Толкование библии луки 2 глава. Толкование нового завета феофилактом болгарским

Толкование Евангелия от Луки 2 глава

Новый Завет

Евангелие от Луки

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна
  • Деяния Апостолов
  • Послание Иакова
  • 1 Послание Петра
  • 2 Послание Петра
  • 1 Послание Иоанна
  • 2 Послание Иоанна
  • 3 Послание Иоанна
  • Послание Иуды
  • Послание к Римлянам
  • 1 Послание к Коринфянам
  • 2 Послание к Коринфянам
  • Послание к Галатам
  • Послание к Ефесянам
  • Послание к Филиппийцам
  • Послание к Колоссянам
  • 1 Фессалоникийцам
  • 2 Фессалоникийцам
  • 1 Послание к Тимофею
  • 2 Послание к Тимофею
  • Послание к Титу
  • Послание к Филимону
  • Послание к Евреям
  • Откровение Иоанна

2. РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО ИИСУСА (глава 2)

а. Рождение Иисуса (2:1-7)

Лук. 2:1-2. Лука относит рождение Христа ко времени правления кесаря Августа, т. е. императора Октавиана Августа, который официально правил римской империей с 27 г. до Р. Х. по 14 г. по Р. Х.

Фразу …перепись по всей земле следует читать как “перепись по всей Римской империи”.

Упоминание о правлении Квириния Сириею порождает нелегкую проблему.

Дело в том, что Квириний был губернатором Сирии с 6 по 11 годы по Р. Х., и это как будто не совпадает со словами Луки о том, что он правил ею до рождения Христа. Некоторые толкователи Библии высказывали, однако, предположение (на основании надписи, найденной на одном из римских памятников), что Квириний правил Сирией дважды, и начало первого его правления было до Рождества Христова. Следовательно и перепись населения он мог производить дважды, и та, о которой упоминается здесь, была первой.

Лук. 2:3-5. Иосиф и Мария должны были идти записываться в Вифлеем – в землю предков Иосифа, который, как и Мария, был потомком Давида (1:27), родившегося в Вифлееме.

Может показаться странным, что перепись не производилась по фактическому месту жительства людей, однако и из других источников известно, что в те времена на Ближнем Востоке это делалось именно так. Мария пошла с Иосифом, возможно, потому, чтобы не разлучаться с мужем в те дни, когда должен был родиться Младенец. Кроме того, оба знали, что Сын, Который родится у Марии, – Мессия, и, значит, на свет появиться Ему следует в Вифлееме (Мих. 5:2).

Лук. 2:6-7. Дитя и появилось на свет во время их пребывания в Вифлееме. То обстоятельство, что Иисус назван первенцем Марии, говорит о том, что после Него у нее были и другие дети. Поскольку для супружеской пары не нашлось места в гостинице, они, как утверждает предание, нашли приют в пещере близ нее. Там были ясли, где хранился корм для скота, и в эти ясли положила Мария Младенца, спеленав Его.

б. Поклонение пастухов (2:8-20)

Лук. 2:8-14. Ночью группе местных пастухов явился Ангел Господень (и вслед за ним многочисленное воинство небесное), который возвестил им о рождении в городе Давидовом (в Вифлееме) Спасителя. В первый момент слава Господня, исходившая от Ангела, поразила пастухов страхом великим. Но небесный посланник успокоил их: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, – произнес он (обратите внимание, что и здесь чувство радости ассоциируется у Луки со спасением).

Говоря о приходе в мир Христа Господа, евангелист не случайно, видимо, говорит и то, что радость Спаситель несет всем людям. Хотя, возможно, под фразой “всем людям” в первую очередь подразумевались “все люди” Израиля. Появившееся столь же внезапно, как и Ангел-благовестник, воинство небесное воздает славу Богу.

Лук. 2:15-20. Пастухи поспешили в Вифлеем и там, найдя Младенца, пересказали бывшим с Ним Марии и Иосифу то, что услышали от Ангела. Они понимали, что весть его была от Господа.

Первыми после ангелов вестниками о пришедшем в мир Мессии стали эти пастухи. Все слышавшие их дивились тому, что они рассказывали. Чувство радостного удивления (изумления) опять сопутствует у Луки возвещению о Мессии (сравните 1:21,63; 2:18,33; 4:22; 8:25; 9:43; 11:14,38; 20:26; 24:12,41); для передачи этого чувства слушающих он в разных местах пользуется несколькими греческими словами, но в переводе на русский язык это не нашло отражения.

Слушая пастухов, Мария не могла не думать с волнением о том, что из всех женщин Израиля именно она удостоилась стать матерью Мессии! Все их слова она сохраняла в сердце Своем. И возвратились пастухи к своему стаду, хваля Бога за все, что слышали и видели.

в. Обрезание Иисуса (2:21)

Лук. 2:21. Мария и Иосиф исполнили повеление Ангела, полученное Марией еще до зачатия Младенца (1:31), а Иосифом после этого (Матф. 1:18-21), и назвали Его Иисусом. Имя “Иисус” есть греческая форма еврейского “Иешуа”, означающего “В Иегове – спасение” (Матф. 1:21). По еврейскому обычаю Младенец был обрезан на восьмой день после рождения (Лев. 12:3); по-видимому, это было сделано в Вифлееме.

Читать еще:  Лунный календарь на июль года фазы луны. Магия чисел

г. Принесение Младенца пред Господа (2:22-38)

1) Мария и Иосиф приносят жертву.

Лук. 2:22-24. А когда исполнились дни очищения Марии после родов (Лев. 12:1-8; их здесь относится не к Марии и Иосифу, т. к. Иосиф в очищении не нуждался, а к иудеям: “дни очищения” по иудейскому закону), принесли Младенца в храм, чтобы представить Его пред Господа (Исх. 13:2, 12). Каждый перворожденный младенец мужского пола посвящался по Моисееву закону Господу, и принесение его в храм было в те дни символическим актом: новорожденный выкупался родителями за небольшую плату, вносимую священнику. Очищение Марии по закону Моисееву завершилось через 33 дня после обрезания Иисуса, и в знак этого за нее следовало принести жертву. С этими двумя целями и пришли в храм Иосиф и Мария, принеся с собою Младенца Иисуса. Разверзающий ложесна значит “выходящий из чрева матери” (от ред).

Жертва, которую принесли Мария и Иосиф, свидетельствует о том, что они были бедны; принести агнца они не имели возможности и купили пару голубок (или птенцов голубя).

2) Пророчество Симеона и его благословение (2:25-35).

Лук. 2:25-26. Симеону было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Мессии. Это был муж праведный и благочестивый, который всем сердцем ожидал Спасителя (“чаял” утешения Израилева; сравните с “ожиданием избавления” в стихе 38). Слова Луки о том, что Дух Снятый был на Симеоне, напоминают о ветхозаветных пророках, на которых пребывал Дух Святой.

Судя по тому, что Анна названа “пророчицею” (стих 36), можно думать, что и Симеон соответствовал традиционному израильскому представлению о Божием пророке. Особое обетование, полученное им от Святого Духа относительно лицезрения Мессии, возможно, было ответом на горячее чаяние им Избавителя, обещанного Израилю.

Лук. 2:27-32. Приведенный в тот день в храм Духом Святым, Симеон увидел Младенца и, взяв Его на руки, вознес хвалу и славу Богу (у Луки – это неизменная реакция благочестивых людей на откровение о Мессии). Слова Симеона звучат как псалом благодарения Богу за то, что Он исполнил Свое обещание и, вот, посылает Израилю спасение.

Три гимна благодарения и хвалы, записанные Лукой в первых двух главах его Евангелия (1:46-55, 68-79; 2:29-32), построены на осознании глубокой значимости рождения Иоанна и Иисуса для спасения как Израиля, так и всего человечества. Симеон прямо говорит, что Иисус станет Спасителем не только евреев, но и язычников. Идея спасения “язычников” вообще многократно подчеркивается в Евангелии от Луки.

Лук. 2:33. Слова, сказанные Симеоном, изумили Марию и Иосифа не потому, что он открыл им нечто до сих пор им неизвестное, а скорее потому, что этот “посторонний” человек так много знал об их Младенце. В известном смысле – больше их самих, так как им не было открыто, что будущее служение Его предназначено для всего мира, а не только для евреев.

Лук. 2:34-35. Симеон открыл далее Марии, что Сын ее станет предметом пререканий, точнее, знамением, относительно которого возникнет немало пререканий (споров). (Явление Христа и стало чудесным знамением исполнения Божиих обетований, но мир восстал против Него.) Старец открыл ей затем, что рождение Сына сулит ей сильную боль – как от меча, пронзающего душу. Ибо Он послан на падение и на восстание многих в Израиле (здесь Симеон говорит только об Израиле).

На протяжении всего Своего земного служения Иисус провозглашал, что единственный путь достичь Царства, которого столь долго жаждет народ, – это последовать за Ним. Принявшие это “восстали” (т. е. обрели спасение), отвергнувшие – отвергли и спасение (“пали”). В процессе споров и распрей по поводу Иисусова благовестия обнаружились глубоко скрытые мысли многих людей. Их полное и окончательное выявление происходило при вынесении ими решения – встать на сторону Сына Марии или против Него.

3) Анна благодарит Бога.

Лук. 2:36-38. Анна пророчица продолжила то, что начал Симеон. Это была вдова 84 лет, посвятившая себя служению Господу, которая постоянно находилась при храме. Она возвещала всем ожидавшим избавление в Иерусалиме о том, что Мессия уже пришел. Благодаря этой пророчице весть об Иисусе могла разнестись по всему городу.

д. О “возрастании” Иисуса в Назарете (2:39-40)

Лук. 2:39-40. После всего описанного Мария и Иосиф возвратились с Младенцем в Галилею, в город свой Назарет (находится примерно в 100 км. на север от Иерусалима). Лука опускает рассказ о бегстве Иосифа и Марии в Египет (сравните Матф. 2:13-21), так как в его задачу не входило привлекать внимание читателей к этому первому “отвержению” Мессии. В Назарете же Он впервые был отвергнут после того, как открыто объявил Себя Мессией.

Подготовка Иисуса к Его будущему служению проходила в Назарете. По мере того, как возрастал, Он укреплялся духом и исполнялся премудрости (“премудрость” Иисуса Лука подчеркивает и завершая эту главу; 2:52). И благодать Божий была на Нем, пишет евангелист

е. Посещение Иисусом храма (2:41-50)

Лук. 2:41-50. К 12 годам Иисус осознал Свое предназначение на земле.

По обыкновению Иосиф и Мария предприняли ежегодное путешествие в Иерусалим на праздник Пасхи. За днем Пасхи следовал семидневный праздник Опресноков (Исх. 23:15; Лев. 23:4-8; Втор. 16:1-8). Все эти восемь дней иногда называли “днями Пасхи” (Лук. 22:1,7; Иоан. 19:14; Деян. 12:3-4).

Возвращаясь в этот раз домой из Иерусалима, “родители” Иисуса лишь по дороге обнаружили, что Его нет с ними. Обеспокоившись, они стали искать Его сначала в толпе паломников, а потом вернулись в Иерусалим. Сказано, что они через три дня нашли Его в храме. Очевидно, имеется в виду, что через три дня после ухода из Иерусалима (день они были в пути, пока заметили отсутствие Иисуса, день возвращались назад, и на третий день нашли Его). Нашли в храме – сидящим посреди учителей (Закона), которых Он слушал и расспрашивал и которым, очевидно, отвечал на какие-то их вопросы, судя по словам Луки: Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. Иосиф и Мария удивились (в греческом тексте – сильно звучащее слово, которое можно передать как “радостно изумились”), увидя Его в таком обществе.

Читать еще:  Что делать если не получается молиться. Что делать, если разучился молиться

Но потом Мария упрекнула Его за то, что заставил так волноваться их – ее и Его “отца” (Иосифа). Ответ Иисуса прозвучал довольно решительно, но, возможно, и с недоумением по поводу их тревоги: или вы не знали (намек на сообщенное им в свое время Ангелом), что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (одни богословы толкуют это как “дом Отца”, другие – как дело Его, порученное Иисусу). Одновременно Он дает понять Марии, что у Него один лишь Отец – Бог. Говоря о Нем “Отец Мой”, а не “Отец наш” (т. е. всех евреев), Иисус подчеркивает, что связан с Богом особыми узами.

Но они не поняли Его слов. “Не поняли”, возможно, вот в каком смысле: Ангел не открыл им, как будет проходить становление Божественного Младенца, и теперь они растерялись, не зная, как им вести себя с Ним – будет ли Он, как прежде, подчиняться им как родителям, или они должны предоставить Ему, знающему тайну Своего рождения, полную свободу?

Лук. 2:51-52. Иисус развеял их недоумение, последовав за ними в Назарет, где продолжал быть в повиновении у них. Осознание Иисусом Своего Богосыновства не препятствовало, но способствовало Его повиновению воле земных Его родителей. И Матерь Его сохраняла все слова своего 12-летнего Сына в сердце своем.

Вполне возможно, что Лука узнал об этих и других подробностях из детских и отроческих лет Иисуса от самой Марии или от кого-то из ее близких.

III. Подготовка к служению Иисуса Христа (3:1 – 4:13)

В этой части повествования читатель подготавливается к главному по смыслу разделу книги – к описанию служения Иисуса Христа в Галилее и на пути в Иерусалим (4:14 – 19:27).

А. Служение Иоанна Крестителя (3:1-20) (Матф. 3:1-12; Мар. 1:1-8)

Как было замечено ранее (Лук. 1:80), Иоанн Креститель жил вдали от людей – вплоть до своего внезапного появления на “небосклоне” общественного служения, которое так же внезапно было прервано приказом Ирода заточить его в темницу и затем – обезглавить.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ

Нам неизвестно в точности, кем был по происхождению святой апостол и евангелист Лука.

Он родился в Антиохии, и потому принято считать, что св. Лука был, по своему происхождению, язычник, принявший иудейство.

По роду своих занятий он был врачом, церковное предание присовокупляет к этому, что он был также живописцем.

Св. Лука принадлежит к числу семидесяти учеников Христовых. Древнее предание свидетельствует, что ему вместе с Клеопой явился воскресший Господь (Лк. 24, 13-33). Из книги Деяний апостольских видно, что, начиная со второго путешествия св. апостола Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником, не покидая его даже в узах.

Есть сведения, что после смерти апостола Павла св. Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии.

Свое Евангелие св. Лука написал по просьбе некоего знатного мужа, «достопочтенного Феофила», жившего в Антиохии, для которого он написал затем и книгу Деяний апостольских. Евангелие, по мнению ряда исследователей, написано в Риме не позже 62 года по Р. X. Св. Лука пользовался не только повествованиями очевидцев служения Господа, но и некоторыми, уже существовавшими тогда письменными записями о жизни и учении Господа. По его собственным словам, это повествование и письменные записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особой точностью и в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.

С древних времен сохранилось утверждение, что Евангелие от Луки было одобрено святым апостолом Павлом.

Похожие главы из других книг

Евангелие от Луки.

Евангелие от Луки. Автором третьего Евангелия древняя Церковь единогласно называет апостола Луку. По свидетельству историка Евсевия (4 в.). Лука происходил из языческой семьи уроженцев Антиохии Сирийской. Он получил хорошее греческое образование и был по профессии

Евангелие от Луки

Евангелие от Луки Древний историк Евсевий Кесарийский говорит, что св. Лука происходил из Антиохии, и потому принято считать, что св. Лука был, по своему происхождению, язычник или так называемый «прозелит», то есть язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий, он

Евангелие от Луки

Евангелие от Луки Ангел Гавриил предсказывает Захарии рождение Иоанна. Евангелие от Луки 1:5-14, 16-22 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ [24:1-2] И, выйдя, Иисус шёл от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Храм же – это образ Писаний,

Толкование на Евангелие от Иоанна

Толкование на Евангелие от Иоанна ПРЕДИСЛОВИЕ Господь даст глагол благовествующим силою многою (Пс. 67, 12), — прекрасно возглашает Псалмопевец, — и приступать к сему, думаю, подобает не всем вообще, но только просвещенным благодатию свыше, так как всяка премудростъ от

Читать еще:  Можно ли идти в церковь. Можно ли некрещенным ходить в церковь? Что священники говорят про данный запрет

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ [24:1-2] И, выйдя, Иисус шёл от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Храм же – это образ Писаний,

Евангелие от ЛУКИ

Евангелие от ЛУКИ 1 Поскольку уже многие предприняли составление рассказа о событиях, происшедших у нас 2 и известных нам от людей, которые с самого начала были их очевидцами и служителями Слова, 3 то и я, в свою очередь, решил, досконально изучив все от самого начала,

Евангелие от Луки

Евангелие от Луки Глава 1 1 Понеже убо мнози начаша чинити повесть о извествованных в нас вещех, 2 якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии словесе: 3 изволися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писати тебе, державный феофиле, 4 да разумееши, о нихже

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ Предисловие Божественные мужи, жившие до закона, учились не из писаний и книг, но, имея чистый ум, просвещались озарением Всесвятого Духа, и таким образом познавали волю Божию из беседы с ними Самого Бога усты ко устом. Таков был Ной,

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА Предисловие Святое Евангелие от Марка было написано в Риме спустя десять лет по Вознесении Христовом. Сей Марк был ученик и последователь Петров, которого Петр называет даже сыном своим, разумеется, духовным. Назывался он также и

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА Предисловие Сила Духа Святаго, как написано (2 Кор. 12, 9) и как веруем, совершается в немощи, в немощи не тела только, но и разума, и красноречия. Это видно как из многого другого, так особенно из того, что благодать показала на великом

Толкование на Евангелие от Иоанна

Толкование на Евангелие от Иоанна ПРЕДИСЛОВИЕ Господь даст глагол благовествующим силою многою (Пс. 67, 12), — прекрасно возглашает Псалмопевец, — и приступать к сему, думаю, подобает не всем вообще, но только просвещенным благодатию свыше, так как всяка премудростъ от

Евангелие от Луки.

Евангелие от Луки.

Евангелие от Луки

Евангелие от Луки Третье и последнее из синоптических Евангелий, по-видимо-му, подобно Евангелию от Матфея, в значительной степени основано на Евангелии от Марка, но с дополнительно включенным в него материалом.Поэтому Евангелие от Луки, конечно, более позднее, чем

Евангелие от Луки

Евангелие от Луки Глава 1 1 Понеже убо мнози начаша чинити повесть о извествованных в нас вещех,2 якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии словесе:3 изволися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писати тебе, державный феофиле,4 да разумееши, о нихже

Евангелие от Луки

Евангелие от Луки Древний историк Евсевий Кесарийский говорит, что Лука происходил из Антиохии, и потому принято считать, что Лука был, по своему происхождению, язычник или так называемый «прозелит», то есть язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий он был

Толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на книги Нового Завета

ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ, архиеп., блж. (ум. ок. 1107), византийский экзегет. Род. на о. Эвбее. Приняв сан диакона, служил в Константинополе в соборе св. Софии. По некоторым данным, был учеником знаменитого историка Михаила Пселла. Императрица Мария приблизила Ф. ко двору и назначила воспитателем наследника. Ок. 1078 он был направлен в Болгарию, бывшую тогда визант. провинцией, и стал архиеп. Охридским. В определенном смысле это было ссылкой, связанной с дворцовым кризисом в Византии. Хотя Ф. видел в болгарах «варваров» и стремился привить им визант. культуру и образованность, он чтил славянских подвижников (в частн., он написал житие свт.Климента Охридского).

Ф. составил на греч. языке комментарий ко всему НЗ (кроме Откр), а также толкования на 11 воскресных евангел. чтений и на Ос, Авв, Ион, Наум, Мих. В целом экзегет следует историч. методу отцов антиохийской школы, особенно свт. Иоанна Златоуста, однако не чужд и аллегорич. методу толкования, разработанному александрийской школой. Изъяснению каждой книги предшествует предисловие, в котором кратко говорится о времени и обстоятельствах составления книг, а в некоторых случаях излагается и ее содержание. Ф. принадлежит обширная переписка, а также ряд трактатов, в частности, о латинянах. Последний, как отмечает архиеп. Филарет (Гумилевский), «отличается духом кроткой терпимости». (Из «Библиологического словаря» священника Александра Меня)

Божественные мужи, жившие до закона, учились не из писаний и книг, но, имея чистый ум, просвещались озарением Всесвятого Духа, и таким образом познавали волю Божию из беседы с ними Самого Бога усты ко устом. Таков был Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но когда люди испортились и сделались недостойными просвещения и научения от Святого Духа, тогда человеколюбивый Бог дал Писание, дабы, хотя при помощи его, помнили волю Божию. Так и Христос сперва Сам лично беседовал с апостолами, и (после) послал им в учителя благодать Святого Духа. Но как Господь предвидел, что впоследствии возникнут ереси и наши нравы испортятся, то Он благоволил, чтоб написаны были Евангелия, дабы мы, научаясь из них истине, не увлеклись еретическою ложью, и чтоб наши нравы не испортились совершенно.

Источники:

http://otveti.org/tolkovanie-biblii/evangelie-luki/02/
http://religion.wikireading.ru/40972
http://bookshake.net/b/tolkovanie-blazhennogo-feofilakta-arhiepiskopa-bolgarskogo-feofilakt-bolgarskiy

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: