Толкование евангелия от иоанна глава 17. Толкование нового завета феофилактом болгарским

Толкование на 17 главу Евангелия от Иоанна

Ст. 1,2. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную:

Прекрасным образом здесь смешаны учения о всеобщем и частичном искуплении. “Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью”, то силой Его несравненной Жертвы вся плоть находится под Христовым посредническим управлением, но объект, имеющийся здесь в виду, особый -это дар вечной жизни избранному народу: “да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную”.

Ст. 3. сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

Это значит, что никто из пребывающих в неведении относительно Бога и Его Сына Иисуса Христа, не имеет жизни вечной; но знание Бога и знание Христа есть несомненное доказательство того, что мы располагаем жизнью, которая никогда не умрет: “сия же есть жизнь вечная”.

Ст. 4-6. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить; и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое;

Не сладостно ли это – стать причастными нашему Божественному Господу? Эти избранные были в лучшем случае жалкими тварями, весьма забывчивыми и весьма заблуждающимися; и все же их Господь не выдвигает против них никаких обвинений, но говорит Своему Отцу: “Они сохранили слово Твое”.

Ст. 7. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть;

“Они научились соединять воедино Отца и Сына. Они знают, что, хотя Я есмь русло всякого благословения, все же Ты, Мой Отче, являешься источником, из которого оно истекает”.

“О, мы небесного Отца
как собственного чтим!
Мы ищем свет Его лица,
мы “Отче!” говорим!

Сын искупил нас на кресте,
и мы – Его народ.
Но Сын с Отцом – Одно везде,
и благодать, что во Христе,
к нам от Отца течет”.

Ст. 8. Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

Он смотрит на них в противоположность миру, который всецело отверг Его. В противоположность этому миру ученики приняли и уразумели Христа. О, какое блаженное различие производит благодать Божия между людьми! Все мы были слепыми по природе, и если теперь мы видим, то потому, что священный перст Христов коснулся глаз наших и отверз их. Пусть вся слава этого принадлежит Ему, но все же заметьте, как хорошо говорит Он о Своем народе: см. ст. 8.

Ст. 9,10. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои; и все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

О, блаженное единство интересов Христа и Его Отца! О, как несомненно мы принадлежим Отцу, если подлинно, на самом деле принадлежим Христу! О, какое святое единение учреждено таким образом!

Ст. 11. Я уже не в мире, но они в мире, а Як Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

Таким образом, это – молитва о сохранении и единстве народа Божиего, две весьма необходимые просьбы. Дай же Бог, чтобы они были исполнены в нас, чтобы мы были соблюдены, и соблюдены до конца, и – далее – соблюдены в живом единстве со всем народом Божиим, и с Отцом и Сыном!

Ст. 12,13. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

В этой изумительной молитве обратите внимание на особый смысл слов Христа: не только, чтобы мы имели радость, но чтобы имели радость Христову; и чтобы не просто имели ее, но чтобы имели ее в нас совершенную.

Ст. 14-16. Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла; они не от мира, как и Я не от мира.

Иисус дважды подчеркивает этот в высшей степени особый и важный факт, о котором мы никогда не должны забывать: “они не от мира”. Давайте же никогда не будем жить так, как будто мы от мира, но там, где установлено такое живое различие, Бог да поможет, чтобы такое же различие было и в наших жизнях! А теперь следует молитва об освящении.

Ст. 17,18. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир;

Христос был Великим Миссионером, Мессией, Посланным. Мы же – меньшие миссионеры, посланные в мир, чтобы совершать волю и замысел Отца.

Ст. 19, 20. и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их:

Это говорит о том, что Христова молитва объемлет также тех из нас, кто уверовал в Него по слову, возвещенному апостолами. Христос предвидящим оком смотрел на каждого из нас, кто веровал в Него, и молился за каждого из нас так же, как Он молился за Иоанна, Петра и Иакова.

Ст. 21, 22. да будут все едино;как Ты, Отче, во Мне, иЯв Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

Читать еще:  Никколо макиавелли философия кратко. Никколо макиавелли биография кратко

Единство – это слава Церкви Христовой. Оно призвано быть подлинным венцом Церкви Бога живого, и когда она оденет его, тогда изумленный мир признает и примет ее Господа.

Ст. 23. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

Изумительные слова! Как нам погрузиться в их глубину? Подумать только – Отец возлюбил нас так же, как Своего Единородного Сына! О, высота и глубина этой изумительной любви!

Ст. 24, 25. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче Праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня;

Обратите внимание на разделение, присутствующее здесь. Есть два лагеря: есть мир и есть Церковь. Что же их разделяет? Прочтите две этих фразы: “мир тебя не познал” и “сии познали, что Ты послал Меня”. Что стоит между ними? – “А Я познал Тебя”. Это Сам Христос, идущий между двумя лагерями подобно столпу облачно-огненному, черному от мрака для египтян, но яркому от света для израильтян. О, иметь Христа между вами и миром! Это -лучшая форма отделения: “Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал меня”.

Ст. 26. и Я открыл им имя Твое и открою,

Я читаю это так, как написано. Из-за опасения впасть в тавтологию наши добрые переводчики всегда боялись слишком часто употреблять одно и то же слово. И поэтому ради того, что они считали красотой языка, они употребили слово “открыл” вместо “дал познать (в смысле: “сделал известным, возвестил” – П. П.)”. Но на каком основании? Кто они такие, чтобы сметь поправлять слова Христовы? Здесь должно быть то же слово, которое было и до этого: “Мир Тебя не познал, а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; и Я дал познать им имя Твое и дам познать”.

Ст. 26. да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

О, да будет в нас эта любовь, ради Христа! Аминь.

Толкование евангелия от иоанна глава 17. Толкование нового завета феофилактом болгарским

в четырех книгах

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

Божественные мужи, жившие до закона, учились не из писаний и книг, но, имея чистый ум, просвещались озарением Всесвятого Духа, и таким образом познавали волю Божию из беседы с ними Самого Бога усты ко устом. Таков был Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но когда люди испортились и сделались недостойными просвещения и научения от Святого Духа, тогда человеколюбивый Бог дал Писание, дабы, хотя при помощи его, помнили волю Божию. Так и Христос сперва Сам лично беседовал с апостолами, и (после) послал им в учителя благодать Святого Духа. Но как Господь предвидел, что впоследствии возникнут ереси и наши нравы испортятся, то Он благоволил, чтоб написаны были Евангелия, дабы мы, научаясь из них истине, не увлеклись еретическою ложью, и чтоб наши нравы не испортились совершенно.

Четыре Евангелия Он дал нам потому, что мы научаемся из них четырем главным добродетелям: мужеству, мудрости, правде и целомудрию: научаемся мужеству, когда Господь говорит:

не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить

(Матф. 10, 28); мудрости, когда говорит:

будьте мудры, как змеи

(Матф. 10, 16); правде, когда учит:

как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

(Лук. 6, 31); целомудрию, когда сказывает:

кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем

(Матф. 5, 28). Четыре Евангелия дал Он нам еще и потому, что они содержат предметы четырех родов, именно: догматы и заповеди, угрозы и обетования. Верующим в догматы, но не соблюдающим заповедей, они грозят будущими наказаниями, а хранящим их обещают вечные блага. Евангелие (благовестие) называется так потому, что возвещает нам о предметах благих и радостных для нас, как то: об отпущении грехов, оправдании, переселении на небеса, усыновлении Богу, наследии вечных благ и освобождении от мучений. Оно также возвещает, что мы получаем эти блага легко, ибо не трудами своими приобретаем их и не за наши добрые дела получаем их, но удостаиваемся их по благодати и человеколюбию Божию.

Евангелистов четыре: из них двое, Матфей и Иоанн, были из числа двенадцати, а другие двое, Марк и Лука, из числа семидесяти. Марк был спутник и ученик Петров, а Лука Павлов. Матфей прежде всех написал Евангелие на еврейском языке для уверовавших евреев, спустя восемь лет по вознесении Христовом. С еврейского же языка на греческий перевел его, как носится слух, Иоанн. Марк, по наставлению Петра, написал Евангелие спустя десять лет по вознесении; Лука по прошествии пятнадцати, а Иоанн по прошествии тридцати двух лет. Говорят, что ему, по смерти прежних Евангелистов, представлены были, по его требованию, Евангелия, дабы рассмотреть их и сказать, правильно ли они написаны, и Иоанн, так как он получил большую благодать истины, дополнил, что в них было опущено, и о том, о чем они сказали кратко, написал в своем Евангелии пространнее. Имя Богослова получил он потому, что другие Евангелисты не упомянули о предвечном бытии Бога Слова, а он бого-духновенно сказал о том, дабы не подумали, что Слово Божие есть просто человек, то есть, не Бог. Матфей говорит о жизни Христовой только по плоти: ибо он писал для евреев, для которых довольно было знать, что Христос родился от Авраама и Давида. Ибо уверовавший из евреев успокаивается, если его удостоверят, что Христос от Давида.

Ты говоришь: «Ужели не довольно было и одного Евангелиста?» Конечно, довольно было и одного, но чтоб истина обнаружилась яснее, дозволено написать четырем. Ибо когда видишь, что эти четверо не сходились и не сидели в одном месте, а находились в разных местах, и между тем написали об одном и том же так, как бы то было сказано одними устами, то как не подивишься истине Евангелия, и не скажешь, что Евангелисты говорили по внушению Святого Духа!

Читать еще:  Во сне снится обручальное кольцо. Обручальное кольцо на мужчине во сне

Не говори мне, что они не во всем согласны. Ибо посмотри, в чем они несогласны. Сказал ли кто-нибудь из них, что Христос родился, а другой: «не родился»? Или сказал ли кто из них, что Христос воскрес, а другой: «не воскрес»? Нет, нет! В необходимом и важнейшем они согласны. А ежели они в главном не разногласят, то чему дивиться, что они по-видимому разногласят в неважном; ибо из того, что они не во всем согласны, наиболее видна их истинность. Иначе о них подумали бы, что они писали, сошедшись вместе, или сговорившись друг с другом. Теперь же кажется, что они несогласны, потому, что то, что один из них опустил, написал другой. И это в самом деле так. Приступим к самому Евангелию.

Почему святой Матфей не сказал «видение» или «слово», подобно пророкам, ибо они таким образом писали: «Видение, которое видел Исайя» (Ис. 1, 1) или «Слово, которое было к Исайи» (Ис. 2, 1)? Ты хочешь узнать, почему? Потому что пророки обращались к жестокосердым и непокорным, а потому и говорили, что это Божественное видение и слово Божие, чтобы народ убоялся и не пренебрег, что они говорили. Матфей же говорил с верными, благомыслящими, равно и послушными и поэтому не сказал предварительно ничего подобного пророкам. Имею сказать и другое нечто: что видели пророки, то они видели умом, созерцая это чрез Святого Духа; поэтому и называли это видением. Матфей же не умственно видел Христа и созерцал Его, но нравственно пребывал с Ним и чувственно слушал Его, созерцая Его во плоти; поэтому не сказал: «видение, которое я видел», или «созерцание», но сказал: «Книга родства».

Имя «Иисус» не греческое, но еврейское, и в переводе значит «Спаситель», ибо словом «яо» у евреев говорится о спасении.

Христами («Христос» по-гречески значит «помазанный») назывались цари и первосвященники, ибо они помазывались святым елеем, изливавшимся из рога, который полагали на их голову. Господь называется Христом и как Царь, ибо Он воцарился против греха, и как Первосвященник, ибо Он Сам принес Себя в жертву за нас. Помазан же Он истинным елеем, Духом Святым, и помазан преимущественно пред другими, ибо кто иной имел Духа так, как Господь? В святых действовала благодать Святого Духа, во Христе же действовала не благодать Святого Духа, но Сам Христос вместе с Единосущным Ему Духом совершал чудеса.

После того, как Матфей сказал «Иисуса», он прибавил «Сына Давидова» для того, чтобы ты не подумал, что он говорит о другом Иисусе, ибо был и другой знаменитый Иисус, вождь евреев после Моисея. Но этот назывался сыном Навина, а не сыном Давида. Он жил многими поколениями раньше Давида и был не из колена Иудина, из которого произошел Давид, но из другого.

Почему Матфей поставил Давида прежде Авраама? Потому, что Давид был более знаменит; он и жил позже Авраама, и был славным царем. Из царей он первый благоугодил Богу и получил обетование от Бога, что из его семени восстанет Христос, почему все и называли Христа Сыном Давида. И Давид в действительности сохранил в себе образ Христа: как он воцарился на место отверженного Богом и возненавиденного Саула, так и Христос пришел во плоти и воцарился над нами после того, как Адам лишился царства и власти, которую он имел над всем живущим и над демонами.

Группа

☦ Православное толкование Нового Завета

Информация

Описание: Читателям предлагается толкование Нового Завета, составленное блж. Феофилактом в XI веке на основании творений Иоанна Златоуста и иных святых отцов Православной церкви, живших ранее. Читая этот труд, вы обнаружите, что блж. Показать полностью… Феофилакт очень часто говорит об исключительной необходимости изучения Священного Писания и обязательности проповеди для всех христиан: и пастырей, и мирян.
Приводится также толкование на Откровение Иоанна Богослова, составленное прот. Геннадием Фастом в 1980-х годах на основе всех известных святоотеческих трудов, с учётом и опровержением многочисленных сектантских толкований.
Все тексты Священного Писания даются только на русском языке, тексты Нового Завета расставлены в соответствии с современной традицией разделения на стихи, с указанием их нумерации.

Другое

Действия

1 682 записи

Обратите внимание на замечательную книгу протоиерея Геннадия Фаста
“Толкование на Апокалипсис”

В ней приводится толкование на Откровение Иоанна Богослова, составленное прот. Геннадием Фастом в 1980-ых годах на основе всех Показать полностью… известных святоотеческих трудов, с учетом и опровержением многочисленных сектантских толкований.

При слове «апокалипсис» чаще всего представляют страшные картины конца света. Его приметы ищут во всем, нагнетая порой немалые страсти, опираясь как правило на таинственную последнюю книгу Священного Писания — Откровение святого Иоанна Богослова. И как-то стерлось из сознания людей, вступивших в XXI век, то, что Откровение Самого Христа, данное апостолу Иоанну 2000 лет тому назад, — это ведение, данное человечеству Господом о неминуемом торжестве правды, добра и любви, которым завершится нынешняя земная цивилизация. Да, будет три с
половиной года антихристова царства и мир сгорит в огне. Да, будет Страшный суд, и кто-то пойдет в геенну огненную. Всё это будет, но будет и всеобщее воскресение всех живущих на земле, будет новое бытие человечества, где венец творения Божьего — человек, не отрекшийся от Бога, будет снова вместе со своим Создателем.

В книге известного богослова протоиерея Геннадия Фаста
«Толкование на Апокалиспис», основанной на толкованиях святых
отцов, есть грозное предостережение нам, живущим, чтобы не
уловлены были князем мира сего, но есть и великая радость о
Господе, о грядущей встрече с Ним и Небесном Иерусалиме.
Написанная 35 лет назад в годы воинствующего безбожия, ныне, в
эпоху вседозволенности, книга стала ещё более злободневной. И
остается только порадоваться тому, что она наконец-то увидела свет.
Издание рассчитано на всех желающих познать истины Откровения
св. Иоанна Богослова, а также на учащихся духовных православных
учебных заведений в качестве учебного пособия.

Подпишись на Православное толкование Нового Завета

Мф.25:14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

Мф.25:15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Показать полностью…

Мф.25:16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

Мф.25:17. точно также и получивший два таланта приобрел другие два;

Мф.25:18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

Читать еще:  Святой блаженный августин исповедь. Августин блаженный «исповедь» (отрывки)

Мф.25:19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

Сказав выше, что «не знаете дня, когда Господь придет», Спаситель прилагает и притчу, показывая, что Он придет внезапно. Ибо Господь, как человек, отходящий в путь, призвал рабов Своих и поручил им то-то и то-то. Отходящим же называется соделавшийся ради нас человеком Христос или потому, что возшел на небеса, или же потому, что долго терпит и не вдруг требует от нас, но ожидает. Рабы Его – те, коим вверено служение слова, как-то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты. Ибо в тот сосуд вложит Бог дар Свой для меня, какой я представлю Ему: если представлю сосуд небольшой, то и дар вложит невеликий, а если сосуд большой, то и дар великий. Приявший пять талантов тотчас отошел и стал трудиться. Обрати внимание на усердие его: он ничего не пренебрег, но тотчас же принялся за дело, удвояя то, что получил. Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осужден будет. Даже если увидишь даровитого и стремительного человека, но дарования свои употребляющего во зло, для своих выгод, на обманы и на предметы чувственные, считай его тем, кто закопал талант свой в землю, то есть в земные предметы. Спустя много времени приходит давший свое серебро, то есть или божественные слова, ибо «слова Господни – серебро . расплавленное» (Псал. 11, 7), или же другое какое-нибудь дарование, возвышающее и прославляющее человека, имеющего его, – и требует отчета в полученном.

Мф.25:20. И, подойдя, получивший пять талантов, принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

Мф.25:21. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Мф.25:22. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

Мф.25:23. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Мф.25:24. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л,

Мф.25:25. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

Мф.25:26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л;

Мф.25:27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

Мф.25:28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

Мф.25:29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет;

Мф.25:30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Обоих, трудившихся над тем, что было дано, одинаково хвалит господин; каждый из них слышит: «хорошо, добрый раб и верный». Под именем доброго мы вообще разумеем человеколюбивого и щедрого, который благость свою простирает и на ближних. Оказывающиеся верными в малом ставятся над многим; ибо хотя мы и здесь удостоимся даров, но эти дары ничтожны в сравнении с будущими благами. Радость Господа – это то непрестающее веселие, которое имеет Бог, «веселящийся, – как говорит Давид, – о делах Своих» (Пс.103:31). Так радуются и святые о делах своих, тогда как грешники о своих скорбят и раскаиваются. Радуются святые и тому, что имеют столь богатого Господа. Заметь, что и получивший пять талантов, и получивший два таланта удостаиваются одинаковых благ; стало быть, получивший малое примет равную честь с получившим и совершившим великое, если данную ему благодать, как бы она мала ни была, употребит на доброе. Ибо каждый ради полученного им почитается высоко в том только случае, если это полученное употребил надлежащим образом. Благоразумные рабы таковы и бывают, а дурной и ленивый раб отвечает иначе, так, как свойственно ему. Он называет господина жестоким, подобно тому как и ныне многие из учителей говорят: жестоко требовать послушания от таких людей, в которых Бог не вложил покорности и не всеял послушания. Ибо это и обозначается словами: «ты жнешь, где не сеял», то есть: в кого ты не всеял покорности, от того требуешь покорности. Называя же господина жестоким, раб осуждает самого себя. Ибо если господин жесток, то рабу следовало бы еще более стараться, как такому, который имеет жестокого и немилостивого господина, так как если он требует чужого, то тем более потребует своего. Посему надлежало и тебе умножить то, что ты получил, и образовать учеников, от коих Господь потребовал бы должного. Учеников называет торгующими потому, что они передают или не передают другим слово. Требует от них лихвы, то есть показания дел, ибо ученик, принимая от учителя учение, и сам имеет его, и другим передает оное в целости, и присовокупляет к нему еще лихву, то есть доброделание. Итак, от лукавого и ленивого раба отнимается дар. Кто, приняв дар для того, чтобы приносить пользу другим, не употребляет его для этой цели, тот теряет этот дар; а проявивший большее усердие приобретет и дар больший. Ибо имеющему усердие дана будет и преизбудет большая благодать, а от неимеющего усердия отнимется и то дарование, какое он по-видимому имеет, так как кто не упражняется и не заботится об умножении дарования, тот теряет его и имеет только по-видимому, но в действительности погубил его своею леностью и небрежением.

Толкование Нового Завета, составленное блж. Феофилактом в XI веке на основании творений Иоанна Златоуста (IV век) и иных святых отцов Православной церкви, живших ранее.

Источники:

http://megaobuchalka.ru/4/18634.html
http://www.litmir.me/br/?b=315099&p=3
http://vk.com/tolknz

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: