб­но­го (па­мять пре­по­доб­но­го Сте­фа­на, во ино­че­стве Си­мео­на, ца­ря Серб­ско­го, 13 фев­ра­ля) вме­сте с сы­ном под­ви­зал­ся в Ва­то­пед­ской оби­те­ли. На Афоне они об­но­ви­ли серб­ский Хи­лен­дар­ский мо­на­стырь, и эта оби­тель по­лу­чи­ла зва­ние цар­ской став­ро­пи­гии. В Хи­лен­дар­ском мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Сав­ва был по­свя­щен в диа­ко­на и за­тем во пре­сви­те­ра. В Со­лу­ни за свои ино­че­ские по­дви­ги на Свя­той Го­ре пре­по­доб­ный был удо­сто­ен са­на ар­хи­манд­ри­та. В 1219 го­ду в Ни­кее на празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы все­лен­ский пат­ри­арх Гер­ман ру­ко­по­ло­жил ар­хи­манд­ри­та Сав­ву в сан ар­хи­епи­ско­па всей Сер­бии. При этом пре­по­доб­ный Сав­ва ис­про­сил у гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра пра­во ищу­ще­му до­сто­ин­ства ар­хи­епи­ско­па быть по­свя­ща­е­мым в Сер­бии со­бо­ром епи­ско­пов, что бы­ло очень важ­но для то­го вре­ме­ни ча­стых войн меж­ду во­сточ­ны­ми и за­пад­ны­ми вла­сти­те­ля­ми. При­быв из Ни­кеи на Свя­тую Го­ру, свя­ти­тель в по­след­ний раз обо­шел все мо­на­сты­ри, по­кло­нил­ся всем церк­вам и, вспо­ми­ная бла­жен­ное жи­тие пу­стын­ных от­цов, в глу­бо­ком со­кру­ше­нии про­стил­ся с по­движ­ни­ка­ми, «ис­хо­дя из Свя­той Го­ры, как бы из неко­е­го Бо­же­ствен­но­го рая». По пу­ти с Афо­на, удру­чен­ный тя­же­стью раз­лу­ки со Свя­той Го­рой, свя­ти­тель ед­ва шел. Толь­ко сло­ва явив­шей­ся свя­то­му во сне Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – «имея Ме­ня Спо­руч­ни­цею к Ца­рю всех, Сы­ну и Бо­гу Мо­е­му, о сих ли еще скор­бишь?» – выз­во­ли­ли его из уны­ния, пе­ре­ме­нив пе­чаль на ра­дость. В па­мять об этом яв­ле­нии свя­ти­тель за­ка­зал в Со­лу­ни две боль­шие ико­ны Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­став­лен­ные им в церк­ви Фило­ка­лии.

Читать еще:  Приснился дельфин к чему эту. Явились дельфины в воде, море, бассейне

В Сер­бии де­я­тель­ность пер­во­свя­ти­те­ля по устрой­ству дел Церк­ви и оте­че­ства со­про­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Во вре­мя ли­тур­гии и все­нощ­ной, ко­гда свя­ти­тель при­хо­дил по­ка­дить над гро­бом сво­е­го от­ца, пре­по­доб­но­го Си­мео­на, свя­тые мо­щи ис­то­ча­ли бла­го­ухан­ное ми­ро.

Ве­дя пе­ре­го­во­ры с вен­гер­ским ко­ро­лем Вла­ди­сла­вом, объ­явив­шим вой­ну Сер­бии, про­слав­лен­ный небес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми свя­ти­тель не толь­ко до­ста­вил же­лан­ный мир сво­е­му оте­че­ству, но и при­вел в пра­во­сла­вие вен­гер­ско­го мо­нар­ха. По­ло­жив на­ча­ло ис­то­ри­че­ско­му су­ще­ство­ва­нию са­мо­сто­я­тель­ной Серб­ской Церк­ви, свя­ти­тель Сав­ва спо­соб­ство­вал так­же утвер­жде­нию серб­ской го­судар­ствен­но­сти. Чтобы укре­пить неза­ви­си­мое го­су­дар­ство сер­бов, свя­той ар­хи­епи­скоп Сав­ва вен­чал на цар­ство дер­жав­но­го бра­та Сте­фа­на. По пре­став­ле­нии Сте­фа­на, вен­чав на цар­ство его стар­ше­го сы­на Ра­до­сла­ва, свя­ти­тель Сав­ва от­пра­вил­ся в Свя­тую Зем­лю «со сле­за­ми об­ло­бы­зать свя­той Гроб Хри­стов и страш­ную Гол­го­фу». Вер­нув­шись на ро­ди­ну, свя­ти­тель бла­го­сло­вил и вен­чал на цар­ство Вла­ди­сла­ва и, для боль­ше­го утвер­жде­ния пре­сто­ла серб­ско­го, об­ру­чил его с до­че­рью бол­гар­ско­го кня­зя Аса­на. Свя­той пер­во­свя­ти­тель обо­шел всю зем­лю Серб­скую, ис­пра­вил ино­че­ские уста­вы по об­раз­цу афон­ских и па­ле­стин­ских, по­стро­ил и освя­тил мно­же­ство церк­вей, утвер­ждая пра­во­слав­ных в ве­ре. За­вер­шив свой по­двиг на ро­дине, свя­ти­тель, на­зна­чив сво­им пре­ем­ни­ком иеро­мо­на­ха Ар­се­ния, ру­ко­по­ло­жив его во епи­ско­па и пре­по­дав всем бла­го­сло­ве­ние, от­пра­вил­ся в невоз­врат­ный путь, же­лая «окон­чить дни свои стран­ни­ком в зем­ле чу­жой». Прой­дя всю Па­ле­сти­ну, Си­рию и Пер­сию, Ва­ви­лон, Еги­пет и Ана­то­лию, по­всю­ду по­се­щая свя­тые ме­ста, бе­се­дуя с ве­ли­ки­ми по­движ­ни­ка­ми, со­би­рая свя­щен­ные остан­ки свя­тых, свя­ти­тель окон­чил свое стран­ствие в Тыр­но­ве, в Бол­га­рии, в до­ме род­ствен­ни­ка ца­ря Аса­на, где с ду­хов­ной ра­до­стью пре­дал свою ду­шу Гос­по­ду († 1237). При пе­ре­не­се­нии свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля Сав­вы в Сер­бию в 1237 го­ду ис­це­ле­ния бы­ли столь мно­го­чис­лен­ны, что бол­га­ры ста­ли роп­тать на Аса­на, «за­чем он усту­па­ет та­кое со­кро­ви­ще». На ро­дине свя­ти­те­ля его чест­ные мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в церк­ви Ми­ле­ше­во, да­руя ис­це­ле­ние всем при­хо­дя­щим с ве­рою. Жи­те­ли Тыр­но­ва про­дол­жа­ли по­лу­чать ис­це­ле­ния от остат­ков гро­ба свя­ти­те­ля, ко­то­рые бла­го­че­сти­вый Асан при­ка­зал со­брать вме­сте и по­ло­жить во вновь со­ору­жен­ную гроб­ни­цу.

На­сле­дие свя­ти­те­ля Сав­вы Серб­ско­го жи­вет в пра­во­слав­ном цер­ков­ном пре­да­нии сла­вян­ских на­ро­дов. С его име­нем свя­за­но пер­вое вве­де­ние Иеру­са­лим­ско­го уста­ва в сла­вян­ских ино­че­ских оби­те­лях, по Ти­пи­ку свя­то­го Сав­вы до­ныне жи­вет Серб­ский Хи­лен­дар­ский мо­на­стырь на Афоне. При­над­ле­жа­щая свя­ти­те­лю ре­дак­ция Корм­чей кни­ги с тол­ко­ва­ни­я­ми Алек­сия Ари­сти­на ста­ла наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной в Рус­ской Церк­ви. В 1270 го­ду мит­ро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му Ки­рил­лу был при­слан из Бол­га­рии пер­вый спи­сок Корм­чей свя­то­го Сав­вы. С него бы­ла спи­са­на од­на из древ­ней­ших рус­ских Корм­чих – Ря­зан­ская Корм­чая 1284 го­да. Она, в свою оче­редь, лег­ла в ос­но­ву пе­чат­ной Корм­чей, из­дан­ной в 1653 го­ду и неиз­мен­но с тех пор пе­ре­из­да­вав­шей­ся в Рус­ской Церк­ви. Та­ков вклад свя­ти­те­ля Сав­вы в ка­но­ни­че­скую со­кро­вищ­ни­цу пра­во­сла­вия.

Новогодние и рождественные традиции Сербии. Часть 2.

Итак, продолжаем знакомиться с традициями такого близкого нам, русским, народа — сербами))

Часть первую можно найти здесь.

Часть 2.

Как уже говорилось, Сербия — православная страна. Православие здесь имеет давние и глубокие корни. Пятьсот лет ига османов не смогли уничточить его — здесь сохранилась масса древнейших монастырей, храмов и святых мест.

Монастырь Милешева, церковь Вознесения, XIII век.

Успенская церков монастыря Любостиня, XIII век.

Фреска «Успение Богородицы» (фрагмент), XIII век.

Коммунисты во главе с Броз Тито тоже старались, как могли, уничтожить веру, но таких страшных мер, как в России, здесь не было. Да, запрет на посещение церкви был. Но люди продолжали креститься, продолжали поститься и Рождество (Божич) отмечалось всюду, особенно в деревнях.

Про уничтожение храмов я не слышала, но вот строительство новых замораживалось — например, строительство храма святого Саввы в Белграде, прерванное II Мировой войной, было продолжено только в конце 80х годов прошлого столетия.

Храм святого Саввы на Врачаре — Белград. Возведение храма завершено, храм действует, но внутренняя отделка еще далеко не закончена.

Католическая елка до сих пор не стала символом Божича в Сербии, хотя ее можно видеть на некоторых площадях (не на центральной), в некоторых магазинах (но далеко не во всех) — телевидение и реклама делают свое дело. Хотя по домам тоже далеко не всегда ставят елку. Поэтому огромных елочных базаров здесь нет — нет нужды. Зато можно купить живую елку в ведерке — с тем, чтобы после праздника посадить обратно в почву.

Три недели до этого святого праздника имеют каждая свои обычаи.

Самая первая — это детская неделя. В воскресение этой недели дети должны вручить подарки всем родным. Это должны быть мелочи, сделанные детскими руками. Маленькие приятности, которые малыши готовят или сами, или в школе, или в детском саду. Конечно же, все держится в строжайшем секрете и потом с великим торжеством дарится))

Вторая неделя — мамина.

Дети с огромным нетерпением ждут воскресенья этой недели, потому что в этот день рано утром они должны пробраться к маме в спальню как можно раньше и, взяв заранее приготовленный ремень, веревочку или поясок, успеть крепко-накрепко привязать ремешок к маминой ноге!! Тогда ей ничего не останется, кроме как выкупить свою свободу подарками — приятными мелочами. Чаще всего это что-то из детской одежды — маечки, кофточки — одним слово, «ситнице» — т.е. мелочи. Но как это весело и смешно!

Читать еще:  Что означает родинка над губой справа. Как влияет расположение родинок на лице на судьбу

Эта процедура проделывается и со всеми знакомыми женского пола. Со мной это было так. Я открыла дверь, ничего не подозревая, и на меня кинулась наша маленькая соседка с ремешком в руках. Быстро-быстро перекинула его через мою ногу (вот что значит годы тренировок) и закричала, давясь смехом: «или будешь связана, или отдашь подарок!» Хорошо, что меня заранее предупредили, что такое возможно, только забыли сказать, что это будет именно в этот день.

Третья неделя — папина.

Здесь все проще. Привязать папу надо, когда он ест. Потому что просто его связать — чего доброго еще развяжется, надо его прочно привязать к стулу. Да потяжелее. И откупаться он может только деньгами — подарочками уже не отделается. Причем, если маме как-то доверяют, и она может просто дать обещание, что обязательно даст подарок — только за ним сходит, то папу отпускать на слово нельзя, поэтому папы с утра кладут в карман бумажник, и заранее имеют какую-то мелочь в нем.

Сочельник — Бадни дан

6 января — наш Сочельник — по-сербски «Бадни дан».

Святой Савва — святой покровитель Сербии, реальное историческое лицо — в свое время тонко ввел языческие традиции балканских народов в обычаи христиан. Поэтому день накануне Божича в Сербии (и, по-моему, в Болгарии тоже) зовется Бадни дан. Бадняк — это полено, чаще из дуба (горит дольше). В этот день в селах глава семейства должен с сыновьями ехать в лес за бадняком — существует масса обрядов, как это должно происходить. Но в городах это сделать невозможно, поэтому люди покупают или рвут ветки дуба и несут их в храм.

В этот вечер происходят все принятые в православии обряды. Но для Сербии характерно еще и сжигание бадняка. Так как в городе в квартирах нет очагов, люди собираются около храмов, и каждый несет полено или ветки дуба и бросает в общий костер.

Интересно видеть, как толпы людей спешат под вечер к храму (храмов в Белграде очень много, в каждом районе по нескольку) и несут свои ветки. Малыши и те держат по веточке и деловито спешат за взрослыми. Сжигаемое дерево символизирует уходящий год, уходящие беды, которые надо сжечь. Желательно, чтобы из костра летели искры — чем их больше, тем плодороднее будет год))

Я наблюдала, как молодые парни собираются просто у нас во дворе, жгут костер, поют песни, смеются.

В этот же день сербы закупают дубовые ветки с пшеничными колосками, которые должны простоять в доме 3 рождественских дня. В это время в доме запрещено что-либо мыть или прибирать. Зато на третий день рождества проводится генеральная уборка и дуб торжественно выносится из дома и оставляется на дереве, обязательно плодоносном — это привлечет в дом благоденствие и процветание. Идешь потом по городу и видишь на деревьях висящие венки и букетики из пшеницы и дубовых веток с листьями.

Рождество — 7 января — домашний праздник для сербов, его принято отмечать дома. Это праздник единения семьи — преемственности поколений. У сербов очень развит культ семьи («пОродицы»).

Ранним утром самый маленький ребенок в семье должен обойти всех родственников и возвестить о светлой вести — «Христос родился!» и получить ответ: «Воистину родился!». За эту весть малышу достаются подарки и подарками обмениваются все родные и близкие. Этого малыша зовут «Божич Бата» — это обязательный атрибут праздника, особенно в селах.

Кроме того, к этому дню в доме печется погача — особый вид выпечки, состоящий из нескольких булочек, в которых запекается монетка. Этими булочками одариваются все родные. Тот, кому достается булочка с монеткой, считается счастливчиком — ему весь год будет сопутствовать удача. А вот если булка достается Божич Бате, хозяин дома должен выкупить у него монетку — чтобы благосостояние не ушло из дома.

Божич в Сербии — один из главнейших праздников в году. Праздник надежд, культа семьи и светлых радостей.

В своем рассказе я передала то, что узнала сама об этом прекрасном событии, живя в Сербии три года. Я не претендую на научность — если есть какие-то неточности, заранее прошу прощения. Просто я очень люблю Сербию и сербов и хочу поделиться с вами любовью и уважнеием к этому прекрасному народу))

Источники:

http://www.srpski.ru/2013/02/vekovye-serbskie-tradicii-pravoslavnaya-krestnaya-slava/
http://azbyka.ru/days/saint/769/group
http://www.livemaster.ru/topic/1581740-novogodnie-i-rozhdestvennye-traditsii-serbii-chast-2

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×