Св ап андрей первозванный житие. Андрей Первозванный: Неразгаданные тайны

Андрей Первозванный: Неразгаданные тайны

«Предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего Отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно или принимать за одну идею».
Митрополит Макарий (Булгаков), историк церкви.

Большинство русских летописей дают целостную и неусеченную панораму событий мировой истории и ее неотъемлемой части – истории Руси и России. Данное утверждение относится и к «Повести временных лет» летописца Нестора, в которой, в частности, говорится об апостоле Андрее Первозванном, который посетил территорию современной России в 1 веке н.э., благословил Русскую землю и предрек ей великое будущее.

Нестор повествует: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни – устье Днепра и направился в устье Днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и остановился под горами на берегу. И утром поднялся и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». И поднялся на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев. И прибыл он затем к словенам, где ныне стоит Новгород и отправился далее в страну Варягов…»

Эта легенда, которую вслед за Нестором, приводят и другие русские летописи, считается соответствующей реальным событиям и фактам только в рамках истории церкви. Что касается светских историков, то еще совсем недавно они в один голос признавали ее недостоверной, выдуманной и искусственно вставленной из конъюнктурных соображений. Такая точка зрения доминировала и являлась недискуссионной на протяжении всего времени, когда новозаветные легенды (как, впрочем, и ветхозаветные) считались мифологией чистой воды. Однако, все апостолы – такие же исторические личности, как и их Учитель. А потому и путешествие Андрея Первозванного по территории южной и северной Руси – вплоть до острова Валаам, древнего русского святилища, – в высшей степени вероятны.

В начале ХIХ века удалось реконструировать древние предания, согласно которым апостол Андрей Первозванный «прошед Голяд, Косог, Роден, Скиф и Словен и, Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные…». Ныне близ Никоновой бухты, где некогда апостол Андрей причалил к острову, построен Воскресенский скит. Монастырская братия свято чтит память о пребывании здесь две тысячи лет тому назад первого ученика Иисуса.

Апостол Андрей – вообще личность очень загадочная. С одной стороны, он – любимый ученик Христа, ярый приверженец нового учения, первым откликнувшийся на призыв Учителя следовать за ним и первым объявивший его Мессией, почему и получил прозвище Первозванного. С другой стороны, о нем мало что известно. Евангелия немногословны в отношении апостола номер один. Он – родной брат Петра, о котором Евангелия, последующие книги Нового Завета и церковная история сообщают куда больше. Андрей был рыбаком, вместе с братом ловил рыбу на Галилейском озере, затем ушел к Иоанну Крестителю и некоторое время был его учеником, пока не был призван на Иордан Иисусом. Дальше, после смерти и воскресения Христа, он появляется уже путешествующим и проповедующим на Руси, по возвращении откуда в греческом городе Патры был распят на косом кресте по приказу римского проконсула. Две всегда симпатизировавшие друг другу страны считают Андрея Первозванного своим небесным покровителем – Россия и Шотландия. В память о мученической смерти апостола здесь особо почитается косой Андреевский крест.

ЛЕТОПИСНЫЕ НЛО

Русские летописи лишь добавили загадок к биографии апостола Андрея – и не только подробным рассказом о его путешествии по Приднестровью, Новгородчине и Приладожью. Радзивиловская летопись (ХV век) подкрепляет это сообщение любопытнейшей иллюстрацией, где изображено водружение креста на берегу Днепра. Но что особенно интересно – в правом верхнем углу миниатюры нарисован «летательный аппарат», похожий на современный космический корабль (такими были первые автоматические спутники, а впоследствии – и спускаемые аппараты). Что же это такое на самом деле? На комету или звезду совсем не похоже, к тому же существовали незыблемые каноны их изображения. Сходные изображения «летательных аппаратов», то есть практически той же конфигурации да еще с человекоподобными существами внутри, изображены на фресках Дечанского православного монастыря (ХIV век) в Косово, что в Югославии. Что это за традиция? Откуда черпали идентичные образы художники разных времен и стран? Что послужило для них моделью? Современные историки и искусствоведы бессильны ответить на поставленные вопросы.

Небесные объекты, напоминающие искусственные спутники, на древнерусских миниатюрах встречаются, как правило, когда речь идет о чудесных явлениях и знамениях. Например, точно такой же «спутник» изображен в иллюстрированной древнерусской рукописной книге «Слово похвальное на зачатие святого Иоанна Предчети», где рассказывается о спустившемся с небес ангеле и возвещении им чуда: неплодная жена священнослужителя Захарии Елисавета по благословению Господа должна зачать и родить будущего пророка – Иоанна Крестителя. Естественно, перед глазами древнерусских художников были какие-то образы и шаблоны, но о том, что именно они изображали в глубокой древности, теперь можно только догадываться.

Еще более поразительный «неопознанный летающий объект» представлен на одной из икон ХVI-го века на тему Апокалипсиса из собрания Государственной Третьяковской галереи: здесь изображена типичная двухступенчатая ракета с отделяемым модулем и тремя соплами, из которых вырываются языки пламени.

Читать еще:  Когда вербное воскресенье. Когда празднуется Вербное Воскресенье

Андрей Первозванный: Неразгаданные тайны

Большинство русских летописей дают целостную и неусеченную панораму событий мировой истории и ее неотъемлемой части – истории Руси и России. Данное утверждение относится и к «Повести временных лет» летописца Нестора, в которой, в частности, говорится об апостоле Андрее Первозванном, который посетил территорию современной России в 1 веке н.э., благословил Русскую землю и предрек ей великое будущее.

Нестор повествует: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни – устье Днепра и направился в устье Днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и остановился под горами на берегу. И утром поднялся и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». И поднялся на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев. И прибыл он затем к словенам, где ныне стоит Новгород и отправился далее в страну Варягов…»

Эта легенда, которую вслед за Нестором, приводят и другие русские летописи, считается соответствующей реальным событиям и фактам только в рамках истории церкви. Что касается светских историков, то еще совсем недавно они в один голос признавали ее недостоверной, выдуманной и искусственно вставленной из конъюнктурных соображений. Такая точка зрения доминировала и являлась недискуссионной на протяжении всего времени, когда новозаветные легенды (как, впрочем, и ветхозаветные) считались мифологией чистой воды. Однако, все апостолы – такие же исторические личности, как и их Учитель. А потому и путешествие Андрея Первозванного по территории южной и северной Руси – вплоть до острова Валаам, древнего русского святилища, – в высшей степени вероятны.

В начале ХIХ века удалось реконструировать древние предания, согласно которым апостол Андрей Первозванный «прошед Голяд, Косог, Роден, Скиф и Словен и, Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные…». Ныне близ Никоновой бухты, где некогда апостол Андрей причалил к острову, построен Воскресенский скит. Монастырская братия свято чтит память о пребывании здесь две тысячи лет тому назад первого ученика Иисуса.

Апостол Андрей – вообще личность очень загадочная. С одной стороны, он – любимый ученик Христа, ярый приверженец нового учения, первым откликнувшийся на призыв Учителя следовать за ним и первым объявивший его Мессией, почему и получил прозвище Первозванного. С другой стороны, о нем мало что известно. Евангелия немногословны в отношении апостола номер один. Он – родной брат Петра, о котором Евангелия, последующие книги Нового Завета и церковная история сообщают куда больше. Андрей был рыбаком, вместе с братом ловил рыбу на Галилейском озере, затем ушел к Иоанну Крестителю и некоторое время был его учеником, пока не был призван на Иордан Иисусом. Дальше, после смерти и воскресения Христа, он появляется уже путешествующим и проповедующим на Руси, по возвращении откуда в греческом городе Патры был распят на косом кресте по приказу римского проконсула. Две всегда симпатизировавшие друг другу страны считают Андрея Первозванного своим небесным покровителем – Россия и Шотландия. В память о мученической смерти апостола здесь особо почитается косой Андреевский крест.


Русские летописи лишь добавили загадок к биографии апостола Андрея – и не только подробным рассказом о его путешествии по Приднестровью, Новгородчине и Приладожью. Радзивиловская летопись (ХV век) подкрепляет это сообщение любопытнейшей иллюстрацией, где изображено водружение креста на берегу Днепра. Но что особенно интересно – в правом верхнем углу миниатюры нарисован «летательный аппарат», похожий на современный космический корабль (такими были первые автоматические спутники, а впоследствии – и спускаемые аппараты). Что же это такое на самом деле? На комету или звезду совсем не похоже, к тому же существовали незыблемые каноны их изображения. Сходные изображения «летательных аппаратов», то есть практически той же конфигурации да еще с человекоподобными существами внутри, изображены на фресках Дечанского православного монастыря (ХIV век) в Косово, что в Югославии. Что это за традиция? Откуда черпали идентичные образы художники разных времен и стран? Что послужило для них моделью? Современные историки и искусствоведы бессильны ответить на поставленные вопросы.

Читать еще:  К чему снится сопливый ребенок. К чему видеть во сне сопли

Небесные объекты, напоминающие искусственные спутники, на древнерусских миниатюрах встречаются, как правило, когда речь идет о чудесных явлениях и знамениях. Например, точно такой же «спутник» изображен в иллюстрированной древнерусской рукописной книге «Слово похвальное на зачатие святого Иоанна Предчети», где рассказывается о спустившемся с небес ангеле и возвещении им чуда: неплодная жена священнослужителя Захарии Елисавета по благословению Господа должна зачать и родить будущего пророка – Иоанна Крестителя. Естественно, перед глазами древнерусских художников были какие-то образы и шаблоны, но о том, что именно они изображали в глубокой древности, теперь можно только догадываться.

Еще более поразительный «неопознанный летающий объект» представлен на одной из икон ХVI-го века на тему Апокалипсиса из собрания Государственной Третьяковской галереи: здесь изображена типичная двухступенчатая ракета с отделяемым модулем и тремя соплами, из которых вырываются языки пламени.


Многообразные чудеса связаны и с именами духовных потомков Андрея Первозванного – валаамскими чудотворцами. Удивительно, но несмотря ни на что нас не оставляют в своем попечительстве. История сохранила неисчислимое количество фактов, свидетельствующих о реальности Мира Высшего и о Его постоянной заботе о нас. Сколько истинно верующих и несущих в себе Силу и Заботу Духа Святого служили нам, претерпевая от нас и еще более от этого любивших нас. Они всегда рядом, просто мы вспоминаем о них в те редкие минуты отчаяния и слабости, когда уже помочь нам никто не в состоянии.

Именно Валаамский монастырь дал миру многих духовных подвижников, почитаемых современной церковью и причисленных к лику Святых. Там до сих пор почивают мощи первооснователей обители – преподобных отцов наших Сергия и Германа. Это обстоятельство сделало Валаам местом и источником особой благодати Божией. Со дня обретения мощей святых Сергия и Германа благодать эта проявлялась в многоразличных чудотворениях. В монастыре приняты были меры к точному изложению достоверных явлений чудотворной силы Божией, исходящих от места, в котором почивают святые мощи угодников Божиих Сергия и Германа Валаамских и всея России чудотворцев. Из записи этих чудотворений, со слов достоверных повествователей составлена целая книга, хранящаяся на Валааме («Валаамский монастырь и его подвижники», СПб, 1889 г.). Вот некоторые примеры.


Во время настоятельства отца игумена Ефима (1758-1782 гг.) обретена на Валааме чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Сие совершилось чудесным образом. Два прибрежных жителя Олонецкой губернии (что в Карелии) шли раннею весною по льду в Валаамскую обитель для поклонения угодникам Сергию и Герману. На половине пути странников застиг ветер столь сильный, что взломал лед и разметал его по озеру. Бедняги трое суток носились по необозримому пространству воды на уцелевшей под их ногами льдине.

Одно только милосердие Божие могло спасти их от погибели, и они молили преподобных Сергия и Германа предстательствовать пред Господом об их избавлении.

Внезапно нашло на них оцепенение, и в это время явились им два святолепные старца-монаха, которые, успокоив их близким спасением, повелевая, в благодарность за это, по прибытию в Валаамскую обитель, воздать молебное пение пред иконой Пресвятой Богородицы, нарицаемою Смоленскою и находящуюся в монастырской чернорабочей избе. Удивленные странники вопросили иноков: «Кто вы и как попали на эту льдину?» «Мы Валаамские старцы Сергий и Герман; уповайте на Бога и не страшитесь». Погибавшие очнулись с радостными чувствами и укрепленными силами.

Спустя некоторое время, взорам их представился Валаамский монастырь. Восхвалив Господа, они сошли на берег и, пришедши в обитель, рассказали настоятелю и братии о своем приключении. По словам их, отыскали икону Смоленской Божьей Матери и отпели Пречистой Деве и угодникам Сергию и Герману благодарственный молебен.

Святая икона и доныне хранится на Валааме в Успенском Соборе и украшена позлащенною ризою с драгоценными каменьями.


(письмо князя М.Н. Волконского, присланного им в Валаамскую часовню в СПб 11 мая 1887 года)

Вчера, 10 мая, Вы служили по моей просьбе молебен святым угодникам преподобным Сергию и Герману о здравии семьи моей.

Молебен начался между часом и двумя пополудни. Господу было угодно, чтобы именно в это время, в этот самый час, когда я, недостойный, осмеливался прибегнуть к Нему с моею молитвою о житейском и земном – страшный пожар охватил ту местность, куда мы переехали незадолго на лето, и где я вчера оставил мою семью часа за полтора до пожара, отправляясь в часовню Валаамского монастыря. Переехали мы в Лесной, по Старопарголовскому проспекту. На этой улице и смежной с ней сгорело вчера около сорока домов. Пожар продолжался недолго, не более трех-четырех часов, так что когда я около шести часов пополудни вернулся домой, то уже дымилось и тлело только пожарище, и огонь потерял свою силу. Сгоревшие дома окружали тот дом, где помещалась моя семья. Дом этот деревянный находился в самой середине пожара, горело со всех сторон его. Какова была сила огня – можно судить уже по тому, что в такой краткий срок уничтожено пламенем столько строений.

Читать еще:  Правильное использование крещенской воды. Крещенская вода: как ее пить? Можно ли истопить баню крещенской водой

От страшного жара загорелась мебель, вынесенная на улицу, и обратилась в пепел. Много дерев обратились в обугленные пни. Ветром пламя несло на нашу дачу, т.е. в дом, который мы занимаем. Жена моя, взяв на грудь крест с мощами, стала обходить дом. Крест – это святыня, перешедшая ко мне от предков. И по мере того, как святые мощи были несомы вокруг дома, пламя соседних домов поворачивало назад, поворачивало именно от того места, где были пронесены святые мощи.

Словом, семья моя и имущество были спасены только чудом. Никакого другого объяснения не только нельзя, но и невозможно привести. Чудесное спасение это совершилось в тот час, когда молитва о здравии спасенных возносилась Господу предстательством преподобных Сергия и Германа.Свидетельствую о том и благодарю Господа , Бога моего, что Он дал мне, грешному и недостойному, Свое благоизволение на это.

Прошу Вашего, Отец, благословения».

Загадочная фреска Дечанского православного монастыря

Апостол Андрей Первозванный

Валаамский монастырь

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Тайна Креста в житии святого апостола Андрея Первозванного

13 декабря по новому стилю Православная Церковь празднует день памяти святого апостола Андрея Первозванного – первого ученика, которого призвал Господь на апостольское служение.

Святой Андрей непосредственно является неким духовным отцом нашего славянского народа, так как именно с его миссионерского путешествия в глубину полунощных северных стран, теперь называющихся нашей родиной, зажегся свет Христовой веры в этих землях. Именно святой Андрей учредил Церковь в поселке Византе на южном берегу Черного моря, с которого начнется Византийская империя и где будет учреждена Константинопольская Церковь, ставшая Церковью-Матерью для христиан Киевской Руси.

Рассмотрим личный крестный подвиг святого апостола Андрея Первозванного. Он умер в греческом городе Патры в 62 году по Рождестве Христовом. Когда правитель Егеат арестовал апостола и проводил допрос, то Андрей ответил ему: «Велико таинство Креста… Эта казнь – тайна человеческого обновления».

Егеат повелел распять Андрея, но под давлением народа, который узрел в святом апостоле великого праведника, повелел помиловать мученика и снять его со креста. Вот как об этом повествует житие в изложении святителя Димитрия Ростовского: «Когда слуги хотели отвязать его от креста, то не могли прикоснуться к нему; множество и других людей, одни за другими, старались отвязать его, однако не могли, потому что руки их приходили в омертвение. После сего святой Андрей воскликнул громким голосом:

– Господи Иисусе Христе! не попусти мне быть снятым со креста, на котором я повешен за имя Твое, но приими меня, Учитель мой, Которого я возлюбил, Которого познал, Которого исповедую, Которого желаю видеть, чрез Которого я стал тем, что есмь! Господи Иисусе Христе, приими дух мой с миром, ибо время уже мне придти к Тебе и зреть Тебя, так сильно желаемого мною! Приими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста, как примешь дух мой!

Когда он говорил это, его осиял свет с неба, как молния, на виду у всех, и блистал вокруг его, – так что для тленного человеческого ока невозможно было смотреть на него. Этот небесный свет сиял вокруг него с полчаса, и когда свет отступил, святой Апостол испустил дух и отошел в блистаниях света, чтобы предстать Господу».

Эта величественная смерть поражает. Казалось, близится «хеппи-энд». Люди отвоевали праведника, конец мучениям, правитель переменил гнев на милость. Радостный народ идет освобождать еще живого апостола. Но он уже видит небо отверстым и новый горний град Иерусалим, и возлюбленного Раввуни, возлюбленного Христа, и входит в этот золотой свет, в эту нескончаемую радость из грубого, страдающего, лежащего во грехе мира, в котором он до конца исполнил свою великую миссию, возложенную на него Самим Господом.

И Андрей молит возлюбленного Учителя, чтобы Тот принял его в невыразимый Божественный свет, чтобы взял его к Себе и никогда-никогда его не оставлял. И это происходит. Небо приклоняется к земле. Небо окутывает исстрадавшегося праведника. Небо становится видимым людям на земле.

И неожиданно смерть обретает смысл. И сквозь нее, словно сквозь скорлупу, кажется, мертвого яйца, пробивается нежный клюв цыпленка. Из мертвого камня пшеничного зерна пробивается зеленый росточек. Сквозь смерть проглядывает жизнь. И Крест, словно ключ, отворяет ее для нас. И эта жизнь есть Христос.

Дай же и нам, Господи, по молитвам святого апостола Андрея Первозванного так относиться к смерти и зреть духовными очами за ее таинственными, скрытыми в полумраке горами светлый горний золотой град Иерусалим и Иисуса Христа, по-отечески раскрывающего нам Свои любящие объятия. Он ожидает нас. И в этом высшая радость.

Только нужно здесь, на земле, искать Его, приближаться к Нему. Жить ожиданием драгоценной и спасительной с Ним встречи. И Он обязательно придет и спасет верных Своих – детей и друзей.

Святый апостоле Андрее Первозванный, моли Бога о нас!

Источники:

http://www.ufostation.net/readarticle.php?article_id=578
http://awesta.sibirjak.ru/page-id-175.html
http://pravlife.org/ru/content/tayna-kresta-v-zhitii-svyatogo-apostola-andreya-pervozvannogo

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: