Староверы поморцы беспоповцы. Что ни дом – то обычай

Староверы поморцы беспоповцы. Что ни дом – то обычай

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Читать еще:  Гороскоп на март близнецы от марфы. Здоровье и отдых

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Водяники

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».

Если член старопоповской общины заболел ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению богоявленской водой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

Староверы: самые радикальные и бескомпромиссные

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Читать еще:  Умерший снова умирает. К чему снится покойник живым? Сонник покойник

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Водяники

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».

Если член старопоповской общины заболел ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению богоявленской водой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

О поганой посуде и не только

О поганой посуде и не только

  • Опубликовано 16.07.2017

«Возлюбленнии, многажды вам глаголах о безбожных еретицех и ныне молю, не совокупляйтесь с ними ни в ядении, ни в питии, ни в дружбе, ни в любви: творяи бо сия, чюжа себе творит Христовы Церкве»

Иосиф Волоцкий. Слово 13

Преподобный Иосиф Волоцкий — ревностный поборник Православия и защитник Церкви в борьбе с ересями

Старообрядцы всегда были осторожны в общении с иноверцами — не только с новообрядцами, но и со староверами других согласий, исходя из Святого Писания, канонических правил, Соборных уложений и преданий святых отец. Безпоповцы строго следовали учению о мирщении — осквернении через внешний мир. Верующий мог замирщиться не только через совместную молитву, но и через общую трапезу или простое общение с «еретиками». Поэтому безпоповцы не ели из одной посуды и не молились с «еретиками и неверными»; отмаливали «торжищно брашно» — продукты, купленные на рынке; не давали иноверцам опускать ведра в свои колодцы; не мылись с ними в бане; не участвовали в городских празднованиях и не ходили в кабаки и рестораны. Наибольшей строгостью в общении с миром отличались старообрядцы Федосеевского и Филипповского согласий.

На Первом Поморском Соборе 1909 г. особенно строгие безпоповцы не хотели согласиться даже на погребение и поминовение тех своих собратьев, которые умерли в замирщении, не успев покаяться.

Старообрядцы-сибиряки, прибывшие в Москву на I Всероссийский Собор поморцев в 1909 г.

Однако, благодаря убеждениям председателя Собора и известного поморского начетчика Л. Ф. Пичугина, всё же остановились на резолюции, где было сказано, что нераскаянный грешник — это тот, кто, обмирщившись, не желал вернуться в лоно своей церкви и не сознавал греха в своем поведении, и он не подлежит ни погребению, ни поминовению.

Л.Ф. Пичугин (1859-1912) — известный деятель старообрядцев поморского согласия, богослов-полемист

А те, кто покаялись, получают возможность быть похороненными и записанными в поминовение. Слово «замирщение» принято как грех, а не как ересь, а если замирщение произошло в силу необходимости, то епитимья наставника избавляет от греха. Но принципиально поморский собор был против всякого замирщения.

В обычае старообрядцев есть из своей посуды некоторые видят превозношение себя над другими. На самом деле обычай этот возник не безосновательно. Слово «поганый» сейчас носит ругательный характер, а на самом деле оно означает «языческий». Староверы ощущают иноверцев нечистыми, нечистота в этом случае является следствием ереси, «несвятости», удалённости от святыни.

В дораскольных епитимийных номоканонах указывается, в каких случаях за осквернения налагались епитимии. В Большом Потребнике, например, существуют такие молитвы против скверны:

  • Чин на отверзение церкви, от еретик оскверншейся;
  • Молитва на отверзение церкви от язык оскверншейся;
  • Молитва во отверзение церкви в ней же случится некоему животну умрети;
  • Молитва о еже аще случится животному некоему родити в церкви;
  • Молитва во отверзение церкви, в нейже случится умрети человеку нужною смертию;
  • Чин на очищение церкви, егда пёс вскочит в церковь, или от неверных внидет кто, или от пияных проказ, или от младенца скверна;

Правила также повелевают сохранять христианские сосуды (посуду) и пищу от прикосновения поганых и еретических рук.

Матфей Иеросалимский в 50 правиле пишет:

Если некто поганый осквернит рукой своей вино или масло, то это не достоит христианам вкушать.

Преподобный Феодосий говорил князю Изяславу, что сосуду, оскверненному от еретических рук, необходимо дать молитву.

Святой Кирилл Иеросалимский говорит:

Если армянин и христианин будут вместе в пути, а чаша у них будет единая, то если прежде из нее испьет армянин, то христианину из нее не пить, а сосуду молитву не давать.

Христианские святые утверждают нас не смешиваться с еретиками и язычниками, но разделять верных от неверных и в жизни, и в еде, и в питии. Святитель Иоанн Златоуст говорил:

…Если кто с еретиками вместе ест, то он называется врагом Христовым. Питающийся вместе с еретиками в Церковь не допускается, и христиане отвращаются от нарушителя, как идолослужителя (книга Маргарит).

Читать еще:  Что означает имя шаварш. Шаварш значение имени, характер и судьба

Святые отцы учат под всяким видом, словом и мыслью удаляться от неверных и еретиков и не оправдывать такого человека словом или делом, потому что тогда оправдывается под видом добра зло. Святой Афанасий Александрийский говорит о недопустимости принимать в своих домах еретиков, чтобы верные не осквернялись от неверных.

Читаем у святителя Иоанна Златоуста:

Христианин, проживший жизнь как ангел, но общавшийся с еретиками в дружбе и любви, чужд будет Владыки Христа (книга Маргарит).

Староверы-безпоповцы всегда хранили посуду от прикосновения иноверцев

Если христианин видит ересь или грех, то не должен молчать, молчащий есть потаковщик ереси или греху. Всякий же христианин освящается исповеданием веры.

Святые Иоанн, митрополит Никейский, Афанасий Александрийский и Досифей, ученик преподобного Зосимы, учат: «Еретиков в дом не пускать, чтобы верные не осквернялись от зловерных».

Созданную от поганых рук пищу нельзя принимать просто так, ей необходимо дать молитву от Господа Бога и очистить ее от скверны. Освящаться молитвой пища должна по той причине, что еретики служат диаволу и противятся во всем Богу: «Если нет идола, но бесы все равно живут», «Как преподобные святые освящают, так еретики оскверняют».

Фотий, митрополит Московский, писал в 1417 году о нечистой пище:

… что от немецкой земли приходит: вино, хлеб или овощ. Дети мои, очистите прежде молитвой, а затем ешьте и пейте.

Если что-то надо купить на торжище, то купленная пища ставится перед святым образом и за нее молятся 100 поклонов (одну лестовку).

За «торжищно брашно» полагается отмолиться 1 лестовку

Вот еще пример из Великого Катехизиса:

Если какая-либо душа примет от еретик крещение или покаяние, или молитвы, или что-либо другое духовное или телесную пищу… то таковых бесы считают за своих.

Книга Малый Соборник учит:

В еретиках живет лживый сатанинский дух и пребывают все злейшие нечистые духи… Все от еретиков развращенно и скверно.

Книга Лимонарь в главе 78 указывает:

Да не слушаем пения латинского, никонианского, армянского ни прочих других еретиков.

В какой вере мы стоим, в такой Церкви да пребудем, иначе будем осуждены с нечестивыми еретиками. Номоканон указывает:

Если кто пойдет на праздники варварские или еретические, и съест там что-либо за душу их, два лета отлучен от Церкви.

Из всех святых Писаний ясно видим, что именоваться христианами мы можем только тогда, когда избегаем любого общения с нечестивыми.

Святые отцы не только своими воспрещениями, но и соборными определениями запретили христианам всякое общение с еретиками. Так, Карфагенский собор, проходивший в пятом столетии, завещал удаляться от сообщения с неверными и отлученными.

Матфей Правильник указывает нам коротко и строго:

С еретики ядущаго и пиющаго анафема.

Трапеза благочестивых и нечестивых. Русский рисованный лубок (середина XIX в.)

То же читаем в Книге о Правой вере:

О нынешних не благополучных временах, слезам достойных, яко христиане частое смешение с еретики и жиды имеют, ядят и пиют, в корчмы их ходят, а инии безумнии служат им, се же все (возбраняет) строгое запрещение святых отец, ясти, пити и молитися, или что от них принимати милостыню и общение имети.

Сия же есть наигоршая беда, яко с ними смесихомся и приобщаемся делам их и нравам, ядим, пием, молимся и милостыню принимаем.

Как видим, староверы своё тело и душу не воспринимают раздельно, изолированно, и если что-то из внешнего мира оскверняет душу, то одновременно это оскверняет и тело, и наоборот. Духовное осквернение переживается физиологически, а физиологическое — духовно. Каждый свой шаг человек переживает и осмысливает, руководствуясь этими ощущениями и критериями, и это отношение во многом и дало определение замирщению и скверне.

Понятие скверны пересекается с понятием греха, но они имеют разное значение: скверна — это нечистота, которая вызывает духовно-физическое чувство брезгливости, это отторжение нечистоты душою, воспитанной на христианской нравственности, грех — это понятие догматическое. Физическая и духовная чистота воспринимаются неразрывно и нераздельно, потому что они взаимосвязаны и обуславливают одна другую.

Нравственные обязанности христианина заключаются, главным образом, в его отношении к христианской святыне, которая против нечистоты в человеке и окружающем мире. Перед христианином всегда стояла задача сохранить от скверны святыню и тем самым избежать греха. Что бы человек ни делал в этом мире, всё оценивается нравственно, в соотношении «чистое-нечистое».

Наверное, самый известный пример такого отношения — это баня. К бане на Руси всегда относились как к нечистому месту. То, что сейчас в городских квартирах имеются ванная и душ, прежние христиане восприняли бы как осквернение жилища. Многие не согласятся, но ведь в бане, наоборот, очищаются, причём здесь осквернение? Считается, что после очищения скверна остаётся в бане, и ни один из банных предметов не вносился в дом. Почему? Потому что баня воспринималась как место неприсутствия Божия, и после посещения бани принято читать молитву от скверны или молиться одну лестовку.

Баня для староверов — место нечистое

Таким образом, духовная скверна переживается физически и наоборот. У староверов всегда было особо благоговейное отношение к святыне, поэтому в бане мылись перед большими праздниками, а в праздничные и особо постные дни мыться запрещалось. Омовение считалось необходимым и после купания в реке или в море. По правилам святых отец, если кто захочет помыться в реке или в доме, то тем самым осязает и моет руками свое нагое тело и тайные его члены. Для очищения этого греха соборное постановление древних отцов устанавливает отмолиться одну лестовку (сто поклонов).

Канонических правил, регулировавших вопрос чистоты и скверны, существует довольно много. Так, молитва и крестное знамение есть священнодействие, и к нему нельзя было приступать осквернённым, не омывшись, в нечистой одежде. Поэтому сейчас основное назначение подручника — не сквернить рук прикосновением к земле при земном поклоне. Во время богослужения старообрядцы держат руки скрещёнными на груди, потому что нечистым считается то, что расположено ниже пояса. У безпоповцев если на молитве кому случится прикоснуться к чему-либо ниже пояса, необходимо помыть с молитвой руки. Также руки омываются, если человек прикоснулся к деньгам. Поэтому в федосеевском храме в Москве сравнительно недавно можно было наблюдать, как сборщики пожертвований после сбора денег мыли руки. Купив свечу в лавке, члены общины несут её от лавки в церковь в бумажке, чтобы не прикасаться руками, державшими деньги. Кажется, мелочь, но в этом проявляется отношение к святыне.

К сожалению, существует много правил, установлений, которые не отменены, но просто не соблюдаются. Сейчас существует иное понятие быта, отношение к замирщению, «чистому» и «поганому». Даже то малое, что сохранилось, постепенно выводится из жизненного обихода, а напоминание об этом часто встречает гнев, непонимание и протест. Необходимо понимать, что правила, выработанные Церковью в отношении скверны и чистого, предельно практичны, это многовековой результат духовной жизни. Они помогают хранить чувство священного в противовес ощущению нечистого, определяют способность человека к религиозной жизни, его чувства и, в конечном итоге, крепость веры. Древлее благочестие за прошедшие столетия сформировало культуру веры, путь ко Христу, и это прежде всего движение назад, к прежним образцам и идеалам. Необходимо сохранить наши знания, умения, традиции. Для нас в современном мире это очень актуально. Возрождение и приспособление к современности навыков и правил отторжения скверны, замирщения — это не дело Церкви, а дело внутреннего народного христианского самосознания.

Автор: Нина ЛУКЬЯНОВА («Русская вера»)

Источники:

http://russian7.ru/post/bespopovcy-i-drugie-camye-radikaln/
http://cyrillitsa.ru/past/27750-starovery-samye-radikalnye-i-beskom.html
http://sar-starover.ru/o-poganoj-posude-i-ne-tolko/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector