Сурожская епархия: Православие по-английски. Пожертвования можно внести
Содержание
- 1 Сурожская епархия: Православие по-английски. Пожертвования можно внести
Великобритания
Великобрита́ния (русское название от англ. Great Britain ); полная официальная форма — Соединённое Короле́вство Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии (англ. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland , по-английски обычно сокращается до «United Kingdom» [jʊ̈nai̯tɘd kɪŋɡdə̯m]— «Соединённое Королевство») — островное государство на северо-западе Европы. Великобритания — одно из крупнейших государств Европы, ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. Наследница Британской империи, крупнейшей в истории, и существовавшей в XIX — начале XX веков.
Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Форма правления — парламентарная монархия.
Государство состоит из четырёх «исторических провинций» (по-английски — «countries», то есть «страны»): Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Форма административно-территориального устройства — унитарное государство, хотя три из четырёх исторических провинций (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии.
Столица — город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр.
Государственный язык — английский.
Крупнейшие города
- Лондон
- Бирмингем
- Лидс
- Глазго
- Белфаст
- Манчестер
- Эдинбург
Православие в Великобритании
Общее число православных в стране оценивается в 250 тысяч, что включает в себя прихожан Русской, Константинопольской, Сербской, Антиохийской и других поместных Церквей.
История
Начало проповеди Евангелия на Британских островах положил апостол от семидесяти Аристовул. В 598 году Августин Кентерберийский, монах-бенедиктинец, стал первым Архиепископом Кентерберийским. Церковь в Великобритании и Ирландии прославила подвиг более двухсот мучеников, святителей, преподобных, благоверных королей и страстотерпцев.
После того, как Византия пала под ударами турок и образовалсь Османская империя в XV веке, в Англии появились греческие беженцы, купцы, а позднее — студенты. Так, в Оксфорде в 1617—1624 годы учился Митрофан Критопулос, будущий Патриарх Александрийский. В 1699—1705 годы действовал Греческий колледж в Глостер-холле (в настоящее время Вустер-колледж).
В 1676 году группа греческих беженцев во главе со священником Даниилом Вульгарисом получила разрешение на строительство церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в лондонском районе Сохо. Строительство осуществлялось на пожертвования, собранные с помощью прибывшего в Лондон митрополита Самосского Иосифа (Георгириниса), и было закончено приблизительно в 1680 году. Через 2 года церковь была закрыта властями по требованию англиканской церкви.
В 1713 году Великобританию посетил митрополит Фиваидский Арсений, собиравший средства для Александрийской Церкви, пребывавшей в то время в бедственном положении. Его домовая церковь стала центром Православия, но не надолго, так как митрополит вместе со своими сотрудниками был выслан в Амстердам.
В 1716 году русское посольство в Великобритании арендовало в Лондоне помещение для домовой церкви с покоями для настоятеля. Посещали церковь русские и греческие матросы и купцы, а также курсанты, отправленные Петром I для изучения в Англии морских наук. В первой половине XVIII века постоянно проживающих в Лондоне православных было немного. Присоединено к Церкви через Миропомазание было около 50 чел; 11 пар венчалось; 25 младенцев были крещены.
В начале XIX века количество греческих общин увеличилось из-за возросшего притока беженцев, спасавшихся от бедствий Греческой войны за независимость.
В XIX веке начались интенсивные контакты между православными и англиканскими богословами.
Современное состояние
Русская православная церковь
Сурожская епархия
В Великобритании Русская православная церковь представлена Сурожской епархией Московского патриархата.
Сурожская епархия административно оформилась в 1962 году, её создателем и руководителем до 2003 года был митрополит Антоний (Блум), проповедник и богослов, пользовавшийся авторитетом не только среди православных, но и среди представителей других конфессий. Митрополит Антоний прилагал особые усилия для распространения православия среди англичан. С 2007 года епархию возглавляет архиепископ Елисей.
Богослужения в приходах Сурожской епархии посещают также грузины, румыны и представители других православных народов, не имеющие своих храмов.
В настоящее время епархия насчитывает 48 приходов и общин. Кроме того, в прямом подчинении Патриарха Московского и Всея Руси находятся приходы в Манчестере и Дублине (Ирландия).
Великобританская и Ирландская епархия (РПЦЗ)
Параллельно с Сурожской епархией в Великобртании и Ирландии представлена Великобританская и Ирландская епархия Русской зарубежной церкви, самоуправляющаяся части РПЦ, которая насчитывает 5 приходов в стране, в том числе освящённый в 2005 году Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в лондонском районе Чизик (Chiswick) — единственная в городе церковь традиционной русской архитектуры, построенная на пожертвования, а также три миссии и монастырь великомученика и целителя Пантелеимона.
Приходы западного обряда (РПЦЗ)
Также в Великобритании действовует несколько миссий западного обряда для британцев, перешедших в православие, находящих в непостредственном подчинении первоиерарха РПЦЗ Илариона (Капрала), к середине 2013 года таковых насчитывалось четыре.
Константинопольская православная церковь
Фиатирская архиепископия
Греческий кафедральный Собор Св. Софии, Бейсуотер, Лондон
С 1922 года на территории Великобритании и Ирландии действует Фиатирская архиепископия Константинопольского патриархата, которая насчитывает более 100 приходов, являясь таким образом самой самой крупной православной деноминацией в Великобритании.
Благочиние Великобритании и Ирландии Западноевропейского Экзархата
Также в Великобритании действует немногочисленное благочиние Западноевропейского экзархата русских приходов. Образовалось после ухода части клира и верующих во главе с епископом Василием (Осборном) из Сурожской епархии в 2006—2007 году. Первоначально это было Амфипольское викариатство, затем, после лишения епископа Василия сана и монашества, оно было преобразовано в Благочиние Великобритании и Ирландии. На 2013 год насчитывало 23 прихода и общины.
«Украинская Автокефальнaя Православная Церковь в Диаспоре»
Также в Великобритании в юрисдикции Константинопольского патриархата находятся 8 приходов «Украинской Автокефальной Православной Церкви в Диаспоре».
Сербская православная церковь
Первый сербский приход в Великобритании был создан в Лондоне в 1942 году. С 1990 года британские приходы Сербской Православной Церкви входят в состав Британско-Скандинавской епархии.
На 2005 год в Великобритании насчитывалось 25 сербских приходов, из которых только один, в Бирмингеме, имеет свою собственную церковь, построенный в 1968 году в средневековом сербском стиле.
Антиохийская православная церковь
Приходы Антиохийского патриархата на территории Великобритании и Ирландии объединены в митрополию Великобритании и Ирландии, насчитывающее ок. 18 приходов и миссий (до 2013 года — благочиние).
Грузинская православная церковь
Решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 22 декабря 2009 года образована Великобританская и Ирландская епархия, в которую вошли грузинские приходы в Великобритании.
Неканонические юрисдикции
Также в середине 2000-х в стране действуют общины неканонических деноминаций (по состояние на 2009 год): Белорусская православная автокефальная церковь (3 прихода), Украинская православная автокефальная церковь (17 приходов), Польская православная церковь за границей (7 приходов), Украинская православная церковь (Киевский Патриархат) (36 приходов).
В стране также действует несколько общин «Российской Православной Автономной Церкви» («Суздальского раскола»). Также действуют несколько общин неканонического «Синода противостоящих», отделившиеся от РПЦЗ в 2007 году.
Святыни
- Чтимая могила митр. Антония (Блума) (Лондон, Бромптонское кладбище)
- Чтимая могила схиархим. Софрония (Сахарова) (Молдон, графство Эссекс, к востоку от Лондона, Православный греческий монастырь Св. Иоанна Предтечи)
- Мощи св. свт. Дунстана (Х в.) (Кентбери, Кафедральный собор Христа)
- Частица мощей св. мч. Альбана (IV в.) (Сент-Олбанс, к северу от Лондона, Церковь св. Альбана)
- Мощи св. короля Эдуарда Исповедника (Х в.) (Бруквуд, графство Суррей, к западу от Лондона, Православный русский храм св. Эдуарда)
- Мощи св. Фритесвида (Фразуайт) (VIII в.) (Оксфорд, Кафедральный собор Христа; мощи под спудом, не обозначены надгробием)
- Мощи св. свт. Бирина, «апостол Уэссекса» (VII в.) (Дорчестер-Апон-Темз, близ Оксфорда, Церковь свв. Петра и Павла)
- Частица мощей св. свт. Чедда (VII в.) (Бирмингем, Католический собор св. Чедда)
- Мощи св. прп. Бертрама Иламского (VIII в.) (Илам, графство Стаффордшир, Церквовь св. Креста)
- Мощи св. свт. Кутберта (VII в.) (Дарем, Кафедральный собор Христа, Девы Марии и св. Кутберта)
- Мощи св. короля Освальда (VII в.) (Дарем, Кафедральный собор Христа, Девы Марии и св. Кутберта)
- Мощи св. Беды Достопочтенного (VIII в.) (Дарем, Кафедральный собор Христа, Девы Марии и св. Кутберта)
- Мощи св. свт. Давида, «апостола Уэльса» (VI в.) (Сент-Дейвидс, Уэльс, графство Пембрукшир, Собор св. Давида)
- Мощи св. прп. Мелангелы (VI в.) (Пеннант, Уэльс, графство Поуис, Церковь св. Мелангелы)
- Могила св. свт. Патрика, «просветителя Ирландии» (Даунпатрик, Северная Ирландия)
- Могила св. прп. Бригитты Ирландской (Даунпатрик, Северная Ирландия)
- Могила св. прп. Коламбы (Колумбана Старшего) (Даунпатрик, Северная Ирландия)
Храмы
Монастыри
Видео
Ссылки
Подкатегории
В этой категории отображается 4 подкатегории из имеющихся 4.
Сурожская епархия: Православие по-английски
Чем живет сегодня епархия, 50 лет назад основанная митрополитом Антонием (Блумом)? Сохранились ли сегодня те горение в вере, взаимопомощь и терпимость, которые поощрял в своей пастве владыка? Ответы на эти вопросы легче всего найти, если побывать в православном детском лагере преподобного Серафима Саровского под Оксфордом
Православие важнее, чем русскость
В Англии на протяжении многих лет существуют православные греческие, румынские и другие национальные общины. После революции 1917 г. здесь появились и русские приходы. Но жизнь этих общин была довольно закрытой, православная церковь была церковью «для своих», отчасти потому, что служили на церковнославянском. Ситуация изменилась, когда в 1948 г. в Англию приехал иеромонах Антоний Блум, который «открыл» православие англичанам.
Среди православных в Англии имя Антония Сурожского также широко известно и также свято для них, как для петербуржцев имя праведного Иоанна Кронштадтского или для москвичей – праведного Алексия Мечёва. Многие клирики и миряне знали владыку лично и до сих пор вспоминают его необыкновенную доброту, легкость и простоту общения с ним.
У митрополита Антония было много друзей среди католиков и англикан. Многие из них перешли в православие под его влиянием.
Андрей Блум родился в семье русского дипломата. После революции его семья оказалась в эмиграции. Он получил высшее медицинское образование в Сорбонне, но одновременно со светской работой стал служить в православном храме Московского патриархата в Париже. Перед тем, как идти на фронт хирургом в 1939 г. он принял постриг с именем Антоний.
В 1948 г. иеромонаха Антония направляют на пастырское служение в Англию. «Когда я приехал сюда, – вспоминал владыка, – меня поразило, что в храм ходят только бабушки и дети младше 14-ти лет. Среднего поколения не было, потому что они уже не знали ни русского языка, ни России. Тогда я решил, что православие важнее, чем русскость. Потому что русскость может передаваться в самом православии. И начал делать все возможное, чтобы вернуть среднее пропащее поколение в Церковь. Для этого надо было начать служить и вести беседы на английском языке».
Английский язык пришлось выучить. Иеромонах Антоний взялся за дело со всей присущей ему энергией и спустя немного времени начал проповедовать по-английски, к православию стали проявлять интерес и представители других конфессий. В результате миссионерской работы о. Антония количество православных приходов в Англии выросло настолько, что было принято решение образовать на Британских островах отдельную епархию Московского Патриархата.
Где в Англии Сурож?
Английская православная епархия называется «Сурожская», хотя Сурож – это древнее название крымского города Судак. В этом случае также не последнюю роль сыграла дипломатичность владыки Антония. Когда ему дали титул епископа Лондонского, он подумал, что это может ему создать проблемы во взаимоотношениях с англиканами, у которых уже имелся свой Лондонский епископ. И тогда было решено назвать новую зарубежную епархию именем существовавшей в древности, но не действующей епархии. В Русской Церкви обычно принято выбирать из старых епархий, образованных в Крыму еще во времена Византии. Так, например, епархия, действующая на территории Франции и Италии называется «Корсунская». А в Англии – стала Сурожская.
Как подлинный миссионер, митрополит Антоний старался сделать так, чтобы в храме могли молиться православные из разных стран. И сегодня во многих соборах Англии православная Литургия служится на нескольких языках: в основном на английском, но какие-то молитвы поются по-славянски, а какие-то по-гречески. Нет и православного «дресс-кода»: кто-то из женщин повязывает платок, кто-то нет. И если женщина зайдет в храм в брюках, и даже в шортах, никто не сделает ей замечания.
По инициативе владыки во многих храмах открылись детские воскресные школы, а летом приходских детей обязательно вывозили на природу, в летний лагерь. Опыт совместного бытия в лагере был бесценным. Ведь далеко не всех детей еженедельно водили в храм — нередко до ближайшего православного храма надо было ехать больше 100 км.
Летний лагерь стал доброй традицией. А уж как англичане относятся к своим традициям, хорошо известно: и сейчас в лагере работают те, кто ездил туда в детстве, а те, кто приезжает отдыхать, наслышаны о лагере от своих пап и мам. В течение нескольких десятилетий лагерь старались проводить при любом стечении обстоятельств. А складывались они по-разному. У лагеря никогда не было своего собственного места. В этом смысле Англия не Россия – тут где попало палатки не разобьешь.
Приходилось арендовать территорию. Пользовались и чьей-то благотворительностью, которая по воле случая вдруг заканчивалась, и надо было срочно искать новые варианты размещения. Лагерь был устроен очень мобильно. Интересно, что и сегодня еще в ходу те самые неснашиваемые легкие армейские палатки и слегка потертые от времени, цветные пластиковые кружки.
Последние несколько лет лагерь организует настоятель Оксфордского храма Св. Николая, протоиерей Стефан Платт, вместе со своей матушкой Анной. Лагерь в честь преподобного Серафима Саровского называется St. Serafim Orthodox Youth Camp.
Сегодня многие православные дети в Англии – эмигранты в первом поколении. В основном это наши соотечественники из Прибалтики, чьи родители, получив Шенген, приехали искать лучшей судьбы на Туманном Альбионе. Есть и питерцы, и москвичи. Большей частью это творческая элита: музыканты, ученые, спортсмены.
Уже через пару лет жизни и учебы в Великобритании дети начинают говорить по-английски также свободно, как и по-русски. Малыши даже отдают предпочтение английскому, как более простому. Конечно, в лагере никто не контролировал, на каком языке говорят дети между собой, но все мероприятия, в особенности церковные, были на английском. Связано это было с тем, что многие дети знают язык довольно поверхностно, на бытовом уровне, и когда они приходят в храм, слова богослужения, которые переложены не на современный, а на староанглийский, им непонятны. Чтобы разъяснить это, а также вообще познакомить детей с основами православия, в лагерный распорядок дня включены церковные «уроки», которые проводили о. Стефан со старшими детьми и матушка Анна с младшими.
«Почему детям скучно ходить в храм?» – задал о. Стефан детям вопрос на одном из первых занятий. И внимательно выслушав ответы, подытожил: «В храме бывает также скучно, как и в школе, когда ты не понимаешь материал». Батюшка во время занятий постоянно ведет диалог с детьми, все объясняет, показывает, вплоть до того, что для одного из занятий были специально изготовлены «тренировочные» просфорки, и отец Стефан с «ассистентами» демонстрировал, что происходит с ними в алтаре во время литургии.
Выбор
В «пище духовной» у нас с православными в Англии больше общего, чем в «пище земной». В вопросах питания мы чаще руководствуемся интересами пользы, для них же пища – скорее источник радости. К идее здорового питания англичане безразличны. Жидкую горячую пищу, вроде супа, они едят только зимой. А уж какой должен быть желудок, чтобы переварить их жареный бекон! После такой диеты неудивительно, что они спокойно позволяют детям потреблять колу и чипсы. В то же время всю приготовленную в лагере еду, напоминающую меню сетевых ресторанов, дети съедали дочиста, да ещё посвящали повару стихи за пиццы и лазаньи.
При этом порой предлагался достаточно пестрый набор блюд, так что сориентироваться в нем при быстро идущей очереди было непросто. И в этом, кстати, есть педагогический момент – детей целенаправленно учат, что ты должен не просто взять то, что тебе предлагают, а подумать и подобрать что-то наиболее подходящее – а выбор, как известно, требует определенных усилий.
Кстати, такой же подход был и в организации всех мероприятий: ты мог заняться рукоделием, а мог поиграть в футбол на стадионе, мог пойти в бассейн с вожатыми, или отправиться с батюшкой на ферму за клубникой. Возможно, такой стиль продиктован еще и тем, что в Англии нет чего-то единого, вовек неизменного, начиная от традиций питания, и заканчивая вопросами государственного устройства и веры: во всем ощущается гибкость решений.
Возможно, заставляя детей с детства постоянно выбирать между яичницей и овсянкой, их готовят к тому, что в жизни они будут все время находиться в состоянии выбора. Кстати, именно так многие англичане обрели православие: не просто потому, что оно перешло к ним по наследству от предков, а потому, что они осознанно его выбрали.
После «сурожской смуты»
Архиепископ Елисей – первый русский епископ, назначенный на сурожскую кафедру после смерти владыки Антония – этим летом приехал в гости в Свято-Серафимовский лагерь. За некоторое время до его назначения в епархии развернулись события, получившие название «сурожской смуты».
Незадолго до своей смерти митрополит Антоний сложил с себя обязанности управления епархией. Управлять всем стал его викарий, рукоположенный им епископ Василий (Осборн). Владыка Василий считал себя преемником владыки Антония, и очень опасался, что Московская Патриархия пришлет своего клирика на митрополичью кафедру в Лондон. Чтобы избежать этого, после смерти митрополита Антония владыка Василий решает перейти в Константинопольский патриархат, чтобы быть независимым от Москвы. Но Патриарх Алексий II не дал на это согласия. А патриарх Константинопольский, наоборот, выразил готовность принять под свое крыло новую епархию. Таким образом, произошел раскол, повлекший за собой не только моральные, но и материальные потери для православных в Англии. Многие священники и миряне потеряли храмы, в церкви, как в семье при разводе, начался раздел имущества. Организатору лагеря о. Стефану Платту, который остался в подчинении Москвы, пришлось в течении нескольких лет арендовать разные помещения в Оксфорде для совершения богослужений. Только недавно Оксфордский приход обрел свое постоянное место. Им стал старый храм, купленный на средства прихожан, не без помощи русских меценатов. Храм освятили в честь свт. Николая Чудотворца.
Благодаря готовности «отворить двери стучащемуся» попадают в лагерь и прихожане из России – удивляются, насколько спокойной и мирной может быть жизнь детского коллектива. Если бы меня спросили, какое слово чаще всего звучало в лагере, я бы, не задумываясь, ответила: «сорри» (извините). Кто-то задел кого-то – «сорри». Кто-то что-то не то сделал, не так сказал, неудачно повернулся – «сорри, сорри, сорри». Конечно, в большинстве случаев это была пустая формальность. Но она удивительным образом смягчала трения между детьми.
Сурожская епархия: Православие по-английски. Пожертвования можно внести
Дата создания : епархия учреждена в 1962 г.
Краткое описание : объединяет приходы на территории Великобритании и Ирландии. Первый епархиальный архиерей – митрополит Антоний (Блум).
Кафедральный город — Лондон.
Кафедральный собор — в честь Успения Божией Матери
Адрес: Russian Cathedral of the Dormition, 67 Ennismore Gardens, London, SW7 1NH
Правящий архиерей :
Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. (журнал № 116) епископ Матфей назначен Преосвященным Сурожским с освобождением от управления приходами Московского Патриархата в Италии.
Духовенство: 20 священников и 6 диаконов.
Приходы: 46 церковно-приходских общин, включая 2 ставропигиальных и 3 меж-епархиальные объединённые общины.
Благочиния : пастырская и миссионерская епархиальная деятельность распределяется по следующим географическим округам, обнимающим всю территорию Британских островов
1) Центральное (Лондон)
2) Юго-Западной Англии
3) Юго-Восточной Англии
4) Восточной Англии
6) Западных срединных земель
7) Восточных срединных земель
8) Северной Англии
9) Шотландии и малых островов
10) Лейнстерское (Центрально-Восточная Ирландия)
11) Манстерское (Южная Ирландия)
12) Коннахтское (Западная Ирландия)
13) Ольстерское (Северная Ирландия)
Епархиальное управление:
Адрес: 67 Ennismore Gardens, London, SW7 1NH
Телефон: +44-20-7584-0096 факс +44-20-7584-9864
Web-сайт: www.sourozh.org
Епархиальные отделы и комиссии:
– Отдел религиозного образования и молодежной работы
– Отдел социального служения
– Отдел информации и издательства
– Отдел межправославных связей
– Отдел межхристианских отношений
Православные объединения и организации :
– православно-англиканское содружество св. мч. Албания и прп. Сергия Радонежского.
Источники:
http://azbyka.ru/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
http://pravoslavie.ru/56289.html
http://www.sourozh.org/o_eparhii_rus/