Сурожская епархия: Православие по-английски. V

Сурожская епархия: Православие по-английски

Чем живет сегодня епархия, 50 лет назад основанная митрополитом Антонием (Блумом)? Сохранились ли сегодня те горение в вере, взаимопомощь и терпимость, которые поощрял в своей пастве владыка? Ответы на эти вопросы легче всего найти, если побывать в православном детском лагере преподобного Серафима Саровского под Оксфордом

Православие важнее, чем русскость

В Англии на протяжении многих лет существуют православные греческие, румынские и другие национальные общины. После революции 1917 г. здесь появились и русские приходы. Но жизнь этих общин была довольно закрытой, православная церковь была церковью «для своих», отчасти потому, что служили на церковнославянском. Ситуация изменилась, когда в 1948 г. в Англию приехал иеромонах Антоний Блум, который «открыл» православие англичанам.

Среди православных в Англии имя Антония Сурожского также широко известно и также свято для них, как для петербуржцев имя праведного Иоанна Кронштадтского или для москвичей – праведного Алексия Мечёва. Многие клирики и миряне знали владыку лично и до сих пор вспоминают его необыкновенную доброту, легкость и простоту общения с ним.

У митрополита Антония было много друзей среди католиков и англикан. Многие из них перешли в православие под его влиянием.

Андрей Блум родился в семье русского дипломата. После революции его семья оказалась в эмиграции. Он получил высшее медицинское образование в Сорбонне, но одновременно со светской работой стал служить в православном храме Московского патриархата в Париже. Перед тем, как идти на фронт хирургом в 1939 г. он принял постриг с именем Антоний.

В 1948 г. иеромонаха Антония направляют на пастырское служение в Англию. «Когда я приехал сюда, – вспоминал владыка, – меня поразило, что в храм ходят только бабушки и дети младше 14-ти лет. Среднего поколения не было, потому что они уже не знали ни русского языка, ни России. Тогда я решил, что православие важнее, чем русскость. Потому что русскость может передаваться в самом православии. И начал делать все возможное, чтобы вернуть среднее пропащее поколение в Церковь. Для этого надо было начать служить и вести беседы на английском языке».

Английский язык пришлось выучить. Иеромонах Антоний взялся за дело со всей присущей ему энергией и спустя немного времени начал проповедовать по-английски, к православию стали проявлять интерес и представители других конфессий. В результате миссионерской работы о. Антония количество православных приходов в Англии выросло настолько, что было принято решение образовать на Британских островах отдельную епархию Московского Патриархата.

Где в Англии Сурож?

Английская православная епархия называется «Сурожская», хотя Сурож – это древнее название крымского города Судак. В этом случае также не последнюю роль сыграла дипломатичность владыки Антония. Когда ему дали титул епископа Лондонского, он подумал, что это может ему создать проблемы во взаимоотношениях с англиканами, у которых уже имелся свой Лондонский епископ. И тогда было решено назвать новую зарубежную епархию именем существовавшей в древности, но не действующей епархии. В Русской Церкви обычно принято выбирать из старых епархий, образованных в Крыму еще во времена Византии. Так, например, епархия, действующая на территории Франции и Италии называется «Корсунская». А в Англии – стала Сурожская.

Как подлинный миссионер, митрополит Антоний старался сделать так, чтобы в храме могли молиться православные из разных стран. И сегодня во многих соборах Англии православная Литургия служится на нескольких языках: в основном на английском, но какие-то молитвы поются по-славянски, а какие-то по-гречески. Нет и православного «дресс-кода»: кто-то из женщин повязывает платок, кто-то нет. И если женщина зайдет в храм в брюках, и даже в шортах, никто не сделает ей замечания.

По инициативе владыки во многих храмах открылись детские воскресные школы, а летом приходских детей обязательно вывозили на природу, в летний лагерь. Опыт совместного бытия в лагере был бесценным. Ведь далеко не всех детей еженедельно водили в храм — нередко до ближайшего православного храма надо было ехать больше 100 км.

Летний лагерь стал доброй традицией. А уж как англичане относятся к своим традициям, хорошо известно: и сейчас в лагере работают те, кто ездил туда в детстве, а те, кто приезжает отдыхать, наслышаны о лагере от своих пап и мам. В течение нескольких десятилетий лагерь старались проводить при любом стечении обстоятельств. А складывались они по-разному. У лагеря никогда не было своего собственного места. В этом смысле Англия не Россия – тут где попало палатки не разобьешь.

Приходилось арендовать территорию. Пользовались и чьей-то благотворительностью, которая по воле случая вдруг заканчивалась, и надо было срочно искать новые варианты размещения. Лагерь был устроен очень мобильно. Интересно, что и сегодня еще в ходу те самые неснашиваемые легкие армейские палатки и слегка потертые от времени, цветные пластиковые кружки.

Читать еще:  Евангелие от матфея глава 13 толкование. Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский)

Последние несколько лет лагерь организует настоятель Оксфордского храма Св. Николая, протоиерей Стефан Платт, вместе со своей матушкой Анной. Лагерь в честь преподобного Серафима Саровского называется St. Serafim Orthodox Youth Camp.

Сегодня многие православные дети в Англии – эмигранты в первом поколении. В основном это наши соотечественники из Прибалтики, чьи родители, получив Шенген, приехали искать лучшей судьбы на Туманном Альбионе. Есть и питерцы, и москвичи. Большей частью это творческая элита: музыканты, ученые, спортсмены.

Уже через пару лет жизни и учебы в Великобритании дети начинают говорить по-английски также свободно, как и по-русски. Малыши даже отдают предпочтение английскому, как более простому. Конечно, в лагере никто не контролировал, на каком языке говорят дети между собой, но все мероприятия, в особенности церковные, были на английском. Связано это было с тем, что многие дети знают язык довольно поверхностно, на бытовом уровне, и когда они приходят в храм, слова богослужения, которые переложены не на современный, а на староанглийский, им непонятны. Чтобы разъяснить это, а также вообще познакомить детей с основами православия, в лагерный распорядок дня включены церковные «уроки», которые проводили о. Стефан со старшими детьми и матушка Анна с младшими.

«Почему детям скучно ходить в храм?» – задал о. Стефан детям вопрос на одном из первых занятий. И внимательно выслушав ответы, подытожил: «В храме бывает также скучно, как и в школе, когда ты не понимаешь материал». Батюшка во время занятий постоянно ведет диалог с детьми, все объясняет, показывает, вплоть до того, что для одного из занятий были специально изготовлены «тренировочные» просфорки, и отец Стефан с «ассистентами» демонстрировал, что происходит с ними в алтаре во время литургии.

Выбор

В «пище духовной» у нас с православными в Англии больше общего, чем в «пище земной». В вопросах питания мы чаще руководствуемся интересами пользы, для них же пища – скорее источник радости. К идее здорового питания англичане безразличны. Жидкую горячую пищу, вроде супа, они едят только зимой. А уж какой должен быть желудок, чтобы переварить их жареный бекон! После такой диеты неудивительно, что они спокойно позволяют детям потреблять колу и чипсы. В то же время всю приготовленную в лагере еду, напоминающую меню сетевых ресторанов, дети съедали дочиста, да ещё посвящали повару стихи за пиццы и лазаньи.

При этом порой предлагался достаточно пестрый набор блюд, так что сориентироваться в нем при быстро идущей очереди было непросто. И в этом, кстати, есть педагогический момент – детей целенаправленно учат, что ты должен не просто взять то, что тебе предлагают, а подумать и подобрать что-то наиболее подходящее – а выбор, как известно, требует определенных усилий.

Кстати, такой же подход был и в организации всех мероприятий: ты мог заняться рукоделием, а мог поиграть в футбол на стадионе, мог пойти в бассейн с вожатыми, или отправиться с батюшкой на ферму за клубникой. Возможно, такой стиль продиктован еще и тем, что в Англии нет чего-то единого, вовек неизменного, начиная от традиций питания, и заканчивая вопросами государственного устройства и веры: во всем ощущается гибкость решений.

Возможно, заставляя детей с детства постоянно выбирать между яичницей и овсянкой, их готовят к тому, что в жизни они будут все время находиться в состоянии выбора. Кстати, именно так многие англичане обрели православие: не просто потому, что оно перешло к ним по наследству от предков, а потому, что они осознанно его выбрали.

После «сурожской смуты»

Архиепископ Елисей – первый русский епископ, назначенный на сурожскую кафедру после смерти владыки Антония – этим летом приехал в гости в Свято-Серафимовский лагерь. За некоторое время до его назначения в епархии развернулись события, получившие название «сурожской смуты».

Незадолго до своей смерти митрополит Антоний сложил с себя обязанности управления епархией. Управлять всем стал его викарий, рукоположенный им епископ Василий (Осборн). Владыка Василий считал себя преемником владыки Антония, и очень опасался, что Московская Патриархия пришлет своего клирика на митрополичью кафедру в Лондон. Чтобы избежать этого, после смерти митрополита Антония владыка Василий решает перейти в Константинопольский патриархат, чтобы быть независимым от Москвы. Но Патриарх Алексий II не дал на это согласия. А патриарх Константинопольский, наоборот, выразил готовность принять под свое крыло новую епархию. Таким образом, произошел раскол, повлекший за собой не только моральные, но и материальные потери для православных в Англии. Многие священники и миряне потеряли храмы, в церкви, как в семье при разводе, начался раздел имущества. Организатору лагеря о. Стефану Платту, который остался в подчинении Москвы, пришлось в течении нескольких лет арендовать разные помещения в Оксфорде для совершения богослужений. Только недавно Оксфордский приход обрел свое постоянное место. Им стал старый храм, купленный на средства прихожан, не без помощи русских меценатов. Храм освятили в честь свт. Николая Чудотворца.

Благодаря готовности «отворить двери стучащемуся» попадают в лагерь и прихожане из России – удивляются, насколько спокойной и мирной может быть жизнь детского коллектива. Если бы меня спросили, какое слово чаще всего звучало в лагере, я бы, не задумываясь, ответила: «сорри» (извините). Кто-то задел кого-то – «сорри». Кто-то что-то не то сделал, не так сказал, неудачно повернулся – «сорри, сорри, сорри». Конечно, в большинстве случаев это была пустая формальность. Но она удивительным образом смягчала трения между детьми.

Читать еще:  Украшения на иконах в храме тускнеет. Зачем вешают ювелирные украшения на иконы

СУРОЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

  • Епархиальное управление: Великобритания, г. Лондон. 67 Ennismore Gardens, London SW 7 1 NH, Great Britain
  • Тел.: (44 20) 7584-0096, факс: 7584-9864
  • Официальный сайт: http://www.sourozh.org/
  • Каноническая территория: Великобритания, Ирландия
  • Кафедральный собор: Успенский в г. Лондоне
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Сугдейская кафедра в Крыму

Есть предположения о появлении православной кафедры в Сугдае (в древнерусских источниках Сурож, ныне Судак в Крыму) уже в IV-V веке [1], но положительные сведения о ней имеются с начала VIII века. Известно о поставлении на кафедру некоего нового архиепископа патриархом святителем Германом I до святителя Стефана [2]. В пределы епархии входили кафедральный город, город Кафа (нынешняя Феодосия), и морское побережье до Алушты. В целом в епархии называется 18 селений [1]. Кафедра находилась в ведении Константинопольского патриарха.

До 1156 года Фульская епархия была присоединена к Сугдейской.

Татары впервые овладели Сугдеей 27 января 1223 года [3], но епархия продолжила существовать и с 1282 или 1283 года стала митрополией.

Впоследствии Сугдея перешла под власть генуэзцев, а в 1475 году – турок. Некоторое время кафедра существовала и при османах, но затем была присоединена: по одной версии в 1485 году к Готфийской епархии [4], а по другой – в 1616 году к Кафской [5].

Епархия в Великобритании

10 октября 1962 году епархия была номинально возрождена в составе Русской Православной Церкви, причем было использовано древнерусское наименование епархии – “Сурожская.” Один из святителей древней Сугдейской епархии, Стефан Сурожский, был избран небесным покровителем епархии. Однако, на деле епархия распространяла деятельность на Великобританию, а кафедральным городом стал Лондон.

Основой Сурожской епархии стал Лондонский Успенский приход, существовавший как русская посольская церковь с 1716 года. При том что приход распадался и менял принадлежность несколько раз, в послевоенный период часть его оставалсь в веднии Московского Патриархата. К 1950 году, когда иеромонах Антоний (Блум) стал настоятелем Лондонского прихода, на территории Великобритании также появились православный русский центр – “Дом святых Григория и Макрины” в Оксфорде по инициативе Н. Зернова; содружество мч. Албания и преп. Сергия Радонежского, также с центром в Оксфорде; другие приходы, созданные русскими православными общинами. В 1957 году в Великобритании было образовано Сергиевское викариатство Западноевропейского экзархата Московского Патриархата во главе с епископом Антонием (Блумом), а в 1962 году – самостоятельная Сурожская епархия, которую возглавил он же.

Будучи основана по преимуществу как церковная община русских эмигрантов, под водительством владыки Антония епархия сильно изменилась, включила в себя многих верующих из местного населения обратившихся из англиканства. Уклад церковной жизни заметно перестроился по сравнению с преобладающей практикой Русской Православной Церкви.

Со времени распада СССР, когда в Великобританию хлынула волна новых эмигрантов из бывшего Союза, в Сурожской епархии назревало разеделение между новоприбывшими и старожилами, вылившееся наконец в открытый разрыв. В 2006 году управляющий епархией епископ Василий (Осборн) и группа из “старожилов” самочинно перешли в ведение Константинопольского Патриархата, образовав викариатство Западноевропейской архиепископии русских церквей. При этом приблизительно пополам поделились священнослужители и приходы, но более 90% прихожан остались с Сурожской епархией Русской Церкви. К 2007 году конфликт мужду священноначалием Константинополя и Москвы был улажен, в 2009 году отложившееся викариатство было преобразовано в благочиние. Тем временем число новых приходов Сурожской епархии быстро росло – так, 31 мая 2010 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в состав епархии 18 новообразованных приходов.

Исторические названия

  • ? Сугдейская (ок. 715 – ?)
  • Сугдейская и Фульская (упом. 966 – 969, не позднее 1156 – ? 1485) [6]
  • Сурожская (с 10 октября 1962)

Статистика

  • 2003 – Самая малочисленная епархия Русской Церкви: в епархиальном избирательном списке — 1122 человека, из них в Лондоне — 333; около 25 приходов и малых общин (только Лондон и Оксфорд имеют более ста прихожан); клирики (23 священника и 9 диаконов, 5 из них имеют русские корни, и единицы — богословское образование); монастырей нет.
  • 1 января 2006 – клир 2 епископа, 24 священника и 13 диаконов. В епархию входили 9 приходов и 25 евхаристических общин (общины, состоящие из небольшого числа семей, в которых богослужения совершаются 1-2 раза в месяц): общее число – 34. 7 храмов являются собственностью приходов, 7 – частной собственностью, остальные храмы принадлежали другим конфессиям.
  • январь 2012 – 27 священнослужителей (20 священников, 7 диаконов); 40 церковно-приходских общин (30 приходов, 4 епархиальные общины, 3 совместные общины, 2 ставропигиальные общины, 1 архиерейское подворье) [7]
  • январь 2013 – 28 священнослужителей (21 священник, 7 диаконов); 44 церковно-приходских общины [8]

Архиереи

  • N (с 715-730 – ?)
  • Свт. Стефан (не позднее 730 – 15 декабря ок. 750)
  • Стефан II (упом. 787 [9])
  • Филарет (кон. VIII в. [10])
  • Константин (966 – 969) [11]
  • Арсений (упом. 1027)
  • Свт. Савва (ранее XII в.)
  • N (упом. кон. XI-нач. XII в. [12])
  • N (упом. 10 марта 1158 [13]
  • Лев (+ 14 (? месяца) 1217)
  • Николай (упом. декабрь 1237)
  • Феодор (Феодосий) (+ 9-10 (?) января 1274)
  • Феодор (упом. 1280 – февраль 1282 [14])
  • Свт. Василий (+ 9 января 1289)
  • Иоанн (+ 22 янврая 1322)
  • Лука (упом. 1327-1331, + 24 января 1339) [15]
  • Евсевий (упом. 1350 – 1368)
  • Евсевий, 2-й раз (упом. 1369)
  • Феоктист (1389 – март 1393)
  • Феофилакт (упом. 1400) [16]
  • Феофан (1484 – 1485) [17]
    • Евфимий (+ 1 апреля) [18]
    • Петр Евдомит (+ 15 апреля)
    • Никита, в схиме Нифон (+ 2 июля)
    • Климент
    • Захарий Толей (+ 19 июля)
    • Иоанн (+ 23 апреля)

    Викарные епархии

    Епархиальные отделы

    • религиозного образования и молодежной работы
    • социального служения
    • миссионерский
    • информации и издательства
    • межправославных связей
    • межхристианских отношений
    • паломнический
    • юридический
    • богослужебная комиссия

    Средства массовой информации

    • Сурож (епархиальный журнал, по-английски)
    • Соборный листок (изд. Лондонского Успенского собора, по-русски и по-английски)

    Церковно-общественные организации

    • Православно-англиканское содружество мч. Албания и прп. Сергия Радонежского

    Использованные материалы

    [2] “Новороссийский Календарь на 1872. ” отд. 4, 7.

    [3] Новороссийский Календарь на 1872. , отд. 4, 14.

    [5] Согласно статье “Где искать город Фуллы и фулльский народ,” День (ежедневная всеукраинская газета), № 197, 28 октября 2000, http://www.day.kiev.ua/94045/

    [6] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2563 приводит названия: Сугдейская и Фульская в 715-1100 годах, Сугдейская и Гипертимская в 1100-1485 годах. Это противоречит данным о времени присоединения Фульской епархии к Сугдейской. См. “Где искать город Фуллы и фулльский народ,” День (ежедневная всеукраинская газета), № 197, 28 октября 2000, http://www.day.kiev.ua/94045/

    [10] “. Из бывших при Св. Стефане клириков, самим святителем избран и рукоположен во архиепископа Сурожского, – время управления его неизвестно. ” Прот. Мих. Родионов. “Стат. . опис. Тавр. еп. . “, 21. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2563

    [11] С титулом: Сугдео-Фульский. По Дурново Н.Н. (“Иерар. Всеросс. Ц. . “, т. 3, 389) – будто бы он же “. упом. На Константин. Соб. 997 г. ” (?). См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2563

    [12] “. Присутствовал при составлении синодального акта при патриархе Николае Грамматике . (1084-1111г.). “. Прот. Мих. Родионов, “Стат. . опис. Тавр. еп.”, 21.

    [13] Заседал в Константинопольском Синоде “. в 1158 г., марта 10 дня, во время составления синодального акта при Патриархе Луке Хрисоверхе. “. Прот. Мих. Родионов, “Стат. . опис. Тавр. еп.”, 21.

    [15] Участник Константинопольского Собора в 1327, 1329, 1331 годах, погребен в Феодосии. “. Хотя Сугдея с давних пор была резиденциею Православного епископа, возведенного в 1282 году в сан митрополита, тем не менее в приписках синаксаря, из которых последняя относится к 1419 году, упоминается из преемников Феодора (+ 1232) об одном только Луке, скончавшемся в 1339 году и погребенном почему-то в Каффе. Замечательно, что в приписке этой он титулуется не митрополитом, но архиереем, и то просто Сугдейским, а не Сугдеи и Фуллы, как титуловались его предшественники. “. “Новороссийский Календарь на 1872 г.,” отд. 4, 33.

    [18] 6 архиереев начиная с Евмения без лет правления, в той последовательности, как они приведены у Н. Н. Дурново, “Иер. Всеросс. Ц. . “, 240.

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    Главные новости

    В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

    В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

    В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

    Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве

    Святейший Патриарх Кирилл: Участие в Литургии изменяет человеческую душу

    Сурожская епархия

    Учреждена в 1962 г. Объединяет приходы на территории Великобритании и Ирландии.

    Согласно решению Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 105) вошла в состав Патриаршего экзархата Западной Европы.

    Кафедральный город — Лондон. Кафедральный собор — в честь Успения Божией Матери (Лондон).

    Епархия сегодня

    Духовенство — 20 священников и 7 диаконов.

    Приходы — 38 приходов, включая 2 ставропигиальных и 3 межъепархиальных объединенных общины.

    По состоянию на январь 2012 г. под управлением епархиального архиерея Русской Православной Церкви в Великобритании и Ирландии находится 40 церковно-приходских общин, из них — 2 ставропигиальные (в Дублине и Манчестере), 30 приходов, 4 епархиальные общины, 3 совместные общины и 1 архиерейское подворье (Елизаветинское сестричество близ Бодиам).

    Благочиния — пастырская и миссионерская епархиальная деятельность распределяется по следующим географическим округам, охватывающим всю территорию Британских островов:

    1. Центральное (Лондон)
    2. Юго-Западной Англии
    3. Юго-Восточной Англии
    4. Восточной Англии
    5. Уэлса
    6. Западных срединных земель
    7. Восточных срединных земель
    8. Северной Англии
    9. Шотландии и малых островов
    10. Лейнстерское (Центрально-восточная Ирландия)
    11. Манстерское (Южная Ирландия)
    12. Коннахтское (Западная Ирландия)
    13. Ольстерское (Северная Ирландия)

    Епархиальные отделы и комиссии:

    • Отдел религиозного образования и молодежной работы
    • Отдел социального служения
    • Миссионерский отдел
    • Отдел информации и издательства
    • Отдел межправославных связей
    • Отдел межхристианских отношений
    • Паломнический отдел
    • Юридический отдел
    • Богослужебная комиссия

    Православные объединения и организации — православно-англиканское содружество св. мч. Албания и прп. Сергия Радонежского.

    Источники:

    http://pravoslavie.ru/56289.html
    http://drevo-info.ru/articles/4362.html
    http://www.patriarchia.ru/db/text/77125.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: