Тайная исповедь. Священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди

В каких случаях может быть нарушена тайна исповеди?

Ни в каких случаях тайна исповеди не может быть нарушена. Это зафиксировано в церковных и юридических законах.

В первые годы христианства исповедь совершалась публично, ее свидетелями были священник и другие люди, члены общины. Со временем от этой практики отказались, так как подобная откровенность и открытость многих смущали, люди отказывались от покаяния. Поэтому в церкви был утвержден тайный формат исповеди. Прихожанам было гарантировано, что все, что они расскажут на исповеди священнику, никто не узнает.

АиФ.ru спросил у протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса, бывшего Скорбященского монастыря города Москвы, в каких случаях может быть нарушена тайна исповеди. По его словам, доверие людей не может быть нарушено ни при каких условиях.

«Ни в каких реальных случаях тайна исповеди не может быть нарушена. Конечно, можно изобретать какие-то умозрительные комбинации наподобие того, что пришел террорист и сказал, что собирается кого-то взорвать, но таких случаев в реальности быть не может. Люди приходят к священнику в полной уверенности, что он сохранит тайну исповеди. Более того, священник перед посвящением в священный сан приносит перед Крестом и Евангелием, то есть перед Богом, клятву в том, что он не нарушит этой тайны, этого доверия людей. Поэтому ни в каких реальных ситуациях тайна исповеди нарушена быть не может», — сказал отец Александр.

Тайна исповеди в России охраняется не только церковными законами. Как рассказал АиФ.ru юрист Сергей Кормилицин, тайна исповеди является одной из гарантий свободы вероисповедания, установленной Конституцией РФ, и регулируется сразу несколькими законами.

— Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и вероисповедания» тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

— На основании п. 4 ч. 3 ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ священнослужители не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, ставших им известными из исповеди.

— Гражданско-процессуальный кодекс также не позволяет допрашивать по гражданским делам священнослужителей по обстоятельствам, ставшими им известными из исповеди (п. 3 ч. 3 ст. 69).

Осталась ли тайна в Исповеди

При ближайшем рассмотрении оказывается, что причиной сенсационных выводов стал один пункт в новом руководстве, только что выпущенном для священников Кентерберийской епархии, старейшей в Церкви Англии. Почему же единственная фраза из инструкций для священников одной, пусть и влиятельной епархии Англиканской церкви, так взбудоражила христианский мир?

Только что выпущенное в свет наставление обязывает священника Англиканской церкви до начала исповеди предупреждать исповедующегося следующими словами: “Если в своей исповеди вы затронете любой вопрос, вызывающий обоснованную тревогу по поводу безопасности и благополучия вас самих или любого иного лица, я обязан передать эту информацию соответствующим государственным службам, а это означает, что я не могу сохранить ее в тайне”.

Читать еще:  К чему снится поездка в поезде. К чему может сниться поездка на поезде: толкование сна

Получается, священник заранее предупреждает исповедующегося о том, что может нарушить его базовое право – право на тайну исповеди и сообщить ее содержание “соответствующим государственным службам”. Правда, сделает он это в случае, если в исповеди рассказывается о ситуациях, представляющих опасность самому исповедующемуся или третьим лицам. Как уже отмечают богословы, формулировка крайне казуистическая, а само наставление является ничем иным, как грубым нарушением старинного церковного канона, требующего от священников хранить тайну исповеди.

Секретарь Кентерберийской епархии Джулиан Хилз в интервью британской газете The Telegraph уже пояснил взволнованной общественности, что наставление было подготовлено после целого ряда неприятных случаев в Англиканской церкви. К примеру, священнику через исповедь стало известно о свершившемся и продолжающемся преступлении, и сохранение тайны делает его соучастником преступления по закону, а стало быть, ставит его самого и епархию в целом перед “неразрешимыми дилеммами юридического и морального характера”. “Вот почему специальная группа духовенства в епархии, рассмотревшая этот вопрос, пришла к выводу, что священникам нужно предоставить опору в виде наставления, чтобы они знали, как действовать в тех случаях, когда тайна исповеди входит в конфликт с обязанностью охранять жизнь и здоровье человека”.

Цель авторов наставления, по словам Хилза, заключалась в том, чтобы “предостеречь исповедующегося от признаний, которые могут повредить правовому статусу священника, сделав его соучастником преступления”. А вся инструкция, как считают наблюдатели, выпущена для того, чтобы предупредить преступления на сексуальной почве и не превратить соблюдающего тайну исповеди священника в соучастника сексуального преступления, особенно если дело касается несовершеннолетних. В настоящее время Англиканская церковь Британии принимает участие в расследовании порядка 3300 дел по сексуальным и косвенным правонарушениям – как по частным жалобам, так и по судебным искам. Об этом еще в феврале сообщал Питер Хэнкок, епископ Бата и Уэльса, а также ответственный епископ по вопросам безопасности и правовой защиты.

Хотя скандальная рекомендация носит местный характер, так как выпущена для внутреннего пользования в Кентерберийской епархии, влиятельное христианское издание Christianpost пишет, что отныне Англиканская церковь более не соблюдает тайну исповеди – ведь ее священники обязаны информировать полицию в случаях сексуальных и иных преступлений. А профессор богословия Оксфордского университета Робин Уорд в интервью изданию Christian Today заявляет, что “предписание Кентерберийской епархии не является каноническим. Принятая формулировка не выдерживает никакой критики”.

Исповедь – Таинство Церкви, во время которого верующий добровольно исповедующий свои грехи перед Богом, видимым образом получает их прощение от священника, а невидимым – от Самого Бога. В первые века христианства исповеди носили публичный характер. Христианский писатель Тертуллиан в своей беседе “О покаянии” в III веке писал: “Необходимо, чтобы покаяние приносилось не только в совести, но исполнялось также и через некоторое действие. Это действие есть публичное исповедание, в котором мы исповедуем Богу свои грехи, не потому, что Он их не знает, но поскольку исповеданием приуготовляется прощение, из исповедания рождается покаяние, а покаянием умилостивляется Бог”. К концу первой половины III века публичное покаяние на Востоке оформляется в виде особого чина принятия в Церковь. Но наряду с публичным покаянием (общественным), в древней Церкви бытовало и частное покаяние, или исповедание грехов в присутствии одного священника. Оно совершалось по желанию кающегося и состояло в открытии грехов и их отпущении с молитвою и возложением рук священника. Практика публичного покаяния продолжалась в Церкви до конца IV века, и окончательно исчезла к концу VIII-IX веков, заменившись частной исповедью.

Читать еще:  Самолет летит над головой во сне. К чему снится самолет, который не может взлететь, стреляет, летающий над домом, летящий на меня, низко над головой, мужчине

Главным побуждением к отмене общественной (публичной) исповеди и замене ее на частную было то, что общественная исповедь превратилась в нелегкое испытание для христиан: многие начали избегать ее из-за стыда. Кроме того, грехи, открываемые всенародно, могли послужить соблазном для слушающих их, поэтому, чтобы спасительный для одних акт не стал источником соблазна для других, Церковь заменила публичную исповедь частной, произносимой тайно, только в присутствии священника.

Что такое тайна исповеди?

Тайна исповеди установлена как обязательная профессиональная тайна для священников в VI веке. В 1594 году папа Климент VIII налагает на духовника Sigilium confessionis – печать молчания под страхом тюремного заключения. Согласно церковному каноническому праву, священник не может нарушить тайну исповеди ни при каких условиях. Для православных священников это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении, и каждый день он должен класть сто поклонов.

Основы социальной политики Русской Православной Церкви также защищают тайну исповеди. Раздел X.2 определяет содействие правоохранительным органам как недостаточное основание для нарушения тайны исповеди. “Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди или иную охраняемую законом тайну (например, тайну усыновления). В своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри, через покаяние узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди”.

В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 26 сентября 1997 г. Тайна исповеди охраняется законом. Согласно УПК РФ (п. 4 ч. 3 ст. 56) священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Тайна исповеди – самостоятельный вид охраняемых законом тайн, одна из гарантий свободы вероисповедания.

У великого русского святого Феофана Затворника есть интересное замечание к исповедующим священникам, говорящее, что если перед кающимся лежит крест и Евангелие, то перед священником надо класть еще и нож: чтобы тот помнил: лучше ему отрезать себе язык, чем раскрыть кому-либо тайну исповеди.

Доверился батюшке, а он нарушил тайну исповеди

Отец Илья служил верой и правдой уже много лет в Храме святого благоверного великого князя Александра Невского . Приход был большой, активный, популярный среди жителей города и даже области. Отец Илья старался вести хозяйство свое рачительно и с душой. За это его прихожане любили и уважали. Многие приходили за житейским советом.

Исповедовались тоже многие. В основном грехи были такого порядка: зависть, ложь, измены (прелюбодеяния), мелкое воровство, грешные мысли.

Исповедывающиеся были разного возраста, разного социального положения, с разной степенью веры. Батюшка от души наставлял их на путь истинный, говорил мягко и с любовью. Он принимал такое искреннее участие в ситуации, что эти люди приходили и благодарили его за помощь, которая помогла им справиться с нарушением заповедей.

Читать еще:  От марка гл 2. Толкование нового завета феофилактом болгарским

Батюшка любил молиться за своих прихожан. На его глазах выступали слезы, а вся его паства представлялась ему его детьми. И он как отец всех их жалел, любил и готов был прижать каждого к груди своей.

В общем, нёс свой крест батюшка достойно.

Но один случай перевернул всю его дальнейшую жизнь.

В храм зашел мужчина высокого роста и крупного сложения. Видно было, что он кого-то ищет. Отец Илья подошел к нему и выяснилось, что мужчина очень хочет исповедаться и как можно скорее.

– В чем срочность? – спросил батюшка.

– Передумаю вдруг, – ответил мужчина и засмеялся неприятным, лающим смехом.

Исповедь состоялась. Мужчина ушел. А батюшка все ходил и ходил, и места себе не находил. Он не спал всю ночь и принял решение после долгой молитвы на коленях.

… – Ну и я ее это, ножом пырнул в самый живот. Даже почувствовал, как нож там внутри по ним ходит. Врачи на УЗИ сказали, что двойня будет. Она зацепилась за меня, медленно так падала… Кровь из нее быстро утекла. Я ее в приготовленный мешок положил и там закопал. Земля мягкая была, хорошо копать было. Так их и похоронил. Сюда-то я пришел, потому что знаю, у вас тайна исповеди. Вы никому не скажете. Вы мне, это, грех-то отпустите. А то снятся они мне часто, спать не могу. Кричу сильно. Моя сожительница-то пугается, будит меня, а я трясусь… Надоело мне это. Так чё делать-то надо? Говорите. Я все сделаю…

Утром батюшка пришел в местный отдел полиции и написал заявление о преступлении. Он хорошо запомнил этого мужчину, по его рассказу составили фоторобот и через несколько дней мужчина был арестован. Он дал признательные показания. Указал место преступления. Там действительно был найден труп женщины с признаками беременности.

Отец Илья снял с себя сан и стал вести обычную гражданскую жизнь. Никто из его прихожан так и не узнал, что он нарушил тайну исповеди. Но Иван Николаевич считает, что поступил правильно.

Через некоторое время стало известно, что преступника убили в тюрьме сами заключенные, которые по тюремным понятиям должны самосудом наказывать того, кто убил женщину, детей или старика.

Комментарий юриста: Что касается тайны исповеди – священнослужители религиозных организации не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, ставших им известных из исповеди. НО! Существует Постановление Конституционного суда РФ от 29.06.2004 г. №13-П: лица, обладающие свидетельским иммунитетом, включая священнослужителей вправе использовать сведения, полученные в ходе выполнения своей профессиональной деятельности.

Т.е. отец Илья был вправе прибегнуть к раскрытию тайны исповеди (только касаемо уголовного преступления) и исключительно для защиты интересов определенного круга лиц.

Понравилось? Ставьте лайк – палец вверх и добро пожаловать на мой канал!

Источники:

http://aif.ru/society/religion/v_kakih_sluchayah_mozhet_byt_narushena_tayna_ispovedi
http://rg.ru/2018/06/09/sviashchennikam-anglikanskoj-cerkvi-razreshili-ne-sobliudat-tajnu-ispovedi.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5ae7300c2f578c0c724684df/5afe554fad0f2251f7e3cab3

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: