Священномученик кирилл. Священномученик Кирилл (Смирнов) (1863–1937)

Главная

Митрополит Кирилл (в мiру — Константин Илларионович Смирнов) — митрополит Казанский и Свияжский, первый Местоблюститель Патриаршего Престола.

митрополит Казанский и Свияжский Кирилл

1) В 1929 г. он пишет, что «с моей стороны ничуть не утверждается и не заподозривается якобы безблагодатность совершаемых сергианами священнодействий и таинств. но только подчеркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах. . в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду».

2) К 1934 г. митр. Кирилл уже пересматривает свое отношение к сергианской церкви МП и пишет о том, что «Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещенными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному епископу или священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. То же необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной жизни».

3) К 1937 г. митр. Кирилл окончательно приходит к единомыслию с митр. Иосифом Петроградским: «Происшествия же последнего времени окончательно выявили обновленческую природу Сергианства. Ожидания, что митр. Сергий исправит свои ошибки, не оправдались, . и, следовательно, для православных нет с ним части и жребия».

24 июня 1937 был арестован по обвинению в руководстве «контрреволюционной организацией среди церковников» в Южно-Казахстанской области. На допросе 20 августа отверг обвинения, держался мужественно и достойно.

Из протокола допроса:

Вопрос: Следствием установлено, что Вы входили в к.-р. центр церковников и являлись руководителем его. Дайте показания по этому вопросу.
Ответ: О существования такого центра мне ничего не известно, а потому и руководителем его быть не мог.
Вопрос: Следствие предлагает прекратить запирательства и дать откровенные показания.
Ответ: Иного показать ничего не могу.

К концу жизни был в братском общении с митр. Иосифом, что и подтверждает его полное отвержение сергианской церкви: «С митр. Иосифом я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи митр. Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности».

7 (20 н. ст.) ноября Святитель был расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом вместе со священномучениками митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым).

митрополит Кирилл в ссылке (последняя известная фотография)

Митрополит Кирилл – один из самых выдающихся иерархов в истории Русской Православной Церкви. Этот особой духовной силы архипастырь был послан Господом в эпоху неслыханных гонений, как образец твёрдости в исповедании веры. Он был Святитель безупречный, соединивший молитвенный подвиг с активной архипастырской деятельностью, борьбой за Православие, достоинство высокого сана с истинной простотой, смирением и любовью. Во всех местах служения Владыки проявлялся его особый дар: к нему притягивались люди, привлечённые его несокрушимой верой, духовной красотой и героизмом. Перед подобным героизмом способны преклоняться и враги, – говорил в похвалу святому Василию Великому святой Григорий Богослов. И когда один диакон, при следствии, начал «вилять», хитрить и колебаться, то следователь ему сказал:

– Вот митрополит Кирилл был у нас. Хотя и заплатил за это своею кровью, но остался тем, чем был! А Вы что?!

И этого диакона все же расстреляли. Святитель же Кирилл говорил тем духом, которому, по слову Спасителя, не в состоянии были «противиться» все его противники. «Аз бо дам вам уста и премудрость, ей же не возмогут противитися или отвещевати вси противляющиеся вам» (Лк. 21, 15).

Святый священномучениче, святителю отче Кирилле, моли Бога о нас!

Страж правды Христовой

О священномученике Кирилле Казанском

На всем своем многотрудном пути служения Богу священномученик Кирилл проявлял глубочайшую веру и крепкое стояние за церковные уставы. В 1909 году государственными властями было предписано освящать великую агиасму на Крещение на кипяченой воде, однако владыка Кирилл, единственный в Петербурге, совершил великое освящение на Неве, да еще в присутствии Царской Семьи. Он не верил, что сила материального огня выше силы Божией благодати.

Усердием владыки Кирилла было подготовлено и в 1914 году совершено прославление святителя Питирима Тамбовского – нового заступника в трудные для России времена.

Духовно противостоя революционному всесокрушающему беснованию, священномученик Кирилл обратился к пастве с воззванием: «…Особенно тяжким несчастием для Родины было бы, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-нибудь злобы или мстительности по отношению к прошлому, пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из были слова не выкинешь, прошлое это все-таки наше, отечественное прошлое. При жизни родителей, ведущих неладную жизнь, взрослые дети не могут иногда удержаться от укоризны в их сторону, и за это их нельзя осудить; но если бы эти дети не перестали бранить таких родителей и после их смерти, то найдите сами название такому поступку детей. Так точно и мы, если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую новую страницу своей новой истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории. Будем помнить это крепко и молить Бога, чтобы не впасть нам в искушение».

Читать еще:  К чему снится страдание. Если снится Страдание, к чему это? Видеть во сне Страдание

Митрополит Кирилл (Смирнов) был одним из самых деятельных участников Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов и непримиримым борцом с обновленчеством.

В 1919 году священномученик Кирилл был впервые арестован и начал свое восхождение на Голгофу. По завещательному распоряжению святителя Тихона, Патриарха Московского, он был назван первым кандитатом на должность патриаршего местоблюстителя. Когда в 1926 году проходили «тайные выборы патриарха», то 72 архиерея высказались за кандидатуру митрополита Кирилла (Смирнова), который тогда находился в заключении. Этими выборами ГПУ решило воспользоваться в своих целях, поэтому к владыке Кириллу в вятскую тюрьму прибыл Е. А. Тучков, начальник VI секретного отдела ГПУ. Он заявил, что не сомневается, что разговаривает с будущим патриархом, и предложил сотрудничество и помощь в «легализации» Церкви, но с условием: «Если нам нужно будет удалить какого-нибудь архиерея, вы должны будете нам помочь… Вы должны сделать вид, что делаете это сами и найти соответствующее обвинение». – «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», – с достоинством ответил митрополит Кирилл. После этого он был отправлен в ссылку в Туруханск. С подобными предложениями Тучков обращался к другим, в том числе и к митрополиту Сергию (Страгородскому), который вскоре был освобожден из тюрьмы и более не подвергался арестам.

Все, кто встречались с митрополитом Кириллом (Смирновым), навсегда сохраняли память об этом удивительном иерархе. Князь С. Е. Трубецкой, который сидел с владыкой Кириллом в Таганской тюрьме, писал о нем: «С достойной простотой нес он свой крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих». А вот что вспоминает Сергей Фудель: «Образ митрополита Кирилла Казанского, конечно, неизгладим из памяти. Высокий, очень красивый, еще сильный, несмотря на большие годы, он нес свое величие и светлость по тюрьмам и этапам России. Помню его входящего, точно в богатую приемную залу архиерейского дома, в нашу маленькую и невероятно клопиную камеру вятской тюрьмы… В той камере нас застало Рождество 1922 года и была отслужена всенощная, и митрополит громогласно воспевал праздничный канон на пару с одним эсером… Мы стояли перед голой стеной. И облачений, конечно, уже не было, ведь мы были на этапе. Но ирмосы канона звучали убедительно, как всегда. Этапный период – самое тяжелое время для заключенного, но в присутствии старого митрополита унывать было совершенно невозможно».

Митрополит Кирилл провел семнадцать лет в лагерях и ссылках вплоть до расстрела в 1937 году в Лисьем овраге под Чимкентом. Но и в этих страшных подневольных условиях он, подобно святителю Афанасию Великому и священномученику Ермогену, не переставал ратовать о чистоте Православия и церковного устроения. Его считали совестью Церкви. Он, как и многие доблестные священномученики, мужественно указывал митрополиту Сергию на превышение им своих полномочий, не побоявшись последующих прещений. На нем в полной мере исполнилось евангельское проречение: когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк. 13, 11).

До решений ожидаемого всеми, но так и не созванного Собора он призывал сохранять мир и терпение: «…всякое раздражение должно быть совершенно удалено из нашей среды, хотя бы и сыпались на нашу голову обвинения во вражде и приговоры о раскольничестве. Обвинениям этим не к чему прилипнуть, когда вражды в действительности нет. И ревность о сохранении в полной чистоте церковного устроения нашего, как елей над водою, всегда всплывет вверх над обвинениями в раскольничестве в сосуде действительной церковной правды».

В 2000 году ревнитель о церковной правде – митрополит Кирилл (Смирнов) был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Сретенский календарь: Заветы новомучеников и исповедников Российских

Память 20 ноября

Кирилл (Смирнов Константин Иларионович), митрополит Казанский и Свияжский.
Родился 26 апреля 1863 года в СПБ епархии.
В 1887 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия, и назначен законоучителем Елизаветпольской гимназии.
21 ноября 1887 года рукоположен во священника.
1894 год – законоучитель 2-й СПБ гимназии.
1900 год – настоятель Кронштадской Троицкой церкви.
В 1902 году овдовел и 10 мая пострижен в монашество и назначен начальником духовной миссии в Урмии в сане архимандрита.
6 августа 1904 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. СПБ епархии.
30 декабря 1909 года – епископ Тамбовский и Шацкий.
6 мая 1913 года возведен в сан архиепископа.
В 1914 году участвовал в прославлении Св. Питирима Тамбовского.
19 марта 1918 года был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским.
К месту назначения ему прибыть не удалось ввиду военных действий.
С середины 1918 года – митрополит Казанский и Свияжский.
С апреля 1922 года епархией не управлял, жил в Красноярской области.
В завещании Святейшего Патриарха Тихона митрополит Кирилл был поставлен первым кандидатом на местоблюстительство, но принять эти обязанности не имел возможности.
Святейший Патриарх выразил такое доверие митрополиту Кириллу, знал его твердую веру и светлый ум, но несмотря на эти свои достоинства, митрополит Кирилл допустил большую ошибку, став на сторону оппозиции против митрополита Сергия. Убежденный сторонник патриаршества, он считал учрежденный митрополитом Сергием Синод угрозой единоличному патриаршему управлению. По его мнению, организовав Синод, Митрополит Сергий превысил полномочия не только Заместителя, но даже и Местоблюстителя.
Протестовал он и против возношения имени Заместителя Патр. Местоблюстителя митрополита Сергия за богослужением вслед за именем самого Местоблюстителя, митрополита Петра; поминовение митрополита Сергия он допускал только на ектениях, молебнах и т.д. общим порядком, в записках, наравне со всеми остальными верующими.
Глубоко возмутило митрополита Кирилла и августовское постановление Синода, воспрещавшее священникам отпевать умерших в расколе. Это постановление он не ставил в числе причин отхода, но указывал на него, как на повод считать митрополита Сергия “потерявшим душевное равновесие”.
В отличие от иосифлян и других раскольнических группировок, митр. Кирилл не считал безблагодатными священнослужения и таинства, совершаемые митрополитом Сергием и единомышленными ему епископами, но в то же время считал нужным воздержаться от общения с ними.
Она заявил, что пока не будет уничтожен Синод, он, митрополит Кирилл, не будет признавать обязательным к исполнению ни одного церковно-административного распоряжения, издаваемого Синодом и митрополитом Сергием.
Митр. Кирилл заявлял, что не будет ни литургисать с архипастырями, единомысленными митр. Сергию, но молиться за общим богослужением в храмах, подчиняющихся Патриаршему Синоду. Для мирян он допускал возможность посещения богослужения и причащение в таких храмах, если нет поблизости других, но рекомендовал не участвовать деятельно в жизни этих приходов. Говорил, что в случае смертной опасности, если не будет священника, разделяющего его взгляды, он со спокойной совестью примет напутствие и елеосвящение от подчиняющегося Синоду священника.
Считая такое отделение необходимой и единственной возможной формой протеста, митр. Кирилл хотел этим побудить митр. Сергия признать свои действия ошибочными и раскаяться в них.
Кроме того, этим отделением он хотел подчеркнуть свое “нежелание участвовать в чужих грехах”.
Такими же причинами он объяснял и отделение митрополита Иосифа и других, оправдывая их действия, не зная, однако, как далеко они зашли в своем заблуждении, в своих хулах на Церковь.
Несмотря на большую известность и авторитет митрополита Кирилла, его отход большого влияния на русский епископат не имел. Известен только один епископ – Амфилохий (Скворцов), который под влиянием митр. Кирилла окончательно вступил на путь оппозиции. Но его оппозиция не была активной, она выразилась только в удалении с кафедры.
По всей вероятности, малое значение отхода митр. Кирилла объясняется тем, что его теория была очень шаткой и психологически было трудно воспринять ее и остановиться на этой ступени. По определению митрополита Сергия, это – “попытка сохранить лет на горячей плите”. Следуя теории митр. Кирилла на практике невозможно было удержаться от дальнейших шагов в сторону от Православной Церкви, ближе к самым крайним раскольническим группировкам. Те, кто отказывались от Евхаристического общения с Патриаршей Церковью, самым делом показывали, что не признают благодатности совершаемых в ней таинств, хотя бы на словах и признавали их.
Недаром митр. Сергий указывал на 8-е правило Св. Апостолов, которое угрожает отлучением от церковного общения “епископу и всякому из священного списка”, кто при совершении литургии не причастился. Причина такой строгости в том, что подобным поступком приносится вред народу, и на совершающего литургию “наводится подозрение, якобы неправильно совершал”.
Даже и сам митр. Кирилл не удержался на своей скользской позиции и своими действиями показал именно то, что одна часть его теории противоречит другой. Следуя своему решению отделиться от Синода и митрополита Сергия, митрополит Кирилл посоветовал священнику, запрещенному своим епископом за молитвенное общение с викторианами, не подчиняться этому запрещению. Тем самым он отверг наличие благодати у запрещавшего епископа, отверг его право вязать и разрешать.
Как правящий епископ, хотя и находящийся вдали от епархии, митр. Кирилл 2/15 мая 1929 года написал письмо, посланное в Казань, но адресованное на имя Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В этом письме, отвечая на вопросы верующих, он изложил все свои взгляды на положение церковных дел.
Учитывая, что отход митр. Кирилла может произвести новые нестроения в Церкви, митрополит Сергий ответил письмом, в котором подробно разобрал все пункты расхождения и просил митрополита Кирилла признать свои ошибки и не спешить порывать общение. Таким образом, между ними завязалась переписка,
материалы которой, очевидно, хранятся в архивах Московской Патриархии.
Ни митрополиту Сергию, ни членам Синода не хотелось порывать молитвенного общения с уважаемым всеми старейшим иерархом и первым кандидатом в Патриаршие Местоблюстители, но митрополит Кирилл продолжал упорно держаться своих взглядов. Поэтому 2-го января 1930 года было вынесено постановление Синода о предании митр. Кирилла суду епископов и об устранении его от управления Казанской епархией. Право священнодействия с разрешенения епархиальных архиереев за ним оставлялось при условии поминовения митрополитом Кириллом местного православного архиерея.
Был назначен второй срок, 15 февраля 1930 года “для выражения митрополитом Кириллом своего канонического послушания”. Эта новая отсрочка была дана без твердой надежды на благополучный исход, только для того, чтобы сделать все возможное для его возвращения.
Митр. Кирилл остался при своих убеждениях, и с 15 февраля 1930 года постановление Синода вошло в силу.
В 1934 году митрополит Сергий еще раз возобновил попытку примирения с митр. Кириллом, который в то время проживал в Казахстане. К нему два раза, 20 января и 27 февраля посылали для переговоров епископа Ржевского Палладия (Шерстенникова), но он по-прежнему был неумолим.
Только незадолго до своей кончины митрополит Кирилл, наконец, примирился с митрополитом Сергием и Патриаршим Священный Синодом.
Скончался митрополит Кирилл в августе 1941 года от укуса змеи [расстрелян 20 ноября 1937 г.].
Характеризуя настойчивость митр. Кирилла, рассказывают один случай из его прежней жизни. Совершая однажды Крещенское богослужение в присутствии царской фамилии, он отказался выполнить требование министра двора и освящать кипяченую воду. Вода, как принято, была освящена речная.
Из Определения Св. Синода от 31 марта 1999 г.:
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Кирилла (Смирнова; 1863-1937), митрополита Казанского и Свияжского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы.
2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников Российских Преосвященного митрополита Кирилла (Смирнова; 1863-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора.

Читать еще:  Сонник видеть своего ребенка толстым. Толкование сна толстый в сонниках

Литература:
“Церк.Вед.” 1904, № 21, с. 257.
-“- 1908, № 9, с. 45.
-“- 1910, № 2, с. 3.
-“- 1913, № 17-18, с. 182.
-“- 1918, № 19-20, с. 114.
“Русск. Паломн.” 1904, № 32, с. 558.
“Изв. Каз. Еп.” 1914, № 5, с. 152.
“Красный Архив” 1928, № 26, с. 121.
“Мисс. Календ.” 1907, с. 134.
“Вестн. Св. Син. Прав. Р. Ц.” (обнов.) 1928, № 5, с. 3, 4, 1930, 3 48-49, с. 11.
“Прав. Собес.” 1905, март, с. 537.
“Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.”, с. 126-127.
Елевферий митр.: “Неделя в Патриархии”. Париж, 1933, с. 34, 74, 115, 118, 119, 120.
Елевферий митр.: “Соборность Церкви. Божие и Кесарево”. Париж, 1938, с. 49, 177-178, 182-186, 193, 194, 201, 202, 204, 206, 207, 209, 210, 213, 215.
Епископ Иоанн (Снычев): “Церковные расколы”, с. 387-401.
Переписка митр. Кирилла с митр. Сергием (материалы по Иосифлянскому расколу, т. 1, с. 5-22, 25-43).
Булгаков, с. 1412, 1414.
БЭС, т. II, с. 1309, 2145-2146.
ФПС I, ? 13, с. 1.
ФПС III, с. 4.
ФАМ I, № 141, с. 11.
Auszuge aus den Briefen, in: M. Pol’skij, Novye muceniki, II, 297-299; Regelson 166-168, 179-184, 469-471; M.I. Andreyev, Russia’s Catacomb Saints, 242-259.
Zizneopisanie Mitropolita Kirilla, in: Prav. Rus’ 1981, 17, 5-7.
M. Pol’skij, Novye muceniki, I, 181; 11, 295-297.
I.M. Andreyev, Russia’s Catacomb Saints 235-241.
Regel’son 164-184, 236, 312, 394, 400, 413, 428, 452, 468f., 472f., 493-496, 528, 534, 559.
Joh. Chrysostomus, Kirchengescichte I, 97-334, 339; 11, 12, 23, 28, 121, 124, 129, 223-229, 242, 303, 305.
Prav. Put’ 1980, 101-105.
E.L. Episkopy-ispovedniki (S. Francisco 1971) 26-35.
G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 47-49, 329, 335, 337, 342.
D. Pospielovsky, The Russian Church, passim.
A. Levitin – V. Savrov, Ocerki po istorii 111, 38-42.

Читать еще:  Во сколько начинается служба в пасхальную ночь. Все о пасхальной службе

1. База данных ПСТГУ

Места заключения

Коми (Зырян) АО, г.Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), с.Усть-Кулом
Находился в ссылке вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), епископом Василием
и архимандритом Неофитом
Вятская губ., г.Котельнич

Аресты
Вятка
Год ареста 1926
День ареста 21
Месяц ареста 12
Арестован в Вятке при ГООГПУ (в ссылке, которую Владыка отбывал в г.Котельниче)

Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А. О.), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельничи Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела Г. П. У. Е. А. Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая «договориться», то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

Вскоре последовала волна арестов. Был арестован находившийся в ссылке Владыка Кирилл, которого заключили в тюрьму города Вятка. Владыку приговорили дополнительно к трём годам ссылки и с апреля 1927 года он высылается в станок Хантайка Туруханского района Красноярского округа, а затем в город Енисейск.

Источники:

http://www.ipc-russia.ru/%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B5/17/125–1937
http://pravoslavie.ru/1953.html
http://martirologvyatka.ortox.ru/podvizavshiesja_novomucheniki_i_ispovedniki/view/id/1107955

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: