Старообрядческая поморская церковь. Древлеправославная Поморская церковь

Древлеправославная поморская церковь

Содержание

Древлеправосла́вная помо́рская це́рковь (сокращённо ДПЦ) — современное официальное название крупнейшего религиозного объединения староверов поморского согласия. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии, то есть богослужения; принятые у поморов таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами (духовными наставниками).

В истории России известна и под другими названиями — Церковное общество Христиан-Поморцев, Старообрядческая Поморская Церковь и др.

Поморское согласие

Согласие старообрядцев-беспоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приёма беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской православной церкви. В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова которые произносились священниками. Так же в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь, ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и всё согласие получило наименование Поморского.

История церкви

Начало крупнейшему духовному центру поморского согласия было положено в 1694 году, когда была основана община на реке Выг — Выговская мужская обитель (Выговское общежительство). В 1706 рядом с ней основана женская Лексинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов, которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия). В 1738 году поморцы приняли молитву за царя, что спровоцировало в их среде раскол (не признавшие молитвы образовали Филипповское согласие). Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России.

В течении всего 18 века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев, и постепенно влились в состав идеологически близких филиповского и Федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству, и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-беспоповцев.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». Первый Всероссийский собор поморцев прошёл 1—10 мая 1909 года в Москве, Второй — в 1912 году. Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью. В XIX и XX веках в поморское со­гласие перешел ряд мощных федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 г. разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Ду­ховного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов.

К концу 30-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ пре­кратилась: многие наставники были либо расстреляны, либо находи­лись в заключении, либо на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространен институт «наставниц» — жен­щин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

После присоединения Прибалтики к СССР, местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно ещё в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации беспоповского старообрядчества в СССР. В 1966 и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически Всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор состоявшийся в советское время прошел в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках.

Читать еще:  Во сне видеть радугу что означает. Приснилась радуга: что значит такой сон

Современное положение

В 1989 году был создан Российский совет ДПЦ, опекающий по­морцев России, Украины (в 1996 г. — 18 общин, ответственная об­щина — Харьковская), часть поморцев Белоруссии (в 1996 г. — 22 общины, ответственная община — в г. Борисове), поморцев Молдавии (ответственная община — в г. Единец), Казахстана (в 1996 г. — 10 общин, ответственная община — в Риддере), Киргизии (ответ­ственная община — в Бишкеке).

В мае 2006, впервые с 1912 года в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошел III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года так же в Санкт-Петербурге, в Знаменском Соборном храме на Тверской улице состоялся IV Всероссийский Собор и Единый Собор ДПЦ в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ.

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года на территории России зарегистрировано 50 религиозных организаций ДПЦ. Кроме того без регистрации действует ещё более 200 общин и групп. За пределами России так же имеется порядка 250 общин.

В настоящее время существует семь поместных объединений ДПЦ. Координационный орган — Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге, объединяющий духовные центры и отдельные общины на территории различных государств. Председатель Единого Совета — Олег Иванович Розанов. Поместные центры — Российский Совет ДПЦ, Центральный Совет ДПЦ Латвии, Высший Совет ДПЦ Литвы, Центральный Совет ДПЦ в Республике Беларусь, Центральный Совет ДПЦ Украины, Союз старообрядческих общин Эстонии, Высший Совет ДПЦ Польши.

В Древлеправославной Поморской Церкви действует несколько общественных организаций, издается периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодежные и детские летние лагеря, действует два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеется две монастырских обители. Журнал-Календарь издается тиражом 10000 экз.

В настоящее время имеется следующее количество общин: В Россия — ок. 250 общин, в Латвии — 72, в Литве — 61, в Белоруссии — 42, на Украине — 35 общин, в Эстонии — 11, в Казахстане — 10, в Польше — 4, в США — 4, в Киргизии — 2, по одной общине в Молдавии, Румынии, Германии, Англии. Есть сведения о группах христиан-поморцев в таких странах как: Финляндия, Швеция, Бразилия, Аргентина Канада [1] .

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)

Группа старообрядцев-поморцев, г. Нижний Новгород

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) — современное официальное название брачного поморского согласия старообрядцев, не приемлющих священства (безпоповцев). Как и многие безпоповские согласия, ДПЦ не имеет трехчинной иерархии; принятые у поморцев таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами (духовными наставниками). Согласие старообрядцев-безпоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приема беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской Православной Церкви. В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, произносимые священством. Также в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь, ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и все согласие получило наименование Поморского. Выговский монастырь имел свои представительства в Петербурге и в Москве. В Петербурге представительством монастыря была Моленная на Моховой улице, закрытая властями в 1852 году. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов, которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия.

Читать еще:  Светлана: значение имени, характер и судьба. Что значит имя светлана

Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России. В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев и постепенно влились в состав идеологически близких филипповского и федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством. Это привело к возможности законной передачи имущества по наследству и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-безпоповцев.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». Первый Всероссийский собор поморцев прошел 1–10 мая 1909 года в Москве, Второй — в 1912 году. Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью. В XIX и XX веках в поморское согласие перешел ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным безпоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов. К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были репрессированы или находились на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространен институт «наставниц» — женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

После присоединения Прибалтики к СССР местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно еще в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации безпоповского старообрядчества в СССР. В 1966 и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошел в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках. Приходы ДПЦ имеются в России, государствах СНГ, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Польше, Англии. Известно лишь, что в начале XX века поморцев было около 1,5 млн. чел. Несмотря на то, что с 1920-х по 1950-е гг. наблюдался стихийный процесс присоединения общин федосеевского согласия к ДПЦ.

Свято-Никольский Поморский храм с. Корсаковка Саратовской области

В мае 2006 впервые с 1912 года в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошел III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года также в Санкт-Петербурге, в Знаменском Соборном храме на Тверской улице, состоялся IV Всероссийский Собор и Единый Собор ДПЦ, в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ.

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года на территории России зарегистрировано 50 религиозных организаций ДПЦ. Кроме того, без регистрации действует еще более 200 общин и групп. За пределами России также имеется порядка 250 общин.

Читать еще:  К чему снится тонуть в прозрачной воде. К чему снится утонуть в воде

В настоящее время существует семь поместных объединений ДПЦ. Координационный орган — Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге, объединяющий духовные центры и отдельные общины на территории различных государств. Председатель Единого Совета — Олег Иванович Розанов. Поместные центры — Российский Совет ДПЦ, Центральный Совет ДПЦ Латвии, Высший Совет ДПЦ Литвы, Центральный Совет ДПЦ в Республике Беларусь, Центральный Совет ДПЦ Украины, Союз старообрядческих общин Эстонии, Высший Совет ДПЦ Польши.

В Древлеправославной Поморской Церкви действует несколько общественных организаций, издается периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодежные и детские летние лагеря, действует два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеется две монастырские обители. Журнал-Календарь издается тиражом 10000 экз.

Внеочередной съезд Древлеправославной Поморской Церкви

23 января 2018 года в Москве в храме Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы состоится внеочередной Съезд Древлеправославной Поморской Церкви . Повестка дня Съезда — выборы Председателя Российского Совета ДПЦ . Начало заседания в 11:00.

14 января 2018 года в храмах Древлеправославной Поморской Церкви, не только в России, но и за ее пределами, служилась соборная панихида по случаю 40 дней со дня смерти Председателя Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, настоятеля Невской старообрядческой поморской общины г. Санкт-Петербурга о. Олега Ивановича Розанова . Жизнь настоятеля оборвалась 6 декабря в храме Знамения Пресвятой Богородицы на Тверской улице в Санкт-Петербурге.

Олег Иванович стоял у истоков организации центрального управления общин христиан-поморцев в России в 1989 году и с того времени был бессменным руководителем Церкви и одним из видных деятелей поморского староверия. Погребение было совершено при большом стечении прихожан и гостей на старообрядческом участке Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Сразу после погребения состоялось заседание Российского Совета ДПЦ , на котором было решено провести внеочередной Съезд Древлеправославной Поморской Церкви в Москве 23 января 2018 года. На Съезде надлежит избрать нового руководителя Поморского староверия в России. Российский Совет своим решением определил, что временное исполнение обязанностей Председателя Российского Совета до избрания нового Председателя РС ДПЦ будет осуществлять член Российского Совета Сергей Матвеевич Вренёв .

На этом же совещании Российским Советом принято решение выдвинуть следующие кандидатуры на должность Председателя РС :

  • Аринин Павел Васильевич , 1954 г.р. — духовный наставник Ульяновской поморской общины (с 2004 года), член РС ДПЦ с 2012 года;
  • Безгодов Алексей Александрович , 1975 г.р. — председатель Новгородской поморской общины (с 2013 года), член РС ДПЦ с 1999 года;
  • Половинкин Павел Владимирович , 1971 г.р. — председатель Самарской поморской общины (с 1993 года), и.о. наставника, член РС ДПЦ с 1994 года;
  • Шамарин Владимир Викторович , 1960 г.р. — духовный наставник Невской поморской общины (с 1994 года) член РС ДПЦ с 1989 года.

При этом общины также имеют право выдвигать своих кандидатов.

5 января 2018 года Московская Поморская старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви на заседании Совета Общины выдвинула в качестве кандидата Андрея Станиславовича Клямко — попечителя Невской поморской общины, также оказывавшего поддержку многим общецерковным мероприятиям.

По Уставу Древлеправославной Поморской Церкви и традициям поморского староверия Председатель Российского Совета избирается на Съезде либо на Соборе Церкви прямым открытым голосованием. Для избрания Председателя РС необходимо набрать 2/3 голосов представителей общин. Выборы руководителя Церкви староверов-поморцев пройдут впервые в истории современной России.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/241364
http://ruvera.ru/dpc
http://zen.yandex.ru/media/id/592d65e6e3cda8a0bf8d4cfc/5a66de375f4967e3e4957898

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: