Строгая радость подвига. Беседа со священником Николаем Денисенко

Беседа настоятеля храма с учащимися школы на тему «Взаимоотношения в семье и обществе»

27 марта в Спасской общеобразовательной школе состоялась встреча настоятеля нашего храма иерея Александра Григорьева с учащимися 6 классов. Для беседы была выбрана тема: «Взаимоотношения в семье и обществе».

Отец Александр, как неординарный и творческий человек, так построил свой разговор с подростками, что они с первых минут активно включились в обсуждение, проявляя живой интерес к теме.

Им был задан вопрос: «Как вы думаете, что такое семья?» Ребята дружно начали отвечать. Отец Александр, поддерживая их, отметил: «Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, сестры, братья, дедушки, бабушки, тети, дяди – ваша семья, то есть семья состоит из людей, которые являются родственниками и живут вместе. Для того, чтобы жизнь была комфортна для совместного проживания, люди устанавливают определенные правила и выстраивают взаимоотношения между собой».

Обращаясь к ребятам, снова прозвучал вопрос: «А зачем человеку семья, и что, кроме родственных связей, объединяет людей в семье, и как необходимо выстраивать в ней отношения?» Учащиеся предлагали самые разные варианты ответов.

Священнослужитель продолжил: «Да, в семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят. Когда вы больны, все домашние внимательны к вам: ставят градусник, дают лекарства, говорят ласковые слова. Членов семьи объединяет забота друг о друге, помощь друг другу, подготовка и проведение семейных праздников, совместный отдых, сохранение и поддержание семейных традиций. Семья – это место, где вас ждут, любят, понимают и принимают такими, каковы вы есть. Семья – это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Особенности взаимоотношений в семье таковы, что все домочадцы должны взрослеть и духовно расти вместе. В счастливой семье не читают нотаций, а воспитывают своими поступками, образом жизни.

А основные правила общения для вас в семье: любить и уважать друг друга, слушать родителей и заботиться о них, быть честным и правдивым, не огорчать родителей поступками и учебой, не держать обиду на родителей, не требовать от них исполнения всех своих желаний, умение прощать ближнего своего.

Отношения в классе, в котором вы учитесь, строятся на тех же ценностях, что и в семье: на любви, проявлении доброжелательности, взаимопонимании, взаимоуважении, стремлении прийти на помощь, в умении видеть и слышать человека, который рядом. Каждый одноклассник может стать верным другом, а это уже много значит. Общие интересы, совместная учеба, взаимопонимание способствуют укреплению дружбы в коллективе. Необходимо научиться быть терпимым и внимательным друг к другу. Ведь сплочение и развитие классного коллектива создаст комфортный климат для вашего творческого самовыражения и проявления активности».

Беседа настоятеля храма отца Александра была направлена на то, чтобы обратить внимание подростков на значение культуры поведения и осознание каждым нравственной основы своих поступков, которыми и определяется истинная ценность человека. Разговор оказался интересным, содержательным и полезным. Ребят поражало и удивляло: насколько потрясающе интересный человек наш батюшка. Его обаяние и глубокие знания в разных сферах и областях всегда притягивают к нему самых разных людей. Он тонко чувствует собеседника, любую аудиторию. Общение с ним всегда является настоящей школой для любого думающего человека.

Строгая радость подвига. Беседа со священником Николаем Денисенко

— Да как же нынешнему школьнику поститься: ему же в школьной столовой постного не предложат…

— И в школе тоже можно от чего-то воздержаться, а в более строгие дни и вовсе не пойти в столовую… И в прочие дни сосиски есть не обязательно, можно поделиться ими с другом. Не обязательно показывать, что ты великий постник, — просто сказать: «Что-то мне неохота сегодня, съешь ты!» Раньше, когда я учился, и буфетов в школе не было, и вопросов таких не возникало.

— А ведь сейчас считается, что детям поститься вредно, да и взрослым то и дело даётся поблажка… Может быть, сейчас времена другие — в этом всё дело?

— Времена действительно изменились. Мы росли в годы хрущёвских гонений, когда вся жизнь у детей священника была — ну, подвиг не подвиг… Во всяком случае она постоянно требовала твёрдости душевной. Не знаю, как у кого, а у нас детские годы были непростыми… Вот миновал строгий, суровый пост, за ним радостная — по-настоящему радостная! — Пасха… Даже простое яичко кажется невероятно вкусным после настоящего поста, а у нас на пасхальном столе были не только яйца: родители старались, чтобы разговление было богатым. Так вот, миновало весёлое пасхальное застолье, в понедельник — в школу, а там перед началом занятий — линейка: «Кто на Пасху был в церкви? Шаг вперёд!» Мы выходим… Горько об этом вспоминать. Могли хлеба в магазине не дать: в хрущёвские годы трудно бывало с хлебом; приходишь в магазин, а тебе: «Семье священника хлеба нет!» Однажды сестре поставили двойку за отлично написанное сочинение — просто так, в плане борьбы с религией. Отец не побоялся, взял сестрину тетрадку и поехал в Новгород к уполномоченному. А там в ту пору знаете какие были уполномоченные? Из бывших начальников тюрем — на них смотреть-то было страшно… Но отец настоял на своём: сочинение пересмотрели, оценку исправили.

— Я слышал, отец ваш был непростым человеком…

— Что значит «непростым»? Его Господь вёл всю жизнь. Сам он родом с Украины, во время войны ещё подростком увезли его в Германию. Как мать о нём убивалась! И, как женщина верующая, ходила к знаменитому в тех краях старцу Лаврентию — святой Лаврентий Черниговский — знаете, наверное? Старец сказал моей бабушке: «Ты за сына не тревожься — он жив, хоть и страдает сильно. Но домой вернётся обязательно, ты только жди!» И действительно, чего только отец в Германии не натерпелся! Но всякий раз, когда дело шло к его гибели, Господь вмешивался и чудесным образом отводил беду. Однажды немец решил его за что-то расстрелять. Вывел в поле, приказал копать могилу, приготовил винтовку… И вот уже и винтовка поднята — откуда ни возьмись является другой немец и тому, первому: «Ты что здесь делаешь! Иди скорее шнапс пить, а то без тебя всё выпьют!» Тот приказал отцу не отлучаться и побежал пьянствовать. Отец постоял-постоял, потом взял лопату, закопал могилу и ушёл. И больше его этот немец не трогал. В другой раз он пережидал в бомбоубежище авианалёт. Бомба попала прямо в убежище — все погибли, он один целым остался. Он работал на фабрике, в условиях сравнительно неплохих, но тут его решили перевести в лагерь, откуда живым никто не возвращался. Погрузили их партию в машину, — и тут мотор заглох. Пока чинили, пока искали новую, дело само собой замялось и отец остался на фабрике… Вернулся домой с твёрдым намерением: «Раз Господь так меня берёг, буду оставшуюся жизнь служить ему. Стану священником». Принял сан… Но этот путь у него тоже был очень нелёгким… О нём книгу можно писать: как ему Богородица являлась, как он служил в Новгородской епархии, в глухой деревеньке… И в эту глухомань к нему столько народу приезжало за молитвой, за советом — из Ленинграда, из Москвы, Вологды, Ростова… А как отец ездил по району, когда нужно было причастить больного: на машине, потом на моторной лодке по реке, потом на лошадях по лесу — и только так добирались до деревни. И обратно тем же порядком: одна церковь была на район. А как хоронили покойников в весеннее или осеннее бездорожье? — лошади вязнут в грязи… Делали особую волокушу: на сани клали еловые лапки, на них ставили гроб, батюшка рядом садился, и трактор тянет всё это сооружение на кладбище…

Всё это было у меня перед глазами, всё проходило через моё сердце, но, знаете, никакого страха во мне не было, и когда пришла пора, я не задумываясь выбрал путь священника…

— Вы ведь тоже начинали ещё в годы гонений.

— Ну, в ту пору таких явных репрессий уже не было, но бед всевозможных хватало. Вот вы говорите — Пасха… А вы знаете, что здесь, в Луге, у меня несколько раз ночное пасхальное богослужение бывало сорвано? И это ещё совсем недавно — в начале 80-х… Представьте себе: Пасхальная ночь, только что закончился крестный ход, а рядом, в клубе, закончились танцы. Вся молодёжь, изрядно разогретая и танцами и вином, валит в храм. В храме стоит шум, гам, начинаются драки — мы зовём милицию, но та не спешит являться… Снаружи кто-то начинает бросать камни и бутылки в окна… Что тут делать? Несколько раз служба срывалась. В конце концов мы придумали: окна на Пасху стали закрывать металлической сеткой, а пьяных от храма отгоняли своими силами ещё на подходе. Причём, чтобы не устраивать скандал, делали так: говорили молодёжи: «Как только начнется богослужение, двери закроем до утра. Хотите провести всю ночь в храме? Будете с нами молиться?» Желающих не находилось — все мирно поворачивали обратно.

— Вам Господь не давал забыть, что христианская жизнь — это подвиг, что всякую Пасху надо выстрадать. А мы, похоже, начинаем это забывать… А в результате и Пасха проходит мимо нас: всё чаще слышишь от людей, что никакой пасхальной радости они на службе не испытывают, что праздники не задевают сердца…

— Своих трудностей и сейчас хватает, но ведь дело даже не в них… Беды и скорби у каждого есть — и у церковного человека, и у нецерковного. Но христианину должна сопутствовать радость от своего духовного подвига, от общения с Богом, от сознания величия Божия. Её надо взрастить у себя в душе, чтобы вместе с апостолом Фомой сказать: «Господь и Бог мой!» Эта будет Пасха не внешняя, не человеческая, а духовная, ангельская. Люди всё ещё по-язычески подходят к Богу: «Я столько молился, а мне не повезло. Я столько постился, а у меня такое искушение в семье. » Это чисто языческое у нас: мы постимся и ждём, что Бог в ответ пришлёт нам благодарственную грамоту с печатью. Надо честнее относиться к своей жизни, к своей душе. Но сейчас много говорится о том, что пост — он не в воздержании от пищи, а в укрощении души… И всё-таки когда говоришь с верующими о посте, ни одного вопроса о духовном от них не слышишь… Людей интересует одно: что можно есть, а что нельзя… Значит, для них это по-прежнему важно. И, значит, важно напоминать снова и снова: «Благодать приходит через смирение, а смирение — через строгость и воздержание!» Без строгости мы никогда не почувствуем эту несказанную радость. Ведь взять прп. Серафима Саровского: он Пасху круглый год ощущал, а почему? От строгости своей жизни. Питался одной травой, а в душе и на устах непрестанно: «Христос Воскресе!» Для него Пасха продолжалась круглый год. Пасхальная радость не похожа на простую человеческую радость: это чувство небесное, его словами не объяснить.

Бед же хватает и сегодня. Вот наш Воскресенский собор: изу-мительное по красоте здание — второго такого в Луге нет. Но он до сих пор не восстановлен, и нет желающих помочь нам в его возрождении: ни администрация, ни предприниматели не спешат украсить родной город. И сердцем переживаешь, что люди не ценят труд своих предков. Но работа идёт — чудом Божиим, но идёт: к Пасхе надеемся завершить колокольню. Как-то по копеечке деньги появляются… Что же нам — плакать прикажете на Пасху, что храм до сих пор не восстановлен? Нет, мы лучше будем радоваться, что Господь даёт нам сил трудиться, что Он посылает нам какую-то помощь… Хоть капельку, да мы сделали — Бог позволил нам потрудиться, — и это достойная причина для радости. Так и всем советую: Бог дал нам возможность потрудиться Ему Великим постом, — будем радоваться этому. Бог позволил нам дойти до праздника Пасхи — это тоже радость. Радость рождается из подвига — понесём же то, что нам дано, и радость не минует нас.

Строгая радость подвига. Беседа со священником Николаем Денисенко

Беседа священника со старшеклассниками состоялась в пятидесятой городской школе

17 Февраль 2013

Общение с ребятами батюшка начал с вопроса о том, сколько детей хотели бы они иметь, когда, став старше, вступят в брак. Очень не многие ответили, что будут воспитывать пятерых или более. На вопрос о. Александра к одному из юношей, почему он мечтает о большой семье, молодой человек ответил, что «его детям будет гораздо легче идти по жизни, ведь они будут помогать друг другу». Большинство школьников, предсказуемо, выразили желание воспитывать одного-двух, максимум трех детей. Но самым удручающим для священника ответом, стали высказывания некоторых учащихся о нежелании иметь даже одного ребенка. В связи с этим, батюшка поведал ребятам о радостях и счастливых трудностях, связанных с воспитанием нескольких детей в семье.

В ходе своего выступления отец Александр рассказал школьникам о том, что семья – это Богом установленный союз, представляющий собой малую Церковь. Батюшка сравнил отца семейства со священником, жену с диаконом, т.е. помощником, а детей с паствой. Главная цель и семьи и Церкви – прийти всем к Богу, являя друг другу свою любовь. По словам святителя Иоанна Златоуста: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос». Т.е. православная семья призвана помочь каждому своему члену достигнуть Небесного Царствия.

Интересна этимология слова семья: семь «я» соединяются в нем в целое. По словам иерея Александра, каждая семья – это «целый мир. Мир, со своими традициями, трагедиями, радостями. Вера, надежда и любовь – три опоры, на которых держится семья, и которые делают ее тем самым единством – семью я».

О. Александр отметил непререкаемость родительского авторитета и важность личного примера отца и матери для ребенка. Только опираясь на опыт жизни в семье родителей, молодые люди могут построить свою малую Церковь. Не оспоримый факт, что юноши и девушки, выросшие в детских домах, оказываются, как правило, неспособны к жизни в браке. Затронув тему неполных семей, батюшка отметил, что только с помощью веры в Бога можно преодолеть душевные травмы, нанесенные детям разводом родителей. Сказал священник и о проблеме абортов, добиваясь полного и ясного понимания слушателями того факта, что убийство ребенка во чреве матери, есть тягчайший, смертный грех.

Много опасностей и соблазнов таит в себе современное секуляризированное общество. Поэтому важно уже в юном возрасте противостоять массовой культуре, пропагандирующей вседозволенность, эгоизм и страсти. Только православная вера, по мнению батюшки, может служить прочным фундаментом для построения жизни молодого человека.

Источники:

http://metamorfoza.cerkov.ru/2019/03/29/beseda-nastoyatelya-xrama-s-uchashhimisya-shkoly-na-temu-vzaimootnosheniya-v-seme-i-obshhestve/
http://pravoslavie.ru/36625.html
http://sv-nikolai.prihod.ru/news/guid/1132716

Читать еще:  Цифры 22 22 на часах. Гадание на часах — по времени и не только
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector