Сущность философии как формы общественного сознания. Философия общества

Философия как форма общественного сознания

Философия, как и религия, есть форма общественного сознания. Подобно религии, она представляет собой мировоззрение, т.е. имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Она есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Различаются они содержательно – в трактовке мира в целом, его основы, первоначала, а также в средствах постижения своего объекта. Если в религии на первом плане находится вера, то в философии, несмотря на многообразие ее средств постижения реальности, ведущим средством являются методы рационального познания. Одно из определений философии таково: философия – это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоз-зрение своей эпохи. В данном определении выражено ведущее начало философского знания под углом зрения средств освоения действительности.Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Философия в отличие от религии и других форм общественного сознания является комплексным видом познания. Швейцарский философ А. Мерсье описывает эту комплексность, обращаясь к модусам познания. Он усматривает в философском знании четыре модуса (или способа, установки): 1) объективный способ, объективность, которая характеризует науку 2) субъективный способ, или субъективность, характеризующая искусство; 3) способ общитель-ности (коммуникативный способ), свойственный морали, и только морали; и 4) созерцательность мистического свойства (или “контемплативный способ мышления”). Каждый из этих способов, считает А. Мерсье, является родовой формой аутентичных суждений и соответствует четырем кардинальным подходам – науки, искусства, морали и мистики. Исходя из этого, философия могла бы быть определена как интегральное слияние (или встреча) четырех кардинальных модусов знания: науки, искусства, морали и мистики. Но это соединение не означает ни чистого и простого приращения, ни присоединения, ни даже наложения одного на другое. Философия является квинтэссенцией, встречей этих модусов, в которой все споры разрешаются в пользу разума и в тотальное удовлетворение думающего и действующего человечества. Но это, по А. Мерсье, не делает из философии сверхнауки или сверхморали, сверхискусства или сверхсозерцания.

12структура:онтологии (учении о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей). На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. На гносеологическом уровне , философия ставит вопрос о познаваемости мира. В рамках этого вопроса строится теория познания. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует человеческое отношение к бытию, а не бытие как таковое или законы его познания. Имеются и другие уровни в структуре философии. праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако не все дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню. Назовем эти дисциплины, возникшие в результате дифференциации философского знания. Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Они изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Этика изучает проблемы добра. Ее цель – выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Социальная философия – дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Философия языка расматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества.Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфики их функционирования в обществе, о значении религии для человека.

Читать еще:  Соблазнитесь обо мне. «И блажен, кто не соблазнится обо мне…

Функции:Мировоззренческая способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.Мыслительно-теоретическая выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).критической – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.Аксиологическая (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.Воспитательно-гуманитарная философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.Прогностическая заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Период становления русской философии –11—17 века Этот этап называют по-разному; древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западно – европейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. Несмотря на общее единство этого исторического типа философии, внутри него можно вычленить и более конкретные периоды; 11—14 вв. – процесс формирования древнерусской философии; 15—16 вв. – эпоха ее расцвета; 17в.- начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским. С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году. Русская философия впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли в христианизированном виде. При этом она с самого начала использоваласвой собственный письменный язык, созданный в 9 веке Кириллом и Мефодием. Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Мировоззренческая глубина духовного состояния и опыта Древней Руси запечатлена, прежде всего, в иконах и храмах. Это органическое единство философии и культуры имело положительные и отрицательные последствия. Поскольку монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси, то это, прежде всего и повлияло на характер философских учений. И этическая и историческая мысль, в общем, основывалась на теократическом принципе христианства; эмпирическая, земная, светская реальность должна быть подчинена божественному началу. Русская церковь взяла от Византии идею священной миссии царской власти. Согласно ей, царь подобен всевышнему Богу. Интенсивное проникновение в Россию западноевропейской науки, просвещения, распространение теории Коперника, которую преследовала церковь, – все это играло важную роль в обмирщении всей культуры и ее секуляризации. Светская культура, в том числе и философия как ее важнейшая мировоззренческая часть, приобретала все большее значение.

Читать еще:  Происхождение имени артемий. Что означает имя артемий

Особенности философии как формы общественного сознания;

Философия* является одной из древнейших и важнейших форм общественного сознания. С течением времени роль философии не уменьшается, а растет. В будущем обществе отомрут такие формы общественного сознания, как политика, право, религия. Философия же наряду с наукой, искусством, моралью приобретет еще большее значение в общественной жизни.

* Слово “философия” древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух слов: phileo – люблю, sophia – мудрость. В буквальном смысле философия – это любовь к мудрости или, как говорили на Руси, – “любомудрие”.

В чем же состоят особенности философии как формы общественного сознания? Какими вопросами философия занималась и занимается? Какую роль она играла и играет в обществе? На эти вопросы не было и нет единого ответа, подобно тому, как не было и нет единой философии, а существовало и существует множество философских теорий и систем, школ и направлений. Правильное понимание особенностей философии, ее возникновения, развития и роли в обществе возможно лишь с позиций исторического материализма, научно доказавшего, с одной стороны, первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания, в том числе и философии, с другой – относительную самостоятельность общественного сознания и его форм.

Специфика философии в отличие от других форм общественного сознания состоит прежде всего в том, что она рассматривает мир в целом, познает природу мира, устанавливает причины его развития, изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления, пути и средства познания мира и его преобразования. Философия отличается, например, от науки тем, что наука рассматривает отдельные стороны действительности, либо количественные и пространственные связи и отношения (математика), либо тепловые, световые, электромагнитные, внутриядерные процессы (физические науки), либо особенности развития растительного и животного мира (биологические науки), либо характер развития производительных сил и производственных отношений, формы производства и распределения (экономические науки). Философия отличается также от искусства, важнейшей чертой которого является художественно-образная форма отражения действительности. Она, далее, отличается и от таких форм общественного сознания, как политика, выражающая отношения между классами и государствами, право, представляющее собой волю господствующего класса, возведенную в закон, мораль, которая выражает нормы поведения людей в повседневной жизни. Философия коренным образом отличается и от такой древнейшей формы общественного сознания, как религия, представляющей собой фантастическое отражение действительности в головах людей, тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных.

Философия оперирует понятиями, категориями и законами.

В этом отношении она ближе всего стоит к частным наукам. Но в отличие от законов и категорий частных наук, обобщающих какую-то определенную, сравнительно узкую область или сторону природы и общества, категории и законы философии являются всеобщими, обобщающими и выражающими такие стороны и связи объективного мира, которые присущи всякому предмету, явлению, процессу. Законы и категории философии дают общее представление о мире, его природе, его формах существования и развития.

Таким образом, главная особенность философии как формы общественного сознания состоит в том, что она стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимоотношениях, о познании мира и путях его преобразования.

Философио.Ру

Философский уголок

Философия как форма общественного сознания

Философия обращает внимание человека на то, что и без помощи бога он способен жить достойным образом, опираясь на данный ему природой дар – разум. Вся история философии посвящена исследованию того, что такое разум и какие он открывает возможности и перспективы человеку. В философии разум понимается в предельно широком значении как способность не только к теоретическому познанию, но и как способность выносить нравственные и эстетические суждения.

Научное сознание начинает доминировать в мировоззрении европейского человечества с 18 столетия. Его успеху способствовала, в том числе, и философия, длительное время выступавшая в качестве главной инстанции разума. Французский философ и ученый Рене Декарт, отстаивая позиции разума, сформулировал принцип рационализма, устанавливающий, что между порядкам вещей в мире и логическим порядком идей об этом мире в голове человека, существует принципиальное тождество. Другой философ – Френсис Бэкон – выдвинул лозунг, получивший широкую известность и дошедший до наших дней: “Знание – это сила, кто обладает знанием, то имеет власть над миром!”
Стремительный рост открытий в естествознании, повсеместное применение знаний в производстве и в повседневной жизни людей, кардинально изменили облик европейских обществ, придали им новое качество. Распространение научного мировоззрения сформировало у современного человека чувство уверенности в его безграничных перспективах в освоении мира. Однако научное мышление обладает существенной особенностью: оно нацелено на выявление, формулирование и применение законов. Все конкретное, частное, не укладывающееся в прокрустово ложе закона, для науки неинтересно. По это причине науку называют символическим описанием мира. Цель науки – истина. Но в жизни человека большую роль играет не только истина, но также доброта, справедливость, прекрасное, возвышенное. О них наука мало что может сказать. Поэтому абсолютизация научного общественного сознания приводит к очерствению человека, к дегуманизации общественных отношений.

Читать еще:  Во сне кормить ребенка грудным молоком замужней. К чему снится кормить ребенка грудным молоком

Художественное (эстетическое) сознание в значительной мере компенсирует указанную выше ограниченность научного сознания. В различных искусствах люди отражают мир с точки зрения его гармонии и целесообразности, которые сконцентрированы в понятиях, красоты, прекрасного, возвышенного. В художественном сознании доминирует не логическое мышление, а эмоции и чувства, и продуктом художественного творчества является не понятие и закон, а художественный образ. Искусство иногда называют мышлением в образах. Благодаря живописи, пластике, архитектуре, музыке, литературе, театру человек осваивает уровни бытия, недоступные понятийному логическому мышлению. Гегель считал, что искусство, наряду с философией, способно выразить абсолютную истину. Хотя художественное творчество несет на себе печать индивидуальности художника и детерминировано культурой, гениальные творения содержат обобщения, выходящие за пределы конкретного места и времени. Гомер, Рафаэль, Шекспир, Достоевский, Чайковский, Толстой стали классиками, потому что смогли отразить в своем творчестве вечные темы.

Нравственное сознание (мораль) воспроизводит существующие в обществе нормы, законы, установления, регулирующие взаимоотношения между людьми. Для того, чтобы общественная жизнь людей была возможна, среди прочих условий, необходимы правила поведения, которых придерживаются все люди, проживающие в общем жизненном пространстве. Эти правила являются мерой должного поведения и направлены на регулирование свободной воли индивида. Представления о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, присутствуют уже в сознании древних людей. Они формируются в процессе повседневной деятельности и закрепляют в качестве допустимых такие образцы поведения и взаимоотношений между людьми, которые положительно влияют на благополучие общества в целом и отдельного индивида в частности. В ходе истории действенные нормы и правила поведения сохраняются, а неэффективные – отбрасываются. Со временем в любом, долго существующем обществе формируется общественная мораль, а в сознании членов этого общества складываются представления о том, что является морально допустимым, а что – нет.
Моральные добродетели человека формируются в локальном общественном пространстве – семье, церковной и сельской общине, производственной артели, армейской казарме. Здесь люди непосредственно знакомы друг с другом, их жизнь проходит в буквальном смысле “на виду у всех” и поэтому малейшие отступления от общепринятого поведения порицается и осуждается. В исключительных случаях нарушитель может быть даже исключен, изгнан из общины. За пределами же этого локального пространства действие моральных норм ослабевает, а то и прекращается. В других общинах действуют другие правила, что, в частности, нашло отражение в поговорке: “В чужой монастырь со своим уставом не ходят”. Это означает, что в рамках большого общества и государства моральные нормы носят более общий характер и действенность их не столь эффективна, как в небольшой общине единомышленников. Что же касается универсальной морали, предложенной мировыми религиями, то она имеет ценность скорее в качестве идеала, к которому должны стремиться все люди.
Специфика морального сознания состоит в том, что оно взывает к совести человека, его свободному выбору. Моральным считается не тот, кто поступает должным образом из-за страха наказания или осмеяния, а тот, кто делает это в силу внутреннего долга, сознавая свою ответственность перед другими людьми.

Источники:

http://studopedia.ru/6_126602_filosofiya-kak-forma-obshchestvennogo-soznaniya.html
http://studopedia.su/13_148660_osobennosti-filosofii-kak-formi-obshchestvennogo-soznaniya.html
http://www.filosofio.ru/filosofiya-soznaniya/filosofiya-kak-forma-obshchestvennogo-soznaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: