Старец Зосима (в схиме Захария): Духовный алфавит. И милость к падшим призывал… архимандрит захария (шкурихин)

Православные старцы: Жизнеописание, мудрость, молитвы (39 стр.)

Бесчестие и укоризны – суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу.

Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: «Господи, крестом Твоим освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!» А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете… Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо.

Старец Зосима, в схиме Захария (Минаев) (1850–1936)

2 сентября 1850 года в Калужской губернии у Ивана и Татьяны Минаевых родился одиннадцатый ребенок. При крещении мальчику дали имя Захария. Его родители были очень набожными, верующими людьми. Мать постоянно творила милостыню – бедным раздавала хлеб и мясо, детей воспитывала в вере и страхе Божием.

В шестнадцать лет Захарий лишился матери. Перед смертью она благословила сына иконой Казанской Божией Матери на монашество, и, предвидя волю мужа, предостерегла: «Отец будет принуждать к семейной жизни, ты не слушай». Несколько лет просил Захарий отпустить его в монастырь, но отец настаивал на женитьбе сына. Пришлось юноше пойти на хитрость, обратился он к отцу с просьбой: «Отпусти меня сходить в Белые Берега. Мать дала обет и не успела выполнить. Я решил за нее выполнить его». Несколько раз просил Захария игумена оставить его в монастыре, но тот все время ему отказывал. Наконец игумен согласился, но перед тем как принять его отослал Захарию в Оптину пустынь к отцу Амвросию, чтобы тот благословил на монашество.

Старец Амвросий встретил Захария ласково. «Ну что, голубчик, мать умерла твоя , – сказал старец Амвросий.Послушай меня, оставь невесту, не женись, а иди в монастырь. А об отце не думай, теперь он сам тебя отпустит, не будет препятствовать тебе в твоем намерении стать монахом. А что ты сюда пришел, хорошо сделал. Видишь, у меня на стене записаны твои четыре греха. Ты покайся в них, сходи в Белые Берега и отговей там. Помни, в Царствии Небесном для тебя посажен зеленый дуб». Получив благословение прозорливого старца Амвросия, Захарий вернулся в монастырь Белые Берега. Там он прожил год, затем, покинув монастырь, он поселился в лесу у отшельника старца Даниила, который через несколько месяцев благословил его поселиться в Троице-Сергиевой лавре у преподобного Сергия.

Икона Казанской Вожией Матери. Фото. К. Постниковой

До принятия монашества Захария прошел двадцать видов послушания. Он был келейником, трапезником, стоял у раки с мощами преподобного Сергия, был свечником возле мощей святых Серапиона, Иосифа и Дионисия. В 1879 году Захарию перевели в трапезную пономарем, и вскоре он получил рясофор с именем Зосима. Затем его посвятили в иеродиаконы, и вскоре преосвященный Трифон рукоположил отца Зосиму в иеромонахи. По получению сана, на него было возложено послушание: быть общим лаврским духовником – как монахов, так и мирян.

Старец Зосима обладал даром прозорливости – ему можно было ничего не говорить, он знал все прошлое и будущее. Один старый священник пришел к нему на исповедь, и очень трудно было ему все открыть, что мучило его. Старец начал перечислять грехи его и говорит: «Вот, сколько у меня грехов , и какие , ну ведь и у тебя те же грехи , кайся , и я отпущу тебе их». Священник был поражен тем, что старец перечислил все его грехи, и чтобы прикрыть свою прозорливость, сказал, что это его грехи.

До последней минуты, до закрытия Троице-Сергиевой лавры, молился старец за тех, кто нарушил заповедь Бога, и за братию, изгоняемую из лавры.

Когда трое чекистов ворвались в его келью и потребовали, чтобы он уходил вон из лавры, старец взял крест, осенил им свое жилище и, проведя крестом границу между собой и «гостями», спокойно произнес: «Попробуйте-ка, осмельтесь перейти через эту черту, и тотчас вы упадете мертвыми». Ни один из вооруженных молодых людей не осмелился переступить за черту.

Когда старец остался один, он еще долго молился за всех монахов. Старец Зосима последним покинул Троице-Сергиеву лавру. Перебравшись в Москву, он жил у духовных чад, куда к нему приходило множество людей.

Незадолго до своей смерти отец Зосима ездил на богомолье в Саров. Придя на источник преподобного Серафима Саровского, старец долго не решался окунуться. Наконец, вздохнув, сказал: «Отче, Серафиме, ты знаешь, какой я старый, слабый, больной, дохлый, снести не могу холодной воды, как искупаюсь – заболею и домой не попаду. Помоги мне, согрей воду». И когда старец вошел в источник, вода стала очень теплая, почти горячая. С великою благодарностью вспоминал об этом старец.

Болезнь старца была так ужасна, что другой бы просто кричал от боли и непрестанно жаловался, а старец Захария терпел молча, воздавая благодарение Богу за все, посылаемое Им.

Читать еще:  9 января кто родился из знаменитостей. Здоровье и Болезни

Многие верующие приходили к прозорливому старцу за советом. Каждого он согревал своей любовью, во время исповеди сам называл забытые грехи. По воле Божией ему открывалось прошлое и будущее людей.

Троице-Сергиева лавра. Фото Э. Титова

Последними словами старца, обращенными к его духовным чадам были: «Чада мои, я после смерти буду гораздо более жив, чем сейчас, так что не горюйте после моей кончины, бойтесь излишней печали, она может приблизить вас к унынию. Помните только крепко, что ваше старание стяжать Духа Святого, ваша любовь к Спасителю, Господу Иисусу Христу, и старание исполнить все Его заповеди, ваше терпение, благоговейное преклонение пред Богом Отцом в страхе и величайшем смирении, радостью будет наполнять все сердце мое, ведь я же ваш духовный отец. Благословляю вас всеми силами стараться достичь этого».

Старец Зосима (в схиме Захария) скончался в полном сознании 15 июня 1936 года, около 10 часов утра.

Поучения и высказывания старца Захарии Будьте мужественны даже тогда, когда великие испытания Господь посылает. Одолевают страсти, молитва слабеет, даже не хочется ее творить, все внимание поглощают разные желания и страсти…* * *

Да тут как нарочно такие беды внутренние и внешние встречаются, от которых слабый человек в уныние впадает. Это страсть – уныние – мертвит все святое, все живое в человеке. Скорее тогда распнитесь крестом, молясь так, как в древности многие из подвижников молились, борясь со страстями. Читайте «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…».

Если у кого есть, прочтите канон Честному и Животворящему Кресту Христову, а потом распнитесь крестом, и умоляйте Утешителя душ и телес наших умилосердиться над вами, простить вас и войти в душу вашу и изгнать то уныние, которое убивает вас.

Берегите совесть свою, она есть глас Божий – голос ангела-хранителя. Как надо беречь свою совесть, учитесь у старца отца Амвросия Оптинского. Он стяжал благодать Святого Духа. Мудрость без благодати есть безумие.

Премудр тот, кто стяжал Духа Святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы. И если он премудр, то и смирен.

Иногда и сам человек не знает, что скажет. Сам Господь глаголет через уста его. Надо молиться так: «Господи, Сам во мне живи, Сам говори, Сам действуй» . И когда глаголет Господь через уста человеческие, то все слова того человека действенны бывают, все сказанное им исполняется. И дивится сему и сам говорящий. Только надо твердую веру иметь и отдать Господу и сердце, и уста. Ни одного своего слова не буду говорить без Твоей воли, твори со мною, что хочешь. Так надо молиться. Только тогда мудрствовать нельзя. Мудрость свою надо вести такую, чтобы Господу дать доступ, чтобы Он мог, что хочет, творить с тобой.

Не стремитесь вы к богатству, не ищите ничего на этой земле. Отдай душу в ад – будешь богат.

Приобретайте добродетели, противоположные грехам. Уныние – это плач, который убивает энергию, необходимую для получения в сердце Духа Святого. Унылый теряет молитву и умирает для подвигов. Ни в коем случае, и ни при каких обстоятельствах не унывайте.

Почаще осеняйте себя крестным знамением. Помните: « Крест воздвижется, и падают духов воздушных чинове». «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам». К прискорбию моему, видел я, что некоторые просто машут рукой, не касаясь даже лба и плечь. Это прямо издевательство над крестным знамением. Вспомните, что говорил преподобный Серафим про правильное крестное знамение. Прочтите это его наставление.

Дорога к храму

Страницы

вторник, 26 мая 2015 г.

Старец Захария (1850—1936)

Прочитала рассказ протоиерея Владимира Чугунова “Захария”.
Рассказ этот сильно запал в душу и решила я побольше узнать об этом старце. Как-то сразу понятно было, что речь идет не придуманном литеретурном герое, а о реальном человеке.
Вот, что нашла на “Азбуке”:

2 сентября 1850 года в Калужской губернии у Ивана и Татьяны Минаевых родился одиннадцатый ребёнок. При крещении мальчику дали имя Захарий.
Когда Захарий немного подрос, то он стал часто убегать из дома в лес, где забирался на ель и молился.
Когда Захарию было семь лет, сельский священник о. Алексей предсказал его матери: “Твой сын на радость тебе будет, но не кормилец: он будет монах и доживёт до глубокой старости”. В шестнадцать лет Захарий лишился матери.

Перед смертью Татьяна Минаевна благословила сына на монашество, предвидя волю мужа, предостерегла: “Отец будет принуждать к семейной жизни, ты не слушай”. Несколько лет просил Захарий отпустить его в монастырь, но отец настаивал на женитьбе сына. Пришлось юноше пойти на хитрость, обратился он к отцу с просьбой: “Отпусти меня сходить в Белые Берега. Мать дала обет и не успела выполнить. Я решил за неё выполнить его”.
Игумен монастыря Белые Берега послал юношу в Оптину Пустынь к старцу Амвросию.
Старец Амвросий встретил Захария ласково, не успел Захарий и рта раскрыть, как старец, опередив его, сказал: “Ну что, голубчик, мать умерла твоя. Послушай меня, оставь невесту, не женись, а иди в монастырь. А об отце не думай, теперь он сам тебя отпустит, не будет препятствовать тебе в твоём намерении стать монахом. А что сюда пришёл, хорошо сделал. Видишь, на стене записаны твои четыре греха. Ты покайся в них, сходи в Белые Берега и отговей там. Помни, в царстве Небесном для тебя посажен зелёный дуб”.
Получив благословение прозорливого старца Амвросия, Захарий вернулся в монастырь Белые Берега. Не прошло и нескольких дней, как Захарий серьёзно заболел. Монахи отвезли послушника в больницу в Брянск и известили его отца, что сын при смерти. Три месяца находился Захарий между жизнью и смертью, однажды приснилась больному Пречистая Приснодева, Она коснулась его головы и сказала: “Ты ещё поживёшь, монахом будешь”.
К всеобщему удивлению, проснулся Захарий совершенно здоровым.
Подробнее о жизни схиархимандрита Троице-Сергиевой Лавры старца Захария, о чудесах исцеления верующих по молитвам старца можно прочесть в книге: “Старец Захария”.
Вот лишь несколько случаев из жизни старца:
Когда трое чекистов ворвались в его келью и потребовали, чтобы он уходил вон из лавры, старец взял крест, осенил им своё жилище и, проведя крестом границу между собой и “гостями”, спокойно произнёс:
— Попробуйте-ка, осмельтесь перейти через эту черту, которой я как бы обвёл мою келью, попробуйте и тотчас вы упадёте мёртвыми.
Ни один из вооружённых молодых людей не осмелился переступить за черту.
Когда старец остался один, он ещё долго молился за всех монахов. Старец Захарий последним покинул Троице-Сергиеву лавру. В Москве старец поселился у своей духовной дочери. Многие верующие приходили к прозорливому старцу за советом. Каждого он согревал своей любовью, во время исповеди сам называл забытые грехи. По воле Божией ему открывалось прошлое и будущее людей.
Однажды во время службы в церкви одна из женщин, пришедшая посмотреть на старца, увидев его, подумала: “Ну, уж какой монах, где ему привлечь народ в церковь, он и ходячих-то всех разгонит”.
Старец принял мысленный вызов, вместо того, чтобы пройти в алтарь, направился к женщине и, подойдя, сказал: “Ольга, не бойся, никого не разгоню”.
Поражённая прозорливостью старца женщина тут же попросила прощения за свои мысли, и потом не раз приходила к нему за советами.

Это отыскала на сайте “Храмы Саткинского района”:

Читать еще:  Обучение медитации самостоятельно. Правила медитации для начинающих

Старец Зосима (в схиме Захария) (1850-1936)

До последней минуты, до закрытия Троице-Сергиевой Лавры, молился старец за тех, кто нарушил заповедь Бога, и за братию, изгоняемую из Лавры. Старец Зосима последним ушел из Троицкой лавры. Перебравшись в Москву, он жил у духовных чад, куда к нему приходило множество людей. Прозорливость старца невозможно описать. Он видел далеко вперед жизнь каждого человека. Некоторым людям предсказывал их близкую кончину, других же, как нежная заботливая мать, ничего не говоря, подготавливал к переходу в вечность.
Глубокое молитвенное общение было у старца Зосимы с митрополитом Трифоном (Туркестановым). «Друг мой владыка Трифон хотел, чтобы я после его смерти еще два года прожил. Ну, так и будет по его святым молитвам», — сказал старец, и действительно прожил после смерти владыки еще два года.

Поучения старца Зосимы (Захария)
«Без благословения Царицы Небесной, дети мои, ничего не начинайте делать. А закончив дело, опять благодарите Ее, нашу Скоропослушницу и помощницу во всех делах благих».
Возжигать лампады пред иконами Царицы Небесной старец считал необходимым. Всех своих духовных чад наставлял он ежедневно по числу суточных часов читать: «Богородице Дево, радуйся» (всю молитву до конца) и испрашивать благословение Приснодевы на каждый час жизни своей и своих близких.
Радовался старец, если кто-нибудь из его духовных детей исполнял Богородичное правило, читая 150 раз в сутки «Богородице Дево. ».
«Христа дает душе Пречистая Матерь Его. Молись Пресвятой усердно и будешь с Сыном Ее. Запомните эти слова», — говорил старец.

Достигайте простоты, которую дает только совершенное смирение. Словом этого не объяснишь, только опытом познается. А в Боге и для Бога можно жить только в смирении и простоте. Достигайте в смирении любви простой, святой, совершенной, обнимающей молитвой всех. А милосердием к немощным, больным, непонятным, несчастным, в грехах погрязшим подражайте своим небесным покровителям — святым. Радость небесную постарайтесь стяжать, чтобы с ангелом радоваться покаянию всякого заблудшего человека.
***********
“Будьте мужественны даже тогда, когда великие испытания Господь посылает. Одолевают страсти, молитва слабеет, даже не хочется её творить, всё внимание поглощают разные желания и страсти.
Да тут как нарочно такие беды внутренние и внешние встречаются, от которых слабый человек в уныние впадает. Это страсть – уныние – мертвит всё святое, всё живое в человеке. Скорее тогда распнитесь крестом, молясь так, как в древности многие из подвижников молились, борясь со страстями. Читайте “Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. ”.
Если у кого есть, прочтите канон честному и животворящему кресту Христову, а потом распнитесь крестом, и умоляйте Утешителя душ и телес наших умилосердиться над вами, простить вас и войти в душу вашу и изгнать то уныние, которое убивает вас.
Берегите совесть свою, она есть глас Божий – голос Ангела Хранителя. Как надо беречь свою совесть учитесь у старца отца Амвросия Оптинского. Он стяжал благодать Святого Духа. Мудрость без благодати есть безумие.
Помните слова отца Амвросия: “Где просто, там ангелов сто, а где мудрёно, там ни одного”. Достигайте простоты, которую даёт только совершенное смирение. Достигайте в смирении любви простой, совершенной, обнимающей молитвой всех, всех.
Премудр тот, кто стяжал Духа Святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы. И если он премудр, то и смирен”.

Старец Захария

Отрывок из худ.книги “Старец Захария. Схиархимандрит Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Житие, подвиги, чудеса”
Автор: Губанов Владимир Алексеевич

Старец Зосима (в схиме Захария) (1850-1936)

Хитрый побег в монастырь

Утром в Лазареву субботу он обратился к отцу: «Отпусти меня сходить в Белые Берега к Матери Божией Троеручице. Мать дала обет и не успела его выполнить. Я решил за нее выполнить его». Захария пошел на хитрость. Отец поверил и говорит: «Ну что же, иди, теперь пост, делать нечего, а потом, как вернешься, так и женишься».

Читать еще:  Сонник женщине видеть убегающую облезлую лисицу. К чему готовиться наяву, если снится лиса? Толкования сна, в котором лисица скалится, хочет напасть, пытается укусить или кусает, убегает

Захария взял с собой благословение матери, икону Казанской Божией Матери, завернул в полотенце, положил в сумку и, обратясь к отцу, сказал: «Благослови и ты меня, батенька!» — «Да у тебя материнское благословение!». — «Нет, и ты своим благослови!» Отец взял икону Воскресения Христова, чтобы благословить сына. Благословил, и вдруг зарыдал и упал на пол. Захария подхватил икону, чтобы она не упала. Отец, обратясь к нему, сказал: «Чувствую, что ты совсем меня покидаешь».

Тяжело стало Захарии, жаль отца. Он поскорее простился с ним, говоря: «Пусть твое благословение пока дома останется, я только к Троеручице схожу». Простился, и ну бежать чужим полем, лесом, скорее, скорее. Захария боялся, как бы отец не передумал и не было бы погони.
Но вот, наконец, он с иконой Божией Матери Казанской прибыл в монастырь Белые Берега. Начал просить начальников принять его в число братии, но не тут-то было, ему все время отказывали.

Раз пятнадцать юный Захария чуть не со слезами умолял оставить его. Наконец приняли временно и дали послушание пасти телят. Но раньше, чем приступить к послушанию, игумен послал домой за документами. Да еще велел сходить в Оптину пустынь! «Я, — говорит, — не прозорливый, а ты зайди к отцу Амвросию, что он скажет, то и делай».

Чудо на пути в Оптину Пустынь: первое явление Божией Матери

Захария очень боялся идти в Оптину пустынь, его осенила мысль, вдруг да его там совсем не благословят принимать монашество. Но, если посылают, надо идти. Послушание — беса ослушание.

Взял Захария свою сумочку и пошел. Случилось ему проходить лесом. Видит, стоит маленькая деревянная часовенка, а около нее величественная женщина с воздетыми вверх руками, как изображают Матерь Божию на Ее иконе «Знамение». Захария спрятался за дерево, чтобы не помешать, и стал ждать… Вот она окончила молитву, увидела Захарию и говорит: «Ты у нас был в монастыре у Троеручицы? Тебя берут ведь в обитель? После стольких прошений берут… А сейчас идешь за паспортом?… Сперва, однако, иди за Мною», — сказала Она.

Захария сразу покорился слову Неведомой Женщины и пошел за Нею. Во время пути Она твердо и со властью сказала ему: «Ты сходи в Оптину, побывай у старца Амвросия, пусть он благословит тебя. Но раньше, чем к нему идти, зайди на могилку старца Макария и помолись за него. Положи за него 12 поклончиков и говори: «Со святыми упокой, Господи, старца схиархимандрита Макария». Он святой был человек». Так разговаривая они шли все дальше и дальше. Она вела Захарию совсем не в ту сторону, в которую он направлял свой путь. «Был у Меня единственный Сыночек, —• говорила Она, — да злые люди отняли Его от Меня и убили Его».

Так, незаметно, прошли они версты три. Женщина остановилась и говорит: «Вот Я в эту деревню иду. Тебе благополучный путь. Так побудь же у старца Макария на могилочке и побеседуй со старцем Амвросием, он благословит тебя поступить в монастырь». Сказала это таинственная Женщина и стала невидима. Пораженный Ее исчезновением, Захария смотрит направо, налево, вверх… Да где же Она? Нет нигде. Господи, кто эта Женщина?… Стал думать, вспоминать разговор Ее, и вдруг все понял: да ведь это Матерь Божия! Он приободрился: «Слава Тебе, Господи! Но, куда же это я зашел? Все иду… иду… не знаю… Пришел к реке, а через реку перейти — нечего и думать: глубока и велика. И моста нет нигде. Переплыть разве? Нет, тоже не смогу — апрель месяц. Господи Боже мой, куда же Ты завела меня, Царица Небесная? Что делать мне теперь?» Так думал Захария.

Второе чудо на пути в Оптину Пустынь — хождение по воде

Вдруг видит через реку едут двое мужичков на паре лошадей. Глубь такая, что и лошади временами все с головой покрываются водой. «Ох, что мне делать? Владычица, помоги. Как мне перейти через реку?» — спрашивает Захария мужичков. — «Иди поправее, там направо белая дорожка, по ней пройдешь». Захария послушался, пошел направо, держа свое материнское благословение и с любовью в сердце припадая к Божией Матери. Уста его шептали молитву… Смотрит он и видит: действительно белая дорожка, как бы каменная какая протянулась через всю реку… Он перекрестился и пошел по ней… и благополучно перешел на другой берег. Перешел и спрашивает: «Как в Оптину пройти?» Ему говорят: «Сейчас поздно, иди сперва к священнику приходскому, он добрый, пустит переночевать».

Захария пошел, приходит к священнику и просится: «Нельзя ли переночевать, я из Белых Берегов иду в Оптину». — «А как же ты через реку переправился? — «А так, мне два мужичка указали на белую дорожку, что через реку. Я по ней и перешел. Они ехали на лошадях, ввалились в реку, я их приметил и спросил. Было уже темновато, но белую дорожку через реку я отыскал быстро и перешел по ней».

Вздохнул священник и сказал: «Пойдем сначала в церковь помолимся». Открыл церковь, ввел туда Захарию.

Оказалось, что не было такой белой дорожки через реку и не могло быть, а также люди на такой глубине не могли на лошадях проехать. Не мужички то были, а два ангела Господня. Дивны Твои пути, Господи!

Источники:

http://dom-knig.com/read_364177-39
http://dorogakchramu.blogspot.com/2015/05/18501936.html
http://www.proza.ru/2019/06/26/1377

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: