Святые оптинские старцы. Оптина Пустынь – где находится духовный центр России

Содержание

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Преподобные Оптинские старцы

Иеросхимонах Лев (Наголкин)

1768–1841

П ервый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.

Кончина (день памяти):
11/24 октября 1841 г.

Иеросхимонах Макарий (Иванов)

1788–1860

У ченик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях — это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет», — говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.

Кончина (день памяти):
7/20 сентября 1860 г.

Схиархимандрит Моисей (Путилов)

1782–1862

К роткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

Кончина (день памяти):
16/29 июня 1862 г.

Схиигумен Антоний (Путилов)

1795–1865

Б рат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

Кончина (день памяти):
7/20 августа 1865 г.

Иеросхимонах Иларион (Пономарев)

1805–1873

У ченик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный. » Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

Кончина (день памяти):
18 сентября/1 окт. 1873 г.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков)

1812–1891

В еликий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.

Читать еще:  История царя давида. Святой царь и пророк давид псалмопевец

Кончина (день памяти):
10/23 октября 1891 г.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)

1824–1894

С китоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.

Кончина (день памяти):
25 января/7 февраля 1894 г.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)

1810–1894

П риснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя — двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.

Кончина (день памяти):
22 августа/4 сент. 1894 г.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)

1837–1911

У ченик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.

Кончина (день памяти):
9/22 мая 1911 г.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)

1845–1913

С китоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.

Кончина (день памяти):
1/14 апреля 1913 г.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов)

1855–1922

П розванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Кончина (день памяти):
30 июля/12 августа 1922 г.

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов)

1853–1928

П оследний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители.

Кончина (день памяти):
29 апреля/12 мая 1928 г.

Иеромонах Никон (Беляев)

1888–1931

Б лижайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

Кончина (день памяти):
25 июня/8 июля 1931 г.

Архимандрит Исаакий II (Бобраков)

1865–1938

П оследний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Краткое жизнеописание преподобных старцев Оптиной пустыни

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860)

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862)

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873)

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894)

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928)

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938)

24 октября 2012 г.

1 Марш Мендельсона в храме после венчания, орган во время богослужения и другие подобные нововведения.

2 Поземельная мера в Греции равная 1000 кв. м

Монастырь Оптина пустынь: где находится, история, святыни

История Оптиной пустыни

Монастырь Оптина пустынь – обитель с многовековой историей.

Он основан в начале XV века раскаявшимся разбойником Оптой, в монашестве — Макарием. О нем известно очень немногое: был предводителем разбойничьей шайки, затем раскаялся и был пострижен в монахи. Пустынью же монастырь назвали из-за уединенного монашеского образа жизни.

Монастырь располагается в нескольких километрах от города Козельска, на берегу реки Жиздра. Испокон веков является одним из почитаемых и намоленных мест на Руси. “В Оптину за опытом” – так говорили и говорят паломники и трудники, приезжающие в Оптину пустынь.

Читать еще:  Какие молитвы нельзя читать. Пища для нашей души

Самым сложным для жизни обители стал XVIII век, так как государство ввело для монастырей огромные налоги, таких денег у братии не было. В 1724 году обитель была закрыта, постройки находились в плачевном состоянии. И только в 1741 году началось восстановление монастыря. Согласно историческим данным, в семидесятые годы на территории монастыря постоянно проживало 2 монаха. Постепенно монастырь Оптина Пустынь начал возрождаться и в XIX веке стала главным духовным центром страны.

Оптина пустынь – центр старчества

Оптина пустынь – это прежде всего ее православные старцы, которых всего 14. Феномен православного старчества заключается в том,что из братии монастыря избирается опытный в духовной жизни монах. Он становится отцом всей монашеской общины и приезжающих в обитель мирян. Им бывает открыта воля Божья о каждом приходящем человеке. Люди приходят к старцу чтобы задать самые сокровенные вопросы. Старец может и не принять человека, причем без объяснения причин. Но если уж принял, то каждое сказанное им слово может стать судьбоносным.

Оптинские старцы

Иеросхимонах Лев

Иеросхимонах Лев первый Оптинский старец. Многие годы пришлось скитаться преподобному Льву от монастыря к монастырю, притерпевая лишение и клевету. И лишь в 61 год он прибыл в Оптину Пустынь, став к тому времени опытным духовным отцом, чья вера в Бога и любовь к людям не знала границ. Много чудес совершил старец при жизни и продолжает совершать по молитвенным просьбам верующих и после своей смерти.

Иеросхимонах Макарий

Иеросхимонах Макарий был учеником старца Льва. Был очень высок, некрасив, но при этом лицо и глаза всегда светились смирением. Одевался очень бедно, имел прекрасную память, был прозорлив, называя незнакомых ему мирян по имени. В каждую свободную от молитв и встреч минуту писал письма, в которых разбирал сложные жизненные ситуации и наставлял на путь спасения. Старался привить людям смирение. “Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет» – говорил старец. При нем в Оптиной пустыне начали издавать книги.

Схиархимандрит Моисей и схиигумен Антоний

Схиархимандрит Моисей и схиигумен Антоний были родными братьями, показавшими истинный пример любви и духовного родства. При них и расцвело старчество во всем своем великолепии. Отец Моисей славился своей подвижнической жизнью, был очень кротким и смиренным, но при этом мудро управлял Пустынью. При нем строились новые храмы, проводилась благотворительная работа. Во время старчества Моисея монастырь Оптина Пустынь процветал.

Старец Антоний, проведший 14 лет в скиту, тяжело болел, но со смирением принимал свою немощь.

Иеросхимонах Иларион

Иеросхимонах Иларион — ученик старца Макария. Имел такой дар воздействия на человека, что тот, чувствуя присутствие благодати Божьей, со всей откровенностью исповедовал свои грехи старцу. Мог исцелить самые сложные душевные недуги, возвращал к вере православной отпавших от нее христиан.

Иеросхимонах Амвросий

Иеросхимонах Амвросий самый известный из оптинских старцев. Был необычайно умен и обладал феноменальной памятью. Его любовь к людям не знала границ, неудивительно, что и народ любил и почитал старца. Принимал всех: как обычных мирян, так и особ царских кровей. К нему 6 раз приезжал Лев Толстой, после бесед с которым старца находили изможденным, так тяжело давалось ему это общение. К отцу Амвросию приезжал и Федор Достоевский, потерявший в то время сына. Его письма и сегодня имеют большую духовную ценность. Основал Шамординскую женскую обитель. Старца Амвросия канонизировали в 1988 году первым из всех Оптинских святых.

Иеросхимонах Анатолий

Иеросхимонах Анатолий – чуткий и мудрый наставник и молитвенник, мог утешить любого отчаявшегося человека. Заботился не только о духовной жизни монахов, но и о их повседневных нуждах.

Преподобный Анатолий о приобретении смирения: «Сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть… Начни так и увидишь… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения».

Схиархимандрит Исаакий

Схиархимандрит Исаакий стремился сохранить в Оптиной Пустыне установленные ранее правила и установления, отличался простотой и отзывчивостью. В его келью мог прийти любой страждущий человек и получить совет и утешение. Умер преподобный тихо, окруженный плачущими чадами.

Иеросхимонах Иосиф

Иеросхимонах Иосиф ученик старца Амвросия. Отличался необычайным смирением и непрестанной молитвой. Все его беседы с людьми были непродолжительными, умел коротко, буквально в нескольких словах, дать исчерпывающий ответ. Приходящие к нему страждущие чувствовали невероятную силу его молитв и отмечали сияние, исходившее от его лица. Несмотря на свои тяжелые болезни, строго исполнял все посты и носил ветхую и очень простую одежду.

Читать еще:  Дух мой душа твоя люби меня. Заговоры и привороты на поцелуй

Схиархимандрит Варсонофий

Схиархимандрит Варсонофий из офицера с блестящей карьерой превратился в прозорливого старца. Ему были открыты Богом многие события и мысли приходящих к нему страждущих.

На исповеди невозможно было укрыть от него ни один грех. Старец недолго управлял обителью. Перед смертью отец Варсонофий тяжело заболел и испытывал сильнейшие боли. От медицинской помощи он отказался и лишь говорил: «Оставьте меня, я уже на кресте…» Но несмотря на тяжелую болезнь, старец ни на минуту не оставлял молитву и каждый день причащался.

Иеросхимонах Анатолий II

Иеросхимонах Анатолий II исцелял больных, утешал унывающих, давал мудрые советы страждущим. Особое внимание старец уделял исповеданию грехов приходящих к нему людей, при этом горячо молясь. Кающиеся знали, что от духовного взора отца Анатолия невозможно укрыть ни одного греха. После же исповеди давал наставления, всегда поражавшие точностью и прозорливостью.

Иеросхимонах Нектарий

Иеросхимонах Нектарий последний соборно избранный старец. Свои дары прозорливости и чудотворения скрывал за маской юродства. Утешал верующих, подвергшихся гонению за веру со стороны советской власти. По молитвам старца люди, обращающиеся к нему за помощью, выходят из самых сложных жизненных ситуаций.

Иеромонах Никон

Иеромонах Никон продолжал исполнять старческое служение после закрытия Оптиной пустыни. В своем дневнике он писал: “умру, но не уйду.” Преподобный Никон делал все возможное, чтобы сохранить монастырь. К нему в такие сложные для верующих людей времена приходили люди за утешением и словами поддержки. В июне 1927 года старца Никона арестовали. Умер в ссылке.

Архимандрит Исаакий II

Архимандрит Исаакий II на его долю выпали тяжкие испытания: на его глазах закрыли и разорили обитель. Последний оптинский старец мужественно нес свой крест ободряя и утешая страждущих и гонимых советской властью христиан. Четыре раза его арестовывали. На следующий день после Рождества Христова – 8 января 1938 года был расстрелян.

Оптина пустынь: святыни монастыря

Монастырь Оптина пустынь разделен на 2 части. Первая, куда есть доступ паломникам: храмы, гостевые домики, трапезные и источники. Вторая часть – это Предтеченский скит, сюда вход разрешен только монахам. Именно скит прославил монастырь, здесь жили оптинские старцы, это сердце Оптиной пустыни. Миряне сюда не допускаются. Около 17 человек братии проживают сейчас в скиту – месте подвига и молитвенной жизни. Условия жизни здесь более суровые. Скит расположен за монастырской рощей, вокруг него запрещено рубить лес, чтобы скрыть от посторонних глаз. Жизнь в монастыре и скиту существенно отличается. Особенность скитского устава заключается в ночных службах. Службы проходят вечером и ночью, а в монастыре – вечером и утром. Здесь спят мало, а трудятся и молятся много.

Между Казанской церковью и Введенским собором расположен некрополь, здесь находятся могилы оптинских старцев. На данный момент могилы пусты: мощи Оптинских старцев перенесены в раки, но тем не менее сюда и по сей день устремляются паломники. В советские годы на могилах старцев была танцплощадка, а в кельях монастыря располагался дом отдыха, потом совхоз, потом ПТУ. Места захоронения старцев нашли с огромным трудом.

Восстановление монастыря

В 1987 году разрушенный монастырь Оптина пустынь был передан РПЦ. Разруха была столь удручающая, что местные жители не верили в возрождение монастыря. Архимандрит Евлогий (сейчас епископ Владимирский и Суздальский) был назначен настоятелем. Он и начал возрождать обитель, в первую очередь ее духовную жизнь. Сложностей было очень много, начиная от расчистки территории, заканчивая переселением мирян, которые неохотно соглашались переселяться за периметр монастыря. С Божьей помощью находились мастера, строители и благотворители, готовые материально содействовать восстановлению Пустыни.

Сейчас сам монастырь и скит практически восстановлены, создано большое монастырское хозяйство, многие люди приезжают пожить и потрудиться в святом месте. Действуют ремесленные мастерские, гостевые домики, трапезная. В монастыре живет около 200 монахов, это один из самых больших монастырей в России.

Сейчас в обителе находятся мощи преподобных Нектария и Амвросия (Введенский собор), мощи преподобных Исаакия, Антония, Моисея (Казанский храм), мощи преподобных Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа (Владимирский храм), мощи преподобного Рафаила (Преображенский храм).

Убиенные монахи

На Пасху 1993 года в обители произошла трагедия. После ночного пасхального богослужения иноки Трофим и Ферапонт вышли на звонницу, прославлять Бога и звонить в колокола. В это время Николай Аверин подкрался к ним и нанес смертельные ранения. Та же участь ждала иеромонаха Василия: убийца мечом, на котором было нацарапано 666, убил и его.

На основании некоторых деталей предполагается, что убийство носило ритуальный характер. Похоронили братьев у восточной стены обители, чуть позже над могилами построили часовню, и практически сразу сюда началось паломничество верующих. Убиенные монахи Оптиной пустыни явили собой для всех православных христиан пример крепости веры и стойкости духа.

Источники:

http://www.optina.ru/starets
http://pravoslavie.ru/56920.html
http://pravoslavium.ru/monastyr-optina-pustyn-gde-naxoditsya-istoriya-svyatyni/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: