Толстой во мраке и в пыли. Анализ стихотворения меня во мраке и в пыли

Алексей Толстой — Меня, во мраке и в пыли

Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
№ 4 В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
№ 8 Что для других неуловимо.

И с горней выси я сошел,
Проникнут весь ее лучами,
И на волнующийся дол
№ 12 Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздается,
Как сердце каменное гор
№ 16 С любовью в темных недрах бьется,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
№ 20 Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струей подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
№ 24 Что все рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
№ 28 Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
№ 32 И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.

Menya, vo mrake i v pyli
Dosel vlachivshego okovy,
Lyubovi krylya voznesli
V otchiznu plameni i slova.
I prosvetlel moy temny vzor,
I stal mne viden mir nezrimy,
I slyshit ukho s etikh por,
Chto dlya drugikh neulovimo.

I s gorney vysi ya soshel,
Proniknut ves yee luchami,
I na volnuyushchysya dol
Vzirayu novymi ochami.
I slyshu ya, kak razgovor
Vezde nemolchny razdayetsya,
Kak serdtse kamennoye gor
S lyubovyu v temnykh nedrakh byetsya,
S lyubovyu v tverdi goluboy
Klubyatsya medlennye tuchi,
I pod drevesnoyu koroy,
Vesnoyu svezhey i pakhuchey,
S lyubovyu v listya sok zhivoy
Struyey podyemletsya pevuchey.
I veshchim serdtsem ponyal ya,
Chto vse rozhdennoye ot Slova,
Luchi lyubvi krugom lia,
K nemu vernutsya zhazhdet snova;
I zhizni kazhdaya struya,
Lyubvi pokornaya zakonu,
Stremitsya siloy bytia
Neuderzhimo k bozhyu lonu;
I vsyudu zvuk, i vsyudu svet,
I vsem miram odno nachalo,
I nichego v prirode net,
Chto by lyubovyu ne dyshalo.

Vtyz, dj vhfrt b d gskb
Ljctkm dkfxbdituj jrjds,
K/,jdb rhskmz djpytckb
D jnxbpye gkfvtyb b ckjdf/
B ghjcdtnktk vjq ntvysq dpjh,
B cnfk vyt dblty vbh ytphbvsq,
B cksibn e[j c ‘nb[ gjh,
Xnj lkz lheub[ ytekjdbvj/

B c ujhytq dscb z cjitk,
Ghjybryen dtcm tt kexfvb,
B yf djkye/obqcz ljk
Dpbhf/ yjdsvb jxfvb/
B cksie z, rfr hfpujdjh
Dtplt ytvjkxysq hfplftncz,
Rfr cthlwt rfvtyyjt ujh
C k/,jdm/ d ntvys[ ytlhf[ ,mtncz,
C k/,jdm/ d ndthlb ujke,jq
Rke,zncz vtlktyyst nexb,
B gjl lhtdtcyj/ rjhjq,
Dtcyj/ cdt;tq b gf[extq,
C k/,jdm/ d kbcnmz cjr ;bdjq
Cnhetq gjl]tvktncz gtdextq/
B dtobv cthlwtv gjyzk z,
Xnj dct hj;ltyyjt jn Ckjdf,
Kexb k/,db rheujv kbz,
R ytve dthyenmcz ;f;ltn cyjdf;
B ;bpyb rf;lfz cnhez,
K/,db gjrjhyfz pfrjye,
Cnhtvbncz cbkjq ,snbz
Ytelth;bvj r ,j;m/ kjye;
B dc/le pder, b dc/le cdtn,
B dctv vbhfv jlyj yfxfkj,
B ybxtuj d ghbhjlt ytn,
Xnj ,s k/,jdm/ yt lsifkj/

Анализ стихотворения Толстого «Меня, во мраке и в пыли…»

Любовь — центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой » Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» обещает избраннице счастливую встречу — воссоединение всех душ, которое случится по ту сторону «неволи», «земного горя».

В стихотворении, датированном 1851-1852 гг., автор развивает тему любви как божественного дара, преображающего человека. Специфика лирической ситуации, представленной в тексте, сближает ее с пушкинским «Пророком». В обоих случаях перед читателем разворачивается впечатляющая картина: высшие силы производят фантастическую трансформацию, в ходе которой смертный получает новые удивительные качества.

Существенны и различия: в пушкинской версии подчеркивается болезненность загадочной манипуляции, у Толстого все свершается само собой, по воле «любови».

Особенно сильны пушкинские реминисценции в зачине. Лирического героя Толстого томит несвобода. «Мрак» и «пыль» его существования напоминают «пустыню мрачную» отшельника,

Процесс преображения, занимающий у Пушкина основную часть текста, в толстовском произведении совершается мгновенно. Не конкретизируется и персонаж, сумевший осуществить эти изменения. Чудесные результаты мистической операции — тема, на которой сосредоточен лирический субъект.

Какие ощущения испытывает вознесенный «любови крыльями»? Он наделяется удивительно зорким зрением и чутким слухом, поэтому в состоянии созерцать «мир незримый» и понимать то, что «неуловимо» для непосвященных. Герой, озаренный лучами «горней выси», по-новому видит земные долины и может проникать в тайную жизнь природы.

Читать еще:  У 24 июля день рождения.

Детали пейзажа, открывшиеся преображенному лирическому «я», ярки и динамичны. В темной глубине горных скал бьется живое «сердце каменное», а под корой дерева бежит невидимая «певучая» струя сока. Стремясь придать эпизоду особую выразительность, автор концентрирует в нем эпитеты, олицетворения и оригинальные метафорические конструкции.

Герой, умудренный сокровенным знанием, осмысливает новый опыт: истинным законом и источником жизни является любовь, рожденная божественными силами. К ней, как к своему единому началу, инстинктивно стремится природа. Право прикоснуться к гармонизующей сути мироздания доступно лучшим из людей — пророкам, обладающим чутким «вещим» сердцем.

Дайджест:

Анализ стихотворения Толстого «Господь, меня готовя к бою…» Стихотворение «Господь, меня готовя к бою…» впервые появилось на страницах «Русской беседы» в 1857 году. Оно посвящено теме предназначения поэта и поэзии, которую рано или поздно затрагивает в своем творчестве. .

Анализ стихотворения «Ты поскачешь во мраке по бескрайним холодным холмам»; Бродский «Ты поскачешь во мраке по бескрайним холодным холмам»;. Стихотворение является ярким примером, демонстрирующим своеобразную поэтику Бродского: много внимания уделяется звуковой стороне стиха, на­громождение друг на друга речевых конструкций, использование реминисценций. .

Анализ стихотворения Тютчева «Я знал ее еще тогда…» Историю создания лирического творения 1861 г. связывают с именем Амалии фон Лерхенфельд. Романтическая привязанность к «младой фее», баварской красавице-аристократке, родилась еще в юношеском возрасте. «Самая давняя любовь», — так Тютчев. .

Анализ стихотворения Храни меня, мой талисман Стихотворение А. С. Пушкина «Храни меня, мой талисман…» было написано в 1825 году и основано на событиях, имевших место в жизни поэта. Перед отъездом Пушкина в Михайловское княгиня Воронцова подарила. .

Анализ стихотворения Блока «Мчит меня мертвая сила…» Свой первый цикл стихов Александр Блок посвятил Прекрасной Даме, прототипом которой стала его будущая супруга Любовь Менделеева. Отношения с ней складывались весьма непросто, хотя поэт был знаком со своей избранницей. .

Анализ стихотворения Толстого «Коль любить, так без рассудку…» 1850-е годы — расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению. .

Анализ стихотворения Толстого «Волки» Ранний период творчества Алексея Толстого овеян мистикой. Нет, чего-то необычного в карьере молодого камер-юнкера, который открыл в себе писательский талант, не было. Однако свои первые произведения этот автор неизменно выдерживал. .

Анализ стихотворения Толстого «Бор сосновый в стране одинокий стоит…» В начале 1840-х годов состоялся поэтический дебют Алексея Константиновича Толстого. «Листок для светских людей» без подписи опубликовал стихотворение «Бор сосновый в стране одинокой стоит…». В тексте видно явное влияние творчества. .

Анализ стихотворения «У меня не живут цветы» Н. С. Гумилева Поэзия Гумилева кажется очень сложной для понимания и восприятия. Поэт использует в своих стихах иносказания, часто слова несут в себе скрытый смысл. Отсюда, наверное, загадочность, почти мистика. В ранней поэзии. .

Анализ стихотворения Симонова «Жди меня, и я вернусь» Война для Константина Симонова началась в 1939 году, когда он был направлен на Халхин-Гол в качестве корреспондента. Поэтому к тому моменту, как Германия напала на СССР, поэт уже имел представление. .

Анализ стихотворения Толстого «С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…» Духовное родство — основа романтических отношений влюбленной пары в трактовке толстовской лирики. Божественная природа любви несомненна: земные проявления высокого чувства являются «отблесками вечной красоты», осколками раздробленного идеала. Истинное счастье ждет. .

Анализ стихотворения Фета «Не отходи от меня…» Мастер лирического фрагмента, Фет не ставил целью изобразить историю любви в ее причинно-следственных или психологических нюансах. Поэта привлекали мимолетные движения души, «эфирные оттенки» ощущений, по выражению Боткина. Влюбленный герой фетовских. .

Анализ стихотворения Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» Наибольшее количество стихотворений Алексей Константинович Толстой создал в 1850-е годы. В частности, речь идет о пейзажной зарисовке «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…». По словам самого графа, на его становление как. .

Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…» Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно. .

Анализ стихотворения Толстого «Где гнутся над омутом лозы…» «Где гнутся над омутом лозы…» — небольшая баллада графа Алексея Константиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Ее сюжет легко умещается в пару строк: мать засыпает на берегу водоема. Пока она наслаждается. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…» В 1912 году Ахматова написала небольшое стихотворение «Приходи на меня посмотреть…». Впоследствии оно дало название популярной российской мелодраме, поставленной по пьесе Надежды Птушкиной. Премьера ленты состоялась в 2001 году. Один. .

Читать еще:  К чему снятся сны из прошлого. Гость из будущего

Анализ стихотворения Ахматовой «Сказал, что у меня соперниц нет…» В своих стихах Анна Ахматова нередко вела бесконечные беседы с вымышленными персонажами. По большей части это были мужчины, с которыми в своем воображении поэтесса разыгрывала сцены ревности, любви, разлуки и. .

Анализ стихотворения Тютчева «Все отнял у меня казнящий бог…» Практически каждый человек в своей жизни вплотную подходит к той черте, за которой ему нужно будет держать ответ за свои поступки не перед окружающими, а перед Богом. Не избежал этой. .

Анализ стихотворения Толстого «Двух станов не боец…» Говоря об особенностях поэтического кредо автора, исследователи часто цитируют фрагменты произведения, появившегося в 1858 г. Первая строка стихотворного текста, который открывается выразительной метафорой, вошла в число афоризмов. Он выражает позицию. .

Анализ стихотворения Есенина «Разбуди меня завтра рано…» Покинув родное село Константиново и обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращался в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине в те моменты, когда на душе было особенно. .

Анализ стихотворения Пушкина «Храни меня, мой талисман…» Стихотворение «Храни меня, мой талисман…» принято связывать с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. С ней Пушкин познакомился во время пребывания в Одессе. Ее портреты долгое время украшали поля рукописей поэта. Под имением. .

Анализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано…» Стихотворение создано поэтом в 1917 году. Оно явилось первым откликом Есенина на февральскую революцию. Под образом «дорогого гостя» подразумевается образ революции, ведь поэт надеялся, что она принесет благо простому люду. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Идешь, на меня похожий…» Марина Цветаева по праву считается одной из самых ярких и самобытных русских поэтесс первой половины 20 века. Ее имя неразрывно связано с таким понятием, как женское мировосприятие в литературе, образное. .

Анализ стихотворения Толстого «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…» Своеобразной отправной точкой, из которой развивается лирическая ситуация в творениях Толстого, служит воспоминание. Оно часто связано с темой любви. В стихотворении » С тех пор как я один, с тех. .

Анализ стихотворения Толстого «Ты клонишь лик, о нем упоминая…» Расцвет лирической темы в творчестве Толстого приходится на 1850-е гг. Искренность интонаций, мудрость позиции лирического «я», психологическая точность и простота стиля — качества, объясняющие неувядающую свежесть толстовских творений. Стихотворение, датированное. .

Анализ стихотворения Толстого «Прозрачных облаков спокойное движенье…» Завораживающая картина «осени мирной» начинает стихотворный текст, написанный незадолго до смерти автора, в 1874 г. Спокойствие и умиротворение — чувства, которые вызывает тихий пейзаж. В нем нет кричащих оттенков, лишь. .

Анализ стихотворения Толстого «Средь шумного бала, случайно…» Русский поэт и писатель Алексей Толстой не был повесой и ловеласом, однако в 33-летнем возрасте все же скомпрометировал себя романом с замужней Софьей Алексеевной Миллер. Он познакомился с ней на. .

Анализ стихотворения Толстого «Против течения» Алексей Толстой по своей натуре не был бунтарем, однако его увлечение литературой мало кто одобрял в светском обществе. Виной всему было графское происхождение поэта, который хоть и воспитывался без отца. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Вы, идущие мимо меня…» «Юношеские стихи» — сборник, никогда не издававшийся при жизни Цветаевой. В него входят произведения, создававшиеся в период с 1913 по 1915 гг. Формально они никакого отношения к юношеским годам Марины. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Муж хлестал меня узорчатым…» Весной 1910 года в Париже состоялось знакомство Ахматовой и итальянского художника, скульптора Амедео Модильяни. Спустя двенадцать месяцев между молодыми людьми вспыхнул роман. Они виделись каждый день — гуляли по улочкам. .

Анализ стихотворения Толстого «Дождя отшумевшего капли…» Соотнесение пейзажной картины с внутренним состоянием лирического «я» — отличительная черта толстовской поэтики. По принципам параллелизма построена композиция раннего стихотворения, написанного в 1840-х гг. Оно начинается с изображения тихого теплого. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Ты пришел меня утешить, милый…» У Анны Ахматовой было не так уж много верных друзей, одним из которых оказался литератор Михаил Лозинский. С ним поэтесса познакомилась в 1911 году, когда примкнула к кружку акмеистов и. .

Анализ стихотворения Фета «Не говори, мой друг: Она меня забудет…» Личную жизнь Фет старался держать в тайне, не вынося на суд общественности. Несмотря на то, что любовная лирика занимает значительное место в его творчестве, у стихотворений нет конкретных адресатов. Поэт. .

Анализ стихотворения Толстого «Порой, среди забот и жизненного шума…» Лирический герой Толстого убежден: дневная суета неблаготворно влияет на состояние души, заполняя собой все пространство и отвлекая от главного. В произведении «Есть много звуков в сердца глубине…» обременительные хлопоты обозначаются. .

Анализ стихотворения Толстого «О, если б ты могла хоть на единый миг…» Сострадательность и отзывчивость отличают любовное переживание героя толстовской лирики. Слушая печальную историю жизни своей собеседницы, он «мысленно прострадал», «перечувствовал» драматические события, о которых рассказала женщина. Горячее участие в ее судьбе. .

Читать еще:  Юрий Лонго — «белый колдун. Надежное средство от сглаза и порчи

Анализ стихотворения Толстого «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя…» Роковая встреча Алексея Толстого и Софьи Миллер состоялась в 1852 году, и уже через несколько месяцев они стали любовниками. Роман стал достоянием общественности, и до определенного момента к нему относились. .

Анализ стихотворения Толстого «Ты знаешь край, где все обильем дышит…» В 1861 году Алексей Константинович Толстой переехал на постоянное жительство в имение Красный Рог, располагавшееся в Черниговской губернии. С украинскими землями, с местной природой тесно связано и детство писателя. Рос. .

Анализ стихотворения Толстого «Мадонна Рафаэля» «Сикстинская Мадонна» — картина итальянского художника Рафаэля Санти, общепризнанный шедевр искусства эпохи Возрождения. Значительная часть ученых склоняется к тому, что полотно создавалось для алтаря церкви, находившейся при монастыре Святого Сикста. .

Анализ стихотворения Толстого «Ты знаешь, я люблю там…» Блестящий камер-юнкер и дипломат, молодой Алексей Толстой подавал огромные надежды. Ему пророчили прекрасную карьеру при дворе, но лишь до тех пор, пока достоянием общественности не стал тот факт, что этот. .

Анализ стихотворения Баратынского «Где сладкий шепот…» Произведение, датированное 1831 г., предвосхищает появление русской усадебной лирики, развитие которой началось спустя 10-15 лет. Тематическая принадлежность текста подтверждается его идейно-художественной структурой. Одна из ведущих ролей возложена автором на образ. .

«Меня, во мраке и в пыли…» А. Толстой

«Меня, во мраке и в пыли…» Алексей Толстой

Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой тёмный взор,
И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.

И с горней выси я сошёл,
Проникнут весь её лучами,
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздаётся,
Как сердце каменное гор
С любовью в тёмных недрах бьётся,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струёй подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что всё рождённое от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к Божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.

Анализ стихотворения Толстого «Меня, во мраке и в пыли…»

Любовь — центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» обещает избраннице счастливую встречу — воссоединение всех душ, которое случится по ту сторону «неволи», «земного горя».

В стихотворении, датированном 1851—1852 гг., автор развивает тему любви как божественного дара, преображающего человека. Специфика лирической ситуации, представленной в тексте, сближает ее с пушкинским «Пророком». В обоих случаях перед читателем разворачивается впечатляющая картина: высшие силы производят фантастическую трансформацию, в ходе которой смертный получает новые удивительные качества. Существенны и различия: в пушкинской версии подчеркивается болезненность загадочной манипуляции, у Толстого все свершается само собой, по воле «любови».

Особенно сильны пушкинские реминисценции в зачине. Лирического героя Толстого томит несвобода. «Мрак» и «пыль» его существования напоминают «пустыню мрачную» отшельника, неожиданно повстречавшего серафима.

Процесс преображения, занимающий у Пушкина основную часть текста, в толстовском произведении совершается мгновенно. Не конкретизируется и персонаж, сумевший осуществить эти изменения. Чудесные результаты мистической операции — тема, на которой сосредоточен лирический субъект.

Какие ощущения испытывает вознесенный «любови крыльями»? Он наделяется удивительно зорким зрением и чутким слухом, поэтому в состоянии созерцать «мир незримый» и понимать то, что «неуловимо» для непосвященных. Герой, озаренный лучами «горней выси», по-новому видит земные долины и может проникать в тайную жизнь природы.

Детали пейзажа, открывшиеся преображенному лирическому «я», ярки и динамичны. В темной глубине горных скал бьется живое «сердце каменное», а под корой дерева бежит невидимая «певучая» струя сока. Стремясь придать эпизоду особую выразительность, автор концентрирует в нем эпитеты, олицетворения и оригинальные метафорические конструкции.

Герой, умудренный сокровенным знанием, осмысливает новый опыт: истинным законом и источником жизни является любовь, рожденная божественными силами. К ней, как к своему единому началу, инстинктивно стремится природа. Право прикоснуться к гармонизующей сути мироздания доступно лучшим из людей — пророкам, обладающим чутким «вещим» сердцем.

Источники:

http://yebanko.ru/analiz/tolstoy/mrake
http://essay.englishtopic.ru/analiz-stixotvoreniya-tolstogo-menya-vo-mrake-i-v-pyli/
http://pishi-stihi.ru/menya-vo-mrake-i-v-pyli-tolstoj.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×