Святейший Патриарх Алексий: «Духовное возрождение России — это задача и Церкви, и власти, и всего народа. Духовное возрождение

Святейший Патриарх Алексий: «Духовное возрождение России — это задача и Церкви, и власти, и всего народа. Духовное возрождение

Святейший Патриарх Алексий:

«Духовное возрождение России —

это задача и Церкви, и власти, и всего народа»

Патриарх Алексий II является одной из самых ярких личностей конца XX века. Его деятельность, не только как главы Русской Православной Церкви, но и видного государственного деятеля, была направлена на возрождение церкви, на налаживание ее отношений с государственной властью. Он отличался большой терпимостью к тем, кто подвергал его несправедливой критике, чем заслужил любовь и уважение народа.

15 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер) появился на свет 23 февраля 1929 года. Он происходил из семьи православного священника, имеющей дворянские немецкие корни. Семья проживала в Таллине, там же прошло его детство и юность. Эстония до 1940 года не входила в состав Советского государства, и понятие атеизм было незнакомо ее гражданам.

Воспитанный в глубокой вере, он решает последовать примеру отца и начинает обучение в Ленинградской духовной академии. В 1953 году он защищает диссертацию, которую пишет о митрополите Филарете и получает степень кандидата богословия. По окончании академии он начинает служить в эстонских приходах и продолжает изучать богословие. Позднее он защитит еще и докторскую диссертацию.

1961 год становится поворотным в жизни Алексия II. Он принимает монашеский постриг. Так уж случилось, что в монашестве он получил тоже имя, только в честь другого святого. Еще через несколько месяцев он прошел чин рукоположения в епископа Таллинского и Эстонского. Тридцать один год он возглавлял эту кафедру и проявил себя как настоящий борец за идеи православной церкви. Только благодаря его непримиримой позиции, в Таллине не были закрыты многие церкви и монастыри.

В 1964 году он вошел в состав Священного Синода и занял должность управляющего делами Московской Патриархии, оставаясь при этом и епископом Таллинским и Эстонским. 1986 год стал последним годом его службы в родной Эстонии. Алексия II назначают митрополитом Ленинградским. В этот период страна поворачивается лицом к богу, после семидесяти лет атеистической тьмы. Алексий видит свою роль в том, чтобы вернуть Церкви ее роль в обществе. 7 июня 1990 года, после смерти патриарха Пимена, Поместный Собор избирает Алексия новым Патриархом Московским и всея Руси. Несмотря на внешнее спокойствие, он был твердым в достижении поставленных целей. Именно эта твердость помогла ему провести свою паству через тяжелые испытания правления Ельцина и найти общий язык с правительством Путина. Главная его заслуга, которую не оспаривают даже противники, которые, несомненно, у него были, – объединение с Русской Православной Церковью за рубежом.

5 декабря 2008 года Алексия II не стало. Он ушел неожиданно, не успев сделать все намеченное. Оценить его значение для истории еще невозможно, но то, что это был выдающийся человек, было ясно еще при его жизни. Он был действительно “Святейший”.

23 февраля 2009 года, в день памяти почившего Святейшего Патриарха Алексия II , в Большом зале Московской консерватории состоялся благотворительный концерт «Музыка. Вера. Милосердие». Памятное мероприятие открыл архиепископ Истринский Арсений. Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева исполнил 8-ю симфонию Бетховена и 5-ю симфонию Чайковского.

В самом начале сознательной жизни Первосвятитель прикоснулся душой к классической и церковной музыке, предпочитая больше церковную. Из воспоминаний особенно близко было ему песнопение на слова апостола Павла(эти слова были положены на ноты оренбургским священником, протоиереем Иоанном Соломиным): Кто меня разлучит от любви Божией? Ни смерть, ни жизнь, ни высота, ни глубина, ни настоящее, ни грядущее. Ничто не разлучит нас от любви Божией, которая во Христе Иисусе — Господе нашем (Послание апостола Павла к Римлянам, глава 8, стихи 35-39).

«Через музыку мы хотели бы выразить нашу благодарность Патриарху Алексию II , — рассказал художественный руководитель и главный дирижер БСО Владимир Федосеев. — Мы назвали концерт “Музыка. Вера. Милосердие”, потому что музыка — это любовь, любовь — это Бог, а милосердие — это тоже выражение любви, идущее от Бога. Патриарх делал очень много для людей, он благословил церковную больницу, помогал молитвенно и материально множеству социальных церковных проектов, восстановил институт милосердия. Этим концертом мы хотим поддержать проекты милосердия, которые он начал и выразить этому великому человеку нашу любовь и преданность».

Патриарх Кирилл о том, что духовное возрождение России и нашего народа в годы «перестройки» началось.

Патриарх: юбилей Крещения совпал с 25-летием духовного возрождения

Патриарх Московский и всея Руси отметил, что прошедшие 25 лет были непростыми как для церкви, так и для народов на всем пространстве исторической Руси, куда входят Россия, Украина, Белоруссия и другие страны присутствия РПЦ.

Читать еще:  Перов Николай. Саморазвитие и самосовершенствование

МОСКВА, 25 июля 2013 — РИА Новости.

Юбилейные торжества по случаю 1025-летия со дня Крещения Руси совпали с 25-летием духовного возрождения России, за эти годы в стране возобновилась церковная жизнь и была выработана соработническая модель отношений Церкви и государства, считает патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Об этом он заявил на встрече с президентом России Владимиром Путиным в Кремле. В переговорах также участвовали главы и высшее духовенство всех 15-ти поместных православных церквей мира. Делегации прибыли для участия в основных торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси, которые пройдут в Москве, Киеве и Минске.

Представитель РПЦ: православие уже 1025 лет объединяет народы Руси

“Празднование 1025-летия Крещения Руси является очень важным событием в новейшей истории России, и не только потому, что 1025 лет прошло с факта Крещения Руси, но потому, что 25 лет прошло с начала духовного возрождения нашего народа и Русской православной церкви”, — сказал патриарх Кирилл.

Он отметил, что прошедшие 25 лет были непростыми как для церкви, так и для народов на всем пространстве исторической Руси, куда входят Россия, Украина, Белоруссия и другие страны присутствия РПЦ. Однако эти годы “принесли обильный плод”, и подобные изменения в духовном состоянии общества “не имеют прецедента в мировой истории”, добавил патриарх.

Статья старая, но актуальность не потеряла, тем более патриарх Кирилл и позднее не раз высказывался о том, что 25 лет назад началось духовное возрождение России.

Поскольку опубликованные слова патриарха относятся к 2013 году, то получается, что духовное возрождение России, духовное возрождение нашего народа началось в 1988 году.

Но так ли это? Давайте посмотрим на реальные факты, реальные события, произошедшие в нашей стране и посмотрим, к чему мы пришли в результате того «духовного возрождения», которое, по мнению Патриарха Кирилла началось в 1988 году.

Да, количество храмов, церквей увеличилось. Увеличилось и количество священников и количество учебных заведений, которые готовят священников, в общем, в возрождении РПЦ вполне можно говорить. Но действительно ли от этого Россия и народ стали духовнее? Давайте посмотрим факты.

1. Территория.

Какова была территория России в 1988 году? Это была территория всего Советского Союза!

То есть те же Крым и Украина были территорией России! Не зря же СССР довольно часто называли Советская Россия.

Но началось «духовное возрождение» и Россия распалась на более чем 15 осколков, до сих пор кровоточащих гражданскими войнами и конфликтами. И теперь Россией называют не Советский Союз, а только один из его осколков – Российскую Федерацию, и многие люди забыли, а многие теперь и не знают, что до начала нашего «духовного возрождения» Россией были и Украина, и Крым, и Белоруссия, и Казахстан.

В общем, ни фига себе духовное возрождение! Страна просто на куски распалась, в любой другой стране такое бы считалось величайшей трагедией, а Патриарх этот период началом духовного возрождения считает! В каком астрале он витает, или он не считает это препятствием для духовного возрождения?

Ладно, пойдем дальше.

2. Население.

Итак, как менялась численность населения с началом нашего «духовного возрождения». В Википедии читаем:

1979 ↗137 550 949 1997 ↘148 028 613

1980 ↗138 126 600 1998 ↘147 802 133

1981 ↗138 839 197 1999 ↘147 539 426

1982 ↗139 603 792 2000 ↘146 890 128

1983 ↗140 529 786 2001 ↘146 303 611

1984 ↗141 582 615 2002 ↘145 166 731

1985 ↗142 539 000 2003 ↘144 963 650

1986 ↗143 527 861 2004 ↘144 168 205

1987 ↗144 783 723 2005 ↘143 474 219

1988 ↗145 988 334 2006 ↘142 753 551

1989 ↗147 400 537 2007 ↘142 220 968

1990 ↗147 665 081 2008 ↘142 008 838

1991 ↗148 273 746 2009 ↘141 903 979

1992 ↗148 514 692 2010 ↗142 856 536

1993 ↗148 561 694 2011 ↗142 865 433

1994 ↘148 355 867 2012 ↗143 056 383

1995 ↗148 459 937 2013 ↗143 347 059

1996 ↘148 291 638 2014 ↗143 666 931

2015 ↗146 267 288

2016 ↗146 544 710

Итак, до того, как мы начали «духовно возрождаться», население РСФСР росло в среднем по миллиону в год, и если в 1979 году нас было примерно 137,5 миллионов, то в 1989 году нас стало уже примерно 147,5 миллионов. Но как пришло «духовное возрождение» на нашу землю, мы стали вымирать. Статистика свидетельствует об этом со всей отчетливостью. Даже в нынешнем 2016 году и даже с учетом Крыма нас меньше, чем было в РСФСР в 1989 году (без Крыма).

Читать еще:  Самостоятельное гадание на игральных картах. Простые расклады на картах Таро для начинающих

Вот так духовное возрождение! Мор просто настоящий! Посмотришь на результат: Гитлера бы он наверняка порадовал. И Патриарх Кирилл тоже радуется, говорит при этом о духовном возрождении! Подумать только!

Да, нас стало меньше. Но может жизнь наша стала лучше, веселее, надежнее, духовнее. Давайте посмотрим.

3. Медицина.

Всякий, кто регулярно пользуется интернетом, да и не только, часто видит объявления: «собираем на операцию для …», «требуются деньги для лечения …». И таких объявлений очень-очень много. Конечно, среди таких собирающих деньги есть и мошенники, но нельзя всю эту проблему сводить только к ним.

Задумайтесь, сколько людей за эти годы умерло не получив нужного лечения только потому, что не было денег на него и не удалось их собрать. Сколько людей вот так оставили умирать.

А в СССР до нашего «духовного возрождения» такого вопроса просто не стояло. Любую операцию любой сложности делали абсолютно бесплатно. Вопрос сбора денег на операцию просто не стоял в СССР.

А после начала «духовного возрождения» такой вопрос появился и наше, по мнению Патриарха Кирилла духовно возрожденное общество отказывает людям в медицинской помощи по причине отсутствия у них денег. Но видать, Патриарха этот вопрос не волнует, он знает, что при необходимости всегда получит самую качественную медицинскую помощь.

4. Средства массовой информации.

Какие были телепередачи до того, как мы стали духовными? Было много познавательных передач, фильмов патриотического содержания, для рекламы было свое четко отведенное для нее время, никогда ни фильмы, ни другие передачи, ни тем более программы новостей рекламой не прерывались.

А после начала нашего духовного возрождения? В конце 80-х появилось много фильмов, живописующих жизнь проституток, бандитов, рэкетиров. Появление таких фильмов совпало с началом нашего «духовного возрождения». А сейчас? Большая часть медийного пространства заполнено рекламой и низкопробными ток-шоу.

А реклама становится настольно мерзкой и всепроникающей, что прерывает даже новостные программы. Включаешь, например, «Посткриптум», смотришь новости, показывают Донбасс, горящие дома, убитых жителей, бездну горя людей и … прерывают это показом рекламы косметики или автомобилей. Это тоже проявление духовного возрождения, а Патриарх?

5. Народное богатство.

До «духовного возрождения» богатства страны: заводы, фабрики, месторождения полезных ископаемых и т.д. принадлежали всему народу. После начала «духовного возрождения» этими богатствами завладела шайка хищных олигархов, отняла их у народа и поделила между собой.

Но видать, это тоже результат духовного возрождения, возможно даже главный. Потому как новые «хозяева жизни» не забыли, конечно и служителей церкви, щедро жертвуя им. Ну и служители церкви, конечно, в долгу не остаются. Так может в этом и секрет нашего духовного возрождения и таких выводов Патриарха Кирилла?

Не зря видать Карл Маркс говорил, что церковь – это орудие эксплуатации народа. Именно это и происходит сейчас в России – произошло сращивание верхов духовенства и новой российской буржуазии. Отсюда и результат.

В общем о нынешних результатах нашего «духовного возрождения» можно говорить много, сказать, например, о «духовно возрожденном» образовании с ЕГЭ, и о мировоззрении «общества потребителей», которое начало насаждаться именно во время начала нашего «духовного возрождения», о безработице и обнищании населения, начавшихся после начала «духовного возрождения» и т.д. и т.п., но здесь я, пожалуй, остановлюсь.

И скажу лучше о важном периоде жизни нашей страны, когда, по мнению Патриарха Кирилла, мы были бездуховными, то есть об одном периоде до нашего «духовного возрождения» – о Великой Отечественной войне.

Получается весь наш народ, вставший грудью на защиту нашей Родины был бездуховным, так Патриарх?

Что коммунисты, которые первыми поднимались в атаку и гибли от пуль врага были бездуховными, так Патриарх, ведь это было до нашего духовного возрождения?

И Россия и народ, два раза восстанавливавшими страну, поднимавшими ее из пепла после двух страшных, разрушительный войн, народ, отстраивавший Родину терпя огромные лишения, были бездуховны, ведь так получается? Ведь если духовность есть, то зачем ее возрождать?

К 90-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

С 1992 по 2008 год Патриарх Алексий II возглавлял Комитет Почётных членов Императорского Православного Палестинского Общества и содействовал многим успехам Общества под руководством Председателя ИППО Сергея Степашина, которого Святейший очень ценил и уважал, а деятельность ИППО по сохранению великого духовного и культурного наследия Русской Палестины, развитию паломничества считал неоценимой.

Имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия II навсегда вписано золотыми буквами в летопись Русской Православной Церкви, в историю России на одном из самых непростых, переломных периодов её развития.

Патриарха Алексия II отличали мудрость, высота духа, человечность и природная интеллигентность. Выдающийся церковный деятель, человек с мощными устоями и корнями, с глубокой Верой твёрдо стоял на камне наших предков, надёжно защищал колоссальные духовные и культурные ценности нашего народа, проповедовал в обществе базовые духовно-нравственные ценности. Как духовный наставник Святейший Патриарх Московский и всея Руси сплачивал нацию в тяжёлые периоды гражданского противостояния 1993 года, когда взял на себя миротворческую миссию. Он укреплял фундаментальные основы российской государственности, обеспечивал единство помыслов государства, общества и Церкви. И в том, что Россия сделала тогда свой ясный национальный выбор, безусловно, огромная заслуга и духовное влияние Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Читать еще:  К чему снится тюрьма? К чему снится Тюрьма во сне, сонник видеть Тюрьму что означает.

Судьба даровала Сергею Вадимовичу Степашину счастливую возможность часто общаться с этим высоконравственным человеком, начиная с 1991 года. Эти встречи всегда несли огромный духовный и нравственный заряд. Его Святейшество дал Сергею Степашину благословение на многие духовные деяния. Для него особенно важным стало благословение Патриарха Алексия II на восстановление в древнем Муроме старейшей русской православной святыни – Свято-Преображенского монастыря. На приход в Россию основанного на глубоких национальных, православных и культурных традициях всенародного праздника. Этот праздник – День семьи, любви и верности теперь ежегодно отмечается 8 июля, когда Церковь поминает благоверных супругов Петра и Февронию.

Патриарх Алексий II сумел объединить две ветви разделённой Русской Церкви. В 2007 году произошло долгожданное событие – подписание Акта о каноническом общении с Зарубежной Церковью. При Алексии II прошёл юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, который прославил в лике святых царственных мучеников, целый сонм новомучеников и исповедников. Это и архипастыри, и пастыри, монашествующие и миряне, которые пострадали в тяжёлые годы гонений за веру Христову. На этом Соборе была принята социальная концепция Русской Православной Церкви, которая говорила об отношении между Церковью и государством.

В деятельности Императорского Православного Палестинского Общества также произошли позитивные изменения. Святейший Патриарх возглавил Комитет Почётных членов ИППО, возродил соработничество старейшего Общества с Церковью, прерванное после революционных потрясений 1917 года.

В 1992 году Обществу было возвращено его историческое название – Императорское Православное Палестинское Общество. Оно восстановило свою историческую преемственность и предназначение при духовной поддержке Патриарха Алексия II. ИППО стало заниматься благородной и столь востребованной временем деятельностью, во имя которой, собственно, оно было создано отцами-основателями в 1882 году. Именно по инициативе и благословению Святейшего на пост Председателя ИППО был избран Сергей Вадимович Степашин, известный государственный и политический деятель. Это знаковое событие произошло на юбилейной конференции 14 июня 2007 года, в год 125-летия ИППО.

Под председательством Святейшего Патриарха Алексия II ИППО провело несколько собраний, посвящённых различным аспектам многогранной деятельности Общества, деяниям его подвижников. Был утверждён Устав Общества, избран Комитет Почётных членов, Совет. Святейший Патриарх Алексий II принимал участие во встречах с руководством Общества, в общих годовых собраниях ИППО в 2007 и 2008 гг., которые прошли в Храме Христа Спасителя и в Счётной палате Российской Федерации.

«Мы приветствуем избрание Сергея Вадимовича Председателем Императорского Православного Палестинского Общества. Зная динамизм, присущий работе Сергея Вадимовича, мы надеемся, что и в деятельности ИППО проявится эта динамика, которая необходима для решения задач, стоящих перед Обществом», – отметил тогда в своём выступлении на собрании Святейший Патриарх Алексий II.

На заседании Сергей Степашин от имени всех членов ИППО тепло поздравил Святейшего Патриарха Алексия II с 17-й годовщиной Интронизации и вручил Предстоятелю Русской Православной Церкви орден «Золотого сокола» – «За благородство помыслов и дел». Этой наградой была отмечена выдающаяся повседневная деятельность Святейшего Патриарха по возрождению православной духовности и культуры в обществе, за укрепление мира и нравственности, неустанную работу по созданию необходимых условий для упрочения дружбы и мира между народами и государствами. При поддержке Патриарха начался процесс возвращения России некогда утраченного великого наследия Русской Палестины, укреплялась духовная связь России с центром христианского мира – со Святой Землёй. Наконец, завершился долгожданный процесс передачи Израилем исторического Сергиевского подворья в Иерусалиме.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II Общество много усилий предпринимало для укрепления мира на Ближнем Востоке, утверждения духа миротворчества на библейской земле.

Святейший неустанно молился об укреплении морали и нравственности в обществе, о сохранении семейных и христианских традиций, присущих нашей многовековой культурe. Буквально за день до кончины Патриарх Алексий II благословил Сергея Степашина как Председателя Императорского Православного Палестинского Общества на поездку в Иерусалим. Это была их последняя встреча.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II навсегда войдёт в генетическую память российского народа как великий гражданин России, духовный отец нации, оказавший на всех огромное духовное и моральное влияние – как в России, так и во всём мире. Такие масштабные личности и есть ключ к пониманию России. Это тот цивилизационный код России, знаменем единства и силы которой во все времена является Православие.

Светлая память о Патриархе Алексии II будет вечно храниться в памяти народной, в Императорском Православном Палестинском Обществе, в сердцах многих людей не только в нашей стране.

В День рождения Патриарха Алексия II Сергей Степашин каждый год традиционно посещает место Его упокоения в Богоявленском кафедральном соборе Москвы и возлагает белые розы. Так будет и в день 90-летия Святейшего Патриарха Алексия II.

Источники:

http://www.pravoslavie.uz/archdiocese/department_diocese/Sretenie/NamDate/20.php
http://cont.ws/post/411795
http://www.ippo.ru/news/article/k-90-letiyu-svyateyshego-patriarha-moskovskogo-i-v-405394

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: