Толкование евангелия притча о талантах. Лукавый раб и ленивый

Притча о ленивом рабе

«. человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!».

Пешка на шахматной доске?

Эта притча христианам хорошо известна. Но, когда мы ее читаем, наше внимание обычно приковано к ленивому рабу. «Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый. » (Мф. 25:26)

Почему? Потому что уж очень печальным оказался его результат. Если у первых рабов было хорошо и стало еще лучше, то у последнего было хорошо, а стало совсем ПЛОХО! Ад, полное фиаско. Говоря спортивным языком, он не просто занял последнее место, но был дисквалифицирован.

Почему нас не столько интересует умноженное, сколько потерянное?! Не думаю, что из-за нашей «врожденной скромности». Несмотря на то, что конец ленивого раба ужасает, нам самим присуще похожее поведение: чаще всего человек, и даже христианин, ленится. Он готов меньше получить, лишь бы меньше затратить сил. Зачем лишний раз напрягаться, начинать служить, чем-то жертвовать? Зачем расточать себя? Гораздо удобнее БЫТЬ НА ГРАНИ, делать только то, что поможет не потерять спасение, но в то же время и не перенапрячься.

В притче сказано — дал по силе. Если ты считаешь себя не сильным делать что-либо, ты, тем не менее, силен помочь сделать это другим.

«По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета». Все проверяется временем: мотивация, ценности, терпение, а порой и самооценка. Как часто человек недооценивает себя! Почему подобное происходит? Да потому что служение или дело человека не кажется ему достаточно важным и значимым, такой человек чувствует себя, словно пешка на шахматной доске.

Пешки — самые многочисленные фигуры в шахматах. Всех остальных фигур по две, а пешек – множество. На первый взгляд кажется, что от них ничего не зависит: и даже ходить им можно только на одну клеточку. Самое большое, что им позволено — это в начале игры шагнуть сразу на две клетки! Раз – и оказался посреди доски. Стоит такая пешка в центре – никого вокруг, никто не защищает. Оглянешься: до своих далеко, а противник – вот он, рядом. О ЧЕМ ДУМАЕТ ГРОССМЕЙСТЕР?

Но гроссмейстер прав. Знаете, почему такой ход пешки очень важен? Дело в том, что через ту клетку, где она стояла раньше, открывается возможность для хода другим очень сильным фигурам — ферзю и офицеру. И зачастую пешка защищает короля, закрывая его собой. В итоге пешка даже может стать ферзем. О таких сказано: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю».

Многие из вас на самом деле уже давно не пешки, но каждый думает о себе по мере веры. Дорогой друг, верь, что ты над многим поставлен. Бог дал тебе те возможности, которых нет у других, ты можешь то, что не могут другие, а вместе все это – «шахматная партия»! И наш Гроссмейстер знает, где мы должны быть и что делать!

Важно не то, сколько тебе дано, а то, как ты этим распорядишься!

Вячеслав БОРИСОВ,
пресвитер церкви «Вифания»

Несколько слов о молитве

Современное христианство во многом напоминает большой футбол. На поле играют несколько человек, а на трибунах болеют десятки тысяч. Эти болельщики знают о футболе и футболистах все: им знакомы нюансы игры, ее тактика и стратегия, они могут рассказать обо всех великих играх прошлого. Они кричат и машут флагами, очень искренне болеют за свои команды, но… Большинство из них, выйдя на поле, скорее всего, даже не попадут по мячу.

Футболисты же, напротив, всю свою жизнь посвящают тренировкам, отказываясь от всего ради достижения результата.

Какое отношение все описанное имеет к молитве? Самое непосредственное. Молитва – дыхание духовной жизни. Если человек дышит – он жив; если человек жив – он дышит. Если христианин молится – он имеет духовную жизнь. Если нет – духовно мертв. Но точно так же, как с обычным, физическим дыханием, дело обстоит и с молитвой. Почти все люди могут пройти несколько километров, большинство способно самостоятельно подняться на пятый этаж. Но пробежать пять километров уже могут не все. А проплыть под водой пятьдесят метров в состоянии очень немногие. Дело в тренированности дыхания.

Какова ваша молитвенная жизнь? Как вы тренируете «духовные мускулы»? По воскресеньям в церкви, на домашней группе и перед едой? Насколько сильны и искренни ваши молитвы? Стоит ли удивляться, что Бог не действует через многих христиан. Он просто не может поручить исполнить дело человеку, который, образно говоря, пробежит пятьсот метров и упадет в изнеможении. Потому что не натренирован. Такие люди и наполняют трибуны «христианских стадионов», следя за игрой «профессионалов».

Читать еще:  Сон большой перстень. Перстень толкование сонника

Возможно, многие, прочитав эти строки, спросят: что же делать? Как научиться молиться? Точно такой же вопрос задали и ученики Иисусу. Он научил их молитве «Отче наш». Весьма примечательно, что Христос не стал указывать на прекрасные образцы молитвенников древности. Не стал говорить, что нужно молиться, как Давид, хотя все псалмы Давида и есть образцы молитв. Не стал приводить в пример Илию, чья молитва на три с половиной года затворила небо над Израилем, а потом по его молитве пошел дождь. Вовсе нет, Иисус сказал следующее: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф 6:9-13).

Молитва «Отче наш» – образец краткости. Но в сжатом виде она выражает полноту духовной жизни. Она содержит все учение Христа и сокровище нашей веры. Каждая фраза — это один из аспектов нашего хождения перед Богом: признание Божьего Отцовства («Отче наш, сущий на небесах»); прославление Бога («да святится имя Твое..»); просьба («хлеб наш насущный дай нам..»), покаяние за соделанное («прости нам грехи наши..»), прощение («как и мы прощаем должникам нашим»), признание Божьей защиты в своей жизни («не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого»), уверенность в том, что получим просимое («… ибо Твое есть царство, сила и слава»). Разговаривая в молитве с Богом своими словами, можно использовать эту структуру, чтобы охватить все сферы жизни — духовную и бытовую — и быть «натренированными профессионалами».

Да поможет Вам в этом Господь и наставит на всякую истину!

Станислав БУЛАНОВ

Вы НЕ ЗАБЫТЫ

«. Не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» (Евр. 6:10).

Когда старейшему гражданину Англии Henry Allingham исполнилось 111 лет, военно-воздушные силы устроили в его честь показательный полет, а Королевский оркестр сыграл «С днем рожденья». «Дейли Миррор» сообщила, что Генри Аллингэм был глубоко впечатлен оказанным ему вниманием. Восемьдесят шесть лет он хранил в душе страшные воспоминания об ужасах Первой мировой войны. Только когда Общество ветеранов разыскало его, страна узнала о тех, кого многократно резали, бомбили и обстреливали, но кто все перенес за свою родину.

Библия говорит о чем-то подобном в отношении христианской жизни. Те, кто вел брани Божьи, часто заканчивали свои дни ранеными, заключенными в тюрьму, а некоторые претерпели мученическую смерть как плату за свое служение. Какой-нибудь циничный скептик скажет на это, что, мол, добрые дела не остаются безнаказанными. Однако автор послания к Евреям говорит о другом. Он напоминает, что все, что мы сделали по вере и с любовью, однажды получит великое воздаяние от Бога (Евр. 6:10).

Вы чувствуете себя ненужным и забытым? Ощущаете бесполезность своего служения? Будьте уверены, что Бог не забыл ни одного вашего усилия и воздаст вам благостью и славой в Своем Царстве.

Нам кажется, что так убоги

И наши нужды, и мы сами;

Но не малы мы, братья, в Боге

Со всеми нашими делами.

Саффилд

Бог помнит и то наше добро, которое мы давно забыли

Из книги «Хлеб наш насущный»

Евангелие. Притча о талантах

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

По прошествии веков смысл рассказанной Спасителем притчи о талантах сделался настолько общепонятным, что само слово «талант», означавшее некогда крупную сумму денег, стало обозначать человеческую способность к труду и овладению ремеслами, занятиями искусством и наукой.

Талант – дар Господень. Все, что люди привыкли называть своим: здоровье и силы телесные, богатство и житейская смекалка, умелые руки мастера, глубокий ум ученого, чувство красоты у художника – все это не наше, а Божие. Эти дарования даются людям не просто так, но чтобы каждый в меру сил приумножал их ревностным служением Всевышнему и ближним. И в урочный час Правосудный Господь строго спросит каждого: на добро или на зло использовал ты вверенные тебе таланты?

Вот так в евангельской притче господин вручает своим рабам таланты: одному – пять, другому – два, третьему – один, каждому по его силе (Мф. 25, 14). Прошло много лет, прежде чем господин вернулся и потребовал у слуг своих отчета. Получившие пять и два таланта вдвое приумножили врученное им некогда достояние и удостоились похвалы: добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Не таков оказался третий раб: получив всего один талант, он пошел и закопал его в землю, а теперь принес господину и дерзко говорит: …я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф. 25, 24–25).

Услышав такой ответ, разгневанный владыка приказывает выбросить лукавого раба во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30). Постигшим смысл этой притчи ясно: так же поступит Господь господствующих и Царь царствующих с теми из нас, кто зароет в землю данные ему от Бога таланты.

Что значит зарыть талант в землю? Земля – это тело наше, созданное из земли и предназначенное земле, но жадное до пищи и питья, ненасытное в удовольствиях. Земля – это земное богатство, честь и слава, людская похвала и человеческая зависть. Отдавая жизнь служению своему телу или суетному тщеславию, мы зарываем данные нам от Бога таланты во прахе. Суровый приговор изрек таковым Господь!

Христиане призваны бодрствовать над своей душой, подвизаться в делах благочестия, неустанно нести на себе бремя семейного и общественного служения, прилежать к выпавшему на их долю труду. Разнеженная лень, лукавая праздность, допущенные даже на время, могут стать непреодолимым препятствием на пути к спасению. Постоянство в служении Богу и ближним, постоянный порыв к совершенству – только так умножаются человеческие таланты, только так торится тропа в Царство Небесное.

«Жестоким» назвал лукавый раб господина, требовавшего от него труда для приумножения вверенных ему богатств. Жесток ли Отец Небесный, заповедавший падшему человечеству: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19)? Нет, только не понимающий путей Промысла Божия может счесть это жестокостью и проклятием. За внешней суровостью слов, обращенных к изгоняемым из рая прародителям нашим, скрывалось Небесное Милосердие, дарующее надежду. Дабы очиститься от скверны первородного греха, душа человеческая должна осолиться двойной солью, омыться двойной влагой: солеными слезами покаяния и соленым потом труда.

Читать еще:  Церковный Православный праздник ноября. Молитва святителю Тихону, патриарху Московскому и всея России

Небесный Отец – строгий Учитель и Воспитатель. Его Благость ничего не имеет общего с безумием тех «добреньких» родителей, которые всячески ублажают своих детей, а потом удивляются: почему они вырастают ленивыми и злыми, неприспособленными к жизни и ни на что не годными? Сквозь множество испытаний проводит Господь Своих избранников, и так крепнут и расцветают их души.

Мускулы атлета, оставшись без упражнений, постепенно слабеют – и красивое мощное тело превращается в заплывшие жиром телеса. Вот так же душа дряблая и разнеженная, не закаленная в трудах, становится неспособной к брани духовной и с легкостью порабощается диаволом. «Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидают непрестающий плач и скрежет зубов», – восклицает святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В этом мире, созданном Премудростью Божией, все приносит плод: земля взращивает растения, плодоносят злаки и деревья, звери, птицы и рыбы приносят потомство. А человек, как духовное существо, должен взращивать в себе плоды духовные. Горе бесплодному! Его таланты, зарытые в землю, омертвеют и сгниют, а опустошенная душа сделается непригодной для Горнего Царства, станет годной только на потребу пламени адского. Благо плодоносному! Велика награда, ожидающая его, заслуженная им во время земного служения. Очевидно, что якобы жестокий господин из евангельской притчи о талантах желал просто испытать своих слуг, чтобы в трудах они сделались искусными, закаленными, стойкими и стало можно поставить их над многим (см.: Мф. 25, 21). Вот так же и Господь, взирая на умножающих данные им таланты во славу Божию, готовит им небесные венцы.

Некоторым кажется, что их дарования слишком малы, такие иногда даже впадают в ропот и зависть к более талантливым. Но на всяком месте можно угодить Господу! Трудолюбивый крестьянин или рабочий может взойти на высоты Царства Божия, а повелитель стран и народов – низринуться на самое дно преисподней. Бездушный богач после смерти своей с нестерпимой завистью смотрел на нищего калеку Лазаря, удостоившегося райского блаженства. Ленивому рабу из евангельской притчи не надо было наживать на данный ему талант еще пять или десять, достаточно было приумножить вверенное хотя бы вдвое, чтобы услышать: войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Господь наделяет каждого талантами по силам его души и не требует от человека непосильного ему. О разных же поприщах служения Богу в земной жизни святой Апостол Павел говорит:

Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 13–27).

Откуда человек знает, малы или велики данные ему Господом таланты? Рыбак Петр сделался первоверховным Апостолом. Молитва нищего Алексия, человека Божия, восходила прямо к Престолу Всевышнего. Не князем и не боярином, а простым купцом был Косма Минин, но заслужил славное звание спасителя отечества.

Преподобный Арсений Великий в юности получил блестящее светское образование, был воспитателем императора. Но удалившись в поисках спасения в пустыню, он сделался смиренным учеником египетских старцев-отшельников. Когда его спросили, чему он учится у этих старцев, многие из которых не знали даже грамоты, преподобный Арсений отвечал: «Науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал азбуки, которая преподается этими ничего не знающими в учености мира».

Большие дарования таят в себе и великий соблазн, и грозную опасность для наделенного ими человека. Такому легко впасть в прелесть диавольскую, счесть таланты не Божиим даром, а собственными достоинствами, возгордиться, и тогда случается страшное. История знает множество примеров того, как высокоодаренные люди не просто зарывали свои таланты в землю, но и приумножали это ставшее преисподним достояние – не во славу наделившего их талантами Господа, а на потребу человекоубийце-диаволу. Таковы бездушные богачи, ростовщики, жиревшие на слезах стариков и сирот, таковы тираны-правители, но худшие из них – это авторы соблазнительных книг, создатели еретических, богоборческих и человеконенавистнических теорий. Эти люди, называвшие себя писателями, учеными и философами, в очах Господних хуже самых свирепых убийц и самых гнусных растлителей, ибо зло, посеянное ими в мире, не исчезает с их собственной смертью, но длится порой веками, ввергая в пагубу тысячи и тысячи душ.

«Соблазн подобен моровой язве, которая в одном человеке начинается и многих заражает», – говорит святитель Тихон Задонский. И нет преступнее тех, кто выпестовал в себе духовную чуму, чтобы потом пустить ее в мир. Они не пачкали своих рук в крови и грязи, они таились в тиши кабинетов, склонившись над белой бумагой, но безумным мороком для целых народов оборачивались их «тихие труды». Это «глубокий мыслитель и примерный семьянин» Карл Маркс зверствовал руками большевиков в несчастной соблазненной России в годы красного террора. Это «пылкие демократы» Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов были жесточайшими из надсмотрщиков в сталинских лагерях. Это «блестящий философ и поэт» Фридрих Ницше посылал гитлеровцев умерщвлять людей в газовых камерах. «Ученый новатор» Зигмунд Фрейд призвал «раскрепостить инстинкты», то есть дать волю низким страстям человека, – и вот теперь тень Фрейда витает в притонах разврата, поощряет похоть и блуд, грехи содомские и гоморрские, с детства растлевает воображение людей порнографией, чтобы потом превратить их в нечистых животных.

В списке соблазнителей и развратителей человечества есть крупные и мелкие – от властителей дум до авторов бульварных книжонок. Но чем талантливее несущие семена соблазна книга или картина, фильм или музыка, тем горший для себя приговор услышат их авторы на Страшном Суде Господнем.

Но как много добра может совершить тот, кто к талантам своим приложил Боголюбие и братолюбие, усердно трудясь на ниве Господней. Как прекрасны и поучительны творения святых отцов, духоносных наставников наших, – словно мед и млеко поныне текут из их уст, питая верных. И в светском искусстве немало таких, кто посвятил себя не заигрыванию с низкими страстями, но служению высшему. Не просто картинами, но святыми иконами сделались лучшие полотна Нестерова, Васнецова, Александра Иванова. Духовная музыка Бортнянского, Глинки, Мусоргского не только услаждает слух, но и возвышает душу слушающего. Верными своими сынами считает Церковь Российская писателей Николая Гоголя и Федора Достоевского, Сергея Аксакова и Алексея Хомякова, Сергея Нилуса и Константина Леонтьева, лучшие страницы их книг поистине озарены светом Христовым.

Читать еще:  Что нужно делать с порванным кошельком. Приметы, которые привлекут деньги в кошелек

И нынешние люди искусства могли бы многое сделать для просвещения духовно обескровленного народа, но увы! Немного мы видим среди них ревнителей благочестия.

Усердный труд во славу Божию – вот единственный путь, на котором во всей красоте и полноте раскрываются таланты человеческие. Видя благое усердие и постоянство труженика, Господь не преминет возвести его из силы в силу и из славы в славу, откроет перед ним широкое поприще и укрепит Своею благодатью.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Каждый из нас наделен от Господа высочайшим талантом – Божественной способностью любить. Это дарование, любовь к Богу и ближним, мы должны особенно бережно взращивать в себе, особенно старательно приумножать. Если утратим мы этот талант из талантов, все прочие достоинства наши станут бесполезными и даже вредными душам нашим. А если сумеем преуспеть в любви, благие дела станут для нас потребностью, труд – радостью, а служение Господу и ближним – сладостнейшим из блаженств. Об этом-то царственном пути говорит святой Апостол Павел, призывая верных: Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший (1 Кор. 12, 31). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

Притчи Иисуса: «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет»

Одни из самых загадочных и трудных для толкования слов Иисуса содержатся в трех из четырех канонических Евангелий.

Кратчайшую версию мы находим в Евангелии от Марка:

И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. (Мк. 4:24-25)

В Евангелии от Луки (автор которого, по всей видимости, имел в качестве одного из источников Марка) есть похожий текст, но также эти слова включаются и в в притчу о минах. Правда, более известна эта притча в изложении Матфея, у которого речь идёт о талантах:

(цитата большая, приготовьтесь)

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 25:13-30)

Как же нам понимать это странное изречение?

Во многом его смысл определяется тем, как мы толкуем эти самые таланты. В современной речи слово «талант» является синонимом способности, врождённой склонности к чему-либо. Соответственно, и в этой притче мы склонны видеть указание на некие специфические черты характера или навыки, определяющие успех человека в том или ином деле. И здесь мы попадаем в так называемый герменевтический круг: сложившееся понимание притчи определяет содержание понятия «талант», которое в свою очередь явно влияет на наше толкование этой истории.

Попробуем разорвать круг, обратив внимание на то, что во всех трёх Евангелиях интересующий нас отрывок расположен в ряду других притч о Царстве Божьем. Возможно, и таланты как-то связаны с ним?

Предположим, что деньги, которые господин даёт рабам — это не какая-то харизма, а знание. Знание о Царстве Небесном, находящемся в центре проповеди Иисуса, равно как и его предшественника, Иоанна Крестителя.

Обладатели этого знания (а рабы из притчи изначально владеют им в разном объеме, что важно) могут по-разному им распорядиться.

В притче Иисуса это показано двояко: кто-то пускает свой «талант» в рост и получает дивиденды, а кто-то сберегает «на черный день». При этом предприимчивые рабы вознаграждаются, а просто сохранившие первоначальный «капитал» – лишаются его.

Почему так происходит?

Возможно, речь здесь идёт о том, что любое знание о Царстве Бога бесполезно, если оно не работает, принося плод.

Что пользы от знания, если оно осталось «похоронено» внутри человека и не использовалось для просвещения других людей и изменения окружающего мира? Такое знание ничего не даст своему владельцу, и будет в итоге у него отнято.

У кого есть желание обсудить такую трактовку, жду вас в комментариях. А в следующий раз мы обсудим, что такое Царство Небесное , и почему это не то место, куда отправляются души после смерти.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, где мы публикуем поучительные истории про авву и все, что не вписалось в цензуру: Роман с Дьяконом.

Источники:

http://cgazeta.ru/2011/9/495-pritcha-o-lenivom-rabe.html
http://andrey-one.prihod.ru/2015/12/29/evangelie-pritcha-o-talantah/
http://zen.yandex.ru/media/id/5d2c9d768da1ce00aed222a7/5d37450fac412400ae85950a

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: