Толкование иоанна 12. Большая христианская библиотека

Толкование иоанна 12. Большая христианская библиотека

12:1-11 Помазание Иисуса, совершенное грешной женщиной, о котором рассказывается у Луки (7,36-50), – эпизод, отличный от помазания Иисуса Марией, описанный также Матфеем (26,6-13) и Марком (14,3-9).

12:3 драгоценного мира. См. ст. 5, где Иуда оценивает стоимость этого мира в сумму, равную годовой заработной плате наемного работника и почти в три раза большую, чем та, которая была получена самим Иудой за предательство Иисуса.

ноги Иисуса. Матфей и Марк указывают, что Мария возлила благовония на Его голову.

12:7 оставьте ее. В этих словах Иисуса, скорее, забота о чувствах Марии, чем упрек Иуде.

12:8 всегда. не всегда. Иисус Христос, Сын Божий, – вечен; Иисус из Назарета жил на земле неполных тридцать три года (см. 2 Кор. 5,16).

12:11 ради него. веровали. Многие из иудеев уверовали в Иисуса, потому что видели воскрешенного Им Лазаря. Они, в сущности, не столько поверили, сколько констатировали факт. Вера же есть “уверенность в невидимом” (Евр. 11,1).

12:13 осанна! См. Пс. 117,25. “Помоги” или “дай счастья”.

12:14-15 Все обстоятельства этого события были предсказаны Захарией (9,9).

12:20 некоторые Еллины. Это, по всей видимости, были не иудеи рассеяния (грекоязычные евреи называются в Деян. 6,1 иначе). Скорее, речь идет о прозелитах или “боящихся Бога” язычниках, которые посещали синагогальную службу, но не принимали обрезания (Деян. 8,27; 13,26).

нам хочется видеть Иисуса. Приход греков к Иисусу предзнаменовал собой приход язычников к вере в Иисуса (10,16; 12,32).

12:23 пришел час. В противоположность более ранним заявлениям Иисуса о том, что Его час еще не пришел (2,4; 7,6.8.30; 8,20), данное утверждение является первым из целого ряда тех, в которых говорится о приближении часа Его смерти и воскресения (12,27; 13,1; 16,32; 17,1). О смерти Иисуса говорится как о Его прославлении (хотя в других местах Писания крест и погребение явно рассматриваются как Его уничижение, Флп. 2,8). См. ком. к 13,31.

12:24 пшеничное зерно. Брошенное в землю зерно, прорастая, умирает, но из него вырастает колос.

12:25 Любящий душу свою. В Писании слово “душа” часто используется в значении “жизнь”. Возможна такая интерпретация этого стиха: любящий эту, мирскую жизнь, погубит душу, а не любящий мира, “ни того, что в мире”, сохранит свою душу для жизни вечной.

12:27 Душа Моя теперь возмутилась. Иисус чрезвычайно взволнован ожиданием того, что на Него падет гнев Его Отца, предназначенный для грешников. Тем не менее, Он принимает миссию первосвященника, возносящего молитву о грехах всех людей, и в очередной раз выражает Свою решимость исполнить ее до конца.

12:28 пришел с неба глас. За время земного служения Иисуса было три случая, когда Отец говорил с неба: во время Его крещения (Мф. 3,17), во время преображения (Мф. 17,5) и сейчас. Здесь, ради учеников (ст. 30), Отец запечатлевает посреднический труд Иисуса печатью Своего одобрения.

12:29 Народ. слышавший то. Описываемая ситуация аналогична той, которая сложилась в момент обращения Павла, когда сопровождавшие его люди слышали какой-то звук, но не могли различить отдельных слов (Деян. 9,7; 22,9).

12:31 Ныне суд миру сему. Т.е. наступил решающий момент в истории человечества. В зависимости от поведения, людей ждет либо приговор осуждения, либо прощение.

князь мира сего. Имеется в виду сатана (ср. 14,30; 16,11; 1 Ин. 4,4; 5,19; 2 Кор. 4,4; Еф. 2,2).

12:32 вознесен. Это намек на казнь через распятие (ст. 33), но одновременно и утверждение того, что Христос, как Примиритель, будет возвышен и займет место одесную Отца (см. ком. к 3,14).

всех привлеку. Эти слова не свидетельствуют о том, что спасение будет всеобщим, но подчеркивают, что крест Христа притягивает к себе всех и что через крест будут спасены люди всех национальностей, язычники и иудеи, которые позволят Иисусу привлечь их.

12:34 из закона. Слово “закон”, в его широком смысле, относилось ко всему ВЗ (10,34; 15,25).

Сыну Человеческому. Иудеи воспринимали этот титул как притязание на мессианство.

вознесену быть. Иудеи понимали это как намек на повешение или распятие и, исходя из Писания (Пс. 88,36.37), не могли примирить смерть Христа со своими представлениями о Мессии.

12:35 свет. Иисус отождествляет со светом Себя (1,4-9; 8,12; 9,5; 12,46). Его предстоящая смерть заключала в себе и идею наступления тьмы, однако Он поручает просвещение человеческих душ Своим ученикам, которых называет “сынами света” (ст. 36).

12:38 Да сбудется слово Исаии пророка. Земное служение Иисуса и Его смерть были предсказаны пророком Исаией. См. Ис., гл. 53.

12:41 видел славу Его. См. ком. к 12,38.

12:42 многие уверовали в Него. Несмотря на строгость суждения, произнесенного Исаией, в Иисуса верили даже некоторые религиозные лидеры. Они не решались заявлять открыто об этом, опасаясь фарисеев. Возможно, одним из тех, кто имеется здесь в виду, был Никодим, обладающий достаточным мужеством, чтобы пойти против течения (7,50-52; 19,39.40).

12:44 Иисус же возгласил. Особое внимание уделяется здесь оценке Иисусом Своего служения. Связь Иисуса с Его Отцом рассмотрена в трех аспектах: 1) веровать во Христа значит веровать в Отца (ст. 44); 2) видеть Христа значит видеть Отца (ст. 45); 3) слышать Христа значит слышать Отца (ст. 50).

Единство Иисуса Христа с Отцом будет особо рассматриваться в гл. 17. Исходя из вышесказанного, отвержение Христа является отвержением Отца, а также отвержением предложенного Им спасения и Его святого Слова. Следствием этого будет суд, хотя непосредственной целью воплощения Христа и Его служения было спасение тех, кто принадлежит Ему, а не осуждение тех, кто не верит. Это осуждение естественно вытекает из отвержения Евангелия (2 Кор. 2,15.16).

Читать еще:  Натальная карта максима галкина. Максим галкин

Октавиан, был совсем юным, когда умер его отец Альберих, «властитель и сенатор всех римлян», завещавший ему светскую власть в Риме. Октавиану было шестнадцать лет. Однако через полгода наследник «властителя и сенатора всех римлян» уговорил влиятельных людей избрать его папой и занял престол под именем Иоанна XII. Это был юноша, испорченный до мозга костей. Убеждают в этом слова послов, направленных римлянами к императору Оттону I с жалобой на молодого папу.

Это дьявол!-рассказывали они.- И, как дьявол, ненавидит создателя. Он оскверняет святыню, он невоздержан, для него не существует справедливости. Он окружен женщинами, ради обладания которыми идет на святотатство и убийство. Он насильник и кровосмеситель. Все честные римлянки – девушки, замужние женщины и вдовы – бегут из Рима, чтобы не стать его жертвами. Латеранский дворец, в прошлом неприкосновенная святыня, превращен им в публичный дом. Среди других женщин там содержится и бывшая наложница его отца, ставшая теперь его любовницей.

Выслушав эти обвинения, император распорядился созвать специальный собор, на котором самые видные церковники должны были обсудить поведение молодого папы.

Сначала против папы выдвинули «незначительные» обвинения. Его обвинили в том, что он никогда не осеняет себя крестом, что он появляется перед верующими в военных доспехах, что часто с подозрительными компаниями отправляется на охоту, что он всегда сквернословит, играет в карты и просит языческих богов Зевса и Афродиту помочь ему выиграть.

Затем появились обвинения более серьезные. Так, его обвиняли в том, что он пил за здоровье сатаны(и ссылались на свидетелей, присутствовавших при этом).

Кардинал Джованни и епископ нантский обвиняли Иоанна в том, что он рукоположил одного из своих любимцев в епископский сан в конюшне. Обвиняли его также в продаже церковных должностей и установлении определенной платы за возведение в сан.

Рассказывали, что папа за деньги посвятил в сан епископа десятилетнего мальчика.

Потом были приведены примеры всевозможных кощунств папы, в частности многочисленные связи его с замужними женщинами. Был зачитан список женщин, с которыми он состоял в связи, среди них были и родственницы папы.

Упоминалось также убийство одного из кардиналов. По приказу Иоанна XII ему отрубили нос, уши, руки, ноги, и он умер в страшных мучениях. Все эти факты приводит Лиутпрандт в своих трудах и добавляет, что летописцы – епископы, и священники, и люди из народа – клялись, что готовы вечно гореть в геенне огненной, если они хоть что-то преувеличили.

Собор подтвердил все эти обвинения и постановил низложить папу. На его место(по указанию императора) был «избран» светский человек, имперский рыцарь, севший на престол под именем Льва VIII.

Правда, западная церковь до сих пор не признает законным его избрание и считает антипапой, а Иоанна XII – папой законным. Оттон покинул Италию, и притихший было Иоанн XII снова ворвался в Рим и занял папский престол. Он жестоко отомстил всем своим противникам. Льву VIII отрезали язык, нос, отрубили пальцы. Кардиналу Джованни отрубили руку, а епископа нантского отстегали хлыстами.

Иоанн XII созвал новый собор, на котором предыдущий собор был объявлен «сборищем продажных тварей», а папа Лев VIII – «раскольником», «изменником», «узурпатором святого престола». К имени же Иоанна собор прибавил эпитеты «пресвятейший», «блаженный», «почтеннейший», «добрейший». Это не продлило жизнь Иоанну. Вскоре он умер при не совсем обычных обстоятельствах. В последнее время он состоял в связи с одной красивой римлянкой. Муж ее, узнав об этом, подкараулил папу и так избил, что тот умер через неделю, «не успев принять причастия», как пишет Лиутпрандт.

(533 – 535), изменивший своё имя при вступлении на престол.

Биография

Став римским епископом в 18 лет, Иоанн прославил папский престол всевозможными пороками и преступлениями, так что благочестивые современники считали его воплощением дьявола. Иоанн XII считается самым аморальным папой не только того времени, но и во всей истории церкви. Согласно современным ему источникам, он превратил Ватикан в настоящий бордель, не стесняясь насиловать женщин-паломниц прямо в соборе Св. Петра. Иоанн оказал огромное влияние на церковь: он первый доказал, что в глазах церкви настоящая власть зависит от занимаемой должности, а не от человека. Стеснённый Беренгаром II Иврейским, Иоанн обратился за помощью к Оттону I Великому , и когда немецкий король победоносно вступил в Рим , папа, 2 февраля 962 года, возложил на него императорскую корону. Оттона возмущала та жизнь, которую вел папа Иоанн. Сразу же после коронации император пригласил молодого папу на встречу наедине, во время которой долго укорял его в безнравственности. Иоанн обещал раскаяться, но вместо этого начал проводить в Италии антиимператорскую политику. Оттон утвердил за церковью все её прежние владения и несколько их расширил, а папа и римляне дали ему присягу в верности и обещали при выборах папы строго соблюдать канонические постановления и посвящать вновь выбранного только после утверждения императором. По желанию Оттона, Иоанн учредил для вновь обращённых славян архиепископство в Магдебурге и епископство в Мерзебурге .

Как только император удалился из Рима, папа объединился с его врагом. Оттон вернулся и 4 декабря 963 года на соборе осудил и низверг Иоанна, на место которого был избран Лев VIII.

Смерть

После удаления императора Иоанн снова овладел Римом и изгнал своего соперника, но 14 мая 964 года умер от раны, полученной во время любовного похождения (по слухам, был убит ревнивым мужем дамы, которой он оказывал недвусмысленные знаки внимания). Согласно одному из исторических свидетельств, он «насиловал вдов и девственниц и был убит во время блудодействия разъярённым мужем одной женщины» (хотя некоторые ученые предполагают, что он скончался во время полового акта от апоплексии). Другая популярная легенда гласила, что он умер от того, что Сатана «стукнул его по голове», что также является средневековой метафорой для апоплексии.

Читать еще:  К чему снится отрубленная голова покойника. К чему снится отрезанная голова

Иоанн XII

Иоанн XII.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Иоанн XII (Оттавиано, граф Тускулумский), 955.XII.16 – 963.XII.4

Иоанн XII, Папа Римский (Ioannes Duodecimus). Мирское имя: Октавиан. Происхождение: Рим (Италия). Годы жизни: 937 – 14 мая 964. Годы понтификата: 16 декабря 955 – 4 декабря 963 или 14 мая 964. Отец: Альберих II. Мать: Альда Арльская.

После смерти Агапита II выборщики, верные данной присяге, избрали папой Октавиана, сына Альбериха II. Новый папа принял имя Иоанна XII. Жестокий и развратный восемнадцатилетний юнец превратил Латеранский дворец в публичный дом. Войны и политика интересовали его куда больше чем духовные дела. Иоанн ввязался в безуспешную войну против Пандульфа Капуанского на юге, в то время как Беренгарий Итальянский опустошал папские владения на севере. Иоанн обратился за помощью к германскому королю Оттону I. В 861 г. тот выступил в поход против вышедшего из повиновения ленника Беренгария. Избегая открытых столкновений, Беренгарий укрылся в одном из замков и позволил Оттону беспрепятственно войти в Рим. Оттон признал Иоанна папой. Иоанн, в свою очередь, дал присягу императору и поклялся не заключать союза с Беренгарием Итальянским и его сыном Адальбертом. 2 февраля 962 г. Оттон был торжественно коронован императором. Иоанн созвал Двенадцатый Римский собор, на котором учредил Магдебургское архиепископство и выполнил ряд других пожеланий Оттона. На следующий день император издал указ, известный как “Диплом Оттона”, которым подтвердил права Римской церкви на имущество и земли, дарованные Пипином Коротким и Карлом Великим . Оттон гарантировал избрание пап каноническим способом при условии посвящения после получения согласия императора. Однако как только Оттон покинул Рим, Иоанн нарушил данное обещание и вступил в переговоры с Беренгарием и Адальбертом. Он также направил в Венгрию и Византию гонцов с письмами, подстрекающими к войне против Оттона. Однако гонцы были перехвачены людьми императора, и папе пришлось объясняться перед ним за свои действия. В то же самое время Иоанн торжественно принял в Риме Адальберта. Римская знать, занявшая сторону императора, подняла восстание и призвала на помощь императора. 2 ноября 963 г. Оттон вновь вошел в Рим. Иоанна и Адальберта бежали в Тиволи. 6 ноября Оттон созвал собор из пятидесяти итальянских и немецких епископов, на котором Иоанн был обвинен в святотатстве, симонии, лжесвидетельстве, убийстве, прелюбодеянии, и кровосмешении и был письменно вызван на собор для дачи показаний. Иоанн, естественно, отказался явиться, отлучил всех участников собора от церкви и заявил, чтобы те выбирали себе нового папу. 4 декабря 963 г. собор объявил Иоанна XII низложеным, а вместо него выбрал папой чиновника папской канцелярии Льва, светского человека. За несколько дней он получил все необходимые посвящения, нарушив при этом многие церковные каноны. Однако когда отряды императорской армии покинули Рим, сторонники Иоанна подняли голову. Первое их восстание 3 января 964 г. было утоплено в крови, но во второй раз в феврале мятежникам удалось одержать верх. Лев VIII бежал из Рима, а на папский престол вернулся Иоанн. Он жестоко отомстил своим противникам. 26 февраля 964 г. Иоанн созвал новый собор, на котором аннулировал все постановления предыдущего. Лев VIII и его сторонники были отлучены от церкви. Принятые Львом постановления были признаны недействительными, а посвятивший его епископ Сико из Остии был лишен сана. Тем временем Оттон победил Беренгария и собрался вновь напасть на Рим, но в это время Иоанн скончался при загадочных обстоятельствах. По слухам, его разбил паралич во время любовных утех, и несколько дней спустя он умер.

Иоанн Богослов Толкование «Апокалипсиса» Иоанна Богослова

Последняя книга Священного Писания, а точнее Нового Завета, носит название «Откровение Иоанна Богослова». Но чаще ее называют «Апокалипсисом». Более таинственной книги невозможно представить. А ее второе название вселяет страх. То, что в «Откровении» зашифрованы события грядущего конца света, понятно уже из названия. Но как узнать, о чем именно писал Иоанн Богослов, ведь о своих видениях апостол рассказал неоднозначно?

Немного об авторе «Апокалипсиса»

Среди двенадцати апостолов, следовавших повсюду за Сыном Божьим, был один, которому Иисус, будучи уже на кресте, поручил заботы о своей матери — Пресвятой Деве Марии. Это был Иоанн Богослов.

Евангелист был сыном рыбака Зеведея и дочери святого Иосифа (Обручника Девы Марии) Саломии. Отец был человеком состоятельным, у него имелись наемные рабочие, сам он занимал значительное место в иудейском обществе. Мать служила Господу своим имуществом. Сначала будущий апостол был в числе учеников Иоанна Крестителя. Позже вместе со своим младшим братом Иаковом Иоанн покинул лодку отца на Генисаретском озере, откликнувшись на призыв Иисуса Христа. Апостол стал одним из трех самых любимых учеников Спасителя. Святой Иоанн Богослов стал даже называться наперсником — так говорили о человеке, особенно близком кому-либо.

Когда и как был написан «Апокалипсис»?

Уже после вознесения Иисуса, в ссылке, апостолом был написан «Апокалипсис» или «Откровение о судьбах мира». После возвращения с острова Патмос, куда и был сослан, святой написал свое Евангелие в дополнение к уже существовавшим книгам, авторами которых являлись Марк, Матфей и Лука. Кроме этого, апостол Иоанн создал три послания, главная мысль которых заключается в том, что идущим за Христом нужно учиться любить.

Уход из жизни святого апостола окутан тайной. Его — единственного из учеников Спасителя — не казнили и не убили. Примерно 105 лет было святому, когда сам Иоанн Богослов настоял на собственном погребении заживо. Могилу его раскопали на следующий день, но там никого не было. В связи с этим вспоминаются слова Христа, что апостол не умрет до второго пришествия Спасителя. Многие верующие уверены в правдивости этого высказывания.

«Апокалипсис» Иоанна Богослова

Само название книги апостола в переводе с греческого языка обозначает «откровение». Написание последней из частей Нового Завета происходило примерно в 75-90 годах после Рождества Христова.

Читать еще:  Приснилось что покойный ожил. К чему снится покойник, умерший

Некоторые исследователи Библии сомневаются в отношении апостола к авторству самой таинственной книги, так как стиль написания «Евангелие от Иоанна» и «Апокалипсиса» отличаются. Но существуют доводы в пользу святого.

  1. Автор называет себя Иоанном и говорит, что ему было откровение от Иисуса Христа на острове Патмос (именно там находился в ссылке святой).
  2. Сходство «Апокалипсиса» с посланиями апостола и Евангелием от его имени по духу, слогу и некоторым выражениям.
  3. Древние свидетельства, признающие, что Иоанн Богослов является автором последней книги Священного Писания. Это рассказы и ученика апостола св. Папия Иерапольского, и св. Иустина Мученика, жившего долгое время в одном городе со святым старцем, и многих других.

Суть «Откровения»

От всего Нового Завета последняя книга отличается по стилю и содержанию. Откровения от Бога, которые получил апостол Иоанн Богослов в форме видений, повествуют о появлении на земле антихриста, его числе (666), повторном пришествии Спасителя, конце света, Страшном Суде. Вселяет в сердца надежду то, что последнее пророчество книги описывает победу Господа над Дьяволом после нелегкой борьбы и появление новых неба и земли. Здесь будет вечное царство Бога и людей.

Интересно то, что число зверя — 666 — до сих пор понимаемое буквально, при толковании всей книги оказывается лишь ключом к разгадке буквенного содержания имени антихриста. Наступит нужное время — и весь мир узнает, как зовут противника Христа. Появится человек, который вычислит каждую букву в имени Сатаны.

Толкование Откровения Иоанна Богослова

Необходимо знать и помнить, что «Апокалипсис», как и любая из книг Священного Писания, требует особого подхода. Нужно пользоваться другими частями Библии, трудами св. Отцов, Учителей Церкви, чтобы правильно понять написанное.

Существуют различные толкования на «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Многие из них противоречивы. И в этом свете, по высказыванию одного из толкователей, протоиерея Фаста Геннадия, причина противоречия в том, что каждый человек по своему разуму пытается понять смысл видений святого апостола, дарованного Божьим Духом. Потому и истинная расшифровка таинственной книги возможна только благодаря Ему же. А высказывание святого Иринея Лионского гласит, что Божий Дух там, где Церковь. Только Ее толкование «Апокалипсиса» может быть правильным.

Главным толкованием «Откровения» считается труд святого архиепископа Кесарии — Андрея, датированное VI веком. Но есть книги других священнослужителей и богословов, объясняющих значение написанного в «Апокалипсисе».

Содержание начала «Апокалипсиса»

Один из современных авторов толкований последней книги Священного Писания — отец Олег Моленко. Храм Иоанна Богослова — так называется церковь, настоятелем которой он является. Его пояснения к «Апокалипсису» отражают в себе прошлые труды святых отцов, но в то же время они пропущены через призму настоящих событий и сегодняшней жизни.

В самом начале «Откровение» рассказывает о том, зачем был написан «Апокалипсис», где и как его получил апостол Иоанн Богослов. Подчеркивается важность предсказаний грядущего, подаренных людям, чтобы успеть подготовиться к Страшному Суду.

Далее содержится послание семи церквям. Толкование Иоанна Богослова показывает, что многие из предупреждений апостола, данные им через откровения, впоследствии сбылись. Так, произошел крах Ефесской Церкви.

Число 7 же указано не случайно. Оно священно и выбрано самим Богом. Здесь же — предупреждение об отмене антихристом христианских праздников и воскресного дня. Вместо этого для отдыха будет отведена суббота. На особое место числа 7 указывает многое в Библии и Церкви:

  • 7 Таинств;
  • 7 Вселенских Соборов в Церкви;
  • 7 Даров Святого Духа (основных);
  • 7 Его проявлений;
  • 7 Добродетелей (основных);
  • 7 страстей (грехов, с которыми нужно бороться);
  • 7 слов в Иисусовой молитве;
  • 7 прошений молитвы «Отче наш».

Кроме того, число 7 можно наблюдать и в жизни:

Об особенностях «Апокалипсиса»

Церковь Иоанна Богослова, настоятелем которой и является автор популярного Толкования отец Олег Моленко, собирает немало прихожан, жаждущих понять «Апокалипсис». Следует помнить, что эта книга пророческая. То есть все, о чем она рассказывает, произойдет, возможно, уже в недалеком будущем.

Трудно было читать и воспринимать пророчества в прошлом, но в наши дни кажется, что все сказанное в Откровении, написано для нас. И слово «вскоре» следует понимать буквально. Когда же это наступит? События, описанные в предсказаниях, будут оставаться лишь пророчеством до тех пор, пока не начнут сбываться, а дальше будут развиваться стремительно, потом времени совсем не останется. Это все произойдет, по толкованию отца Олега, возглавляющего храм Иоанна Богослова, с начала Третьей мировой войны, когда в ход пойдут все виды оружия, существующие в мире. О ней повествует 9 глава «Апокалипсиса». Начнется война как местный конфликт между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией, в который будет втянут весь мир. А продлится 10 месяцев, опустошив землю на одну треть от живущих на ней людей.

Можно ли без толкований правильно понять предсказания?

Почему «Откровение Иоанна Богослова» так сложно для правильного восприятия даже святым? Необходимо понимать, что апостол увидел все описанное в откровениях более 2000 лет назад и рассказал об этом доступными для того времени словами. А что касается небесного (или духовного), то это простым языком передать невозможно, отсюда символизм в пророчестве. Загадки и зашифрованные предсказания — для людей, далеких от Бога. Истинное значение всего сказанного в «Апокалипсисе» может открыться лишь духовным людям.

Еще много и долго можно говорить о пророчествах святого апостола, но одной статьи для этого будет мало. Толкования не всегда вмещаются даже в целую книгу. Церковь Иоанна Богослова (то есть апостол, как Иисус, руководит ею и покровительствует), коей считается современное православие, может дать до восьми разных толкований Священного Писания (по числу степеней духовного развития). К святым высшего уровня относится сам евангелист. Но таких, как он, единицы.

Верить или нет предсказаниям — дело каждого. Пророчества святого апостола нужны, чтобы задуматься над своей жизнью, покаяться в грехах и бороться с ними. Необходимо быть добрее и стараться противостоять злу, словно это и есть сам антихрист. Мира вам в душе!

Источники:

http://artpos.ru/prayers/tolkovanie-ioanna-12-bolshaya-hristianskaya-biblioteka.html
http://nlo-mir.ru/religia/44144-ioann-bogoslov-tolkovanie.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: