Страсти Христовы: Страдания Христовы начинаются в день входа Господня в Иерусалим. Проповедь на пассию

Крестные страдания Иисуса Христа

В период, который дается всем православным христианам для подготовки к главному торжеству — Светлому Христову Воскресению — целая неделя отводится на воспоминания страданий Господа нашего Иисуса Христа на Кресте. Эти дни Страстной седмицы, следуемые сразу после святой Четыредесятницы, являются самыми скорбными и самыми страшными во всем богослужебном году.

Мы не способны вместить всю глубинную суть происходящего в эти дни, но даже те небольшие отголоски, которые касаются нашего сердца, наполняют его трепетом перед свершившимся. В то же время мы имеем великое утешение — знание, что уже через несколько дней нас ждет великое торжество Воскресения. Ученики Христа, которые проводили вместе с Ним Его последние дни на земле, были лишены такого дара — они опытно еще не знали, что Христос воскреснет. В чем же суть страданий Христа и что они дают человечеству?

Начало Крестного пути

Внимательно читая Евангелие, можно сказать, что страдания Господа берут свое начало задолго до распятия. В христианской традиции есть праздник под названием Вход Господен в Иерусалим. Можно сказать, что именно в этот день начался обратный отсчет к тем мучениям, которые Господу пришлось претерпеть на Кресте. Чем же отличился этот день?

В этот день Господь вместе со своими учениками торжественно въехал в приделы Иерусалима, где Его радостно встречал народ. Под ноги процессии стелились пальмовые ветви, люди кричали «Осанна в вышних», приветствовали грядущего, как нового Царя Израилева — радостно, торжественно, с ликованием. Складывалось впечатление, что, наконец, все труды, исцеления и чудотворения Христа были замечены народом и оценены по достоинству, и вот Ему отдается заслуженная честь.

Читайте о других Господних праздниках:

Тем не менее Вход Господен в Иерусалим знаменует собой начало пути Христа к своей смерти. Почему так? Дело в том, что происходящее очень по-разному оценивалось самим Христом и встречавшим Его народом. Люди ждали и видели в нем нового Царя, как политического лидера. Они ожидали, что с Его приходом израильский народ, наконец, поднимется с колен, обретет политическую и экономическую независимость, а все враги будут отомщены. Люди ожидали торжества мести, ликования, богатства, они хотели воздаяния за многие годы унижения.

Христос же нес к ним совершенно другое Царство. Оно было не от мира сего, и сулило неземные блага, богатства и радости, а духовные дары и жизнь вечную. Царство Христа должно было открыться не в повседневной жизни, но в душах и сердцах человеческих. И зачастую для понимания этого нужно было как раз от земных благ отказаться. И израильский народ оказался не готов воспринимать такие духовные высоты. Обманутые в своих ожиданиях, эти люди совсем скоро вместо «Осанна» будут яростно требовать у Понтия Пилата, чтобы Тот, Кто пришел как Царь, был распят, как последний разбойник.

Испытание одиночеством

Следующая евангельская веха в Христовых страданиях — ночное моление в Гефсиманском саду. Из повествования евангелистов нам известно, что после Тайной Вечери Иисус с учениками выходит в ночь, уходя за Кедрон. С Ним идет много учеников, но в сам сад Он берет не всех, а только лишь Иоанна, Петра и Иакова, как свидетелей Своего преображения. Он их просит не предаваться сну, а Сам начинает молитву.

Молитва Гефсиманской ночи переломна, поскольку именно в этот момент Христос остался один на один со своей человеческой природой. Будучи Богом, Он знал, что Его ждет впереди. Но, будучи в той же мере и человеком, Он боялся предстоящих мучений и смерти. Поэтому просил в Своей молитве, что, если это возможно, пусть Его минует сия чаша. Но смиренно добавлял, что пусть будет по воле Отца, пославшего Его.

Человеческая натура Христа смертельно страждет и томится в ожидании грядущих испытаний. Однако Небеса не отвечают на Его мольбу. Евангелист Лука свидетельствует, что Христос настолько сосредоточенно молился, что Его чело покрывалось кровавым потом. Это не образное выражение для внешнего эффекта — действительно, в моменты сверхнапряжения, когда человек настолько сосредоточена на важном, что испытывает сильнейшие перегрузки, у него могут лопаться мелкие кровеносные сосуды и вместе с потом проступает кровь.

Это важное свидетельство того, насколько глубоко Иисус был погружен в молитву и каких усилий она Ему стоила. Ученики же Его, несмотря на важность происходящих событий, засыпают от усталости прошедшего дня.

Важно! Христос остается совершенно один, он очень скорбит — спящие ученики, кромешная ночная тьма и молчащие Небеса. Кажется, что все Его покинули, и даже Отец Небесный не слышит Его взываний. И земля, и Небеса застыли в безмолвии перед грядущим страшным искуплением.

Неправедный суд

После предательства Иуды, Иисус оказывается в руках у солдат, которые ведут Его на суд к Понтию Пилату. Пилат видел в Нем невиновного и мог бы Его оправдать, но это бы означало, что ему пришлось бы идти против народа и против действующей власти. И он побоялся это сделать. Тем не менее,он предпринял попытку спасти Христа, отдав Его не сразу на казнь, а приговорив к бичеванию. По законам того времени, преступник не мог быть осужден на два наказания за одну и ту же вину, и Пилат надеялся, что если Христос сможет пережить бичевание, народ удовлетворится только этим наказанием.

Бичевание представляло собой до 40 ударов кожаной плетью из пяти хвостов. На концах каждого хвоста находилось по два свинцовых шарика. Первые удары наносили небольшие рассечения и кровоподтеки, но каждый последующий удар ранил тело все сильнее и сильнее. К концу экзекуции тело осужденного представляло собой окровавленное месиво с глубокими ранами до самых костей. Не каждый пленник был способен перенести такое, поэтому часто бичевание оказывалось смертной казнью.

Читайте о молитвах ко Господу:

Однако врагам Христовым оказалось недостаточно таких пыток. Они стали требовать у Пилата, чтобы Иисус был распят. Пилат предпринимает еще одну попытку спасти невиновного — он предлагает Его отпустить, как принято было делать по обычаю тех времен перед праздником. Но толпа требует отпустить вместо Него разбойника Варраву, а Христа предать на смерть. Пилат сдается под требованиями и не смеет идти против воли народа.

Окровавленного и измученного Христа и тут не оставляют в покое. Солдаты начинают глумиться над Ним, надевают на Него подобие тоги, дают в руки палку, символизирующую жезл. На голову надевают колючий терновый венец, который означает корону. Весь Его облик должен обозначать униженного царя. Солдаты бьют Иисуса, плюют Ему в лицо. В таком виде, уже практически обессиленного, униженного и измученного, Его и поведут на Голгофу.

Страдания на Кресте

Позорная казнь через распятие предполагала, что осужденный на смерть самолично несет крест к месту распятия. Та же участь ожидала и Иисуса, но к этому моменту Он уже настолько ослаб от предыдущих избиений и издевательств, что практически не мог идти.

Читать еще:  Время правления соломона. Кто такой на самом деле царь Соломон

Интересно! Поскольку следом за Христом на Голгофу поднималось много народа, солдаты переложили обязанность нести крест на некого Симона Киринеянина.

Вместе с Господом на Голгофу восходили два разбойника, которые были распяты по обе стороны от Него. Впоследствии один из них станет первым человеком, попавшим в рай. А другой так и останется осужденным на вечную смерть. Разница между ними двумя лишь в том, что благоразумный разбойник в последние минуты своей жизни разглядел в Христе что-то, что перевернуло его душу. Он покаялся, и в тот же момент получил обетование от Господа в тот же день попасть в рай.

Само распятие можно с уверенностью назвать одним из самых страшных и изощренных способов смертной казни, придуманных человечеством. Когда Христа положили на крест, солдаты пригвоздили Его ладони. При этом гвоздь пробивает нерв, что вызывает нестерпимую боль.

Ноги Господа были также прибиты к кресту, после чего его поставили вертикально. При этом вес всего тела приходился на пробитые ладони. Натяжение рук приводило к тому, что грудная клетка сдавливалась, и вздохнуть было невозможно. Чтобы дышать, необходимо было опереться на ноги и приподнять туловище. Человек, висящий на кресте, был вынужден постоянно двигаться вверх и вниз, чтобы дышать. При этом болевые ощущения были на грани шока.

Такие мучения продолжались несколько часов, и в это время случилось внезапное затемнение. Солнце померкло, и наступила тьма. Даже сама природа отказывалась принимать происходящее.

Помимо физических страшных мук, не оставляли Христа и издевательства. Солдаты и зеваки кричали Ему, что если Он действительно Сын Божиий, то пусть покажет силу, спасет Сам Себя, а заодно и двух других разбойников. Солдаты в это время делили снятую с Него одежду, о чем еще в Ветхом Завете мы видели пророчество у царя Давида.

Наконец, физические силы стали окончательно покидать Спасителя. Он возгласил громким голосом «Свершилось!», и что Дух Его готов отойти к Отцу Небесному. По традиции, солдаты часто приходили, чтобы перебить голени распятым, дабы те быстрее умерли. Поскольку Христа распяли прямо перед празднованием еврейской Пасхи, солдаты не могли допустить, чтобы распятые оставались висеть на всеобщем обозрении. Поэтому они пришли и перебили голени у двух разбойников. Подойдя же ко Христу, они увидели, что Он уже умер, чему немало удивились. Для верности один из стражников пронзил бок Спасителя копьем, и из раны истекла кровь и вода.

Зачем были нужны страдания Христа

Одним из краеугольных вопросов христианства является вопрос о том, зачем нужно было Христу переживать все то, что произошло. Почему для спасения человечества было недостаточно просто простить грехи, зачем их нужно было омывать кровью Богочеловека? Это непростой богословский вопрос.

Смертность и страдания изначально отсутствовали в природе человека, созданного Богом. Они стали результатом познания греха. Грех — это то, что разобщает человека с Господом, разъединяет Творца и творимое. И Христос, пройдя свой Крестный путь, сумел соединить то, что было нарушено в результате греха. Теперь такая возможность есть у каждого, кто выбирает путь христианина.

В страданиях Христа мы видим невозможное: бессмертный по своей божественной природе, но смертный по человеческой, Спаситель добровольно идет на мучения, чтобы своим божеством победить смерть. Не пройдя подобных испытаний, не измерив до самого дна всю имеющуюся в Нем человечность, Христос бы не смог воссоединить разрушенную связь между Богом и человеком.

Кроме того, Христовы страдания — это пример огромного смирения. Он принял все то зло, которое ему приготовило и преподнесло человечество, принял безропотно и добровольно. Он вместил в себя все имеющееся зло, чтобы каждый христианин мог почувствовать себя свободным от него. От нас только необходимо желание и стремление идти путем Христа, и нести собственный Крест.

Об исполнении пророчеств о Христе и духовной слепоте

Проповедь на Вход Господень в Иерусалим

Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин. 12: 14–15).

Читая Священное и Божественное Писание Ветхого и Нового Завета, мы узнаём, что все пророчества, изреченные о Спасе нашем Иисусе Христе, пришедшем в исполнение времен к роду человеческому, свершились, к великому удивлению, в свое время. Так, мы видим, что святые пророки по откровению от Духа Святого за тысячи лет предсказали, что Иисус Христос родится по плоти от семени Девы (см.: Быт. 3: 15), что Он родится от колена Авраамова (см.: Быт. 22: 17–18) и будет из рода Давидова по плоти (см.: Ис. 9: 7).

Также о дне сегодняшнего великого, пресветлого праздника Входа Господня в Иерусалим, мы видим, исполняется пророчество святого пророка Захарии, который сказал: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9).

Но, братья мои, что символизирует молодой осел, о котором Захария сказал так ясно, а Господь, сев на него, исполнил его пророчество? Молодой осел, как и любой жеребенок, дик и с трудом поддается укрощению, а как осел он нечист, ибо его даже не принимали в дар Богу по закону, но заменяли [1] . Нечистыми были все народы земные из-за своего неверия, дикости и неукротимости, потому что были лишены законов Божиих.

Сидение Иисуса Христа на молодом осле означает воздыхание народов к Нему; и посмотрите: апостолы привели к Иисусу осленка, как говорит божественный Лука, и, накинув на него свои одежды, посадили на него Иисуса [2] . Одежды, постилаемые по дороге, были символом и образом того, как апостолы, распространив проповедь Евангелия на язычников, привели их и покорили Христу, Который исполнил их Своих даров Божественных. Затем Божественное Евангелие говорит: «Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему» (Ин. 12: 16).

Жители Вифании вместе с иерусалимлянами, услышав, что Спаситель совершил великое и преславное чудо воскрешения Лазаря четверодневного одним лишь воззванием: «Лазаре, гряди вон!», – вышли ко Господу с великим благоговением и удивлением и встретили Его с пальмовыми ветвями. Но с таким ли благоговением и верой приняли Спасителя архиереи, фарисеи и книжники? Нет. Они были исполнены зависти и ненависти к Спасителю и, услышав о преславном чуде воскрешения Лазаря, не только не поверили этому, но и поспешили принять все меры для того, чтобы убить Иисуса. Ибо, собрав синедрион, они говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом» (Ин. 11: 47–48).

Вы видите, братья мои, сколько ослепления и злобы было в уме и сердце книжников, архиереев и фарисеев против Иисуса? Какая громадная разница была между народом и его духовными руководителями! Народ с таким благоговением и почтением принимал Спасителя. Однако и многие иудеи, пришедшие к Марии и видевшие, что сотворил Иисус, уверовали в Него (см.: Ин. 11: 45). А архиереи и фарисеи, ослепленные ненавистью, злобой и неверием, не только не уверовали в Него, но и спешно готовили план Его убийства.

Читать еще:  Дилара (женское имя). Совместимость имени Диларам, проявление в любви

Как прав был Спаситель, когда обличал этих книжников и фарисеев и говорил им: «безумные и слепые!» (Мф. 23: 17). Сколько духовной слепоты и сколько ненависти и зависти было в уме и сердце этих духовных руководителей израильского народа! Вместо того чтобы поверить в преславное чудо воскрешения Лазаря и воздать хвалу Иисусу Христу, они, послушай, что говорят: «Что нам делать, ибо этот Человек много чудес творит?» (Ин. 11: 47).

Посмотри, какое безумие, посмотри, какое ослепление из-за зависти и ненависти! Об этом ослеплении и окаменении фарисеев, архиереев и книжников пророчествовал великий пророк Исаия, говоря: «ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6: 10).

Причиной окаменения и ослепления души архиереев и фарисеев были ненависть и зависть, которые они испытывали к Спасителю. Потому они и искали разные поводы к тому, чтобы погубить Его.

И вот я счел нужным поговорить о проклятой причине зависти – не нашими словами, а от святых отцов.

Послушайте, что говорит святой Василий Великий о зависти:

«Если гордящийся подпадает осуждению диавольскому, то как избежит завистник мучения, уготованного диаволу?»

«Благ Бог и Податель благ для достойных. Один только диавол зол и изобретатель всяческого зла. И как у Благого отсутствует зависть, так она имеется у диавола. Будем же хранить себя, братия, от страсти зависти, чтобы не делаться сообщниками дел диавола и сопротивника и не оказаться осужденными на такую же муку вместе с ним. Ибо если гордящийся подпадает осуждению диавольскому [3] , то как избежит завистник мучения, уготованного диаволу? Ведь нет другой более губительной страсти в сердцах людей, которая так мало огорчала бы внешних, а для того, кто ее имеет, была бы первым и ближайшим злом.

Ибо как ржавчина разъедает железо, так зависть съедает душу имеющего ее. Как ехидна, чтобы родиться, прогрызает чрево, носящее ее, так и зависть имеет силу разъедать душу, носящую ее. Поскольку зависть есть скорбь о благополучии ближнего, то скорби и печали никогда не оскудевают у завистливого человека. Уродила ли нива ближнего его, полон ли дом его всем жизненно необходимым, не лишен ли он радости – всё это служит пищей для боли и умножает страдания завистливого.

Поэтому он ничем не отличается от человека нагого, которому всё причиняет раны. Храбр ли кто-нибудь? Здоров ли? Это ранит завистливого. Другой красивее его лицом – еще одна рана завистнику. Кто-то превосходит других душевными дарами, и за мудрость и силу слова на него смотрят и соревнуют ему; другой богат, много подаяний раздает нищим и его хвалят те, кто принимает от него благодеяния, – это всё удары и раны, проникающие в самое сердце завистливого.

И что хуже всего в этой страсти – это то, что он и сказать о ней не может, но потупил взор свой и унывает, терзается, ропщет и погубляет себя этим злом. И когда напомнят ему об этой страсти, он стыдится открыть свою беду, сказать, что завидует, и огорчается, и мучается из-за доброты друга и веселья брата и не может стерпеть благополучия и довольства ближнего.

Итак, не желая открыть свою страсть, он держит болезнь свою глубоко, и она грызет и съедает его внутренности. Более того, ни врача для этой болезни, ни какого-нибудь целебного врачевства он найти не может, хотя Писания и полны средств от нее» [4] .

Послушаем и святителя Иоанна Златоуста, говорящего о зависти:

«Нет иного более лютого греха, который так отдалял бы человека от Бога и других людей, чем зависть, то есть недоброжелательство. Эта лютая болезнь хуже сребролюбия. Потому что сребролюбец радуется, когда получает деньги, а завистливый и недоброжелатель радуется, когда другой страдает, терпит убытки, лишается вознаграждения, и считает своим приобретением неудачи и лишения другого.

Итак, какая же страсть хуже этой? Ибо свое зло он не исследует, а из-за блага другого изводится и лишает себя рая. Да и в этом мире завистливый не видит никакого блага. Ибо как червь выгрызает дерево и моль съедает шерсть, так и зависть полностью разъедает душу и кости человека завистливого и недоброжелательного. Ибо эти страсти хуже зверей, которые из-за пищи или по природе своей устремляются на гнев, а завистливые и недоброжелательные люди, даже когда кто-нибудь делает им добро, чувствуют себя, словно он ущемил их, и остаются, подобно демонам, немилосердными и лютыми врагами.

«Завистливые даже спасения своего не желают. Потому что зависть не умеет почитать того, что полезно».

Завистливые и недоброжелательные избегают собрания и естественного собеседования и даже спасения своего не желают. Потому что зависть не умеет почитать того, что полезно. Таковые всегда исполнены смятения и уныния, и души их отправляются в ад. Ибо нет греха хуже, чем недоброжелательность и зависть» [5] .

Сегодня Вербное воскресенье, когда Спаситель наш Иисус Христос входит, как Царь, в Иерусалим, чтобы добровольно предать Себя на страдания и смерть за нас, грешных. Вы слышали в Святом Евангелии, с какой радостью сопровождало Его множество народа и с какой ненавистью и завистью смотрели на Него книжники и архиереи иудейские.

Мы не можем радоваться Воскресению Господа неочищенными и полными грехов.

Сегодня завершается Великий пост и начинается Великая седмица святых и спасительных страстей. Кто из вас был усерднее, те, думаю, уже исповедались и причастились Тела и Крови Христовых. А кто еще не очистился от грехов посредством исповеди и Святого Причастия, у вас остается всего несколько дней до Святой Пасхи. Не откладывайте же больше, но бегите к священнику, ибо мы не можем радоваться Воскресению Господа неочищенными и полными грехов. Не оставляйте всё на последние дни, потому что на этой неделе священники очень заняты.

Как мы можем спать или не быть в церкви, когда Христос бодрствует и молится о всем мире?

Братья мои, с этого вечера начинаются пассии со страстями Христовыми. Это самые красивые и трогательные службы в году. Приходите каждый вечер в святой храм. Как мы можем спать или не быть в церкви, когда Христос бодрствует и молится о всем мире? Как мы можем смеяться или пить, когда Сын Божий предан в руки неверующих богохульников и убийц? Как мы можем есть теперь, когда Господь жизни постится и воздыхает за нас? Как нам отсутствовать в церкви теперь, когда Христос предан собственным учеником и продан иудеям, чтобы быть осужденным и распятым?

Будем же идти эту неделю вслед за Христом, Крестным путем, который для нас является путем жизни, прощения и спасения. Без этого пути никто из людей спастись не может.

Вот, сегодня Христос торжественно входит в Иерусалим в сопровождении множества людей с финиковыми ветвями в руках. Встретим и мы Христа вербой добрых дел. Христос проклинает бесплодную смоковницу, и она высыхает. Побоимся же и мы, ведь мы на земле, как бесплодные деревья, лишены многих духовных благ.

Христос позволяет жене-грешнице омыть Ему ноги. Приблизимся же и мы ко Господу и слезами покаяния омоем Ему ноги и поцелуем их.

Христос продан Иудой за 30 сребреников. Упаси нас Бог также продать Господа за деньги, почести или из страха.

Читать еще:  Сонник что значит лежать в гробу. К чему снится лежать в гробу

Христос омывает ноги ученикам на Тайной вечере, чтобы научить смирению нас всех. Христос Спаситель наш совершает первую Святую Литургию на Тайной вечере, кладет основание, таким образом, литургической жертве и причащает учеников прежде Своих страданий. Будем же ценить церковную жизнь, будем часто ходить на Святую Литургию и с благоговением и приготовлением приступать к Святому Причастию, особенно в великие христианские праздники. Только когда Иуда предатель причастился, вошел в него сатана [6] , ибо он недостойно принял Тело и Кровь Господню. То же самое будет и с теми, кто причащается с неверием и большими грехами на душе. Горе тем, кто валяется в тяжелых грехах и даже в святые посты не кается и не примиряется со Спасителем.

Вот, наступает Великая Пятница! Сын Божий распят между двух разбойников ради нашего спасения. Пойдем же вместе со святыми женами-мироносицами, будем плакать по Иисусу Христу, а более всего оплачем грехи наши возле Его Креста.

Христос предает дух Свой и затем полагается в гроб. Станем же на колени с великой верой у гроба Господня, окадим его, помолимся и испросим друг у друга прощения, примиримся друг с другом и в священную ночь Святой Пасхи будем ждать таинственного мгновения Воскресения Господа и нашего воскресения.

Если будем делать так, то возрадуемся все свету Воскресения Спасителя и сможем воспеть ангельскую песнь победы над смертью и адом. Аминь.

Страсти Христовы: Страдания Христовы начинаются в день входа Господня в Иерусалим. Проповедь на пассию

Четыре раза на протяжении Великого поста совершается в наших храмах вечерня с чтением акафиста Страстям Христовым, или, как ее еще называют, Пассия.

С приходом Великого Поста богослужебный Устав предлагает верующим людям большое разнообразие особенныхдревних молитв и чинопоследований, с давних пор укорененых в богослужебной практике. Однако есть среди них богослужение, которое является довольно поздним по происхождению и не находит отражения в Уставе. Это богослужение называется Пассией — от латинского слова passio, что в переводе на русский язык означает «страдание», а на славянский язык переводится как «страсть».

Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

В православном варианте Пассия также представляла собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью. Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним. Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.

Чинопоследование Пассии

За пост Пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов. По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Хотя до XX в. она могла исполняться и по пятницам, в составе малого повечерия. Такая практика сохранилась до нынешнего дня в некоторых епархиях Украины. Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной святителю Григорию Паламе.

Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. На стиховне последняя стихира на «И ныне» заменяется на стихиру Великой Пятницы: «Тебе одеющегося светом…» Духовенство выходит из алтаря в центр храма, там же на аналое полагается Евангелие. После каждения всего храма начинается чтение акафиста Страстям Господним. По окончании его диакон возглашает прокимен «Разделиша ризы моя себе…», также взятый из богослужения Страстной Пятницы. После этого священник читает Евангелие. По прочтении Евангелия поется 15 антифон службы Великого Пятка – «Днесь висит на древе…», в конце которого совершается поклонение Rресту и следует обычное окончание вечерни. В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение.

Духовный смысл Пассии в православном богослужении

В чинопоследовании этой службы нет ни одного католического песнопения или текста, противоречащего православной догматике. Все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы. Текст акафиста Страстям Господним был составлен в середине XIX в. архиепископом Иннокентием Херсонским (Борисовым). Хотя за основу архиепископ Иннокентий взял униатский акафист, но последний был тщательно переработан и приведен в соответствие с православными догматикой и благочестием.

В православном понимании сопричастность страданиям Христа выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть «со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Слова и смысл молитвы, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина. Нам не дано было присутствовать при Страданиях и Смерти Господа Иисуса Христа. И служба Пассии не переносит нас в те далекие времена, когда Господь страдал на Кресте. Она, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, как метрономом заставляет выверить нас свое духовное состояние. Принимаем ли мы на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом? Способны ли мы, как и Христос, также безропотно и смиренно переносить обиды и оскорбления от наших ближних и дальних? Можем ли мы так же, как и Христос, искренне молиться за наших обидчиков? Хватает ли у нас сил добровольно распинать свои страсти, желания плоти и греховные помыслы, уподобляясь Христу, добровольно принявшему Распятие и смерть за нас? Если это так, тогда мы воистину становимся причастниками Крестной Жертвы Спасителя, потому что праведная добродетельная жизнь сама по себе есть большой подвиг, она всегда связана с отсечением своей воли, борьбой со страстями и уподоблением Христу. Если же не стремимся мы к праведности, тем самым мы отрекаемся от Христа. И наши грехи становятся подобны тем язвам, которые наносили Христу Его мучители и убийцы. Об этом именно и говорится в акафисте Страстям Господним: «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя», то есть «Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя».

Таким образом, в центре внимания Пассии выступает душа человека, уподобляющаяся Христу либо отвергающая Его. Через это верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом.

Совершение Пассии вечером в воскресный день приобретает некую логику и оправданность. После небольшого отдохновения верующие люди, идущие путем поста, вновь сосредотачиваются для дальнейшего постного делания. Пассия вновь напоминает людям о главной цели поста: покаянии и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе.

Кроме того, по мысли составителей богослужебного чина Пассии, она в обязательном порядке должна заканчиваться проповедью. Таким образом, у священнослужителей всегда есть возможность прокомментировать и объяснить смысл этого богослужения, если кто-нибудь будет смущаться приведенными выше возражениями против обоснованности его применения.

Как уже упоминалось ранее, несмотря на то, что Пассия не уставное чинопоследование, оно уже нашло свое место в современной практике великопостного богослужения и стало традиционной особенностью Великого поста. Служба Пассии всегда находила и находит живой молитвенный отклик в сердцах верующих. Поэтому, если не искать в этой службе противоречия Типикону и уставной традиции, а попытаться понять для себя ее истинный смысл, тогда, несомненно, можно извлечь из нее духовную пользу.

Источники:

http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/krestnye-stradaniya-iisusa-hrista.html
http://pravoslavie.ru/69875.html
http://alant.prihod.ru/mediacategory/view/id/1162847

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: