Страдание. Причины страданий в буддизме — как они объясняются

Причины страданий в буддизме — как они объясняются?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

«Вся наша жизнь – страдание», – говорится в учении Будды. Об этом слышал, наверное, каждый, кто хотя бы немного знаком с буддизмом.

А что же это значит? Что есть страдание? Как объясняются причины страданий в буддизме и как с ними бороться? Именно об этом мы и предлагаем поговорить сегодня. Ответы на извечные вопросы – в статье ниже.

Что такое страдание

Страдание с точки зрения философии буддизма, пронизывает всю нашу жизнь. На санскрите оно обозначается термином «дукха». Он означает желания, пристрастия в нашей жизни, которые приводят к неприятным ощущениям и становятся болезненными.

С понятием страдания связаны четыре благородные истины. О них говорится еще в одной из первых проповедей Будды Шакьямуни, которая была записана в «Дхамма-чака-паваттана-сутте» на языке пали, больше известной нам сейчас как «Сутра запуска колеса Дхармы».

Эти истины гласят о том, что в мире:

  • есть страдание;
  • пристуствует так же причина страдания;
  • возможно прекращение страданий;
  • существует путь, который к этому ведет.

О страдании говорит первая благородная истина – истина о дукхе. На пути к главной цели – просветлению – человек неизменно сталкивается с беспокойством, неудовлетворенностью, расстройствами, которые на языке буддийской философии можно назвать одним словом — «страдание».

Страдают существа во всех мирах: и боги, и духи в аду. Степень их страданий различается: жизнь в райских мирах и мире людей более счастливая, в аду же она сплошь наполнена болью. Страдают они потому, что таково свойство жизни.

При этом счастье – не антипод страданию. Наоборот, счастье тоже в конечном итоге ведет к страданию, ведь оно, как и все в этой жизни, имеет свойство заканчиваться.

Учение описывает 4 главных страдания:

Выходит, мы рождаемся в этом мире и уже страдаем. Причем последние три страдания объединяются в самый сильный вид страдания. Следом по силе идут непостоянство и обусловленность вместе с вытекающими из нее правилами, нормами жизни, которые не зависят от нас.

«А в чем состоит благородная истина о страдании? И рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание. С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание, и не получать то, чего хочется – страдание» (Сутра запуска колеса Дхармы).

При этом, согласно буддийской философии, нельзя просто убежать от страдания или перестать размышлять о нем. Важно прийти к пониманию его природы.

Какова его причина

На этот вопрос отвечает вторая благородная истина — «дукха самудая». Она раскрывает происхождение, появление страданий.

И здесь мы узнаем, что причиной всех страданий является привязанность. А привязанность, в свою очередь, заключается в постоянной жажде, стремлениях, влечениях – «танха».

Они могут выражаться как в самых обычных желаниях (физических и материальных), например, вкусно поесть, хорошо поспать, купить дом или новую машину, так и в более возвышенных — воле к самой жизни, в стремлении к счастью. Ведь если человек очень сильно чего-то желает, то это значит, что ему очень сильно этого не хватает, что часто вызывает такие чувства как печаль, зависть, страх или гнев.

При этом к желаниям относят также и полную их противоположность – ненависть. Влечение к тому, что кажется прекрасным, и отвращение к неприятному – этим в той или иной степени характеризуется жизнь людей, животных, птиц, насекомых, рыб и всех живых существ.

Кроме того, природа человека такова, что он ненасытен в своих желаниях. Достигнув исполнения одного, люди уже начинают мечтать о другом. В таком потоке постоянно растущих влечений они не могут стать удовлетворенными полностью, что приводит к разочарованию, а значит – страданию.

Желания заставляют совершать поступки, материализовать мысли, хорошие или плохие. Это приводит к появлению кармы, которая связывает причины и следствия. Карма же не дает вырваться из колеса сансары – бесконечной череды перерождений.

Негативная карма – следствие плохих мыслей, отвращения и даже привязанностей. А их источник, в свою очередь, лежит в неведении – «авидья», заблуждении, непонимании истинной природы мироздания.

Далай Лама XIV, лидер буддистов тибетского направления

Нынешний Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо в свое время написал очерк «Буддизм Тибета». Там он назвал две причины страдания:

Омраченные действия – это плохие поступки, которые были совершены под действием мрачных мыслей, злых умыслов, помутненного сознания.

Скверны – это негативные чувства, которые омрачают сознание. Самые главные скверны – злость и желания. К ним также относятся эгоизм, гордыня, ложность взглядов, высокомерие.

Как его прекратить

Третья благородная истина говорит нам, что прекратить страдания можно. В первую очередь нужно отречься от желаний, очиститься от загрязненного сознания – привязанностей, скверн, отвращения.

Но теоретического понимания истины недостаточно. Необходимо постоянно практиковать медитацию, успокаивать ум, чтобы полностью очиститься. О том, как этого достичь, поведает нам Четвертая истина.

Стоит верно понимать разницу между отречением от желаний и отказом от нужд. Ведь даже Учитель Будда испытывал потребности: есть, спать, идти навстречу истине. На тропе Будды важно следовать «Срединным путем». Потребности продиктованы необходимостью — это то, без чего жизнь невозможна. Однако большинство из того, что мы желаем, необходимостью не является.

Придерживаться «Срединного пути» значит избегать крайностей от полного аскетизма и самоотречения до пресыщения наслаждениями и материальными богатствами. В своей жизни нужно найти баланс между материальным и духовным миром.

Этот путь также называется «Восьмеричным путем». Он предполагает восемь составляющих, которые должны быть правильными с буддийской точки зрения и стать основой жизненного пути человека:

  • понимание – взгляды, которые строятся на четырех благородных истинах;
  • мысль, решимость – намерение следовать правильным путем, идти к освобождению;
  • речь – слова, наполненные добротой, искренностью, правдой и отвергающие ложь, нетерпимость, брань;
  • действие – поведение, которое отрицает причинение зла, ложь, воровство, прелюбодеяние, алкоголь;
  • образ жизни – только честные источники дохода, мирные пути заработка;
  • усилие – постоянное совершенствование, воспитание себя;
  • внимание – отказ от страстей, успокоение ума;
  • сосредоточение – постоянная практика, медитация, созерцание.

Когда человек преуспеет в восьмеричном пути, он может получить избавление от страданий, последующих перерождений, а значит – достигнет полного освобождения, или нирваны.

Кстати, слово «нирвана» с санскрита переводится как «постепенное угасание огня».

Заключение

Сегодня мы с вами рассмотрели подробнее причины страданий. Мы обязательно продолжим эту тему в последующих статьях.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась эта статья, и вы почерпнули из нее что-то полезное для себя — поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.

И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

О Буддизме. Часть 3. Первая Благородная Истина. [Основы]

Привет уважаемые читатели.

Время ночное,а значит что? Правильно! Новый пост о буддизме. Настало время начать изучать 4 благородные истины буддизма.

Мы подробно разберем каждую из них. Я не знаю сколько потребуется постов для полного объяснения, потому запаситесь терпением. Мои посты преследуют цель просветить вас пикабушники, что такое буддизм.

Сегодня мы рассмотрим, первую благородную истину Будды, названную:

Благородная истина о страдании.

Четыре истины состоят из двух групп следствия и причины: страдания и их причины, прекращение страданий и пути его осуществления. Страдание подобно болезни. Внешние и внутренние условия, приносящие болезненность, суть причины страдания. Состояние выздоровления от болезни есть пресечение страдания и его причин. Лекарства, излечивающие недомогание, являются правильными путями.

Но для того, чтобы, понять следствие, стоит начать с понимания почему вообще мы страдаем? То есть с основания. Тут мы выступаем в роли доктора самим себе. Мы устанавливаем причину возникновения страдания, а потом только приступаем к лечению.

Читать еще:  Чего нельзя спать напротив зеркала. Почему нельзя спать напротив зеркала: примета – одна, версий - много…

Будда описывает 3 вида страдания, которые переживаются сильнее или слабее в зависимости от осознанности:

1. Старость, болезнь и смерть: Если мы отождествляемся с телом, тогда реальными становятся старость, болезнь и смерть и возникает страдание.

2. Непостоянство: Оно является причиной страдания, если мы привязываемся к обусловленному счастью.

3. Обусловленность: Это самая тонкая форма страдания, проявляющаяся в том, что ум почти всегда затуманен людскими мыслями, правилами и их формами, навязанными обществом, и из-за этого мы не можем контролировать свою жизнь. В круге обусловленного существования мы всегда переживаем страдание, в той или иной форме.

Конечно это не значит, что мы можем уйти от страданий, каким-либо способом и будет все хорошо. Или просто прекратить о них думать. Нет. Буддизм в первую очередь подталкивает к пониманию страданий.

Старость, смерть и болезнь.

Старость так же как смерть или болезнь, это неотъемлемые состояния нашего тела. Кто-то боится стареть, кто-то боится смерти, кто-то не желает лечиться так как боится врачей, иголок и прочего.

Будда объяснял, что прямой путь к излечению болезни, это непосредственно ее лечение. Правда просто? Но что делать если болезнь не излечимая? Если нету выхода. Тут на помощь приходит понимание данной болезни.

Я опишу свой неприятный опыт знакомства с такой болезнью. Болел не я, а мой родственник. У которого обнаружился рассеянный склероз мозга. Данная болезнь заставляет иммунитет пожирать собственный организм, уничтожая нервные связи. У моего родственника в течении 30 лет, постепенно отмирали ноги, руки, спина. Он их попросту переставал чувствовал. Как-то раз мне выпал случай помогать ему в течении многих лет. Так как больше было некому.

Конечно для многих будет страшным видеть каждый день инвалида, приковать себя к нему, и сделать очень сложный выбор: обречь человека на окончательную смерть, или помогать ему угасать день за днем.

Я относился к этому по-другому и учил его со своей “буддистской” точки зрения. Я рассуждал так, ты болен. И болезнь твоя не излечима. Но, ты сдаешься, не поняв свою болезнь. Когда мы говорим, что человек сдался, за частую мы имеем ввиду какой-либо физический акт, направленный на достижение чего-либо. Но есть так же и умственный акт. Когда мы выбираем. Двигаться дальше или сесть и отречься от всего? Самое страшное является вторым. Когда человек принимает решение опустить руки и отказаться от всего, угасать.

Я заставил родственника понять свою болезнь. Он много протестовал, были и обида, и злоба, от недопонимая, но со временем его взгляды поменялись, и он начал смеяться над собой. Мы вели беседы, в которых я объяснял ему: У каждого человека есть восприятие. То как человек осознает и воспринимает что-либо, связанное с его жизнью. Ты сдался, не поняв, что ты ничем не отличаешься от физически здорового человека. Да я помню тот взгляд полный ненависти, в котором говорилось: тебе то легко рассуждать о таком!

Но я продолжал: Посмотри на здорового человека. В день его ум, терзают тысячи сомнений, сотни вопросов. И каждый день он нервничает по пустякам. Каждый день, каждый человек на земле осознает, что в один день он умрет, уйдя из жизни. И больше ничего от него не останется кроме памяти. Но человек продолжает идти вперед. Я бы спросил такого человека, зачем ты борешься каждый день раз ты умрешь? На что он ответит, что хочет достичь чего-либо в этой жизни, что бы было легче уходить.

Мой родственник спрашивал: а мне то что делать? Я уже ничего достичь не смогу. Я инвалид! Я калека! Я болен!

На что я задал вопрос: а почему ты так уверен в этом? Ты уверил себя сам что ты больше ничего в этой жизни не сможешь из-за болезни. Но твоя болезнь не физическая. А мысленная. Ты принял физическое недомогание за данность, забыв, что вокруг тебя есть тысячи способов продолжить свою жизнь. Разве твоя болезнь закрыла перед тобой все двери? Нет. Это не так. Ты можешь достичь таких высот каких не достигли многие. И для этого у тебя есть все. Твоя физическая болезнь и появившееся в результате этого время.

Когда ты умрешь, так же, как и я и все другие люди, ты не заберешь с собой вещи, деньги, и все что привязывает тебя к этой жизни. Но ты можешь наоборот оставить что-то после себя.

Ввиду того, что, в наш век есть не только технологии связи, но и так же много других приспособлений, ты еще можешь сделать очень многое. Но, в данный момент ты отказываешься от всех возможностей, потому что не можешь их видеть. Вот в чем твоя болезнь. И она умственная.

Из-за своего решения, своих мыслей о том, что все будет плохо, ты начал страдать. Страдание породило болезнь. Страдание подобно болезни. И твои мысли есть суть причины страданий.

Если говорить коротко, то он пересмотрел свои взгляды на жизнь, написал 2 книги которые издавались в начале 2000ых и 2013году, организовал фонд взаимопомощи людям с такой же болезнью, слетал будучи прикованным к инвалидной коляске в Америку посмотреть, что хотел. И сейчас продолжает жить, но уже не страдая от своей болезни. А воспринимая ее как его не неотъемлемую часть, давшую ему новое начало. И я говорил, что с тех пор он чаще смеется, шутит и улыбается?

Понимание того, что страдания всеобщи и неизбежны, позволяют человеку встречать реальность жизни со спокойствием в душе. Человек сможет совладать со старостью, болезнями и смертью, не приходя в уныние и отчаяние, не опуская руки как мы говорим в современном мире. Оно также воодушевит людей на поиск решения проблемы страданий как это делал Будда Гаутама.

Будда учил, что все существующее непостоянно. Причина в том, что нет ничего ни внутреннего, ни внешнего, что было бы постоянным, стабильным, не было бы подвержено распаду и разрушению либо оставалось бы таким же. Все постоянно меняется. Существование подобно воде, что течет в реке или пламени горящей свечи, которые никогда не бывают одинаковыми в два разных момента времени.

Давайте возьмем за пример, стул. Да такой красивый деревянный стул. Представим, что он стоит в комнате. А теперь подумайте о том какую жизнь прошел стул?

Когда-то он был ростком. Маленьким слабым росточком среди миллионов таких же. Со временем он вырос и стал высоким сильным деревом. Потом дерево было срублено. И после обработки превратилось в доски. Из досок мастер сделал части для стула. А другой мастер собрал из них стул. Сейчас этот стул стоит в комнате. Но со временем он рассохнется, постареет, испортиться. Его хозяин, выкинет этот стул. И он отправиться в груду мусора. Груда мусора отправиться на свалку. На свалке груду мусора с этим стулом спрессуют и отправят на переработку. После переработки получится новый материал. Из которого опять создадут что-либо. И этот цикл будет вновь повторятся. Но форма та изначальная форма того самого ростка уже никогда не вернется. Она будет постоянно меняться. Это и есть, непостоянство.

Наука говорит, что постоянные на вид объекты, такие, как океаны, материки, и горные массивы, и даже Земля, Солнце и Солнечная Система постоянно меняются и когда-нибудь исчезнут. Так как все это непостоянно, невозможно сомневаться в непостоянстве жизни. Жизнь может закончиться в любой момент. Никто не может избежать смерти, или же разрушения физического тела.

Понимание непостоянства как характеристики существования приносит двоякую пользу. Во-первых, это понимание может благотворно повлиять на человеческие взаимоотношения и деятельность людей. Во-вторых, оно может воодушевить людей на практику изучения причины.

Люди часто выясняют, что сделали ошибки во взаимоотношениях из-за того, что не приняли в расчет изменения, постоянно происходящие и в них, и в других людях. Дружба часто умирает из-за того, что интересы или личные свойства одной либо обоих сторон поменялись.

Читать еще:  Как определить какой знак зодиака тебе подходит. Совместимость по гороскопу: какие знаки зодиака подходят друг другу в любви

Когда человек осознает, что люди и ситуации непостоянны и постоянно меняются, он сможет развить объективный подход к каждому моменту взаимоотношений. Он сможет относиться к каждой ситуации без цепляния за устаревшие представления о людях. В таком случае отношения могут развиваться плодотворно. Успех в жизни зависит от способности адаптироваться к переменам в ситуациях и извлечь максимум полезного от новых возникших возможностей. Осознав, что молодость, здоровье, материальное благополучие и даже сама жизнь непостоянны, человеку следует извлечь максимум из благоприятных обстоятельств, пока они имеются. Тогда человек избавиться от страданий, возникших из-за непонимания что все меняется. Последними словами Будды были «Все существующее подвержено закону разрушения. Достигайте цели за счет не распущенности».То есть не забивайте голову ложными мыслями. Осознайте, поймите, что все не постоянно, и не горюйте, не омрачайте себе жизнь, извлекайте из непостоянство только благоприятное для себя и окружающих. Не распускайте себя.

В общем страдание бывает трех видов: страдание от боли, страдание от перемены и сложное, распространяющееся повсюду страдание.

Страдание от боли — это то, что мы обычно принимаем за телесное или умственное мучение, например, головная боль. Желание освободиться от такого типа страдания свойственно не только людям, но и животным. Существуют способы избегать некоторых форм такого страдания, например, прием лекарственных препаратов, облачение в теплые одежды, устранение источника заболевания. Но так же и умственные мучение связанное с болезнью или старостью или смертью.

Страдание от перемены — это то, что мы поверхностно воспринимаем как удовольствие, мысли, восприятие, но стоит приглядеться, чтобы понять подлинную суть страдания. Возьмите в качестве примера то, что обычно считается приятным — покупку нового автомобиля. Когда вы приобрели его, вы чрезвычайно счастливы, восхищены и удовлетворены, но по мере пользования им возникают проблемы. Если бы причины наслаждения были внутренними, тогда, чем больше вы пользовались бы причиной удовлетворения, тем соответственно больше должно было бы увеличиваться ваше наслаждение, но этого не происходит. Привыкая все больше и больше, вы начинаете испытывать неудовольствие. Следовательно, в страдании от перемены тоже проявляется сущность страдания. Это относиться к мыслям и восприятию. Мы думаем, что все плохо и страдаем от этого. Мы воспринимаем все в отрицательном свете и страдаем от этого.

Третье страдание служит основанием для первых двух. Он отображает наши собственные ментальные и физические загрязненные совокупности. Его называют сложным, распространяющимся повсюду страданием, поскольку он наполняет собой и прилагается ко всем типам перерождения существ, входит в состав базиса нынешнего страдания, а также вызывает будущее страдание. Нет никакого способа выбраться из этого типа страдания, кроме как прекратить череду перерождений. Я бы сказал, это просто Жизнь. Будда объяснял, что третье страдание в нас самих и в нашей жизни. Мы страдаем от непонимания перемен. Мы страдаем от болезней, смертей, старости и других недугов. Мы не размышляем о них. Мы не понимаем их. И от этого только больше страдаем, накручивая самим себе глупости.

«Все есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение приятным — страдание. Поистине, все пять групп привязанности суть страдание».

«Страдание неизменно сопровождает все проявления бытия.»

Только поняв, что все постоянно меняется, мы можем избавиться от привязанности к чему-либо. Мы начинаем видеть вещи такими какие они есть.

Например, ты пикабушник читающий этот пост, ты уже не будешь таким каким был 10 минут. Ты есть сейчас в настоящем. И ты изменишься опять через последующие 10 минут. Извлеки из этого пользу и благое. Не стоит привязываться и горевать. Избавь себя от страдания.

Вот такие котята в пирожках. Сегодня мы рассмотрели первую благородную истину о том, что такое страдания и почему они возникают. В следующей часте мы рассмотрим вторую благородную истину, которая расскажет нам о том почему происходят страдания и их причины. Конечно в этом посте, я уже затронул сразу тему второй благородной истины, объясняя причины. Но в следующей части при рассмотрении второй истины, мы углубимся в причины их возникновения.

Палийский Канон – Сутта-питака.

Дхаммачаккаппаваттана Сутта – Сутра о Начале Вращения Колеса Дхармы

Буддизм

Буддизм зародился внутри уже распадающегося брахманизма, и его целью было возрождение первозданного смысла Дхармы — формы веры для людей и пути освобождения для святых.

Рождение этой религии связывается с принцем Сидхартхой Гаутамой, который, достигнув просветления, стал известен как Будда. Будда, или Просветленный, воплощался несколько раз до этого момента, готовясь к последнему воплощению, которое приводит к окончательному освобождению. Он родился в царской семье Шакьев. Его родителями были царь Капилавасту Суддходана («Чистый рис») и Майя («Иллюзия»), которая зачала сына магическим способом, после того как ей приснилось, будто белый слон проникает в ее чрево. Потом чудесным образом, не причинив страданий, из правого бока матери родился ребенок, который с самого рождения проявлял чудесные способности. Сама Природа и пророчества святых отшельников предвещали, что будет рожден великий предводитель и наставник людей.

Хотя Сидхартху воспитали как наследника трона, религиозный внутренний призыв, который он услышал, оказался сильнее соблазнов царской жизни и любви к отцу, жене и сыну. Несколько встреч — со старостью, болезнью, смертью и неизбежностью страдания, — которые произошли не случайно, но были устроены богами, полностью повернули его жизнь. Тогда принц покинул свою благоустроенную жизнь и уединился в поиске мудрости.

За долгие годы поиска он познакомился с разными учителями и их учениями, которые так и не смогли ответить на его глубокую потребность искоренить страдания. К примеру, когда он стал суровым аскетом и пытался таким образом найти ответ на свой вопрос, в результате не получилось ничего.

Мучения, которым он подвергал себя, истощили его физически и заставили принять скромное подношение молока и риса, предложенные ему деревенской девушкой. Так принц-аскет постиг путь золотой средины, осветивший его измученную душу. Он решил оставаться в состоянии медитации и глубокого сосредоточения под деревом Бодхи до тех пор, пока не достигнет полного просветления. Победив искушение Маpы, владыки демонов, достиг своей цели — стал Буддой, Просветленным, тем, кто проник в смысл существующего и постиг причину страданий.

За 44 года странствования и проповеди учения он приобрел многочисленных последователей и учеников, основал множество монастырей. На 80 году жизни, сидя под деревом, Благословенный умер от отравления. Его уход был необходим, так как мудрость настолько переполняла его, что нуждалась в более тонкой форме, нежели физическое тело. Будда достиг самой высшей формы ниpваны, но он отрекся от заслуженной награды и дал обет, что не войдет в ниpвану, пока последний человек не достигнет состояния освобождения.

Учение Будды

В своей первой проповеди Будда говорил о Четырех благородных истинах и двух «крайностях» в поведении людей, которые мешают им встать на путь освобождения от страданий.

«Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, темная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избегая этих двух крайностей, Татхагата во время Просветления постиг срединный путь, — путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване».

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ:
1) жизнь есть страдание;
2) у этого страдания есть причина;
3) эта причина может быть устранена;
4) есть путь, который ведет к освобождению от причины страданий — это восьмеричный золотой путь Будды.

«Этот человеческий мир полон страданий. Жизнь — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Встреча с неприятным человеком — страдание, разлука с любимым — страдание. Недостижение желаемого — тоже страдание. Всякая привязанность к чему бы то ни было — страдание. Это и есть истина страдания.

Читать еще:  К чему во сне есть красную икру. К чему снится красная икра? Что означает сон для мужчины

Страдания бытия, несомненно, вызываются мирскими страстями, которые вселяются в душу человека. Мирские страсти своими корнями уходят в жажду, сильное желание. Эта жажда порождается сильной привязанностью к жизни. Все то, что видит глаз и слышит ухо, начинает желать человек. Он даже начинает желать смерти. Это и есть истина причины страдания.

Если уничтожить все корни привязанности, исчезнет и страдание. Это и есть истина уничтожения страдания. Чтобы достигнуть состояния, свободного от страдания, нужно следовать восьмеричным правильным путем. Это правильные взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильные дела, правильный образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное сосредоточение. Этот восьмеричный путь, устраняющий жажду, называется истиной правильного пути. Необходимо глубоко постичь все эти истины, ибо этот мир полон страданий, а чтобы избавиться от страданий, нужно освободиться от мирских страстей. Состояние, свободное от мирских страстей и страданий, может быть достигнуто только через просветление. А просветление может быть достигнуто этим восьмеричным правильным путем. Следующий Дхарме должен постичь эти четыре благородные истины» 1 .

Есть три основные причины страданий.

Это жажда жизни, привязанность к земным вещам, к самому существованию, к идеям и мнениям, к самому желанию освобождения. Эта привязанность становится причиной всех существующих раздоров и конфликтов, вызывает войны, а также снова и снова толкает человека в круг перерождений.

Вторая причина — гнев, который приводит к несправедливым поступкам и заставляет человека создавать неблагоприятную карму.

Третья причина — неведение о законах этого мира, о смысле существования, об истиной сути вещей и природе человека. Неведение порождает ложное восприятие, когда мы судим о вещах, не имея полной картины, а имея лишь осколки — подобно тому, как вели себя в притче о слоне слепцы, каждый из которых утверждал, что слон подобен колонне, большой трубе или огромному блину, потому что могли пощупать лишь какую-то его часть.

Способом избавления от страданий Будда называл Благородный восьмеричный путь:

1. Правильное понимание
2. Правильная мысль
3. Правильная речь
4. Правильное действие
5. Правильный образ жизни
6. Правильное усилие
7. Правильная внимательность
8. Правильное сосредоточение

Правильная речь, Правильное действие и Правильный образ жизни составляют Нравственное поведение.

Правильная речь означает воздержание от лжи, от клеветы и злословия, означает не ничего, способного вызвать ненависть, разобщенность и разлад среди людей, не говорить резких, злых и грубых слов, ранящих человека, воздерживаться от пустой, бессмысленной болтовни и сплетен. Речь должна быть к месту и ко времени.

«Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов» 2 .

«Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата.

«Хорошо сказанное слово человека, следующего ему, плодоносно, как прекрасный цветок с приятной окраской и благоухающий». «Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь — неприятна, и возмездие может коснуться тебя».

Правильное действие означает нравственное, достойное и мирное поведению. Оно подразумевает основные нравственные заповеди: не убивать, не воровать, не обманывать, не вступать в незаконные половые сношения и т.д., но, напротив, помогать другим правильно вести мирную и достойную жизнь.

«Пусть смотрит он не на ошибки других, на сделанное и несделанное другими, но на сделанное и несделанное им самим». «Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; Свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость».

«У энергичного, полного мыслей, действующего осмотрительно, ограничивающего себя, серьезного, того, чьи дела чисты и кто живет, следуя дхамме 3 , — у того возрастает слава.»

«Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.»

«Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве.»

Правильный образ жизни означает необходимость честно трудиться и не добывать себе средств к существованию, занимаясь деятельностью, которая вредит другим или является мошенничеством.

«Кто, ища счастья для себя, налагает наказание на существа, желающие счастья, тот после смерти не получит счастья. Кто, ища счастья для себя, не налагает наказания на существа, желающие счастья, тот после смерти получит счастье.»

Правильное усилие, Правильная внимательность и Правильное сосредоточение составляют Дисциплину ума.

Правильное усилие — это воля к тому, чтобы останавливать вредные и разрушительные мысли, успокаивать взволнованный ум, поскольку взволнованный ум подобен озеру, в котором волнение подняло ил со дна и сделало воду мутной и непрозрачной. Также это означает останавливать ненужные переживания и разыгравшуюся фантазию, которые создают множество проблем, заставляя человека быть необъективным, и вызывают страх и нерешительность. Напротив, правильное усилие заключается в том, чтобы вызывать и развивать добрые и позитивные мысли и состояния души, это означает постоянно обращаться к благородным идеям и учениям, учиться быть сострадательным.

«Недисциплинированный ум подобен слону».

«Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.

Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень».

«Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу». «Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало, — благо. Обузданная мысль приводит к счастью».

Правильная внимательность означает способность осознавать, быть внимательным к тому, что мы делаем, к своим проявлениям чувств, ощущениям, состояниям ума, идеям и мыслям, которые посещают наш ум. Надо научиться различать все виды чувств и ощущений, приятных, неприятных и неопределенных, понять, как они возникают и исчезают. Следует научиться осознавать, алчен ли ум или нет, поглощен ненавистью или нет, омрачен или нет, рассеян или сосредоточен, и т.д.

«Кто управляет рукой, управляет ногой, управляет речью, управляет в совершенстве, ибо внутренне радостен, сосредоточен, одинок и удовлетворен, — вот такого называют бхикшу».

Правильное сосредоточение ведет к состоянию глубокого спокойствия. На первой ступени отбрасываются страстные желания и такие вредные мысли, как чувственная похоть, злоба, леность, беспокойство, озабоченность и скептическое сомнение, и поддерживаются чувства радости и счастья. На второй ступени подавлена всякая рассудочная деятельность, развивается спокойствие ума, и еще сохраняются чувства радости и счастья. На третьей ступени яркое чувство радости также исчезает но остается счастливое расположение духа и состояние невозмутимости. На четвертой ступени исчезают все ощущения, даже ощущения счастья и несчастья, радости и страдания, и остается лишь чистая невозмутимость и осознание.

Правильное понимание и Правильная мысль составляют Мудрость.

Правильная мысль — это мысли любви и мысли ненасилия, которые распространяются на все существа, а также способность относиться ко всем существам без привязанности.

Правильное понимание — это понимание сути вещей и понимание Четырех благородных истины. Это понимание есть высшая мудрость, которая видит конечную действительность. Понимание в обыденном значении этого слова опирается на обрывочные знания, накопленный опыт, на память и суждение. Истинное понимание гораздо глубже, это скорее проникновение в сущность вещей и явлений, видение вещи в ее истинной природе без имен и ярлыков.

«Мнящие суть в несути и видящие несуть в сути, они никогда не достигнут сути, ибо их удел — ложные намерения. «Принимающие суть за суть и несуть за несуть, они достигнут сути, ибо их удел — истинные намерения.» «Лучший из путей — восьмеричный, лучшая из истин — четыре слова; лучшая из дхамм — уничтожение страстей; лучший из двуногих — тот, кто прозорлив.»

1 Фрагмент Бенаресской проповеди Будды.
2 Здесь и далее — цитаты из Дхаммапады.
3 Дхамма=Дхарма на палийском языке, на котором написана Дхаммапада.

Источники:

http://o-buddizme.ru/osnovy-buddizma/prichiny-stradaniy
http://pikabu.ru/story/o_buddizme_chast_3_pervaya_blagorodnaya_istina_osnovyi_4117894
http://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/india/buddizm/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: