Святые таинства церкви. Таинства и обряды православной церкви

Таинства и обряды Православной Церкви

Содержание

Введение

Предметом Литургики является богослужение Русской Православной Церкви. Богослужение через священнодействия вводит человека в особую, духовную суть жизни Церкви, низводя на человека благодать Божию и давая средства к освящению людей.

Церковь Христова есть «Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Она по своей природе – Единая, Святая, Соборная и Апостольская (Символ веры). Все, что входит в Церковь, становится святым, ибо Бог – свят ( Лев. 11:44 ), и прославляем может быть в совете святых. Принцип соборности Церкви подчеркивает. эту мысль. Все множество вошедших в Церковь людей родилось в ней от «воды и Духа» ( Ин. 3:5 ), очистилось от грехов и через Причащение Тела и Крови Христовых выразило свою готовность принять в храмину своей души Великого Царя – Христа Бога. В Церкви люди молитвенно «сосредоточивают мысль, могущую изгнать всякую житейскую заботу», 1 и потому сердце их обретает способность участвовать в лицезрении славы и любви Божией на Небе. Рождение это совершилось Богом через святых апостолов, поставленных Сыном Божиим на дело служения спасению людей от греха и духовной смерти. Всех вошедших и входящих в Церковь роднит и объединяет смерть Сына Божия на Кресте ( Еф. 2:16 ), усвоение любви и правды Царства Божия, открытого Им людям. Эта жизнь стала доступна через благовестие Евангелия Иисусом Христом и Его апостолами, но преимущественно открылась в день Пятидесятницы ниспосланием от Отца Духа Святого в виде огненных языков ( Деян. 2, 1–4 ) – событием, ставшим началом бытия Церкви Христовой, преображающей души уверовавших благодатью (Святых Таинств.

Богослужение в Церкви условно делится на два вида: общественное и частное. Общественное богослужение совершается по уставу Церкви, изложенному в Типиконе. Оно охватывает богослужение суточного, седмичного и годового круга. Частное богослужение вначале входило составной частью в общественное богослужение, но затем выделилось в обособленное от этого круга богослужение. Это можно сказать обо всех Таинствах, кроме Таинств Священства и Евхаристии.

Поэтому Литургика, по программе 4 класса МДС, целенаправленно изучает чинопоследования Таинств и обрядов, изложенных в Требнике, архиерейском Чиновнике, в Чинопоследованиях соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви и в книге «Последование молебных пении».

При изложении всех видов богослужения даются исторические сведения об установлении чинопоследований, развитии их обрядовой стороны, а также структуры построения и символическое значение священнодействий каждого чина.

Профессор Н.Д.Успенский. Византийская литургия. Богословские труды. М., 1982, сб. 23, с 58.

Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: Таинство и обряд

В Церкви, помимо термина «таинство», используется еще одно важное для нас с вами понятие — «обряд». Слово «обряд» в Православной Церкви обыкновенно используют в двух смыслах. Первое понимание термина «обряд»: обряд — это сам порядок совершения и Таинства, и любой другой церковной службы; обряд — это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословия и т. д.. Второе понимание обряда: обряд — это целостное богослужение, которое не входит в число семи церковных Таинств; в этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихида.

Читать еще:  Можно ли заказывать панихиду в родительскую субботу. Что заказывают в церкви на годовщину смерти? Структура древнерусской заупокойной службы

Принято различать три типа существующих обрядов. Первый тип обрядов — это обряды богослужебные. Они — составляющая литургической жизни Церкви. Например, помазание верующих на утрене освященным маслом, освящение артоса — такого рода обряды именуются богослужебными. Второй тип обрядов — это обряды, освящающие житейские нужды человека, например, освящение жилища, всякой вещи. Третий тип — обряды символические, выражающие различные религиозные идеи: например, совершение крестного знамения. Оно — символ Креста Господня и сила, ограждающая нас от бесов. Это обряды, которые служат для нас путем к богообщению.

Почему же Церковь посчитала необходимым выделить из числа существующих в ней богослужебных чинопоследований именно семь Таинств? И чем же эти Таинства принципиальным образом отличаются от тех священнодействий, чинов, что принято именовать обрядами, — например, от молебнов?

В Таинствах, в отличие от обрядов, человек делается новым человеком, он приобретает иные сущностные, онтологические свойства, особые качества, которыми он до этого не обладал. Благодаря Таинствам он приобретает новое духовное состояние, переходит на иной уровень христианского бытия. Если мы выпьем освященной воды, Господь нам даст силы для жизни в Церкви и, быть может, дарует здоровье; в Таинствах же с христианином происходит иная, куда более значимая перемена — он рождается в Крещении, получает Духа Святого в Миропомазании, мистически делается единой плотью со своей женой в Таинстве Брака. Именно благодаря нашему участию в Таинствах и происходит то, к чему мы призываемся Церковью: освящение, обожение.

Однако следует помнить, что в Таинствах совершается не только перемена человеческой природы, не одно лишь освящение души и тела. По слову святителя Григория Паламы, в Таинствах «не просто природа, а ипостась каждого верующего крестится, живет по Божественным заповедям и причащается боготворящего Хлеба и Чаши» — Евхаристических Даров. Тем самым каждый участвующий в Таинствах христианин изменяется не только сущностно, природно, «биологически», но и преображается ипостасно, личностно — освящаясь, делаясь «новой тварью во Христе» (ср. 2 Кор. 5, 17) — именно как неповторимая, единственная в своем роде, личность.

Каждое Таинство — есть Таинство, осуществляющееся во Христе. Этому нас научает святой Николай Кавасила, который говорит о том, что в каждом Таинстве мы как бы «приобретаем» одну из сторон жизни Самого воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, приобщаемся к ней; мы начинаем соучаствовать вместе со Христом в какой-то из сторон Его Искупительной Жертвы, Его земного служения. Именно благодаря тому, что, по мысли Кавасилы, «совершаемые Таинства принадлежат Воплощению Господню», принимая участие в Таинствах, мы живем жизнью Христа и «с Ним всегда общи у нас и тело, и кровь, и члены и все подобное». Отныне в наших телах действуют те силы, те Божественные энергии, что были присущи и земному телу ставшего человеком Бога. Силы эти, подобно Божественному солнечному свету, сиянию Солнца Правды — Христа, проникают в нас благодаря Таинствам из горнего мира, вводя в наши тела святые токи своей бессмертной и боготворящей жизни. Как пишет святой Николай Кавасила, «посредством… священных Таинств, как бы посредством оконцев, в мрачный сей мир проникает Солнце Правды и умерщвляет жизнь сообразную с сим миром, и восстанавливает жизнь премирную, и Свет мира (вы помните, так именует Себя Сам Христос — П. М.) побеждает мир, вводя в смертное и изменяющееся тело постоянную и бессмертную жизнь».

Читать еще:  2 фаза луны. Лунные фазы (четверти)

Таинства и обряды православной Церкви;

Церковная иерархия и миряне

Со времён раннего христианства объединение членов Церкви сравнивалось с семейными узами: люди, единые в вере, собираются вокруг главного церковного события – причастия Телу и Крови Христовой на Таинстве Евхаристии. Человек, который возглавляет эту трапезу (Священник), именуется отцом, а все присутствующие – братьями и сёстрами. Отличие от семейных уз только одно: духовное родство в Церкви – не кровное, а результат свободного, добровольного мировоззренческого выбора отдельных личностей. Все они (клир и миряне) знаменуют единство своих частных устремлений и жизненной цели, поэтому они – одна духовная семья.

В православной Церкви с древности существует трехстепенная иерархия священников, а священническое служение требует особого посвящения (Таинство Священства). С апостольских времен к священнослужителям предъявлялись высокие нравственные критерии: «будь образцом для верных в слове, житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим., 4, 12).

По учению Церкви нравственное несовершенство того или иного священнослужителя не влияет на действенность Таинств, так как они совершаются не им, но Богом, а священник – Его служитель и свидетель. Человеческие слабости и грехи любого члена Церкви ( и священника, и мирянина) являются её болезнью и бедой.

Все три иерархические степени – епископ (архиерей), священник (иерей) и диакон – различаются по степени получаемой в таинстве священства благодати и своему служению. Епископы возглавляют церковные области (епархии), священники – отдельные приходы в епархии, диаконы помогают тем и другим при совершении Литургии и в других богослужениях.

Высшим органом власти в церкви является Собор епископов: для Поместной Церкви – её местных епископов, для вселенской – Собор епископов всей Церкви. Главнейшее значение для церковной иерархии имеют её апостольская преемственность и непрерывность епископства (см. выше).

Кроме священнослужителей в Православной Церкви есть церковнослужители – нерукоположенные помощники иереев и диаконов (алтарники, чтецы, регенты и т.д.).

Церковь – это место встречи Бога и человека, и не только встречи, но и по дару благодати, духовного единения, что именуется обожением. Спасительное воздействие на людей Святого Духа, пребывающего в Церкви со дня Пятидесятницы, называется благодатью.Благодать (или благодатные дары) подается Святым Духом. Запредельная (трансцендентная) сущность Божия остается для человека недоступной, но в Своей обращенности к миру Бог имеет особый образ бытия, в котором открывается людям и соприкасается с ними. Невозможно перечислить все пути, которыми подается благодать. Она может излиться в ответ на любой молитвенный и жизненный подвиг человека, взыскавшего Бога. Но через святые Таинства Церкви благодать изливается непреложно. Таинства –это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. Таинства дарованы Церкви как знак неотлучного пребывания в ней Святого Духа и как свидетельство ее истинности. В каждом Таинстве подается особый благодатный дар, а через все Таинства в совокупности освящается вся жизнь человека. Благодать Святого Духа – это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие. Посредством Таинств благодать преображает человека, обновляя его природу и его личность.По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, вера, искреннее желание и полная готовность принять его. Святой преподобный Серафим Саровский говорит, что истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. И вот стяжание Духа Святого и является плодом нашего участия в Таинствах.

Читать еще:  Приметы на удачу в любви. Приметы на удачу

Существует семь Церковных Таинств:

Все таинства совершаются внутри Церкви, они неотделимы от Церкви. В преподавании Таинств церковных прослеживается преемство иерархии от апостольской эпохи до настоящего времени. Те же самые Таинства, что преподавались апостолами, преподаются ныне епископами и священниками. Сохранилось и понимание Таинства как «соборного» действия, даже если оно совершается и вне храма, как, например, Таинство Елеосвящение, которое может совершаться на дому. В лице семи священников, Церковь сама приходит в дом к больному, не способному прийти в храм.

Соединяя человека с Богом, Таинства Церкви в то же время помогают человеку реализовать свою «человечность», свой потенциал свободы, свое призвание в Духе Святом: «Таинство – не абстракция, а опыт, в котором человек общается с Богом. В Таинстве человеческая природа, не теряя полноты человеческого естества, участвует в более высокой реальности Духа. Человечество становится еще человечнее и исполняет свою исключительную судьбу. Таинство – путь к истинной жизни, к человеческому спасению. Оно открывает дверь к истинному, неискаженному человечеству, и поэтому Таинство – не магия. Святой Дух не подавляет человеческой свободы, а освобождает человека от уз греха. В новой жизни невозможное становится возможным, если человек свободно пожелает принять то, что дарует ему Бог» (Мейендорф Иоанн,протопресвитер, Брак в православии. Клин.2000 с. 15-16)

Слово «обряд» в Православной Церкви используется в двух смыслах Первое понимание термина:

Обряд – это сам порядок совершения и Таинства, и любой другой церковной службы. Обряд – это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословие и т.д.

Второе понимание обряда: обряд- это целостное богослужение, которое не входит в число семи церковных Таинств; в этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихиды.

Некоторые современные богословы называют обряды «меньшими Таинствами», тем самым подчеркивая их сакраментальный, таинственный характер. Чем же Таинства принципиальным образом отличаются от обрядов? В Таинствах, в отличие от обрядов, человек делается новым человеком, он приобретает иные сущностные, онтологические свойства, особые качества, которым он не обладал. Благодаря Таинствам он приобретает новое духовное состояние, переходит на иной уровень христианского бытия. Именно благодаря участию в Таинствах происходит то, к чему призывает Церковь – освящение, обожение. В Таинствах совершается не только перемена человеческой природы, не одно лишь освящение души и тела. Каждый участвующий в Таинствах христианин изменяется не только сущностно, природно, биологически, но и преображается ипостастно, личностно – освящаясь, делаясь «новой тварью во Христе» (2 кор. 5,17) – именно как неповторимая, единственная в своем роде, личность.

Каждое Таинство – есть Таинство, осуществляющееся во Христе. По слову святого Николая Кавасилы, Христос «и в каждом Таинстве и им самим мы помазуемся, и омываемся, и Он же есть и наша вечеря»

Тем самым участие в каждом из церковных Таинств мы созидаемся Христом и по образу Христа в «нового человека». Именно в Таинствах Церкви мы подлинно становимся во Христе «членами тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Ефес. 5, 80)

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefedov/tainstva-i-obrjady-pravoslavnoj-tserkvi/
http://pravoslavie.by/page_book/tainstvo-i-obrjad
http://studopedia.su/9_100648_tainstva-i-obryadi-pravoslavnoy-tserkvi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector