Святитель иннокентий вениаминов дал название городу. Священник на Уналашке
Содержание
- 1 Святитель иннокентий вениаминов дал название городу. Священник на Уналашке
- 1.1 Памяти святителя Иннокентия Московского (Вениаминова)
- 1.2 Памяти святителя Иннокентия Московского (Вениаминова)
- 1.3 Иннокентий (Вениаминов) – Указание пути в Цаpcтво Небесное
- 1.4 Иннокентий (Вениаминов) – Указание пути в Цаpcтво Небесное краткое содержание
- 1.5 Указание пути в Цаpcтво Небесное читать онлайн бесплатно
- 1.6 Иннокентий Московский
- 1.7 Житие святого Иннокентия
- 1.8 Почитание
Памяти святителя Иннокентия Московского (Вениаминова)
Памяти святителя Иннокентия Московского (Вениаминова)
Святитель Иннокентий (Вениаминов) — величайший богатырь духа и тела, святой XIX века, Апостол Сибири, Дальнего Востока и Америки. Миссионер, просветитель, лингвист, святитель Иннокентий прославился на двух континентах и оставил о себе добрую память в веках и народах. Существует 12 православных храмов, посвященных святителю, из них 2 — в Америке.
Трудясь в Сибири, Америке, на Дальнем Востоке, он являлся членом-корреспондентом Российской Академии наук, почётным членом Императорского Русского Географического общества, Московского университета, многочисленных научных обществ, лауреатом государственных премий. Его заслуги и поныне свидетельствуют о нём как о выдающемся учёном — этнографе, лингвисте и географе, великом наставнике, чей жизненный путь служил и продолжает служить примером для многих поколений россиян. В 2017 году исполнилось 220 лет со дня рождения и 40лет со дня его канонизации.
Будущий святитель, Иоанн Попов, родился в селе Ангинское в 1682 году в семье бедного пономаря. Семья была многодетная — 10 детей. Сын священника, Иоанн Попов получил образование в Иркутской семинарии. На одном из последних курсов семинарии ректор сменил его фамилию Попов на более благозвучную — Вениаминов, в честь недавно почившего епископа Иркутского Вениамина († 8 июля 1814 г.). Под этой фамилией он и вошел в историю. 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. — во священника.
В 1823 году в Иркутск пришло повеление — нужно послать в русскую Америку священника. Края там дикие, и все отказались ехать, в том числе и отец Иоанн. Но потом он услышал рассказ прихожанина Иоанна Крюкова об этих краях: «40 лет прожил я среди алеутов — это же сущие дети! Там часовня есть, сбитая из досок. Холодно, они иногда босые, но пока идет служба — стоят, с места не сойдут, аж следы от стоп остаются».
О. Иоанн был настолько потрясен этими чистыми душой людьми, которые так искренне принимают слово Господне, что он решил поехать туда. Взял своего годовалого ребенка, супругу Екатерину, свою маму и младшего брата Стефания. Путь был трудным: сначала сплавлялись до Якутска по реке Лене, потом тысячу километров до главного тогда города на Дальнем Востоке — Охотска. Дорога туда заняла больше года. Из Охотска на судах они отправились на Аляску, на остров Ситка. Здесь отец Иоанн получил свое первое назначение — на остров Уналашка, к алеутам. Алеуты были невысокого роста, коренастые, некрасивые, но очень чистые душой и искренние.
Первое, что нужно было сделать — построить храм. Но алеуты не знали никаких ремесел, кроме рыбной ловли. Отец Иоанн стал им истинным отцом и наставником: благодаря ему они узнали, что такое печеный хлеб, баня, плотницкое дело, столярное, кузнечное. Вскоре храм был готов и посвящен Вознесению Господню. Отец Иоанн сам вырезал храмовый иконостас, позолотил его.
Отличительной миссионерской особенностью отца Иоанна была любовь к языкам тех народов, среди которых он проживал. Первым делом он осваивал языки, чтобы понимать людей. При этом он не навязывал им русский язык, н не русифицировал их, а сохранял их национальную самоидентификацию, их быт и обычаи. Сразу же по приезде на Уналашку он начал создавать алеутскую грамматику. В первую очередь он перевел на алеутский три молитвы — «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Символ веры» и Евангелие от Матфея. Пришлось делать поправки на их культуру.
Так, в языке алеутов не было самого понятия «хлеб». Главное блюдо у них — рыба, поэтому в молитве «Отче наш» он заменил хлеб на рыбу.
Именно на алеутском языке в 1833 году священник написал свой главный миссионерский труд — «Указание пути в Царствие Небесное». После выхода в свет эта книга выдержала 62 переиздания (!), и во всем мире говорили — более просто и гениально путь к Богу еще никогда не был описан!
Спустя 10 лет трудов среди алеутов, в 1834 году, отцу Иоанну дали новое послушание — служить на острове Ситка. И здесь миссионер не оставлял своих лингвистических и исследовательских трудов — вел погодные наблюдения, биологические, написал книгу «Записки об островах Уналашкинского отдела». И по сей день эта книга настольная у этнографов. Пять лет спустя назначения на Ситку, в 1839 году он решил выдвинуться в Санкт-Петербург, чтобы похлопотать об издании своих книг.
В столичном граде отца Иоанна принял сам государь император. Послушав этого удивительного миссионера, император Николай I сказал: «Моим детям будет очень полезно пообщаться с Вами, особенно цесаревичу Александру (будущему Александру II)». Вот как высоко он оценил его труды!
Пока Священный Синод принимал решение, печатать ли книги отца Иоанна или нет, он выехал в Москву, где познакомился с будущим святителем Филаретом Московским. Святитель Филарет сказал о нем: «В этом человеке есть что-то апостольское». После этой встречи святитель Филарет на всю жизнь стал его покровителем и другом.
После рассмотрения Синод разрешил печатать книги, но в это время в семье батюшки произошло большое несчастье: в Иркутске умерла его супруга Екатерина, и их шестеро детей остались сиротами. Святитель Филарет взял на себя заботу об этих детях, а отец Иоанн принял монашеский постриг с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского.
И по сей день, вплоть до нашего времени все священники-миссионеры, направляющиеся на Дальний Восток, очень часто носят имя Иннокентий.
В частности, Владыка Иннокентий (Ерохин), епископ Уссурийский, викарий Владивостокской епархии, был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Московского.
В своем докладе Святейшему Синоду святитель Иннокентий ярко представил проблемы дальневосточного края: число паствы значительно выросло, и категорически не хватает священников. В итоге было принято решение создать новую епархию — Камчатскую, Курильскую и Алеутскую. Так святитель стал епископом Камчатским с кафедрой в Новоархангельске (ныне это город Ситка). Новосозданная епархия занимала чуть ли не половину материка и была столь обширна, что за 10 лет своего служения он успел полностью объехать её лишь трижды. Этот путь занимал 12-16 месяцев — 5000 километров на собаках, на оленях. Порой приходилось не выходить из кибитки сутками. В одном из писем Владыка писал: «Я в этом узком коробе лежу, мне иногда кажется, что вот он сейчас закроется, и я в гробу».
Исторические и этнографические труды святителя столь значимы, что даже советские историки не могли обойтись без ссылки на него. Указывали правда скромно, без сана: Иннокентий Вениаминов. Но, тем не менее, они не могли не ссылаться.
Казалось, неутомимой энергии святителя хватило бы на кучу жизней сразу. Так, он потрудился и на государственном поприще: проявлял большую заботу о благоприятном для России разрешении амурского вопроса. С этой целью он сам предпринял путешествие по Амуру и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой на основании личных наблюдений и опросов обосновал возможность навигации по Амуру и заселения его берегов. Целый год он путешествовал на баркасе по Амуру, намечал, где будут поселения, как нужно их развивать. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура к России было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск — в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска.
Со временем к и без того обширной территории его епархии прибавилась Якутская область. По этой причине преосвященный Иннокентий должен был переменить место своего постоянного жительства и переехать в город Якутск. И теперь ему предстояли новые миссионерские труды: он просвещал якутов, тунгусов, гольдов, чукчей, перевел Евангелие от Матфея и основной катехизис на якутский язык. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие. Якутов до того тронуло это событие, что старшины их от лица всех своих собратьев представили владыке Иннокентию просьбу, чтобы день этот навсегда стал праздничным. Кроме этого, велась работа по переводу священных и богослужебных книг и на тунгусский язык.
В посту Николаевском святитель встретился с проезжающим иеромонахом Николаем (Касаткиным), будущим просветителем Японии и создателем Японской Православной Церкви. Он научил его азам миссионерства: «В первую очередь учи язык, изучай культуру, уважай, люби этих людей, тогда ты достучишься до их душ и принесешь слово Божие».
Во время своего третьего путешествия в Японию и на Камчатку в 1861 году святитель из-за шторма был вынужден остановиться в порту Ольга, посетив таким образом территорию будущей Арсеньевской епархии. В ближайшее время в Ольге планируется поставить Крест, посвященный святителю, и вместе с ним нанести туда имена всех первооткрывателей Дальнего Востока.
Когда Владыке Иннокентию было 70 лет, митрополит Филарет умер, и Владыку назначили митрополитом Московским. Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря, которому во время оно и в пономари, на место отца, невозможно было попасть, делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви — митрополитом Московским!
Из-за подъятых миссионерских трудов Владыка практически ослеп, и в последние годы жизни он совершал богослужение по памяти. И на новом посту святитель не ослабевал заботой о трудах миссионерских: с целью проповеди Евангелия на окраинах России им было учреждено миссионерское общество. Открытое в Москве в январе 1870 года, оно встретило большое сочувствие во всех уголках России. Во многих епархиях были открыты соответствующие комитеты. Но главной его заботой оставалось наставление народа в истинах христианской веры и нравственности.
С середины 1878 года митрополит Иннокентий почти непрерывно хворал и даже отменил в конце этого года поездку в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. Последний раз приобщался в Великий четверг. 30 марта 1879 года он потребовал к себе преосвященного Амвросия (позднее епископа Харьковского) для чтения канона на исход души, а 31 марта в 2 часа ночи его не стало.
«Дайте знать, — говорил, умирая, преосвященный, — чтобы при погребении моем речей не было, в них много похвал. А проповедь по мне скажите, она может иметь назидание, и вот текст для нее: от Господа стопы человеку исправляются (Пс.36:23)».Это главная фраза, с которой он ушел из этой жизни.
Святителя похоронили в Лавре, рядом с могилой свт. Филарета. И в жизни, и в смерти они были сотрудниками и единомышленниками. Святитель был канонизирован в 1977 году по предложению Святейшего Синода Православной Церкви в Америке.
Конспект лекции историка Арсеньевской епархии Л.В.Колодей.
Иннокентий (Вениаминов) – Указание пути в Цаpcтво Небесное
Иннокентий (Вениаминов) – Указание пути в Цаpcтво Небесное краткое содержание
Указание пути в Цаpcтво Небесное читать онлайн бесплатно
Святитель Иннокентий Московский (Вениаминов)
Указание пути в Цаpcтво Небесное
Жизнеописание Иннокентия митрополита Московского апостола Аляски
Родиной святителя Иннокентия была Иркутская губерния, село Ангинское. Вот что значится в метрической книге церкви села Ангинского: “26 августа 1797 года у пономаря церкви св. Илии пророка, Евсевия Попова, родился сын Иоанн”. На пятом году от роду Иван Попов стал учиться грамоте у своего отца, который был в это время уже болен и через два года умер, оставив жену и четверых детей в крайней бедности. К счастью, дядя сирот, дьякон той же церкви, Дмитрий Попов, чтобы хотя немного помочь осиротевшей семье, взял маленького Ивана к себе и продолжал учить его. Мальчик понимал ученье так быстро, что уже на восьмом году читал в церкви апостол и своим толковым чтением доставлял утешение прихожанам. Мать, видя успехи сына, хотела для поддержки семьи определить его пономарем на отцовское место, но это не состоялось. Девяти лет Иван Попов был привезен в Иркутск и определен в тамошнюю духовную семинарию.
В семинарии Иван оставлял далеко за собой в науках всех своих товарищей. Высокий ростом, стройный, здоровый, он резко выделялся из их Среды. В то время, когда Иван Попов поступил в семинарию, дядя его, у которого он жил ранее, овдовел и, приняв монашество с именем Давида, был перемещен в Иркутск и поселился в архиерейском доме уже в сане иеромонаха. И здесь он по-прежнему не оставлял своего племянника, который часто ходил к нему. Отец Давид любил заниматься механикой; племянник, приходя к нему, часто заставал его за этим занятием, присматривался, помогал и наконец сам пристрастился к механике.
В семинарии в свободное от учения время Иван всегда находил для себя дело: уйдет куда-нибудь подальше от товарищей и займется чтением или же мастерит какое-нибудь изделие. Так в одной из комнат семинарии он устроил водяные часы. Станок и колеса сделаны были простым ножом и шилом, циферблат из писчей бумаги, стрелки из лучинок. Вода, налитая в берестяной бурак, капала на подвешенную ко дну бурака жестяную дощечку, что походило на стук маятника; через каждый час ударял колокольчик.
В 1814 году новый начальник семинарии, ректор, по некоторым причинам, вздумал переменить фамилии ученикам. При раздаче новых фамилий руководствовались тогда каким-либо заметным признаком ученика; так, если он был красив собой, ему давали фамилию Благовидова; обладающий тихим нравом получал прозвище Тихомирова, Миротворцева и т. д. Иван же Попов получил прозвание Вениаминова в честь умершего в том же году уважаемого всеми епископа Иркутского Вениамина. В 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в дьякона к Благовещенской Иркутской церкви.
По окончании курса семинарии Иван Вениаминов был определен учителем в приходское училище и через год был посвящен в священника той же Благовещенской церкви. В продолжение своего кратковременного священнического служения (всего два года с небольшим) он успел заслужить любовь и уважение своих прихожан.
В 1823 году Св. Синод указал Иркутскому архиерею послать священника на остров Уналашку для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев. Уналашка и соседние с ней острова лежат весьма далеко за Сибирью, между Камчаткой и Америкой. Преосвященный объявил Иркутскому духовенству: не пожелает ли кто-либо принять предложение Святейшего Синода. Желающих не нашлось: никто не хотел отправляться в такую далекую страну. Епископ был в затруднении: исполнить предписание Синода надо, а между тем охотников не находилось, насильно же послать нельзя. В это время к преосвященному явился Благовещенский священник отец Иоанн Вениаминов и изъявил желание отправиться на Уналашку. Владыка был немало удивлен этим, ему жаль было отпустить от себя примерного священника.
Нужно заметить, что когда было послано Иркутскому духовенству предложение преосвященного, отец Вениаминов и не думал принять его так же, как и другие. Об Уналашке он слышал от одного выходца из тех мест, некоего Ивана Крюкова, который был в то время в Иркутске и познакомился с отцом Иоанном. Этот Крюков много рассказывал ему о тамошнем житье-бытье и даже убеждал его принять предложение преосвященного. Но убеждения не действовали. Насчет того, каким образом явилось у отца Иоанна отправиться в такую далекую страну, он сам писал много лет спустя. “Когда этот выходец, Иван Крюков, уже простившийся со мною совсем и на прощание все еще убеждавший меня ехать на Уналашку — в тот же самый день, при прощании своем с преосвященным (у которого и мне случилось быть в то время) стал рассказывать об усердии алеутов к молитве и слушанию слова Божия — то (да будет благословенно имя Господне) я вдруг и, можно сказать, весь загорелся желанием ехать к таким людям. Живо помню и теперь, как я мучился нетерпением, ожидая минуты объявить мое желание преосвященному, и он точно удивился этому, но сказал только: посмотрим”.
После долгого колебания преосвященный наконец согласился. Семейство отца Иоанна и не подозревало о такой быстрой перемене его решения. Отец Иоанн, прийдя домой ничего не говорил о своем намерении. Но, разумеется, такой быстрый поворот его судьбы не мог не отразиться на его душевном состоянии, и это сделалось заметным для окружающих. Во время семейной беседы к нему подошел его сын, которому был год с небольшим. Отец Иоанн взял его на руки. “Дитя мое, — сказал он, — где-то твои ноги скоро ходить будут”. Тут только догадалась его семья о случившемся, бросилась к нему со слезами и воплями, умоляя отменить свое решение. Но он остался непреклонен. Стали собираться в дальний неведомый путь.
Седьмого мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска со всем своим семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и брата.
Отправился он прежде всего на свою родину, в село Ангинское, а оттуда, отслужив молебен, поехал на павозке (судно вроде нашей баржи) по реке Лене до Якутска.
Лена, самая большая река в Сибири, впадает в Ледовитый океан.
Из Якутска отец Иоанн должен был ехать на город Охотск, лежащий на востоке Сибири, у Охотского моря. Расстояние это — тысяча верст, и весь этот путь отец Иоанн со всей своей семьей проехал верхом на лошадях. Дорога трудная — то приходилось ему ехать узкими тропинками через густые леса, то пробираться болотом, то взбираться на длинный косогор или на крутую каменистую гору и двигаться по ее скользкой, покрытой снегом вершине… Но с помощью Божией все эти трудности терпеливо преодолел отец Иоанн Вениаминов; путешественники услышали наконец глухой рев морских волн, бившихся о высокие морские скалы. Мало-помалу им стали показываться мачты судов, стоявших на реке Охоте, а потом уже и самый город Охотск. Из Охотска до острова Уналашки отец Вениаминов ехал на судне. 29 июля 1824 года он благополучно прибыл на место своего назначения.
Остров Уналашка принадлежит к числу островов, называемых Алеутскими. Эти острова лежат на Великом океане, между Камчаткой и Северной Америкой. Из Алеутских островов Уналашка по величине своей занимает чуть ли не первое место; в длину он тянется на 150 верст, в ширину более чем на 50.
Климат на Уналашке и вообще на всех Алеутских островах сырой и переменчивый. Пасмурная погода с туманами и ветрами стоит здесь большую часть года, ясных же безоблачных дней бывает очень немного, не более 50-ти во весь год. Летом здесь не особенно жарко, а зимой морозы бывают такие, что птица на лету мерзнет.
Кроме Алеутских к приходу отца Иоанна Вениаминова принадлежали некоторые другие острова, лежащие поблизости; так, например, Лисьи, получившие свои названия от того, что там водится много лисиц, острова Прибылова и другие.
Коренные жители всех этих островов, алеуты, занимаются охотой на пушных зверей и рыбной ловлей. Жили тогда деревнями в землянках тесных и грязных, которые назывались юртами и скорее похожи были на медвежью берлогу, чем на человеческое жилище. С виду алеуты некрасивы и неуклюжи, роста среднего. По нраву своему они добры и мягкосердечны. Так, во время голода, который случался у них нередко, особенно по зимам, если кто-либо из них успел раздобыть пищу, то он непременно поделится ею со всеми. Они оказывают большое почтение и любовь к родителям и старшим. Они очень выносливы и терпеливы. Кажется, невозможно придумать такой трудности, которой бы не перенес алеут, или такой горести, которая бы его сломила. В случае голода для него ничего не стоит три-четыре дня пробыть на одной только воде. В болезненном состоянии не услышите от него ни стона, ни крика при самой жестокой боли.
Алеуты до приезда отца Иоанна находились почти в диком состоянии и по вере были наполовину идолопоклонниками. По прибытии своем на Уналашку отец Иоанн нашел там только одну ветхую деревянную часовню. Первым его делом было построение нового храма. Будучи сам хорошим плотником и столяром он стал учить этим ремеслам и туземцев и, когда достаточно преуспел в этом, приступил к постройке церкви. При этом сам лично принимал живое участие в деле: так, престол, иконостас и позолоту его он сделал собственными руками. Церковь была освящена в честь Вознесения Господня. В то же время отец Иоанн Вениаминов принялся за великое, многотрудное дело — изучение инородческих языков. Он пожелал перевести для туземцев Евангелие и Литургию и, как мы увидим впоследствии, совершил этот подвиг. Мы говорим “подвиг“, потому что ему предстояло изобрести азбуку, которой не существовало. Изучая язык алеутов, отец Иоанн старался разузнать их обычаи, предания, чтобы быть более понятным им при преподавании слова Божия. Весьма часто можно было видеть отца Вениаминова беседующим с просвещенными еще до него, а равно и некрещеными инородцами о вере православной.
Иннокентий Московский
Святитель Иннокентий Московский — пример истинного служителя, несущего Слово Божие вопреки физическим и духовным трудностям. Его деятельность по христианскому просвещению народов Сибири и Аляски сравнима с подвигами первых Апостолов, деятельность которых способствовала повсеместному распространению христианской Веры.
Житие святого Иннокентия
В 1797 г. в глухом сибирском поселении Ангинское в семье церковного пономаря Евсевия Попова родился мальчик, которого нарекли Иваном. Он являлся старшим из четырёх детей супругов Поповых. В пятилетнем возрасте Ваня начал под руководством отца осваивать грамоту.
Но через год глава семьи скончался, а его вдова не могла в одиночку содержать всех детей. Старшего сына она отдала в дом Димитрия Попова — старшего брата покойного мужа, который также являлся священнослужителем. В доме родственника смышленый мальчик продолжил обучение.
В 1806 Иван и его дядя, принявший иночество под именем Давид, переехали в Иркутск. Здесь отрок поступает в духовную семинарию. Он не только с успехом осваивал все учебные предметы, но и при помощи иеромонаха Давида овладел навыками механики, плотничества и кузнечного дела.
Интересно: к 1814 г. в иркутской духовном семинарии обучалось множество однофамильцев. Кроме Ивана фамилию Попов носили ещё 13 семинаристов. Ректор учебного заведения принял решение об их переименовании. Будущий святитель стал называться Иван Вениаминов, в честь почившего незадолго до этого епископа Вениамина Багрянского.
Служение в Иркутске
В 1817 г. семинарист Вениаминов вступил в брак. В это же время он получает сан диакона в иркутском Благовещенском храме. Через 3 года после завершения обучения в семинарии он становится священником этого же прихода. Церковное служение отец Иоанн почитал с социальной деятельностью. Он по собственной инициативе перед каждым воскресным богослужением собирал в церкви детей и преподавал им основы грамоты и христианства.
В 1819 г. в епархию пришло предписание послать для обучения в Московскую духовную академию двух достойных кандидатов. Знакомые с деятельностью диакона Вениаминова члены епархиального управления предлагали послать в древнюю русскую столицу молодого служители. Но в этом прошении было отказано, так как Иван имел семью и низкий сан.
Священник на Уналашке
Два года прослужил отец Иоанн на Благовещенском приходе города Иркутска. Он ответственно относился к своему служению и не помышлял о великих апостольских деяниях. Но по воле Господа его жизнь резко изменилась в начале 1823 г.
На далёких Алеутских островах, входивших в начале XIX столетия в состав Российской империи, не хватало священнослужителей для христианского просвещения коренных жителей. Святейший Синод, понимая необходимость регулярной просветительской и миссионерской деятельности в этой отдалённой епархии, поручил иркутскому епископу направить для служения на острова прилежного священника.
Но выполнение этого предписания оказалось сложной задачей, так как священники добровольно не соглашались ехать в суровый морской край. Отец Иоанн Вениаминов также не представлял свою дальнейшую жизнь на Алеутских островах.
Но однажды он встретился с алеутским уроженцем Иваном Крюковым. Островитянин многое рассказывал о местной жизни и коренных жителях, проявивших усердие в знакомстве с христианскими обычаями. При этом он отмечал, что алеуты усердно молятся и с радостью воспринимают слово божие.
Эти слова произвели на молодого священника сильное впечатление. Он в этот же день попросил архиерея отпустить его на служение в далёкий край. Отец Иоанн собрал свою семью, состоящую из жены, ребёнка, престарелой матери и брата, и отправился в трудное путешествие, которое продлилось около года.
Остров Уналашка в начале XIX столетия был населен алеутами, впервые познакомившимися с идеями христианства в конце предыдущего века. Принявшие христианство островитяне, несмотря на отсутствие храма и постоянной проповеди, не возвращались к языческим обычаям. К прибытию Иоанна Вениаминова на Алеутских островах несли служение три священника.
Важно! Первым деянием отца Иоанна в качестве главы прихода являлось возведение храма. Священник научил местное население столярному, кузнечному и плотницкому делу. С их помощью был построен небольшой храм, в котором проводились проповеди на местном языке, прилежно изучаемом миссионером.
Ознакомление с языком алеутским языком помогло ему построить доверительные отношения со своей паствой не только на Уналашке, но и на других островах архипелага. Миссионер прожил на острове 10 лет. Его служение имело следующие результаты:
- христианизация всего местного населения и аборигенов ближайших островов;
- изобретение алеутской азбуки;
- перевод основных священных книг на местный язык;
- обучение алеутов различным ремёслам.
Помимо физических и бытовых испытаний Господь посылал своему служителю и духовные испытания. Однажды во время посещения соседнего острова, отец Иоанн увидел, что все жители острова встречают его на берегу. Ждать священника им сказал старик, которого аборигены называли шаманом. При встрече мужчина рассказал, что о приезде отца Иоанна ему поведали его знакомые белые, живущие недалеко в горах.
Услышав, как они выглядят, проповедник понял, что старый алеут говорил с ангелами. Он попросил сказать этим людям, что хочет пообщаться с ними, и старик пообещал спросить их о возможности встречи. Но когда священник получил разрешение прийти на гору, он испытал сильный страх и отказался от встречи, опасаясь, что может поддаться греху гордыни после встречи с небесными созданиями.
Настоятель Новоархангельского собора
В 1833 г. отец Иоанн был переведен в административный центр Российской Америки город Новоархангельск, расположенный на острове Ситху. Местное аборигенное население — народ колошей — отличались от добрых и покладистых алеутов. Красивое, гордое и недоверчивое местное население с опаской относилось к русским проповедникам.
Интересно! Как и 10 лет назад священник начал свою деятельность с изучения местного языка, но проповеди в главном храме по-прежнему собирались только христиане из числа переселенцев и немногочисленные представители алеутов.
Ситуация изменилась после остановки эпидемии оспы, которая разразилась на острове вскоре после прибытия проповедника. Многие колоши погибли, в то время как русские люди и алеуты, привитые от этой болезни, остались невредимы.
Аборигены сами пришли к миссионерам и попросили о помощи. Обретя их доверие, проповедник начал нести Слово Божие гордому народу. Колоши не принимали христианство массово, но в то же время не препятствовали крещению соплеменников, пожелавших прийти таинство Крещения.
Через 15 лет служения на Алеутском архипелаге отец Иоанн Вениаминов утвердился в мысли, что для утверждения христианства в этом крае необходимо увеличение числа священнослужителей, храмов, а также издание священных книг на местных языках. Для этого необходимо было заручиться поддержкой высших архиереев Русской Православной Церкви. Отправив свою семью в Иркутск, священник в ноябре 1838 г. отправляется в российскую столицу.
Владыка Камчатский
Прибыв в Петербург 25 июня 1839 г., алеутский проповедник в этот же день отправился в Святейший Синод, членом которого изложил свои идеи. Они заинтересовали членов высшего церковного административного органа, но принятие окончательного решения затянулось на несколько месяцев.
В ожидании высочайшего решения, отец Иоанн отправляется в Москву, где занимается сбором средств для продолжения миссионерской работы в русской Америке. В это время духовную поддержку ему оказывал митрополит Московский Филарет, который первым заметил, что в трудолюбивом пастыре есть что-то от апостолов.
По возвращении в столицу ему сообщили о разрешении печатать подготовленные переводы Библии и других религиозных книг, а также об увеличении числа священнослужителей в американских русских приходах. Но радость миссионера омрачила весть о кончине супруги. Митрополит Филарет, убеждал друга принять монашеский постриг, чтобы в ионическом служении обрести утешение.
Иоанн долго сомневался и отказывался от этого предложения, так как на нём лежала ответственность за шестерых детей, оставшихся в Иркутске. Но когда по протекции московского архиерея их взяли на казённое обеспечения, Иоанн решился на постриг. 19 ноября 1840 он принял иночество под именем Иннокентий. На следующий день инок Иннокентий был рукоположен в сан архимандрита.
Через месяц состоялось его посвящение во епископа новой епархии, в которую вошли территории Камчатки, Курильских и Алеутских островов. Это назначение было утверждено после личной встречи архимандрита с императором Николаем Павловичем. Архиерейская кафедра располагалась в Новоархангельске.
Выехав в январе 1841 г. к месту служения, епископ Иннокентий по пути посетил Иркутск и родное селение Агинское, где его встречали радостные люди, знакомые со священником до его высоко назначения. Добрые напутствия вселили в душу отца Иннокентия уверенность и силу, требующиеся для ведения непростой работы в трудных условиях.
Он прибыл к месту служения в сентябре, и сразу же начал активную деятельность по увеличению числа приходов. Священников, возглавляющих их, архиерей убеждал действовать убеждениями и любовью, а не принуждать и прельщать обещаниями аборигенов. Он также советовал способствовать желанию детей и взрослых детей изучать родную грамоту и русский язык.
Интересно! В результате активной деятельности христианизация населения шла быстрыми темпами. Люди, принявшие христианство, часто являлись свидетелями чудесных событий, которые укрепляли их веру и способствовали обращению к истинному Богу других инородцев.
Служение Иннокентия не ограничивалось общим руководством. Он предпринимал трудные и опасные поездки по территории своей епархии, а ходе которых вёл проповедь, наставлял и призывал к изучению грамоты паству.
В 1850 г. трудолюбивый пастырь получает сан архиепископа. Территория его епархии была значительно увеличена за счёт присоединения к ней Якутской области. Вскоре епископская кафедра была перенесена на материковую часть в город Якутск. Миссионерская деятельность на новой территории проводилась по уже отработанной схеме.
Архиерей лично ездил по епархии, возводя храмы и неся населению Слово Божие. Он изучал якутский язык и переводил на него священные тексты. Через 9 лет в кафедральном Троицком соборе было проведено после богослужение на местном языке. Якуты и тунгусы долгое время считали этот день праздничным.
Постепенно миссионерская деятельность архиепископа Иннокентия охватывала все более широкие территории. Он стал верным соратником сибирского генерал-губернатора графа Муравьёва в деле освоения и территории Сибири и Дальнего Востока.
В честь архиерейского богослужения станицу Усть-Зейскую переименовали в город Благовещенск. В начале 60-х гг. сюда была перенесена архиерейская кафедра огромной Камчатской епархии. Несмотря на преклонные годы архиепископ Иннокентий продолжал совершать объезды вверенных ему приходов. Но ухудшение физического здоровья заставляло его задуматься об уходе на покой.
Московский митрополит
Планы удалиться от праведных трудов были нарушены в 1867 г. В начале этого года скончался митрополит Московский Филарет. По решению Святейшего Синода его преемником был назначен архиепископ Иннокентий. Узнав о назначении он целый день провёл в уединенной молитве, размышляя о своей удивительной судьбе.
После этого почтенный старец со смирением отправился к месту своего нового служения. Митрополит Иннокентий по пути к древней русской столице посетил множество русских городов, в том числе родной Иркутск. Он прибыл в Москву в конце мая 1868 г. В ознаменование радостного события над городом разносился колокольный звон.
На следующий день митрополит провёл богослужение в Успенском кафедральном соборе, по окончании которого обратился к собравшимся прихожанам с проповедью. В ней он указывал на то, что он смиренный слуга Господа, дерзнувший занять древний русский престол.
Несмотря на постоянно ухудшающееся здоровье, митрополит трудолюбиво нёс служение, которое сочетал с миссионерской деятельности. Он является инициатором создания миссионерского общества, действующего на восточных окраинах империи.
С 1878 г. святитель непрерывно болел. Болезнь не позволила ему присутствовать на заседании Святейшего Синода. В конце марта он принял соборование. Просветитель алеутов отошёл к Господу в 2 часа утра 31 марта 1878 г. Через 5 дней его тело предали земле в Троице-Сергиевой лавре рядом с могилой Филарета Московского.
Почитание
В начале 70-х гг. прошлого века члены Православной Церкви в Америке начали работу по канонизации митрополита Иннокентия. Соответствующее предложение было направлено руководству Русской Православной Церкви. Работа по сбору сведений о праведной жизни святителя и его равноапостольных трудах заняла около 4 лет.
Информация собиралась на родине священнослужителя, территории Алеутских островов и Аляски, а также в Сибири и Дальнем Востоке. 23 сентября состоялось прославление митрополита Иннокентия Московского в лике святителя. Также его называют апостолом Америки и Сибири. Церковное поминовение Божьего угодника совершается дважды в год 31 марта и 23 сентября.
Житие святителя Иннокентия Московского — пример истинного Божьего служителя, путь которого лежал от сына простого пономаря из сибирской глубинки до одного из самых уважаемых архиереев Православной Церкви. Он со смирением и верой принимал все испытания, посылаемые ему Господом, заботясь о своей пастве, как отец печётся о своих детях.
Источники:
http://media.elitsy.ru/multimedia/pamjati-svjatitelja-innokentija-moskovskogo-veniaminova/
http://nice-books.ru/books/religija-i-duhovnost/religija/182474-innokentii-veniaminov-ukazanie-puti-v-capctvo.html
http://molitva-info.ru/svyatye/innokentij-moskovskij.html