Старец савва. Святой старец отец нектарий

Преподобный Савва Новый

Память 25 марта/07 апреля

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Новоначальный инок явил самоотречение и полное послушание. Но однажды товарищи подговорили его попробовать гороха без благословения духовного отца. Когда он сделал это, перед ним предстал бес и сказал, ликуя: «Я тебя прельстил!»

12 лет спустя (1887) Савва отправился паломником в Святую Землю и, поклонившись святым местам, принял постриг в монастыре святого Георгия Хозевита в 1890 году. Вернувшись в скит святой Анны, он совершенствовался в писании икон, а затем был рукоположен в священника и в течение года служил при Патриаршей школе в Иерусалиме.

В 1907 году святой Савва перебрался в скит Хузивского монастыря и удалился в одну из его пещер, чтобы предаться безмолвию. Единственными его занятиями были молитва и иконопись. Ел он зерна, размоченные в воде, не чаще одного раза в день и отпивал немного воды из источника. Опасаясь мусульман, которые грабили и разоряли земли, где жили христиане, он вынужден был вернуться в Грецию (1916).

Некоторое время подвижник провел на Патмосе, а затем вернулся на Афон.

Однажды он отправился в Афины купить там нечто необходимое для хозяйства и узнал, что митрополит Пентапольский Нектарий (память 9 ноября) разыскивает его. Он тотчас отправился на Эгину и оставался при Нектарии до его блаженной кончины. Общение с прославленным святым нашего времени, терпение Нектария во время испытаний, его смирение, отеческие советы и, наконец, сама его смерть, сопровождавшаяся чудесами, – все это завершило духовное развитие преподобного Саввы.

Еще несколько лет он провел на острове Эгина, в келье, расположенной неподалеку от монастыря, собирая подаяние для общины и преподавая иконопись и византийское пение монахиням. Однажды, после 40 дней полного уединения, преподобный Савва вышел из кельи, держа в руках первую икону святого Нектария, и очень уверенным тоном повелел игумену поместить ее в храме для поклонения.

Поскольку приток посетителей в монастырь Святой Троицы мешал безмолвию, которое преподобный Савва считал драгоценнейшим благом, он переселился в монастырь Всех святых на острове Калимнос (1926). Подвижник построил маленькую келью, расположенную чуть выше монастыря, в точности на том месте, которое предуказал основатель обители за несколько лет до того перед своей кончиной.

22 года святой Савва совершал богослужения, исповедовал монахинь и просвещал народ, особенное попечение имея о вдовах, сиротах и бедняках. Пищу его составляли несколько кусочков просфоры, которые он запивал небольшим количеством вина или розмариновым отваром. Когда наступал вечер, он, весь день трудившийся над писанием икон или принимавший исповедь, брал в руки железный лом и тесал им камни, чтобы, как он говорил, не даром есть свой хлеб. Святой Савва уделял сну не более двух часов в день, причем спал, сидя на дырявом стуле. Оставшееся время он целиком посвящал служению Богу и братиям во Христе. Во время Второй мировой войны он проводил целые ночи в молитвах, предстательствуя за народ, а когда над монастырем пролетали вражеские самолеты, осенял их крестным знамением.

Несмотря на то, что подвижник всему предпочитал безмолвие, он приходил всякий раз, когда бы его ни позвали, чтобы принести утешение людям во время испытаний и поделиться с ними пламенной любовью ко Христу. Он принимал исповедь часами, оплакивая грехи духовных детей и приводя их к радости спасения. Когда он молился, кругом распространялось неизреченное благоухание и наполняло церковь или келью. Его гробница и по сей день источает этот аромат.

Преподобный Савва, совершенно чуждый страсти к наживе, положил за правило не оставлять деньги на ночь под своим кровом и тотчас раздавал все, что получал за свои иконы или требы. Рабочим, которые трудились в его домике, он предложил самим брать плату за труды из ящика, куда он складывал все заработанные деньги.

Приблизившись к концу жизненного пути, святой Савва погрузился в состояние углубленного созерцания и покаяния.

Перед самой кончиной он уединился на три дня в келье. Выйдя из затвора, он дал последние наставления о любви ко Христу и соблюдении Его заповедей, а затем, внезапно укрепившись, всплеснул руками, воскликнув: «Господи, Господи, Господи, Господи!» Одна из присутствовавших при этом монахинь видела, как его душа вознеслась на небеса на золотом облаке при звуках райского пения (это случилось 25 марта 1948 г.).

Когда в 1957 году открыли могилу преподобного Саввы, вокруг нее распространилось чудесное благоухание, наполнившее все кругом, вплоть до окраин города. При этом в монастыре и всех церквях острова звонили в колокола. Тогда у его гроба произошли многочисленные чудеса и с тех пор не прекращались. Местные жители и паломники, приходящие в монастырь издалека за благословением святого, по сей день получают его благодатную помощь.

Простой, смиренный и скорый на послушание, подвижник и молитвенник, сравнимый с древними отцами, святой Савва являет собой образ настоящего монаха на все времена. В одной из своих немногочисленных записей он дал такое определение: «Монах – это тот, кто страждет и оплакивает собственные грехи, не замечая чужих, который не осуждает и не гневается, но сносит терпеливо, с радостью любую обиду и презрительное отношение, чтобы сподобиться близости к Богу, Небесному Судье и Отцу всех».

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Старец схиигумен Савва.

На фотографии Старец схиигумен Савва. История этой фотографии такова: ее подарила мне Евдокия Ильинична Ханина.

Уроженка города Петровска, она родилась в 1924 году, в Саратов переехала на жительство после 1950 года Мы познакомились с ней в храме имени Серафима Саровского, почитаемого народом.

Евдокия Ильинична, глубоко верующая христианка, часто посещавшая храмы, в молодости пела на левом клиросе Саратовского Троицкого собора в 60-70 годы прошедшего столетия. Много ездила по святым местам России, в том числе побывала и в Псково-Печерской Свято-Успенской обители.

Там ей посчастливилось увидеть старца схиигумена Савву, настоятеля этой обители. Он и подарил ей свое фото, благословив при этом.

Читать еще:  Треугольник на большом пальце хиромантия. Треугольник на линии сердца ладони

Уже, будучи в очень преклонном возрасте, на Святое крещение в 2004г. Евдокия Ильинична, поздравив меня с праздником, подарив это фото схиигумена отца Саввы.

Она рассказывала о поездке в Псково-Печерcкую обитель, о старце схиигумене Савве, о том, как его любили его духовных чада, сколько душ было излечено Божьим словом.

Господь наделил Старца отца Савву благодатным даром – быть духовным отцом, приходящих к нему за помощью, чад Божьих. И сколько бы к нему не приходило людей, каждого он внимательно выслушивал, давал советы, для него не существовало возраста, звания и состояния которое имел человек, он со всеми обращался одинаково: отечески заботливо и приветливо. Лицо его всегда было озарено светом радости. Отче сразу замечал, кому нужна поддержка и помощь, и сам подходил к таким людям, неся скорбящим утешение, болящим – исцеление, унывающим и отчаявшимся – надежду на спасение.

Схиигумен Савва родился 25 ноября 1898 года в благочестивой христианской семье, родители имели восемь детей, которые жили в атмосфере христианской любви; при крещении будующий схиигумен Савва был назван в честь святителя Мирликийского Чудотворца, Николаем.

С шести лет его определили в церковно-приходскую школу. Там проявилась его большая способность к учению, с восьми лет он уже хорошо читал и пел на клиросе. После империалистической войны(1914г.), Николай заканчивает

Московский инженерно – строительный институт, но где бы он ни был, всюду не переставал любить Бога, ходил в храм, очень любил читать Псалтирь по усопшим, по-прежнему читал духовно-нравственные книги. Однажды Владыка Варфоломей, митрополит Новосибирский и Барнаульский предсказал будущему старцу: «Будешь священником, но зависть и ненависть будут постоянным твоим крестом. Но не бойся трудностей, Бог тебе поможет». Наконец сбывается мечта Николая, он поступает в духовную семинарию, в те годы в Москве в корпусе Новодевичьего монастыря.

Позднее, нелегкая, но благодатная жизнь послушника в монастыре Троице- Сергиевой лавры: восстановление обители, соблюдение строгих монастырских постов и правил церковных служб. Вскоре происходит пострижение Николая в ангельский чин (в монашество), при этом ему было наречено имя Савва. Наступил период его жизни -подвиг монашества, подвиг старчества.

Восприемником при пострижении инока был архимандрит Вениамин-инспектор Духовной Академии, принявший исповедь у инока, он стал его духовным отцом. (Здесь я хочу немного остановиться и напомнить, что в Саратовской газете ,,Земское обозрение,, от 4 февраля 2004г. была статья, посвященная памяти Владыке Саратовскому и Балашовскому Вениамину ( Милову), в прошлом инспектору Духовной Академии, где и учился будущий Старец схиигумен Савва – духовный сын Владыки Вениамина, служившего в нашей епархии в 60-х годах.

Господь сподобил после статьи о Владыке Вениамине, напомнить нам о его духовном сыне, старце схиигумене Савве. Слава Богу, все по воле Божьей. 25 марта 1949 года, в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы

Святейший Патриарх Алексий рукополагает инока Савву в сан иеродиакона, а вскоре, 5 июля в Успенском соборе Троицко-Сергиевской Лавры – в сан иеромонаха.

Строгая жизнь, особое усердие его в прохождении послушания, любовь к молитве, все это не могло укрыться от высшего начальства. Господь даровал ему силу и крепость без устали трудиться днем, а ночью молиться. В 1952 году отец Савва награжден Святейшим Патриархом Наперсным крестом.

Народ всей душой любил духовника, люди чувствовали великую, благодатную силу и тянулись к нему. С этого времени и начало формироваться духовное стадо. Вскоре последовала кончина Епископа Саратовского Вениамина.

Незадолго перед смертью, Владыка, прощаясь с ним, оставил четыре завета:

Быть мудрым и опытным наставником, никому не писать писем, даже родственникам, быть последним среди священнослужителей, т.е. презреть честолюбие, не стремиться к наградам и почестям, нести свой крест благодушно.

Любовь старца к падшим грешникам, была связана с верой в человека, в его божественную душу. Но ненавистник добра, дьявол, видя труды отца Саввы, не терпя их, возбудил против него много лжеименных христиан, которые начали наветовать на него, называя его прельщенным. Некоторые братья из монастыря завидовали батюшке, лгали на него, но отец Савва нес крест душевных страданий без ропота.

Заканчивалось старческое служение иероманаха Саввы в Троице-Сергиевой лавре, его переводят в Псково-Печерскую Свято-Успенскую обитель.

Иеромонаха Савву встретила тихая Псково-Печерская обитель. Живописная картина уютного, тихого города, обитель Царицы Небесной. Стая голубей встречала своего будущего кормильца. Птицы садились к нему на голову, плечи, а остальные, выстроившись рядами, чинно шли навстречу ему, сопровождая до самых ворот монастырских.

Пройдя под арку Никольского собора, отец Савва увидел красовавшийся впереди пятиглавый Успенский собор, а к нему вел «Кровавый путь».

По этой дороге в 1570 году Иван Грозный нес игумена Корнилия, убитого им вгорячах, по клеветническому доносу.

Из окон его кельи открывался вид на Святую Гору, где возвышается древний двухэтажный храм Владычицы с престолами во имя Ее покрова и Успения. Там же находятся: чудотворная древняя икона Успения Божьей Матери и мощей преподобномученика Корнилия. Левее – храм с престолом Сретенья Господня и храма Благовещения Пресвятой Богородицы.

В то время обитель была в крайней бедности и скудности, богомольцев приходило немного. Но паломники, знавшие отца Савву по Троицко-Сергиевой лавре, духовные чада из разных мест, устремились в Печоры. Старец не таил дарований, которыми щедро наделил его Господь, стремился не упустить ни одну человеческую душу, привести ее к искреннему покаянию. А какие стихи он писал для своих чад и монастырских братьев, истинно, не без участия руки Господа Бога. Вот как пишет о Печорах схиигумен Савва:

Обитель святая –Печоры
Предмет моей сладкой мечты,
Где храмы, пещеры и горы–
Все дивной Святой красоты.

Кресты в небе золотом блещут,
А главы, как стражи стоят
И чья здесь душа не трепещет?
И чьи здесь сердца не горят?

Стоишь ты, как остров средь моря
И светишь, как в бурю маяк:
Звезда ты в воздушном просторе,
Ты радость, надежда моя!

Пред Матерью Чудной, Небесной
В молитве Корнилий святой
Всем просит нам жизни безгрешной,
Как просит душевный покой.

Как мать нас встречаешь, родная,
Как друг – провожаешь домой:
Невзгоды с тобой забываем,
Душой воскресаем с тобой!

Читать еще:  Молитва о прибавлении ума с ударениями. В чем помогает икона «Прибавление ума»? История иконы Божией Матери «Прибавление ума»

С любовью во Христе
Схиигумен Савва

С появлением отца Саввы, обитель стала оживать: умножилось число богомольцев и значительно улучшилось благосостояние обители. Многочисленные духовные чада старца, по его благословению, старались помочь монастырю в материальных нуждах. Все пожертвования отец Савва немедленно отдавал на нужды обители и раздавал нуждающимся. Он любил людей той же любовью, какой любил их Христос: “Праведного любя и грешного милуя,”. Он от души радовался, когда видел чей-то духовный рост, и скорбел, когда видел духовные промахи и ошибки; был серьезным и полезным собеседником для серьезных людей, отечески снисходительным и ласковым с молодежью, детишками.

Духовная жизнь иеромонаха Саввы и в Псково-Печерской Свято-Успенской обители понуждала духа злобы причинять старцу различные скорби. Некоторые братия по монастырю сетовали на то, что большое количество чад духовных отца Саввы им мешают нести службу. Лукавый внушал некоторым, что отец Савва не по уставу совершает Богослужение, а наместник монастыря назвал его даже еретиком и отстранил от совершения треб и Богослужений, и грозил убрать из монастыря. Отец Савва безропотно терпел напраслины, клевету, притеснения, все переносил благодушно и молился. Он только говорил: Как же я оставлю духовных чад, за которых буду держать ответ перед Богом? Если мы не примем их, оттолкнем, тогда и Господь нам скажет : ,”Не вем вас,”. Если я не буду утешать народ скорбящий, я буду изменником Богу!

После бури скорбей, Господь посылает утешение: по благословению Святейшего Патриарха в день Ангела старца 16 декабря1957 года посвящают в сан игумена. Святейший Патриарх Алексий ценил подвижника и неоднократно представлял его к награде.

В 1958 г., в дни Великого поста, Владыка Иоанн назначает отца Савву настоятелем храма Казанской Божьей Матери в Великие Луки. С мирным чувством удалился старец из Псково-Печорской обители в Великие Луки. Он видел, что Господь с ним, и с тем большей покорностью готов был терпеть всякие напасти.

Владыка же преподнес старцу награду от Святейшего Патриарха Алексия – палицу. Смиренный старец ничего не сказал в ответ, опустив голову, он мысленно молился, воздавая хвалу Богу, Божьей Матери и всем Святым.

Духовные чада узнали дорогу и в Великие Луки, съезжались туда и помогали старцу во всех тяжелых работах, в частности в восстановлении храма.

Архиерей узнал о беззаконии наместника и восстановил права старца. Вернувшись в обитель, отец Савва стал ревностно настаивать, чтобы в обители была возобновлена древняя традиция – чин Неусыпаемой Псалтири.

Побывал отец Савва и в Иверии. Он очень скорбел о забытом и утерянном месте, где когда-то была обретена в третий раз глава святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня – Иоанна. Своей задачей отец Савва поставил отыскать в Команских горах это святое место. Это, по благословению Божьему, было совершено. Один старейший житель рассказал, что над скалой, где была сокрыта голова Иоанна Крестителя, на вершине горы стояла часовня. И действительно, сохранились остатки этой часовни. На этом месте отец Савва отслужил молебен и благословил одну из чад написать икону главы Иоанна Крестителя. Эта икона была приклеена в правом верхнем углу. После этого сюда потянулись потоки паломников, и святое место стало предметом всеобщего поклонения.

На обратном пути из Грузии батюшка Савва посетил могилу своего старца-наставника епископа Вениамина Саратовского.

Где бы не появлялся старец, с кем бы он не беседовал, везде оставались следы воздействия благодати Божьей на сердца человеческие по его святым молитвам.

Телесные силы старца к концу жизни слабели все больше и больше, к тому же по откровению свыше он знал, что кончина его наступит внезапно, поэтому всегда ожидал смертного часа. Тяжелая болезнь проявила затяжной характер в1979 году. Святая обитель усиленно молилась о выздоровлении старца, а особенно усердно – духовные чада. Батюшка радовался и благодарил Господа и Его Пречистую Матерь за содействующую и укрепляющую их благодать. Забывая о себе, он все время заботился о других.

Но вот наступила роковая минута… 14 июля1980года, в воскресенье старец Псково-Печерской Свято-Успенской обители схиигумен Савва почил в Бозе…

Об этом возвестили монастырские колокола. Все эти дни поезда и другие виды транспорта были переполнены пассажирами, спешившими отдать последние почести почившему старцу.

После отпевания, гроб был обнесен вокруг Успенской площади и поставлен ,,Богом зданных,, пещерах возле храма Воскресения.

Говорят ,,Конец венчает дело. Да, по плодам определяется достоинство дерева, по делам человека определяется, какова была его жизнь.

Духовный отец Савва горячо молился всегда и за всех, за весь мир, за живых и мертвых.

В своем духовном завещании братии, отец Савва писал: « Жил, веруя в Бога, ожидая всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Перехожу в другой мир с надеждой на помилование за предстательство Пресвятыя Бгородицы и всех Святых.

Прошу вас, сотворите любовь, не лишайте меня последнего благодеяния – ваших святых молитв о мне ко Господу.

Если я обрету у Господа дерзновение, то и надеюсь ходатайствовать перед ним за всех вас, и особенно за тех, кто будет поминать меня в своих молитвах».

Обратимся со святыми молитвами к Господу нашему Иисусу Христу об отце схиигумене Савве, о даровании ему Царствия Небесного.

Будем просить Старца схиигумена Савву ходатайствовать за всех нас, еще живущими на Земле, и просить о спасении душ перед Господом нашим Иисусом Христом.

Материал подготовила Юлия Бортновская-Медокс.

САВВА НОВЫЙ

Память обретения мощей в 1957 году: 25 марта [1] и в пятое воскресенье Великого Поста (Греч.: [2])

В миру Василий, родился в 1862 году в селении Ираклица области Восточная Фракия (ныне территория Турции) [3]. Его родители были бедными и простыми людьми. Звали их Константин и Смарагда.

С раннего детства Василия отличала глубокая вера и любовь к Церкви. Любимым его занятием было чтение житийной литературы. Однако родители были категорически против того, чтобы сын ушёл в монастырь и хотели сделать его лавочником. Несмотря на угрозы матери, юноша бежал из дома и пришёл в каливу Успения Пресвятой Богородицы в афонском скиту святой праведной Анны.

Читать еще:  Значение чисел во сне 28. Магия чисел

Через двенадцать лет Савва отправился паломником в Иерусалим и, поклонившись святым местам, в 1890 году принял монашество в монастыре святого Георгия Хозевита.

В 1894 году игумен обители Калинник благословил его вернуться на Афон для совершенствования в писании икон и изучения византийской церковной музыки.

В 1897 году Савва вернулся в Иерусалим, где оставался вплоть до 1916 года. В этот период святой подвизался на берегах Иордана.

В 1903 году он был рукоположен во священника и в течение трёх лет служил при Патриаршей школе Всечестного Креста в Иерусалиме. Затем Святой вновь удалился в скит Хузивской обители, где проводил строгую подвижническую жизнь. Единственными его занятиями были молитва и иконопись. Ел он пшеничные зерна, размоченные в воде, не чаще одного раза в день и отпивал немного воды из реки.

В 1916 году вернулся в Грецию. Два года провёл на острове Патмос, а затем несколько месяцев на Афоне.

Когда Савва узнал, что митрополит Пентапольский Нектарий разыскивает его, он тотчас отправился на остров Эгина. При святом Нектарии он оставался два года, до его блаженной кончины. После отпевания святителя Нектария преподобный Савва ушёл в затвор. Спустя сорок дней полного уединения, он вышел из кельи, держа в руках первую икону святого Нектария, и повелел настоятельнице монастыря поместить её в храме для поклонения. После того как она стала возражать и говорить, что святой Нектарий ещё не прославлен Церковью, преподобный Савва сказал: «Ты должна оказать послушание. Возьми икону, поставь её в храме и впредь не противься воле Божией».

Поскольку приток посетителей в обитель Святой Троицы мешал безмолвию и молитве, в 1926 году святой Савва переселился в монастырь Всех святых на острове Калимнос. Большинство мужского населения Калимноса составляли ныряльщики. Чтобы прокормить свои семьи они погружались на дно за морскими губками. Многие мужчины становились инвалидами или погибали в морской пучине. Их семьи жили в постоянном страхе потерять кормильца и остаться без средств к существованию.

Подвижник построил маленькую келью, расположенную чуть выше Всехсвятской обители, в точности на том месте, которое предуказал основатель монастыря за несколько лет до того перед своей блаженной кончиной.

За двадцать два года служения на острове святой Савва стал настоящим отцом для всех калимносцев. Даже сегодня, много лет спустя после его блаженной кончины, они называют своего заступника и покровителя «отец Савва». Он был их духовным отцом, к нему они приходили за помощью и утешением.

Многие старики помнят, как святой Савва раздавал милостыню, учил детей и просвещал народ.

Особое попечение святой имел о вдовах, сиротах и бедняках. Сам же был очень воздержан в еде. Его пищу составляли несколько кусочков просфоры, которые он запивал небольшим количеством вина или розмариновым отваром. Когда наступал вечер, он, весь день трудившийся над писанием икон или принимавший исповедь, брал в руки лом и тесал им камни, чтобы, как он говорил, «не даром есть свой хлеб». Святой Савва уделял сну не более двух часов в день, причём спал, сидя на стуле. Оставшееся время он целиком посвящал служению Богу и своим ближним. Во время Второй мировой войны подвижник проводил целые ночи в молитвах за народ, а когда над монастырём пролетали вражеские самолёты, осенял их крестным знамением.

Ради своих братьев во Христе святой отказался от столь любимого им безмолвия. Он приходил всякий раз, когда бы его ни позвали, чтобы утешить людей во время испытаний и поделиться с ними пламенной любовью ко Христу. Преподобный принимал исповедь часами. Был строг к себе и снисходителен к другим. Единственное с чем он не мог примириться, это с богохульством и осуждением.

Преподобный Савва был нестяжателен. Он положил за правило не оставлять деньги на ночь под своим кровом и тотчас раздавал все пожертвования. Рабочим, которые трудились в его жилище, он предложил самим брать плату за свои труды из ящика, куда он складывал все деньги.

Скончался 25 марта 1948 года. Перед самой кончиной он уединился на три дня в келье. Выйдя из затвора, он дал последние наставления о любви ко Христу и соблюдении Его заповедей, а затем, внезапно укрепившись, всплеснул руками, и преставился со словами: «Господь, Господь, Господь, Господь!»

Когда в 5-ю Неделю Великого Поста, выпавшую в 1957 году на 7 апреля [4] по благословению митрополита Калимноса Исидора открыли могилу преподобного Саввы, вокруг неё распространилось чудесное благоухание, наполнившее всё кругом, вплоть до окраин города. У гроба святого произошли многочисленные чудеса, которые с тех пор не прекращались.

Прославление преподобного совершено Константинопольской Православной Церковью 19 февраля 1992 года [4]. В месяцеслов Русской Православной Церкви имя преподобного Саввы Нового внесено по благословению патриарха Алексия II.

Молитвословия

Рожде́нием бы́в из Га́ны и Хо́ры,/ вели́кая похвало́ о́строва Кали́мноса,/ преблаже́нне Са́вво, о́тче на́ш,/ се́ бо, путе́м подви́жническим проше́д,/ вы́сшаго конца́ дости́гл еси́./ Те́мже моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Честны́х моще́й твои́х благоуха́нию, о́тче преподо́бне,/ Боже́ственное ста́до твое́ ве́рно ра́дующеся, вопие́т ти́:// прише́л еси́, явле́йся храни́тель и изба́витель на́ш.

Использованные материалы

  • Преподобный Савва Новый Афонский. Житие на сайте “Путеводитель по Афону”
    • http://agionoros.ru/docs/622.html
  • “Преподобный Савва Новый” // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. – Т. IV. – С. 302-305:
    • http://www.pravoslavie.ru/put/52746.htm

[1] “Ὁ Ὅσιος Σάββας ὁ Νέος ὁ ἐν Καλύμνῳ”, страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, “Синаксарь Православной Церкви”), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2591/sxsaintinfo.aspx ; Календарь на сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/mes1/mar25.html .

[2] “Όσιος Σάββας ο Νέος ο εν Καλύμνω”, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/204/saint.aspx .

[3] В тропаре святому место его рождения указано как “из Ганы и Хоры”, по названию епархии Гана и Хоры, куда входила и Гераклея (Ираклица) во Фракии Прибрежной.

Источники:

http://pravoslavie.ru/52746.html
http://likorg.ru/post/starec-shiigumen-savva
http://drevo-info.ru/articles/26741

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: