Сурожская епархия: Православие по-английски. V
Содержание
- 1 Сурожская епархия: Православие по-английски. V
- 1.1 Сурожская епархия: Православие по-английски
- 1.2 СУРОЖСКАЯ ЕПАРХИЯ
- 1.3 Архиереи
- 1.4 Викарные епархии
- 1.5 Епархиальные отделы
- 1.6 Средства массовой информации
- 1.7 Церковно-общественные организации
- 1.8 Использованные материалы
- 1.9 Русская Православная Церковь
- 1.10 Официальный сайт Московского Патриархата
- 1.11 Сурожская епархия
Сурожская епархия: Православие по-английски
Чем живет сегодня епархия, 50 лет назад основанная митрополитом Антонием (Блумом)? Сохранились ли сегодня те горение в вере, взаимопомощь и терпимость, которые поощрял в своей пастве владыка? Ответы на эти вопросы легче всего найти, если побывать в православном детском лагере преподобного Серафима Саровского под Оксфордом
Православие важнее, чем русскость
В Англии на протяжении многих лет существуют православные греческие, румынские и другие национальные общины. После революции 1917 г. здесь появились и русские приходы. Но жизнь этих общин была довольно закрытой, православная церковь была церковью «для своих», отчасти потому, что служили на церковнославянском. Ситуация изменилась, когда в 1948 г. в Англию приехал иеромонах Антоний Блум, который «открыл» православие англичанам.
Среди православных в Англии имя Антония Сурожского также широко известно и также свято для них, как для петербуржцев имя праведного Иоанна Кронштадтского или для москвичей – праведного Алексия Мечёва. Многие клирики и миряне знали владыку лично и до сих пор вспоминают его необыкновенную доброту, легкость и простоту общения с ним.
У митрополита Антония было много друзей среди католиков и англикан. Многие из них перешли в православие под его влиянием.
Андрей Блум родился в семье русского дипломата. После революции его семья оказалась в эмиграции. Он получил высшее медицинское образование в Сорбонне, но одновременно со светской работой стал служить в православном храме Московского патриархата в Париже. Перед тем, как идти на фронт хирургом в 1939 г. он принял постриг с именем Антоний.
В 1948 г. иеромонаха Антония направляют на пастырское служение в Англию. «Когда я приехал сюда, – вспоминал владыка, – меня поразило, что в храм ходят только бабушки и дети младше 14-ти лет. Среднего поколения не было, потому что они уже не знали ни русского языка, ни России. Тогда я решил, что православие важнее, чем русскость. Потому что русскость может передаваться в самом православии. И начал делать все возможное, чтобы вернуть среднее пропащее поколение в Церковь. Для этого надо было начать служить и вести беседы на английском языке».
Английский язык пришлось выучить. Иеромонах Антоний взялся за дело со всей присущей ему энергией и спустя немного времени начал проповедовать по-английски, к православию стали проявлять интерес и представители других конфессий. В результате миссионерской работы о. Антония количество православных приходов в Англии выросло настолько, что было принято решение образовать на Британских островах отдельную епархию Московского Патриархата.
Где в Англии Сурож?
Английская православная епархия называется «Сурожская», хотя Сурож – это древнее название крымского города Судак. В этом случае также не последнюю роль сыграла дипломатичность владыки Антония. Когда ему дали титул епископа Лондонского, он подумал, что это может ему создать проблемы во взаимоотношениях с англиканами, у которых уже имелся свой Лондонский епископ. И тогда было решено назвать новую зарубежную епархию именем существовавшей в древности, но не действующей епархии. В Русской Церкви обычно принято выбирать из старых епархий, образованных в Крыму еще во времена Византии. Так, например, епархия, действующая на территории Франции и Италии называется «Корсунская». А в Англии – стала Сурожская.
Как подлинный миссионер, митрополит Антоний старался сделать так, чтобы в храме могли молиться православные из разных стран. И сегодня во многих соборах Англии православная Литургия служится на нескольких языках: в основном на английском, но какие-то молитвы поются по-славянски, а какие-то по-гречески. Нет и православного «дресс-кода»: кто-то из женщин повязывает платок, кто-то нет. И если женщина зайдет в храм в брюках, и даже в шортах, никто не сделает ей замечания.
По инициативе владыки во многих храмах открылись детские воскресные школы, а летом приходских детей обязательно вывозили на природу, в летний лагерь. Опыт совместного бытия в лагере был бесценным. Ведь далеко не всех детей еженедельно водили в храм — нередко до ближайшего православного храма надо было ехать больше 100 км.
Летний лагерь стал доброй традицией. А уж как англичане относятся к своим традициям, хорошо известно: и сейчас в лагере работают те, кто ездил туда в детстве, а те, кто приезжает отдыхать, наслышаны о лагере от своих пап и мам. В течение нескольких десятилетий лагерь старались проводить при любом стечении обстоятельств. А складывались они по-разному. У лагеря никогда не было своего собственного места. В этом смысле Англия не Россия – тут где попало палатки не разобьешь.
Приходилось арендовать территорию. Пользовались и чьей-то благотворительностью, которая по воле случая вдруг заканчивалась, и надо было срочно искать новые варианты размещения. Лагерь был устроен очень мобильно. Интересно, что и сегодня еще в ходу те самые неснашиваемые легкие армейские палатки и слегка потертые от времени, цветные пластиковые кружки.
Последние несколько лет лагерь организует настоятель Оксфордского храма Св. Николая, протоиерей Стефан Платт, вместе со своей матушкой Анной. Лагерь в честь преподобного Серафима Саровского называется St. Serafim Orthodox Youth Camp.
Сегодня многие православные дети в Англии – эмигранты в первом поколении. В основном это наши соотечественники из Прибалтики, чьи родители, получив Шенген, приехали искать лучшей судьбы на Туманном Альбионе. Есть и питерцы, и москвичи. Большей частью это творческая элита: музыканты, ученые, спортсмены.
Уже через пару лет жизни и учебы в Великобритании дети начинают говорить по-английски также свободно, как и по-русски. Малыши даже отдают предпочтение английскому, как более простому. Конечно, в лагере никто не контролировал, на каком языке говорят дети между собой, но все мероприятия, в особенности церковные, были на английском. Связано это было с тем, что многие дети знают язык довольно поверхностно, на бытовом уровне, и когда они приходят в храм, слова богослужения, которые переложены не на современный, а на староанглийский, им непонятны. Чтобы разъяснить это, а также вообще познакомить детей с основами православия, в лагерный распорядок дня включены церковные «уроки», которые проводили о. Стефан со старшими детьми и матушка Анна с младшими.
«Почему детям скучно ходить в храм?» – задал о. Стефан детям вопрос на одном из первых занятий. И внимательно выслушав ответы, подытожил: «В храме бывает также скучно, как и в школе, когда ты не понимаешь материал». Батюшка во время занятий постоянно ведет диалог с детьми, все объясняет, показывает, вплоть до того, что для одного из занятий были специально изготовлены «тренировочные» просфорки, и отец Стефан с «ассистентами» демонстрировал, что происходит с ними в алтаре во время литургии.
Выбор
В «пище духовной» у нас с православными в Англии больше общего, чем в «пище земной». В вопросах питания мы чаще руководствуемся интересами пользы, для них же пища – скорее источник радости. К идее здорового питания англичане безразличны. Жидкую горячую пищу, вроде супа, они едят только зимой. А уж какой должен быть желудок, чтобы переварить их жареный бекон! После такой диеты неудивительно, что они спокойно позволяют детям потреблять колу и чипсы. В то же время всю приготовленную в лагере еду, напоминающую меню сетевых ресторанов, дети съедали дочиста, да ещё посвящали повару стихи за пиццы и лазаньи.
При этом порой предлагался достаточно пестрый набор блюд, так что сориентироваться в нем при быстро идущей очереди было непросто. И в этом, кстати, есть педагогический момент – детей целенаправленно учат, что ты должен не просто взять то, что тебе предлагают, а подумать и подобрать что-то наиболее подходящее – а выбор, как известно, требует определенных усилий.
Кстати, такой же подход был и в организации всех мероприятий: ты мог заняться рукоделием, а мог поиграть в футбол на стадионе, мог пойти в бассейн с вожатыми, или отправиться с батюшкой на ферму за клубникой. Возможно, такой стиль продиктован еще и тем, что в Англии нет чего-то единого, вовек неизменного, начиная от традиций питания, и заканчивая вопросами государственного устройства и веры: во всем ощущается гибкость решений.
Возможно, заставляя детей с детства постоянно выбирать между яичницей и овсянкой, их готовят к тому, что в жизни они будут все время находиться в состоянии выбора. Кстати, именно так многие англичане обрели православие: не просто потому, что оно перешло к ним по наследству от предков, а потому, что они осознанно его выбрали.
После «сурожской смуты»
Архиепископ Елисей – первый русский епископ, назначенный на сурожскую кафедру после смерти владыки Антония – этим летом приехал в гости в Свято-Серафимовский лагерь. За некоторое время до его назначения в епархии развернулись события, получившие название «сурожской смуты».
Незадолго до своей смерти митрополит Антоний сложил с себя обязанности управления епархией. Управлять всем стал его викарий, рукоположенный им епископ Василий (Осборн). Владыка Василий считал себя преемником владыки Антония, и очень опасался, что Московская Патриархия пришлет своего клирика на митрополичью кафедру в Лондон. Чтобы избежать этого, после смерти митрополита Антония владыка Василий решает перейти в Константинопольский патриархат, чтобы быть независимым от Москвы. Но Патриарх Алексий II не дал на это согласия. А патриарх Константинопольский, наоборот, выразил готовность принять под свое крыло новую епархию. Таким образом, произошел раскол, повлекший за собой не только моральные, но и материальные потери для православных в Англии. Многие священники и миряне потеряли храмы, в церкви, как в семье при разводе, начался раздел имущества. Организатору лагеря о. Стефану Платту, который остался в подчинении Москвы, пришлось в течении нескольких лет арендовать разные помещения в Оксфорде для совершения богослужений. Только недавно Оксфордский приход обрел свое постоянное место. Им стал старый храм, купленный на средства прихожан, не без помощи русских меценатов. Храм освятили в честь свт. Николая Чудотворца.
Благодаря готовности «отворить двери стучащемуся» попадают в лагерь и прихожане из России – удивляются, насколько спокойной и мирной может быть жизнь детского коллектива. Если бы меня спросили, какое слово чаще всего звучало в лагере, я бы, не задумываясь, ответила: «сорри» (извините). Кто-то задел кого-то – «сорри». Кто-то что-то не то сделал, не так сказал, неудачно повернулся – «сорри, сорри, сорри». Конечно, в большинстве случаев это была пустая формальность. Но она удивительным образом смягчала трения между детьми.
СУРОЖСКАЯ ЕПАРХИЯ
- Епархиальное управление: Великобритания, г. Лондон. 67 Ennismore Gardens, London SW 7 1 NH, Great Britain
- Тел.: (44 20) 7584-0096, факс: 7584-9864
- Официальный сайт: http://www.sourozh.org/
- Каноническая территория: Великобритания, Ирландия
- Кафедральный собор: Успенский в г. Лондоне
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Сугдейская кафедра в Крыму
Есть предположения о появлении православной кафедры в Сугдае (в древнерусских источниках Сурож, ныне Судак в Крыму) уже в IV-V веке [1], но положительные сведения о ней имеются с начала VIII века. Известно о поставлении на кафедру некоего нового архиепископа патриархом святителем Германом I до святителя Стефана [2]. В пределы епархии входили кафедральный город, город Кафа (нынешняя Феодосия), и морское побережье до Алушты. В целом в епархии называется 18 селений [1]. Кафедра находилась в ведении Константинопольского патриарха.
До 1156 года Фульская епархия была присоединена к Сугдейской.
Татары впервые овладели Сугдеей 27 января 1223 года [3], но епархия продолжила существовать и с 1282 или 1283 года стала митрополией.
Впоследствии Сугдея перешла под власть генуэзцев, а в 1475 году – турок. Некоторое время кафедра существовала и при османах, но затем была присоединена: по одной версии в 1485 году к Готфийской епархии [4], а по другой – в 1616 году к Кафской [5].
Епархия в Великобритании
10 октября 1962 году епархия была номинально возрождена в составе Русской Православной Церкви, причем было использовано древнерусское наименование епархии – “Сурожская.” Один из святителей древней Сугдейской епархии, Стефан Сурожский, был избран небесным покровителем епархии. Однако, на деле епархия распространяла деятельность на Великобританию, а кафедральным городом стал Лондон.
Основой Сурожской епархии стал Лондонский Успенский приход, существовавший как русская посольская церковь с 1716 года. При том что приход распадался и менял принадлежность несколько раз, в послевоенный период часть его оставалсь в веднии Московского Патриархата. К 1950 году, когда иеромонах Антоний (Блум) стал настоятелем Лондонского прихода, на территории Великобритании также появились православный русский центр – “Дом святых Григория и Макрины” в Оксфорде по инициативе Н. Зернова; содружество мч. Албания и преп. Сергия Радонежского, также с центром в Оксфорде; другие приходы, созданные русскими православными общинами. В 1957 году в Великобритании было образовано Сергиевское викариатство Западноевропейского экзархата Московского Патриархата во главе с епископом Антонием (Блумом), а в 1962 году – самостоятельная Сурожская епархия, которую возглавил он же.
Будучи основана по преимуществу как церковная община русских эмигрантов, под водительством владыки Антония епархия сильно изменилась, включила в себя многих верующих из местного населения обратившихся из англиканства. Уклад церковной жизни заметно перестроился по сравнению с преобладающей практикой Русской Православной Церкви.
Со времени распада СССР, когда в Великобританию хлынула волна новых эмигрантов из бывшего Союза, в Сурожской епархии назревало разеделение между новоприбывшими и старожилами, вылившееся наконец в открытый разрыв. В 2006 году управляющий епархией епископ Василий (Осборн) и группа из “старожилов” самочинно перешли в ведение Константинопольского Патриархата, образовав викариатство Западноевропейской архиепископии русских церквей. При этом приблизительно пополам поделились священнослужители и приходы, но более 90% прихожан остались с Сурожской епархией Русской Церкви. К 2007 году конфликт мужду священноначалием Константинополя и Москвы был улажен, в 2009 году отложившееся викариатство было преобразовано в благочиние. Тем временем число новых приходов Сурожской епархии быстро росло – так, 31 мая 2010 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в состав епархии 18 новообразованных приходов.
Исторические названия
- ? Сугдейская (ок. 715 – ?)
- Сугдейская и Фульская (упом. 966 – 969, не позднее 1156 – ? 1485) [6]
- Сурожская (с 10 октября 1962)
Статистика
- 2003 – Самая малочисленная епархия Русской Церкви: в епархиальном избирательном списке — 1122 человека, из них в Лондоне — 333; около 25 приходов и малых общин (только Лондон и Оксфорд имеют более ста прихожан); клирики (23 священника и 9 диаконов, 5 из них имеют русские корни, и единицы — богословское образование); монастырей нет.
- 1 января 2006 – клир 2 епископа, 24 священника и 13 диаконов. В епархию входили 9 приходов и 25 евхаристических общин (общины, состоящие из небольшого числа семей, в которых богослужения совершаются 1-2 раза в месяц): общее число – 34. 7 храмов являются собственностью приходов, 7 – частной собственностью, остальные храмы принадлежали другим конфессиям.
- январь 2012 – 27 священнослужителей (20 священников, 7 диаконов); 40 церковно-приходских общин (30 приходов, 4 епархиальные общины, 3 совместные общины, 2 ставропигиальные общины, 1 архиерейское подворье) [7]
- январь 2013 – 28 священнослужителей (21 священник, 7 диаконов); 44 церковно-приходских общины [8]
Архиереи
- N (с 715-730 – ?)
- Свт. Стефан (не позднее 730 – 15 декабря ок. 750)
- Стефан II (упом. 787 [9])
- Филарет (кон. VIII в. [10])
- Константин (966 – 969) [11]
- Арсений (упом. 1027)
- Свт. Савва (ранее XII в.)
- N (упом. кон. XI-нач. XII в. [12])
- N (упом. 10 марта 1158 [13]
- Лев (+ 14 (? месяца) 1217)
- Николай (упом. декабрь 1237)
- Феодор (Феодосий) (+ 9-10 (?) января 1274)
- Феодор (упом. 1280 – февраль 1282 [14])
- Свт. Василий (+ 9 января 1289)
- Иоанн (+ 22 янврая 1322)
- Лука (упом. 1327-1331, + 24 января 1339) [15]
- Евсевий (упом. 1350 – 1368)
- Евсевий, 2-й раз (упом. 1369)
- Феоктист (1389 – март 1393)
- Феофилакт (упом. 1400) [16]
- Феофан (1484 – 1485) [17]
- Евфимий (+ 1 апреля) [18]
- Петр Евдомит (+ 15 апреля)
- Никита, в схиме Нифон (+ 2 июля)
- Климент
- Захарий Толей (+ 19 июля)
- Иоанн (+ 23 апреля)
Викарные епархии
Епархиальные отделы
- религиозного образования и молодежной работы
- социального служения
- миссионерский
- информации и издательства
- межправославных связей
- межхристианских отношений
- паломнический
- юридический
- богослужебная комиссия
Средства массовой информации
- Сурож (епархиальный журнал, по-английски)
- Соборный листок (изд. Лондонского Успенского собора, по-русски и по-английски)
Церковно-общественные организации
- Православно-англиканское содружество мч. Албания и прп. Сергия Радонежского
Использованные материалы
[2] “Новороссийский Календарь на 1872. ” отд. 4, 7.
[3] Новороссийский Календарь на 1872. , отд. 4, 14.
[5] Согласно статье “Где искать город Фуллы и фулльский народ,” День (ежедневная всеукраинская газета), № 197, 28 октября 2000, http://www.day.kiev.ua/94045/
[6] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2563 приводит названия: Сугдейская и Фульская в 715-1100 годах, Сугдейская и Гипертимская в 1100-1485 годах. Это противоречит данным о времени присоединения Фульской епархии к Сугдейской. См. “Где искать город Фуллы и фулльский народ,” День (ежедневная всеукраинская газета), № 197, 28 октября 2000, http://www.day.kiev.ua/94045/
[10] “. Из бывших при Св. Стефане клириков, самим святителем избран и рукоположен во архиепископа Сурожского, – время управления его неизвестно. ” Прот. Мих. Родионов. “Стат. . опис. Тавр. еп. . “, 21. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2563
[11] С титулом: Сугдео-Фульский. По Дурново Н.Н. (“Иерар. Всеросс. Ц. . “, т. 3, 389) – будто бы он же “. упом. На Константин. Соб. 997 г. ” (?). См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2563
[12] “. Присутствовал при составлении синодального акта при патриархе Николае Грамматике . (1084-1111г.). “. Прот. Мих. Родионов, “Стат. . опис. Тавр. еп.”, 21.
[13] Заседал в Константинопольском Синоде “. в 1158 г., марта 10 дня, во время составления синодального акта при Патриархе Луке Хрисоверхе. “. Прот. Мих. Родионов, “Стат. . опис. Тавр. еп.”, 21.
[15] Участник Константинопольского Собора в 1327, 1329, 1331 годах, погребен в Феодосии. “. Хотя Сугдея с давних пор была резиденциею Православного епископа, возведенного в 1282 году в сан митрополита, тем не менее в приписках синаксаря, из которых последняя относится к 1419 году, упоминается из преемников Феодора (+ 1232) об одном только Луке, скончавшемся в 1339 году и погребенном почему-то в Каффе. Замечательно, что в приписке этой он титулуется не митрополитом, но архиереем, и то просто Сугдейским, а не Сугдеи и Фуллы, как титуловались его предшественники. “. “Новороссийский Календарь на 1872 г.,” отд. 4, 33.
[18] 6 архиереев начиная с Евмения без лет правления, в той последовательности, как они приведены у Н. Н. Дурново, “Иер. Всеросс. Ц. . “, 240.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя
В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции
Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве
Святейший Патриарх Кирилл: Участие в Литургии изменяет человеческую душу
Сурожская епархия
Учреждена в 1962 г. Объединяет приходы на территории Великобритании и Ирландии.
Согласно решению Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 105) вошла в состав Патриаршего экзархата Западной Европы.
Кафедральный город — Лондон. Кафедральный собор — в честь Успения Божией Матери (Лондон).
Епархия сегодня
Духовенство — 20 священников и 7 диаконов.
Приходы — 38 приходов, включая 2 ставропигиальных и 3 межъепархиальных объединенных общины.
По состоянию на январь 2012 г. под управлением епархиального архиерея Русской Православной Церкви в Великобритании и Ирландии находится 40 церковно-приходских общин, из них — 2 ставропигиальные (в Дублине и Манчестере), 30 приходов, 4 епархиальные общины, 3 совместные общины и 1 архиерейское подворье (Елизаветинское сестричество близ Бодиам).
Благочиния — пастырская и миссионерская епархиальная деятельность распределяется по следующим географическим округам, охватывающим всю территорию Британских островов:
- Центральное (Лондон)
- Юго-Западной Англии
- Юго-Восточной Англии
- Восточной Англии
- Уэлса
- Западных срединных земель
- Восточных срединных земель
- Северной Англии
- Шотландии и малых островов
- Лейнстерское (Центрально-восточная Ирландия)
- Манстерское (Южная Ирландия)
- Коннахтское (Западная Ирландия)
- Ольстерское (Северная Ирландия)
Епархиальные отделы и комиссии:
- Отдел религиозного образования и молодежной работы
- Отдел социального служения
- Миссионерский отдел
- Отдел информации и издательства
- Отдел межправославных связей
- Отдел межхристианских отношений
- Паломнический отдел
- Юридический отдел
- Богослужебная комиссия
Православные объединения и организации — православно-англиканское содружество св. мч. Албания и прп. Сергия Радонежского.
Источники:
http://pravoslavie.ru/56289.html
http://drevo-info.ru/articles/4362.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/77125.html