Свидетельство того что священство принадлежит роду аарона. Значение аарон первосвященник в православной энциклопедии древо

Аарон

ААРОН, первый первосвященник ветхого завета. Сын Амрама и Иохаведы, из колена Левиина, он родился в Египте, в царствование фараона, начавшего гонение на евреев (Исх. 1, 8—11, 22), и был тремя годами старше своего брата Моисея (ср. Исх. 7, 7). Он был деятельным сотрудником и даже «пророком», т. е. передатчиком речей Моисея (Исх. 4, 16; 7, 7) во время ходатайства великих братьев об освобождении их народа от египетского ига. Вместе с ним он принимал деятельное участие во всех приготовлениях к исходу израильтян, a также и в событиях последующего странствования по пустыне. По божественному повелению, он и его сыновья были отделены на особое священнослужение, и посвящены были на это служение Моисеем (Лев. 8), и избрание Аарона в сан первосвященника впоследствии было чудесно подтверждено тем, что из двенадцати жезлов, положенных главами колен в святое святых, расцвел один только его жезл. Аарон занимал должность первосвященника почти в течение сорока лет, и затем она перешла к его третьему сыну Елеазару, так как его старшие сыновья Надав и Авиуд наказаны были смертью за самовольство в деле богослужения (Лев. 10, 1, 2). Это был достойнейший человек, хотя и страдавший некоторою слабостью характера. Он постоянно подчинялся настроению окружавших его лиц и никогда не действовал самостоятельно. Так, он уступил требованию народа при Синае во время отсутствия Моисея, и сделал для него золотого тельца (Исх. 22, 4). Затем он примкнул к своей сестре Мариами, когда она начала роптать против Моисея, и впоследствии роптал вместе с самим Моисеем, когда последний, не исполнив повеления Божия в Мериве, в раздражении два раза ударил по скале (Числ. 20, 10); за этот последний грех он лишен был вместе с Моисеем счастья войти в землю обетованную (24). Он умер на горе Ор, 123 лет от рода, в виду всего народа, который горько оплакивал его кончину. Бедная гробница на верху этой горы y местных арабов признается именно за гробницу Аарона, хотя есть признаки её позднейшего происхождения (от времен крестоносцев). Установление Ааронова священства было одним из важнейших учреждений, какие только Господь давал Своему избранному народу. Оно было величайшим и вернейшим средством сохранения истинной религии в мире, так как в самой среде избранного народа выделяло избраннейших представителей и носителей завета с Богом, как единственного условия духовного спасения человечества. Хотя священство по своему существу было и раньше, и по патриархальным обычаям обязанности священника исполнял старший в семействе, но теперь оно выведено было из этого неопределенного и неустойчивого состояния и преобразовано в особое учреждение, наделенное определенными правами и обязанностями и отличенное от всей массы народа даже и особым одеянием. Это нововведение в установлении священства не осталось без протеста со стороны некоторых представителей народа, не хотевших расстаться с прежним патриархальным порядком (возмущение Корея — Числ. 16 гл.), так что потребовалось необычайное божественное чудо, чтобы окончательно запечатлеть в сознании народа истинность этого учреждения (см. под сл. Первосвященник, Священство).

Аарон как прообраз Иисуса Христа. Будучи родоначальником и первым представителем такого спасительного учреждения, как священство, Аарон по этому самому является прообразом божественного Начальника нашего спасения — Иисуса Христа в Его первосвященническом служении. Это соотношение между Аароном и Христом, как представителями двух заветов, напрашивается само собою. Но о нем и прямо учит апостол Павел, a за ним и отцы и учители церкви. Апостол Павел, проводя между ними сравнение, указывает близкое соотношение между первосвященством Аарона и первосвященством Иисуса Христа — прежде всего в самом призвании. Никто не имеет права самолично принимать на себя чести священства; чтобы носить это достоинство, нужно иметь особое призвание от Бога, каковое призвание и имел Аарон. Потому же и Христос не Сам присвоил Себе достоинство первосвященника; Бог прославил Его, и сделал вечным Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр. 5, 4—6). Но хотя оба первосвященника получили призвание к своему священству свыше, однако священство Аароново по самому существу было ниже первосвященства Иисуса Христа: Аарон только подготовлял и прообразовательно совершал то спасение и оправдание, которое окончательно совершил божественный Первосвященник нового завета (Евр. 7, 11—12; ср. Златоуста на Послание к Евреям. Беседа ХIII). Мысль ап. Павла развивают и отцы церкви. Так, св. Кирилл Александрийский (см. y Миня, Патрология Греч. т. 68, ст. 725—732), напоминая о божественном призвании Аарона и ссылаясь на ап. Павла, замечает, что Аарон был прообразом Иисуса Христа и Его первосвященства, которое есть первосвященство в духе и истине. Когда Бог повелел Моисею взять себе на помощь Аарона, то этим самым Он показал прообраз слабости и несовершенства ветхого завета, если брать его отдельно от Иисуса Христа. Пусть же иудеи, еще любящие тень и букву Моисеевых постановлений, познают, что их богослужение и их религия будут тщетны и бесполезны, если они не присоединятся к Первосвященнику Иисусу Христу. Аарон, как человек красноречивый, данный Богом Моисею в помощь ему в деле освобождения Израиля, опять является прообразом Иисуса Христа, как всемогущего Совершителя нашего духовного избавления. Израиль не мог бы быть освобожден, если бы Христос, прообразованный Аароном, не пришел на помощь Моисею, как косноязычному и несильному в слове. Закон сам по себе слишком слаб, чтобы спасать и освящать людей; посему явился Христос, который чрез священство совершает спасение и освящение мира. Наконец, Бог дал Аарону различные первосвященнические отличия, составляющие прообраз славы Спасителя. Александрийский епископ затем подробно излагает таинственное значение первосвященнических одеяний Аарона. Так же рассуждает и св. Кирилл Иерусалимский (М. 33, ст. 676). Иисус Христос, говорит он, носит два имени: Он называется Иисусом, потому что Он есть Спаситель, и Хористом, потому что Он совершал первосвященническое служение. По этому же самому, чтобы предобразить две власти, — царскую и священническую, соединенные в лице Иисуса Христа, Моисей дал сыну Навинову, своему преемнику, имя Иисуса, a своему брату, Аарону, имя Христа (помазанного). Христос, в действительности, есть как бы Аарон в своем первосвященническом достоинстве. Далее св. Кирилл сравнивает девственное материнство Пресвятой Девы Марии с расцветшим жезлом Аарона, рассуждая так: «Тот, кто, в силу прообразовательного первосвященства, заставил иссохшую и обрезанную ветвь приносить цветы и плоды, не мог ли в силу истинного первосвященства дать возможность родить Деве»? В этом преобразовательном смысле особенно рассматривалось чудо расцветшего жезла, которое y отцов церкви и последующих богословских писателей, равно как и в церковных песнопениях, рассматривается именно как прообраз безсеменного рождения Иисуса Христа от Девы. Напр. в акафисте на Успение Пресвятой Богородицы (икос 5-й) читаем: «Радуйся, жезле Ааронов, прозябший нетление» и др.

Аарон воспоминается св. православной церковию в неделю праотцев (11—17 декабря), в Римском Мартирологе 1 июля.

* Борис Александрович Тураев,
магистр истории, приват-доцент
С.-Петербургского Императорского университета

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стлб. 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу “Странник” за 1900 г. Орфография современная.

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Пророк и первосвященник Аарон

Память: предпоследняя неделя перед Рождеством (Неделя Святых праотец); 20 июля / 2 августа

Аарон – первый ветхозаветный первосвященник. Этимология имени неясна, хотя окончание “-он” указывает на принадлежность к западносемитским именам. Аарон происходил из колена Левина (Левий-Кааф-Амрам-Мариам, Аарон, Моисей; Исх 6. 16-23) и был на 3 года старше своего брата Моисея (Исх 7.7; Числ 26. 59). Библейские сведения об Аароне до его призвания Господом очень скудны: от своей жены Елисаветы, дочери Аминадава, Аарон имел 4 сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23).

Читать еще:  Меркурий в скорпионе у женщины весы. Меркурий в Скорпионе - Меркурий в знаках - Планеты в знаках зодиака - Библиотека - Звёздный Клуб

Пророк и первосвященник Аарон. Икона

Господь призвал Аарона на служение в возрасте 83 лет (Исх. 7:7). Первоначально деятельность Аарона была связана с миссией Моисея, к-рый, ссылаясь на свое косноязычие, хотел отказаться от поручения вывести из Египта народ израильский (Исх. 4:10; 6:30). Тогда Господь указал на Аарона как на помощника, способного говорить: “Ты (Моисей) будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать. И будет он говорить вместо тебя к народу” (Исх. 4:15-16; 6:30-7. 2). С горы Божией Моисей и Аарон сошли в Египет, где Аарон убеждал сынов Израилевых, пересказывая им слова, сказанные Господом Моисею (Исх 4. 29-30). Вместе с Моисеем Аарон участвовал в споре с фараоном, устрашая его знамениями. Он превратил свой жезл в змея, а после того как то же самое сделали егип. маги, жезл Аарона поглотил жезлы егип. магов (Исх 7:10-12).

Аарон устрашал фараона 10 знамениями, причем первые 3 – превращение воды в кровь (Исх. 7:20), изведение жаб (Исх 8:5-6), явление мошек (Исх. 8:16-17) – совершались рукою Аарона (см. Казни египетские). Аарон и Моисей получили от Господа устав Пасхи (Исх. 12:1-20; 12:43-49). Вдвоем с Ором Аарон поддерживал ослабевшие руки Моисея до окончательной победы над амаликитянами (Исх. 17:12). Вместе с сыновьями Надавом и Авиудом и 70 старейшинами Израилевыми Аарон сопровождал Моисея на г. Синай, где Моисей один приблизился к Господу, а сопровождавшие издали поклонились Ему “и видели [место стояния] Бога Израилева” (Исх. 24:1-2, 9-11). Во время сорокадневного пребывания Моисея на Синае Аарон, принуждаемый народом, изготовил золотого тельца (Исх 32:4). Грех поклонения идолу едва не привел к гибели как необузданного народа, так и самого Аарона, спасенного лишь заступничеством Моисея (Исх. 32:7-14; Втор. 9:19-20).

В период странствия по пустыне Аарон всегда рядом с Моисеем: они вели учет годных для войны израильтян (Числ 1:3); сносили ропот и угрозы народа (Числ. 14:2-10); молились о прощении “всего общества” (Числ. 16:22) и, наконец, разделили общую судьбу: за неверие у вод Меривы Аарон и Моисей были признаны Господом недостойными войти в Землю обетованную (Числ 20:8-13). Лишь однажды Аарон вместе с Мариам упрекал Моисея за то, что тот взял себе в жены эфиоплянку. Однако в отличие от Мариам Аарон не был наказан проказой (Числ. 12).

Как первосвященник Аарон был призван на служение Господом и посвящен прор. Моисеем (Исх. 29:4-21; 40:12-15; Лев. 8:1-30; Евр 5:4), к-рый облачил его и помазал елеем перед входом в скинию собрания, т. о. установив право ветхозаветных священников совершать богослужебные действия (Исх. 27:21-22, 28; 29:4-21; Лев. 8:1-30). В лице Аарона и его сыновей Др. Израиль получил институциональное священство (см. Священство ветхозаветное). Деятельность Аарона как первосвященника включала не только культовое, но и судебное, а также учительное служение (Сир 45:20-21). В обязанности Аарона входили ежедневные богослужебные действия в скинии собрания: курение благовоний (Исх 30:7-8), приготовление и возжигание лампад (Исх 27:20-21; 30:8). В субботу Аарон полагал 12 свежих хлебов с ладаном и солью на чистом столе перед Господом (Лев 16:33). Священник наделялся правами последней судебной инстанции (Втор. 17:12; 19:17; 21:5; 33:10). Аарон и его сыновья должны были “научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея” (Лев 10:11). За нарушение культовых постановлений 2 старших сына Аарона были сожжены “огнем от Господа”, причем Аарон молча перенес их смерть (Лев. 10:1-7).

Когда Корей и др. знатные мужи домогались равного с Аароном священства (Числ 16:1-3), Господь подтвердил избрание Аарона и его сыновей: Корей, Дафан и Авирон были поглощены землей, а в народе начался мор. По приказу Моисея Аарон “стал. между мертвыми и живыми” и совершил умилостивительное каждение, чем прекратил поражение, совершенное Господом в народе (Числ 16:24-40). Подтверждением избрания Аарона было также чудо с жезлом Аарона, к-рый был положен в скинию собрания вместе с жезлами 12 старейшин и найден чудесно расцветшим (Числ 17) (см. Ааронов жезл). Заступничество Аарона, отведшего гнев Божий, воспевается более поздними библейскими авторами (Прем. 18: 20-25; Пс 76:21; 105:16). Аарон умер в возрасте 123 лет на вершине г. Ор (согласно Втор 10. 6, это произошло в местности Мозер; см. Аарона могила). Моисей снял с Аарона священнические одежды и облек в них его сына и преемника Елеазара (Числ. 20:27-28; 33:39). Народ Израиля оплакивал Аарона 30 дней.

В НЗ говорится, что к Аарону восходит род прав. Елисаветы, матери Иоанна Крестителя (Лк. 1:5). В послании ап. Павла к Евреям подчеркивается преходящее значение священства Аарона, “ибо с ним сопряжен закон” (Евр. 7:11). Его сменяет “Христос, Первосвященник будущих благ” (Евр. 9:11), Который восстанет по чину Мелхиседека (Евр. 7:11-17).

Владимир Кильчевский, иерей

Гимнография

Хотя в Месяцесловах, принятых в поместных правосл. Церквах, Аарон не имеет отдельной памяти, его имя упоминается вместе с именами др. ветхозаветных праведников в службах Недель праотец и отец перед Рождеством Христовым (см. Праотец святых неделя, Отец святых неделя), а также вместе с именем прор. Моисея в аллилуиарии на литургии и в седальне канона святых пророков на малом повечерии в первую неделю Великого поста (см. Православия неделя). Нек-рые древние Месяцесловы указывают праздновать память Аарону 20 июля вместе с памятями пророков Моисея, Елисея, Самуила и Илии (пам. прор. Илии 20 июля указана в большинстве Месяцесловов, в т. ч. и в совр.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219). В службе 20 авг. прор. и свящ. Самуил неоднократно сравнивается с Аароном (напр., тропарь 8-й песни канона утрени – Минея (СТ). Август. Л. 169). В зап. Иеронимовом мартирологе память Аарону указана под 1 июля, в копт. месяцеслове – под 28 марта. В правосл. гимнографических и евхологических текстах воспевается первосвященническое достоинство Аарона (см., напр., “молитву приношения” литургии свт. Василия Великого); особо упоминается жезл Аарона, часто как один из прообразов Божией Матери. Великий канон Андрея Критского противопоставляет Аарона нечестивым священникам Офни и Финеесу (тропарь 5-й песни: Триодь Постная. Ч. 1. Л. 303). По греч. рукописи XIV в. (Sin. Gr. 672) известны 2 не вошедших в печатные Минеи канона Аарона, помещенные под 8 авг.

Иконография

Изображения Аарона известны по памятникам христ. искусства в основном в сценах Исхода. Одно из древнейших сохранилось в росписях синагоги в Дура-Европос (Сирия), 245-250 гг.: Аарон представлен старцем в одеждах первосвященника (облачен в ефод, наперсник, подир, на голове кидар) внутри храма, где был поставлен Ковчег завета.

В большинстве ранневизант. памятников Аарон предстает в облике юноши в античном одеянии (мозаики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.). Устойчивая иконография Аарона складывается в эпоху Македонской династии (IX – XI вв.) – он изображается седовласым, длиннобородым старцем, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках.

Пророк и первосвященник Аарон. Книжная миниатюра

Эта иконография известна по книжным миниатюрам (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в., л. 98об.) и иллюстрациям Октатевхов XI-XIII вв., где Аарон представлен в ряде сюжетов: жезл Аарона превращается перед фараоном в змея и поглощает жезлы егип. чародеев (Исх. 7:10-12) (одно из ранних изображений – на вратах ц. св. Сабины в Риме, ок. 430 г.); Аарон и Ор поддерживают руки Моисея в битве с амаликитянами (Исх. 17:12) и др. (см. Ааронов жезл).

Аарон. Мозаика собора Святой Софии в Киеве, середина XI века

В XI в. образ Аарона появляется в монументальной живописи, изображение его помещалось в росписи объема алтаря (Св. София Киевская, сер. XI в., Антониев Римлянина монастырь, 1117-1119 гг.). Эта традиция в рус. памятниках удерживается вплоть до XVI в. (собор Ферапонтова монастыря, 1502 г.). Образ Аарона входил в пророческий ряд высокого иконостаса, где изображался обычно с развернутым свитком или с процветшим жезлом в руке; среди наиболее ранних – изображения Аарона в иконостасах 50-70-х гг. XVI в. собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, ц. Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде.

Читать еще:  О Таинстве покаяния - Как бороться с грехом? Страсти и страдания.

Аарон в иудейской традиции

В период Второго храма фигура Аарона нередко приобретала символический смысл. Это видно, в частности, из кумран. документов (III в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.). В них Аарон – условное обозначение ветхозаветного священства. Кумраниты верили, что Помазанников Божиих будет двое – первосвященник и царь. В “Уставе общины” предвещается приход “Мессий Аарона и Израиля” (1QS 9:11). В кумран. текстах Аарон – образ Мессии-Первосвященника. “Дамасский документ”, возможно, говорит лишь об одном Мессии: “Восстанет Мессия Аарона и Израиля” (CD 12:23-13. 1); “Мессия Аарона и Израиля очистит их грех” (CD 14:19) и др. В “Дополнениях к Уставу общины” сообщается о некоем мессианском пире, на к-ром “сыны Аарона” имеют привилегированное положение: они садятся прежде Мессии Израиля (царя, в данном случае, видимо, отличного от “Мессии Аарона” – 1QSa 2:12-14).

Раввинистическую лит-ру отличает особая любовь к личности Аарона. Раввины описывают Аарона как великого миротворца, к-рый “не уйдет, покуда не увидит, что не осталось более ни капли злобы в душе. человека” (Авот р. Натана 12). Высказывалось мнение, что и поведение Аарона в истории с золотым тельцом (Исх. 32) объясняется его кротостью: он мог покарать смертью идолопоклонников, но пожалел их. В I в. до Р. Х. знаменитый фарисей Гиллель говорил: “Будь учеником Аарона – люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Закону Божиему” (Пирке Авот 1:12). Согласно одному из комментариев, именно за эти качества Бог сделал Аарона первосвященником (Шемот Рабба 37:2). Было и др. объяснение поведения Аарона в Исх. 32: Аарон боялся, что его постигнет та же судьба, что и Ора, которого убили при попытке противостать грешникам (Шемот Рабба 41:9; Санхедрин 7a).

Сообщалось о мужестве Аарона при известии о смерти его сыновей Надава и Авиуда (Лев 10): он видел, как искупались в своей крови 2 его “птенца”, но молчал (Вайикра Рабба 20:4); “несчастье было с благородством перенесено им, с одной стороны, потому, что он обладал большой твердостью духа, а с другой – оттого, что видел в этом горе проявление воли Божией” (Иосиф Флавий. Иуд. древн. III 8. 7). Подобно Аврааму, безропотно согласившемуся принести в жертву Исаака (Быт 22), Аарон не спорил с Богом (Сифра 46a).

Традиция называет Аарона в числе немногих избранников Божиих, котоые умерли не вследствие собственной греховности, но “из-за козней змея”, т. е. греха Адама (Сифре Втор 338-339). Предание утверждало, что после смерти Аарона израильтяне горевали больше, чем после смерти Моисея (Сифра 45д). Смерть Аарона описывается в мидраше Петират Ахарон.

Аарон в мусульманской традиции

Аарон известен как Харун ибн Имран, старший брат Мусы (Моисея). В Коране отражена библейская традиция, согласно к-рой Аарон был назначен помощником косноязычного Моисея. Однако, по Корану (20:90/87-88), инициатива сооружения золотого тельца принадлежала не Аарону, а некоему самаритянину. Аарон не смог воспрепятствовать израильтянам, когда те стали поклоняться тельцу (7:148/146-151/150; 20:29/30-33/34. 90/92-94/95; 28:34-35). Гора у Петры в Юж. Иордании, где, по преданию, погребен Аарон, до сих пор почитается у мусульман (см. Аарона могила).

ААРОН

[евр. , ] (пам. в Неделю св. праотец, в Неделю св. отец, в Соборе Синайских преподобных; пам. зап. 1 июля), первый ветхозаветный первосвященник. Этимология имени неясна, хотя окончание указывает на принадлежность к западносемитским именам. А. происходил из колена Левина (Левий-Кааф-Амрам-Мариам, Аарон, Моисей; Исх 6. 16-23) и был на 3 года старше своего брата Моисея (Исх 7.7; Числ 26. 59). Библейские сведения об А. до его призвания Господом очень скудны: от своей жены Елисаветы, дочери Аминадава, А. имел 4 сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6. 23).

Господь призвал А. на служение в возрасте 83 лет (Исх 7. 7). Первоначально деятельность А. была связана с миссией Моисея, к-рый, ссылаясь на свое косноязычие, хотел отказаться от поручения вывести из Египта народ израильский (Исх 4. 10; 6. 30). Тогда Господь указал на А. как на помощника, способного говорить: «Ты (Моисей) будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать. И будет он говорить вместо тебя к народу» (Исх 4. 15-16; 6. 30-7. 2). С горы Божией Моисей и А. сошли в Египет, где А. убеждал сынов Израилевых, пересказывая им слова, сказанные Господом Моисею (Исх 4. 29-30). Вместе с Моисеем А. участвовал в споре с фараоном, устрашая его знамениями. Он превратил свой жезл в змея, а после того как то же самое сделали егип. маги, жезл А. поглотил жезлы егип. магов (Исх 7. 10-12). А. устрашал фараона 10 знамениями, причем первые 3 – превращение воды в кровь (Исх 7. 20), изведение жаб (Исх 8. 5-6), явление мошек (Исх 8. 16-17) – совершались рукою А. (см. Казни египетские). А. и Моисей получили от Господа устав Пасхи (Исх 12. 1-20; 12. 43-49). Вдвоем с Ором А. поддерживал ослабевшие руки Моисея до окончательной победы над амаликитянами (Исх 17. 12). Вместе с сыновьями Надавом и Авиудом и 70 старейшинами Израилевыми А. сопровождал Моисея на г. Синай, где Моисей один приблизился к Господу, а сопровождавшие издали поклонились Ему «и видели [место стояния] Бога Израилева» (Исх 24. 1-2, 9-11). Во время сорокадневного пребывания Моисея на Синае А., принуждаемый народом, изготовил золотого тельца (Исх 32. 4). Грех поклонения идолу едва не привел к гибели как необузданного народа, так и самого А., спасенного лишь заступничеством Моисея (Исх 32. 7-14; Втор 9. 19-20).

В период странствия по пустыне А. всегда рядом с Моисеем: они вели учет годных для войны израильтян (Числ 1. 3); сносили ропот и угрозы народа (Числ 14. 2-10); молились о прощении «всего общества» (Числ 16. 22) и, наконец, разделили общую судьбу: за неверие у вод Меривы А. и Моисей были признаны Господом недостойными войти в Землю обетованную (Числ 20. 8-13). Лишь однажды А. вместе с Мариам упрекал Моисея за то, что тот взял себе в жены эфиоплянку. Однако в отличие от Мариам А. не был наказан проказой (Числ 12).

Как первосвященник А. был призван на служение Господом и посвящен прор. Моисеем (Исх 29. 4-21; 40. 12-15; Лев 8. 1-30; Евр 5. 4), к-рый облачил его и помазал елеем перед входом в скинию собрания, т. о. установив право ветхозаветных священников совершать богослужебные действия (Исх 27. 21-22, 28; 29. 4-21; Лев 8. 1-30). В лице А. и его сыновей Др. Израиль получил институциональное священство (см. Священство ветхозаветное). Деятельность А. как первосвященника включала не только культовое, но и судебное, а также учительное служение (Сир 45. 20-21). В обязанности А. входили ежедневные богослужебные действия в скинии собрания: курение благовоний (Исх 30. 7-8), приготовление и возжигание лампад (Исх 27. 20-21; 30. 8). В субботу А. полагал 12 свежих хлебов с ладаном и солью на чистом столе перед Господом (Лев 16. 33). Священник наделялся правами последней судебной инстанции (Втор 17. 12; 19. 17; 21. 5; 33. 10). А. и его сыновья должны были «научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев 10. 11). За нарушение культовых постановлений 2 старших сына А. были сожжены «огнем от Господа», причем А. молча перенес их смерть (Лев 10. 1-7).

Читать еще:  Знак ограничения скорости действует до. Перекрестки и населенные пункты

Когда Корей и др. знатные мужи домогались равного с А. священства (Числ 16. 1-3), Господь подтвердил избрание А. и его сыновей: Корей, Дафан и Авирон были поглощены землей, а в народе начался мор. По приказу Моисея А. «стал. между мертвыми и живыми» и совершил умилостивительное каждение, чем прекратил поражение, совершенное Господом в народе (Числ 16. 24-40). Подтверждением избрания А. было также чудо с жезлом А., к-рый был положен в скинию собрания вместе с жезлами 12 старейшин и найден чудесно расцветшим (Числ 17) (см. Ааронов жезл). Заступничество А., отведшего гнев Божий, воспевается более поздними библейскими авторами (Прем 18. 20-25; Пс 76. 21; 105. 16). А. умер в возрасте 123 лет на вершине г. Ор (согласно Втор 10. 6, это произошло в местности Мозер; см. Аарона могила). Моисей снял с А. священнические одежды и облек в них его сына и преемника Елеазара (Числ 20. 27-28; 33. 39). Народ Израиля оплакивал А. 30 дней.

В НЗ говорится, что к А. восходит род прав. Елисаветы, матери Иоанна Крестителя (Лк 1. 5). В послании ап. Павла к Евреям подчеркивается преходящее значение священства А., «ибо с ним сопряжен закон» (Евр 7. 11). Его сменяет «Христос, Первосвященник будущих благ» (Евр 9. 11), Который восстанет по чину Мелхиседека (Евр 7. 11-17).

Гимнография

Хотя в Месяцесловах, принятых в поместных правосл. Церквах, А. не имеет отдельной памяти, его имя упоминается вместе с именами др. ветхозаветных праведников в службах Недель праотец и отец перед Рождеством Христовым (см. Праотец святых неделя, Отец святых неделя), а также вместе с именем прор. Моисея в аллилуиарии на литургии и в седальне канона святых пророков на малом повечерии в первую неделю Великого поста (см. Православия неделя). Нек-рые древние Месяцесловы указывают праздновать память А. 20 июля вместе с памятями пророков Моисея, Елисея, Самуила и Илии (пам. прор. Илии 20 июля указана в большинстве Месяцесловов, в т. ч. и в совр.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219). В службе 20 авг. прор. и свящ. Самуил неоднократно сравнивается с А. (напр., « » – тропарь 8-й песни канона утрени – Минея (СТ). Август. Л. 169). В зап. Иеронимовом мартирологе память А. указана под 1 июля, в копт. месяцеслове – под 28 марта. В правосл. гимнографических и евхологических текстах воспевается первосвященническое достоинство А. (см., напр., «молитву приношения» литургии свт. Василия Великого); особо упоминается жезл А., часто как один из прообразов Божией Матери. Великий канон Андрея Критского противопоставляет А. нечестивым священникам Офни и Финеесу (тропарь 5-й песни: « »- Триодь Постная. Ч. 1. Л. 303). По греч. рукописи XIV в. (Sin. Gr. 672) известны 2 не вошедших в печатные Минеи канона А., помещенные под 8 авг. (Ταμεῖον. Ν 824, 825. Σ. 264-265).

Иконография

Изображения А. известны по памятникам христ. искусства в основном в сценах Исхода. Одно из древнейших сохранилось в росписях синагоги в Дура-Европос (Сирия), 245-250 гг.: А. представлен старцем в одеждах первосвященника (облачен в ефод, наперсник, подир, на голове кидар) внутри храма, где был поставлен Ковчег завета. В большинстве ранневизант. памятников А. предстает в облике юноши в античном одеянии (мозаики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.). Устойчивая иконография А. складывается в эпоху Македонской династии (IX – XI вв.) – он изображается седовласым, длиннобородым старцем, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках. Эта иконография известна по книжным миниатюрам (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в., л. 98об.) и иллюстрациям Октатевхов XI-XIII вв., где А. представлен в ряде сюжетов: жезл А. превращается перед фараоном в змея и поглощает жезлы егип. чародеев (Исх 7. 10-12) (одно из ранних изображений – на вратах ц. св. Сабины в Риме, ок. 430 г.); А. и Ор поддерживают руки Моисея в битве с амаликитянами (Исх 17. 12) и др. (см. Ааронов жезл). В XI в. образ А. появляется в монументальной живописи, изображение его помещалось в росписи объема алтаря (Св. София Киевская, сер. XI в., Антониев Римлянина мон-рь, 1117-1119 гг.). Эта традиция в рус. памятниках удерживается вплоть до XVI в. (собор Ферапонтова мон-ря, 1502 г.). Образ А. входил в пророческий ряд высокого иконостаса, где изображался обычно с развернутым свитком или с процветшим жезлом в руке; среди наиболее ранних – изображения А. в иконостасах 50-70-х гг. XVI в. собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря, ц. Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде.

А. в иудейской традиции

В период Второго храма фигура А. нередко приобретала символический смысл. Это видно, в частности, из кумран. документов (III в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.). В них А.- условное обозначение ветхозаветного священства. Кумраниты верили, что Помазанников Божиих будет двое – первосвященник и царь. В «Уставе общины» предвещается приход «Мессий Аарона и Израиля» (1QS 9. 11). В кумран. текстах А.- образ Мессии-Первосвященника. «Дамасский документ», возможно, говорит лишь об одном Мессии: «Восстанет Мессия Аарона и Израиля» (CD 12. 23-13. 1); «Мессия Аарона и Израиля очистит их грех» (CD 14. 19) и др. В «Дополнениях к Уставу общины» сообщается о некоем мессианском пире, на к-ром «сыны Аарона» имеют привилегированное положение: они садятся прежде Мессии Израиля (царя, в данном случае, видимо, отличного от «Мессии Аарона» – 1QSa 2. 12-14).

Раввинистическую лит-ру отличает особая любовь к личности А. Раввины описывают А. как великого миротворца, к-рый «не уйдет, покуда не увидит, что не осталось более ни капли злобы в душе. человека» (Авот р. Натана 12). Высказывалось мнение, что и поведение А. в истории с золотым тельцом (Исх 32) объясняется его кротостью: он мог покарать смертью идолопоклонников, но пожалел их. В I в. до Р. Х. знаменитый фарисей Гиллель говорил: «Будь учеником Аарона – люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Закону Божиему» (Пирке Авот 1. 12). Согласно одному из комментариев, именно за эти качества Бог сделал А. первосвященником (Шемот Рабба 37. 2). Было и др. объяснение поведения А. в Исх 32: А. боялся, что его постигнет та же судьба, что и Ора, к-рого убили при попытке противостать грешникам (Шемот Рабба 41. 9; Санхедрин 7a).

Сообщалось о мужестве А. при известии о смерти его сыновей Надава и Авиуда (Лев 10): он видел, как искупались в своей крови 2 его «птенца», но молчал (Вайикра Рабба 20. 4); «несчастье было с благородством перенесено им, с одной стороны, потому, что он обладал большой твердостью духа, а с другой – оттого, что видел в этом горе проявление воли Божией» (Иосиф Флавий. Иуд. древн. III 8. 7). Подобно Аврааму, безропотно согласившемуся принести в жертву Исаака (Быт 22), А. не спорил с Богом (Сифра 46a).

Традиция называет А. в числе немногих избранников Божиих, к-рые умерли не вследствие собственной греховности, но «из-за козней змея», т. е. греха Адама (Сифре Втор 338-339). Предание утверждало, что после смерти А. израильтяне горевали больше, чем после смерти Моисея (Сифра 45д). Смерть А. описывается в мидраше Петират Ахарон.

В мусульм. традиции

А. известен как Харун ибн Имран, старший брат Мусы (Моисея). В Коране отражена библейская традиция, согласно к-рой А. был назначен помощником косноязычного Моисея. Однако, по Корану (20. 90/87-88), инициатива сооружения золотого тельца принадлежала не А., а некоему самаритянину. А. не смог воспрепятствовать израильтянам, когда те стали поклоняться тельцу (7. 148/146-151/150; 20. 29/30-33/34. 90/92-94/95; 28. 34-35). Гора у Петры в Юж. Иордании, где, по преданию, погребен А., до сих пор почитается у мусульман (см. Аарона могила).

Источники:

http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-1/aaron.html
http://www.k-istine.ru/sants/our_sants_aaron-01.htm
http://www.pravenc.ru/text/62368.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: