Св андрей юродивый. Андрей Юродивый с житием
Содержание
Житие Андрея, Христа ради юродивого
Этот блаженный человек происходил из славянского рода и жил в Константинополе, столице Византии, в X столетии. В юном возрасте его приобрел в качестве раба богатый константинопольский сановник по имени Феогност. Андрей отличался дружелюбным нравом, отзывчивостью и внешне был очень привлекателен. Однако хозяин, отдавший раба своего для обучения Священным текстам, отказался от него, так как последний принял христианский подвиг юродства.
Андрей, покинутый всеми, жил в бедности, холоде и голоде, смиренно сносил насмешки окружения, но оказался достойным видения Покрова Пречистой Девы Марии.
Что такое юродивость
Юродивостью называют показное безумие, практикуемое чаще странствующими монахами для достижения внутреннего смирения и уничтожения в себе гордыни. Общество предвзято относится к таким людям: насмехается, унижает, оскорбляет. Однако многие не видят того, что подобное поведение совершается исключительно ради молитвы перед милосердным Господом. Напускное безумие очень искусно, его практически нельзя отличить от настоящей болезни рассудка.
Важно! Юродство — способ защиты духовного сокровища, то есть сокровенной молитвы, от мирской суеты, похвал, различных страстей.
Жизнеописание блаженного Андрея
Константинопольский помещик по имени Феогност, живший во времена императора Льва VI (конец IX столетия), приобретал людей для своих имений. Среди купленных рабов оказался красивый и добросердечный юноша, которого звали Андрей. Феогност проявил к сему отроку наивысшую симпатию, назначил его доверенным слугой и велел обучаться священным письменам.
Андрей принялся за чтение христианских текстов, часто посещал церковь и исправно совершал молитвенные правила.
- Сатана, видя великое стремление юноши к Господу, проявил зависть и устремился навести страх на него. Князь тьмы явился к Андрею во время молитвы, распахнул двери и пытался сломить волю молодого человека, который вскоре уснул после этого сурового видения.
- Во сне ему предстали две армии: первая символизировала силы света, воины ее были одеты в белое, вторая — это полчища сатаны, в центре которой стоял безобразный исполин, преисполненный кровожадности и ярости. Андрей испросил Господа: «Кто же осмелится выйти против гиганта и победить в этой непростой схватке?».
- Тогда с небес спустился сияющий юноша с тремя драгоценными венками в десницах. Андрей поинтересовался у ангела, может ли он приобрести одно из этих сокровищ. На это небесный посланник ответил: «Получишь венок, если с помощью молитвы и крестного знамения сможешь победить темного исполина».
- Андрей собрался с духом и, подобно царю Давиду, сокрушил с божьей помощью недруга. Проснувшись, он ощутил в своем сердце присутствие христианского сокровища. С этого времени юноша стал вести юродивый образ жизни ради Христа, ибо так велел Всевышний. На следующий день блаженный Андрей взял нож, снял одежды и изрезал тело. Феогност решил, что его верный слуга поддался демоническому искушению, он велел надеть на несчастного вериги и отвести лечебницу, которая находилась в церкви святой Анастасии.
- Днем блаженный демонстрировал показное безумство, а ночью, когда никто ничего не видел, совершал искреннюю молитву перед Господом. Однако юноша желал извещения от Всевышнего о том, правильно ли он выполняет божественные поручения. Тогда возникло в его сознание очередное видение: пять мудрецов, пришедших в церковь, задали вопрос святой Анастасии: «Почему не излечишь этого несчастного?». Блаженная матушка ответила, что Господь уже исцелил его и направил по истинному пути.
Интересно! После одной из молитв в уме юродивого Андрея возникло видение с символическим подтекстом. Он стоял во дворце перед престолом Царя, который задал следующий вопрос: «Желаешь ли отдать свои труды и жизнь ради Христа?». Блаженный юноша ответил положительно, тогда Господь дал блаженному вкусить чрезвычайно горькую пищу.
Царь объяснил, что изначально скорбь постигает тех, кто возжелал трудиться во благо Господа. После Он угостил юношу сладчайшей манной небесной, отчего тот позабыл бывшую горечь и понял, что эта пища даруется истинно познавшим Господа и утвердившимся в знании.
Деяния в миру
Подвиг юродства для Андрея являлся единственным решением, которое помогло ему избавиться от гнета рабства. Господь знал, что хозяин не отпустит бедного слугу в монастырь, даже если тот проявит сильное желание служения Богу. Поэтому юноша послушал совета, данного ему в видении, и притворился безумным.
Статьи о других святых:
Великую цену заплатил Андрей, чтобы получить свободу.
Феогност четыре месяца держал у себя юродивого Андрея после того, как он вернулся из лечебницы, и, наконец, отпустил, когда сам убедился в невозможности «исцеления» своего раба. Молодой человек, продолжая притворяться безумцем, отправился на улицы, где встретил скорбь, озлобленность, поругания и побои со стороны народа. Иногда он принимал милостыню от добросердечных граждан, но вскоре отдавал ее другим нищим. Однако слуга Божий делал добро своеобразно: подходил к нуждающимся людям и бросал деньги в лицо, делая вид, что желает избить их.
- Блаженный Андрей мог не принимать пищу целую неделю, а если никто не давал и куска хлеба, он продлевал свой суровый пост еще на несколько дней. Одет Юродивый был в рваное рубище, которое едва прикрывало телесную наготу. Живя в Константинополе, он не имел места, где мог спокойно расположиться, даже нищие прогоняли его со своих шалашей.
- Желая уснуть, Юродивый иногда располагался между бездомных собак, которые тоже не испытывали к нему любви. Отдых Андрея никогда не совершался под крышей здания, но всегда на холоде или жаре, в отходах или грязи. Испытав много горя и лишений, блаженный святитель получил от Господа дар прозорливости и научился видеть мысли людей.
На заметку! Святой жил в этом мире, не боясь соблазниться материальными страстями. Он пребывал в центре грешной земли и делал все, чтобы молитва его согревала окружение, не видящее духовное совершенство.
Андрея сравнивают с птицей, пребывающей высоко в небе и видящей сквозь океанскую толщу хладнокровных рыб, то есть народ людской. Между ними никогда не возникнет понимания, так как юродивость и святость в обществе рассматривается как отклонение от нормы.
Факты из жития
Если узреть истину, станет понятно, что святой Андрей не попадал под власть бесов и не лишался рассудка, напротив, этот человек врачевал грешные души и вел продолжительную и тайную борьбу со злейшим и главным врагом.
-
Однажды один любопытный юноша решил проследить за блаженным и пошел за ним в ночную пору. Он видел, как Андрей подошел к закрытым воротам храма и стал совершать крестное знамение. Церковные двери без какой-либо помощи отворились перед святым, который подошел к алтарю и начал читать молитву. Юноша приблизился и узрел, что Юродивый парит в воздухе.
Видение Покрова
У святого Юродивого был ученик, звали его Епифанием. Они часто совершали совместную молитву во Влахернской церкви, находящейся недалеко от Константинополя. В соборе хранились риза и пояс, принадлежащие Пречистой Деве Марии, реликвии были привезены сюда из Израиля. Влахернский храм возводили ради того, чтобы разместить здесь эти великие христианские святыни.
- Блаженный Андрей отправился в церковь Пресвятой Богородицы, когда здесь совершался ритуал всенощного бдения, Епифаний находился рядом. В три часа ночи увидел Юродивый высокий образ Девы Марии, появившийся у центральных ворот. Рядом с Богоматерью предстал И. Креститель, а также апостол Иоанн и Иаков. Святые держали Пречистую Деву за руки, ангелы небесные шествовали над её главою и за ней, восхваляя имя Господа.
- И тогда спросил блаженный учитель у Епифания, видит ли тот великое шествие, ученик ответил: «Да, отче духовный». Они продолжали созерцать, а Богоматерь преклонила колени и совершила продолжительную молитву, проливая слезы. После она приблизилась к алтарной части храма и просила Господа смилостивиться над грешниками. Закончив прошение, Дева Мария сняла с плеч длинное покрывало (омофор) и распростерла над всем людом, собравшимся на всенощное бдение во Влахернском храме.
Пока она находилась здесь, миряне и священники видели этот Покров. Богоматерь удалилась через некоторое время, но оставила в этом месте божественную благодать. Епифаний был вдохновлен и спешил поведать о великом шествии всему городу.
Последние дни Юродивого
В один из дней блаженный пришел к ученику, чтобы провести всю ночь в диалоге о духовной составляющей мира. Святой старец предрек, что Епифаний станет Константинопольским патриархом. Утром эти двое простились, Андрей чувствовал приближение смерти. Ученик, получивший благословение, чрезвычайно горевал, так как догадывался о потере близкого человека. Блаженный достиг крытой галереи, где лег и смиренно испустил дух, отдавшись в руки Бога.
Статьи о Покрове Пресвятой Богородицы:
Тело Юродивого излучало приятных запах благовоний, что привлекло жителей соседних строений. Миро, словно река, истекало от святого. Некая женщина обнаружила останки и поспешила сообщить об этом людям. Когда народ собрался на месте кончины, тела здесь уже не было, но все еще оставался сильный аромат благовоний. Предание гласит, что останки блаженного старца никто не обнаружил, ведь Господь по Своей воле перенес их в места, известные только Ему.
Скончался Юродивый в возрасте 66 лет, окончив свою тайную борьбу с греховностью и злейшим врагом человечества.
Интересно! Блаженный учитель предрек, что его ученик Епифаний станет патриархом Константинополя. По церковному обычаю, при получении какого-либо сана человеку дается духовное имя.
Многие исследователи считают: Епифанием в юные годы был святейший патриарх Николай Хрисоверг, который правил Византийской Церковью почти 13 лет. На период его правления (982 — 994 гг.) приходится Крещение Руси. Это означает, что именно к Николаю (Епифанию) обращался князь Владимир с прошением прислать для великого ритуала православных священников.
Житие преподобного Андрея Цареградского
инокиня Людмила (Солошенко)
От редакции: На следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы Церковь почитает память блаженного Андрея, Христа ради юродивого. Именно ему во Влахернском храме было явлено чудесное видение Царицы Небесной, молящейся за всех людей. В статье рассказывается о житии преподобного, значении его подвига и русских святых, последовавших его примеру — ради Христа взявших на себя подвиг мнимого безумства.
«Много на земле так называемых премудростей, но все на земле и останутся. Всех глубже премудрость — спасти свою душу, поскольку она возносит душу на небо в Царство Небесное и ставит перед Богом».
Цветник священноинока Дорофея
«В дому Отца Моего обители многи суть» — так говорит Господь о месте покоя, который уготован в Раю душам праведных. Как сияют звезды на ясном полуночном небе, так прославлены небесным светом лики святых праведников в предвечных райских чертогах. И как многообразны в своей неповторимой красоте разноликие полевые соцветия на лесной лужайке, так украшены добродетелями святые Божии угодники, каждый соответственно своему чину и званию. Но самым необычайным среди всех прочих является, несомненно, подвиг «юродства Христа ради», который могли брать на себя только те люди, которые имели особое Божественное о том откровение.
В.И. Суриков. Юродивый. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»
Здесь видна высшая степень самоотречения — повседневное мученичество и полное беспристрастие. Когда человек настолько сам себя забывает, что отказывается ради подвижнической жизни не только от всех понятий о каких либо естественных и необходимых телесных удобствах, но полностью отрекается и от всякого своего самолюбия. И тогда только телом живет такой человек на земле, душою же пребывает он в райских небесных селениях. Ибо чем больше терпит человек скорбей ради Бога, тем большее получает и духовное утешение. Подобным ангелу становится человек и высоким примером святой своей жизни наставляет и других на путь спасения и добродетели.
Бесспорно, что среди самых популярных и почитаемых святых угодников на Руси стоит имя святого блаженного Андрея Цареградского — великого христианского подвижника середины Х века. Из жития его известно, что родом он был из славянских стран, но в числе прочих других невольников, плененных сарацинскими разбойниками, был привезен в Византию и продан в рабство, будучи по возрасту молодым пятнадцатилетним юношей.
В книге «Измарагд» есть слово о преподобном Андрее Цареградском, где говорится о видении, которое побудило его принять на себя подвиг юродства:
«При Льве, царе великом, жил муж в граде Константинополе, именем Феогност, который, купивши себе многих людей в работу, взял среди них так же и сего Андрея, весьма юного возрастом, славянина родом. Андрей был очень красив, и поставил его господин служить перед собою, сильно полюбил его и выучил книжной грамоте. Святой же скоро и легко освоил всю книжную премудрость, навык ходить к церковным службам и читать Божественные книги. Во едину же ночь восстал он на молитву, чтобы воздать славословие Богу. Но неприязненный демон, позавидовав доброму его начинанию, решил устрашить его различными мнимыми призраками, чтобы ослабить и оторвать от молитвы. Святой Андрей весьма ужаснулся тогда ради демонской злой напасти, прилег на свой одр и покрылся козлиной кожей. Но Господь Сам утешил Своего угодника и показал ему некоторое чудесное видение. Так, погрузившись в глубокий сон, Андрей увидел себя на некоем позорище (ц.-слав. зрелище, представление — прим. ред.), как на поле брани, где с одной стороны стояло множество черных эфиопов, а с другой — прекрасные светоносные юноши в блистающих белых ризах. Тут предстал перед черным полчищем громадный чудо-великан, который звал к себе единоборца для поединка, но никто не отвечал ему. Один же от белоризцев держал в руке своей небесные три венца, красоты и благолепия неизреченной, и обещал увенчать ими победителя на поле брани. Тогда спросил святой Андрей у ангела, как побороть ему того черного великана, чтобы принять самому эти прекрасные венцы. Ангел ответил, что, прежде всего, не следует ему бояться ни страшного его величества, ни грозного взора. Ибо вся его сила подобна есть по виду своему громадному, но гнилому дереву, которое готово уже упасть и предаться растлению (ц.-слав. тление, гниение — прим. ред.). Андрей же, весьма укрепившись духом, пошел и боролся с демоном и, запнувши ему правую ногу, сумел победить и повалил его навзничь на землю. Тогда радость великая была о нем белоризцам, любезно лобызали они Андрея и звали его своим присным и искренним другом. И слышал Андрей голос свыше, как говорил ему Сам Господь: «Поспеши ныне на добрый подвиг, будь нищ, и наг, и юрод Меня ради, и многое дам тебе воздаяние в день Царствия Моего”».
Есть и другое похожее сказание из жития преподобного Андрея, приведенное в Цветнике священноинока Дорофея. В сонном видении предстал Андрей перед Царем Небесным в царских Его палатах, созданных из чистейшего золота и богато преукрашенных всякими драгоценными каменьями. Царь приветствовал его и дал ему попробовать от Своей трапезы, которую приготовил Он верным и добрым Своим слугам, служащим Ему всей душою. Сначала пища была неизреченно сладкою. Но, вкусив еще, Андрей почувствовал такую горечь, которая показалась ему совершенно нестерпимой для вкуса человеческого. И он отвечал Царю, что горька эта служба и что невозможно служить Ему, вкушая такую невыносимую горечь. Но Царь улыбнулся и сказал:
Про горькое ты понял, а про сладкое разве не понял? Путь Мой лежит между сладким и горьким. В горьком показаны скорби, лишения и недуги, которые должно будет тебе претерпеть. В сладком же и лучшем пребывают, по благодати Моей, тишина, покой и утешение для страдающих ради Меня. Ведь не бывает постоянно одно горькое или одно сладкое. Иногда это, иногда то сменяют друг друга.
Тогда вкусил Андрей и еще от такой неизреченной сладости, что стоял как бы в забытьи, весь преисполненный небесной радостью духовной. Когда же пришел в себя, то Царь ему ответил:
Этой ли пищи удивился? Поверь Мне, что в том, что есть у Меня доброго, это самое малое. А если послужишь Мне, то все Мое будет твоим, и сделаю тебя Своим другом, и Царства Моего Святого станешь ты причастником и наследником.
Тропарь, глас 1.
Г лас апостола твоего Павла услышав глаголюща, мы юроди Христа ради, раб твой Андрей, юрод бысть на земли тебе ради Христе Боже. Тем же ныне память его почитающе тебе молим, Господи, спаси душа наша.
Кондак, глас, 4.
В юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавиде, плотьская играния увядил еси постом и жаждею, зноем и студению. От дождя и снега и от прочия воздушныя тягости никогда же не уклонися. Душу же очистил еси яко злато в горниле, Андрее всечестне.
От той поры оставил Андрей дом своего доброго господина и стал подвизаться в самых суровых подвигах, не имея ни пристанища, ни пищи, ни одежды. Однажды в самую суровую зимнюю пору нестерпимо страдал он от лютого мороза. Но во время самых невыносимых страданий явился ему на помощь ангел Божий, который вознес его в небесные райские селения и показал ему места дивного покоя, уготованное для святых. Тогда Андрей стал еще усерднее подвизаться: ночью почти никогда не спал, но воздавал молитвенное славословие Богу, а днем, как будто сумасшедший, бродил среди толпы, вызывая к себе презрение, насмешки и даже побои. Когда же бывал полуденный жгучий зной, он шел и ложился где-нибудь в негожем месте в городе, на самый солнцепек, притворяясь при этом сильно пьяным и недостойным уважения человеком. Так смирял себя святой, избегая какой-либо чести и славы от людей, но имея при этом вышнюю нетленную славу от Бога, Который еще при этой жизни даровал ему дар быть провидцем и чудотворцем и созерцателем сокровенных Небесных тайн.
«Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Пет. 5, 5). Как гордость свергла с небес на землю падшего денницу, так и смирение возводит к небесам, очищает душу и сердце и делает человека храмом Божиим. Из жития преподобного Андрея известно, что, избегая суетного людского пустословия, часто сподоблялся он быть собеседником святых ангелов, а однажды был удостоен особенного чудесного откровения. Когда он вместе с учеником своим Епифанием пребывал на Божественной службе во Влахернском храме Пресвятой Богоматери, то увидел Саму Царицу Богородицу, Которая предстояла в неизреченной небесной славе и простирала свыше светящийся Свой омофор, осеняя им всех молящихся и являя над ними милосердное Свое покровительство. Один из самых почитаемых христианских праздников на Руси, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установлен в честь этого приснопамятного события, когда просим и мы Небесную нашу Предстательницу заступить нас и всю землю Русскую всесильными Своими молитвами, оградить и уберечь ее, как избранный Свой удел, от всякого супостата, от тайных и явных враждебных сил.
На Руси известны имена многих святых Божиих угодников, возложивших на себя, по примеру блаженного Андрея, подобного рода подвиги, в которых с предельной точностью исполняется заповедь Христова о полном самоотвержении и презрении всех видимых благ земных. Но, живя так посреди мирских людей, люди эти служили миру и были в нем духовными светильниками и пророками, чудотворцами и молитвенниками, безбоязненными обличителями гордых и жестоких властелинов. Широко известно предание о том, как в 1570 году блаженный Никола спас Псков от разорения и погибели: он остановил карательный отряд царя Ивана Грозного и бесстрашно предложил самому царю отведать кусок сырого мяса. Царь с возмущением отпрянул, говоря, что сейчас Великий пост, а он христианин и в это время не ест мясного. «А кровь христианскую пьешь?!» — воскликнул в ответ блаженный. Этот героический поступок так сильно поразил Грозного царя, что он отменил свое намерение и возвратился обратно.
Святой праведный Прокопий Устюжский также явился спасителем своего города. Долгое время под видом юродивого смело и свободно обличал он устюжан в тайных злых делах и пороках, призывая к покаянию. Но устюжане не слушались и бранили его, пока, наконец, не постиг их гнев Божий и над городом не нависли такие черные и грозные тучи, которых доселе никогда раньше не видывали и самые древние городские старожилы. Поднялся ужасный ураган, и перепуганные люди собрались в соборную городскую церковь для усердного моления. Горячо молился о спасении города и святой Прокопий. Господь внял тогда прошению святого — туча прошла стороной и разразилась на поле за городом каменным градом, который мог бы значительно разрушить городские постройки и убить самих жителей, а огненные молнии, опалившие многие деревья, несомненно, стали бы причиной страшного городского пожара.
Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1 Кор. 1, 18).
Конечно, не все мы можем жить и подвизаться так, как подвизались великие святые, однако имеем способность в какой-то степени подражать их подвигам. Ибо кто старается сохранять в чистоте свою совесть, творить дела милосердия по отношению к ближним и избегать душевредных соблазнов, тот непременно получит свою награду и будет прославлен наряду с великими подвижниками. Так являл Господь иногда сокровенные подвиги безвестных Своих праведников, которые жили, по-видимому, обыкновенною мирскою жизнью, но в смирении своем достигали такой высокой меры совершенства, что пели вместе с ангелами «трисвятое» пение на ночных молитвах. И дай Бог всем нам жить так, чтобы, укрепляясь молитвами святых Божиих угодников, видеть перед собою достойные примеры подражания к благочестивой, добродетельной жизни. Чтобы пребывать в правдолюбии, братской любви и смирении. И тогда Пресвятая Госпожа Богородица осенит и нас, как благодатным облаком свыше, честным Своим омфором и покроет от всякой злой напасти и супротивных сил, подобно тому чудесному видению, которое удостоился созерцать во Влахернском храме святой преподобный Андрей.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Андрей Христа ради юродивый: увидеть и рассказать
Все, что мы знаем, знает кто-то еще. Причем знает лучше нас.
Тайны, которые нам открыты, открыты через кого-то.
О том, что Матерь Божия молится о всем мире и наипаче о тех, кто любит Ее Сына, знают многие. Это молитвенное ходатайство и сострадательное вмешательство в судьбы мира называется Покровом. Мы отводим ему отдельный праздник, хотя Покров совершается и происходит, а значит и достоин празднования, ежедневно.
Нужно было Церкви выбрать какой-то единичный случай, который бы стал символом всех вообще чудес, совершенных ради нашего блага Богородицей. Этот случай есть, и связан он с человеком, которому открыто больше и который видит глубже. Без разговора о нем невозможно говорить о происхождении праздника.
Звать его Андрей. Андрей Христа ради юродивый.
«Сумасшедший» – так переводится слово «юродивый». Внешний вид, поведение и отношение к таким со стороны общества были соответственными, поскольку важнейшая добавка – «ради Христа» – не произносилась вслух и на бейджике к одежде не прикреплялась.
Сумасшедший он и есть сумасшедший, и слюна течет по бороде, и взгляд безумный, и речи странные. От таких людей стараются держаться поодаль, в случае буйства их принудительно лечат.
Внешне Андрей был именно таким, но за фасадом добровольного безумия совершал умный и непрестанный труд – молитву.
Сложен разговор о святых. Всегда есть угроза взять высокую ноту и сорваться на фальцет. Сидеть в грязи и хвалить орла – разве это подвиг?
Да и говорить можно лишь в том случае, если что-то понимаешь. А понять обычному грешнику святых так же тяжело, как тяжело рыбе понять птицу. Уж больно они разные, хоть и сотворены в один день (См. Быт. 1:20).
Безногий в глазах общества более почтен, чем безумный. Нужны особые причины для того, чтобы изображать сумасшествие. Вот Давид притворялся безумным при дворе царя Гефского, чтобы спасти свою жизнь (1-я Царств 21:13-15).
Андрей же юродствовал, чтобы скрыть близость к горнему миру, чтобы удобно совершать молитву, не будучи ни похваляемым за святость, ни отягчаемым просьбами со стороны верующих.
Из всех отношений с миром юродивому остается только презрение и поношение. Этого он и ищет. В своем желании насытиться унижением и насмешками он выше мучеников. Мученик может обличать мучителей, говоря: вы безумны и верите ложно, а я, подобно Павлу, говорю вам «слова истины и здравого смысла» (Деян. 26:25). Юродивый же этого сказать не может. Напротив, ему может сказать любой: «Ты безумец», а он только глупо расплывется в улыбке, или выкинет какой-то фортель.
Безумие добровольное, напускное, но настолько искусное, что от настоящего сумасшествия его невозможно отличить, есть особый вид защиты сокровищ. Под сокровищем разумеем молитву. Защищать же ее приходится от похвалы, от суеты, от неизбежной связанности с миром и обществом, пусть даже и христианским, но все равно одержимым страстями.
Очевидно, что жар молитвы, нуждающейся в такой защите, должен быть необычайным. То есть сокровище должно быть подлинным, без примесей.
Юродство не путь стяжания молитвы, а скорее, способ сохранения молитвы. И еще – способ служения.
Можно ведь подумать и сказать: «Раз ты такой святой и так огненно молишься внутри своего сердца, то иди себе в пустыню или на гору и там совершай свою необычную жизнь. Зачем же ты толчешься на рынке, спишь на паперти или, вызывая громкий визг, заходишь за побоями в женскую баню?»
Дело в том, что юродивый живет в мире ради этого же мира. Он уже не бежит из мира, боясь соблазниться чем-то, но намеренно пребывает посреди его, чтобы молитва, которая в юродивом, грела мир, слепой по отношению к событиям духовным.
Все это мы говорим и обо всем этом рассуждаем, помня сказанное выше: рыба птицу не поймет. Разве может рыба с холодной кровью и холодным сердцем понять, как бьется горячее сердце в груди у чайки, парящей на ветру? Эту чайку рыба, в лучшем случае, видит сквозь толщу воды, снизу вверх, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13:12).
Итак, Андрей – птица. Он «не сеет, ни жнет, не собирает в житницы» (Мф. 6:26). Его питает Бог, причем такой манной, которая заставляет вспомнить Апокалипсис: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя» (Откр. 2:17). Андрей видит то, чего все остальные не видят. Он видит бесов, которым изрядно досаждает своим образом жизни. Видит Ангелов, защищающих его. Видит святых и общается с ними. Наконец, он видит Матерь Господа Иисуса Христа. Это видение и дало основание возникновению праздника.
Дальше все более-менее известно широкому кругу читателей. Видение произошло в храме во время молитвы. Как впоследствии Серафим Саровский видел за Литургией Христа в окружении ангельских сил, так и Андрей увидел Божию Матерь, идущую по воздуху в окружении святых. Андрей слышал молитву Богородицы, просящей Сына, чтобы Тот принял мольбы и просьбы всякого человека, приходящего за помощью через Нее – Богородицу.
Никто, кроме Андрея, не видел этого. Все молились и смотрели в сторону алтаря. Один юродивый задирал голову и рассматривал что-то на куполе или на стенах. Так тогда казалось.
Потом же о видении своем он рассказал. Ведь оно касалось не его одного, а всего народа! Народ выслушал и не посмеялся, но, подобно Богородице, запомнил все, «слагая в сердце своем» (См. Лук.2:19).
Не всякое явление или видение превращается в праздник. Мало ли кому явились небожители и кого от чего спасли?! Для того чтобы это праздновалось и не забывалось столетиями, нужно чтобы церковное сознание усмотрело в частном – общее, и в единичном случае – проявление правила.
Правило нынешнего праздника звучит так: Матерь Божия, будучи взятой в славу Сына Своего, не наслаждается Небесным Раем, а непрестанно молится о мире, посещая сей мир.
Плоды этой молитвы известны миллионам людей, поскольку миллионы в разное время облагодетельствованы заступничеством Богородицы. Вот эти-то миллионы отдельных случаев и собраны воедино под названием «Покров», чтобы одним праздником почтить неусыпающую и незамолкающую молитву Преблагословенной Девы Марии.
Подобным образом и чудо Архистратига Михаила в Хонех ценно не только как единичный факт, но и как проявление того благого участия в истории человечества, которое совершают чистые духи, верные Господу.
Андрей видел и другим рассказал. А другие, в числе которых и мы, сердцем откликнулись на услышанное слово. Мы и раньше знали, что «любовь не перестает» (1 Кор. 13:8), а раз Богородица – Мать истинной Любви, то и Ее любовь бесконечна.
Украинская икона XVII в.
Мы знали, как много и часто Она помогает Церкви и вообще всем, просящим у Нее помощи. А благодаря Андрею, мы словно бы его глазами, увидели этот олицетворенный Покров.
Увидели и обрадовались.
Увидели и согрелись.
Увидели и обнадежились.
То, что было тогда, продолжается и поныне. Молится Сыну о людях благодатная Мария. Участвуют с Ней в молитве Ангелы, пророки, апостолы и мученики. Видят эту молитвенную службу избранные рабы Божии, продолжающие земной путь.
А все остальные, у которых духовного зрения нет, но сердце обрезано, то есть к истине восприимчиво, в день праздника поют: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся».
Источники:
http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-andreya-yurodivogo.html
http://ruvera.ru/articles/jitie_andreya_caregradskogo
http://www.pravmir.ru/andrej-xrista-radi-yurodivyj-uvidet-i-rasskazat/