Сравнительный анализ светских и религиозных ценностных ориентаций студентов старших курсов г. Нижнекамска

Ценностные ориентации студентов старших курсов

Проблема исследования ценностных ориентацией у студентов старших курсов юридического факультета является актуальной. Во-первых, изменения, которые затронули политическую, экономическую, социальную и духовную сферы жизни нашего общества повлекли за собой преобразования в ценностных ориентациях людей, в том числе студентов; во-вторых, по изученной системе ценностей студентов старших курсов можно предположить уровень эффективного выполнения определенного действия в их будущей профессио­нальной деятельности.

Для подтверждения актуальности темы необходимо ответить на естественно возникающие вопросы: почему ценности студентов именно старших курсов составили основу исследования? Каковы ценностные ориентации студентов старших курсов юридического факультета? Нужно ли учитывать систему ценностей выпускников вузов, например, при профессиональном отборе?

С целью выяснения первого и второго вопросов в 2012 году автором было проведено исследование ценностных ориентаций студентов старшего 4-го курса юридического факультета. Выбор автора в отношении студентов данного курса был не случаен. Во-первых, студенты на четвертом курсе определились со специализацией: уголовная или гражданская, т.е. приняли решение относительно своей будущей работы. Во-вторых, старшекурсники предположительно больше ориентированы на свою будущую профессию, чем студенты младших курсов. В-третьих, опрошенные группы студентов юридического факультета дадут большее количество данных при проведении повторных исследований.

Общая характеристика исследования.

Выборка этого года составила 40 человек. Были опрошены студенты четвертого курса уголовной (далее УС) (20 человек) и гражданской (далее ГС) (20 человек) специализации.

В качестве метода исследования была выбрана методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [1]. Методика содержит 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей, которые необходимо было проранжировать по порядку значимости для студента. Данная методика позволила охватить необходимое для исследования количество студентов. Проводилась с учетом принципов добровольности и анонимности. Ответы по методике «Ценностные ориентации» были впоследствии обработаны в MO Excel.

Полученные данные показали, что у студентов уголовной и гражданской специализации самыми высокими показателями являются: здоровье (УС – 77%; ГС – 72%); любовь (УС – 72%; ГС – 78%). Для групп ГС важным ценностным ориентиром является счастливая семейная жизнь – 83%, а вот у групп УС она составляет только 61%.

Общий низкий показатель для двух групп – ценность красоты природы и искусства (УС – 22%; ГС- 22%).

Проведенный анализ инструментальных ценностей студентов показал, что группа УС в среднем более воспитана, т.е обладает хорошими манерами (83%) и ответственна (чувство долга, умение держать свое слово) (72%), чем группа ГС (воспитанность – 61%; ответственность – 67%). В совокупности с терминальными ценностями это означает, что студенты группы УС ответственнее подходят к своему здоровью, к формированию своей интимной жизни.

Незначительными инструментальными ценностями с точки зрения студентов являются непримиримость к недостаткам в себе и других (УС – 22%; ГС – 28%), а также высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (УС – 33%; ГС – 33%).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, во-первых, студенты 4 – го курса в своей жизни руководствуются ценностями, носящими не утилитарный характер (любовь, здоровье, счастливая семейная жизнь). Во-вторых, это вполне закономерно, поэтому стоит обращать внимание на те ценности, которые студенты считают незначимыми.

Анализ незначительных ценностей студентов поможет ответить на третий вопрос данного исследования: «Нужно ли учитывать систему ценностей выпускников вузов при профессиональном отборе?». Так, например, в данном исследовании незначительной инструментальной ценностью стала непримиримость к недостаткам в себе и других (УС – 22%; ГС – 28%). Это означает, что в среднем студенты старших курсов не критичны к своему внешнему виду, а также не уделяют достаточно внимания анализу своей деятельности. Поэтому возможно предположить, что при возникновении ошибок (процессуальных или организационно-тактических) в профессиональной деятельности, данные субъекты не будут корректировать линию своего поведения в отношении допущенных ошибок. Это в свою очередь может негативно отразиться на их дальнейшей профессиональной деятельности в качестве юристов, а также может негативно сказаться на репутации организации.

В заключении было выяснено мнение преподавателей юридического факультета, одновременно являющимися юристами – практиками, о терминальных и инструментальных ценностях, которыми должны обладать студенты юридического факультета как будущие юристы с их точки зрения.

Общая характеристика исследования.

Выборка среди преподавателей составила 8 человек. Были опрошены преподаватели юридического факультета.

В качестве метода исследования им была предложена методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), по которой опрашивались студенты. Методика проводилась с учетом принципов добровольности и анонимности. Ответы по методике «Ценностные ориентации» были впоследствии обработаны в MO Excel.

Ожидания преподавателей в отношении ценностей студентов как будущих юристов, полностью не оправдываются. Самыми высокими показателями стали: познание (78%); уверенность в себе (78%); здоровье (72%).

Та же ситуация наблюдается при анализе инструментальных ценностей. По мнению преподавателей, студенты как будущие субъекты своей профессиональной деятельности должны быть образованы (83%), рациональны (83%), ответственны (78%) и исполнительны (72%).

Таким образом, автор рассмотрела ценностные ориентации студентов старших курсов юридического факультета как будущих субъектов своей деятельности, проанализировала мнение студентов и преподавателей по данному вопросу, доказала, что ожидания преподавателей в отношении ценностей студентов не оправдались.

На основании этого можно сделать следующие выводы:

  1. Студенты 4-го курса юридического факультета менее ориентированы на свою будущую профессию;
  2. Необходимо учитывать систему ценностей выпускников вузов при профессиональном отборе.
  1. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 – C. 637-641

Сравнительный анализ светских и религиозных ценностных ориентаций студентов старших курсов г. Нижнекамска

При анализе ценностных ориентаций молодежи мы учли действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей.

В конечном счете, традиционные ценности (особенно, когда речь идет о тоталитарном, авторитарном обществе) — это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мысли и жизни родителей. Это вероятно связано с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На индивидуальном уровне — конкретные родители влияют на своих детей. На уровне поколений — молодое поколение в целом, так или иначе, воспринимает ценности старшего поколения. Но со временем, присущая молодому сознанию ломка ценностных ориентаций всё больше и больше высвобождает их от стереотипов старшего поколения и формирует в их сознании новое. Юность это время интенсивного строительства мировоззрения молодых людей и здесь бывает много динамики, перестройки, изменений и прочих движений. И у каждого типа людей свой тип сознания (ТИМ – тип информационного метаболизма – психики человека) и каждый тип сознания формируется в соответствии со своей программой заключённой создателем в ДНК.

Авторы исследования пытались сделать максимально открытым для студентов: опросный лист имел только открытые вопросы (см. приложения), а при заполнении опросных листов соблюдалась тишина и дисциплина [13, с.154]

Читать еще:  Что такое христианство. Интересные факты о религии

Всего опрошено 270 человек из них девушек 157 (58%), юношей 113 (42%) в возрасте от 20 до 30 лет. Опрос проводился в 6 учебных заведениях г. Нижнекамска. (Приложение Б)

Самая солидная группа – это группа верующих: а) в Бога 145 студентов (54%), и б) в Аллаха 38 студента (14%):

1. Среди верующих в Бога 105 девушек (39%) и 39 юношей (14.5%) от всей совокупности или 65% от всех верующих (девушки) и соответственно 27% юношей.

Показатель духовной посвещённости или степень богоугодности жизни верующих в Бога респондентов (Приложение В, табл. 1).

Высокая степень выраженности духовной и богоугодной жизни – это сильная приверженность (лат.fanaticus – фанатизм), стремление угодить объекту своей веры так, чтобы быть достойным попасть в рай или небесное царство. Данная категория специалистов могут быть ярчайшими идеологами религиозных ценностей в нашем обществе.

Средняя степень выраженности к богоугодной жизни – это достаточно высоконравственная, ответственная жизнь без сильной приставки «для Бога». Это «нравственный костяк общества» нашего города, поскольку они ориентированы на построение карьеры, развитие гражданского общества и усиление демократических норм и ценностей в нашем обществе. Данной категории следует доверить основные рычаги управления, для развития экономики, социальной, культурной и духовной сфер нашего города.

Низкая выраженность к богоугодной жизни – эта группа находится в поиске своего социального, профессионального и духовного лица, а также тех моральных ценностей, которых они хотели бы придерживаются. Вероятно, данная категория студентов нуждается в лучшей мотивации к своей профессиональной деятельности и обретения своего социального «Я». Эта категория нуждается в поддержке со стороны более опытных и мудрых взрослых, они более податливы и восприимчивы к их наставлениям, поскольку в своё время, они либо не получили их, либо не имели такой необходимости. Группа хорошего потенциала, который необходимо развивать и в этом им могут помочь взрослые, но только те которых они сами себе изберут в наставники!

2. Группа верующих в Аллаха: вероятно, здесь были охвачены те из татар-мусульман, которые более чётко осознают свою именно мусульманскую традицию, чем скажем татары, мало охваченные влиянием ислама на их веру и мировоззрение. Вероятно, таковые отвечали вместо «Аллах» – «Бог» и вошли в первую группы студентов.

Верующих в Аллаха, всего: 38 студентов. Юноши – 18 человек (6,5%) и девушки -20 (7.5%) от всех опрошенных и (9,8%) и (11%) от всех верующих в Бога и Аллаха.

Показатель духовной посвещённости или богоугодность жизни верующих в Аллаха респондентов (Приложение В, табл. 2) [14, c.155-156].

Расшифровка практически такая же, как и в первой группе, лишь одно замечание: в мусульманском течении которое господствует в сознании татарстанских мусульман (суннитская ветвь) могут встретиться радикально настроенные мусульмане. Этого опасаются практически все имамы и муфтии Татарстана. Об этом в частности говорил вновь утверждённый имам главной мечети Татарстана «Кул Шариф» – Юнусов Рамиль Хазрат, о недопущении превращения мусульманина в фанатика и марионетку (1). Иными словами два респондента, особенно приверженные исламу, могут быть склонны придерживаться совершенно радикальных идей. Но наши респонденты обычные суннитские активисты, мы это проверили! Надеемся, что они принесут большую пользу в развитии мусульманства и возможно больше терпимости к иноверцам, чем что-либо иное!

Анализ опросных листов в группе верующих в Бога показал:

1. Зависимость желания студентов видеть окружающих людей верующими в то же, во что и они сами. Желание это сильно у студентов с сильно выраженным стремлением к богоугодной жизни. Обнаружилась связь между силой веры и силой желания воплощать свои убеждения: чем сильнее вера, тем яснее и сильнее желание видеть окружающих верующими в тоже! В подгруппе неверующих, атеистов и верящих только в себя и свои силы обнаружена такая же зависимость и связь. Многие из подгруппы со средней выраженностью к богоугодной жизни также хотели бы расширять границы своих убеждений, но без навязывания и учитывая реальные потребности субъектов общения. Некоторые выражают такое желание в связи с упрощением общения с окружающими: «если бы они верили в тоже, во что и мы, нам просто было бы проще общаться!». В подгруппе с низкой выраженностью к высокодуховной, богобоязненной жизни такая связь резко сокращается, доходя до безразличия.

Таким образом, можно констатировать что, верующие активисты и просто энергичные верующие студенты будут оказывать своё, вероятно благотворное влияние на свое пассивное неверующее окружение, поскольку опрос выявил также моральное состояние студентов, у верующих оно на порядок выше! Данное исследование выявило мало активистов, но это не означает что их мало в других ВУЗах и ССУЗах города, для этого необходимо охватить хотя бы тысячу студентов города! Вероятно также, что тот положительный настрой, который есть у верующих студентов, оказывает своё важное влияние на профессионализацию и оптимизацию самой их жизни. Как правило, верующие студенты более дисциплинированны и ответственны за свои поступки. Таким образом, вероятно, подтверждается ещё одно важная связь: высоких моральных стандартов с высокими профессиональными качествами студентов. Здесь как в поговорке: «хорошие родители делают хороших детей!» – хорошая моральная основа сделает свое доброе дело в профессиональной деятельности готовящихся специалистов, в том числе в процессе их профессионального становления. Позволю сделать себе отступление на актуальную библейскую ссылку, на мудрого царя Соломона, который высказал формулу успеха в построении сильного и процветающего государства: « Наставь ребёнка на верный путь, он и в старости не собьётся с него» (2). « Не давай сердцу твоему завидовать грешникам, но всегда пребывай в страхе перед Вечным » (3). « Да не покинут тебя любовь и верность; обвяжи ими шею свою и запиши их на сердце своём. Тогда ты найдёшь расположение и доброе имя у Всевышнего и людей» (4). Первая и вторая подгруппа верующих в Бога и Аллаха обладают высокой моралью и своей гражданской ответственностью. В общей совокупности опрошенных их свыше 170 респондентов (63%): свыше 115 респондентов (45 юношей и 73 девушки) (42,5%) – среди верующих, среди других групп свыше 55 респондентов (20%). Таким образом, костяк, стержень нового поколения Нижнекамских специалистов состоит из людей осознающих существование Бога (Аллаха) и стремящихся жить достойную жизнь! Хочется верить, что так оно и будет!

Опрос выявил большую неразбериху и путаницу в понимании верующими студентами вопроса о происхождении. Так, например первые считают, что мир произошёл в процессе эволюции или процессов с перемещением во вселенной космической энергии. Вторые считают, что необъяснимые механизмы химических и физических реакций породили всё, при этом о Боге-Творце ни слова! Третьи считают, что люди произошли от обезьян, которые произошли, которых создал Бог. Четвёртые считают, что нас забросили существа с других галактик или их останки, которых создал Бог. Пятые не задумывались над этими вопросами, и им самим хотелось бы узнать об этом! Шестые верят в Создателя-Творца, без всяких объяснений.

Такой разброс в мнениях и представлениях является прямым следствием влияния разнообразных эволюционных и космогонических учений и представлений о происхождении. Опрос не выявил у студентов знания основ Креационизма (науки о сотворении мира), но выявлена тенденция к движению научной мысли верующих студентов в эту сторону. Поскольку преподаватели естественно-научных дисциплин либо сами придерживаются эволюционных моделей и материализма как основы своего мировоззрения, другого ожидать не приходится! А креационная модель, признанная более признанной среди ведущих умов планеты, не находит места в сознании российских учёных. По крайней мере, преподаватели биологии, химии и физики в ВУЗах и ССУЗах города остаются материалистами, а если и не материалистами, то, по крайней мере, не сведущими в креационной модели происхождения мира и живых существ.

Читать еще:  Самые ангелу хранителю молитва. Молитва ангелу-хранителю на каждый день

Анализ такого явления как сочетание противоположных позиций в мировоззрении верующих студентов показал ожидаемую в связи с секуляризованностью нашего общества ситуацию: безусловно, есть верующие студенты, синтезирующие в своем сознании несовместимые представления, к примеру: одна студентка верит в Бога, но при этом стремится к идеалам: стерва, наглая, распутная и прочее; другие студенты считают, что вера в Бога не помешает им достичь своих целей любыми путями; третьи верующие в Бога студенты увлекаются астрологией, гаданием, колдовством, наведением порчи и прочими оккультными практиками, причём это характерно и для тех, кто стремится вести достаточно высоконравственную жизнь под «Его взором». Подобные явления в жизни студентов говорят о том, что они плохо осведомлены о мнении традиционной веры (религии) об этом. А это можно расценивать как слабую воцерковлённость и приверженность исламу многих верующих. Вероятно, это является подтверждением тому, что в нашем обществе разрываются традиционные связи, такие как традиции религии и семейные связи. И это является прямым следствием того, что с детства поколение молодых людей было плохо охвачено влиянием традиционных религий, которые сами ещё плохо развиты, ведь прошло ещё очень мало времени после провозглашения свободы совести и вероисповедания. Возможно, дети нынешнего поколения будут лучше охвачены традиционными религиями и будут более разборчивыми в вопросах ведения своей духовной жизни, чем их родители.

Количество верующих девушек превышает количество верующих юношей лишь по причине их значительного преобладания среди опрашиваемых. Данное исследование слишком мало для того, чтобы показать среди кого действительно больше верующих: среди юношей или девушек. Из опроса видно, что 125 (42,3%) девушек и 57 (21%) юношей верят в Бога. А среди неверующих 14 (5,2 %) и атеистов 2 (0.8%) одни юноши. Но это нельзя считать показателем для всех ВУЗов и ССУЗов города.

Исследование ценностных ориентаций у студентов младших и старших курсов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Капезина Татьяна Тимофеевна

Рассматривается понятие « ценностные ориентации » и представляются результаты исследования ценностных ориентаций у студентов Пензенского государственного университета.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Капезина Татьяна Тимофеевна

RESEARCH VALUE ORIENTATIONS OF JUNIOR AND SENIOR STUDENTS

The article analyses the concept of « value orientation » and the results of value orientations research of students of Penza State University.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций у студентов младших и старших курсов»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ

Аннотация. Рассматривается понятие «ценностные ориентации» и представляются результаты исследования ценностных ориентаций у студентов Пензенского государственного университета.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, молодежь, личность, респонденты.

RESEARCH VALUE ORIENTATIONS OF JUNIOR AND SENIOR STUDENTS

Abstract. The article analyses the concept of «value orientation» and the results of value orientations research of students of Penza State University.

Key words: values, value orientation, youth, personality, respondents.

Процесс социализации молодежи в современном обществе осложнен, так как происходит переоценка традиций, норм и ценностей. Молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, потому что процесс передачи традиций, норм, ценностей предшествующими поколениями был нарушен в связи с изменением в 90-х гг. идеологии.

Известно, что ядро сложной структуры личности включает как предельно обобщенные мировоззренческие взгляды, так и установки, определяющие человеческие действия в конкретных ситуациях. Промежуточное положение между мировоззрением и установками занимают ценностные ориентации личности.

Ценностные ориентации и ценности личности всегда являлись одним из важных объектов исследования социологии. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций молодежи внесли такие известные социологи, как В. А. Ядов, В. Г. Лисовский, А. Г. Здравомыслов, С. Л. Рубинштейн, Е. С. Волков и многие другие.

Наиболее полную теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятие «ценностные ориентации» получило в работах В. А. Ядова. Под ценностными ориентациями В. А. Ядов понимает «разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения». В. А. Ядов подчеркивает, что ценностные ориентации образуют высший уровень иерархии предрасположенностей человека к определенному восприятию условий своей жизнедеятельности и к поведению в долгосрочной перспективе. По его мнению, именно ценностные ориентации выступают критериями принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора [1].

По мнению А. Г. Здравомыслова, ценностные ориентации -это «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека» [2].

С точки зрения С. Л. Рубинштейна, ценность – это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять функцию ориентира поведения. Он считал, «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого» [3].

Ценностные ориентации – это понятие, отражающее положительную или отрицательную значимость для личности предметов или явлений социальной действительности. Таким образом, формирование ценностных ориентаций тесно связано с развитием личности и ее направленности.

В целом ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую три основных направления: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

В современных условиях, учитывая изменения, происходящие в обществе, особенно трудно приходиться молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой

ценностей. Следует отметить, что новая ценностная система российского общества только начинает свое становление. О важности возрождения и укрепления ценностей говорится в предвыборной программе Всероссийской политической партии «Единая Россия» (на выборах Президента России 4 марта 2012 года): «Развитие человека, создание условий для реализации его способностей – ради этого в конечном счете должно работать государство и его институты, на это должна быть нацелена экономика». В. В. Путин в своем послании Федеральному собранию отмечал, что «такие ценности, как крепкая дружба, взаимовыручка, доверие, товарищество и надежность, в течение многих веков оставались на российской земле ценностями непреложными и непреходящими».

Особенно это высказывание касается молодежи, ведь она своего рода социальный аккумулятор изменений, происходящих в обществе, а потребительское отношение к жизни, бездуховность порождают у молодого поколения безразличие к себе и другим, апатию, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в современных условиях. В молодости человек достаточно легко приобретает основные знания, умения и навыки.

Студенческая молодежь – это интеллектуальный потенциал, особые способности к творчеству, новые, креативные идеи и энергия, которые в особенности нужны в момент проводимых в обществе реформ.

Процесс жизнедеятельности молодежи происходит во всех основных сферах жизни общества, личность реализуется в процессе обучения и воспитания. В юности молодые люди выбирают свое будущее, их дороги ведут к намеченной цели. Важное место в жизненных планах молодых людей занимают образование, стремление стать студентом, получить специальность и найти престижное место работы, где можно реализовать свой потенциал и получать достойную оплату. Таким образом, для молодых людей высшее образование является значимой социальной ценностью.

Читать еще:  Любовный гороскоп козерог на год. Гороскоп любви для Льва

Студенчество – это довольно многочисленная и важная социальная группа, которая является наиболее образованной, подготовленной к выполнению социальных ролей в обществе, что предопределяет формирование специфических особенностей у студенческой молодежи.

Стремясь реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения. Выработке у студенчества сплоченности способствуют общность целей в получении высшего образования, активное участие в студенческой жизни, общественных делах, образ жизни.

Особенностями студенческой молодежи являются высокая интенсивность общения и коммуникабельность. Этому способствуют специфика обучения в вузе и активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества. Поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и инновационным преобразованиям в обществе – значимые особенности студенчества.

Таким образом, если рассматривать жизненные циклы жизнедеятельности человека, то в молодости он ставит цели, строит жизненные планы на получение образования и профессии, на создание своей семьи и на собственную карьеру, в среднем возрасте он для достижения поставленных целей, реализовывает эти планы, позднее он оценивает достигнутое и пережитое.

Становление ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. Ценностные ориентации, являясь механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему ценностей.

Для эмпирической оценки тенденций развития общества на основе анализа морально-психологического состояния молодежи как основы формирования новой ценностно-нормативной системы в Пензенском государственном университете в 2011 г. было проведено тестирование студентов. Для определения ценностных предпочтений была использована методика и М. Ро-кича «Ценностные ориентации».

Тест Рокича является одной из самых распространенных методик, направленных на изучение ценностных ориентаций личности. Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич рассматривает ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:

– общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

– все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

– ценности организованы в системы;

– истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

– влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Рокич ввел в свои исследования понятия терминальных и инструментальных ценностей, эмпирически исследовав по 18 и тех и других. Терминальные ценности выражают важнейшие идеалы, цели, самоценные смыслы жизни людей, такие как ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы. Что касается инструментальных ценностей, то в них запечатлены одобряемые в данном обществе средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой – качества, способности людей. По сути, терминальные и инструментальные ценности – это ценности-цели и ценности-средства.

Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов специальности «Реклама» ПГУ проводилось в октябре -ноябре 2011 г. В октябре проводилось тестирование студентов второго курса, а в ноябре – пятого курса. Результаты исследования анализировались в начале 2012 г. Затем был проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций у студентов младших и старших курсов.

Тестируемые получили два списка. Один список состоял из 18 терминальных ценностей, другой – из 18 инструментальных. В списках респондент присваивал каждой ценности ранговый номер.

В качестве наиболее значимых ценностей-целей студенты выбрали следующие: «здоровье (физическое и психическое)», «познание (возможность расширения своего кругозора общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие)», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)», «материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)».

Наименее значимыми для студентов оказались следующие ценности: «свобода как независимость в поступках и действиях», «развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)», «счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом)».

Анализ результатов исследования терминальных ценностей показал, что такая ценность, как «физическое и психическое

здоровье», занимает первое место (второй курс – 40,3 %, пятый курс – 52,3 %).

Такая ценность-цель, как «счастливая семейная жизнь», студентами второго курса была поставлена на четвертое место и набрала 8,5 %. Но необходимо отметить, что она становится более значимой к пятому курсу и, набирая 23,8 %, перемещается на второе место.

Таким образом, можно отметить, что такие ценности-цели, как «физическое и психическое здоровье» и «счастливая семейная жизнь», имеют относительно стабильные результаты, остальные ценности с годами изменяются, приобретая или теряя значимость.

Ценности «познание (возможность расширения своего кругозора общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие)», «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)», «наличие хороших и верных друзей», для студентов второго курса достаточно значимы – они были поставлены после ценности «физическое и психическое здоровье». К пятому курсу они несколько утратили свою значимость.

Ценность «материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)» более значима для студентов пятого курса и составляет 15,2 %. Это можно объяснить тем, что в основном студенты старших курсов уже работают и на практике познают цену деньгам, а студенты младших курсов в основном живут на средства родителей.

Такая ценность, как «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)», была значима для 10,1 % респондентов – студентов второго курса, но к пятому курсу она стала менее значимой, составляя всего 4,8 %.

Проводя сравнительный анализ инструментальных ценностей у студентов младших и старших курсов, можно сделать следующий вывод: в процессе обучения у студентов второго и пятого курсов доминировали разные ценности. Если на втором курсе наиболее значимой была ценность «честность (правдивость, искренность)» – 15 %, то на пятом курсе студенты выбирают ценность «независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)» – 14,2 %.

Некоторые инструментальные ценности были значимы на протяжении всего периода обучения, хотя и не занимали лидирующих позиций.

Необходимо отметить, что такие ценности, как «образованность (широта знаний, высокая общая культура)», «воспитанность (хорошие манеры)», «ответственность», «широта взглядов»

(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)», были значимы на протяжении всего периода обучения.

Таким образом, анализируя выборы студентов второго и пятого курсов, можно сделать следующие выводы:

1. Ценность «физическое и психическое здоровье» стабильно занимает первое место (второй курс – 40,3 %, пятый курс -52,3 %.

2. Ценность «познание (возможность расширения своего кругозора общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие)» занимает второе место среди предложенных ценностей, хотя результаты периодически изменялись: второй курс – 18 %, пятый курс – 15,2 %.

3. Ценность «наличие хороших и верных друзей» при проведении анкетирования студентов второго курса была поставлена на третье место – 13,3 %, а к пятому курсу переместилась на пятое место – 8,1 %.

4. Ценность «материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)» более значима для студентов пятого курса – 14,2 %, для студентов второго курса – 8,5 %.

Проведенное исследование показывает, что молодежь ориентирована на получение образования, интеллектуальное развитие, интересную работу. В глазах молодых людей вновь приобрели значение ценности любви, семьи, дружбы.

1. Ядов В. А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением : докл. на VII Междунар. конф. в г. Варна «Личность и ее ценностные ориентации» // Информационный бюллетень. -1970. – № 40.

2. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. -М. : Политиздат, 1996.

3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 2001.

Источники:

http://www.b17.ru/article/58280/
http://studbooks.net/835003/religiovedenie/issledovanie_religioznyh_svetskih_tsennostnyh_orientatsiy_studentov_starshih_kursov_vuzah_kolledzhah_nizhnekamska
http://cyberleninka.ru/article/n/15672264

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: