Святые нашего края. святой великомученик никита готфский

Именины Никиты: история, дата почитания

Очень красивое и мужественное имя Никита с греческого языка переводится как «победитель». Интересуясь вопросом, когда отмечают православные именины Никиты, надо отметить, что их несколько. И для начала давайте разберемся, как прославились святые, названные этим именем. Среди старославянских находок археологи нашли много старинных крестов и иконок с изображением святого мученика Никиты Бесогона. Он изображался с палкой и кандалами, которые держал в руках и бил ими беса. Именины имени Никита отмечаются несколько раз в году.

Самыми известными являются: Никита Бесогон (как писалось выше), Никита Готский (относившийся к первым христианским мученикам, подвергшимся пыткам в Константинополе), а также Никита Столпник (живший в России в XVIII веке).

Никита Бесогон

Разбираясь с вопросом, когда отмечают именины Никиты Бесогона, надо отметить, что его иконописный сюжет иллюстрирует историю византийских апокрифических текстов жития святого. По некоторым данным, он был сыном царя Максимиана. Уверовав во Христа, он вызвал большое негодование отца-язычника и был подвергнут многочисленным жестоким пыткам, а затем брошен в темницу, куда однажды к нему в облике ангела явился сам бес и стал уговаривать его уверовать в языческих идолов, пообещав ему освобождение от мучений. Никита не поверил этой жуткой ангельской сущности и стал усиленно молиться Господу, и тогда с неба спустился архангел Михаил и приказал подвергнуть испытаниям ложного ангела. Тогда Никита схватил беса и стал бить его своими кандалами, и тот вынужден был признаться в том, что он нечистый дух.

Потом царь опять вызвал к себе Никиту, но тот пришел не один, а привел с собой беса, чтобы показать всем, кто взял власть над ними. А чтобы окончательно убедить, Никита воскресил давно умершую супружескую пару. Но это не подействовало на Максимиана, тогда против него восстали и царица, и народ. В этот день святой Никита крестил 18 400 человек, но вскоре отдал Богу душу.

Святой великомученик Никита Готский

В теме «Именины Никиты» обязательно надо упомянуть и преподобного Никиту Готского, который тоже был христианским святым. Он был готом по происхождению и родился на берегах могучего Дуная. Его крестил епископ Феофил, участвовавший в Первом Вселенском Соборе. Никита вместе с епископом Вульфилой распространял христианство среди своих племен и был воином готского вождя Фритигерна, воевавшем против Атанариха, когда между теми произошел межплеменной конфликт.

Но после того как к власти опять пришел Атанарих, Никита продолжал проповедовать христианство. Тогда его взяли под стражу, долго мучили и изощренными пытками пытались выбить из него отречение от христианкой веры. А потом его казнили через сожжение и, согласно житию, тело святого Никиты огонь не опалил, но его все равно просто убили, и это было в 372 году. Тело мученика забрал его друг Марианн, и оно было погребено в Киликии. Но через некоторое время часть мощей была перенесена в Константинополь, а часть — в сербский монастырь (Высокие Дечаны).

Никита Столпник

Отвечая на вопрос, когда именины Никиты, необходимо рассказать и о преподобном Никите Столпнике, жившем в Переславле-Залесском в XII веке. Он рано женился и предавался всяким порокам, ссорился с богатыми, притеснял бедных и нечестным образом взимал с людей завышенную мзду, за счет этого он нажил себе большое состояние.

Однажды на службе в церкви он услышал слова из писания Пророка Исайи, в котором говорилось, чтобы люди очистились и омылись, перестали делать зло и искали правду. Дальше случилось настоящее чудо: Никиту эти слова тронули до глубины души. Он решил отказаться от своих богатств и своей порочной жизни и посвятить себя служению Богу, и, недолго думая, ушел в монастырь. Никита добровольно возложил на себя тяжелые железные вериги и уединился на каменном столпе. До последнего своего дня на земле он пребывал в посте и молитве, день и ночь замаливая свои грехи перед Господом. За такую жесткую подвижническую жизнь Никита получил от Бога дар чудотворения и мог лечить больных.

Предательство близких

Но однажды к нему пришли два человека, чтобы попросить благословения. Он хорошо знал их. Его истертые вериги блеснули перед их завистливыми глазами, и им показалось, что они серебряные. Тогда они взяли и убили Никиту, чтобы завладеть этим богатством. Это произошло 24 мая 1186 года.

Мощи преподобного Никиты были освидетельствованы и обретены 29-31 мая в 2000 году, по благословению российского Патриарха Алексия II и архиепископа Ростовского и Ярославского Михея.

Читать еще:  Поздравить с днем рождения одногруппника. Поздравление с днем рождения одногруппнику

Никита: именины, день ангела

В житие сказано, что святой Никита помогает в учении, одолевает бесов, предоставляет возможность покаяться в грехах и защититься от прельщений дьявола.

Именины Никиты Бесогона и Никиты Готского в Православном календаре — 15/28 сентября.

Память преподобного Никиты Столпника отмечается 24 мая по юлианскому календарю.

Храм во имя вмч. Никиты Готфского г. Воронеж

Официальный сайт строящегося храма во имя вмч. Никиты Готфского при Воронежской областной детской клинической больнице №1

Житие вмч. Никиты Готфского

Полное житие великомученика Никиты Готфского, Константинопольского

Ко­гда Чест­ный и Жи­во­тво­ря­щий Крест Гос­по­день, сие зна­ме­ние по­бе­ды, был воз­не­сен вы­со­ко над ми­ром, то со­имен­ный по­бе­де свя­той Ни­ки­та при­шел под его сень. На­ка­нуне се­го дня мы празд­но­ва­ли Воз­дви­же­ние Свя­то­го Кре­ста, сию непо­бе­ди­мую для ми­ра по­бе­ду, а ныне убла­жа­ем свя­то­го Ни­ки­ту, имя ко­е­го озна­ча­ет по­бе­ди­те­ля [1] . Сей доб­рый во­ин Иису­са Хри­ста стал под кре­стом, как бы под зна­ме­нем, чтобы ве­сти брань про­тив вра­гов Свя­то­го Кре­ста в честь Рас­пя­то­го на нем. Один во­ин­ству­ет за ца­ря зем­но­го, дру­гой за свою жизнь и су­ет­ную сла­ву, – иной за вре­мен­ные бо­гат­ства, а свя­той Ни­ки­та во­ин­ство­вал за Еди­но­го Гос­по­да сво­е­го Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый есть Царь вся­ко­го со­зда­ния и на­ша сла­ва и ни­ко­гда не ис­ся­ка­ю­щее бо­гат­ство. А где и ка­ким об­ра­зом сей во­ин под­ви­зал­ся за Хри­ста, – об этом по­вест­ву­ют сле­ду­ю­щее.

Ко­гда в цар­ство­ва­ние свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го свя­тая ве­ра на­ча­ла рас­про­стра­нять­ся по всей все­лен­ной, то­гда и в Гот­ской стране [2] , по ту сто­ро­ну ре­ки Ис­т­ра [3] (Ду­ная) вос­си­я­ло, как свет во тьме, свя­тое бла­го­че­стие. В той стране был рож­ден, кре­щен и по­лу­чил вос­пи­та­ние свя­той Ни­ки­та. Гот­ский епи­скоп Фе­о­фил [4] , при­ни­мав­ший уча­стие в Пер­вом Ни­кей­ском Со­бо­ре, ис­по­ве­дав­ший дог­ма­ты пра­во­слав­ной ве­ры и под­пи­сав­ший опре­де­ле­ния со­бо­ра – про­све­тил Ни­ки­ту све­том ве­ры и кре­стил его во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха.

Спу­стя немно­го вре­ме­ни древ­ний за­вист­ник – диа­вол, не вы­но­ся то­го, что свя­тая ве­ра Хри­сто­ва рас­про­стра­ня­ет­ся и чис­ло хри­сти­ан всё бо­лее и бо­лее уве­ли­чи­ва­ет­ся, воз­двиг в сей вар­вар­ской зем­ле, омра­чен­ной идо­ло­слу­же­ни­ем, борь­бу и силь­ное го­не­ние про­тив ис­по­ве­ду­ю­щих имя Хри­ста и ве­ру­ю­щих в Гос­по­да. Дух зло­бы вну­шил кня­зю той стра­ны, по име­ни Фа­на­ри­ху, уби­вать хри­сти­ан и ис­тре­бить с зем­ли сво­ей да­же па­мять о них. В то вре­мя про­изо­шло у го­тов раз­де­ле­ние и меж­до­усоб­ная брань. Они раз­де­ли­лись на две ча­сти: од­на часть име­ла во­ждем сво­им неко­е­го Фри­ти­гер­на, а дру­гою ру­ко­во­дил же­сто­кий му­чи­тель Афа­на­рих. Ко­гда сии еди­но­пле­мен­ни­ки со­шлись друг с дру­гом на бой и про­изо­шло ве­ли­кое кро­во­про­ли­тие, Афа­на­рих, имев­ший боль­ше си­лы и храб­ро­сти, одо­лел и по­бе­дил сво­е­го про­тив­ни­ка и об­ра­тил его вой­ско в бег­ство. По­беж­ден­ный Фри­ти­герн бе­жал в Гре­цию, где ис­кал по­мо­щи у хри­сто­не­на­вист­но­го ца­ря Ва­лен­та [5] ; им­пе­ра­тор при­ка­зал все­му вой­ску, быв­ше­му во Фра­кии, ид­ти на по­мощь Фри­ти­гер­ну. По­сле се­го Фри­ти­герн со все­ми остав­ши­ми­ся сво­и­ми во­и­на­ми и с со­бран­ным во Фра­кии гре­че­ским вой­ском вы­сту­пил про­тив сво­е­го со­пер­ни­ка. Пе­ре­хо­дя через ре­ку Истр (Ду­най), он при­ка­зал сде­лать изо­бра­же­ние свя­то­го кре­ста и но­сить сие изо­бра­же­ние пред сво­и­ми пол­ка­ми. Так он на­пал на Афа­на­ри­ха. Про­изо­шло ужас­ное сра­же­ние, но хри­сти­ане с по­мо­щью кре­ста одо­ле­ли Афа­на­ри­ха и по­бе­ди­ли всё его вой­ско: од­них уби­ли, дру­гих взя­ли в плен, так что сам он с неболь­шой дру­жи­ной ед­ва успел убе­жать. С то­го вре­ме­ни хри­сти­ан­ская пра­во­слав­ная ве­ра всё бо­лее и бо­лее ста­ла рас­про­стра­нять­ся сре­ди го­тов, ибо мно­гие, уви­дев непре­одо­ли­мую си­лу кре­ста, про­явив­шу­ю­ся в бит­ве, уве­ро­ва­ли в Рас­пя­то­го на Кре­сте Гос­по­да.

Ко­гда умер епи­скоп Фе­о­фил, на его ка­фед­ру всту­пил Ур­фил [6] , муж бла­го­ра­зум­ный и бла­го­че­сти­вый. Он изоб­рел для го­тов пись­ме­на и пе­ре­вел с гре­че­ско­го язы­ка на гот­ский мно­го книг, так что свя­тая ве­ра хри­сти­ан­ская рас­про­стра­ня­лась сре­ди го­тов с каж­дым днем всё бо­лее и бо­лее. Утвер­жде­нию там ве­ры во Хри­ста спо­соб­ство­вал сво­им рве­ни­ем и свя­той Ни­ки­та, один из бла­го­род­ней­ших и слав­ней­ших лиц той зем­ли. Сво­им бла­го­че­сти­ем и бо­го­вдох­но­вен­ны­ми сло­ва­ми он мно­гих при­вел ко Хри­сту.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя нече­сти­вый Афа­на­рих сно­ва воз­вра­тил­ся к се­бе на ро­ди­ну. До­стиг­нув вла­сти и си­лы, он, на­уча­е­мый бе­сом, воз­двиг в сво­ей об­ла­сти страш­ное го­не­ние на хри­сти­ан, ста­рал­ся от­мстить за свое уни­же­ние, так как он был по­беж­ден и по­срам­лен хри­сти­а­на­ми в бит­ве.

То­гда свя­той Ни­ки­та, рас­па­ля­е­мый рев­но­стью к Бо­гу, вы­шел на борь­бу с обо­и­ми вра­га­ми, неви­ди­мым и ви­ди­мым: борь­бу про­тив неви­ди­мо­го вра­га он вел, об­ра­щая невер­ных в ис­тин­ную ве­ру и преду­го­тов­ляя ве­ру­ю­щих к му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу; борь­бу же с ви­ди­мым вра­гом он вел, об­ли­чая му­чи­те­ля Афа­на­ри­ха и уко­ряя его за его без­бо­жие и бес­че­ло­веч­ность, за то что он пре­да­вал мно­же­ство ве­ру­ю­щих раз­лич­ным му­кам; та­ким об­ра­зом свя­той Ни­ки­та по­бе­дил обо­их: и диа­во­ла по­прал, и су­ро­вость му­чи­те­ля пре­одо­лел. Раз­лич­ные му­ки, ко­и­ми у доб­ро­го стра­даль­ца Хри­сто­ва хо­те­ли вы­ну­дить от­ре­че­ние от Хри­ста, бы­ли бес­силь­ны, и сам му­чи­тель был в недо­уме­нии, по­че­му он при всем сво­ем мо­гу­ще­стве не мог пре­кло­нить к сво­е­му зло­че­стию од­но­го ра­ба Хри­сто­ва, твер­до­го в сво­ем ис­по­ве­да­нии по­доб­но креп­ко­му и непо­ко­ле­би­мо­му стол­пу.

Читать еще:  Чаю воскресения. Беседа об одиннадцатой и двенадцатой частях символа веры

Что же за­ду­мал то­гда без­за­кон­ный? Он за­ду­мал уни­что­жить ог­нем то­го, ко­го не мог убить мно­ги­ми ра­на­ми, ис­тя­за­ни­ем пло­ти и раз­дроб­ле­ни­ем чле­нов. Но че­го же до­стиг нече­сти­вый? Он бо­лее сам се­бя сжег сво­ею яро­стью, чем му­че­ни­ка – пла­ме­нем: свя­той Ни­ки­та, хо­тя и на­хо­дил­ся в огне, од­на­ко те­ло его не сго­ре­ло от ог­ня, ду­ша же его воз­ро­ди­лась для но­вой веч­ной бес­смерт­ной жиз­ни. Меж­ду тем му­чи­тель и без ог­ня сго­рел от сво­е­го без­бо­жия: он омерт­вел сво­ею ду­шою и те­ло свое преду­го­то­вил в ад. Так свя­той Ни­ки­та во­ин­ство­вал за Хри­ста под зна­ме­ни­ем кре­ста и по­ка­зал се­бя по­бе­ди­те­лем; не толь­ко по име­ни, но и на са­мом де­ле он был та­ко­вым.

Те­ло свя­то­го, не по­вре­жден­ное ог­нем, оста­ва­лось без по­гре­бе­ния и ле­жа­ло, бу­дучи бро­ше­но с бес­че­сти­ем. В то вре­мя про­жи­вал там од­ни бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин, по име­ни Ма­ри­ан. Сей муж был ро­дом из Ки­ли­кий­ской стра­ны, из го­ро­да Моп­су­е­стии [7] . По неко­то­ро­му де­лу сво­е­му он при­шел в Гот­скую зем­лю и здесь оста­но­вил­ся на до­воль­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя. Ма­ри­ан по­зна­ко­мил­ся со свя­тым Ни­ки­тою и при­об­рел его друж­бу и лю­бовь; в осо­бен­но­сти же он воз­лю­бил его то­гда, ко­гда уви­дел, что свя­той по­движ­ник сто­ял за свя­тую ве­ру Хри­сто­ву да­же до го­тов­но­сти про­лить за нее кровь свою. И вот, ко­гда те­ло свя­то­го ле­жа­ло непо­гре­бен­ным, Ма­ри­ан за­ду­мал, как бы ему взять те­ло воз­люб­лен­но­го сво­е­го дру­га и му­че­ни­ка Хри­сто­ва и от­не­сти в свою род­ную стра­ну. Но он бо­ял­ся при­ве­сти в ис­пол­не­ние свое на­ме­ре­ние из стра­ха пред кня­зем, при­ка­зав­шим, чтобы ни­кто не смел по­гре­бать те­ла му­че­ни­ка. То­гда Ма­ри­ан за­ду­мал тай­но но­чью взять его.

При на­ступ­ле­нии но­чи Ма­ри­ан го­тов был вый­ти на за­ду­ман­ное де­ло; но ночь бы­ла тем­ной и дожд­ли­вой, так что ему труд­но бы­ло ид­ти. Ма­ри­ан был силь­но опе­ча­лен этим, ибо он не ви­дел, ку­да ид­ти и где най­ти отыс­ки­ва­е­мое те­ло му­че­ни­ка. Ко­гда он силь­но скор­бел о сем, Бог вся­ких уте­ше­ний, неко­гда ука­зав­ший волх­вам звез­дою путь в Виф­ле­ем (Мф.2:2), уте­шил и Ма­ри­а­на в скор­би и ука­зал ему бла­го­при­ят­ный путь к об­ре­те­нию те­ла свя­то­го: Он по­слал некую небес­ную си­лу в ви­де звез­ды, ко­то­рая, вос­си­яв пред Ма­ри­а­ном, по­ве­ла его, ку­да бы­ло нуж­но. Сия звез­да пред­ше­ство­ва­ла пред Ма­ри­а­ном и раз­го­ня­ла ноч­ной мрак; он же с ра­до­стью сле­до­вал за нею. До­стиг­нув то­го ме­ста, где на­хо­ди­лось те­ло свя­то­го, звез­да оста­но­ви­лась над ним. То­гда Ма­ри­ан, об­вив те­ло му­че­ни­ка чи­стой пла­ща­ни­цей, по­нес его в дом, где про­жи­вал.

Так Ма­ри­ан по­лу­чил ис­ко­мое со­кро­ви­ще. Скрыв его на вре­мя у се­бя в жи­ли­ще с боль­шим тща­ни­ем, он вско­ре по­сле се­го воз­вра­тил­ся в оте­че­ство и при­нес с со­бою те­ло свя­то­го му­че­ни­ка [8] . При­шед­ши в го­род Моп­су­е­стию, Ма­ри­ан с че­стью по­хо­ро­нил его в сво­ем до­ме.

Бог нис­по­слал бла­го­сло­ве­ние до­му Ма­ри­а­на ра­ди стра­сто­терп­ца Сво­е­го, свя­то­го Ни­ки­ты, как неко­гда Он бла­го­сло­вил мно­ги­ми бо­гат­ства­ми дом Пен­те­ф­рия ра­ди Иоси­фа (Быт.39:5) и дом Авед­да­ров ра­ди Ки­во­та За­ве­та (2Цар.6:11). Дом Ма­ри­а­на стал изоби­ло­вать боль­шим бо­гат­ством: и ве­ще­ствен­ным, и ду­хов­ным, ибо от гро­ба свя­то­го по­да­ва­лось мно­го да­ров всем нуж­да­ю­щим­ся и нис­по­сы­ла­лось бо­ля­щим мно­го ис­це­ле­ний. Весь го­род и окрест­ные жи­те­ли со­би­ра­лись ко гро­бу свя­то­го, так что дом Ма­ри­а­на не мог вме­стить всех со­би­рав­ших­ся сю­да ве­ру­ю­щих; по­се­му все ре­ши­ли по­стро­ить цер­ковь во имя свя­то­го Ни­ки­ты и по­ло­жить там мо­щи му­че­ни­ка. При­няв­шись со рве­ни­ем за сие де­ло, ве­ру­ю­щие в ско­ром вре­ме­ни воз­двиг­ли храм. По окон­ча­нии стро­е­ния, ко­гда храм был укра­шен с по­до­ба­ю­щим бла­го­ле­пи­ем, гроб свя­то­го му­че­ни­ка от­кры­ли и, взяв ков­чег, по­нес­ли его в но­во­со­здан­ную цер­ковь и здесь по­греб­ли в зем­ле. Толь­ко од­но­му Ма­ри­а­ну уда­лось взять на бла­го­сло­ве­ние сво­е­му до­му от мо­щей свя­то­го один перст, ко­то­рый он и хра­нил у се­бя с бла­го­го­ве­ни­ем; бо­лее ни­кто не мог взять ни од­ной ча­сти­цы от мо­щей свя­то­го Ни­ки­ты.

Од­на­жды бла­жен­ный Авк­сен­тий, епи­скоп Моп­су­е­стий­ский, со­здав цер­ковь в честь свя­тых му­че­ни­ков Та­ра­ха, Про­ва и Ан­д­ро­ни­ка [9] , от­пра­вил по­сла­ние в го­род Ана­за­рву [10] , где по­чи­ва­ли мо­щи сих трех свя­тых; в сво­ем по­сла­нии он про­сил граж­дан Ана­за­рвы дать неко­то­рую часть мо­щей свя­тых му­че­ни­ков для вновь вы­стро­ен­но­го хра­ма. То­гда граж­дане Ана­за­рвы про­си­ли Авк­сен­тия, чтобы он вза­мен дал им неко­то­рую часть мо­щей свя­то­го Ни­ки­ты на бла­го­сло­ве­ние их го­ро­ду. Же­лая ис­пол­нить их прось­бу, епи­скоп при­ка­зал от­крыть гроб свя­то­го му­че­ни­ка Ни­ки­ты. И вот без вся­кой ви­ди­мой при­чи­ны мра­мор­ный ка­мень, быв­ший на гро­бе свя­то­го, рас­пал­ся на две по­ло­ви­ны. Один из при­сут­ство­вав­ших здесь дерз­но­вен­но кос­нул­ся сво­ей ру­кой свя­тых мо­щей, но тот­час же ру­ка его вы­сох­ла, а на него са­мо­го на­пал ужас. В то же вре­мя раз­дал­ся с неба силь­ный удар гро­ма и блес­ну­ла яр­кая мол­ния; все при­шли в страх. То­гда епи­скоп по­нял, что Бог не бла­го­слов­ля­ет раз­дроб­лять мо­щи свя­то­го, и рас­ка­ял­ся в сво­ем на­ме­ре­нии. Взяв за ис­сох­шую ру­ку че­ло­ве­ка, дерз­ко при­кос­нув­ше­го­ся к мо­щам свя­то­го, он сно­ва до­тро­нул­ся ею до мо­щей и стал мо­лить­ся:

– О, свя­той му­че­ник Хри­стов Ни­ки­та! Те­бе бо­лее по­до­ба­ет ис­це­лять, чем вре­дить, ибо ты благ и под­ра­жа­ешь Все­бла­го­му Гос­по­ду, и ес­ли ты ско­ро на­ка­зал се­го че­ло­ве­ка, то не еще ли ско­рее по­ми­лу­ешь его.

Читать еще:  Дзен какая религия. Что такое дзен

Лишь толь­ко епи­скоп про­из­нес сии сло­ва, тот­час ис­це­ле­ла вы­сох­шая ру­ка то­го че­ло­ве­ка, и все удив­ля­лись чу­де­сам свя­то­го му­че­ни­ка Ни­ки­ты и про­слав­ля­ли Бо­га. Не осме­ли­ва­ясь уже бо­лее ка­сать­ся мо­щей угод­ни­ка Бо­жия, епи­скоп [11] , со­вер­шив над ни­ми бла­го­го­вей­ное пе­ние, сно­ва с че­стью за­крыл его гроб­ни­цу, сла­вя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, Еди­но­го в Тро­и­це Бо­га, Ко­е­му по­до­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и по­кло­не­ние во ве­ки. Аминь.
При­ме­ча­ния

[1] Ни­ки­та – по пе­ре­во­ду с гре­че­ско­го «по­бе­ди­тель».

[2] Гот­ская стра­на про­сти­ра­лась от Ниж­ней Вис­лы до Чер­но­го мо­ря; глав­ным об­ра­зом го­ты жи­ли в ны­неш­ней Ру­мы­нии, по Ду­наю.

[3] Истр – ста­рин­ное на­зва­ние Ду­ная.

[4] Ум. око­ло 340 го­да.

[5] Им­пе­ра­тор Ва­лент цар­ство­вал с 364 по 378 гг.

[6] Ур­фил, или Уль­фил­ла – пер­вый гот­ский епи­скоп и рев­ност­ный про­по­вед­ник хри­сти­ан­ства сре­ди го­тов; жил от 311 до 383 г.

[7] Го­род Моп­су­е­стия был рас­по­ло­жен на рав­нине, на бе­ре­гах ре­ки Пи­ра­ма.

[8] Кон­чи­на св. Ни­ки­ты по­сле­до­ва­ла 15 сен­тяб­ря 372 г.

[9] Па­мять их празд­ну­ет­ся 12 ок­тяб­ря.

[10] Ана­за­рв, или Ана­за­рва – го­род в Ки­ли­кии.

[11] Епи­скоп Авк­сен­тий II жил в по­ло­вине V ве­ка; участ­во­вал в 451 го­ду на IV Все­лен­ском Со­бо­ре в Хал­ки­доне.

Православная Жизнь

Main menu

28 сентября — день памяти ве­ли­ко­му­че­ника Никиты Готфского

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ни­ки­та был готф. Он ро­дил­ся и жил на бе­ре­гах Ду­ная. По­стра­дал за Хри­ста в 372 го­ду. То­гда хри­сти­ан­ская ве­ра уже ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась в стране гот­фов. Свя­той Ни­ки­та уве­ро­вал во Хри­ста и при­нял Кре­ще­ние от готф­ско­го епи­ско­па Фе­о­фи­ла, участ­ни­ка I Все­лен­ско­го Со­бо­ра. Рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства ста­ли про­ти­вить­ся языч­ни­ки-гот­фы, в ре­зуль­та­те че­го воз­ник­ла меж­до­усоб­ная брань.

Ве­ли­ко­му­че­ник Ни­ки­та Готфский

По­сле по­бе­ды Фри­ти­гер­на, воз­гла­вив­ше­го вой­ско хри­сти­ан и на­нес­ше­го по­ра­же­ние языч­ни­ку Афа­на­ри­ху, ве­ра Хри­сто­ва ста­ла успеш­нее рас­про­стра­нять­ся сре­ди гот­фов. Епи­скоп Уль­фи­ла, пре­ем­ник епи­ско­па Фе­о­фи­ла, со­здал готф­скую аз­бу­ку и пе­ре­вел на готф­ский язык мно­го свя­щен­ных книг. В рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства сре­ди со­пле­мен­ни­ков усерд­но тру­дил­ся и свя­той Ни­ки­та. Сво­им при­ме­ром и вдох­но­вен­ным сло­вом он при­вел к Хри­сто­вой ве­ре мно­гих языч­ни­ков. Од­на­ко Афа­на­рих по­сле по­ра­же­ния су­мел сно­ва по­пра­вить свои си­лы, вер­нуть­ся в свою стра­ну и вос­ста­но­вить свое преж­нее мо­гу­ще­ство. Оста­ва­ясь языч­ни­ком, он про­дол­жал нена­ви­деть хри­сти­ан и пре­сле­до­вать их. Свя­той Ни­ки­та, под­верг­ну­тый мно­гим пыт­кам, был бро­шен в огонь, где и скон­чал­ся в 372 го­ду. Друг свя­то­го Ни­ки­ты, хри­сти­а­нин Ма­ри­ан, но­чью отыс­кал те­ло му­че­ни­ка, не по­вре­жден­ное ог­нем и оза­рен­ное чу­дес­ным све­том, пе­ре­нес его и пре­дал по­гре­бе­нию в Ки­ли­кии. Впо­след­ствии оно бы­ло пе­ре­не­се­но в Кон­стан­ти­но­поль. Ча­сти­ца свя­тых мо­щей ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты позд­нее пе­ре­не­се­на в мо­на­стырь Вы­со­кие Де­ча­ны в Сер­бии.

Молитвы

Тропарь великомученику Никите Готфскому, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Ники́та/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак великомученику Никите Готфскому, глас 2

Пре́лести посе́к держа́ву стоя́нием твои́м,/ и побе́ды прии́м вене́ц во страда́льчествех твои́х,/ со А́нгелы сла́вне ра́дуешися,/ Ники́то тезоимени́те,// с ни́ми Христа́ Бо́га моля́ непреста́нно о всех нас.

Молитва великомученику Никите Готфскому

О, вели́кий страстоте́рпче Христо́в и чудотво́рче великому́чениче Ники́то! Припа́дающе к свято́му и чудотво́рному о́бразу твоему́, по́двиги же и чудеса́ твоя́ и мно́гое сострада́ние твое́ к лю́дем прославля́юще, мо́лим тя приле́жно: яви́ нам смире́нным и гре́шным свято́е и многомо́щное твое́ заступле́ние, се бо грех ра́ди на́ших не и́мамы свобо́ды чад Бо́жиих, е́же о потре́бах на́ших Го́спода и Влады́ку на́шего дерзнове́нно проси́ти, но тебе́ моли́твенника к Нему́ благоприя́тнаго предлага́ем и о твое́м предста́тельстве взыва́ем, испроси́ нам у Го́спода благопотре́бныя да́ры душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́вую, спасе́ния наде́жду несомне́нную, любо́вь же ко всем нелицеме́рную, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниих терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, душ и теле́с здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, жите́йских потре́б дово́льство, ми́рное и благоче́стное на земли́ житие́, христиа́нскую жития́ кончи́ну и до́брый отве́т на стра́шнем суди́ще Христо́вом. Еще́ же, о страстоте́рпче Христо́в, у Царя́ Небе́снаго испроси́ стране́ на́шей Росси́йстей мир, здра́вие и спасе́ние, и на враги́ побе́ду и одоле́ние, благоустрое́ние, тишину́ и благоде́нствие. Христолюби́вому во́инству бу́ди сора́тай и помо́щник на враги́ и всем лю́дем правосла́вным яви́ твое́ свято́е заступле́ние: боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши, бе́дствующим помози́. Ей, уго́дниче Бо́жий и му́чениче долготерпели́вый! Не забу́ди святу́ю оби́тель твою́ и вся живу́щия в ней и подвиза́ющияся и́нокини же и мирски́я, но поспеш́и им в смире́нии и терпе́нии носи́ти и́го Христо́во и от вся́ких бед и искуше́ний ми́лостивне изба́ви. Всех у́бо нас приведи́ в ти́хое приста́нище спасе́ния и насле́дники сподо́би бы́ти пресве́тлаго Ца́рствия Христо́ва святы́ми твои́ми моли́твами, да сла́вим и пое́м вели́кия щедро́ты Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, и твое́ свято́е заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источники:

http://nlo-mir.ru/religia/44612-imeniny-nikity.html
http://hram-ng.cerkov.ru/nashi-svyatyni-2/nashi-svyatyni/
http://pravlife.org/ru/content/28-sentyabrya-den-pamyati-velikomuchenika-nikity-gotfskogo

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector